Историческое прошлое людей конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

щественных отношений на разных этапах антропогенеза; о влиянии биологических и социаль- ных факторов на формирование вида человек разумный.

Оборудование: презентация, таблицы, иллюстрирующие этапы и направление эволюции человека.

*проверка домашнего задания

*изучение нового материала

1.По каким признакам человек относится к типу…, классу… и др.

2.Что такое рудименты? Приведите примеры.

3. Что такое атавизмы? Приведите примеры.

I.Постановка проблемных вопросов.

1.В каких экологических условиях развивались предки людей?

2.Как эти условия повлияли на формирование вида человек разумный?

II.Древнейшие предки человека.

Дриопитеки ( древесные обезьяны ) - это подсемейство вымерших человекообразных обезьян. Костные остатки (зубы, обломки челюстей, черепа и костей конечностей) обнаружены в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке.

По мнению учёных, дриопитеки были мало специализированными полудревесно-полуназемными обезьянами, которых можно считать исходной формой для человекообразных обезьян и человека. Ближе других к людям стоит дарвиновский дриопитек, остатки которого обнаружены в Австрии.

Рамапитек – 14 млн. лет назад

Впервые рамапитек был обнаружен у Сиваликских гор в Индии (Siwalic Hills) в 30-х годах ХХ века. Тогда его возраст оценили в 14 миллионов лет и предположили, что он является предком рода Homo.

Последующие находки в различных регионах планеты позволили выделить рамапитеков в отдельный род и исключить их из числа непосредственных предков человека. Большинство современных исследователей относят их к ветви, приведшей к возникновению орангутанов, либо же к линии, вообще не оставившей ныне живущих видов.

Высокоразвитые обезьяны, близкие к дриопитековым, но с более прогрессивными чертами морфологических особенностей: укороченные зубные дуги, относительно небольшие клыки. Рост 110 cм. Существует мнение, что передвигались на 2-х ногах.

Где были найдены останки: Индия, Восточная Африка, Турция, Пакистан, Китай

Австралопитеки – 3,5 млн. лет назад

(australis – южный → южные обезьяны)

В 1973 году в Эфиопии впервые был найден афарский австралопитек, он обладал прямохождением

Человек умелый (Homo habilis) – 2 – 2,6 млн. лет назад

Найден в 1959 – 1960 гг. в ущелье Олдовай (Танзания, Африка).

Человек умелый (Homo habilis) — представитель гоминид, скелетные остатки которого были обнаружены в 1960 году Мэри и Луисом Лики в Олдувайском (Олдовайском) ущелье (Танзания). Геологический возраст остатков 2 — 1,7 млн лет.

У обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперёд, центр тяжести головы находился впереди, от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца ( которая является частью надчерепной мышцы). Она прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. Эта мышца удерживает голову в горизонтальном положении.

У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в переднезаднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании ( как у современных горилл).

III.Древнейшие люди. (1 – 1,5 млн. лет назад)

Человек выпрямленный (Homo erectus)

V мозга -900 – 1100 см3

Дюбуа Э. находит первые останки на о.Ява

Чадантроп – о.Чад в Африке

400 тыс. лет назад – появляются синанропы.

IV.Древние люди. (300 тыс. лет назад)

В 1856 году в долине реки Неандерталь (Германия) были обраружены останки человека – неандертальцы. Жили не только на территории Европы, но и в Африке, Азии.

Одновременно с ними:

V. Современные люди. ( 50 – 60 тыс. лет назад ), 40 тыс. лет назад вытеснили неандертальцев.

В 1886 во Франции, в местности Кро – Маньон, были найдены останки первых людей современного типа.

Эволюция ног, рук и мозга у предков не шла параллельно согласованно; сначала вместе с орудийной деятельностью возникла двуногая походка, затем усовершенствовалась кисть руки и лишь затем очень быстрыми темпами стала идти эволюция мозга, сделавшая возможным возникновение человека разумного.

Антропогенез – от греч. antropos – человек, qenesis – происхождение

- наследственность - трудовая деятельность

- изменчивость - общественная жизнь

- ЕО на фоне Бзс - речь

работа с текстом с.18

работа с текстом, объяснение, заполнение таблицы

Таблица в тетрадь

Схема в тетрадь

Прямохождение, имели высокие надбровные дуги, подбородочный выступ отсутствовал, поэтому речью не владели.

Жили группами (стадный образ жизни), самки заботились о детёнышах, занимались собирательством, самцы добывали пищу охотой.

Предположительно отделилась ветвь, ведущая к человеку.

Рост этого гоминида был 1,1 — 1,4 м, кисть близка к человеческой.

На внутренней поверхности черепа обнаружены прогрессивные признаки строения: выраженная асимметрия полушарий и развитие двух речевых центров.

Руки у Человека умелого были до колен, как у предков-австралопитеков, тело было покрыто шерстью, зато большой палец стопы не был отведён в сторону, что свидетельствует о завершении процессов перестройки скелета, связанных с прямохождением.

Человек умелый являлся творцом самой ранней культуры древнекаменного века — галечной, или Олдувайской (Олдовайской) культуры, поскольку умел изготавливать первые орудия труда:

чопперы — сколы гальки с одним режущим краем (вроде ножа) и чоппинг-тулы — сколы гальки с двумя режущими краями (как у кинжала). Именно способность к изготовлению орудий отличает представителей рода Homo от других гоминид.

Рост 160см, мощное телосложение. Имели низкий лоб, мощные надбровные дуги, подбородочный выступ отсутствовал, т.е. речь отсутствовала.

Вели активный образ жизни, появляется коллективная охота. Изготавливают более современные орудия труда.

Слабо развиты лобные доли, развивается подбородочный выступ – появляется речь.

Изготавливали каменные орудия труда. Жили в пещерах, умело использовали огонь. Промышляли охотой и собирательством. Неандертальцы хоронили близких, украшали могилы. Появляется культ медведя.

50 – 60 тыс. лет назад

Рост до 180 см, имели высокий лоб, лобные и височные доли мозга достигли своего окончательного развития,

отсутствуют надбровные валики, подбородочный выступ хорошо развит, хорошо развита речь,

но пока ещё занимаются присваивающим хозяйством (охота и собирательство). Изготавливали разнообразные орудия труда из камня, кости. рога. Появляется искусство ( скульптура и живопись ).

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке биологии для 8 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 8 класса на тему: Историческое прошлое людей

Цель: Формирование представлений о предках человека, развитии и становлении вида – человек разумный

Задачи: 1. Знать предков человека, особенности их внешнего облика и образа жизни;

2. Знать усложнения в строении и образе жизни предков человека в процессе исторического развития;

3. Знать основные этапы в развитии человека.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

О ходе эволюции говорят палеонтологические находки.

Человека всегда интересовал вопрос о его происхождении. У разных народов существуют различные легенды и предания, объясняющие его происхождение. Религиозные учения также дают различные объяснения происхождению человека. Научное объяснение этой проблемы учёные смогли дать лишь на основе теории эволюции.

III. Работа по новой теме.

История появления человека сложна и противоречива. Учёным трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых остатков. Существуют разные версии эволюции человека.

Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология. Она изучает, как происходит формирование человека, развитие его трудовой деятельности, речи и общественных отношений. Этот процесс называютантропогенезом.

В основе современных научных представлениях о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из животного мира. Широко распространено мнение, что человек произошёл от человекообразных обезьян. Это не совсем верно. Развитие человека и человекообразных обезьян шло параллельно в ходе эволюции.

Исходя из находок палеонтологии, считается, что около 35 миллионов лет тому назад жили древесные обезьяны ─парапитеки. Около 15 миллионов лет назад они дали начало группе полудревесных обезьян ─ дриопитеков, от которых и произошли современные человек и человекообразные обезьяны (горилла и шимпанзе).

Прародиной человека считается обширная территория, в которую входили Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия, Юго-Восточная Европа. Именно из этих мест и произошло расселение людей по всей планете. В давние времена эти пространства были покрыты тропическими лесами.

Но примерно 3,5–5 миллионов лет назад климат стал суше и наступило похолодание. Тропические леса постепенно заменились высокой травянистой растительностью. Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местность поверх высокой травы. В ходе развития это привело к прямохождению и разделению функций рук и ног. Ноги приобрели опорную функцию, руки освободились, что позволило использовать орудия труда.

О ходе эволюции человека учёные судят по палеонтологическим находкам. В 1924 году в пустыне Калахари в Южной Африке, а затем и в Восточной Африке были найдены останки древних человекообразных обезьян, австралопитеков.Передвигались они в полувыпрямленном положении на двух ногах.

Австралопитеки имели небольшой рост, примерно 150 сантиметров, массу тела от 36 до 55 килограммов. По найденным фрагментам черепов учёные смогли определить объём их мозга. Он составлял от 500 до 600 сантиметров кубических– этобольше мозга крупных обезьян, но в три раза меньше человеческого.

Ознакомление учащихся с основными этапами развития человека.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_po_biologii_v_8_klasse_istoricheskoe_proshloe_lyudey.docx 17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Биология 8 класс

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

место человека в систематике; основные этапы эволюции человека; человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

объяснять место и роль человека в природе; определять черты сходства и различия человека и животных; доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

устанавливать причинно - следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

Учащиеся должны объяснить:

роль биологии в формировании современной естественно научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп). Роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды; факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами. Травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции. А также вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

Тема урока: Историческое прошлое людей

Тип урока: Комбинированный

Цели урока: Познакомить учащихся с основными этапами эволюции человека. Дать представление об изменении внешнего облика и образа жизни первобытных людей.

Оборудование: доска, учебник, физическая карта мира, конверты с заданиями и справочным материалом.

Цель: Ознакомление учащихся с этапами эволюции человека.

Задачи:

1. Сформировать знания об этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза.

2. Продолжить формировать умение анализировать и сравнивать предков человека.

3. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Этапы урока

1. Организационный.

Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! Давайте отметим отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

(учитель дает одну минуту на повторение)

На прошлом уроке вы изучали систематическое положение человека.

  1. Назовите систематическое положение человека? (этот вопрос задается 2-3 учащимся. К нему задаются дополнительные вопросы).
  1. Назвать признаки Царства.
  2. Назвать признаки Класса.
  3. Назвать признаки Семейства.
  4. Назвать признаки Подцарства.
  5. Задание в рабочей тетради №7,8
  1. Назвать признаки рода. (Человек)

- наличие изгибов позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый

- мозговая коробка преобладает над лицевым отделом черепа. Облегчение челюстного аппарата, отсутствие надбровных дуг.

- объем головного мозга 1800см. развиты извилины.

3. Дать определения рудиментам и атавизмам. Привести примеры.

3. Изложение нового материала.

Прародиной человека принято считать обширную территорию в состав которой входили: Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия, Юго-Восточная Европа. Эти пространства были покрыты тропическими лесами, но примерно четыре миллиона лет назад климат стал суше. Тропические леса отступили, а их место заняла высокая травянистая растительность. Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местность, поверх травы. Именно это в дальнейшем привело к прямохождению.

В Южной Африке были найдены останки древних человекообразных обезьян – австралопитеков. Отличительные признаки: ходили на двух ногах, объем головного мозга примерно 500-600 см., высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа, рост равен примерно 120-150 см, речью не владели.

Давайте откроем рабочую тетрадь, задание № 9. В ходе моего рассказа вы будете внимательно слушать и заполнять таблицу.

Этапы эволюции человека.

Предки человека

Исторический возраст

Размер мозга

Черты усложнения организации

Данные о трудовой деятельности и общественной жизни

Рост 150-170см, череп низкий, выраженные надбровные дуги, массивные челюсть, прямохождение.

Общественный образ жизни, поддержание огня, изготовление примитивных орудий труда.

Рост 160см, массивные кости, покатый лоб, асимметрия головного мозга.

Жили группами, использовали огонь, изготавливали разнообразные орудия труда, возникновение религиозных представлений, первые захоронения.

Рост до 180 см, отсутствие надглазничного валика, развитая мускулатура.

Жили родовой общиной, изготавливали сложные орудия труда, возникновение искусства, приручение животных, появление земледелия.

Древнейшие люди. (Вид: Человек прямоходящий)

Появились 1-1,5 миллионов лет назад. Останки питекантропа были обнаружены на острове Ява.

Отличительные признаки: рост 150-170 см, объем головного мозга 1100см, сохранились мощные примитивные черты: мощные надбровные валики, тяжелая массивная челюсть(связано с питанием), подбородочный выступ почти отсутствовал. Останки синантропа были обнаружены в Китае. Отличительные признаки такие же как у питекантропа. Древнейшие люди вели активный образ жизни, охотились. Для того чтобы охотится на крупных животных требовалось объединяться в группы. Что и являлось первой формой объединения. Вторая форма объединения – первобытная семья. Изготавливали примитивное орудие, научились поддерживать огонь.

Древние люди. (Вид: Человек умелый).

В Германии обнаружили останки древнего человека названного неандертальцем. Также они обитали в Европе, Азии, Африке. Отличительные признаки: объем головного мозга 1700см, появилась асимметрия мозга. Левая часть мозга больше чем правая. Этот факт говорит что неандертальцы были праворукими, и о стремительном развитии речи. Некоторое развитие получает подбородочный выступ (связано с речью). Жили они в суровых условиях холода поэтому были вынуждены изготавливать одежду. Также неандертальцы были искусными каменотесами, и уже довольно умело пользовались огнем.

Первые современные люди. (Вид: Человек разумный) .

Во Франции были найдены останки скелета названного кроманьонцем. Отличительные признаки: рост 180см, высокий лоб, отсутствие надбровных валиков, хорошо развит подбородочный выступ, объем головного мозга 1800см. Не отличались от современных людей по строению тела. Умели изготавливать орудия, сверлить, шлифовать. При раскопках были найдены разные произведения искусств. Кроманьонцы были умелыми охотниками (знали много способов охоты).

4. Оформление выводов:

Итак, давайте подведем итоги! По какому пути шла эволюция человека?

  1. Появление прямохождения
  2. Изменение объема головного мозга
  3. Членораздельная речь
  4. Развитие трудовых навыков
  5. Развитие общественных отношений.
  1. Инструктаж о выполнении домашнего задания:

Параграф 3. Рабочая тетрадь: задание № 11, №9 – выучить.

6. Итоги урока:

Выставление оценок учащимся, полученные ими в течение урока.Всем спасибо за урок! До свидания!

Читайте также: