Изложение река стала 4 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лед был крепкий.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скользкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед. Скоро совсем выбились из сил.

Вдруг появился мужчина. Он пополз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

( По Д.Н. Мамину- Сибиряку)

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лед был крепкий.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скользкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед. Скоро совсем выбились из сил.

Вдруг появился мужчина. Он пополз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

( По Д.Н. Мамину- Сибиряку)

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лед был крепкий.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скользкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед. Скоро совсем выбились из сил.

Вдруг появился мужчина. Он пополз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

( По Д.Н. Мамину- Сибиряку)

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был ).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был ).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был ).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был ).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был ).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был ).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был ).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

Продолжительность урока 80 минут.

Тип урока: Урок изучения нового.

Цель: Формирование навыка передачи содержания текста в соответствии с планом.

  • обучающие: формировать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом;
  • развивающие:
    • развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    • развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение;
    • развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
    • развивать умения, полученные в ходе изучения основ безопасности жизнедеятельности по теме: "Безопасность на льду";

    Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

    • компьютер;
    • проектор;
    • демонстрационный экран;
    • презентация к уроку (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007г.,
    • запуск осуществляется с панели главного меню, смена слайдов - по щелчку);
    • видео приложение: "Зимушка-зима" (запуск осуществляется при помощи проигрывателя;
    • Windows Media, либо - Media Player Classic - Homecinema);
    • индивидуальные листы с текстом "Река стала" по Д.Н. Мамину-Сибиряку;

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

    Прозвенел звонок для вас.
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Вижу, класс наш хоть куда.
    Мы начнём урок, друзья.

    - Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время общения в процессе работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

    1. Подготовка к основному этапу:

    а. Беседа

    Блистают звезды, цвет меняют горы,
    Снега сползают, розы опадают.
    Мне очень жаль людей, которых
    На свете ничего не удивляет.

    - Ребята, а чему удивляетесь вы в окружающем нас мире?

    (Деревьям, погоде, природе. )

    - Сегодня нас будет удивлять одна особа.

    А кто она, вы узнаете, отгадав загадку:

    Тройка, тройка прилетела,
    Скакуны в той тройке белы.
    А в санях сидит царица -
    Белокожа, белолица.
    Как махнула рукавом -
    Всё покрылось серебром.

    - О какой царице идёт речь? (О зиме).

    (Появляется слайд 1: "Зима"):

    - Назовите признаки зимы.

    (Понижение температуры воздуха, осадки в виде снега. )

    б. Фонетический разбор.

    (Появляется слайд 2):

    Далее ведётся фронтальная работа по слайд-кадрам (3-6):

    - Выполните фонетический разбор слова "зима".

    - Затем "по цепочке" даётся характеристика каждому звуку:

    з [з']- согл.,зв., мягк., парн. з-с, з-з';

    м [м]- согл., зв., тв., непарн., парн. м-м';

    - Укажите, сколько в слове букв, звуков и слогов.

    (4 буквы, 4 звука, 2 слога).

    II. Основная часть.

    1. Вступительная беседа.

    - Ребята, несмотря на то, что сегодня 25 февраля, хочется еще раз заглянуть в зиму, насладиться зимними пейзажами, услышать музыку зимы, т.к. у каждого времени года свое очарование, своя неповторимость, уникальность, свои характерные признаки, свой словарь.

    - У кого есть желание "перелистать" страницы зимнего календаря, вернувшись в начало зимы?

    - Садитесь поудобнее, подпевайте солисту данного музыкального произведения.

    На экране демонстрируется фильм-презентация: "Зимушка-зима" в режиме Windows Media.

    - Поделитесь мыслями, ощущениями, чувствами, вызванными музыкой.

    - Меня радует, что у всех вас хорошее настроение.

    Действительно, мажорное сопровождение услышанного совпадает с заворожительно красивыми пейзажами своеобразия зимней природы.

    На экране появляются слайды с 7-12 с комментариями:

    - А теперь давайте заглянем в мастерскую художника, посмотрим, как он рисует картину зимнего пейзажа.

    2. Работа с картиной художника: появляется слайд 13.

    - Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который "написан" художником,- тогда картина "оживёт".

    - Попробуйте "войти" в картину, почувствовать морозный чистый и прозрачный воздух, замерзшую "стоячую" воду, радостный заливистый смех ребят.

    - Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в безоблачный зимний день на берегу деревенской речки.

    - Дайте картине название.

    ("На льду". "Зимние забавы детей").

    3. Зарядка для глаз.

    4. Работа с текстом.

    - Ребята, Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку удалось запечатлеть ещё одну картину, увиденную в зимний временной период.

    Этот замечательный человек - не художник, не композитор, он -: ПИСАТЕЛЬ.

    Им картины окружающей действительности изображены при помощи слов, словосочетаний, предложений.

    - Перед вами индивидуальные листы.

    Прочитайте написанное глазами и губами:

    Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд был крепкий. Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лёд был скользкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лёд. Скоро совсем выбились из сил. Вдруг появился мужчина. Он пополз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

    (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

    Одновременно с индивидуально выданными листами на экране воспроизводится 23 слайд:

    После первичного чтения задается вопрос: "Что это такое?"

    (Текст - это предложения, связанные по смыслу и грамматически).

    • Описание?
    • Повествование?
    • Рассуждение?

    Вторичное чтение текста (воспроизводит хорошо читающий ученик).

    - Если бы вы были в роли автора, то какое название тексту присвоили?

    (Выслушиваются ответы детей).

    Обобщение: Дмитрий Наркисович назвал данный текст: "Река стала".

    Открывается 24 слайд:

    - Запишите название текста в тетради.

    5. Составление плана текста.

    - Для передачи текста нам необходимо составить план.

    Открывается 25 слайд:

    - Запишите слово "План" в своей тетради.

    Составление плана текста.

    - Для дальнейшей работы я предлагаю вам "разбиться" на группы.

    На экране слайд 26:

    - Выберете представителя, который будет оглашать мнение группы.

    Не забывайте "Правила работы в группе".

    Открывается 27 слайд:

    - Первую часть текста вслух читает представитель первой группы.

    Подберите заглавие к данной части.

    (Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

    На экране появляется первый пункт плана.

    - Запишите название первой части в своих тетрадях.

    - Вторую часть текста вслух читает представитель второй группы.

    Подберите название ко второй части текста.

    (Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

    На экране появляется второй пункт плана.

    - Третью часть текста вслух читает представитель третьей группы.

    Ваша задача - дать название третьей части текста.

    (Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

    На экране появляется третий пункт плана.

    6. Пересказ текста по плану.

    1. Название парного звонкого / глухого согласного на конце слова
      (мороз, лед, пополз, вдруг).
    2. Написание парного звонкого / глухого согласного в середине слова
      (скользкий, крепкий).
    3. Написание непроизносимого согласного в корне слова
      (радостный).
    4. Написание сочетания чу-щу
      (чудесное, очутились).
    5. Написание сочетания чк-чн
      (речка).
    6. Написание безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением - словарные слова
      (мороз, ребята, деревня).
    7. Написание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
      (сковал, проверки, бросали, середине, не выдержал, в воде, цеплялись, выбились, появился).
    8. Написание наречий
      (скоро, совсем, вдруг, впереди).
    9. Написание местоимений с предлогами
      (на него, со всей).
    10. Написание предлогов
      (к речке, для проверки, по самой середине, в воде, по льду, ухватились за край).
    11. Написание частицы не с глаголами
      (не выдержал).
    12. Написание мягкого знака - показателя мягкости предшествующего согласного в середине и в конце слова
      (мальчишки, льда, (стали) бегать, скользкий, очутились, цеплялись, выбились, ухватились).
    13. Написание удвоенной согласной в середине слова
      (длинную (доску)).
    14. Написание приставок
      (сковал, появился, пополз, не выдержал, выбились, ухватились).

    8. Физкультминутка.

    - Отложите-ка тетрадки. Раз-два!

    Становитесь на зарядку. Раз-два!

    Сладко-сладко потянулись и прогнулись, и пригнулись.

    - Ваши мышцы все проснулись?

    - Ваши губки улыбнулись?

    - Пальчики к письму готовы?

    - Мы работать будем снова?

    9. Самостоятельное чтение текста.

    10. Запись текста.

    11. Самопроверка.

    12. Физкультминутка:

    Глазки видят всё вокруг
    Обведу я ими круг.
    Вверх, вниз, на дверь, в окно,
    Глазкам видеть всё дано.
    Обведу я снова круг
    И глаза закрою.
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Глазки видят всё опять.

    13. Заключительная беседа.

    16 декабря после уроков ученики 8 "а" класса нашей школы Холопов Костя, Цуницкий Лёша и Полькин Дима, проходя мимо пруда в зоне отдыха "Лесная", видели, как два школьника 10-12 лет бегают по неокрепшему льду. Наши ребята, предупредив их об опасности, не ушли и стали свидетелями печального события. Один мальчик провалился под лёд!

    Костя не растерялся, подполз к нему, Алексей держал его в это время за ноги, Дима страховал их на берегу. Вытащив мальчика на берег, ребята отправили его домой. Учителя школы гордятся тем, что в момент опасности ребята не забыли правила безопасности жизнедеятельности, а также гордятся проявленным мужеством восьмиклассников!

    (Выслушиваются мнения ребят).

    - Ребята, не следует забывать ПРАВИЛА безопасного поведения на люду:

    КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ КАТКАХ.

    ЕСЛИ КАТОК ОБОРУДУЕТСЯ НА ВОДОЕМАХ, ТО КАТАНИЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА И ПРИ ТОЛЩИНЕ ЕГО НЕ МЕНЕЕ 25 СМ.

    ОПАСНО ХОДИТЬ И КАТАТЬСЯ В ОДИНОЧКУ В ВЕЧЕРНЕЕ И НОЧНОЕ ВРЕМЯ СУТОК И, ОСОБЕННО, В НЕЗНАКОМЫХ МЕСТАХ.

    - Ребята, также хочется отметить, что в конце февраля постепенно начинает подниматься температура воздуха, снег становится рыхлым, а лед - хрупким. Поэтому необходимо соблюдать следующие ПРАВИЛА:

    1. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОВЕРЯТЬ ПРОЧНОСТЬ ЛЬДА, УДАРОМ НОГИ, РИСКУЯ ПРОВАЛИТЬСЯ ПОД ЛЁД.

    2. ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СОЙТИ С БЕРЕГА НА ЛЁД, НЕОБХОДИМО ВНИМАТЕЛЬНО ОСМОТРЕТЬСЯ И ИДТИ ПО ПРОЛОЖЕННОЙ ТРОПЕ. ВО ВРЕМЯ ОТТЕПЕЛИ НА ЛЁД ВЫХОДИТЬ ОПАСНО. НЕ СЛЕДУЕТ СПУСКАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ И САНКАХ В НЕЗНАКОМОМ МЕСТЕ, ОСОБЕННО С ОБРЫВА.

    3. ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЬДА, ОБХОДИТЬ ОПАСНЫЕ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА, ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПЛОЩАДОК, ПОКРЫТЫХ ТОЛСТЫМ СЛОЕМ СНЕГА. ПОД СНЕГОМ ЛЁД ВСЕГДА ТОНЬШЕ, ЧЕМ НА ОТКРЫТОМ МЕСТЕ.

    4. ПЕРЕХОДИТЬ ПО ЛЮДУ НЕОБХОДИМО ПО ОБОРУДОВАННЫМ ТРАНСПОРТНЫМ И ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕПРАВАМ, СОБЛЮДАЯ ПРИ ЭТОМ ДИСЦИПЛИНУ И ПОРЯДОК, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НИХ. ПРИ ОТСУТСТВИИ ТАКИХ ПЕРЕПРАВ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДВИГАТЬСЯ ПО ЛЬДУ, НАДО УБЕДИТЬСЯ В ЕГО ПРОЧНОСТИ, ПРОВЕРЕННОЙ ВЗРОСЛЫМИ, ОПЫТНЫМИ ЛЮДЬМИ.

    5. БЕЗОПАСНЕЙ ВСЕГО ПЕРЕХОДИТЬ В МОРОЗНУЮ ПОГОДУ ПО ПРОЗРАЧНОМУ, С ЗЕЛЕНОВАТЫМ ОТТЕНКОМ ЛЬДУ.

    - Ребята, а какие ПРАВИЛА нужно соблюдать, если у вас под ногами провалился лёд?

    (1. ТЁМНОЕ ПЯТНО НА РОВНОМ СНЕГОВОМ ПОКРОВЕ ТАИТ ОПАСНОСТЬ: ПОД СНЕГОМ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕПРОЧНЫЙ ЛЁД.

    2. В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ БЫСТРО И РЕШИТЕЛЬНО, ШИРОКО РАССТАВИВ РУГИ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ, БЕЗ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, СТАРАЯСЬ ВЫПОЛЗТИ НА ПОВЕРХНОСТЬ КРЕПКОГО ЛЬДА, А ЗАТЕМ, ЛЁЖА НА СПИНЕ ИЛИ ГРУДИ, ПРОДВИГАЯСЬ В ТУ СТОРОНУ, ОТКУДА ПРИШЁЛ, ОДНОВРЕМЕННО ПРИЗЫВАЯ ЛЮДЕЙ НА ПОМОЩЬ.

    3. ЛЫЖНИК В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ ДОЛЖЕН НЕМЕДЛЕННО ОТБРОСИТЬ РЮКЗАК, ПОЛОЖИТЬ ПОПЕРЁК ТРЕЩИНЫ ПАЛКИ, ЛЕЧЬ НА ЛЁД, БЕЗ СУЕТЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ЛЫЖ И ПОПЫТАТЬСЯ, ОПИРАЯСЬ НА ПАЛКИ, ВЫБРАТЬСЯ НА КРЕПКИЙ ЛЁД).

    -А все-таки, если вы стали свидетелем того, что кто-то оказался в воде, как его спасти?

    (Для этого мы используем подручные средства. Это могут быть: жерди, лыжи, лыжные палки, шарф, пальто, ремень, верёвки, т.е. любые предметы, находящиеся рядом).

    - А если вы стали спасателями, то нужно помнить:

    ОПАСНО ПОДХОДИТЬ К ТОНУЩЕМУ БЛИЗКО;

    К ПОСТРАДАВШЕМУ СЛЕДУЕТ ПРИБЛИЖАТЬСЯ ЛЁЖА, С РАСКИНУТЫМИ В СТОРОНУ РУКАМИ И НОГАМИ;

    ЕСЛИ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЮТ ДВА-ТРИ ЧЕЛОВЕКА, ТО ОНИ ЛОЖАТЬСЯ, УДЕРЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА ЗА НОГИ, А ПЕРВЫЙ ПОДАЕТ ПОСТРАДАВШЕМУ ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ, ЖЕРДИ, ДОСКИ, ШАРФ, ОДЕЖДУ. СПАСАТЕЛЬ ПРИ ЭТОМ ДОЛЖЕН ОБЕЗОПАСИТЬ И СЕБЯ. ПРОДВИГАЯСЬ К ПОСТРАДАВШЕМУ, СЛЕДУЕТ ЛОЖИТЬСЯ НА ДОСКУ, ЛЫЖИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Урок русского языка

    Тема: Обучающее изложение

    Цель: Формирование умения работать со словом, предложением, текстом.

    1. Образовательные:

    Повторение проверяемых и непроверяемых написаний в корне слов ;

    Формирование умения слушать и анализировать текст, делить текст на части;

    Формирование умения составлять план текста;

    Формирование навыка устного и письменного пересказа текста.

    2. Развивающие:

    Развивать речь, память, внимание;

    Развивать умение связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст;

    Развивать логическое и образное мышление.

    3. Воспитательные:

    Воспитание аккуратного и осторожного поведения на воде; формирование чувства разумной осторожности;

    Воспитание любви к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

    1. Организационный момент.

    Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться письменно пересказывать текст. Каким научным словом назван письменный пересказ? (изложение). Но сначала нам необходимо подготовиться к изложению, чтобы написать его как можно лучше.

    2. Словарная работа.

    Сейчас откройте тетради, запишите число.

    Тема урока: Обучающее изложение. Река стала.

    Вам предлагаются различные слова с пропущенными буквами (на доске)

    М роз, радос ный, з ма, сн жки, р бята, л док, д ревня, пом щь, реч ка, со нце, мальч к, г ра, п полз, впер ди. )

    Запишите эти слова в тетради, вставив пропущенные буквы. Давайте проверим.

    А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова?

    Предположите, на какую тему может быть текст с этими словами? (Дети предполагают: зима, зимние игры детей…)

    А сейчас я познакомлю вас с этим текстом. Слушайте внимательно.

    3. Первичное восприятие текста.

    Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчиш­ки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лед показался им крепким.

    Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скольз­кий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

    На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

    Учитель: Ребята, о чём этот текст?

    Что произошло с ребятами на реке? Почему это произошло? Кто пришёл ребятам на помощь? Чему же учит нас этот текст?

    У: действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

    4. Словарная работа.

    Учитель: А сейчас я ещё раз прочитаю вам текст, а вы посмотрите на записанные вами слова и подчеркните зелёной ручкой те из них, которые встретились в этом тексте.

    Учитель читает текст второй раз, а дети работают зелёной ручкой. Они подчёркивают следующие слова: мороз , радостный , зима, снежки, ребята , ледок, деревня , помощь , речка , солнце, мальчик , гора, пополз, впереди .

    Проверяем, какие слова вы подчеркнули. Учитель подчёркивает на доске.

    5. Работа с деформированными предложениями.

    Учитель: Вы сейчас подчеркнули слова . А чем отдельные слова отличаются от предложений ? (В предложении выражена законченная мысль, в нём понятен смысл).

    Давайте попробуем восстановить предложения текста из отдельных слов. Некоторые из них вам предлагаются на доске.

    На доске карточки со словами:

    подняли, крик, ребята, радостный

    им, показался, крепким, лёд

    по, трое, стали, самой, речки, ребят, бегать, середине

    в, дети, воде, очутились

    край, ухватились, ребята, за, доски

    6. Работа с деформированным текстом.

    Учитель: читаем предложения в том порядке, как они располагались в тексте. У кого первое предложение? Второе? Третье? И т. д.

    7. Работа с текстом изложения и планом.

    Учитель: на сколько частей разделён этот текст? (3) Попробуйте подобрать подходящий к этому тексту план из представленных на доске.

    На доску вывешиваются три варианта плана на отдельных листах:

    І. 1. Весеннее утро

    2. Забавы на реке

    3. Возвращение домой

    ІІ. 1. Чудесное утро

    2. Происшествие на реке

    ІІІ. 1. Происшествие на реке

    2. Дети в воде

    3. Дети на доске

    Дети выбирают план №2, доказывают, опираясь на текст.

    Учитель снимает два лишних плана, оставив верный план сверху доски.

    Учитель: А теперь попробуем пересказать текст с опорой на план. (Три ученика, по каждому пункту пересказывают части текста).

    8. Написание изложение с творческим заданием.

    Учитель: А теперь закройте сборники упражнений и попробуйте написать изложение текста с опорой на план. По окончанию изложения придумать и записать продолжение текста – мораль.

    (Дети пишут изложение, учитель напоминает, что необходимо сначала написать название ).

    9. Проверка написанного изложения. Оценка.

    А теперь послушаем рассказы, которые у вас получились. (Читают три ученика).


    Цель:создание условий для обученияпо написанию подробного изложения.

    Образовательные:

    1.Формировать умение воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану и опорной таблице.

    2.Закрпепитьумения определять основную мысль, тему текста, выделять части текста и озаглавливать их, составлять план текста.

    3. Закрепить написание изученных орфограмм.

    Развивающие:

    1. Развивать устную и письменную речь учащихся, умение точно употреблять слова в речи.

    2. Развивать умение корректировать и редактировать собственные высказывания.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать у детей уважительное отношение к друг другу, взаимовыручку и дружелюбие в процессе групповой работы.

    Планируемые результаты:

    знают, что такое изложение;

    умеют воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану;

    умеют определять основную мысль и тему текста;

    умеют выделять части текста и их озаглавливать, составлять план текста;

    умеют писать слова с изученными орфограммами;

    Регулятивные:

    понимают и принимают учебную задачу урока, осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя;

    оценивают свои действия и полученный результат, адекватно воспринимать оценку учителя;

    Познавательные:

    осуществляют анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям;

    умеют осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

    Коммуникативные:

    умеют вступать в диалог со взрослыми и сверстниками;

    отвечают на вопросы учителя, задают вопросы для уточнения непонятного;

    выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

    умеют аргументировать свою точку зрения и обосновывать её.

    проявляют учебно-познавательный интерес.

    Оборудование для учителя:презентация, раздаточный материал, учебник.

    Оборудование для учащихся: тетрадь, пенал.

    1. Организационный момент (1 мин)

    2. Восприятие текста учениками (5 мин)

    3. Смысловой анализ текста (7 мин)

    4. Структурный анализ текста. Составление плана (7 мин)

    5. Языковой анализ текста (4 мин)

    6. Орфографическая подготовка (5 мин)

    7. Пересказ текста по плану (3 мин)

    8. Повторное восприятие текста (3 мин)

    9. Чистовая запись текста (10 мин)

    10. Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин)

    льная задача этапа урока

    Методы и приемы работы

    Форма организации учебной деятельности

    Формы контроля, взаимо

    контроля и самоконтроля

    1. Организационный момент

    Настроить обучающихся на предстоящую работу

    - Здравствуйте ребята, садитесь. Напоминаю, меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

    - Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должен лежат учебник, пенал, черновик и тетрадь для изложения.

    - Учебник не открываем пока я не скажу.

    Средства: речь учителя

    РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

    ЛУУД: Создание эмоционального настроения на урок.

    2. Восприятие текста учениками

    Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

    Прием чтения текста с прогнозированием,

    прием прогнозирование содержания текста по опорным словам.

    - Сегодня мы с вами будем писать изложение.

    - Давайте вспомним, а что такое изложение?

    - Верно, изложение – это письменный пересказ текста.

    - Откройте тетради, в которых вы пишите изложение и запишите число, классная работа. Изложение.

    - Сегодня 1 марта, классная работа.

    - А, как вы думаете для чего вообще пишут изложения?

    - Совершенно верно, изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.

    - Сегодня мы с вами будем писать подробное изложение. А что значит подробное?

    Подробное изложение (близкое к тексту) – это письменный пересказ, близкий к тексту образца, как правило с сохранением стилистических особенностей.

    - В тексте вам встретятся следующие слова: верстак, рубанок, дубовая доска, Алеша, шахматный столик.

    - Прочитайте эти слова и предположите, о чем пойдет речь в тексте.

    - Хорошо. Сейчас я буду читать вам текст, и мы проверим подтвердились ли наши предположения или нет. Слушаем внимательно.

    Чтение с прогнозированием

    На верстаке лежит (что лежит на верстаке?) дубовая доска. Она вся в трещинах. Её тёмные сучки похожи (на что похожи темные сучки?)на закрытые глаза. Но Алёша видит другое. Он видит в доске(что?)небольшой шахматный столик на острых ножках.

    Вот он возьмёт рубанок(зачем ему рубанок?) за тёплую спинку и проведёт по доске. Вверх брызнет морщинистая стружка. И откроется чистое дерево, будто кожа в лёгком загаре. И дубовый сучок взглянет на Алёшу (как взглянет сучок? Как сучок может смотреть?) весёлым глазом. Алёшины руки разбудят спавшую красоту.

    Читайте также: