Пушкин полтава медный всадник конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

полностью, н о они составляют целый то м в собрании ег о сочинений.

К этому времени углубились его представления о Петре, его заслугах перед

страной, о его достоинствах и недостатка х. У Пушкина есть запись:

«Достойна удивления разность между государственным и учреждениями Петра

Великого и време нными его у казами. Первые суть плода ума обширного,

исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жес токи,

своенравны и, кажется, писаны кну том. Первые были для вечности, или по

крайней мере для буду щего, - вторые вырвались у нетерпеливого

То, что осознал Пушкин как и стори к, о н захотел отобразить как художник.

Пушкин выразил неразрешимый конфликт, п ротиво речие между исторической

необходимость ю и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой

памятник. Этот образ неотделим о т образа Петер бурга, он является символом

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

произвести подробный анализ текста;

прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к

историческому прошлому своей страны.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

2.Изучение нового материала.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

(1700 -1721 ) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:

( ученик читает речь наизусть в обличие Петра)

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

Работа с учебником.

  1. Начало боя.
  2. Появление Петра.
  3. Передышка в бою.
  4. Образ Петра и Карла.
  5. Битва в разгаре.
  6. Победа.
  7. Пир Петра.

Чтение отрывка наизусть учеником.

- Как рисует Пушкин начало боя?

( описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

- Почему поле брани роковое?

( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

( У древних римлян Марс - бог войны.)

- Кому этот Бог покровительствует?

( В донном сражении он покровительствует русским).

- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись?

( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

( Чтение отрывка наизусть)

-Какое впечатление он на вас производит?

( впечатление силы, величия, красоты)

- Как поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы?

-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление Петра I перед своими войнами?

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?

( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Описание разгара битвы.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.

( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).

Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII в Полтавском сражении. Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.

Какие чувства победы и как передает нам автор?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

4 Вывод: Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.


Конспект урока по литературе по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник". Урок разработан с учётом индивидуальности класса. Сценарий помогает полно раскрыть и проанализировать проблему произведения.

Содержимое разработки

национально-исторический подвиг. Это великое дело во благо России. Пётр I действовал во имя
интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Победой над
Швецией завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление
русского государства. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался
пред полками, могуч и радостен, как бой . ”).
II. Знакомство с текстом вступления к поэме “Медный всадник”.
Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его с другой стороны в момент
строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем, ещё раз увидим бессмертие дел Петра и поймём его значение в истории России.
Это мнение о Петре Великом, оставленное в истории. Своё мнение об этом человеке
высказал А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”.
Чтение отрывка.
Поставим задачу: каким мы увидим Петра?
III. Анализ произведения.
1. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом
плодотворном времени года Пушкина.
2. По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение.
А что такое поэма? Какие её характерные особенности? (Поэма – один из жанров лиро-
эпических произведений. В поэме есть сюжет, события,что характерно для эпического
произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым
событиям, как в лирическом произведении).
Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового
сюжета здесь нет.
3. Остановимся на особенности лирического произведения.
1) Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям? (Любование, восхищение,
гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства).
2) К какому жанру близко вступление? (Ода – стихотворение восторженного характера
(торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в
традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы ( отсель, град, ветхий,
полнощных), приёмы ораторского искусства( повелительная интонация, торжественность,
звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его
государственную мудрость и патриотизм.
3) Как он это подчёркивает?
1. Авторское отношение: “Люблю тебя, Петра творенье”.
2. Курсив: он; эпитет “дум высоких полн”.
3. Уже в 1 строфе найдите фольклорные традиции в изображении величия и мощи
исторической личности. (А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической
личности: широкий взгляд на мир “укрепляет” личность героя – “он дум великих полн”. Пётр дан
на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить, преобразовать!
4. Выделение смысловых частей произведения. (Строфы – это части, их зрительно можно
выделить).
Темы:
1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.
2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье”
3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.
I тема.
1) Для чего Пётр I замыслил преобразования? (Это историческая необходимость).
2) Что нужно сделать в интересах государства? (Надо покорить природу, чтобы построить
город – всё покорить ради государственных целей).
3) Зачем?
- “отсель грозить мы будем шведу”,
- “здесь будет город заложен”,

- “в Европу прорубить окно”, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на
мировой арене,
- “ногою твёрдой стать при море”,
- “все флаги в гости будут к нам”.
Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга –
исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь
выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по
мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы
закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы
Россия имела его.
? Как вы понимаете смысл выражения:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Петр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить
торговые и культурные связи с Европой. Обращаем внимание на выразительность метафоры
“В Европу прорубить окно”.
? Каково значение строк:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех
стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово “флаги” употреблено вместо слов “корабли разных
стран”. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или
единственное число вместо множественного (“Отсель грозить мы будем шведу”) называются
метонимией.
II тема.
Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.
Что было “прежде”
Что стало “ныне” (через 100 лет)
Строим образные ряды
1. Пётр I стоит один.
1. Город уже не сметёшь.(“все флаги в гости будут к нам”).
2. Река неслась широко, привольно.
2. Река – её берега скованы гранитом (“в гранит оделася Нева”).
3. Избы чернеют здесь и там.

4. Лес кругом шумел, не тронутый рукой человека.
3. Здесь дворцы и башни теснятся.

4. Теперь тёмно-зелёные сады.
Это и есть метод параллелизма (композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по
сходству).
Что же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины? (Всё преобразилось за 100 лет!
Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна!
Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности).
III тема.
1) Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?
2) За что любит поэт свой город?
Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по
строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под
прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.
Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение
могучей реки.
Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными
решётками садов и мостов.

Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”,

“блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.

Петербург для Пушкина – олицетворение государственности.

5. Конфликт в литературном произведении.

Замысел Петра I был реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к

поэме призвано подвести к пониманию основного конфликта- истории и личности.

Конфликт – это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

Какие конфликты смогли выделить учащиеся?

1. Конфликт – человек и природа. (Пётр I победил, потому что цели его общие,

государственные, исторические. Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную

столицу из “топи блат”. Человек должен покорить природу, но природа будет мстить –

2. Конфликт – столкнулись интересы простого человека и интересы государства. Образ

Петра здесь – символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Петербург был

возведён властью Петра I ценой огромных жертв, но это было необходимо для решения

государственных вопросов. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой

стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны. Но это всё-таки

историческая необходимость, и такие преобразования были под силу не каждому царю.

За какие деяния вошёл Пётр I в историю? (Его детище – город Петербург, которому уже

больше 300 лет! Это живой памятник, “краса и диво”).

4. Подведение итогов урока.

1) Каким показал А.С. Пушкин Петра I данном отрывке?

2) С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра I?

3) В стихотворении “Стансы” (1826 г.) есть строки о Петре I.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

4) Согласны вы с Пушкиным?

Пётр – герой, мореплаватель, на троне вечный работник.

Пётр – это гордость России, слава России.

И насколько прав был Пушкин, говоря: “Гордиться славою своих предков не только можно,

5. Дом. зад. с комментированием к нему.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к историческому прошлому своей страны.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля;

Метапредметные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест); уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно;

Предметные: обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

1.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

2.Актуалиизация знаний.

Слово учителя.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

(1700 -1721 ) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

3. Целеполагание.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

4. Изучение материала.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

Работа с учебником.

Передышка в бою.

Образ Петра и Карла.

Битва в разгаре.

Чтение отрывка наизусть учеником.

- Как рисует Пушкин начало боя? (описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

- Почему поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кому этот Бог покровительствует? (В донном сражении он покровительствует русским).

- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись? (Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Обратимся к 1-ой части отрывка.

Появление Петра I.

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

-Какое впечатление он на вас производит? (впечатление силы, величия, красоты)

- Как поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

(Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы?

-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и Карла.

Портреты Петра и Карла.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла? (чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

5. Физминутка.

6. Закрепление материала.

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Работа в паре.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

(использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).

Описание победы.

Какие чувства победы и как передает нам автор?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

Описание пира.

- За каких учителей поднимает кубок Петр I?

( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

7.Итог урока.

Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,

подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.

- Кем же является Петр I в поэме? (героем, так же, как и его народ)

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение".

Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.

8.Домашнее задание

1. Выучить отрывок "И грянул бой…" наизусть

2. Составить цитатный план поэмы

сопоставлять эпизоды, посвящённые одной проблеме, разных произведений.

2. Развитие умений понимать художественный текст; находить ответы на поставленные проблемные вопросы в произведении.(слайд 2)

Раздел программы: Русская литература I половины XIX века.

Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

Метапредметные:

- умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение работать с разными источниками информации.

в познавательной сфере:

- умение анализировать произведение;

- сопоставлять героев одного и нескольких произведений;

2) в коммуникативной сфере:

- осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Виды деятельности:

- комментированное чтение эпизода;

- самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие эпизодов произведений, связанных с темой урока.

Репродуктивная:

- краткий пересказ эпизодов, выборочный пересказ эпизодов;

- осмысление характеров, изображённых в произведении;

- ответы на вопросы репродуктивного характера.

Исследовательская:сравнительный анализ эпизодов произведений русской классики.

Универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Оборудование: презентация

Работа с эпиграфом к уроку. (слайд 3)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Ребята, давайте подумаем, кому посвящены эти строки?

- В каких произведениях мы встречались с вами с образом Петра I ?

- Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Петр I.

- Сегодня на уроке мы поразмышляем с вами над тем, почему именно Петр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру.

- Но давайте вспомним, какую роль сыграл Петр I в истории России.

В течение 16-17 вв. Российское государство стало крупнейшим многонациональным православным государством, но так и не смогло стать великой европейской державой, получить выход к торговым морям. За это время Россия пережила реформы Избранной рады и опричнину Ивана Грозного, Смутное время, переход от сословно-представительной к самодержавной монархии при первых царях династии Романовых. В 16 вв. в экономике и общественном устройстве России 16 в. господствуют черты аграрного общества, а с середины 17 в уже заметно усиливается западноевропейское влияние на разные стороны российской жизни. В стране укрепился сословный строй, оформилось самодержавие и крепостное право. И в то же время в государственном устройстве и мировоззрении подданных уживались черты, близкие как западной, так и восточной цивилизации, проникают европейские традиции.

Настоящий переворот в развитии России произошел в ходе реформ Петра. С одной стороны, Россия стала активно перенимать и даже копировать европейские порядки, а с другой – в ходе реформ в стране даже усилились самодержавие, сословный строй, крепостное право, которые на Западе уже разрушались. Противоречивое наследие Петровских реформ определило сложное развитие России в 18 в.

Перечисленные новшества, вмещающиеся в емкое понятие Петровские преобразования, позволили России сокрушить первоклассную шведскую армию и войти в ранг великих держав. Петр I занял достойное место в ряду великих предков, защищавших независимость Родины. Его беззаветный патриотизм и полководческие дарования в суровые годы Великой Отечественной войны были источником вдохновения для советских воинов.

Оценивая положительно значение преобразований Петра Великого в истории нашей Родины, надобно помнить, что политика Петра Великого носила классовый характер. Преобразования эпохи осуществлялись за счет огромных жертв трудового населения. Это его усилиями воздвигался Петербург, строились корабли, сооружались крепости, каналы и дворцы. На плечи народа легли новые тяготы: были увеличены налоги, введена рекрутчина, производились мобилизации на строительные работы. Русские воины проявляли чудеса храбрости в сражениях, овеянных славными победами у Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама.

Благодаря внешней политике Петра, было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России. Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

V . Аналитическая беседа.

- Конфликт возникает между бедным чиновником Евгением и памятником Петру I , воплощающим идею государственности. Русский император создал город над морем. Страшное наводнение 1824 года привело к крушению личной жизни Евгения и гибели любимой им девушки.

- Что стало исторической основой поэм А.С.Пушкина? Результаты зафиксируем в таблице. (слайд 6)

В начале XVII века шведы захватили русские земли на побережье Финского залива. К 1703 г. Были одержаны первые значительные успехи – отвоеваны старинные русские земли в устье реки Невы, где сразу же был заложен город, который Петр назвал в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра – Санкт-Петербург.

- Какие стороны деятельности Петра I изображены в поэмах? (слайд 7)

Внутренняя политика. Основание Петербурга

Внешняя политика.На суше и на море Петр I был первоклассным полководцем и флотоводцем. Им были созданы российская армия и российский флот, сумевшие победить сильного противника – Швецию.

Перед нами предстает образ величественного, умного, гордого, твердого властителя, действительно Петра Великого. Но все же отношение Пушкина к своему герою неоднозначно.

Во введении к поэме возникает величественный образ Петра – преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения – укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря. Петр выступает как покоритель природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью. Вступление – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.

- Какими литературными приемами пользуется поэт для изображения своего героя в произведении?(слайд 9)

- Проанализируйте отношение автора к своему герою. (слайд 10)

В начале поэмы Пушкина переполняет гордость. Он гордится делами Петра, гордится мощью, красотой, архитектурной стройностью Петербурга. Но позже словно происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях.

Петр – подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе. Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою.

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока, и ответим на него:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе,

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

- О каком нерушимом памятнике идет речь? Это добрая вечная память потомков. А рукотворным памятником Петру I можно считать город Петербург.

VII . Подведение итогов урока. (слайд 11)

- Каким предстает перед нами Петр I со страниц произведений А.С.Пушкина?

- Закончить урок хочется знаменитым обращением поэта к Медному всаднику, в котором раскрывается единство противоречий в облике и деле Петра:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Читайте также: