Как решить проблему коррупции законодательная власть 9 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию для основного общего образования. Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

Программа построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный( повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями. В течении года идет подготовка к ГИА –отработка заданий части 1,2,3, заполнение бланков.
Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе вос­приятия социальной (в том числе пра­вовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и саморе­ализации.

Задачи программы:

- создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Виды контроля:

При проведении промежуточного и итогового контроля оцениваются все учащиеся, при проведении текущего контроля оцениваются те учащиеся, которые письменно или устно отвечают на вопросы.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию в 9 классе.
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны

знать/понимать:

- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция РФ –основной закон страны;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.


  • Информационно- поисковой;

  • Учебно-познавательной;

  • Коммуникативной;

  • Рефлексивной;

  • Смыслопоисковой.

Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

- что мораль и право неразрывно взаимосвязаны;

- что право связано с юридическими законами и государством;

- что право- это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права.

Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.


Знать понятие права, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства.. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правонарушения. Называть признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Структура правоохранительных органов. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Знать, что конституция:

- обладает высшей юридической силой;

- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;

- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать тексты.

- основания возникновения трудовых отношений;

- стороны трудовых отношений;

- рабочее время и время отдыха

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного праваУметь анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы. отвечать на вопросы. Сравнивать положения международных документов по правам человека

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коррупция глазами школьников.

- провести беседу со старшеклассниками о проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения;

- формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

- воспитывать правовое сознание и повысить правовую культуру учащихся;

- выработать активную гражданскую позицию.

Форма проведения: публичные выступления- дискуссия.

Подготовительная работа: ответы на вопросы анкеты, работа со словарями и иными источниками, создание трех творческих групп для работы над проектами.

Оформление: высказывания

Не извращай закона, не смотри на лица и

не бери даров, ибо дары ослепляют глаза

Самое главное при всяком государственном

строе – это посредством законов и остального

распорядка устроить дело так, чтобы

должностным лицам невозможно было

Как трудно заниматься выгодным делом,

не преследуя при этом собственной выгоды.

Люк де Вовенарг

Надо быть ясным умственно, чистым

нравственно и опрятным физически.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные : управление своим настроением, умение выражать эмоции.

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Проверить готовность к уроку.

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока

«Очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. Дома надо было ответить на вопросы анкеты по жизненным ситуациям и оценить их с точки зрения коррупции. Сегодня мы проанализируем ваши ответы; рассмотрим разные виды ущерба, которые наносит коррупция и стране, и каждому человеку в отдельности; узнаем, какие способы борьбы с коррупцией существуют, что делают в нашей стране и в Свердловской области.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний

Организует словарную работу. Что такое коррупция? Предлагает анализ анкет.

Учитель: Вы дали правильное понимание этого понятия. В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.

К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах. Коррупцию можно увидеть даже в произведениях Николая Васильевича Гоголя. Вспомните, как в произведении "Ревизор" писатель выступает с обличением всей бюрократической системы. Он выдвигает на первый план целый коллектив — чиновников, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других обывателей. Взятка в произведении является одной из центральных элементов общей картины. Думаю, что проблема, о которой рассуждает Гоголь в произведении, до сих пор актуальна.

Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того, чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.

совместно с учителем анализируют анкеты и делают выводы

- Коррупция от латинского corumpere – портить, растлевать, разъедать ржавчиной.

- Я понимаю коррупцию как злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением.

Проверка опережающего задания

Учитель: Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.

Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность к тому, чтобы решить свои проблемы путем дачи взятки, по-прежнему остается достаточно высокой – об этом сказали 61,3% опрошенных. Тем не менее, не все люди, попадая в коррупционную ситуацию, решают свои вопросы путем дачи взятки. Как показывают исследования, около 30% граждан принципиально не дают взяток. Решается ли вопрос после отказа граждан от дачи взятки? В большинстве случаев и после отказа от дачи взятки вопросы решаются. Конечно, это потребует больше сил и времени, или вопрос не решится с первой попытки. Тем не менее, 32% респондентов ответили, что после отказа от дачи взятки им удалось решить свои проблемы, а 41,6% - решили проблемы частично или в более длительный срок. Нет таких ситуаций, которые нельзя было бы решить с помощью закона.

(Учащиеся говорят об экономических (материальных) и психологических (нематериальных) последствиях коррупции.

Материальные последствия: разорение частных предпринимателей; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; понижение качества общего сервиса; неэффективное использование способностей, людей; рост социального неравенства; усиление организованной преступности.

Нематериальные последствия: ущерб политической легитимности власти; снижение общественной морали; размывание ценностей; ощущение бесправия и несправедливости.)

Дискуссия в форме круглого стола

рода вознаграждениям тех, кто может решить наши проблемы. Только потом ходим и жалуемся на них. Предлагаю установить видеоконтроль.

- В наше время в очень многие места большие очереди, какой- то документ можно ждать годами; чтобы пробиться куда- то, нужны большие старания. Чтобы облегчить свои действия или сделать что-то очень быстро, люди дают деньги. И это вправду ускоряет нужный процесс. По-моему, главной причиной коррупции является именно это. По-моему, надо сделать так, чтобы не было очередей, не было волокиты с документацией.

- На мой взгляд, ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества. Если мы хотим, чтобы наша республика успешно развивалась, надо бороться с коррупцией.

Что приводит к коррупции?

Международное сообщество придает большое значение проблеме борьбы с коррупцией.

Организацией Объединенных Наций в 2003 году была принята Конвенция против коррупции.

27 января 1999 г. в Страсбурге была принята Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Она вступила в силу 1 июля 2002 года. РФ ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом 25 июля 2006 года.

Меры профилактики коррупции, проводимые в РФ.

- антикоррупционное воспитание ( в рамках учебных заведений)

- пропаганда ( с помощью СМИ и др.)

- формирование правовой культуры и повышение правового сознания

- воспитание гражданской ответственности

- укрепление доверия к власти

- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, проводимая Министерством юстиции

Способы борьбы с коррупцией

- Для того, чтобы борьба с коррупцией приносила результаты, нужно желание всех людей. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Многие предпочитают решать свои дела в "ускоренном режиме", предлагая деньги. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях. Моя позиция – не давать никаких взяток! А для тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество.

Еще один способ – ротация кадров, как способ борьбы с коррупцией.

Российская Федерация в борьбе с коррупцией ( Защита проекта 3 группы)

В ходе интерактивной беседы учащимися выделяются следующие положения:

- Ослабление государственного контроля;

- Неопределенность норм рыночного поведения,

- Пробелы в законодательстве.

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Неразвитость институтов гражданского общества

Понимание побудительной роли мотовов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.

Знание основных навственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающихрегуляторов общественной жизни,

Спасает ли ЕГЭ от коррупции?

- Сторонники ЕГЭ считали, что такая форма сдачи экзаменов способна решить проблему с коррупцией.

- К сожалению, коррумпированным считается и приём в вузы. Честно можно поступить в те вузы, которые набирают студентов по результатам ЕГЭ. Но есть такие, которые проводят дополнительные экзамены. Вот тут-то иногда и бывает не совсем честно.

На самом деле за ЕГЭ многие родители выступают, потому что ЕГЭ решает проблему коррупции и поступления в ВУЗ. ЕГЭ очень удобен, потому что он дает общие правила для всей страны. ЕГЭ эта та самая скрепа, которая объединяет нашу страну, которая обеспечивает единое образовательное пространство. Ты можешь изучать мусульманство, ты можешь изучать буддизм, но когда ты приходишь на ЕГЭ, ты демонстрируешь те знания, которые демонстрирует твой сверстник в любом регионе нашей страны. Упразднение ЕГЭ, отмена ЕГЭ это прежде всего удар по единому образовательному пространству нашей страны и по единству нашей страны в целом, это важно понимать.

В прошлом году мы столкнулись с тем, что резко упали результаты по ключевым предметам именно потому, что удалось подключить специалистов и перестроить саму структуру безопасности по проведению ЕГЭ и устранить коррупционную составляющую на уровне утечки заданий и помощи ребятам в момент самого написания. Мы получили реальные результаты подготовки ребят в школах. Более того, мы ввели реальные прозрачные правила, по которым должны теперь играть все, не надеясь на то, что удастся купить себе задания или договориться со школой, местом проведения ЕГЭ и в обход закона попасть в тот вуз, на который нацеливаешься.

Учитель: Коррупция приводит к спаду качества образования, выпуску неквалифицированных специалистов. Это ведет к разорению страны во всех сферах жизнедеятельности

Ответы учащихся: Общие правила для всей страны. Приходя на ЕГЭ, ты демонстрируешь те знания, которые демонстрирует твой сверстник в любом регионе нашей страны

Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающего регулятора общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Приверженность гумма гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции.

Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;

Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные поступки, способствовать формированию активной гражданской позиции.

Межпредметные связи: история.

I. Организационный момент

Приветствие, подготовка класса к уроку, проверка списочного состава, организация рабочего места.

II. Переход к формированию новых знаний. Определение темы и цели урока

- Прочитайте пословицы, крылатые выражения, высказывания и попытайтесь определить явление, о котором говорится в них.

«Взятка – это административный восторг" (Ф.М.Достоевский)

Исходя из поставленных вопросов, учащимся предлагается самостоятельно сформулировать и записать цель урока. Например:

выяснить к каким последствиям может привести коррупция;

обсудить различные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

Итак, мы с вами узнаем, что такое коррупция, познакомимся с видами коррупции, а также способами борьбы с ней.

III. Работа над новой темой

Понятие коррупции.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единого канонического определения. Имеется множество определений коррупции.

По Российскому законодательству коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

2. Виды коррупции.

Работа с документом в группах.

1. К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся следующие умышленные деяния, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации:

1) подкуп должностного лица – обещание, предложение, предоставление должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

2) хищение – неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;

3) злоупотребление влиянием в корыстных целях – обещание, предложение, предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;

4) злоупотребление служебным положением – совершение какого-либо действия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;

5) незаконное обогащение – значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;

6) воспрепятствование осуществлению правосудия – применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;

7) отмывание коррупционных доходов – перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;

8) сокрытие коррупционных доходов – умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.

(Разбор ситуаций – установление форм коррупции - фронтальная работа)

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (Взятка)

Государственный служащий Ковалев, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата, незаконная продажа)

Городская администрация в течение долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева (Волокита)

Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм.Клановость)

Коррупция в современной России.

Современные СМИ пестрят сводками:

незаконная продажа муниципального имущества;

клановость и семейственность в органах власти;

злоупотребление служебными полномочиями;

малообоснованные премии и бонусы;

земельное рейдерство, махинации с землёй;

оборотни в погонах.

Последствия, порождаемые коррупцией

Экономические

Политические

Расширение теневой экономики;нарушение рыночной конкуренции; неэффективное использование бюджетных средств; потеря доверия к власти.

Уменьшение возможностей для решения социальных проблем; рост бедности; увеличение имущественного неравенства; укрепление организованной преступности.

Уменьшение доверия к власти; падение престижа страны на международной арене; возникновение угрозы разложения демократических институтов.

Коррупция угрожает национальным интересам России, подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряжённость, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Безработица, малый доход, низкий уровень жизни.

Желание легкой наживы.

Нестабильность в стране.

Слабая развитость государственных институтов.

Неразвитость институтов гражданского общества.

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

3. Борьба с коррупцией.

В историичеловечества сохранилось немало сведений о том, как боролисьправители с коррупцией. Первое из подобных сведений относятся ко второй половине IV века до н. э., когда борьбу с коррупцией вел Урукагина, шумерский правитель города-государства Лагаша. Но, несмотря на борьбу с коррупцией, которая веласьна протяжении существования человечества, победить ее практически нигде не удавалось. Обычно удавалось лишь снизитьуровень наиболее опасных преступлений. В период Нового времени в Европе все более широко распространилась теория общественного договора, получившая свой логически завершенный вид в XVII–XVIII вв. Согласно этой теории государство возникло как продукт сознательной деятельности людей, как результат некоего договора между ними.

Она утверждала, что народ содержит правительство, которое должно неукоснительно соблюдать и защищать права граждан. В европейских государствах по требованию населения в XVIII–XIX вв. были осуществлены либеральные реформы, закреплявшие положение о том, что государственная власть должна существовать для блага подданных, и чиновники должны неукоснительно соблюдать законы, а, следовательно, и не брать взяток. По мере дальнейшей демократизации политических систем европейских государств, благодаря существованию реальной многопартийной системы, целой сети различных общественных организаций, занимающихся защитой прав населения, уровень коррупции в развитых странах в течение XIX–XXI веков заметно уменьшился по сравнению с другими странами в различных частях мира. Вместе с тем, следует констатировать, что окончательно победить коррупцию развитым странам не удалось.

Существуют разные подходы к решению вопроса о методах борьбы с коррупцией:

Какой из них, по вашему мнению, наиболее приемлем, приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен. Применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чем свидетельствуют, например, события последних лет в Китае (введение расстрела). Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.

Учащимся предлагается назвать формы работы с учащимися, которые можно использовать в школах для формирования антикоррупционного мировоззрения.

Возможные предложения: встречи со специалистами, участие в проектной деятельности, проведение социологических опросов и акций, участие в конкурсах и т.п.

IV. Подведение итогов урока

Решение проблемы коррупции.

Все вы знаете, что лучший способ лечения болезни – это ее предупреждение, то есть профилактика. Это относится и к коррупции, ее легче предупредить, чем лечить. Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастёт авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Прочитайте пословицы, крылатые выражения, высказывания и попытайтесь определить явление, о котором говорится в них.


Урок поможет сформировать представление о том, что из себя представляет коррупция в современном мире, а также о методах профилактики и борьбы с ней.

Описание разработки

Цель:

Сформировать представление о том, что из себя представляет коррупция в современном мире, а так же о методах профилактики и борьбы с ней.

Задачи.

- Сформулировать определение понятия коррупция;

- Определить причины коррупции в современном мире;

- Научиться применять знания при выполнении кейсов;

- Выразить свое мнение о проблеме коррупции через творческую работу.

- Способствовать развитию навыков групповой работы;

- Способствовать развитию визуальной памяти и вниманию;

- Развивать навыки критического мышления по средствам дискуссии;

- Развить умения применять полученные знания на практике.

- Воспитание правовой культуры, а так же негативного отношения к коррупции.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Вхождение: Видео ролик.

2. Стадия вызова.

Работа в группах:

Разработка урока по обществознанию Понятие коррупция и методы борьбы с ней

(что является предложением)

Выполнение заданий, обсуждение

1. Коррупция – это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

2. Коррупционное правонарушение - это деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную,административную и уголовную ответственность.

3. Субъект коррупции: должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, физические лица, юридические лица, лица исполняющие управленческие функции.

Объект коррупции: продвижение по службе, получение места в детском саду, получение зачёта, продвижение по очереди на операцию, получение должности.

4. Условия создания коррупционных случаев: вмешательство в деятельность государственных органов, использование своих служебных полномочий, поступление и продвижение по государственной службе, оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам и др.

1. Студент, обычно прилежно выполнявший свои обязанности, не успел в силу ряда причин подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач, жалея пациента, дает ему больничный лист.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Сформировать представление о том, что из себя представляет коррупция в современном мире, а так же о методах профилактики и борьбы с ней.

Сформулировать определение понятия коррупция;

Определить причины коррупции в современном мире;

Научиться применять знания при выполнении кейсов;

Выразить свое мнение о проблеме коррупции через творческую работу.

Способствовать развитию навыков групповой работы;

Способствовать развитию визуальной памяти и вниманию;

Развивать навыки критического мышления по средствам дискуссии;

Развить умения применять полученные знания на практике.

Воспитание правовой культуры, а так же негативного отношения к коррупции.

Презентация, маркеры, ватманы, маркеры.

Вхождение: Видео ролик.

Работа в группах:

(что является предложением)

Выполнение заданий, обсуждение

1 Коррупция – это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

2 Коррупционное правонарушение - это деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную,административную и уголовную ответственность.

3 Субъект коррупции: должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, физические лица, юридические лица, лица исполняющие управленческие функции.

Объект коррупции: продвижение по службе, получение места в детском саду, получение зачёта, продвижение по очереди на операцию, получение должности.

4 Условия создания коррупционных случаев: вмешательство в деятельность государственных органов, использование своих служебных полномочий, поступление и продвижение по государственной службе, оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам и др.

1. Студент, обычно прилежно выполнявший свои обязанности, не успел в силу ряда причин подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач, жалея пациента, дает ему больничный лист.

3. В военном гарнизоне командир части строит личную дачу, используя солдат сверхсрочников, военную технику, для подвоза строительных материалов.

4. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель платит сотруднику ГАИ, а не оплачивает штраф по квитанции, не оспаривает неверность замечания, наказания в суде. Сотрудник ГАИ не требовал оплаты, но деньги взял.

5. Руководитель турфирмы имеет одну бесплатную путевку в Египет. Он должен отдать её одному из членов коллектива. Он отдает её своему заму, потому что он его друг.

1 группа – Агитационная листовка.

2 группа – Заметка в газету

4 группа – Письмо в почтовый ящик.

Создают проекты , обсуждение.

1 группа – Составить из предложенных слов определение коррупции.

с использованием своих должностных полномочий, это не предусмотренное законом, а равно подкуп данных лиц физическими и юридическими лицами, выполняющими государственные функции, и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий,путем противоправного предоставления им указанных благ и преимуществ, принятие лично или через посредников имущественных благ, для получения имущественной выгоды, и преимуществ лицами, а также лицами, приравненными к ним,

2 группа – Составить из предложенных слов определение коррупционного правонарушения.

уголовную ответственность, создающие условия для коррупции, это деяния, установленную законодательством, сопряженные с коррупцией, дисциплинарную, административную и, или которые влекут

3 группа - Собери в корзину слова которые относятся к понятиям субъект коррупции, объект коррупции.

должностное лицо, продвижение по очереди на квотную операцию, государственный или муниципальный служащий, получение должности, физические лица, юридические лица, продвижение по службе, лица исполняющие управленческие функции.

4 группа - Выбери из документа и собери в корзину слова, которые относятся к понятию формы проявления коррупции.


Правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них

1. Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:

1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

2) использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;

3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе и в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов, а также в организациях, доля государства (не менее тридцати пяти процентов) в уставном капитале которых передана национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным институтам развития, национальным компаниям, а также в их дочерних организациях;

4) оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;

5) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

6) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

8) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;

9) передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов;

10) неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;

11) дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;

12) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

13) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельностифизическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;

13-1) передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

14) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими, или нижестоящими, либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.

2. Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, какого-либо из указанных в подпунктах 1), 6), 7), 8), 10), 11), 12), 14) пункта 1 настоящей статьи правонарушений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет понижение в должности, а в случае отсутствия вакантной нижестоящей должности - наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Повторное совершение любого из указанных правонарушений в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первое правонарушение влечет увольнение с должности или иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке.

Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, какого-либо из указанных в подпунктах 2), 3), 4), 5), 9), 13), 13-1) пункта 1 настоящей статьи правонарушений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение с должности или прекращение выполнения государственных функций в установленном законом порядке.

3. В случае совершения депутатами Парламента Республики Казахстан или лицами, указанными в подпункте 2)пункта 3 статьи 3 настоящего Закона, какого-либо из указанных в пункте 1 настоящей статьи правонарушений, органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести их до сведения Парламента.

1. Студент, обычно прилежно выполнявший свои обязанности, не успел в силу ряда причин подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач, жалея пациента, дает ему больничный лист.

3. В военном гарнизоне командир части строит личную дачу, используя солдат сверхсрочников, военную технику, для подвоза строительных материалов.

4. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель платит сотруднику ГАИ, а не оплачивает штраф по квитанции, не оспаривает неверность замечания, наказания в суде. Сотрудник ГАИ не требовал оплаты, но деньги взял.

5. Руководитель турфирмы имеет одну бесплатную путевку в Египет. Он должен отдать её одному из членов коллектива. Он отдает её своему заму, потому что он его друг.

Роль - (кто) Президент, учитель, чиновник , прокурор.

Аудитория - ( к кому обрашается)

Текст – (текст обращения)



-75%

5 организованной форме все аргументы команды. Спикер отрицающей команды задает вопросы спикеру утверждающей команды усиливается уголовная ответственность за данный вид преступления это позволит победить коррупцию в стране. О чем гласит ст.290 и ст.291 УК РФ и какова их цель? Для борьбы с коррупцией был создан МОО Комитет по борьбе с коррупцией, какова его деятельность? Коррупция имеет место быть во всех сферах жизни общества, все это приводит к регрессу общества. С коррупцией боролись еще в древней Руси, однако до сих пор победить ее не смогли. Почему на протяжении нескольких столетий в России не удалось победить коррупцию? Угрожает ли коррупция национальной безопасности страны? Какое значение имеют законы, направленные на борьбу с теми лицами, которые дают и получают взятки? Нужно антикоррупционное воспитание? ли Спикеры приводят статистику подтверждающую свое утверждение. Приводят результаты борьбы с коррупцией в России за первое полугодие 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. С помощью цифр и фактов показывают, какой урон нанесла коррупция экономике страны за гг. Деятельность группы-поддержки Деятельность экспертов Готовят схемы, графики, диаграммы, подбирают афоризмы, цитаты, пословицы, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса. Отмечает слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе дебатов. Сравнивают

Читайте также: