Босх и питер брейгель старший кратко конспект

Обновлено: 30.06.2024

Питер Брейгель Старший (1525–1569) — нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Самый яркий представитель фамилии, положивший начало династии художников, оставивших след в мировой живописи. Питер Брейгель Старший, биография которого имеет большое значение для эпохи Возрождения, получил признание при жизни. Его творчество оказало большое влияние на всё нидерландское искусство XV–XVI веков.

Ранние годы

Точная дата рождения Питера Брейгеля неизвестна. Официальным годом рождения живописца принято считать 1525 год, местом рождения — нидерландский городок Бреда. Родителями Брейгля были небогатые люди, предположительно, крестьяне.

В начале 1540-х годов Питер перебрался в Антверпен, где начал брать уроки живописи у Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской ван Альста Брейгель проработал вплоть до самой смерти учителя в 1550 году.

Начало карьеры

В 1551 году Питер Брегейль был принят в антверпенскую гильдию живописцев. Он устроился в мастерскую к Иерониму Коку, который занимался печатью и продажей гравюр. Здесь Брейгель впервые увидел копии картин Босха, которые произвели на молодого художника большое впечатление. Он приложил немало времени и сил, чтобы уловить тот неповторимый стиль, в котором работал великий нидерландский художник.

Иероним Кок, заметивший увлечённость своего ученика творчеством Босха, попросил его сделать пару набросков. В дальнейшем эти работы он выгодно продал с поддельной подписью Босха.

Путешествия

В итальянский период Питер Брейгель тесно сотрудничал с известным мастером Джулио Кловио, который славился своими миниатюрами, украшавшими религиозные книги и рукописи.

После окончания путешествия Брейгель вернулся в Антверпен. Он вновь стал работать в мастерской Иеронима Кока, работая над гравюрами на самые разные темы.

Интересные факты о творчестве

Питер Брейгель никогда не писал заказных портретов и обнажённых фигур, несмотря на то, что регулярно получал такие предложения от богатых заказчиков.

Больше всего художника волновали пейзажи, яркие типажи сельских жителей, библейские персонажи. Питер Брейгель, творчество которого стало новаторским для своего времени, героями своих полотен выбирал представителей сельских низов. Никто из художников ранее не писал полотна на подобные темы.

На сегодняшний день признано лишь 45 работ, достоверно принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего. Они хранятся в частных и музейных коллекциях в разных странах мира, но наиболее значимые из них собраны в Музее истории искусства в Вене.

Личная жизнь

Из краткой биографии Питера Брейгеля известно, что личная жизнь художника сложилась очень счастливо. Его избранницей стала Мария, дочь бывшего наставника Кука ван Альста.

Питер Брейгель скончался 9 сентября 1569 года. Причиной смерти живописца стало неизвестное заболевание.

Нидерландские художники Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и Франс Хальс.

Иероним Босх – величайший художник, подаренный миру Нидерландами, словно бы в своих полотнах, насыщенных фантастическими кошмарами, предвидел будущие ужасы своей родины.

Поэт Лампсониус в своих стихах писал:


Что означает, Иероним Босх, этот твой вид,
Выражающий ужас и бледность уст?
Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства?
Я думаю, тебе были открыты и бездна алчного Плутона,
И жилища ада,
Если ты мог так хорошо написать твоей рукой то,
Что скрыто в самых недрах преисподней.

Глядя на полотна Босха, можно было бы предположить, что жизнь его была наполнена горестями и трагедиями. Но, однако, отнюдь нет. Он родился в 1460 году, когда его родина еще не страдала от испанских захватчиков, а его семья была семьей состоятельных потомственных живописцев. Потом Иероним очень удачно взял себе в жены некую Алейт Гойарт ван дер Меервенс, принесшую ему огромное приданое и позволившую распоряжаться им на свое усмотрение. Позже эта славная женщина подарила художнику сыновей, ставших тоже художниками. Думается, обстановка в такой семье была весьма благоприятной для всевозможных творческих поисков.

Несомненно, безудержная фантазия Босха рождена страхами людей, живших в Средневековье и безмерно страшащихся адских мук, уготованных им, грешным, и не могущих быть иными в своей земной жизни. Время грозило ужасами близкого Апокалипсиса – искусство отображало эти ужасы. Библия в своих текстах не стала скрупулезно разрабатывать картины ада, это сделали два великих творца – Данте в Слове и Босх в Живописи. Его болезненными фантасмагорическими видениями заполнены до предала полотна: уродливые люди, чудовища, монстры, химеры, животные, собранные из разных стран – жирафы, северные медведи, слоны, тюлени, разнообразнейшие птицы. Вот некая, напоминающая удода, с удочкой и на коньках.

Для сегодняшнего зрителя, желающего как можно внимательнее всмотреться в картины Босха, необходимо хоть немного начать разбираться в средневековой символике. С первого взгляда сочетания вещей и предметов могут показаться нелепыми или случайными, для современников же художника они имели вполне конкретное значение: рыба – пост, тюльпан – обман, лягушка – наивность, сова – неверие, зимородок – тщеславие, закрытая книга – невежество, свиньи у корыта – проституция, петух, копающийся в навозе — похоть, влюбленные в стеклянной сфере – хрупкость счастья.

Повсюду садистская жестокость и сладострастие людей, буквально погрязших в отвратительной скотской греховности своей. Кругом царит атмосфера шабаша – вот химера мчится верхом на рыбе, вот заживо поедается человек, а из его заднего прохода вылетает стая черных птиц, вот свинья в головном уборе священника склоняет сопротивляющегося ей мужчину подписать дьявольский договор.

Художник, создавший мир кошмарных сновидений, полных феерией ужаса, сумел так наглядно передать затхлую атмосферу духовного климата Средневековья, что у зрителя содрогается все его естество, беззащитное перед созданной им фантасмагорией мира.

И в то же время на картинах виднеются роскошнейшие пейзажи некоей невиданной утонченной природы, просматриваются чудные, чудесные города, греховные порочные женщины Босха внешне так чисты, так утонченны, словно мальчики-подростки. Отчего это? Быть может, художник хочет сказать: посмотрите, мир прекрасен, он создан Богом для Человека, но человек принес в него Зло и теперь сам же страдает от него. Он сам создал для себя трагическую неустроенность Мира.

И еще одна удивительная вещь есть в картинах Иеронима Босха: здесь почти неощутимо проскальзывает некая детская наивность. Она же живет и в картинах другого художника – Питера Брейгеля Старшего.

Художник Питер Брейгель Старший, называемый иногда, согласно старинной традиции, Питером Брейгелем Мужицким, родился в Нидерландах то ли в 1525 году то ли в 1530. Достоверные сведения затерялись где-то в бурных перипетиях истории. Два его сына и дочь не могли ничего рассказать об отце, потому как были еще слишком малы, когда он умер, а их бабушка – любимая теща художника слишком стара и многое забыла.

Начиная с самых ранних работ, в пейзаже Брейгеля часто возникают виселицы, вороны, слетающиеся к ним, высокие столбы с устройствами для колесования. Это Питеру запомнилось с детства. У него есть картины, где недалеко под виселицы бегают и играют дети. Может быть, он сам с детства так привык к этому зрелищу, что воспринимал его как некую обязательную часть жизни: виселица так же входила в пейзаж родины, как ветряная мельница или колокольня. Но однажды наступит день, когда он ощутит неестественность привычного, неестественность того, что виселица стала привычной.

А пока пришла юность и годы ученичества.

Среди множества антверпенских гильдий одной из самых старых и уважаемых была гильдия живописцев. Ее патроном, чье имя она носила, считался святой Лука. По преданию, он первым написал портрет мадонны с младенцем. Одним из самых известных членов этой гильдии, а впоследствии и ее главой, тыл Питер Кук ван Альст. К тому времени, как Брейгель оказался в Антверпене, слава Питера Кука сияла в зените. Его удостоили звания дворцового живописца Карла У, и он весьма гордился этим. Питер Кук совершал далекие путешествия, имел высокие знакомства, содержал патрицианский дом.

Вернувшись из Италии, он стал ревностным пропагандистом итальянской манеры в живописи и основал собственную мастерскую. Здесь у него постоянно работало несколько помощников и учеников. Кем был Питер Брейгель в этой мастерской и был ли он в ней? По-видимому, наполовину учеником, наполовину слугой – в то время это не так уж строго различалось. Именно здесь он познакомился со своей будущей женой, дочерью художника, которую еще маленькой девочкой часто носил на руках.

К сожалению, кроме этой живой подробности, рисующей патриархальную простоту нравов в отношениях между семьей мастера и его учеником, мы не найдем никаких подробностей об ученической поре Брейгеля.

В мастерской все могло быть интересно будущему художнику: стены здесь увешаны восточными тканями и оружием, напоминающим о поездках мастера в Константинополь, картонами для ковров, эскизами для витражей. На столах лежали не только палитры, кисти, краски, но и книги, изданные на латинском, греческом и итальянском языках. Мир, о котором рассказывал своим ученикам мастер, оказывался шире, чем огромный Антверпен, шире, чем Нидерланды.

Издавна сложившиеся традиции требовали от мастера строжайшего следования определенным правилам. Профессиональные секреты начинались с выбора доски для будущей картины. Далеко не всякая дубовая доска шла в дело. Мастер объяснял ученикам, почему дуб, срубленный летом, когда по стволу движутся растительные соки, не годится для живописца. Доска под картину может быть изготовлена только из дерева, срубленного зимой. Но самый лучший материал можно купить у кораблевладельца, старый корабль которого идет на слом. Доски корабельного днища, годами мокшие в соленой воде, — вот самая лучшая, самая надежная основа для живописи. Доску эту потом надо проварить в масле и трижды загрунтовать и отшлифовать – она останется навечно.

Трудную науку о красках, об их выборе, их приготовлении нужно усвоить не только головой, но глазами и руками. Растирать краски художнику надлежит самому. Это работа долгих часов, и она требует от живописца столько же стойкости и упорства, сколько твердости от камня, на котором он растирает свои краски.

Существовали и другие проблемы, косвенно касающиеся художников: Карл У непрерывно вел разорительные войны, особенно со своими постоянными соперниками – французскими королями, а для художников в связи с этим дорожали и дорожали все материалы, необходимые для живописи. Покупать их не хватало никаких денег.

После вступления в гильдию живописцев Питер Брейгель начал собираться в Италию. Ему предстояло совершить свой путь не так, как его совершает знаменитый маэстро, а, скорее, так, как испокон веку путешествуют по дорогам Европы странствующие подмастерья. Чем дальше уходил он от дома, тем свободнее становился его взгляд, тем явственнее ощущал он, что никогда не повторяющийся, текучий и изменчивый пейзаж, где одно переходит в другое постепенно, вовсе не делится так, как учили согласно традиции — на три отчетливо отграниченных друг от друга и различающихся по цвету плана.

Надо сказать, в различные времена взгляд людей на природу не был одинаков. В давние времена некий странствующий монах обошел Женевское озеро по берегу и, поглощенный размышлениями, так и не заметил его: его взгляд был обращен не на окружающий мир, а внутрь собственной души и к небу. Для Франциска Ассизского не замечать деревья, цветы, птиц было невозможно, но они существовала вне человека. Леонардо да Винчи стремится познать природу и средствами искусства раскрыть тайну ее строения. Для него она – источник красоты и познания. Для Брейгеля она полна символов. Чертополох на картине – цветок и символ страдания одновременно.

Обычно спрашивают, что Брейгель нашел в Италии? Говорят, что он мог и обойтись без этого путешествия. Для его собратьев в этом путешествии важнее всего была цель: античные руины Рима, фрески итальянских церквей, мастерские прославленных художников. Для Питера Брейгеля дорога к цели оказалась важнее, чем сама цель. В пути он оставался наедине с природой. Лицом к лицу с холмами – эмоциональными выплесками равнин, долинами, реками, деревьями и травами. Они обступили его как живые существа, они вошли в него, они научили смотреть его на мир непредвзятым, запоминающим взором. Встреча с Альпами превратилась в одно из самых сильных впечатлений художника. Вернувшись домой, он по памяти стал передавать невероятно верно эти просторы на своих полотнах.

На картине падающего Икара зритель найдет с большим трудом. Не сразу заметит в море всплеск воды и ноги тонущего, беспомощно торчащие из морской глади. Он тонет, и никто этого не замечает: ни матросы на корабле, ни рыбак, закидывающий удочку, ни пахарь, смотрящий за бороздой на земле, ни пастух, пасущий овец.

Быть может, для Брейгеля взлет Икара подобен взлету, который совершила человеческая мысль в эпоху Возрождения. Падение Икара – это падение одного из этих героев. И ни его взлет, ни его падение ничего не изменили на этой земле.

В то время Брейгелю было тридцать лет – возраст зрелости.

Нидерландцы не представляли себе, что последует за этим мирным договором, и приняли весть о мире с великой радостью. В Антверпене устроили праздник. Тожественный звон колоколов висел над городом. Все корпорации, цеха и гильдии приняли участие в торжествах. Гильдия живописцев, как водится, воздвигла на улицах триумфальные арки. Торговцы цветами в течение всего празднества, а оно длилось много дней подряд, усыпали город весенними цветами. На всех площадях давали праздничные представления. Столы на открытом воздухе были заставлены угощением, вино и пиво наливали прямо из бочек. Город пел и пил, ел до отвала и хохотал до упаду.

На годы жизни Брейгеля пришлось немало таких дней шумного, хохочущего, краснощекого, ничем не омраченного веселья. Но странное дело! Когда он молод и здоров, когда веселье особенно сильно должно было захватить художника, он никогда не воплощал его в чистом, ничем не омраченном виде. Обжоры на его гравюрах предаются чревоугодию с каким-то исступленным неистовством. В Антверпене взлетают в небо фейерверки, горят повсюду разноцветные фонарики, лопаются в воздухе шутихи, а ему не весело.

Вздох горя его родины внятен ему, как никому другому, потому он не мог разделить до конца радость. Бледное, тонкогубое лицо Филиппа П, однажды увиденное художником, нависло над праздником, и толпа, стремительно сбегавшая к костру, над котором на гигантских вертелах жарилось даровое угощение, минутами мучительно напоминала ему толпу, спешившую к иным кострам.

На живописном полотне представлена огромная площадь фламандского городка, вся сплошь кипящая маленькими, суетными, подвижными фигурками. Гуляки, ряженые, нищие, хозяйки, монахи, торговки, музыканты, зрители, игроки и пьяницы танцуют, устраивают шествие, покупают рыбу, водят хороводы, подают милостыню, плюют, мечут кости, кричат, дудят на волынках, глазеют и занимаются тысячами всяких других дел подобного же рода.

Здесь царит веселье – веселье народное, грубое, неудержимое. Брейгель будто мгновенно увидел одну необъятную сцену, а в этой сцене другие, маленькие сценки, и в каждой из них особых – живых и разнообразных персонажей. Здесь явилась глазам зрителя бурлящая, шумная человеческая стихия.

Однако полоса творчества, в которой присутствовала хоть и грубоватая, но радость, продолжалась недолго. Чудесные человечки – быстрые, жизнерадостные и деятельные – вдруг в смятении начали искать спасения. На них накинулись неисчислимые полчища скелетов, неожиданно и мгновенно заполонивших Землю. Скелеты убивают живых и выкидывают из гробов мертвых. Ужас! Кошмар! От них нет спасения, и вот уже тощая как скелет собака, наклоняет свою ощеренную пасть к младенцу, которого еще обнимают руки мертвой матери. Забавный человеческий муравейник становится зловещим.

Небо озаряется заревом, на рыжей выжженной земле вырастают виселицы и возникают все новые и новые легионы скелетов. Смерть празднует свой триумф.

«Это огромная сухопарая, мужеподобная женщина. Она шагает по земле широким, все подминающим под себя шагом. В руках ее обнаженный меч. Жадно открыт тонкогубый рот, фанатичный взор устремлен вперед, и весь ее облик неумолимо жесток. Она – сам образ Войны.

И есть в этой картине один поражающий своей неожиданностью образ. Среди господствующего хаоса людей и чудовищ спокойным островком возникает зеленый холм. На холме обнаженная и беззащитная в своей наготе пара. Эти две крошечные фигуры среди развалин, на фоне пожарищ удивительны здесь. Эти люди словно внезапное эхо той мечты о прекрасном человеке, которую взлелеяло Возрождение. Они беззащитны, но естественны, обречены, но прекрасны.

Настал 1566 год. Год грозных событий. Нидерландские дворяне встали в оппозицию к испанскому правительству. Появились Гёзы. Художник жадно впитывал все, что видел и слышал вокруг. Его работы говорят о поистине неисчерпаемом запасе впечатлений, собранных отовсюду.

«Безумная действительность и безумная фантасмагория вплотную обступила Брейгеля. Такого нестерпимого, обнаженного отчаяния в его творчестве еще не было. Быть может, художник утвердился в мысли о ничтожестве людей? Невероятное по своей трагической напряженности возбуждение, пережитое Брейгелем, не могло существовать долго. Оно сменилось философским размышлением, настроением печали и горестных раздумий.

Художник вновь возвращается к реальным сценам, снова создает картины с далекими бескрайними пейзажами. Отчаяние ушло, появилась так несвойственная прежним произведениям мягкая, можно сказать, добрая обращенность к миру.

На самом полотне происходит много удивительного. Но прежде всего удивительно само место действия. Город не город, деревня не деревня. На берегу ручья стоит массивная башня. Задумана она была, видно, высокой, должна была замыкать крепостную стену. Но покуда строили башню, развалилась стена. Теперь самая заметная деталь башни – прикрепленные к ней снаружи дощатые скворечники нужников. Они нависают над ручьем и отнюдь не скрывают, а напротив – являют миру то, что должны были бы скрывать.

Все здесь сплошь заполонено людьми. Они заняты деятельностью напряженной, лихорадочной и бессмысленной. Крестьянин разбрасывает розы перед свиньями. Воин без штанов, зато в панцире, пытается головой прошибить кирпичную стену. А вот некто в богатой одежде выбрасывает в воду золотые монеты, и они падают в ручей рядом с испражнениями из нависшего над ручьем нужника. Тут засыпают яму, в которую свалился теленок, хотя сделать это надо было раньше, тогда бы теленок не упал. Тут умирают с голоду, распластавшись между двумя хлебами, не зная, какой выбрать. Тут чинят кровлю блинами, стригут свиней и выносят свет в корзинах. Все заняты подобными или еще более невероятными, никчемными делами.

На картине нидерландские пословицы стали изображениями. Здесь запечатлено великое разнообразие движений, без которых эта картина не состоялась бы. Действия персонажей бессмысленны, но сами движения переданы совершенно точно. Чувствуется сопротивление, с которым лопата входит в твердую землю, ощутим упор в расставленных и согнутых, как бы пружинистых ногах – такого землекопа нельзя просто придумать, его нужно увидеть, его движения понять и запомнить. Так же точно нужно схватить позу человека, несущего перед собой большую корзину. Он отклоняется назад, чтобы уравновесить тяжесть.

И чем дальше, тем очевиднее становится соединение осмысленности и порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической, и порок как проказа разъедает их лица. И чем дальше, тем более неуверенными и судорожными становятся их жесты. И земля уходит у них из-под ног, потому что слепые ведут слепых, потому что они уже чувствуют, что их ждет падение, потому что падение это неизбежно.

Можно ли создать такие картины, не пережив тяжкого и долгого душевного смятения?

Он спас свою семью, и это был подвиг.

У художника Франца Хальса, как ни у кого другого, на полотнах раскинулись пышные застолья, веселые смеющиеся, румяные, задорные, здоровые физиономии простых парней и девчат, всей душой любящих простую земную жизнь. Среди этих лиц есть и лицо лютниста, поднимающего вверх бокал с вином. Это истинный образ озорника Тиля Уленшпигеля.

Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше

стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия , подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так , практически на столетие позднее , зародилось Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Северное Возрождение

Первыми странами , обратившимися к ренессансным идеалам , стали Германия и Нидерланды. Затем Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Ганс Гольбейн Младший. Послы (Портрет Жана де Дентевиля и Жоржа де Сельва)

Художники Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

проявило себя в архитектуре , живописи , литературе , философии и науке , однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи. Среди крупнейших живописцев можно назвать голландцев и фламандцев Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В Германии представителями ренессансных течений стали Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, во Франции — Жан и Франсуа Клуэ, Жан Фуке, династия Дюмустье.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов

Рогир ван дер Вейден. Семь таинств. Фрагмент

Ганс Мемлинг. Триптих Воскресения Христова

Особенности Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало отправной точкой гуманистического развития , духовного переосмысления античности и религиозных преобразований. В отличие от Италии , в странах Северного Возрождения главенствующую роль играло именно религиозное обновление. Живопись северных стран характеризовалась своими уникальными выразительными чертами.

Франсуа Клуэ. Кормление младенца

— В отличие от итальянского Возрождения , черпавшего вдохновение в античности , северные художники больше тяготели к готическому наследию, его архаичности , символизму и религиозности.

— В основу сюжетов легла христианская любовь к ближнему и смирение. Это во многом повлияло на Реформацию и зарождение протестантизма.

— Значительное место в живописи Северного Возрождения заняла природа как олицетворение божественного начала. Природа живая и мертвая как символ связи с Богом , гармонии , конечности и бесконечности жизни воплотилась в таких жанрах , как пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

— Для Северного Возрождения характерна детализация , порождающая невероятную реалистичность , и одновременно с этим — некоторое пренебрежение анатомической достоверностью.

Жан Фуке. Мадонна в окружении серафимов и херувимов. Створка Диптиха из Мелена

Ян Ван Эйк

Ян Ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии. Его крупнейшим произведением считается Гентский алатарь, начатый старшим братом художника Хубертом и законченный Яном Ван Эйком в 1432 году. Несмотря на очевидные готические черты , Гентский алтарь стал знаковым произведением Северного Возрождения — Ван Эйку удалось передать сложную религиозную символику через удивительно правдоподобные , осязаемые образы.

Ван Эйк стал одним из первых крупнейших мастеров портрета в Европе. В его портретах строгость сочетается с удивительной выразительностью , как , например , в первом европейском парном портрете купца Джованни Арнольфини с супругой — символичный и сдержанный , в то же время этот портрет

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Ян ван Эйк. Гентский алтарь

Будучи одним из первых художников , освоивших масляную живопись , Ван Эйк создал фламандское многослойное письмо. Этот метод наложения тонких , просвечивающих слоев краски позволил художнику добиться невероятной глубины и яркости.
Творчество Ван Эйка не только в значительной мере определило развитие нидерландской живописи в будущем , но и повлияло на итальянских мастеров , таких как Антонеллло да Мессина.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший был прекрасным художником , графиком и рисовальщиком. В 1550-х годах он посещал Италию , а с 1563 года работал в Брюсселе. В его работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми , что позволяет считать художника главой демократического направления нидерландской живописи. Отображая скрытые смыслы и наполняя свои работы символами , Брейгель обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа. Гротеск и фантастическая причудливость Босха в значительной мере повлияли на монументальные композиции и на воплощение камерных сюжетов из крестьянской жизни Брейгеля. Отметим , что широта композиции и тональное единство живописи Брейгеля заложили основы национального нидерландского пейзажа.

Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец

Питер Брейгель Старший. Игры детей

Иероним Босх

Иероним Босх провел всю жизнь в городе Хертенбосе в Северной Фландрии. Его поразительные многофигурные композиции , основанные на поговорках , притчах и пословицах , сочетают гротеск , фольклорно-сатирические и нравоучительные черты. Работы Босха одновременно наивны и изощренны , традиционны и оригинальны.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений

Завораживающее чувство тайны , известной только художнику , сделало Босха известным далеко за пределами родного города — среди его поклонников был и король Испании Филипп II. Босх — удивительно современный художник , его видение повлияло на экспрессионистов и сюрреалистов.

Иероним Босх. Искушение святого Антония

Иероним Босх. Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер является одним из столпов Северного Возрождения. Находясь под влиянием итальянской гуманистической мысли и поздней готики , этот великий германский живописец , график и теоретик искусства сочетал в своих работах экспрессивность , философское начало , прославление человека как венца божественного творения и сложный символизм

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и Дьявол

Лукас Кранах Старший

В своих работах германский художник Лукас Кранах Старший обращался к самым разным сюжетам , причудливо сочетая как античные традиции , так и готическую трактовку человеческого тела и пейзажа. Основатель Дунайской школы , Кранах прославился гармоничным сочетанием пейзажа и человеческой фигуры.

Лукас Кранах Старший. Оленья охота близ замка Хартенфельс

Художник жил в Австрии и Нидерландах , был сторонником Реформации и часто писал портреты своего друга Мартина Лютера.

Лукас Кранах Старший. Диптих. Портрет Мартина Лютера и его супруги Катарины Бора

Лукас Кранах Старший. Портрет Саксонских принцесс Сидонии, Амелии и Сибиллы

Во всех сферах

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало эпохой научных открытий , среди которых можно отметить гелиоцентрическую модель Вселенной , предложенную польским астрономом Николаем Коперником.

Во второй половине XVI века на территории Западной Европы наметился отход от эстетических принципов Высокого Возрождения, в результате возник новый стиль - маньеризм( от итал.maniera- манера). Философская база этого стиля отличалась утратой ренессансной гармонии между телом и душой, природой и человеком, пороком и добродетелью. Мировоззренческий идеал искусства Северного Возрождения показывает свою собственную идеализацию. В отличие от идей Возрождения Италии, идеи маньеризма устремляют все "божественные "черты к нулю, вознося на пьедестал "дьяволизацию" человеческих качеств. То есть, вместо благородного и обожествленного человека Высокого Возрождения , мы видим своеобразное "исчадие ада" в маньеризме.

Как уже было отмечено, маньеризм - это отход от принципов и идей Ренессанса, тем не менее, его не совсем корректно будет считать переходным в последующий, барочный стиль, так как барокко и маньеризм развивались практически одновременно в Италии, а если рассматривать искусство Северного Возрождения в рамках маньеристического стиля, то там можно увидеть резкое смешение от позднеготического и вплоть до барочного стилей.

Сегодня мы рассмотрим самых ярких представителей Северного Возрождения:Иеронима Босха, Питера Брейгеля и Альбрехта Дюрера.

Иероним Босх(1450-1516)является одним из самых загадочных художников того времени. На данный момент многие из его картин до сих пор не поддаются расшифровке. Подписаны всего 7 его произведений. По данным современников, Иероним Босх использовал алхимическую символику в своих произведениях.

Ад в его произведениях это и есть человеческие деяния. В произведениях Босха, так же как и у Дюрера, и у Брейгеля, и в общем то, почти у всех представителей Северного Возрождения встречаются темы религиозные , но они как бы перевернуты с ног на голову. То есть, в маньеризме мы видим как бы темную сторону человеку, его дьявольскую сторону, страдания, искушения, отчаяние.

Питер Брейгель Старший (1526-1569) был несомненно восхищен работами Иеронима Босха, но его собственное творчество отличалось от работ его вдохновителя. Безусловно, тематика Ада и Рая - это главное в работах маньеристического эстетического идеала, поэтому нельзя отрицать тематическую схожесть между современниками Северного Возрождения.

Тем не менее, Брейгель писал людей так, что их грешная сущность сама по себе ярко выражалась на холстах художника. Гордыня, алчность, зависть, гнев , похоть, чревугодие, лень и уныние - вот ключевые составляющие, характеризующие человека, как сущность маньеристической эпохи так ярко выраженной в искусстве Северного Возрождения.

При приближении эта картина становится совершенно не такой безобидной и простой, как с первого взгляда. Так же стоит отметить, что в работах Питера Брейгеля видно новый взгляд на композицию: птичья перспектива. То есть, мы видим все происходящее, как бы, с высоты птичьего полета.Конечно, она встречается и у Босха, и скорее всего Брейгель заимствовал этот прием у него. Такой вид перспективы встречается только у художников Северного Возрождения, итальянские живописцы ее не писали.

Художник написал несколько картин по этой теме. Библейский сюжет из Первой книги Моисея повествует о строительстве башни, которую люди замыслили так, чтобы вершина ее доставала до небес. Но чтобы усмирить гордыню людей, Бог смешал их языки и люди перестали понимать друг друга.Он рассеял их по всей Земле и строительство не было закончено.Эта притча о бренности людского существования, о тщетности смертных достичь величия Божьего была написана Брейгелем неоднократно.

Альбрехт Дюрер(1471-1528) - немецкий живописец и гравер, величайший из художников западноевропейского ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников.

Дюрер стал первым европейским мастером, соединившим в своей живописи, рисунке и гравюре открытия лучезарного итальянского Возрождения и традиции сурового североевропейского искусства. Тем не менее, все созданное этим гением содержало в себе немецкие художественные завоевания,далекие от классического идеала итальянцев.Древним образцам красоты Дюрер предпочел острохарактерное внимание к деталям, а главное, свет божественного замысла, так почитавшийся в североевропейском искусстве. Он создал свой новый идеал человека, основанный на интеллектуальных ценностях и духовной свободе. Собственно, то, что сближало Север с итальянским гуманизмом.

Дюрер считается основателем жанра автопортрета. До него художники если изображали себя на холсте, то скрыто, в основном, на створках алтарей. Автопортрет 1500 года - самое позднее и наиболее известное из этих произведений . Мы не видим никаких предметов и деталей интерьера, отсутствует и задний план, чтобы внимание фокусировалось лишь на образе художника, который оттенен непроницаемой темнотой фона. Подписывать свои произведения в то время было не принято, так как художники считались исключительно ремесленниками, выполнявшими заказы церкви и знати.Нельзя было так же и писать в анфас. Кроме того, художник отметил свою картину длинной подписью на латыни" Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет. "Стоит отметить, что писать в анфас было принято только фигуру Христа. Поэтому, стоит отметить, что на этом портрете Дюрер изобразил себя в его образе.

В 1504 году художник впервые воплотил классические мужской и женский идеалы красоты в образах Адама и Евы. Художник оставил на гравюре полную подпись в отличие от своих других гравюр, отмеченных только монограммой.

В работах Дюрера вы вряд ли сможете увидеть ужасы Ада, какие вы видели у Босха и Брейгеля.Тем не менее, библейские сюжеты, торжество порока над добродетелью присутствуют в его работах, но иначе.

" Все потребности человека настолько пресыщаются преходящими вещами в случае их избытка, что последние вызывают в нем отвращение , исключая одну только жажду знаний, которая никому не досаждает.Желание многое знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заложено в нас от природы". Альбрехт Дюрер, 1512.

Философия искусства Северного Возрождения, в частности, философия стиля маньеризм , будет возрождена , в последствии, в стиле XX века, в сюрреализме. Сальвадор Дали возьмет символизм искусства маньеризма за основу в своем творчестве.

Читайте также: