Конспект для старшеклассников моя дружная семья

Обновлено: 05.07.2024

- Отгадайте, о чём будем сегодня говорить! Вам помогут загадки.

Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь – по делу,
И хвалишь – с душой (Папа).

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: “Вставать пора”?
Кашу кто успел сварить?
Чай - в пиалу мне налить? (Мама).

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки –
У любимой . (бабушки ).

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый . (дед).

2. Беседа “Отношения в семье”.

- Действительно, самые близкие, самые родные и любящие люди – мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры, дяди, тёти – ваша семья.

- Как вы думаете, что такое семья?

Да, семья – это дом. Это родители, дедушка, бабушка. Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печаль, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, сплочённые чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Послушайте стихи Л.Сусловой.

А дом, заставленный добром – ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живым цветком, - ещё не дом.
Когда вечерняя спустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнит дом
Твоим теплом.

- О каком же тепле идёт речь? В песне поётся:

Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал,
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.

- Наверное, вы согласитесь с этими словами. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат.

- Как же построить такой дом? Я предлагаю вам поиграть в строителей.

Конкурс.

Главное в семье – это любовь, уважение, взаимопонимание. Чтобы эти “кирпичики” стояли крепко в фундаменте нашего дома нужно, чтобы каждый член семьи проявлял самые лучшие свои качества характера. Давайте скажем, что есть хорошего в наших детях. (Родители перечисляют наиболее яркие качества своих детишек).

Конкурс. Игра “Если бы я был идеальным. ”

- К сожалению, идеальных родителей и детей не бывает, хотя стремиться к этому необходимо. В этом вам поможет такая игра.

Ведущий бросает мяч присутствующим ребятам и взрослым. Они ловят мячик и быстро говорят:

Дети – Если б я был идеальным родителем, я бы .

Родители – Если б я был идеальным ребёнком, я бы .

- А теперь музыкальная пауза.

Песня “Моя семья” на мотив песни “Маленькая страна”.

Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик и сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.

Конкурс “Народная мудрость гласит”.

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Исправьте пословицы:

- Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

- Милые бранятся, только по пятницам (тешатся).

  • Гость на пороге – счастье в . (доме).
  • В гостях хорошо, . (а дома лучше).
  • Чем богаты, . (тем и рады).
  • Дом без хозяйки . (сиротка).
  • Яблоко от яблони . (не далеко падает).

Выступление членов семьи.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая счастливая Ваша семья!

- А в чём заключается счастье в вашей семье? (Ответы учащихся).

Музыкальная пауза. Танец “Кадрилька”.

Игра “Ассоциация”.

- А сейчас мы поиграем в игру “Ассоциация”.

- Закройте, пожалуйста, глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?

- А если бы семья стала птицей, то какой и почему?

- А если бы семья была деревом, то каким и почему?

Учитель:

У каждого человека должны быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдём сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Только самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном.

Звучит стихотворение “Что может быть семьи дороже?”

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью.
И провожают в путь с добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже,
На этой сказочной земле!

Звучит “Песня мамонтёнка”.

Подведение итогов классного часа.

- Итак, мы сегодня с вами выяснили, что семья является для каждого из нас опорой, крепостью. Дружную семью держит понимание. Семью необходимо беречь от невзгод и ненастий.

- А что запомнилось вам из нашего классного часа?

- Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их любите.

- А закончить классный час я хочу стихотворением:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссору, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, минуты, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!

Автор: Пимоненко Светлана Васильевна

Организация: МАОУ СШ №9

Населенный пункт: г. Красноуфимск, Свердловской области

1. Формировать представление о важности каждого члена семьи о роли семьи в жизни человека.

2. Укрепить привязанность к общепринятым семейным ценностям.

3. Прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

4. Подвести детей и родителей к выводу о том, что дружная семья – благоприятная среда для сохранения здоровья её членов.

5. Создать комфортную среду общения.

6. Учить работать в группах. Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы.

1.Карточки с названиями команд.

5. Платочки для танцевального конкурса.

6. Карточки с весёлым и грустным лицом для рефлексии.

- Добрый день, дорогие гости, дети и их родители.

Сегодня мы собрались большой семьёй нашего класса, чтобы повеселиться, отдохнуть и ближе познакомиться.

-Посмотрите на экран. Отгадайте ребус. (Семья).

У нас присутствуют 6 команд. У каждой своё название. Просим всех гостей праздника быть не пассивными слушателями, а активными участниками.

-Что такое семья?

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

-А с кого же начинается семья? (с папы и мамы).

-Какое чувство соединяет этих людей? (любовь).

-В семье от любви мужчины и женщины появляются дети.

Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важен в жизни и в судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

Когда родилась наша дружная семья,

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Как же может быть такое, чтобы без меня

Родилась такая дружная семья?

-На ваших листочках рассмотрите рисунки и вы берите тот, который по вашему мнению, является символом семьи

-А кого же можно назвать членами семьи? Ответ на этот вопрос мы найдём, выполнив задание на листочках.

2 конкурс. –Выберите и подчеркните в списке членов семьи (отец, кошка, сестра, учительница, дедушка, брат, соседка, собака, друг, мама, бабушка).

-А для чего люди создают семью?

-Обсудите в командах и скажите, кто самый главный человек в семье?

-Самый главный человек ,благодаря которому мы появились на свет – это наша мама.

На щеках у мамочки две волшебных ямочки,

И когда она смеётся

Свет такой лучистый льётся

Что подснежники растут

Прямо на глазах цветут

Мама солнышко моё

Я подсолнушек её

Хорошо счастливой быть

Мамочку свою любить.

-Какие замечательные наши мамы. Но иногда нечаянно, вы могли обидеть маму.

Главный помощник мамы - это, конечно, папа.

Шли мы в школу, дождик капал,

И сказал мне Саша вдруг: «Папа мой не просто папа,

А главное богатство семьи – дети.

У каждого члена семьи есть своя роль, свои обязанности, которые они должны выполнять.

- Какие обязанности у вас в семье?

- Как вы помогаете друг другу?

- Сейчас расскажут об обязанностях в своей семье Илья Двойнишников и его мама.

- Обязанности детей меняются по мере взросления.

В каждой семье есть традиции. О своих семейных традициях нам расскажут Лена Фоменко и ее мама Татьяна Ивановна.

Самое главное в семье – здоровье ее членов.

- Равиль Ибрагимов и его мама расскажут, как они в своей семье укрепляют здоровье.

Так какие же качества присущи каждой семье? Напишите на листочках.

- Верно, в семье люди относятся друг к другу с пониманием, терпением, заботой, вместе переживают горе или радость.

Ученик.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем.

В анкете ребята рассказали, что ваши семьи хорошие, добрые, любимые, счастливые, ласковые. Они считают, что живёте вы счастливо, а некоторые даже очень. А для полного счастья не хватает совсем чуть-чуть: кому-то сестрёнок и братишек; кому-то нужны рыбки, компьютер; кому-то не хватает хороших отметок, денег. А кому-то надо, чтобы папа был рядом, и самое главное, чтоб папа с мамой не ругались.

- Дети много времени проводят в школе. Школа стала для них вторым домом, а класс – второй семьей.

Наш класс – это тоже большая, хорошая, дружная, интересная, добрая семья. Так считают ребята.

А еще моя семья –

Класс! Ведь это ясно же,

А учительница наша – это мама классная!

Мы замечаем не всегда,

Как много нам забот

И терпеливого труда

И любишь ты, как он, как я ее,

Она вторая мать твоя,

А кто дороже мамы?

Рефлексия.

Закончим наше мероприятие с определения вашего настроения. Для этого мы подготовили 2 маски, на которых нарисованы лица: веселое и грустное. Посмотрите на них внимательно и выберете себе то настроение, с которым вы уходите сегодня из нашей гостиной.

Цель занятия :

- формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга;

- расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким;

- воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью;

Ход занятия:

Дети: Эта пословица о семье.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. У каждого из вас есть семья? Скажите, а что такое семья? (ответы детей). А как вы думаете какой может быть семья? (ответы детей). Семья может быть большой или маленькой, но самое главное семья должна быть дружной. А что значит – дружная семья? Расскажите о своем семье и о дружбе в ней.

Воспитатель: Ребята, я заметила, когда вы рассказывали о своих семьях, у всех у вас была улыбка на лице и хорошее настроение. Это потому что вы любите свою семью и гордитесь ею. А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Предлагаю поиграть в игру "Подбери признаки".

• Добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, заботливая. Кто это? (Мама)

• Строгий, умный, сильный (Папа)

• Старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая (бабушка)

• Старый, мудрый, седой (дедушка)

• Весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая (сестра)

• Сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный (брат)

- Как назвать одним словом людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Семья).

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы. Все правильно рассказали о дорогих и любимых людях в своей семье. Когда – то ваш дедушка был ребенком, и у него тоже были родители, которые любили и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа и мама. А потом появились вы, и дедушкины родители стали для вас прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

- Кто самый старший в семье?

- Кто самый младший?

- Для мамы ты кто?

- Кто ты для бабушки?

- Кто ты для брата?

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, счастливо живут вместе. Сейчас мы с вами разучим пальчиковую гимнастику, в которой говорится о семье, а вы дома научите своих родных.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

Вот и вся моя семья!

Воспитатель: Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вместе вспомним их.

- При солнышке тепло, при матери – добро;

- Нет милее дружка, чем родная матушка;

- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют;

- Вся семья вместе и душа на месте;

- В родной семье и каша гуще;

- В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Воспитатель: Дети, в России день семьи отмечается 8 июля и называется он- День семьи, любви и верности, посвящён памяти святых князей Муромских Петра и Февронии, которые пронесли любовь и преданность друг другу через всю свою жизнь и умерли в один день и час. Эту семейную пару православные люди почитают за покровителей семьи и брака. Они стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья.

А теперь отгадайте загадку:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся.

Воспитатель: Правильно ребята отгадали– это ромашки! Теперь давайте немножко отдохнем!

Наши чудные цветки

Ветерок чуть дышит

Наши чудные цветки

Символом праздника – День семьи, любви и верности – была выбрана ромашка. Этот цветок является символом нежности и верности. Этот праздник надо проводить со своей семьей. На этот праздник принято дарить различные подарки и сувениры. Но самым лучшим подарком в этот день может стать букет ромашек.

Предлагаю вам сделать подарки, которые порадуют всех членов вашей семьи. А материал для поделок вы можете выбрать сами.

Ведущий: Ребята! Хочу вам пожелать быть добрыми, любить своих близких, и помогать им. И в конце нашего занятия прочту вам стихотворение.

Чтоб в семье все дружно жили

С пониманием, добротой.

Чтоб родные не тужили,

Обращались с теплотой.

Пусть семья счастливой будет,

В этот праздник и всегда.

Пожелаем вам здоровья,

На все долгие года!

Берегите и любите своих близких, будьте здоровы и счастливы!

А сейчас давайте доделаем ваши открытки, чтобы сегодня вы их подарили своим родителям.

(Изготовление открыток-ромашек для родных, родителей)


Планируемые результаты:

учащиеся осознают ценность традиций своей семьи;

научатся объяснять, что такое культура общения;

делать выводы из изученного материала;

учащиеся узнают родословную своей семьи;

научатся составлять родословное древо семьи, собирать информацию.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, папки для проектов, шаблоны генеалогического древа семьи.

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

- Мы приступаем к изучению нового раздела. Прочитайте на с. 41 учебника, как он называется. (Общение)

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

- Что вам показалось особенно интересным?

- Прослушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.

Чтение рассказа учителем.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой.

Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя?

– Сбылось ли его желание?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться.

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О семье)

- Прочитайте тему урока.

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей)

Работа по теме урока.

Работа над понятием “Семья”. Беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников.

- Отгадайте ребус: 7я (семья)

– Ребята, неделю назад вы получили задание выяснить, что такое “семья”.

– Поделитесь своими сведениями.

Когда-то о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?

Кто их воспитает, царица моя?

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Вот так на Земле появилась семья.

– Давайте обобщим, что же это такое “семья”?

Вывод: Семья – это группа родственников, живущих вместе.

– Сейчас постараемся ответить на второй вопрос: “Что такое “дружная семья”

– Семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время…

Рассказы детей про их семьи.

– У вас у всех замечательные дружные семьи, в которых царит любовь, уважение друг к другу, взаимопонимание.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я. (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья! (хлопаем в ладоши)

Продолжение работы по теме урока.

Работа в парах (по учебнику)

Культура общения – это вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.

Работа над стихотворением.

- Прослушайте стихотворение, поднимите руку, если вы услышите, что дети поступают неправильно.

К дедушке и бабушке

В гости на оладушки

в выходной приходят.

Внук Володя попросил:

– Дед, налей мне чаю.

Дед низко голову склонил,

– Плохо слышу я внучок,

Я уже ведь старичок,

вот и слух слабеет.

Катя бабушке кричит:

– Ты не видишь что ли,

Что солонка тут стоит,

на столе без соли?”

Кате бабушка в ответ:

– Я ведь вижу плохо,

Мне уже немало лет,

помоги мне, кроха.

– Что вам не понравилось в поступках детей? (ответы детей)

- Каждая семья интересна по-своему. В каждой семье есть чему поучиться. В семье, где каждый помогает друг другу, все будут счастливыми, веселыми и добрыми.

Работа в парах. Семейные традиции.

- Прочитайте текст на с.44-45 учебника. Обсудите в парах роль семейных традиций.

- Что такое традиция?

- О каких семейных традициях вы прочитали?

- Какие традиции есть в вашей семье?

- Какие семейные традиции вам понравились?

- Для чего нужны семейные традиции?

- Сегодня мы с вами продолжим работу над новым проектом. Прочитайте его название на с.46 учебника.

- Создавая наш проект, мы познакомились с новым словом – ГЕНЕАЛОГИЯ.

Генеалогия – наука о родственных связях. А чтобы проще было запомнить, можно использовать слово-синоним – родословная.

Зная о своих предках, человек лучше чувствует связь с историей и культурой своей страны.

Чтобы создать генеалогическое древо, надо как можно более подробно опросить старших членов семьи об их предках и родственных связях и записать полученную информацию.

Многие ребята вместе с родителями уже собрали много материала о своих предках, создали родословную своей семьи.

Представление проектов учащимися.

VII. Подведение итогов урока.

- Что полезного для себя вы вынесли с урока?

- Что такое семья?

- Что такое родословная?

Домашнее задание: продолжить работу над проектом.


-75%

Читайте также: