Как обозначить буквой безударный гласный звук конспект урока 1 класс школа россии

Обновлено: 08.07.2024

Ход урока


п/п
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться.


Читают поговорку, объясняют ее смысл. Описывают свои ощущения.

– Задание группам на карточках:
отворила дверь — отварила грибы; примирять друзей – примерять платье, полоскать бельё – поласкать котенка
Рассмотрите пары словосочетаний и ответьте на вопрос: как проверить безударный гласный в слове? Подберите, если сможете, проверочное слово…
– К какому выводу пришла ваша группа?

– Как нам убедиться, верны ли наши выводы?
Учебник, страница 65 –правило – чтение. (УМК «Школа России, Русский язык)
– Перечитайте самые главные слова этого правила.
– Делаем выводы: верны ли наши предположения? (да)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Русский язык.

Учебное пособие: В.П. Канакина,

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме

Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

- отрабатывать умение ставить ударение в слове и находить безударный гласный звук, выбирать букву для его обозначения в процессе выполнения учебных заданий,

- развивать орфографическую зоркость в процессе анализа звуковой структуры,

- развитие мотивов учебной деятельности в процессе решения проблемной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные :

Научатся - определять ударную и безударную гласные; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные :

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Технологическая карта урока.

Тип и вид урока

Виды учебной деятельности

Принятие внутренней похиции школьника на уровне положительного отношения к школе, развитие мотивов учебной деятельности, понимание значения темы для грамотного письма, умение адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные: использовать приём учебной деятельности, контроль своих действий, самооценка и взаимоценка.

тельные: осознание и принятие проблемы написания безударных гласных, поиск ее решения, анализ слов и поиск способов выполнения задания, конструирование предложений.

кативные: умение отвечать на вопросы, сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Определять качественную характеристику звука, познакомиться с правилом, определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, анализировать модели слов.

Наблюдение , поиск и решение проблемы, раьота с электронгой презентацией, работа с учебником, работа в парах, самостоятельная работа.

учебник, рабочая тетрадь

- Проверьте всё необходимое для работы на уроке русского языка, учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Психологический настрой.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

2. Словарная работа.

Проводится по предметным картинкам.

- Ребята, отгадайте загадки:

У меня длинней иголки

Очень прямо я расту

Если я не на опушке.

Ветви – только на макушке. (Сосна)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Спит под горой. (Берёза)

- К какой тематике можно отнести слова, которые вы видите на слайде?

- В каких словах можно допустить ошибку при написании безударной гласной?

Сосна, берёза. (Слайд)

Всю ночь летает –

А станет светло

Спать летит в дупло.

III. Самоопределение к деятельности.

- О чём пойдёт речь на нашем занятии?

- Сегодня на уроке нам предстоит научиться искать безударный гласный в словах и подбирать слова, в которых этот гласный становиться ударным.

Запишем с новой строки слово-отгадку и обозначим ударение. К доске пойдет Семёнова Анна. Как ты запишешь слово? С новой строки , с заглавной буквы. Произнеси слово с ударением. Сколько слогов? Какой ударный? Какой безударный? Поставь, пожалуйста ударение, простым карандашом (желтым мелом), садись.

Даниил, запиши на доске слово совы после тире, сколько слогов? Произнеси слово с ударением, поставь ударение , назови безударный слог. Молодец , садись. А теперь сравните первый слог в слове СОВА и первый слог в слове СОВЫ. Одинаковые ли звуки в этих словах? Какой буквой обозначены эти звуки? Сделаем вывод, в ударном и безударном слогах у тех же слов пишутся одинаковые гласные буквы!

Сегодня на урок Сова прилетела не с пустыми руками, она доставила нам письмо от гласных звуков, так давай-те же прочитаем, о чем они хотят нам рассказать!

Мы, безударные гласные, в словах поизносимся неотчётливо. Для проверки слово надо ставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударные – большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и пишут.

А как же быть нам, бедняжкам безударным? Мы очень обижены.

Помогите нам, друзья, ставьте нас под ударение, и мы бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучим, что правильно написать нас уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

Мы ладошкой потрясем,

Каждый пальчик разомнем,

Мы начнем опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

За письмо получим пять!

Дорогие ребята, теперь наша задача не подвести сову и доказать, что мы получили письмо от гласных звуков и мы не будем обижать безударные звуки, а научимся делать их ударными!

IY. Работа по теме урока.

- Продолжим работу в наших учебниках, откройте , пожалуйста,

с. 63. Прочитайте пожалуйста вопрос, над которым мы сегодня работаем. Разберем упражнение 1. Прочитай. Скажи какую картину…..

Если Вы затрудняетесь, это сделать самостоятельно, в учебнике на стр. 134 для вас есть памятка, которая вам всегда поможет, с ней вы подробно познакомитесь дома. А сейчас для того, чтобы нам сделать это задание вместе мы с вами запомним три простых шага.

1.Произнеси слово с ударением!

2.Ударный слог – ударный гласный.

3.Безударный слог – безударный гласный.

Продолжим работу по цепочке и к доске выходит …

Прочитайте, пожалуйста, послание совы в учебнике на с. 63!

- Какие звуки называют ударными?

- Какие звуки называют безударными?

-Каждый ряд выбирает себе цветочек, на котором записано слово (медведь, лисица, петух).

-Запишите своё слово в тетрадь, поставьте ударение, назовите ударный и безударный гласные звуки.

- Взаимопроверка в парах.

_Что там записано? Прочитайте скороговрку медленно.

-Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

-На сегодняшнем уроке я повторил….

- На этом уроке я похвалил бы себя за …..

- На этом уроке самым интересным для меня было……

-Работа кого из ваших одноклассников на уроке вам понравилась?

-Чтобы вы посоветовали своим одноклассникам.

YII. Подведение итогов урока.

- Какие звуки называют ударными?

- Какие звуки называют безударными?

- Как можно проверить написание безударного гласного звука? Подобрать слово, в котором этот звук ударный. Как это можно сделать? Изменить слово.

Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове; пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Гласные звуки

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки.

1) С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

2) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

3) Клейкие почки,

Стоит под горой. (Берёза.)

— Сколько слогов в каждом слове? Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки. Обозначьте ударение в словах.

2. Проверочная работа

(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 43—45).)

III. Самоопределение к деятельности

У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке. (Сосна.)

(Слово-отгадку учитель записывает на доске, ученики — в тетради.)

— Обозначьте ударение в слове. Напишем звуковое обозначение этого слова — [сасна]. Что вы заметили? (Безударный гласный обозначен разными буквами.)

— Измените это слово, чтобы оно обозначало много предметов. (Сосны.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об обозначении ударного и безударного гласного буквой на письме.)

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук.

IV. Работа по теме урока

1. Сопоставление гласных в ударном и безударном слогах

Всю ночь летает —

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова.)

— Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов. (Совы.)

— Запишите слово совы, поставьте ударение. А рядом запишите слово сова.

(Учитель записывает на доске: совы — сова.)

— Сравните первый слог в слове совы и первый звук в слове сова. Одинаковые гласные звуки в этих словах? (Разные. В слове совы — звук [О], а в слове сова — звук [А].)

— Какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же буквой О.)

— Какой можно сделать вывод? (В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные.)

2. Беседа о безударных гласных

Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в 2—2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.

А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены. Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

3. Работа по учебнику

— Какую картину вы представили? Как бы вы её назвали?

— Над какими словами вы не поставили знак ударения? Почему? (В словах с одним слогом и с буквой Ё.)

V. Физкультминутка

Кустик гнётся на ветру,

И роняет он листву.

Ветерок его качает,

Ветки до земли сгибает.

Лишь затихнет ветерок —

Кустик ветками взмахнёт.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Когда нужно пользоваться этой памяткой? (Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки.)

— Найдите эту памятку и прочитайте.

— Выполните задание, пользуясь памяткой.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какие гласные называются ударными?

— Какие гласные называются безударными?

— Прочитайте скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как может обозначаться безударный гласный в слове?

— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 29; СУ, задания на с. 32.))

VII. Рефлексия

— Какие гласные звуки называются ударными?

— Какие гласные звуки называются безударными?

— Какой памяткой можно пользоваться, чтобы определить ударные и безударные звуки в слове?


Цель урока: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

-Образовательная:

Учить распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове;

Учить различать проверочное и проверяемое слово;

-Развивающая:

Развивать умение находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание, речь, память учащихся

-Воспитывающая:

Воспитывать желание узнавать новое о ударных и безударных на основе материала

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация, проектор, карточки обратной связи

Цель: настроить учащихся на работу

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Виктория Владимировна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Откройте свои рабочие тетради. Отступите две строчки вниз. Посередине запишите число, Классная работа.

(работа над орфограммами в записи)

Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

Отступают 2 строчки вниз.

Посередине строки записывают число, на следующей словосочетание:

Цель: проверить ранее полученные знания учащихся

Наблюдение над языковым материалом

Самоопределение к деятельности

Минутка чистописания. (Словарная работа)

- Ребята, отгадайте загадки, которые я сегодня вам подготовила. Запишите слова – отгадки к себе в тетрадь. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки.

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

К какой тематической группе можно отнести эти

Написание, каких слов вызвало сомнение?

Запись слова сосна на доске.

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над обозначением ударения на письме.
Отгадайте загадку.

Всю ночь летает -

А станет светло –

Спать летит в дупло.

-Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук.

Прописывают буквы, словосочетания

Новая тема. Работа по учебнику.

Цель: дать первичные знания по новому материалу

Беседа о безударных гласных

Работа с учебником

– Измените, слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

– Запишите слово, поставьте ударение. А рядом запишите слово сова.

Запись на доске: совы — сова, ставит ударение.

– Сравните первый слог в слове совы и первый звук в слове сова.

– Одинаковые гласные звуки в этих словах?

– Какой буквой обозначены на письме эти звуки?

– Какой можно сделать вывод?

Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.

Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.
В ударном слоге гласный произносится в 2-2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон.
Хорошо живётся ударным гласным: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.
А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены.
Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

Для того чтобы вам было легче определить на какую букву падает ударение нужно запомнить правило.

Если буква гласная

Вызвала сомнение –
Ты немедленно её

Ставь под ударение! (слайд)

Откройте учебник на с. 63 Для того, чтобы нам выполнить упражнение, мы обратимся к правилу.

Первичное чтение учителем


Первичное чтение упражнения учителем

- В этом упражнение нам с вами нужно списать первое предложение. Обозначить ударение в словах.

Читайте также: