Историко философский смысл романа обломов конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Определение смысла жизни героев

Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.

Штольц и Обломовка

Заключение

Обломовка как мифическое место становится центром идеалов жизни не только российского мещанства, а русского человека в целом – спокойная, не требующая напряжения и активных действий жизнь, красивая природа и идиллия в семье являются основой его благополучного бытия. Полный и резкий отрыв человека от привычных идеалов ведет к внутренней пустоте и грусти, как это видно на примере замужней Ольги Ильинской.

Тема урока: Историко-философский смысл романа “Обломов”.

Цель урока: Научить определять основную тему и идею произведения, строить развернутые высказывания на основе прочитанного; уметь сопоставлять и сравнивать авторов разных эпох, героев разных произведений, видеть преемственность классической русской литературе; давать оценку поступкам героев; оценивать их внутренний мир.

Неожиданно для меня и, возможно, логично для любителей поспорить и подисскутировать, на последнем уроке по роману И.А. Гончарова “Обломов” возникло предположение о некоторых параллелях между романами А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и И.А. Гончарова “Обломов”.

В начале учебного года в классе уже обсуждалось творчество А.С. Пушкина: говорили об исторической концепции творчества Пушкина, о социально-философских проблемах в его романе.

Урок мы начали с обобщения о том, что роман Гончарова показал, как условия помещечьего быта и дворянского воспитания порождают в главном герое Обломове апатию, безволие, равнодушие. Драматическая судьба Обломова – это судьба целого поколения молодых людей, не нашедших применение своему уму, доброте, правдивости и талантам.

Реплика Голдобина В.: “Очередной лишний в галерее героев русской литературы”, – послужила поводом для начала предметной дискуссии. Да, очевидно, ученики помнят и знают о “страдающих”, “скучающих” эгоистах, позже узнают о Рудине.

Мелихова Д. попросила дать ей возможность доказать, что у Онегина и Обломова много общего и что вероятнее всего один из варинатов будущего Онегина – это и есть жизнь Обломова.

Заготовленная методическая разработка урока оказалась ненужной, потому что мне было важнее дать ребятам возможность высказать свою точку зрения, научиться формулировать свою позицию, аргументировать ее, опираясь на содержание художественных произведений.

Класс был разделен на две группы оппонентов, так как часть ребят придерживалась другого мнения.

  1. Оба писателя назвали свои произведения именами главных героев, подчеркивая, что им интересен человек и судьба героя, а не явление и не событие.
  2. Обе фамилии начинаются на “О”. Буква круглая, без углов, цельная, замкнутая, завершенная, как круг, но в тоже время беспомощная.
  3. Цель обоих авторов – показать судьбу героев, поглощенных размышлениями о выборе жизненного пути, о поисках смысла жизни.
  4. И Онегин, и Обломов утомлены обществом: Онегин через задний двор скрывается от назойливых соседей; Обломов отказывает визитерам, зовущих его в Петергоф.
  5. В обоих романах авторы рассматривают вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о жизненных идеалах, о настоящем человеческом счастье.
  6. И Пушкин, и Гончаров с сожалением показывают героев, разочарованных, несостоявшихся, сломленных, осознающих свою невостребованность, никчемность.
  7. Онегин начал реформы в деревне: “Ярем он барщины жестокой оброком легким заменил”; у Обломова есть “мысленный” план реформы в Обломовке, который он так и не претворил в жизнь.
  8. Ни Онегин, ни Обломов не умеют дружить. Да, им и не хочется, судьба Ленского и чопорный Штольц – тому подтверждение.
  9. Оба не могут и по-настоящему любить. Для любви и дружбы нужно трудиться, нужна работа души и сердца. Одному лень, другой “свою постылую свободу” не хотел променять ни на что: “Я думал вольность и покой – замена счастью”.

Обломов боится перемен, боится деятельности, он и обретает желанный покой на Выборгской стороне в доме Пшенициной. Онегин, может быть, после отказа Татьяны уедет в деревню и будет жить свободно и спокойно и превратится в “лежачего эгоиста”.

Так появилась неожиданная оценка Обломова: неужели, эгоист?

У другой группы ребят были свои аргументы. Они задали ряд вопросов: “А разве Обломов эгоист? Если да, тогда в чем проявляется его эгоизм?”.

Ответ был, на мой взгляд, был убедительным.

– А разве нет? Для кого жил Обломов? Для чего жил? Кому помог? Кого осчастливил? Что оставил после себя? Он округлился, закрылся, замкнулся, и превыше всего для него был собственный покой. Внутри этого жизненного круга для него все удобно: все для него, ради него, вокруг него, рядом с ним – и Пшеницина, и халат, и тапочки.

– А ведь у него сын родился?

– Так получилось. Он ведь не будет утруждать себя заботой о его воспитании, о его будущем, эти задачи он переадресовал Штольцу. Удобно? Конечно. Эгоистично? Конечно.

Что касается Онегина, встретив Татьяну в Петербургском свете, он заботится не о ее чувствах, не о ее чести, не о ее добром имени и будущем, а думает о собственных страданиях. Его заботит собственное будущее, его исповедь – это попытка вызвать сочувствие у Лариной, поплакаться и оправдаться. Это тоже, наверное, эгоизм. И кто знает, может быть, Онегин на самом деле уедет в деревню и, подобно Обломову, приобретет “вольность и покой”.

Вывод я сделала, опираясь на высказывания ребят. Оба произведения реалистичны, написаны в жанре романа, в обоих показана русская действительность XIX века, правда с временным разрывом в 20 лет, оба героя заставили вас поразмышлять о сложных вопросах жизни, оба очень русские, узнаваемы и, наверное, такие типы людей есть и будут всегда. Симпатичны они, интересны? Вам решать, ведь литература учит думать, размышлять, спорить и делать выводы. Надеюсь, что романы И.А. Гончарова “Обрыв” и “Обыкновенная история” вызовут у вас такой же интерес.

Послесловие. Полагаю, такой урок возможен не в каждом классе. Но сейчас, когда общество сетует на то, что мы лишаем нынешнее поколение “законного наследства – классической русской литературы” [Наталья Дмитриевна Солженицына на встрече с президентом В.В. Путиным], когда молодые люди все меньше и меньше читают, такие уроки нужны, даже если они не соответствуют методичесикм требованиям.

Определение смысла жизни героев

В романе два ключевых персонажа, которых автор создал полными противоположностями друг другу.

Обломов

Обломов по характеру — это яркий представитель русских сказок, тот самый Емеля, который сутками лежит на печи и мечтает о чуде.

Он видит прекрасный сон, в котором все его мечты реальны. Но проблема заключается в том, что реальность далека от грез главного героя.

В действительности бездействие Обломова приводит к его гибели, он окончательно погряз в лени и обрюзг. При этом Илья Ильич неплохой человек, он уступчив и мягок, да только это не идет ему на пользу.

Штольц

Гончаров представляет две противоположности одного целого, считая оптимальным вариантом - компромисс. Что-то среднее между мечтательным Обломовым и трудолюбивым Штольцем.

Основа жизненной философии Обломова

Если говорить кратко, то Обломов – это олицетворение сказочного персонажа, который живет в грезах.

Обломов и Штольц

Так Гончаров характеризует современное общество, которое не готово к переменам. Чрезмерный покой главного героя и не желание что-либо делать - основа сюжета. Штольц, как противоположный персонаж, пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, но все его попытки вразумить друга – тщетны.

Штольц и Обломов

Обломов проживает жизнь не в реальном мире, а в мечтаниях, где грезит об идеальном месте, деревне, в которой он родился и рос.

Обломовка представляется герою идеальным местом, ей он придает сакральное значение. Но пока Обломов мечтает, в деревне происходят определенные изменения.

Штольц же видит своим смыслом жизни труд, он его идеализирует, работает не только для себя, но и для Обломова, регулярно спонсируя его, отсылая деньги.

Философские итоги романа И. А. Гончарова

Философское значение финала произведения заключается в том, что Штольц находит компромисс. Проведя всю жизнь в труде, он обретает спокойствие и мир в семейной жизни.

Эта метаморфоза помогает понять, что с годами герой изменился, отследить его личностный рост, который привел к определенным метаморфозам и переоценке ценностей.

3958

Нежелание Ильи Ильича трудиться, следовать современным течениям, принимать важные решения, приводит к его смерти. Герой погибает.



Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков по роману И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс

Тема. И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

Форма урока. Рассказ-лекция.

План-конспект

I. Организационный момент.

II. Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

7. Роман "Обрыв", его место в творчестве художника

а) Проблематика произведения. Новый тип героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике романа.

8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова в 70-е годы XIX века.

"Мильон терзаний", "Гамлет", "Лучше поздно, чем никогда". Цикл очерков "Слуги старого века".

9. Подведение итогов.

Значение и своеобразие творчества И.А. Гончарова, его место в русской литературе XIX века. Особенности общественно-политической, гражданской позиции писателя.

10. Домашнее задание

1. Перечитать главу "Сон Обломова".

2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой.

3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о "золотом веке".

4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).

Определить особенности характера главного героя.

Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет.

Первая часть работы


Особенности характера Обломова





(глава 1) (глава 5)

(глава 1) (глава 6)

Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

Работающий с текстом

Вторая часть работы

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4






Волков Судьбинский Пенкин Алексеев

Вопросы для работы групп:

Для чего автор вводит этих героев?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

Жизнь Обломова.

Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Критерии оценивания работы групп:

Включенность в работу всех участников группы.

Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание:

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Задачи:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

I. Вводный этап:

- Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

- А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

- Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

- Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

- Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

- Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев. Всеобъемлющий сон подобный смерти. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

Читайте также: