Падение мировой колониальной системы конспект 11 класс загладин

Обновлено: 07.07.2024

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

Используемая литература:

Интернет – ресурсы:

Ход урока.

Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

Цель нашего урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

План:

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

2.Проблема выбора пути развития.

Конфликты и кризисы в странах Юга.

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

Большое влияние на положение СССР на международной арене оказали перемены в мире, вызванные распадом колониальной системы. Советское руководство связывало с ним надежды на ослабление блока НАТО, в который входили ведущие колониальные державы. Поддержка борьбы народов колониальных и зависимых стран за полное освобождение стала одним из приоритетных направлений советской политики.

Развитие процесса деколонизации, распада колониальных империй европейских держав было обусловлено рядом причин.

• В годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий или прифронтовой зоной. В колониях строились базы снабжения армии и флота, ремонтные мастерские, заводы по производству боеприпасов и лёгкого вооружения, аэродромы. Многие жители колоний были призваны на военную службу в армию метрополий. Ряд колоний — Индокитай, Бирму, Малайю, Филиппины, Индонезию — в период 1942-1944 гг. оккупировала Япония. На этих территориях сложилась система местного самоуправления. Все это подорвало веру во всесилие европейских колонизаторов, укрепило социально-экономические и политические предпосылки перехода к независимому развитию.

• С созданием ООН, признанием мировым сообществом прав народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение), стремление народов колониальных и зависимых стран к освобождению получило международно-правовую базу.

• Немаловажную роль в развитии процесса деколонизации играло и то, что народы, борющиеся за свободу, могли опереться на политическую, а иногда и военную поддержку великих держав — СССР, а затем и Китая, не заинтересованных в сохранении колониальных империй европейцев.

Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путём. Великобритания, столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Индии, в 1947 г. предоставила ей независимость. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. — Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.

Ряд колониальных владений, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались сохранить силой оружия. Так, Голландия признала независимость Индонезии после 5 лет войны (1945-1949). А Малайя стала независимой от Великобритании лишь в 1957 г., после десятилетия партизанской войны.

С наибольшим упорством свою колониальную империю удерживала Франция. После поражения Японии государства Индокитая (Камбоджа, Лаос и Вьетнам) провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против этих стран. В 1949 г. Камбоджа и Лаос получили независимость. Однако во Вьетнаме боевые действия продолжались. Лишь в 1954 г. после крупного поражения под Дьенбьенфу Франция согласилась на переговоры и подписание соглашения в Женеве. Согласно его условиям Вьетнам был разделён по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма, Республика Южный Вьетнам вошла в систему союзов США в Азии. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.




В 1954 г. восстание против французских колонизаторов началось в Алжире. Лишь через 5 лет Франция признала его право на самоопределение. В 1962 г. Алжир стал независимым государством.

Последняя в истории колониальная империя, Португальская, рухнула после нескольких десятилетий освободительной борьбы. После революции в Португалии в 1974 г. её бывшие колонии Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау стали независимыми государствами.

Проблема выбора пути развития.

Политические лидеры, возглавившие борьбу за освобождение, стремились к скорейшему преодолению экономической отсталости. Однако большинство стран Азии и Африки сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика была развита односторонне, имела сырьевую ориентацию. Немногочисленные центры индустрии зависели от их технического обслуживания европейскими специалистами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство новых государств нуждались в привлечении капиталов и технологий из-за рубежа. Всё это оказывало большое влияние на выбор их пути развития.

Во многих выбиравших самостоятельный путь развития государствах, особенно Африки, ещё преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. Производительность труда была крайне низкой, превалировало натуральное хозяйство. Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы, мало содействовали модернизации.

Членами Содружества стали 50 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Большинство стран, входящих в Содружество, проводят самостоятельную политику, хотя и используют возможности экономического и научно-технического сотрудничества с Англией.

По примеру Великобритании Франция в 1958 г. объявила о создании Французского Сообщества, возглавляемого французским президентом. В состав Сообщества вошли Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомея, Нигер, Мавритания, Верхняя Вольта, Конго, Габон, Чад, Мадагаскар и др. На их территории сохранялись военные базы и гарнизоны Франции.

Бывшие метрополии пытались контролировать политику молодых государств, сохраняя аграрно-сырьевую направленность развития их экономики. Это вызвало у ряда лидеров освободившихся стран стремление опереться на поддержку СССР. В 1960-1970-е гг. во многих государствах Азии и Африки приобрела популярность идея социалистической ориентации. Она предполагала введение централизованного управления обществом, национализацию собственности иностранных компаний и природных ресурсов для развития экономики и вооружённых сил. Кадры инженеров, техников, врачей, учителей и военных намечалось готовить с помощью СССР.

Советский Союз, рассчитывая на расширение своей системы союзов, с готовностью поддержал выбор пути социалистического строительства освободившимися странами. Интерес к социалистическим идеям в разное время выражался лидерами Египта (Объединённая Арабская Республика), Сирии, Ирака, Южного Йемена, Индонезии, Бирмы, Конго, Ганы, Гвинеи, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Алжира, Танзании, Мали и ряда других государств. Постепенно, однако, эти страны отошли от идей социализма. Причины этого были весьма многообразны.

Прежде всего СССР не располагал достаточными возможностями для создания в освободившихся странах современной индустрии. Это вызывало разочарование в советской политике у большинства лидеров молодых государств. Их попытки проводить преобразования социалистического типа завершались неудачей. Обобществление земли при отсутствии передовых технологий обработки земли (удобрений, тракторов и комбайнов) вели к падению урожайности. Основная масса населения — крестьянство — выступала против разрушения традиционного уклада жизни. Вводившееся централизованное распределение ресурсов вело к их расхищению верхушкой государственных чиновников. Таким образом, цели модернизации оказывались недостижимыми.

Большую роль в отходе освободившихся стран от социалистической ориентации сыграла политика США и союзных им стран. Они вели постоянную борьбу против дружественных СССР режимов. В ней использовались методы пропаганды, разжигания клановой и межнациональной розни. Щедрую поддержку получали оппозиционные силы, провоцировались военные конфликты, исключавшие решение каких-либо созидательных задач.

Конспект урока истории

Дата 23.05.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

Используемая литература:

Интернет – ресурсы:

Ход урока.

Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

Цель нашего урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

План:

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

2.Проблема выбора пути развития.

Конфликты и кризисы в странах Юга.

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

Большое влияние на положение СССР на международной арене оказали перемены в мире, вызванные распадом колониальной системы. Советское руководство связывало с ним надежды на ослабление блока НАТО, в который входили ведущие колониальные державы. Поддержка борьбы народов колониальных и зависимых стран за полное освобождение стала одним из приоритетных направлений советской политики.

Развитие процесса деколонизации, распада колониальных империй европейских держав было обусловлено рядом причин.

• В годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий или прифронтовой зоной. В колониях строились базы снабжения армии и флота, ремонтные мастерские, заводы по производству боеприпасов и лёгкого вооружения, аэродромы. Многие жители колоний были призваны на военную службу в армию метрополий. Ряд колоний — Индокитай, Бирму, Малайю, Филиппины, Индонезию — в период 1942-1944 гг. оккупировала Япония. На этих территориях сложилась система местного самоуправления. Все это подорвало веру во всесилие европейских колонизаторов, укрепило социально-экономические и политические предпосылки перехода к независимому развитию.

• С созданием ООН, признанием мировым сообществом прав народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение), стремление народов колониальных и зависимых стран к освобождению получило международно-правовую базу.

• Немаловажную роль в развитии процесса деколонизации играло и то, что народы, борющиеся за свободу, могли опереться на политическую, а иногда и военную поддержку великих держав — СССР, а затем и Китая, не заинтересованных в сохранении колониальных империй европейцев.

Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путём. Великобритания, столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Индии, в 1947 г. предоставила ей независимость. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. — Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.

Ряд колониальных владений, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались сохранить силой оружия. Так, Голландия признала независимость Индонезии после 5 лет войны (1945-1949). А Малайя стала независимой от Великобритании лишь в 1957 г., после десятилетия партизанской войны.

С наибольшим упорством свою колониальную империю удерживала Франция. После поражения Японии государства Индокитая (Камбоджа, Лаос и Вьетнам) провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против этих стран. В 1949 г. Камбоджа и Лаос получили независимость. Однако во Вьетнаме боевые действия продолжались. Лишь в 1954 г. после крупного поражения под Дьенбьенфу Франция согласилась на переговоры и подписание соглашения в Женеве. Согласно его условиям Вьетнам был разделён по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма, Республика Южный Вьетнам вошла в систему союзов США в Азии. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.

В 1954 г. восстание против французских колонизаторов началось в Алжире. Лишь через 5 лет Франция признала его право на самоопределение. В 1962 г. Алжир стал независимым государством.

Последняя в истории колониальная империя, Португальская, рухнула после нескольких десятилетий освободительной борьбы. После революции в Португалии в 1974 г. её бывшие колонии Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау стали независимыми государствами.

Проблема выбора пути развития.

Политические лидеры, возглавившие борьбу за освобождение, стремились к скорейшему преодолению экономической отсталости. Однако большинство стран Азии и Африки сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика была развита односторонне, имела сырьевую ориентацию. Немногочисленные центры индустрии зависели от их технического обслуживания европейскими специалистами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство новых государств нуждались в привлечении капиталов и технологий из-за рубежа. Всё это оказывало большое влияние на выбор их пути развития.

Во многих выбиравших самостоятельный путь развития государствах, особенно Африки, ещё преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. Производительность труда была крайне низкой, превалировало натуральное хозяйство. Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы, мало содействовали модернизации.

Членами Содружества стали 50 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Большинство стран, входящих в Содружество, проводят самостоятельную политику, хотя и используют возможности экономического и научно-технического сотрудничества с Англией.

По примеру Великобритании Франция в 1958 г. объявила о создании Французского Сообщества, возглавляемого французским президентом. В состав Сообщества вошли Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомея, Нигер, Мавритания, Верхняя Вольта, Конго, Габон, Чад, Мадагаскар и др. На их территории сохранялись военные базы и гарнизоны Франции.

Бывшие метрополии пытались контролировать политику молодых государств, сохраняя аграрно-сырьевую направленность развития их экономики. Это вызвало у ряда лидеров освободившихся стран стремление опереться на поддержку СССР. В 1960-1970-е гг. во многих государствах Азии и Африки приобрела популярность идея социалистической ориентации. Она предполагала введение централизованного управления обществом, национализацию собственности иностранных компаний и природных ресурсов для развития экономики и вооружённых сил. Кадры инженеров, техников, врачей, учителей и военных намечалось готовить с помощью СССР.

Советский Союз, рассчитывая на расширение своей системы союзов, с готовностью поддержал выбор пути социалистического строительства освободившимися странами. Интерес к социалистическим идеям в разное время выражался лидерами Египта (Объединённая Арабская Республика), Сирии, Ирака, Южного Йемена, Индонезии, Бирмы, Конго, Ганы, Гвинеи, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Алжира, Танзании, Мали и ряда других государств. Постепенно, однако, эти страны отошли от идей социализма. Причины этого были весьма многообразны.

Прежде всего СССР не располагал достаточными возможностями для создания в освободившихся странах современной индустрии. Это вызывало разочарование в советской политике у большинства лидеров молодых государств. Их попытки проводить преобразования социалистического типа завершались неудачей. Обобществление земли при отсутствии передовых технологий обработки земли (удобрений, тракторов и комбайнов) вели к падению урожайности. Основная масса населения — крестьянство — выступала против разрушения традиционного уклада жизни. Вводившееся централизованное распределение ресурсов вело к их расхищению верхушкой государственных чиновников. Таким образом, цели модернизации оказывались недостижимыми.

Большую роль в отходе освободившихся стран от социалистической ориентации сыграла политика США и союзных им стран. Они вели постоянную борьбу против дружественных СССР режимов. В ней использовались методы пропаганды, разжигания клановой и межнациональной розни. Щедрую поддержку получали оппозиционные силы, провоцировались военные конфликты, исключавшие решение каких-либо созидательных задач.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Крушение колониальной системы

Развивающие: совершенствование умений установления и анализа причинно-следственных связей, оценки исторических явлений и событий; совершенствование картографических навыков и навыков работы с учебным пособием.

Воспитательные: воспитание уважения к истории народов мира.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: школьная лекция, беседа, работа с таблицей, составление тезисов, работа в группах.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Какие страны Азии, Африки и Америки находились после ВМВ в зависимом положении?

2. Какое влияние на политическое развитие этих стран оказала ВМВ?

III. Мотивация учебной деятельности.

1. Этапы деколонизации.

2.Пути развития независимых государств.

V . Первичное восприятие и осознание учебного материала.

1. Этапы деколонизации.

Работа над понятием
Деколонизация - ликвидация колониального господства метрополий, восстановление

суверенитета народов колониальных и зависимых стран как хозяев собственной судьбы и утверждение этих стран как самостоятельных и полноправных субъектов международного права и международных отношений.

Причины распада колониальной системы
1. Колониализм исчерпал себя исторически (потеря экономической эффективности).

2.Страны-метрополии вышли из войны ослабленными, а колониальные власти, на территориях, подвергшихся японской, германской или итальянской оккупации подчас и вовсе были уничтожены.
3. В годы Второй мировой войны выросло национальное сознание и активизировалось национально-освободительное движение.
4. Активная поддержка США и СССР стран, которые боролись за независимость (каждый соответственно своим интересам)

Первый этап (1945–1955гг.)

► Деколонизация охватывает преимущественно Азию (всего за этот период независимость получили 11 государств Азии, в Африке - Ливия).
►Мирно и контролируемо Великобритания предоставила независимость своей колониям в 1947-1948 гг. Индии, Пакистану, Бирме, Цейлону, Израилю.

► В Индокитае (колония Франции) и Индонезии (колония Голландии) из-за нежелания метрополий уступить началась многолетняя кровопролитная война за свое освобождение. В 1954г. Франция прекратила боевые действия в Индокитае и признала независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

Второй этап (1955 — конец 60-х гг. ХХ ст.)

Третий этап (70-е — начало 90-х гг. ХХ ст.)

► Период крушения колониализма на юге Африки - распад последней колониальнои империи - Португальской (в 1975 г. получили независимость Ангола , Мозамбик , Сан -Томе, Принсипи ). ► Окончательно определилась судьба Южной Родезии - в 1980 г. здесь было провозглашено независимое государство Зимбабве .

► В 1990 г. Намибия , которая была колонией ЮАР становится независимой. Это была последняя колония на карте Африки.
► Ликвидация последних колониальных владений Великобритании в Латинской Америке ( Багамские острова - 1973 г. , Гайана - 1975 г. , Белиз - 1981 г.).
► Период деколонизации островов Тихоокеанского региона ( Фиджи - 1970 г. , Соломоновых - 1978 г. - бывших владений Великобритании , Маршалловых (1991) , Палау (1994) - США ).
► Вторая половина 90- х - нач. 2000- х годов - ликвидация остатков колониализма: Гонконг - Сянган (1997 г.) , Восточный Тимор (1975 г. , фактически - 2002)

Особенности общественно-политической жизни молодых независимых государств
1. Этно-племенной клановый характер построения госструктур.
2. Высокий уровень коррумпированности госаппарата.
3. Особая роль руководителей государств, которые проводят политику патернализма, колебания либо в сторону диктатуры, либо в сторону популизма.
3. Общий антидемократизм власти (многопартийные системы - редкое явление, значительное влияние армии).
4. Значительное (иногда решающее) влияние религии на идеологические установки как власти, так и общества.
Заключение . Распад колониальной системы, который завершился в конце 90-х годов, способствовал становлению молодых независимых государств, которые определили собственный внешнеполитический курс.
Новые независимые государства на мировой арене пытаются выступать единственной силой: в сентябре 1961 г. ими была образована организация Движение неприсоединения, которая ставила целью неучастие своих членов в многосторонних военных союзах. Сейчас это очень влиятельная международная организация. Существуют также и региональные объединения (АСЕАН, ОАЕ, АФТА, АПЕК).

А. Экономическое сотрудничество.
. Участники Конференции выразили общее стремление к экономическому сотрудничеству на основе взаимного интереса и уважения национального суверенитета .
Страны-участницы согласны оказывать техническую помощь друг другу в максимально возможных размерах .
Б. Культурное сотрудничество.
1. Конференция стран Азии и Африки убеждена, что наиболее сильным средством содействия взаимопониманию между странами является развитие культурного сотрудничества. Азия и Африка являются колыбелью великих религий и цивилизаций, обогативших другие культуры и цивилизации .
2. Конференция стран Азии и Африки принимает тот факт, что существование колониализма во многих частях Азии и Африки, в какой бы форме это не проявлялось, не только препятствует культурному сотрудничеству, но также подавляет национальные культуры народов .
Конференция осуждает такое отрицание основных прав в области образования и культуры в некоторых частях Азии и Африки . особенно конференция осуждает расизм как средство подавления культуры .
В. Права человека и самоопределение.
1. Конференция стран Азии и Африки заявляет о своей полной поддержке основных принципов прав человека, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций, принимает к сведению всеобщую Декларацию прав человека как общий образец для всех народов и всех наций .
2. Конференция стран Азии и Африки осуждает политику расовой сегрегации и дискриминации .
Г. Проблемы зависимых народов.

. Конференция согласилась:
а) заявить, что колониализм во всех его проявлениях представляет собой зло, которое необходимо срочно прекратить;
б) подтвердить, что покорение народов иностранному порабощению, господству и эксплуатации является отрицанием основных прав человека, что противоречит Уставу ООН и препятствует международному миру и сотрудничеству;
в) заявить о своей поддержке дела свободы и независимости всех таких народов .

Задание.
Проанализируйте отрывок из коммюнике Бандунгской конференции стран Азии и Африки и определите, какие проблемы рассматривала эта конференция.
V І . Обобщение и систематизация знаний
Беседа
1. Определите основные этапы распада колониальной системы.
2. Какие проблемы возникли в новых независимых государствах? Можно ли утверждать, что они вполне самостоятельны и ни в коей мере не зависят от развитых стран?
VI І . Домашнее задание. Изучить конспект.


Назовём предпосылки, которые способствовали успеху в борьбе за освобождение народов Азии и Африки от колониальной зависимости после Второй мировой войны. Выделим основные периоды краха колониализма. Расскажем об основных событиях, с которыми он связан. Охарактеризуем пути развития освободившихся стран.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Падение мировой колониальной системы"

В 1939 году в колониях западных стран проживало 710 миллионов человек. Это чуть меньше 30 % всего тогдашнего населения Земли. Колониальная система трещала по швам. Народы требовали реализации права на самостоятельное, независимое развитие. Освободительное движение охватило Индию, Индонезию, Северную Африку, другие регионы. Национальные революции победили в Китае и Турции, не позволив развитым странам превратить их в полуколонии. Англия вынуждена была признать независимость Египта и Афганистана, вывести свои войска из Ирана. Тем не менее колониализм смог удержать свои позиции.

Но в ходе Второй мировой войны ситуация существенно изменилась. Выделим те предпосылки, которые способствовали успеху в борьбе за освобождение народов Азии и Африки от колониальной зависимости.


Многие колонии были непосредственно втянуты в боевые действия. Так, Япония в 1942–1944 годах оккупировала Индокитай, Индонезию, Бирму, Малайзию, Филиппины. Метрополии не смогли защитить свои владения. Это, безусловно, снижало их авторитет и влияние. Формировались местные органы самоуправления, которые могли бы в будущем взять власть в свои руки.


Здесь в ноябре 1942 года высадились союзные войска под командованием Эйзенхауэра. Они осуществили успешную наступательную операцию и вынудили германско-итальянские войска капитулировать. Боевое содружество не предполагало возврата к прежним отношениям господства-подчинения.

Идея равных прав всех народов на свободное развитие стала одним из краеугольных камней новой системы международных отношений. Право на самоопределение поддерживалось авторитетом Организации Объединённых Наций.


Его декларировали и обе сверхдержавы – СССР и США. Европейские же государства желали сохранить свои владения, но влияние их на мировой арене уменьшилось. Война истощила их экономические и финансовые ресурсы.

Многие европейцы, пережившие войну, не желали слышать, а тем более участвовать в новых конфликтах – с народами колоний, готовыми с оружием в руках отстаивать своё право на независимость.

Условно в процессе краха колониализма можно выделить несколько этапов.

Первый охватывает 1945-й – середину 1950-х годов.


В 1946 году в Бомбее вспыхнуло восстание матросов. Лорд Маунтбеттен, последний вице-король Индии, предложил план раздела страны по религиозному признаку. В результате были провозглашены два независимых государства: Индия, где основная масса населения проповедовала индуизм, и Пакистан, на территории которого жили по большей части мусульмане. Причём Пакистан состоял из двух отдельных частей: Западного (это территория современного Пакистана) и Восточного (в 1971 году здесь было создано независимое государство – Бангладеш).


Разумеется, разделить территорию таким образом, чтобы полностью развести индусов и мусульман по разные стороны границы, не получилось. Эти две конфессии уже несколько столетий сосуществовали в Индии. Начались столкновения на религиозной почве.


Около полумиллиона человек были убиты, 12 миллионов превратились в беженцев. Жертвой индусско-мусульманской вражды стал и Махатма Ганди. Он активно выступал против раздела Индии, призывал к веротерпимости, религиозному миру. 30 января 1948 года Ганди был убит одним из членов радикальной индуистской организации.


В конце 1947 года произошло первое военное столкновение Индии и Пакистана из-за Кашмира. Это одна из территорий, за которые до сих пор ведётся борьба между двумя государствами. Особенно опасный характер она приобрела после того, как Индия и Пакистан вошли в число ядерных держав.

Так же, без вооружённой борьбы, Великобритания признала независимость и других своих колоний в Азии – Бирмы (современная Мьянма) и Цейлона (сейчас эта страна называется Шри-Ланка).


В 1946 году США отказались от непосредственного управления Филиппинами. Власть в этой стране была передана национальному правительству.

Сразу после окончания войны, в 1945 году, суверенитет провозгласили Индонезия и Вьетнам. Но обеим странам пришлось вести за него упорную борьбу.



Под давлением ООН на Гаагской мирной конференции 1949 года Нидерланды признали независимость своей бывшей колонии.

Война Демократической Республики Вьетнам против Франции продолжалась до 1954 года. Это была борьба за независимость не только Вьетнама, но всего Индокитая, то есть также и Лаоса с Камбоджей. В Индокитайскую войну вмешались другие державы. Францию поддержали США и Англия, Вьетнам – СССР и Китай.


Решающее сражение произошло при Дьенбьенфу, городе на северо-востоке Вьетнама. Французский гарнизон капитулировал. На следующий день, 8 мая 1954 года делегация ДРВ во главе с Хо Ши Мином прибыла в Женеву, где началась мирная конференция.


В итоге Франция признала независимость Вьетнама (а также Лаоса и Камбоджи). Но страна была разделена на две части (по 17 параллели). На севере утвердилось коммунистическое правительство Хо Ши Мина (столица – Ханой). На юге было создано Государство Вьетнам с центром в Сайгоне. Оно оказалось в сфере влияния Запада, прежде всего Соединённых Штатов. Объединение страны произошло лишь после второй Вьетнамской войны 1954–1975 годов.

Разделённой после получения независимости оказалась и ещё одна страна – Корея.



После окончания Корейской войны в 1953 году стороны отвели свои силы за демаркационную линию по 38 параллели. Она и стала границей между двумя государствами – Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Кореей.

Второй этап деколонизации – середина 1950-х – середина 1970-х годов. Независимость в этот период получила значительная часть африканских колоний.


Новое правительство во главе с Гамалем Абдель Насером в 1956 году заявило о национализации Суэцкого канала.

Свободы добились Ливия, Судан, Марокко, Тунис. Ожесточённую борьбу за независимость пришлось вести Алжиру. К этой стране во Франции было особое отношение. По действовавшей на тот момент (1954 год) французской конституции Алжир являлся не заморским владением, а неотъемлемой частью Франции. Там проживало около миллиона французов. В их владении находилось 40 % сельскохозяйственных угодий. Значительная часть населения Франции воспринимала действия алжирских повстанцев как мятеж и угрозу территориальной целостности страны. Война велась самыми жёсткими методами. Обе стороны не чурались террора, пыток, убийства мирных жителей. Фронт национального освобождения Алжира нёс большие потери в боях с регулярными французскими частями и Иностранным легионом. Но проигрывая в военном отношении, он набирал очки в отношении политическом и дипломатическом. На Францию оказывалось мощное международное воздействие.


Шарль де Голль, ставший президентом страны в это кризисное время и утвердивший Пятую республику, симпатизировал колонам (французским алжирцам). Но понимал, что процесс деколонизации не остановить. В марте 1962 года были подписаны Эвианские соглашения, прекратившие войну. На референдуме более 90 % французов поддержали предоставление независимости Алжиру. В Алжире среди местных жителей за это решение проголосовали практически все. И в июле Франция лишилась владений в Северной Африке.

В 1975 году начался последний, третий этап распада колониальной системы.




Во многих странах идеи социализма тесно переплетались с религиозными верованиями, традиционным укладом жизни.


Однако большинство развивающихся стран значительно отстают по уровню своего развития от передовых держав. Кроме экономических им приходится решать и другие проблемы. Попробуйте назвать их самостоятельно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока Истории по теме " Крушение колониальной системы" предназначена для преподавателей истории отделения СПО.Разработка содержит план конспект урока с приложениями.

Краевое государственное бюджетное профессиональное

Рассмотрено на заседании ПЦК

гуманитарных и социально-

Заведующий учебной частью филиала

______________ Н.В. Цеплакова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине ОУД. 04 История

Тема: Крушение колониальной системы

Профессия 19.01.04. Пекарь

Пояснительная записка

Методическая идея урока - показать методику проведения урока усвоения новых знаний с использованием технологии коллаборативного обучения.

При таком типе урока уместно проведение лекции с обратной связью и элементами самостоятельного овладения знаниями.

Продолжительность урока 90 минут.

В результате изучения темы, обучающиеся должны освоить соответствующие общие компетенции (ОК, ПК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и значимость;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.

Структура учебной деятельности на уроке:

организация мотивации обучающихся;

организация процесса целеполагания;

организация планирования деятельности по достижению цели;

работа с источниками информации;

организация учебного сотрудничества, совместной деятельности;

организация контроля учебных действий и деятельности;

организация оценивания достигнутых результатов;

организация рефлексивного осмысления.

Урок составлен с позиции системно-деятельностного похода на основе технологии коллаборативного обучения.

При проведении урока использованы формы обучения: фронтальная, групповая, работа в микрогруппах и индивидуальная работа. Данные формы и методы позволяют развивать коммуникативные и мировоззренческие качества, способствующие формированию социально уверенной личности с твердой гражданской позицией.

Технологическая карта урока

Учебная дисциплина: ОУД.04 История

Преподаватель: Безрукова Т.В.

Группа: 281Пф

Дата проведения: 13.03.2020

Время: 90 минут

Место проведения: ауд. №303

Тема: Крушение колониальной системы

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Вид занятия: Лекция с обратной связью и элементами самостоятельного овладения знаниями

Методическая цель: показать методику проведения урока усвоения новых знаний с использованием технологии коллаборативного обучения.

Цели занятия:

Деятельностная: развивать у обучающихся навыки самостоятельного изучения материала, ввести новые понятия, термины, развивать способность аналитического мышления при самостоятельном изучении материала, находить причинно-следственные связи, делать выводы и отвечать на проблемные вопросы.

Содержательная: расширить знания обучающихся о важном историческом процессе деколонизации человечества во многих странах мира, значении этого фактора в создании новых государственных и политических отношений, определивших новые пути развития всего мирового исторического процесса; расширить знания обучающихся за счет включения новых определений, терминов; развивать умения строить теоретические предположения.

Формы обучения: групповая, фронтальная, работа в микрогруппах, индивидуальная

Методы обучения:

словесные - лекция с элементами обратной связи, интеллектуальная разминка с применением информационно-наглядного материала и презентации, беседа.

наглядные - мультимедийная презентация; видеофильмы.

практические - самостоятельное аналитическое изучение материала с использованием учебника и сети Интернет, заполнение рабочих листов, письменный опрос (выполнение теста).

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные

Предметные:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню; - развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

-владения навыками использования информации различных источников;

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Виды учебной деятельности, организуемые на учебном занятии, обеспечивающие достижение планируемых результатов:

Информационно-методическое обеспечение занятия:

Дополнительная:

Алексашкина Л Н.,Всеобщая история (базовый и профильный уровни) 11кл,  М.: Мнемозина, 2015;

Говоров Ю.Л.История стран Азии и Африки в новейшее время. Кемерово.1997

Всеобщая декларация прав человека 2019г.

Учебно-методические раздаточные материалы

Интернет-ресурсы

План-конспект урока

Этапы деятельности

Формы обучения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Вводный этап

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- активизировать способность повышения мотивации учения.

- подготовить обучающихся к восприятию нового учебного материала для формирования социально уверенной личности с твердой гражданской позицией.

Добрый день! Рада вас видеть! Надеюсь, что сегодня на уроке мы плодотворно поработаем. Нам предстоит и индивидуальная работа и сотрудничество в микрогруппах.

Прошу лидера группы назвать фамилии отсутствующих на уроке.

Приветствуют преподавателя, лидер группы докладывает об отсутствующих обучающихся.

Формулировка проблемных вопросов

Интеллектуальная разминка с применением информационно-наглядного материала и презентации

Просмотр видео отрывка

Прежде чем перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить ранее изученное. Итак, скажите, пожалуйста:

-Чем отличается колониальное государство от колониальной системы?

-Как вы думаете, почему мы сегодня начали обсуждать вопросы колонизации и свободы человека?

- Какой исторический период мы с вами изучаем?

Прежде чем мы с вами определим тему урока, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

Отвечают на вопросы преподавателя

Предполагаемые ответы:

- Колониальное государство-государство, имеющее колониальные владения

- Колониальная система существовала еще с древности, и человек всегда мечтал о свободе. Свобода государства от колониальной зависимости дает право на самостоятельное развитие.

- Мы изучаем историю 20 века. События после второй мировой войны.

Совместное формулирование темы занятия

Давайте обсудим содержание видеофрагмента и определим тему нашего урока.

Запишите тему урока в тетрадь.

Обсуждают видеофрагмент и формулируют тему урока

Записывают тему в тетрадь

Целеполагание и мотивация

Беседа с использованием

Прошу ответить на следующий вопрос:

-Что дают знания человека о крушении колониальной системы для формирования его социально значимой позиции?

- Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок? Что мы должны достичь к концу урока?

Размышляют, отвечают на вопросы.

Предполагаемый ответ:

-Современный человек, хорошо разбирающийся в политике, экономике, должен обладать знаниями исторического развития общества, повлиявшими на дальнейшее историко-социальное развитие общества после крушения колониальной системы и значения свободы для каждого государства.

Давайте определим план нашей деятельности на уроке. Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной нами цели урока.

1. Изучить вопросы темы:

- Пути развития независимых государств

2. Закрепить изученный материал. Выполнить задания по теме.

Слушают, анализируют. Размышляют и дают ответы на вопросы

Совместно составляют план деятельности на уроке

Записывают план в тетрадь

2. Основной этап

Цели: - установить уровень усвоения знаний посредством проблемных и логико-аналитических вопросов эвристического характера;

- обобщить и закрепить знания при помощи беседы с элементами диспута;

- обеспечить объяснение и изучение нового учебного материала, выполнение заданий, направленных на его усвоение

- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством использования элементов технологий коммуникативного и личностно ориентированного обучения.

Изучение нового материала

Работа в микрогруппах

Лекция с элементами обратной связи

Самостоятельное изучение материала, работа с учебником

Заполнение рабочих листов

Самостоятельное изучение с использованием сети Интернет

Мы с вами определили план работы. Приступим к изучению 1 вопроса. Я расскажу вам о причинах деколонизации. Вам необходимо внимательно прослушать информацию и записать в тетради причины и основные понятия.

Информация преподавателя по изучаемой теме (Приложение 1)

А сейчас постарайтесь ответить на следующие вопросы:

- Почему после второй мировой войны начался подьем национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах.

-Что означает понятие деколонизация?

1 микрогруппа изучает Первый этап деколонизации (1945–1955гг.)

2 микрогруппа - Второй этап (1955 — конец 60-х гг. ХХ ст.)

3 микрогруппа - Третий этап деколонизации (70-е — начало 90-х гг. ХХ ст.)

На выполнение задания дается 10 мин.

А теперь представитель от каждой микрогруппы сообщает информацию по этапам.

Спасибо за выполненную работу. А сейчас проверим, как вы усвоили материал. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. В каком государстве пришлось дольше бороться за свою независимость и проявить большую настойчивость в достижении цели?

2. В каком году независимость получили больше всего государств?

3. Особенности прохождения 3 этапа деколонизации?

Давайте проверим, как вы усвоили материал:

1. Какие проблемы пришлось решать освободившимся странам?

2.Какой путь выбрали большинство государств? Капиталистичекий, социалистический или другой?

3. Какой вывод можно сделать из изученной информации?

освободившиеся независимые государства пошли разными путями. В основном избрав капиталистический путь развития.

Для закрепления материала предлагаю вам выполнить тест (Приложение 5)

Обменяйтесь бланками теста и проведите проверку по ключу, который выведен на слайд

Спасибо за работу. Оценки теста войдут в итоговую оценку за урок.

Слушают информацию, просматривают слайды. Делают записи в тетради,

отвечают на вопросы

Самостоятельно изучают материал, обсуждают, делают записи в рабочих листах.

Сообщают информацию по заданию (один обучающийся рассказывает, остальные дополняют)

Отвечают на вопросы

Обучающиеся самостоятельно изучают материал, составляют конспект

Отвечают на вопросы, комментируют результаты своей работы, делают выводы

Выполняют тест, проводят взаимопроверку.

3. Заключительный этап

- провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы;

- мобильность обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности;

- поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);

Что вы сегодня узнали нового на уроке?

-Какова ваша точка зрения по поводу деколонизации государств в 20 веке?

-Возможен ли возврат к колонизации сегодня, в будущем?

- Какая информация расширила ваши знания о деколонизации?

И в заключение урока давайте посмотрим небольшой отрывок из художественного фильма, в котором показана революция в Латинской Америке. Освобождение от колониальной зависимости в странах Латинской Америки нам предстоит изучить на следующем уроке.

Заинтересовала вас эта тема? Хотелось бы вам узнать больше, подробнее о крушении колониальной системы в других странах?

Анализируют, делают выводы Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- На планете в 20 веке все государства стали свободны от колониальной зависимости. Справедливость восторжествовала. Но цена за эту свободу была большой. Многим освободившимся государствам предстояли большие трудности в выборе пути развития и поднятии экономики. Но действительность подтверждает: свобода того стоила!

- Нет, конечно! Кто был рабом, теперь ни за что не расстанется со свободой!

- Выбор пути развития освободившихся государств. Длительность борьбы за свободу. Создание организации Движение неприсоединения.

отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы:

- Тема интересная. Хотелось бы узнать больше о других странах.

Подведение итогов урока, выставление оценок

Самооценка деятельности на уроке.

А теперь вернемся к началу урока и вспомним цели и план нашей деятельности. Скажите, пожалуйста:

- Достигнуты ли поставленные нами цели?

- Все пункты плана выполнены?

- Как сработали сегодня микрогруппы и каждый в отдельности?

Активность работы группы высокая. Понравились аналитические ответы, подготовленные микрогруппами, после самостоятельного изучении материала. Считаю, что основа знаний по деколонизации получена. Надеюсь, что на многие вопросы, не затронутые на уроке, но заинтересовавшие вас, мы обсудим на следующих уроках.

Оценки за ответы преподаватель озвучивает поименно, с комментарием, используя оценочный лист (Приложение 6). Спасибо всем за сотрудничество и активное участие в уроке!

Анализируют, размышляют, высказывают свое мнение, дают самооценку своей работы

Разноуровневое домашнее задание

Переходим к домашнему заданию. Я предлагаю вам разные виды домашнего задания. Вы можете выбрать по своему усмотрению:

1.Прочитать раздел учебника и ответить на вопросы учебника.

3.Подготовить презентацию по деколонизации стран: Индии, Китая, Чили.

Воспринимают информацию, делают выбор домашнего задания записывают в тетради.

Преподаватель: Безрукова Т.В.

Причины деколонизации:

1. Колониализм исчерпал себя исторически (потеря экономической эффективности).

2.Страны-метрополии вышли из войны ослабленными, а колониальные власти, на территориях, подвергшихся японской, германской или итальянской оккупации подчас и вовсе были уничтожены.
3. В годы Второй мировой войны выросло национальное сознание и активизировалось национально-освободительное движение.
4. Активная поддержка США и СССР стран, которые боролись за независимость (каждый соответственно своим интересам)

Первый этап деколонизации (1945–1955гг.)

Вывод: Деколонизация охватывает преимущественно Азию (всего за этот период независимость получили 11 государств Азии, в Африке - Ливия).

Мирно и контролируемо Великобритания предоставила независимость своим колониям в 1947-1948 гг. Индии, Пакистану, Бирме, Цейлону, Израилю.

В Индокитае (колония Франции) и Индонезии (колония Голландии) из-за нежелания метрополий уступить началась многолетняя кровопролитная война за свое освобождение. В 1954г. Франция прекратила боевые действия в Индокитае и признала независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

Второй этап деколонизации (1955 — конец 60-х гг. ХХ в.)

Третий этап деколонизации (70-е — начало 90-х гг. ХХ в.)

Вывод: Период крушения колониализма на юге Африки распад последней колониальной империи - Португальской (в 1975 г. получили независимость Ангола, Мозамбик, Сан-Томе, Принсипи). Окончательно определилась судьба Южной Родезии - в 1980 г. здесь было провозглашено независимое государство Зимбабве.

1990 г. Намибия, которая была колонией ЮАР становится независимой. Это была последняя колония на карте Африки.
Ликвидация последних колониальных владений Великобритании в Латинской Америке (Багамские острова - 1973 г., Гайана - 1975 г., Белиз - 1981 г.).
Период деколонизации островов Тихоокеанского региона (Фиджи - 1970 г., Соломоновых - 1978 г. - бывших владений Великобритании, Маршалловых (1991), Палау (1994) - США).
Вторая половина 90-х - нач. 2000-х годов - ликвидация остатков колониализма: Гонконг - Сянган (1997 г.), Восточный Тимор (1975 г., фактически - 2002

Читайте также: