Изложение 1 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

обучать учащихся письменной передаче текста;

развивать устную и письменную речь учащихся;

развивать эмоциональную сферу детей, их чувства, эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

контуры рисунки котёнка для каждого учащегося;

индивидуальные карточки со словами для справок;

развитие умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста;

воспитание умения правильно оценивать ситуацию;

обогащение словарного запаса учащихся;

профилактика нарушения осанки и зрения.

Оборудование: карточка с текстом изложения, части текста "Дымок", опорные слова, карточки для словарно-орфографической работы.

Цель предварительной работы: настрой на работу, развитие мелкой и крупной моторики.

II. Постановка задач урока

- Нам сегодня предстоит письменно пересказать текст по вопросам, прежде, мы с ним познакомимся с текстом, вспомним составные части текста, разберем трудные слова, попробуем пересказать текст без слов, а затем, напишем изложение. Текст будем пересказывать подробно, последовательно, полно раскрывать его тему и основную мысль. Работать будем коллективно, индивидуально и в парах.

-Я желаю вам успеха. В конце урока зачитаем лучшее изложение.

III. Чтение текста учителем (текс написан на доске и написан на карточке у каждого ученика)

-Я читаю текст, вы внимательно слушаете. Чтобы увидеть, поняли ли вы смысл текста, я задам вопросы.

Учитель читает текст, написанный на доске, дети слушают.

У Любы кот Дымок. Он маленький. Котик серый и пушистый. Лапки у котёнка белые. Он ест рыбу. Дымок любит играть с клубком ниток.

IV.Анализ текста

-О чем говорится в тексте (его тема)?

-Какой был котёнок?

- Что любил кушать котёнок?

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

V. Работа над планом

-Сколько частей в тексте? (одна)

-Как вы догадались? ("красная" строка)

-Давайте вспомним составные части текста

На доске записаны вопросы, расположенные не по порядку

Какой был котик?

Какие у котёнка были лапки?

С чем любит играть Дымок?

К от Дымок

Маленький , пушистый , серый

С клубком ниток

-Давайте выберем опорные слова - отдельно к каждой части (на доске карточки со словами) -

Физкультминутка (музыкальная)

VI. Словарно-орфографическая работа

-Положите перед собой карточки с орфографическим заданием.

__юба, __ымок, пуш__стый, клу__ком.

-Объясните написание гласной после шипящих в словах

- Трудность изложения заключается в том, что встречаются непростые для написания слова.

-Прочитайте первое слово. Произнесите по слогам. Найдите трудное (опасное) место.

Такая же работа проводится с остальными словами.

- Закройте глазки, произнесите слова по слогам.

VII. Пересказ текста с опорными словами - текст пересказывает один ученик, остальные -каждое предложение показывают движением.

VIII. Написание изложения

-На запись под руководством учителя небольшого текста по вопросам.

-Обратите внимание, трудные слова - на доске и на карточках.

IX. Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Чтение 1-2 написанных детьми изложений.

X. Итог урока

-Сегодня на уроке мы с вами продолжали учиться писать изложение (по вопросам), вспоминали части текста, объясняли правила грамотного письма, выполняли творческую работу. Мы очень старались, все делали от души, поэтому и результаты - отличные. Мы молодцы!

Лист из тетради по развитию речи (изложение)

Обучающее изложение в 1 классе.

У Любы кот Дымок. Он маленький. Котик серый и пушистый. Лапки у котёнка белые. Он ест рыбу. Дымок любит играть с клубком ниток.

Вопросы и задания к тексту.

Какой был котик?

Какие у котёнка были лапки?

С чем любит играть Дымок?

Словарно-орфографическая подготовка

Объясните написания слов Люба, Дымок, пушистый, клубком.

__юба, __ымок, пуш__стый, клу__ком.

 Кто был у Любы ? К от Дымок

 Какой был котик ?  Маленький , пушистый , серый

 С чем любит играть Дымок? С клубком ниток

- Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь. Давайте покажем как мы работаем на уроке и чему уже научились.

- Для начала давайте представим следующую картину: утром вы молча встали, умылись, оделись; молча пошли в школу; молча посидели в школе, посмотрели друг на друга и молча вернулись домой.

- Хорошо ли вам было? (плохо)

- А когда человеку становится хорошо, интересно? (когда человек разговаривает, общается, узнает что-то)

- А как называется все то, что мы говорим? (речь)

- Какая бывает речь? (письменная и устная)

- Для какой речи нужны: телефон, ручка, микрофон, мел, карандаш? (дети отвечают хором)

- Какая речь является устной?

- Какая речь называется письменной?

- А из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Что выражает предложение? (законченную мысль)

  1. Синички клевали зернышки. Белочка грызет орешки. Собака сторожит дом.
  2. У зайца зимой белая шубка. Трудно лисе его найти. Сел зайка у куста и спит.

- Какую из записей можно назвать текстом? (2) Докажите.

Чтение таблицы хором: Текст – это группа предложений …

- Предложения в тексте объединяются одной темой.

- Что такое тема? (читают хором) Тема – это о ком или о чем говорится в тексте.

- Определите тему этого текста. (о зайке)

- Ребята, а теперь подумайте: о зайке можно рассказать многое, а что говориться в нашем тексте о зайке (шуба белая, зайку не видно)

- Что мы сейчас определили? (главную мысль)

- А что такое главная мысль? Чтение хором: Главня мысль – это, что говорится в тексте о предмете.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом, ( прыжки на одной ноге )

Приглашая нас в свой дом. ( прыжки на другой ноге )

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех. ( бег на месте )

Побежим скорее в класс.

Там, послушаем рассказ.

- Ребята, вы сказки любите? (да)

- И я их очень люблю.

  1. Коза, козлята, волк, кузнец, съел.
  2. Муха, денежка, базар, самовар, комар, паук.
  3. Маша, заблудилась, медведь, испекла, убежала.

- Старик, старуха, испекла, …

- Теремок, мышка, лягушка, …

- Как вы угадали сказки? (помогли слова из этих сказок)

- Слова, по которым легко угадать текст, называются опорными словами.

- Опорные слова это слова помощники, без которых нельзя обойтись при составлении текста.

- Давайте-ка мы с вами сегодня выступим в роли авторов и составим свой текст. Но прежде вы должны выполнить одно очень интересное задание.

Работаем в парах.

- Достаньте из конверта №1 карточки со словами. (их шесть штук)

- Прочитайте слова и составьте предложение.

- Прочитайте свои варианты.

Жили в курятнике курочка и цыплята.

- О ком говорится в предложении?

- Что о них говорится?

- А что еще можно рассказать о курочке и цыплятах? (описать внешний вид, рассказать об их семье, а может с ними что-то произошло, попали в какую-то историю).

- Об этом нам расскажут сюжетные картинки.( Открываю сюжетные картинки )

- Рассмотрите их и скажите, что же произошло с цыплятами. (испачкались)

- Вы определили главную мысль нашего текста.

- А сейчас мы будем его составлять.

- Для составления рассказа нам нужны слова, без которых нельзя обойтись. Кто вспомнит, как называются эти слова? (опорные слова)

-Итак … Жили в курятнике курица и цыплята

Пошли Вдруг Вылезли

Клевали Увидели Испугалась

- Молодцы! Хорошо поработали!

( включаю магнитофон, дети кладут голову на руки )

Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются.

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.

- А какой же рассказ у нас получился?

- Кто повторит весь текст?

- Я, я! (выскакивает ученик в шляпе Незнайки)

- Я все записал. Вот какой у меня получился хороший рассказ.

Незнайка выводит группу ребят. У каждого из них полоска бумаги с предложением. Предложения перепутаны. Дети читают их и переставляют ребят по порядку.

Текст на полосках.

Жили в курятнике курочка и цыплята.

Однажды они пошли гулять.

Цыплята клевали вкусную травку.

Вдруг они увидели трубу.

Желтые комочки влезли в трубу.

Вылезли из трубы черные галчата.

Испугалась курица: где же мои дети.

(полоски крепятся на доску)

- Прочтите еще раз.

- Можно ли назвать прочитанное текстом? (да) Докажите.

- Определите тему этого текста.

- Определите главную мысль.

- Если это текст, то его можно озаглавить.

- Возьмите конверт №2, достаньте три карточки с разными заголовками и выберите наиболее точное заглавие.

Курица и цыплята. Труба. Где же дети?

- Покажите что выбрали. Почему?

- В заголовок берется либо главная мысль, либо тема.

- А сейчас проведем самостоятельную работу. (работаем в группах, каждая группа получает карточку с заданием)

Задание для первой и второй группы – озаглавить текст

Третья и четвертая группы – определить тему и главную мысль текста.

Пятая и шестая группы – по опорным словам определить произведение.

- Итак, заслушиваем ответы групп.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке. Какое задание было самым интересным. Кто доволен своей работой на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объясняю детям, что значит излагать текст, учу составлять ответы на вопросы.

Тема: Понятие об изложении.

Цель: объяснить, что значит излагать текст, учить составлять ответы на вопросы.

1.Сегодня мы будем учиться писать изложение.

Излагать - это значит пересказывать услышанное или прочитанное. Я прочитаю, а вы запомните и расскажете письменно, что услышали.

2.Читается текст (на доске текста нет).

Три серых котёнка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. ( 29 слов)

3.Беседа о признаках текста.

Можно ли назвать текстом?

– Да, предложения связаны по смыслу, про одно и тоже.

Определите тему (о ком или о чём?)

Назовите главную мысль (что говорится о котятах и мышке).

– Бежали за мышкой и стали белые.

4.Беседа по содержанию.

Кого увидели котята?

Что они сделали?

А что мышка сделала?

Что случилось с котятами? Почему?

( Вопросы заранее написаны на доске и не закрыты. Пусть дети на перемене их читают).

Кого увидели три серых котёнка? Мышку

За кем они бросились? За ней

Куда прыгнула мышка? В банку с мукой

Что сделали котята? Котята - за ней

Что сделала мышка? Убежала

Какие вылезли котята из банки? Белые

6.Хором читаем вопрос.

Хором читаем ответ: в обратном порядке читаем слова вопроса и вместо слова КОГО? Подставляем слово МЫШКУ.

Дети должны понять, что ответ строится из слов вопроса. Затем дети самостоятельно записывают предложение. Здесь допускается вариативность.

Итак, на первом уроке работа идёт над каждым предложением коллективно и отдельно, т.е. читаем, отвечаем, пишем, опять читаем, пишем.

7.После записи текста обязательно

прочитать 5-6 работ вслух в классе.

8.Учителю надо учесть:

Котята-они; мышка-она; что сделала- убежала (предупредить ошибку: Мышка сделала убежала.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лося называют лесным великаном. Давайте рассмотри слайд с изображением лося. Лось – самое большое животное, которое можно встретить в наших лесах. Обратите внимание на необычную форму рогов. Они похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Интересно, что каждой зимой лоси сбрасывают рога, а летом вырастают новые рога, причем число ответвлений увеличивается на один отросток. По количеству отростков можно определить возраст лося. Посмотрите на уши, какие они?

- Уши у лося большие до 25 см, заостренные. Двигая ушами во все стороны, лось быстро улавливает шорохи леса, и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли.

- Что можно сказать о шее лося?

(она короткая, толстая)

- На короткой шее – грива, под горлом – вырост кожи, покрытый волосами (серьга)

- А что можно сказать про ноги?

(они длинные, стройные, белые)

Рассматривание образа животного на слайдах.

Вот маленькие детеныши. Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Уши тоже большие и широкие. Это лосята.

  1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Подчеркнуть в словах сочетания ЖИ-ШИ.
  3. В последнем предложении подчеркнуть гласные.
  1. Урок обучения грамоте, контрольное списывание

Белым снегом покрылись п.ля и л.са. На сн.гу сл.ды зв.рей и птиц. Вот сл.ды лося. Люди не обижают лосей. У лося сильные ноги и р.га. Это красивое животное.

Грамматическое задание: при списывании вставьте пропущенные буквы.

  1. Урок обучения грамоте, контрольное списывание

Лось живет в лесу. Он есть траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики Леша и Юра идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими. Так ребята помогают животным.

Задания: 1. В 4 предложении расставьте над словами знак ударения.

2. В первом предложении подчеркните слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

ь

- Сегодня мы будем писать изложение об этих красивых гордых животных.

- Что такое изложение? (дети высказывают свое мнение)

- Вывод: изложение – это письменный пересказ текста.

- Сегодня мы будем этому учиться.

III. Знакомство с текстом изложения (Задание: озаглавьте рассказ.)

На реке треснул лед. Быстро плывут льдины. К реке вышли лось и лосенок. Они стали пить воду. Стоит теплый, солнечный день.

- О ком говорится в изложении?

- Когда происходят события?

- Почему вы так решили?

- Что делают главные герои?

- Какая стоит погода?

IV. Оформление начала работы в тетради:

V. Орфографическая подготовка:

- Я прочитаю изложение, а вы подумайте на какие слова, нужно при написании обратить внимание?

Запись на доске:

Р.ке – речка ле. – льдина .ни – он

Ст.ит – стой л.сенок – лось

солнечный, быстро (учитель пишет на доске и оставляет).

VI. Лексическая подготовка.

- Какие слова не понятны?

VII. Чтение изложения по предложениям, с последующим составлением вопросов к каждому предложению, с последующим ответом на этот вопрос.

- На реке треснул лед.

- Где треснул лед?

- На реке треснул лед и тд (работа проводится устно).

(Весь вопросный план записывается на доске).

VIII. Составление рассказа по вопросам устно (3-5 учеников).

IX. Повторение правил (красная строка, начало предложения, знаки препинания в конце предложения, запятая в последнем предложении)

X. Письмо изложения (самостоятельная работа детей) по вопросам плана, написанного на доске.

XI. Проверка изложения на доске.

XII. Рефлексия: 1. Понравилась ли такая форма работы?

2. Что больше понравилось?

3. Что не очень понравилось?

4. Что хотели бы изменить?

XIII. Итог урока: 1. Молодцы, кто был внимателен; кто хорошо поработал.

2. Сбор тетрадей.

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить с изложением.

2. Обучать писать изложение.

ЗАДАЧИ УРОКА: 1.формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2.умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3.умение письменно передавать обработанную информацию;

4.развивать навыки определения основной мысли, совершенствование орфографических, пунктуационных, грамматических навыков;

5.воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.

ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ:

Урок обучения грамоте: отгадывание загадки

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

У него рога ветвисты,

Ноги тонки, ноги быстры. (Лось)

Лося называют лесным великаном. Давайте рассмотри слайд с изображением лося. Лось – самое большое животное, которое можно встретить в наших лесах. Обратите внимание на необычную форму рогов. Они похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Интересно, что каждой зимой лоси сбрасывают рога, а летом вырастают новые рога, причем число ответвлений увеличивается на один отросток. По количеству отростков можно определить возраст лося. Посмотрите на уши, какие они?

- Уши у лося большие до 25 см, заостренные. Двигая ушами во все стороны, лось быстро улавливает шорохи леса, и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли.

- Что можно сказать о шее лося?

(она короткая, толстая)

- На короткой шее – грива, под горлом – вырост кожи, покрытый волосами (серьга)

- А что можно сказать про ноги?

(они длинные, стройные, белые)

Рассматривание образа животного на слайдах.

Вот маленькие детеныши. Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Уши тоже большие и широкие. Это лосята.

Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

Подчеркнуть в словах сочетания ЖИ-ШИ.

В последнем предложении подчеркнуть гласные.

Урок обучения грамоте, контрольное списывание

Белым снегом покрылись п..ля и л..са. На сн..гу сл..ды зв..рей и птиц. Вот сл..ды лося. Люди не обижают лосей. У лося сильные ноги и р..га. Это красивое животное.

Грамматическое задание: при списывании вставьте пропущенные буквы.

Урок обучения грамоте, контрольное списывание

Лось живет в лесу. Он есть траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики Леша и Юра идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими. Так ребята помогают животным.

Задания: 1. В 4 предложении расставьте над словами знак ударения.

2. В первом предложении подчеркните слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

на доске кроссворд

- Сегодня мы будем писать изложение об этих красивых гордых животных.

- Что такое изложение? (дети высказывают свое мнение)

- Вывод: изложение – это письменный пересказ текста.

- Сегодня мы будем этому учиться.

III. Знакомство с текстом изложения (Задание: озаглавьте рассказ.)

На реке треснул лед. Быстро плывут льдины. К реке вышли лось и лосенок. Они стали пить воду. Стоит теплый, солнечный день.

Работа над содержанием текста

- О ком говорится в изложении?

- Когда происходят события?

- Почему вы так решили?

- Что делают главные герои?

- Какая стоит погода?

IV. Оформление начала работы в тетради:

V. Орфографическая подготовка:

- Я прочитаю изложение, а вы подумайте на какие слова, нужно при написании обратить внимание?

Запись на доске:

Р..ке – речка ле.. – льдина ..ни – он

Ст..ит – стой л..сенок – лось

солнечный, быстро (учитель пишет на доске и оставляет).

VI. Лексическая подготовка.

- Какие слова не понятны?

VII. Чтение изложения по предложениям, с последующим составлением вопросов к каждому предложению, с последующим ответом на этот вопрос.

- На реке треснул лед.

- Где треснул лед?

- На реке треснул лед и тд (работа проводится устно).

(Весь вопросный план записывается на доске).

VIII. Составление рассказа по вопросам устно (3-5 учеников).

IX. Повторение правил (красная строка, начало предложения, знаки препинания в конце предложения, запятая в последнем предложении)

X. Письмо изложения (самостоятельная работа детей) по вопросам плана, написанного на доске.

Читайте также: