Конспект урока лекарственные растения 5 класс

Обновлено: 20.05.2024

Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями их лекарственных свойствах.

Задачи: - познакомить учащихся с лекарственными растениями, их

пользе для человека;

- следить за произношением;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: таблички, картинки, аптечные упаковки с травяными сборами, заварочные чайники.

Ход занятия

1. Организационный момент

/Ты слышишь хорошо (плохо) ?

/Какое у тебя настроение?

Будем выполнять Ф. З. со звуком [к]

Что будем делать? (скажем вместе)

Будем хорошо говорить слоги, слова, словосочетания, предложения

А теперь послушайте словосочетания

лечят почки (скажем вместе)

Корнем одуванчика лечят почки (скажем вместе)

Мы выполняли фонетическую зарядку со звуком [к] (скажем вместе)

/Какое будет занятие… узнай у …

Занятие групповой час (скажем вместе)

/Какая тема занятия? Ты знаешь тему занятия? (нет)

Что будем делать сначала?

III. Определять тему занятия

Природные ….

Чтобы узнать тему занятия, вы должны решить кроссворд

1. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

/Какая тема занятия?

Мы определяли тему занятия (скажем вместе)

/Что будем делать теперь?

3. Определять цель занятия

Будем узнавать цель занятия.

Цель: узнавать какие являются лекарственными

Определяли цель занятия (скажем вместе)

/Что будем делать?

4. Узнавать новые лекарственные растения

Что же это за природные врачи? Вы знаете? (нет). Давайте узнаем.

Каждому ребенку раздаются карточки.

Вы должны в тексте найти название растения и что оно лечит и подчеркнуть.

Ромашку используют в виде чая или отвара. Отваром ромашки поласкают больное горло

Листья березы собирать нужно в мае. Настой из почек березы используют для лечения заживления ран.

Корнем одуванчика лечят почки. Едят его зайцы. Нельзя без нужды рвать этот цветок!

Листья брусники помогают при больном сердце.

Ягоды черники лечят заболевания глаз

Душица - запах у него ароматный, душистый. Чаи из душицы пьют при температуре.

Шиповник - содержит много витамина С. Пьют при гриппе.

Каждый ребенок выходит к доске читают что лечит растение, выбирают картинку растения, табличку и картинку болезни.

Природные врачи - это растения, которые лечат, именно по этому их и называют лекарственными! Растения помогают человеку и животным лечиться от болезней.

/Что мы делали? (скажем вместе)

/Что будем делать? (скажем вместе)

5. Работать над проектом

А вы хотите болеть? Кто не хочет болеть? Что нужно делать чтобы не болеть? (заниматься спортом, пить витамины, растения). Какие растения можно пить? А каких растениях мы сегодня говорили?

Весной все болеют, чтобы не заболеть мы с вами будем каждый день пить витаминный чай в течений 2 недель, а затем посмотрим кто заболел, а кто нет.

Тогда давайте определим цель нашего эксперимента.

Цель: выяснить помогут ли (лекарственные растения) не заболеть.

Мы будем работать группами. Разделитесь на две группы.

1 группа, 2 группа

- Кто у вас заполнять дневник? Будешь Отмечать кто пил ставить +, кто не пил -.

- Кто будет заваривать чай?

- Кто будет контролером здоровья? (должен делать отчет в конце недели кто сколько раз пил).

1 группа будет заваривать чай с душицы, 2 группа будет заваривать чай с шиповника.

1) Взять заварник

2) Положить пакетик с травой

3) Залить кипятком

Вечером мы будем пить чай

Какое занятие было? Какая была тема занятия? Что мы делали на занятии?

Вам понравилось занятие? Какое у вас настроение сейчас?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Основная дидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового материала.

Образовательные: познакомить учащихся с лекарственными растениями, правилами сбора лекарственных растений.

Коррекционно-развивающие :

развивать внимание через формирование его устойчивости, концентрации, переключения при выполнении различных упражнений

развивать память путем припоминания, воспроизведения изученного материала

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование:

Структура урока :

Организация начала занятия

Подготовка к основному этапу

Усвоение новых знаний и способов действий.

Первичная проверка понимания.

Закрепление знаний и способов действий.

Подведение итогов. Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока.

-- Урок живого мира.

2. Подготовка к основному этапу.

-- Вспоминайте, какую тему мы изучали на прошлых уроках?

-- Сегодня мы продолжим изучать эту тему.

--Давайте вспомним, из каких частей состоит растение. Подойдите к доске и подпишите части растения.

-- Мы с вами говорили, что все растения делятся на три большие группы. Прочитайте и подумайте, о какой группе растений говорится. Подберите картинку.

-- Посмотрите на картинку, какая трава здесь изображена?

-- Что вы знаете об этом растении?

Работа с интерактивной доской.

Работа с интерактивной доской.

-- у кустарника стволов несколько, ветви начинаются сразу от земли;

-- у дерева один толстый ствол, ветви начинаются на небольшом расстоянии от земли;

-- у трав стебель мягкий зеленый, они ниже кустарников и деревьев.

-- Это лекарственное растение.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

-- Сегодня на уроке мы будем говорить о лекарственных растениях.

Вы узнаете о некоторых лекарственных растениях, их свойствах и правилах сбора лекарственных растений.

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

--Если знать лекарственные растения и уметь их правильно применять, то это поможет сохранить здоровье.

-- Какие лекарственные растения вы знаете?

-- Когда вы их применяли?

1 . -- Мы с вами начали говорить о РОМАШКЕ.

Я вам расскажу, слушайте внимательно, потом я спрошу, что вы запомнили.

Растение широко применяется в медицине.

Для приготовления лекарства собирают цветы ромашки.

Настой ромашки применяют для полоскания горла и промывания ран и нарывов. Если заболел живот, тоже поможет ромашка.

Чай из ромашки с сахаром и молоком вызывает крепкий сон. А если настоем ромашки мыть светлые волосы, то они приобретут красивый золотистый оттенок.

Собирают растение все лето с мая по август.

-- Скажите, когда применяют ромашку.

--Прочитайте, правильно ли вы запомнили.

-- Скажите, какие части растения собирают для приготовления лекарства?

-- Проверьте, правильно ли вы запомнили.

-- Когда можно собирать цветы ромашки?

-- Итак, мы с вами узнали об очень полезном лекарственном растении-- РОМАШКЕ

-- Попробуйте угадать, о каком растении мы будем говорить дальше.

Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь у дороги.

Его мнут сапогом,

Ему все нипочем .

-- Об этом лекарственном растении нам расскажет Лиза, вы слушайте внимательно, потом я спрошу, как вы запомнили.

ПОДОРОЖНИК— старинное лекарственное средство. Растет подорожник около дорог и домов, на пустырях и лугах.

С лечебной целью применяют листья, семена и сок подорожника.

Настой листьев помогает при сильном кашле. Отвар применяют при болях в животе. Листья подорожника применяют при ранениях, нарывах, ушибах, ожогах, при укусах насекомых.

Заготавливают подорожник все лето.

-- Прочитайте, подумайте, какие слова нужно вставить вместо пропусков.

-- когда применяют растение?

-- какую часть растения собирают?

-- когда можно собирать растение?

-- о каком растении вы узнали?

Отгадайте следующее растение.

В старину бывало —

Дерево людей обувало.

Даст резную посуду

И полечит простуду.

--прочитайте о липе, постарайтесь запомнить, я вас спрошу.

На улицах города и в окрестных лесах можно встретить красивое дерево с темным стволом, которое распускает свои нежно-зеленые листочки позже всех,— это липа. Цветет липа в июне — июле. Цветы у липы душистые, бледно- жёлтые. Листочки похожи на сердечки.

Цветы липы или липовый цвет – старинное народное средство.

Липовый цвет употребляется в виде настоя при различных простудных заболеваниях. Порошок из листьев останавливает кровотечение. Разваренная кора дерева применяется при лечении ожогов.

Цветы липы собирают в начале лета, а листья можно собирать все лето.

--Прочитайте предложения и подберите подходящие

--Какие части растения используют?

-- мы с вами говорили о лекарственном растении -- ЛИПЕ

Работа с интерактивной доской.

Ученик читает запись на доске.

Ученик читает запись на доске.

Работа с интерактивной доской.

Работа с интерактивной доской.

Подбирают подходящие предложения.

4. Первичная проверка понимания.

--Сегодня мы с вами говорим о лекарственных растениях.

-- Проверим, как вы запомнили.

-- Я описываю растение, а вы отгадываете

1. Листья этого дерева имеют форму сердечка, его душистые цветы привлекают пчел, чай из его цветков помогает при простуде. (липа)

2. Лечебный цветок, применяется для лечения ран, полоскания горла, лечения болей в животе.

3.Трава- лекарь, которая растет у дороги, около дорог и домов, на пустырях и лугах, лечит кашель, боли в животе и раны. (подорожник)

-- Прочитайте слова на доске. Подумайте, у какого растения собирают эти части. Соедините стрелочками картинку и части растения.

Работа с интерактивной доской.

Проверяют правильность ответа, отодвигая круг, закрывающий картинку.

Работа с интерактивной доской.

5. Закрепление знаний и способов действий.

-- Заполните таблицу на доске и на листочках.

-- Мы с вами узнали, когда можно собирать лекарственные растения. Как вы думаете, есть ли правила сбора лекарственных растений?

-- посмотрите на доску. Сейчас мы будем читать предложения, и думать, можно так делать или нет.

-- Прочитайте правила, что можно делать

--Прочитайте правила, чего делать нельзя

-- Запомните самое главное правило-- растения нужно беречь!

--Как можно беречь растения? (не вытаптывать, не рвать растения, если оно не нужно, не вырывать с корнем, выращивать растения у себя в саду)

-- Расскажите о лекарственном растении по плану.

Работа с интерактивной доской.

Заполняют таблицу на доске и на листочках.

Работа с интерактивной доской.

Распределяют предложения по группам

Работа с интерактивной доской.

Рассказ по плану.

Подведение итогов. Рефлексия .

-- О чем мы говорили на уроке живого мира?

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Теперь и вы знаете тайну некоторых растений.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 087 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.11.2018 423
  • DOCX 7.1 мбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Краева Ирина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представления детей об лекарственных растениях и их свойствах.

Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.

Задачи: Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.

Иллюстрации с изображением лекарственных растений:

Мать-и-мачеха, подорожник, ромашка.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

-О каком растении идет речь?

- Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто- желтые цветы. (Рассматривание лекарственного растения: предметная картинка)

Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха.

Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Отгадайте следующую загадку:

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

О каком лекарственном растении говорится в загадке? (Демонстрация картинки подорожника).

Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги – Листики да лопушки.

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке (Я через час уже готова).

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Оценить 1079 0

Тема урока: Лекарственные растения

Цель: формирование знаний у учащихся о значении лекарственных растений в жизни человека.

Образовательные: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях;

Развивающие: развивать познавательную активность; развивать память, внимание, образное мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, цветные карандаши: желтый, зеленый, карточки со словами к игре

I .Вводная часть урока.

1.Мобилизация учащихся -1 мин

2.Приветствие учащихся-1 мин

3.Проверка домашнего задания-3 мин

II .Основная часть.- 25 мин

1. Отгадать загадки — 5 мин.

2. Ролевая игра — 10 мин.

3. Раскрасить лекарственное растение ромашку — 2 мин.

4. Отгадать кроссворд — 8 мин.

III .Закрепление материала.-13 мин

1. Заполнить таблицу — 10 мин.

2. Вставить пропущенные буквы — 3 мин.

IV .Подведение итогов.-1 мин

V. Домашнее задание .- 1 мин

I .Вводная часть.

1.Мобилизация учащихся

2.Приветствие учащихся

II .Основная часть.

1. Прочитать стихотворение:

Много трав растёт лечебных

На земле страны родной.

При болезнях нам помогут

Мята, ландыш, подорожник

И ромашка, зверобой.

Ответить на вопросы:

- О чем это стихотворение?

- Названия каких растений вы услышали?

- А чем можно лечиться, кроме таблеток и сиропов?

1. Отгадать загадки:

1. Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду …

2. Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

3. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - серёжки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук

4. Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что ж это за диво?
Это же …

2. Ролевая игра (Приложение 1)

3. Раскрасить лекарственное растение ромашка (Приложение 2)

4. Отгадать кроссворд (Приложение 3)

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног?

И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар.

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.

Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой.

Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко.

Трава от 99-ти болезней.

О лекарственных растениях

Ландыш, подорожник, мята, ромашка, зверобой.

III .Закрепление материала.

1. Заполнить таблицу:

учитель читает материал (Приложение 4) и материал из учебника.

Название лекарственного растения

2. Вставить пропущенные буквы в названиях лекарственных растений.

IV . Подведение итогов.

1. Ответь на вопросы:

1. Назовите лекарственные растения.

2. Что нового узнали о лекарственных растениях?

2. Выполнить упр.2

Лекарственными называют растения, которые_____________________

Лекарственные растения обладают лечебными свойствами.

V. Домашнее задание .

1. Настои каких лекарственных растений принимают при простуде?

2. Почему необходимо строго соблюдать рекомендованный врачами способ применения лекарственных растений?

Приложение 1

Ролевая игра

Участники: Береза, Рябина, Ландыш, Подорожник, Мать – и - мачеха, Ромашка.

Береза: Я, Береза, собрала вас, чтобы решить, какое лекарственное растение должно возглавить этот список для человека. Не буду скромничать, люди давно меня считают символом России, еще в стародавние времена для врачевания использовали настой из моих почек при незаживающих ранах. А уж как хорошо в горячем пару с березовым-то веником попариться, вмиг простуда отступает!

Рябина: Ты, подружка права. Но ведь и я человеку приглянулась. Рябину – то люди всегда старались возле дома посадить как символ счастья и мира в семье. А плоды мои употребляли для укрепления желудка, а сколько витаминов в них, корой болезни печени лечат.

Ландыш: Береза и рябина, не спорю, вы - растения выдающиеся, я даже заслушался. Но ведь и я, ландыш, возглавляю русское разнотравье! Мы, травы, конечно, под шатром деревьев растем, но не меньше вашего полезны человеку. Препараты ландыша майского применяют для лечения болезней сердца, не смотря на то, что я – ядовитое растение.

Мать – и – мачеха : Мои листья с одной стороны мягкие, а с другой – жесткие. При простуде и кашле они не заменимы в виде отвара и настоя. Многим я помогаю!

Ромашка: А меня вы не забыли?

Подорожник: Нет, конечно! Тебя, ромашка, сразу заметишь: золотая серединка и лучи идут кругом.

Ромашка: Я тоже людям очень нужна!

Если случится тебе простудиться,

Продолжение приложения 1

Привяжется кашель, подымется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Я тоже важное растение, не обойдутся люди без меня при простуде, кашле, ангине.

Приложение 2

Рис1. Лекарственное растение ромашка

Приложение 3

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Смородина)

Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

Приложение 4

Собирать мою кору
Нужно раннею весною.
Останавливают кровь
При кровотечениях мною.
Чудодейственный отвар
Может пить и млад, и стар!
Ну, а осенью подарок,
Кисти ягод огневых,
Рвите на зиму, ребята,
Много витаминов в них!

Липа – средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет!
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
“Ну-ка, липа, выручай!”

Пастушья сумка.

На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.

Читайте также: