Используя конспект лекции по теме мораль заполните таблицу функции морали в обществе

Обновлено: 05.07.2024

Функции морали — это та система тех ролей, которые играет мораль в обществе. Эта тема напрямую связана с определением роли и места морали в системе других ценностей человека. Если поведение человека аморально, то мы говорим о его асоциальном поведении. Массово же степень соответствия массового поведения людей этим нормам может быть выражена в форме менталитета.

В этой статье мы кратко и понятно, с примерами разберем функции морали в обществе. Кстати, рекомендую мою статью про то, что такое мораль перед прочтением этой публикации.

В обществознании выделяют следующие функции, и их содержание:

Гносеологическая, или ценностно-ориентационная. Моральные ценности очерчивают сферу дозволенного наряду с другими социальными нормами, например, нормами права. Они как бы являются ориентиром для поведения людей.

Тут важно понимать, что есть некое объективное, общественное представление о моральных ценностях. А есть индивидуальное их толкование личностью.

В результате каждый человек сам решает, насколько его поведение должно соответствовать моральным нормам, насколько оно может быть нравственным.

Вместе с этим, есть некая грань, которая отличает человеческое поведение от нечеловеческого; такая грань, когда человек может перестать быть человеком, хотя внешне, вроде homo sapiens.

Регулятивная функция. Она заключается в том, что нормы морали обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме, регулируют социальное взаимодействие людей. Человек по своей природе существо социальное, а значит ему просто необходимо общаться с другими людьми. В процессе, в ходе социальных действий этого образуются человеческие отношения.

Например, девушка не пришла на свидание с молодым человеком. Никакие правовые нормы она не нарушила. Но, наверное, нарушила нормы морали, нарушив договоренность. В результате будут (должны быть) социальные неформальные негативные санкции со стороны этого обманутого молодого человека: например поставить ее в жесткий игнор, если она будет пытаться выходить на связь.

Если человек не соблюдает эти правила, то его поведение может стать и девиантным, а если это происходит массово, то можно говорить и об аномии.

Нормативная. Мораль вырабатывает специальные нормы — правила поведения человека в обществе. В сущности их можно свести к библейским заповедям: не воруй, не обманывай, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не лги и пр.

Воспитательная, или функция социализации. Мораль выступает агентом социализации: конкретные люди (родители, воспитатели, учителя) должны сформировать у молодого человека, ребенка представления о морали: представления о добре и зле. Потому что у детей такого представления нет, и быть не может.

Не зря же в гитлеровской Германии гитлерюгенд, дети-солдаты, были одними из самых беспринципных убийц. Тоже относится и к древней Спарте, и к средневековой Японии . Если у ребенка нет представлений о добре и зле, он может натворить серьезных дел: как было в Керчи , в Москве несколько лет назад и пр.

Гуманистическая функция — означает, что мораль тоже развивается и ее цель — защита и развитие человеческого облика в людях, развитие человеческой добродетели.

Я лично вообще пока не могу представить себе общество, в котором большинство людей рьяно бы придерживались моральных норм, были бы глубоко нравственными и пр. Потому что человеческая природа двойственна. Мораль — это высшее социальное начало, а инстинкты (выживание, доминирование и размножение) — начало биологическое. И преобладание одного — значит искоренение и подавление второго. А значит человек по своей природе уже не будет гармоничным существом.

Но это мое субъективное мнение. В целом же, функции морали мы раскрыли. Уверен, что таблицу на эту тему вы сможете составить и сами после прочтения этой статьи. Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Пишите комментарии, что обо всем этом думаете?

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм

  1. Правовые нормы обязуют беспрекословное подчинение правилам, а мораль – свободный и осмысленный выбор.
  2. Ценности различны для каждого народа, эпохи, социальных групп, но мораль общая – задаёт правила поведения всему миру.
  3. Исполнение правовых норм основано на страхе и привычке, а мораль базируется на совести и чувстве долга.

Моральные принципы

Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

1. Выбирая между добром и злом, человек делает моральный выбор.

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам.

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством.

4. За нарушение норм морали наступает юридическая ответственность.

5. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам.

6. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе.

7. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением.

8. Выполнение норм морали обязательно.

9. В структуру нравственной культуры личности входит этикет.

А) В чем заключаются общие черты морали и права? (не менее 3)

Б) В чем отличия норм морали и норм права? (не менее 3)

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

1. +
2. -
3. -
4. +
5. +
6. +
7. +-, всегда по разному
8. -
9. +
А) 1) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;
2) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого;
3) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Б) 1) Мораль формируется ранее права, мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством.
2) Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне.
3) Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали.

Ответ

+

1)Соотношение серого и белого вещества в разных частях спинного мозга различно. В шейной части, особенно на уровне шейного утолщения, серого вещества значительно больше, чем в средних отделах грудной части, где количество белого вещества намного превышает массу серого. Отмечается преобладание серого вещества над белым в области поясничного утолщения. В вещества намного превышает массу серого. расположения, начиная с ни области мозгового конуса почти вся поверхность поперечного среза выполнена серым веществом, и только по периферии располагается узкий слой белого вещества.
2)Извилистое строение коры больших полушарий - чтобы больше была их площадь. А больше площадь - значит больше нейронов в коре головного мозга. А больше нейронов - значит и выше интеллект.
3) Нервная и эндокринная системы составляют единое целое и оказывают влияние на иммунные механизмы

Ответ

+

Ответ

+

1. Дриопитек-40 млн. лет назад
2. Австралопитек-5 млн. лет назад
3. Человек умелый-2-3 млн. лет назад
4. Неандерталец-300 тыс. лет назад
5. Человек разумный-100 тыс. лет назад

Ответ

+

1.Когда начали создаваться женские общины? Женские общины в России стали создаваться во второй половине XVIII века.

2. Для кого Александр 2 ввел пенсии по старости? Для священства

3. В каком году началось строение на-Крови? В 1883 году

4. Цель Русского Палестинского общества? Цель общества защита и сохранение мест, связанных с земной жизнью

Ответ

+

А1-Г,А2-А,А3-Б,А4-А,А5-А,А6- Г, А7-В.

Ответ

+

Вода – основной компонент человеческого организма. Она необходима для поддержания физической работо и достижения желаемых спортивных результатов. 2. Нормализует мозговую деятельность. Активность нервных клеток прямо пропорциональна уровню гидратации организма.

Ответ

+

как задовать вопрос скажите

Ответ

+

Статья 1 пункт 1. РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 3 пункт 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Статья 77 пункт 1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 9 пункт 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 22 пункт 2. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 41 пункт 1. Медицинская в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 43 пункт 4. Основное общее образование обязательно.

Статья 48 пункт 2. Каждый задержанный. Имеет право пользоваться адвоката (защитника) с момента соответственного задержания, заключения под стражу или предъявление обвинения.

Статья 56 пункт 1. В условиях ЧС Для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Пункт 3 не подлежат ограничению права и свободы предусмотренные статьями 20, 21, 23 - часть 1, 24, 28, 34 - часть 1 , 40 - часть 1, 46-54 Конституции РФ.

Статья 59 пункт. Граждане РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным Законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Статья 66 пункт 1. Статус Республики определяется Конституцией РФ и Конституцией республики.

Статья 67 пункт 1. Территория РФ включает в себя территорию её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Статья 81 пункт 3. Одно и тоже лицо НЕ может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Статья 83. Президент РФ Ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется Федеральным законом.

Статья 86. Президент РФ а) осуществляет руководство внешней внешней политикой РФ.

Статья 87 пункт 1. Президент РФ является верховным главнокомандующим вооруженными силами РФ.

Статья 84. Президент РФ в) назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.

Статья 89. Президент РФ а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

Статья 90 пункт 2. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Статья 92 пункт 3. Во всех случаях, когда президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель правительства РФ.

Статья 93 пункт 1. Президент РФ может быть отрешен от должности советом Федерации только на основании выдвинутого государственной думой обвинения ГОС. измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Статья 93 пункт 1. . на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 95 пункт 3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 97 пункт 1. Депутатом Госдумы может быть избран Гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Статья 98 пункт 1. Члены совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуться личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным Законом Для обеспечения безопасности других людей.

Статья 102 пункт 1. К ведению Совета Федерации относится . и) Назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Статья 83. Президент РФ Г) представляет госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ: ставит перед госдумой вопрос об освобождении от должности председателя Центробанка РФ. Госдума РФ назначает на должность председателя Центрального банка РФ.

Статья 107 пункт 2. Президент РФ в течении 14 дней подписывает Федеральный Закон и обнародует его.

Статья 110 пункт 1. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ.

Статья 114 пункт 1. Правительство РФ: а)разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Статья 117 пункт 3. Государственная Дума может выразить недоверие правительству РФ.

Читайте также: