Лосев а ф жизненный и творческий путь платона конспект

Обновлено: 07.07.2024

Трудность, перед которой стояли исследователи и переводчики прошлого и начала нынешнего столетия, заключалась в том, что они главным образом стреми- лись проследить развернутую в указанном эпизоде теорию знания, а способ ее развертывания, в частно- сти употребленные здесь сравнения и аналогии, не приходил им на помощь, но лишь затемнял, по их мнению, смысл рассуждения. Не только диалектичес- кое соотношение между единым, множеством и целым иллюстрируется здесь примером соотношения букв, слогов и слова, но и сам логос определяется также через эти буквы и слоги. Как выход из затруднения было принято (гласно или негласно) убеждение в том, что указанные аналогии не совсем удачны 3 и задачу перевода можно не осложнять передачей угадываю- щихся здесь намеков и параллелей.

В последующие годы вместе с повышением интере- са к способу рассуждений Платона были предприня- ты попытки и в указанном эпизоде достичь такой 4 интерпретации логоса, которая не отстраняла бы бук- венных аналогий, но включала бы их структуру в рас- сматриваемое здесь понятие. Был обнаружен ряд моментов, сближающих в данном случае понятие ло- госа с понятием числа 4 .

3 См.: Скворцов н. Платон о знании. М., 1871, с. 128 (раз- дел «Примечания к тексту диалога*).

4 См: Gadamer Н. G. Platons ungeschriebene Dialektik / Kleine Schriften. Ill, Idee und Sprache. Tubingen, 1972, S. 31-33. Биб- лиография и критический разбор такого рода концепций даны в многотомном труде А.Ф.Лосева «История античной эстети- ки* (см. т. 2, 3. М., 1974, С. 337 и сл.).

Васильева Т.В. Комментарии..

ства, а в качестве инструмента — один из полузабытых русских эквивалентов греческого логоса, для перево- да данного эпизода до сих пор, насколько нам удалось установить, не употреблявшийся. Для этого нам при- дется брать текст (или, как теперь чаще говорят, кон- текст) платоновского диалога в изначальном смысле этого понятия как плетение мысли, где переплетают- ся и соединяются многочисленные нити и каждая нить вносит в плетение свою окраску, свою фактуру, свя- зывая все участки ткани в единое полотно. Постара- емся при этом с возможно большим вниманием и уважением отнестись к тому, что Платон оставил нам свое учение именно в таком непрямом и опосредован- ном драматургией диалога выражении, и пусть исход- ной аксиомой для нас станет утверждение: если Платон так сказал, значит Платон считал нужным так ска- зать 5 .

А. Ф. Лосев, Жизненный и творческий путь Платона, — Вступительная статья к сочинениям Платона, т. I, стр. 73. См. В.Ф. Асмус, Платон, М, 1969, стр. 5. Се. Юстин, 2-я Апология, 13; см.

также высокую оценку платонизма, данную апологетами Афинаюром (Апология, 19, 23) и Минуцием Феликсом (Октавий, 22, 34). П. Флоренский, Общечеловеческие корни идеализма, - БВ, 1909, сентябрь, стр. 285. N. Arseniev, Revelation of Life Eternel, N.Y., 1963,

p. 49. Эти аспекты учения Платона частично рассмотрены у В. Зенъковскою, Преодоление платонизма и проблема софийности твари, - ”Путь”, 1930, № 24.

Хронология сочинений Платона точно не установлена. Однако в результате длительной работы исследователей была реконструирована общая картина истории его творчества, спорная еще - в деталях, но в целом общепризнанная. См. Вл. Соловьев, Жизнь и произведения Платона, - Собр. соч., т. XII, Брюссель, 1970, стр. 375 сл.; W. Lutoslawski, The Origin and Growth of Plato[†††] s Logic, N.Y., 1905, p. 35 f.; А.Ф. Лосев, Указ. соч., стр. 50 сл. См. характеристику, которую дает Гегель собеседникам Платоновых диалогов: Гегель, Сочинения, т. X, стр. 195. А. Боннар, Греческая цивилизация, т. III, стр. 154. Евтифрон, 14 с, пер. С. А. Жебелева. Горгий, 459 в. Об Архите см. М. Смоленскийt Архит Тарентский, его жизнь и сочинения, - ЖМНП, 1877, ч. 192. Государство, 473 д. Платон, Письма, 325 д. Письма, 326 в. Письма, 327 а; Плутарх, Жизнеописания, Дион, 5. Диоген, 3, 19-20; Плутарх, Дион, 5. Вл. Соловьев, Жизненая драма Платона, Собр. соч., т. IX, стр. 219.

Глава XX. МЕЖДУ ДВУХ МИРОВ слова он делит на три сферы: "ум" (vous или AoyicmKov), страстное начало (0ицое1бе'а) и "вожделение" (етпбициуп- kov). См. Государство, 435 с; 441 с; 580 е. По-другому их можно было бы назвать интеллектуальной, эмоциональной и инстинктивной. Неоднородны, по Платону, и виды знания, доступные человеку: низшее знание - чувственное, оно руководится рассудком (6iavoia), а высшее — "мышление" (vorjcris) способно постигать сверхчувственное.

Федон, 70 a. Федон, 79 a. Федон, 79 в. Там же, 80 в. Там же, 81 а. Менон, 81 в. Федон, 83 д. Там же, 84 а. Федр, 249 с. Теэтет, 155 е. Теэтет, 158 с. Для обозначения умопостигаемого мира Платон

употребляет два термина: "виды" (эйдосы) и "идеи". Последний термин чаще встречается в литературе, но мы

предпочитаем слово "эйдос", т.к. в современном смысле слово "идея" означает нечто абстрактное, между тем Платон был убежден в реальном существовании "мира сверх- физических сущностей, вечного и непреложного". См. А. Е. Taylor, Plato, London, 1914, p. 39. Платон, Письма, 341 с д; ср. Теэтет, 186 а. Федон, 66 а. Пир, 211 а в.

Федр, 247 с. Государство, 509 в. Федон, 65 с. Там же, 66 в с. Федр, 249 д. Платонизм оказал влияние на христианскую мысль через Александрийскую школу и Ареопагита (см. Л. П. Карсавин, Св. Отцы и Учители Церкви, Париж, 1928, стр. 88, 227). Внедрение платонизма в монашескую среду связано с именем Еваргия Понтийского (конец IV в.). Под его влиянием, отмечает прот. И. Мейендорф, "восточные монахи усвоили язык неоплатонизма, который, правда, был языком их времени, и следовательно неизбежен, но который грозил тем не менее увлечь духовность пустыни в направлении, чуждом Евангелию" (J. Meyendorff, St. Gre- goire Palamas et la mystique Ortodoxe, Bourges, 1959, p. 21).

Читайте также: