Русская церковь в 18 веке кратко конспект

Обновлено: 07.07.2024

XVIII столетие—начало синодального периода в истории русской православной церкви. С одной стороны ее поставили под жесткий контроль светской, гражданской власти, и она превратилась, по существу, в часть бюрократического аппарата государства. С другой — церкви пришлось выдержать напор сектантских вероучений, староверия, вольнодумных идей и течений, вплоть до атеистических. Цель работы – на основании русской и советской литературы определить особенности истории русской церкви в XVIII веке.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_Русская церковь в 18 веке.docx

Таким образом, Святейший Правительственный Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

Последствием этой реформы стало подчинение церковного правительства светской верховной власти. Членами Синода назначались высшие иерархи, которые приносили в Сенате присягу на верноподданническую службу (не богу, а царю), и утверждались на должность императором. Святейший Правительствующий Синод, как и Сенат, действовал от имени государя, получал от него к исполнению Высочайшие указы и повеления по всем церковным делам. Все постановления Святейшего Синода вплоть до 1917 г. выходили со штемпелем "По указу Его Императорского Величества". В государственных бумагах Церковная власть с тех пор стала именоваться "Ведомством Православного Исповедания", наряду с другими ведомствами: военным, финансовым, судебным, внутренних дел[3, c 335].

.Синод представлял собой высшую административную и судебную инстанцию Русской Церкви. Формально по своему положению Синод был равен Сенату, высшему государственному учреждению, и подчинялся только императору. Но как ни добивался Синод равенства с Сенатом, его нельзя было вполне достичь, так как Сенат был учрежден для замены монарха в особых крайних случаях, когда распоряжения Сената принимали силу именных царских указов. С согласия Высочайшей власти ему принадлежало право открытия новых кафедр, избрания иерархов и поставления их на вдовствующие кафедры. Он осуществлял верховное наблюдение за исполнением церковных законов всеми членами Церкви и за духовным просвещением народа. Синоду принадлежало право устанавливать новые праздники и обряды, канонизовать святых угодников. Синод издавал Священное Писание и богослужебные книги, а также подвергал верховной цензуре сочинения богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Он имел право ходатайствовать перед Высочайшей властью о нуждах Русской Православной Церкви. Как высшая церковная судебная власть, Синод являлся судом первой инстанции по обвинению епископов в антиканонических деяниях; он также представлял собой и апелляционную инстанцию по делам, решавшимся в епархиальных судах. Синоду принадлежало право выносить окончательные решения по большей части бракоразводных дел[3, c. 342].

Помимо того, что Синод был центральным органом управления Русской Церкви, он являлся еще епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную. Синод управлял ею через те же приказы, какие существовали и при Патриархах. Но после открытия Московской и Петербургской епархий в 1742 г., Синодальная область прекратила свое существование.

2.Отражение реформы в государственном и церковном правосознании.

Иерархия, покорно принявшая реформу, в последующие царствования, особенно по смерти Феофана Прокоповича, от времени до времени обнаруживала тенденцию к возврату патриаршества. Православный народ по обычаю "безмолвствовал". Противники церкви раскольники-старообрядцы не молчали и громко в своей рукописной подпольной литературе изображали Петра и все его дело, как дело антихриста. Уже во второй половине XVIII в. из секты странников вышло "Собрание от Святого Писания об антихристе". Тут Петр объявляется личным лжехристом-антихристом, мучителем православных христиан, распространителем своей новой жидовской веры, узаконившим новолетие Янусовское (т.е. январское)[4, c. 322]. И таких характеристик Петра была целая серия.

    1. Отношение органов государственного управления к церкви

    Реформа Петра Великого оказалась на деле необыкновенно прочной, устойчивой и глубоко укоренившейся в сознании всех правительственных поколений XVIII и XIX веков. Идеология просвещенного абсолютизма, тоталитарно покоряющего своему контролю и церковь, стала адекватной государственному правосознанию быстро перевоспитавшегося в европейском духе по имени православного правящего класса. Исчез сидящий рядом с царем православным патриарх, исчезла и идея особого автономного канонического законодательства. Источник всего права, в том числе и для церкви, — единственный: власть светского монарха. Церковь в подчиненном ему аппарате министерств и ведомств есть лишь одно из министерств или ведомств, а именно "Ведомство Православного Исповедания" — классический штемпель на всех официальных бумагах всего церковного управления синодального периода.

    С этой государственно-абсолютистской точки зрения не оставалось в рамках Российского Государства никакого места для другого параллельного источника законодательства. Каноническое правотворчество для русской церкви этим было закрыто. Синод не мог проводить самостоятельную законотворческую деятельность в области церковного права. Фактически всякий законопроект Синода должен был утверждаться Сенатом или императором.

    Популярным и общеизвестным симптомом поглощения в императорской России церковной власти властью государственной всегда считался институт синодальной обер-прокуратуры. Появление ее требовалось системой высшей петровской администрации. В Сенате был свой генерал-прокурор. В Синоде, после длительной борьбы его за некоторое равенство с Сенатом, должен был появиться свой прокурор. Обер-прокурор Синода возглавлял аппарат наблюдения за духовенством (и не только за ним) на местах. Лица, составлявшие этот аппарат, получили названия инквизиторов[2, c. 245].

    По своему началу синодская обер-прокуратура не имела в виду возглавлять и направлять церковное управление. Это был только орган надзора и контроля, как и во всех коллегиях петровской административной системы. В течение всего XVIII века синодские обер-прокуроры были фигурами с ограниченным влиянием в зависимости от характера самих носителей этой должности и степени непосредственной близости правящих иерархов ко Двору. Никто из иерархов XVIII в. не подозревал даже, что "око Наше" со временем из отвлеченного принципа превратится в конкретную действительность. Поэтому все трения и конфликты Синода с обер-прокурорами XVIIІ в. носят характер сравнительно мелочных споров, в которых синодалы третировали этих контрольных чиновников, как ненужное пятое колесо в телеге, и нередко Сенат и Государи, уступая бойкоту Синода, убирали неугодных обер-прокуроров и заменяли другими. Факт немыслимый в XIX в., когда обер-прокурор из чиновника превратился в носителя реальной власти, в министра над церковью[4, c. 320].

    Церковь в царствование императрицы Екатерины I (1725-1727)

    После смерти Петра I на императорский престол вступила его вдова Екатерина I (1725-1727), совершенно не подготовленная к управлению великой державой. Поэтому указом Сената от 8 февраля 1726 г. был учрежден Верховный Тайный совет из семи членов. В состав этого Совета из сенаторов вошли: кн. Меньшиков, граф Апраксин, граф Толстой, граф Головкин, князь Голицын и барон Остерман [4, c. 378]. Сенат и Синод вошли в подчинение Верховному Тайному совету, в руках которого сосредоточилась вся полнота правительственной власти. В результате этой административной реформы Синод оказался зависимым не только от монарха, как это было установлено при Петре, но и от Тайного совета, лишенного всякой сакральности, к тому же не вполне православного по вероисповеданию своих членов, ибо в Верховный Тайный Совет входила и протестантская фигура барона Остермана[4, c. 377]. Пониженный на лестнице высших государственных учреждений, Синод изменил и свое наименование – вместо Правительствующего стал называться Духовным.

    Манифестом 1726 г. Синод был разделен на два апартамента. Первому апартаменту повелевалось “состоять в шести персонах архиереев”. Все они были равны между собой: отменялись прежние звания вице-президентов, советников, асессоров. Второй апартамент составлен был из шести светских чиновников и предназначался для управления церковными вотчинами.

    Новым царствованием в истории России открывалась эпоха временщиков, внезапного возвышения одних и стремительного падения других. Подобная участь могла постигать и духовных сановников.

    После смерти Екатерины I 6 мая 1727 г. престол перешел к Петру II, сыну царевича Алексея.

      1. Церковь в царствование императора Петра II (1727-1730)

      Малолетний сын убиенного царевича Алексея был символической тенью императорской власти. Правили целиком так называемые "верховники"[4, c.383 ], самым влиятельным из которых вначале был кн. А.Д. Меншиков, а после его ареста 8 сентября 1727 г. и ссылки в Сибирь – князья А.Г. и В.Л. Долгоруковы. В правление Долгоруковых начали открыто проявляться стремления к реставрации допетровских порядков, в церковных кругах велись разговоры о восстановлении Патриаршества.

      В положении монастырей произошло некоторое улучшение. При Петре II в “малобратственных” монастырях, оскудевших до такой степени, что часто в них некому было служить, разрешалось увеличить число братии. Некоторые разорившиеся, заброшенные при Петре I обители были открыты заново.

      В ночь на 19.01.1730 г. 15-летний император скончался.

      Церковь в царствование императрицы Анны Иоанновны (1730-1740)

      В положении российского духовенства в ХVIII столетии произошли серьезные перемены. Сословность государственного и общественного строя России, сложившегося в эту эпоху, с характерными для него барьерами между отдельными состояниями: дворянством, городским гражданством, крестьянством - привела к образованию духовного сословия. Образование духовного сословия сопровождалось падением значения выборного начала при замещении церковных мест.

      Киевская Духовная Академия и малороссийские семинарии вплоть до екатерининской эпохи сохраняли всесословный характер, но в конце столетия и они замкнулись в школы для детей духовного чина.

      В годы царствования Анны Иоанновны особенно тяжким испытаниям подверглись монастыри. Указом 1734 г. за постриг монаха в обход закона (а по закону разрешалось постригать только вдовых священников и отставных солдат) на епархиального архиерея налагался штраф в 500 р. (по тем временам чрезвычайно разорительная сумма), настоятель монастыря, в котором состоялся недозволенный постриг, осуждался на пожизненную ссылку, а сам новопостриженный инок лишался монашеского звания и подвергался телесному наказанию. На настоятелей налагалась обязанность доносить в Синод о малейших проступках насельников, а виновных монахов либо отдавали в солдаты, либо ссылали в сибирские рудники. Игуменов и игумений то и дело вызывали в Петербург и там подвергали допросам в Тайной канцелярии. Тайная канцелярия проводила разборы монашествующих. Иноков, заподозренных в политической неблагонадежности (а заподозрить можно было кого угодно и по любому поводу), изгоняли из обителей и ссылали на каторжные работы. В результате этих гонений число монашествующих сократилось почти вдвое.

      С начала XVIII столетия Русская православная церковь вступает в Синодальный период своего развития, означающий, что церковью теперь управляет не патриарх, а коллегиальный орган управления – Синод. Этот правительственный орган был создан Петром I в 1721 году и стал называться Святейший. Святейший Синод заменил патриарха и стал выполнять административные и судебные функции в отношении Русской православной церкви. В полномочия высшего духовного органа входило:

      • Просвещение прихожан и народа в плане духовного развития
      • Строительство церквей
      • Открытие кафедр
      • Выбор и назначение епископов
      • Определение церковных праздников
      • Судебные решения в отношении духовных лиц (борьба с еретиками, бракоразводные дела, предание анафеме мирян)
      • Осуществление цензуры в отношении церковной литературы
      • Канонизация святых

      Святейший правительствующий синод состоял из президента, вице-президентов, архиепископов и митрополитов. Первым президентом высшего духовного органа в России стал Стефан Яворский.

      Созданием Святейшего Синода, как высшего органа церковного управления, было окончательно закреплено подчинение церкви государству. Всё это было в духе абсолютизма того времени, когда император Пётр I стремился монополизировать власть, в частности включить церковь в аппарат государства. Вследствие этого, духовные лица приравнивались к чиновникам, выполнявшим ответственные государственные задачи. Одной из причин, по которой церковь была присоединена к государству, было нежелание императора делить власть с патриархом, который имел большое влияние на граждан.

      Секуляризация церковных земель.

      Со второй половины XVIII века, во время правления Екатерины II, начинается секуляризация церковной собственности, т.е. изъятие движимого и недвижимого имущества церквей в пользу государства. Происходило это по причине того, что церковь являлась крупнейшим российским землевладельцем, имеющим в своём распоряжении большое количество крестьян, называемых монастырскими. С этого момента монастыри переходят на государственное содержание, а монастырские крестьяне становятся государственными.

      Известно, что не все духовные лица были согласны с политикой нового императора, а именно с его церковной реформой. Часть их них выступали против присвоения церковной собственности и желали восстановить патриарха в своих правах. Недовольных отправляли в ссылку или заточали в монастырях.

      Церковный раскол.

      В XVIII веке продолжалась борьба со старообрядчеством и ересью. Еретические движения появились на Руси ещё в 14 веке. Еретики критиковали Библию, иконы, церковные обряды, богослужебную и иную священную литературу, за что подвергались гонениям со стороны государства и церкви, а также простого народа. Известно, что во второй половине XVII века произошёл раскол русской церкви, связанный с церковной реформой патриарха Никона. Не все верующие приняли реформу, те, кто был против, стали называться старообрядцами. Они не приняли унификацию русских богослужебных обрядов и книг с греческими. Впоследствии, власти даже прибегали к карательным экспедициям в отношении приверженцев старых обрядов. Но в результате борьбы властей с раскольниками, со второй половины XVIII века государство стало терпимее относиться к ним и даже разрешило строить свои старообрядческие церкви.

      Русская православная церковь в XVIII столетии уже не имела той свободы, власти и богатства, какое имела до этой поры. Её положение усугублялось не только расколом внутри самой церкви, но и гонениями со стороны иностранцев, которые в XVIII веке приобрели при дворе значимый вес.

      Положение Русской церкви в 1725-конец XVIII в.

      При Петре II – сыне царевича Алексея, пошли разговоры о реставрации допетровских правил и порядков, в частности вопрос шёл о восстановлении патриаршества. Пётр II долго не оставался на престоле, умерев от оспы в 1730 году. Со смертью этого императора надежды на возрождение патриаршества в России рухнули. При Анне Иоанновне, гонения на церковь удвоились. Племянница Петра I была неспособна к управлению страной, поэтому все дела взяли на себя иностранцы Бирон и Остерман. Бирон был известен как ненавистник православия, поэтому развернул в стране повсеместный террор.

      В 1741 году на престол вступает Елизавета Петровна. С вступлением на престол дочери Петра среди людей появилась надежда на улучшение жизни в стране. Действительно, с этого момента иностранное засилье прекращается, при дворе появляются русские люди. Положение Русской православной церкви улучшается. Елизавета Петровна была набожной женщиной, которая окружала себя такими же людьми. Она много жертвовала для монастырей, по её указу возвращались из ссылок несправедливо осужденные духовные лица. Стоит отметить, что церковь не стала свободной, значение Святейшего синода было возвышено и переходило в подчинение верховной власти страны. Законы своего отца Петра она сделала своими законами, т.е. продолжала политику подчинения церкви государству. При императрице Елизавете открывались новые епархии, духовные школы.

      При воцарении в 1761 году племянника Елизаветы Петра III , ситуация снова ухудшилась. Петр III был сыном немецкого герцога, поэтому всегда оставался приверженцем лютеранства и, естественно, противником православия. Русский народ и русскую церковь он не любил и не понимал. Он сокращал количество икон в церквях, приказывал духовенству брить бороды и носить короткие платья. При Петре III в 1762 году вышел указ о полной передаче церковной собственности в руки государства, который потряс русское духовенство.

      Долго терпеть правителя не пришлось, и в том же 1762 году император был свергнут в результате заговора. Престол возглавила зачинщица заговора Екатерина II , приходившаяся вдовой Петра III . Екатерина II выставляла себя религиозным человеком, но в её вере у некоторого её окружения были сомнения. Она уважала веру, но не позволяла церкви влиять на государство. Её знаменитым указом 1764 года было окончательно упразднено церковное землевладение. Открывались новых духовные учреждения, развивалась система образования в них. Так как церкви и монастыри окончательно лишились земельных владений, то происходило их повсеместное закрытые. Закрылась часть монастырей, епархий и обителей. Скудного государственного содержания оставшимся монастырям крайне не хватало.

      Таким образом, с начала XVIII века, во время правления Петра I , Русская православная церковь полностью перешла под власть государства, стала частью государственного аппарата. Главным духовным органом, осуществляющим административные и судебные функции, стал Святейший синод. Произошедшая секуляризация упразднила монастырские вотчины и способствовала закрытию более 80% монастырей. В то же время, имело место быть открытие новых духовных учреждений и их развитие.

      1700 год – Назначение архиепископа Рязанского Стефана (Яворского; 1658–1722) местоблюстителем патриаршего престола.

      1701 год – Епископская хиротония святителя Димитрия Ростовского (1651–1709). Учреждение Расправного (Монастырского) Приказа.

      1703 год – Кончина святителя Митрофана Воронежского (1623–1703).

      1706 год – Основание Иркутской епархии.

      1710 год – Закладка Александро-Невской Лавры.

      1714 год – Собор, осудивший протестанствующих еретиков. Ересиарх Фома Иванов сожжен на костре.

      1715 год – Основание православной духовной миссии в Пекине.

      1716 год – Введение института военных священников.

      1718 год – Феофан (Прокопович; 1681–1736) назначен епископом Псковским.

      1721 год – Духовный Регламент подписывается высшим духовенством России. Учреждение Святейшего Синода. Митрополит Стефан назначен президентом синода, а епископы Феофан (Прокопович) и Феодосий (Яновский; 1673–1726) – вице-президентами.


      1722 год – Указ, ограничивающий рамки духовного сословия только священнослужителями и их прямыми наследниками. Указ Петра I о цензуре иконописания.

      1723 год – Восточные патриархи признают Святейший Синод высшим органом управления Русской Церковью. Указ Синода о всеобщей "школьной" повинности для детей духовенства. Открывается большое количество епархиальных школ.

      1724 год – Начало распространения христианства среди якутов.

      В царствование Петра I церковный раскол значительно усилился, так как число раскольников увеличилось теми, кто видел в реформах царя измену Православию. Кроме того, очень много крестьян-староверов бежало на юг и юго-восток и занесло раскол на Дон и Урал, а также на север России и в Прибалтику.

      Против раскольников принимались очень суровые меры, но они только увеличивали их славу и делали из них мучеников за правую веру.

      1728 год – Начало миссии игумена Иоанна на Камчатке.

      1730 год – Начало судебных процессов против архиереев под началом Феофана (Прокоповича). Преобразование архиерейских школ в семинарии.

      1731 год – Подчинение Синода Сенату.

      1732 год – Учреждение миссионерства для обращения раскольников.

      1737 год – Указ о взымании штрафов с неисполнивших долга исповеди.

      1741 год – Синодальный указ о новой массовой амнистии духовных лиц, пострадавших во время правления Анны Иоанновны. Начала перевода на калмыцкий язык Нового завета и молитв.

      1742 год – Митрополит Ростовский Арсений (Мациевич; 1697–1772) начинает длительную борьбу со светской властью в защиту неприкосновенности церковных имуществ. Учреждение Санкт-Петербургской епархии. Одной из первых святых новой российской столицы стала блаженная Ксения.

      1744 год – Троице-Сергиев монастырь получает статус Лавры.

      1745–1752 годы – Синод принимает ряд жестких мер по борьбе с сектой хлыстов.


      1751 год – Указ императрицы Елизаветы, повелевающий Синоду представлять на должности архимандритов и архиереев не только украинцев, но и русских. Конец полувековой гегемонии Киевской школы в руководстве российской Церкви.

      1757 год – Указ императрицы Елизаветы, обозначивший начало окончательной секуляризации церковного землевладения.

      1758 год – Паисий Величковский (1722–1794) принимает сан иеромонаха.

      1763 год – Синодальный суд над митрополитом Арсением.

      1764 год – Манифест Екатерины II об упразднении прежнего церковного землевладения. Все церковные земли с населением на них временно взяты в управление "Коллегии Экономии" с поступлением доходов в пользу государства.

      1765 год – Выходит в свет первого отечественного катехизиса. Он был составлен иеромонахом, в последствии митрополитом Платоном (Левшиным; 1737–1812).

      1767 год – Второй суд над митрополитом Арсением (Мациевичем). Уход на покой епископа Тихона Задонского (1724–1783)

      1771 год – Бунт в Москве после снятия с Варварских ворот иконы Боголюбской Божией Матери во время эпидемии чумы. Жертвой бунта стал архиепископ Московский Амвросий.

      1772 год – Первый раздел Польши.

      Во время Пугачевского бунта в некоторых областях все духовные лица примкнули к восставшим и, когда синод издал указ о запрещении в священнослужении священников, участвовавших в бунтах, во многих местах не оказалось духовенства, чтобы совершать богослужения.


      1778 год – Архиепископ Славянский и Херсонский, грек Никифор (Феотоки), впервые вводит единоверие в поселениях раскольников на реке Ингул.

      1780 год – Начало распространения христианства между жителями Чукотки.

      1783 год – Грузинская (Иверская) Церковь поступает в ведение Синода.

      1793 год – Второй раздел Польши. Основание Минской епархии.

      1795 год – Третий раздел Польши. Массовое воссоединение униатов с Православием. К концу правления Екатерины II воссоединилось около 2 миллионов униатов и 2300 храмов стало собственностью Православия. Учреждение Омской и Подольской епархий.

      1796 год – Начало централизованной духовной и светской цензуры. Введение светских наград для духовенства и освобождение священников от телесных наказаний.

      1797 год – Санкт-Петербургская и Казанская семинарии и становятся духовными академиями.

      1799 год – Учреждение Калужской, Оренбургской, Пензенской и Тульской епархий.

      Реформы Российского императора Петра I в начале XVIII века привели к тому, что у Русской Церкви начинается новый этап ее существования, так называемый "Синодальный период", длившийся до 1917 года. "Синодальный" от слова "Синод". Так называется постоянно действующий церковный собор, управляющий Церковью. Но сам Синод подчинялся императору, и таким образом Церковь стала одним из институтов государственного управления. Автором этой церковной реформы был архиеп. Феофан Прокопович, доверенное лицо Петра I.

      После смерти Петра I всесильный Феофан Прокопович, продолжил эту политику при императрице Анне Иоанновне и ее временщике Бироне. В Русской Церкви бесцеремонно насаждаются протестантские порядки, а те, кто возмущается попадают в "тайную канцелярию", подвергаются пыткам и ссылкам.

      В 1741 году посредством дворцового переворота к власти приходит дочь Петра I Елизавета. Она была по-своему благочестива и набожна, и уважала церковные традиции. Впрочем восстановить патриаршество она так и не решилась, дабы не бросить тень на авторитет своего отца. В целом же ее правление было благоприятным для Церкви, чего нельзя сказать о правлении Екатерины II.

      Екатерина II не была безбожницей, но ее тешила мысль, что она "просвещенная императрица", и что она переписывается с "французскими просветителями", среди которых были и масоны и атеисты. Спустя два года после прихода к власти, она в 1764 году издает "Манифест о секуляризации церковных земель", согласно которому Церковь лишается своих земельных угодий и становится зависимой от государства не только административно, но и экономически. Большинство монастырей закрываются или переводятся за штат.

      Но именно в таких стесненных условиях начинается возрождение духа подлинного монашества на Руси. И связано это с деятельностью преп. Паисия Величковского, который традиции Афонского старчества распространял на Русской земле. В это же время трудились и другие церковные писатели свт. Тихон Задонский и митр. Платон Левшин.

      В целом же в XVIII веке наблюдается кризис религиозности в России. Народное благочестие было переполнено обрядоверием и суеверием. А образованная интеллигенция в массе своей лишь формально принадлежала Церкви.

      В правление Екатерины II значительно смягчается положение русских православных в Речи Посполитой. А после "разделов Польши", когда значительные ее территории перешли Российской империи, огромное количество униатов переходит в Православие.

      При Екатерине II и ее сыне Павле I начинается так называемое "Единоверческое движение", при котором старообрядцам разрешается придерживаться старого обряда при условии их канонического единства с Русской Церковью.

      Читайте также: