Искусство каллиграфии 4 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Нужно ли учить детей каллиграфии? Бонусы,которые ребенок получает в процессе занятий каллиграфией. Как каллиграфия влияет на физическое и психологическое здоровье? Советы родителям учащихся начальной школы.

ВложениеРазмер
Методические рекомендации по каллиграфии 27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Каллиграфия — рукописная красота чувств.

Как бы банально это ни звучало, дети XXI века, хорошо освоившие клиповое мышление, короткие тексты на бегу и селфи в любом месте, совершенно не умеют размышлять.

Задание написать сочинение на определенную тему вызывает острое чувство протеста. Просьба высказать свое мнение по какому-либо серьезному вопросу рождает возмущение.

Когда ребенок пишет, старательно выводит буквы, он мыслит. Когда он задает вопрос: верхнее или нижнее соединение — он размышляет.

Ребенок, который красиво и старательно пишет, как правило, более дисциплинирован. И не только потому, что ему приходится почти час сидеть и выводить закорючки (хотя дело и в этом тоже).

Дисциплина рождается в процессе письма: как расположить слова по отношению друг к другу, в каком порядке должны идти абзацы, где красная строка, какое соединение выбрать.

Ровный строй букв рождает ровный эмоциональный фон. Где ровный почерк, там, несомненно, есть внутренняя дисциплина. Посредством письма происходит развитие внутреннего пространственного восприятия, формируется миропорядок.

Развитие творческих способностей

Ваш почерк — это как ваш отпечаток пальца, он уникален.

Недаром существует целая область знания, которая называется графология. Она по почерку изучает характер человека, особенности его личности, психотип и даже поведение.

Современным, зачастую гиперактивным, детям очень сложно удерживать внимание дольше 10-15 минут на одном предмете. Им необходимо постоянно менять виды деятельности. От этого страдают их родители, учителя, но прежде всего они сами.

Занятия каллиграфией успокаивают бунтующий организм. А если ребенку понравится и он увлечется, то произойдет улучшение общего эмоционального фона.

Физическое и психологическое здоровье

Учеными Японии и Китая доказан положительный эффект занятий каллиграфией на физическое и психическое здоровье.

Например, профессор Генри Као сделал поразительный вывод, что нет таких недугов, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией.

Многолетние исследования ученого доказывают , что пациенты, которые регулярно практикуют занятия каллиграфическим письмом, расслабляются в процессе, успокаиваются, у них выравнивается дыхание, замедляется пульс, уменьшается напряжение в мышцах и снижается давление.

Другой китайский ученый Юань Пу из Пекинского института доказывал влияние занятий по каллиграфии на увеличение продолжительности жизни.

Писание как труд — довольно сложный и трудоемкий процесс, в котором человек задействует несколько групп мышц. При писании необходимо думать и о правильной посадке, и постановке рук и ног, и наклоне головы, и об обхвате пера и т.д. То есть каллиграфические упражнения по сути являются своего рода гимнастикой, но не только для тела, но и для нервов.

Кроме того, доказано влияние каллиграфии на мозговую активность, а, как известно, кто тренирует свой мозг, тот дольше живет.

Ученый Юань Пу сделал еще один вывод, наблюдая за своими студентами: те из них, кто регулярно занимался каллиграфией, кто имел ровный красивый почерк, гораздо быстрее других воспринимал и запоминал информацию. То есть их мозг был более активным и подвижным, и ученый отмечал, что студенты-каллиграфы были более гибкими в общении, а также более сообразительными по сравнению с теми, кто не занимался этим видом искусства.

А это, согласитесь, важные качества для современного специалиста в любой области.

Здоровый красивый почерк ребенка свидетельствует о его здоровом эмоциональном состоянии, а сегодняшние каракули в школьных тетрадях должны заставить задуматься родителей и учителей о том, что творится в голове у их обладателей.

Родителям нужно помочь ребенку освоить эту нелегкую науку, не отбив интереса к обучению. Это возможно, главное – регулярность занятий.

Мотивация и поощрение

  • Прежде всего первоклассника нужно убедить в необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:
  • человека с красивым почерком воспринимают аккуратным, внимательным, собранным, ответственным;
  • занятия каллиграфией развивают мелкую моторику, учат ребенка делать выводы и мыслить логически;
  • разборчивые записи легко и приятно читать, что добавляет ученикам баллов в учительских глазах. А вот за небрежность и грязь в тетрадях оценки снижают;
  • ошибки часто возникают не от незнания правил, а из-за торопливости и невнимательности. В этом случае низкая отметка обидна вдвойне, но винить приходится только себя.
  • Улучшить почерк можно, и начинать занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы – аккуратные тетради, высокие оценки, хорошее отношений учителей.
  • Будьте терпеливы – мгновенного результата не будет. Не ругайте и тем более не наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.
  • Не подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого свой темп обучения.
  • Не заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом это будет получаться все хуже.
  • Хвалите за старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими работами – это даст ребенку стимул к развитию.
  • Давайте возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.

Подготовка к письму

Задача для дошкольного периода – не научить писать, а подготовить руку. Нужно постоянно тренировать пальчики – это послужит основой для умения красиво и правильно писать. Укрепить мышцы кистей помогут:

  • пальчиковая гимнастика;
  • работа с бумагой – вырезание, аппликация, оригами;
  • лепка;
  • рисование – пальцами, карандашами, мелками, кисточками;
  • раскрашивание и штриховка готовых картинок;
  • вышивание, вязание, изготовление поделок из природных материалов, бисера, лент;
  • собирание мозаики, пазлов, конструкторов.

Такие занятия полезны и в начальной школе – для совершенствования мелкой моторики.

Постановка красивого почерка

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию.

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно. Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока.

Предмет: изобразительное искусство

Название темы: Искусство каллиграфии

Тип урока: решение учебной задачи

Цель урока: развитие первичных представлений об искусстве каллиграфии; развивать представление о жанрах изобразительного искусства; обучение декорированию животных.

Образовательные и учебные задачи:

формирование первичных представлений о том, что такое искусство каллиграфии; знакомство с историей и способами каллиграфии.

развитие дифференцированного зрения: развитие умения видеть и замечать красивое и необычное в окружающей действительности; развитие художественного восприятия, расширение опыта общения с произведениями искусства; художественных образов, зрительной памяти, эмоционально-образной сферы.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: обучающиеся планируют, контролируют и оценивают учебные действия, развивают познавательный интерес к изобразительному искусству.

Познавательные: продолжить формирование у учащихся представлений о жанрах изобразительного искусства и знаний об искусстве каллиграфия; извлекать необходимую информацию из виртуальной экскурсии.

Коммуникативные: формирование чувства коллективизма через совместную деятельность.

Методы: частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, в парах, в группах.

Постарайтесь внимательно слушать и запоминать.

И полученные знания в своей работе применять.

-Посмотрите внимательно на загадочную надпись и скажите, какие буквы вы здесь видите? (запись на доске)

( К,А,Л)- (запись букв на доске)

-Ответьте на следующие вопросы:

Человек, создающий картины при помощи фотоаппарата? (ФОТОГРАФ)

Отбросьте первые 4 буквы и у вас останется. (ГРАФ) (запись букв на доске)

Самая хвастливая буква? ( Я) (запись буквы на доске)

-Соедините все это буквами И . Что у вас получилось? (Каллиграфия)

-Как вы понимаете, что такое каллиграфия? (Ответы детей)

-Каллиграфия - искусство красивого и четкого письма.

-Как вы думаете, когда стало зарождаться искусство каллиграфии? (С началом письменности.)

История каллиграфии

Развитие каллиграфии тесным образом связано с историей письменности, на возникновение и развитие которой, в свою очередь, оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшее на отбор орудий, материалов и способов письма. В давние времена люди, желающие передать свои мысли, записать их, высекали, вырезали письмена на камне, металле, глине, дереве. Позднее появляются мягкие материалы: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо, наконец, шариковые ручки.

-Найдите на парте желтые листочки (Приложение-1) На них записаны высказывания. Найдите и зачитайте только те, которые связаны с каллиграфией. Работаем в паре и не забываем о правилах работы в парах. (Ответы детей)

- Первое задание, которое я вам предлагаю, написать каллиграфически свое имя. Можно воспользоваться шаблоном на доске (Приложение-2).

-Какие впечатления остались после посещения музея?

-Возьмите листы, которые лежат на ваших партах (Приложение-3). Рассмотрите внимательно, предложите, какое задание можно выполнить? На что обратить внимание?

-Чем будем работать? (пером, гелиевой ручкой)

Работа в группах:

- Сейчас мы поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

-У каждого из вас шаблон воздушного шара, приложите его к газетному листу так, чтобы получился красивый рисунок на шаре из букв, обведите, вырежете и наклейте на ватман. У каждой группы должна получится своя связка шаров (выдать шаблоны шариков и газету) (Приложение-4).

- С каким искусством мы сегодня познакомились? Где мы побывали? Кто запомнил, где находится этот музей?

- Кому урок понравился – улыбнитесь, кому нет – огорчитесь.

- Я вижу ваши улыбки, значит, урок достиг своих целей. Не огорчайтесь, у вас тоже все получится. Спасибо за улыбки.

определять и охарактеризовать знакомые детям жанры изобразительного искусства.

развитие дифференцирова нного зрения: ра звитие у мения видеть и замечать

красивое и необычное в ок ружающей действительности; развитие х удожественного

восприятия, расширение опыта общения с произ ведениями искусства; х у дожественных

образов, зрительной памяти, эмоционально - образной сферы.

Регулятивные: обучающиеся планир у ют, контролируют и оценивают у чебные

действия, развивают познавательный интерес к изобразительному иску сств у.

Познавательные: продолжить формирование у учащихся представлений о жанрах

изобразительного искусства и знаний об иск у сстве каллиграфия; извлека ть необходимую

Коммуникативные: формирование чувства коллективизма через совместну ю

Методы: частично - поисковый, практический, иллюстративный, словесный,

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, в парах, в группах.

бумага, гелиевые ручки, клей, газета, компьютерная презентация на тему «Жанры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с каллиграфией, развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Задачи (планируемые результаты):

Личностные:

осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

· представления о роли искусства в жизни человека;

· восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;

Предметные:

применять основные средства художественной выразительности;

использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

· передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

Метапредметные:

Регулятивные

самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

· планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

· следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

Познавательные

использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

Коммуникативные

высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, гелевые ручки.

I.Мотивационно-целевой

1. Приветствие (традиционная форма)

2. Мотивация (стихотворение)

II.Деятельностно-операционный

Открытие нового знания (рассказ, беседа)

Практическая работа №1 (написание японских иероглифов)

Практическая работа №2 (написание надписей каллиграфическим почерком)

III.Рефлексивно-оценочный

Подведение итогов урока (беседа, вопрос-ответ)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ, методические рекомендации

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анна Александровна, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Я рисовать хочу стихи,
Слова в мазки, вдруг, превращая,
И общий фон не выбирая,
Пусть оживёт пастель души,
Свою мечту в ней пропишу,
Безумно-нежной акварелью,
А рядом птиц чудесных трели,
Что утром слышал я в лесу

Итак, сегодня на уроке, мы отправимся в путешествие. И познакомимся с каллиграфией – одним из самых популярных изящных искусств Японии.

1.Открытие нового знания

3.Практическая работа №1

4.Практическая работа №2

-Ребята, может кто-нибудь знает, что такое каллиграфия? (ответы детей)

Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает чёткие буквенные формы. Классическая каллиграфия значительно отличается отшрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма.

Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Каллиграфия развивалась в разных странах и имела свое название:

Каллиграфическое письмо появилось в Японии в VII веке. Японские каллиграфы создали много стилей, которые отличаются простотой и эмоциональностью. Японские идеограммы обозначают целые понятия, обладают глубоким философским смыслом и способствуют формированию структурно-образного восприятия людей.

Искусство японской каллиграфии требует максимальную сосредоточенность и спонтанность исполнения.

Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции, создавая и развивая на их основе новые направления. В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая и по сей день является одним из ведущих объединений в области каллиграфии.

Минимальный набор для письма состоит из бумаги, пера и туши. Также для каллиграфии могут быть использованы авторучка с пастой различных цветов, акварель, гуашь, чернила, баллончик с краской (для граффити), пастель, уголь и многое другое.

Приёмы каллиграфии очень разнообразны. Могут использоваться завитки, лишние хвостики, крючки, попеременно твёрдые и мягкие штрихи, плавные и ломаные линии, угловатость, вписывание букв или слов в геометрические фигуры или определённое пространство, вычерчивание одних букв и оставление невычерченными других, расположение букв или слов в виде определённых фигур (арабская каллиграфия), рамки, вычерчивание букв двойным или тройным слоем, проведение параллельно уже проведённым линиям линий иного цвета и другие.

Каллиграфия, как правило, несколько искажает надпись, затрудняя её читаемость, однако увеличивая эстетичность. Иногда каллиграфия настолько искажает надпись, что прочесть её становится невозможно — в документах такая каллиграфия не допускается.

-Что вы запомнили о каллиграфии?

-Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохем, все встали, повторяем движения за мной.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь

-Ребята, мы с вами сегодня попробуем себя в роли японских каллиграфов. У вас на столах лежат карточки с иероглифами, каждый из них имеет свое значение. Вы должны были принести гелевые ручки. Ребята, возьмите в руки ручки, расположите карточку перед собой, как вам удобно и попробуйте написать иероглиф, сначала по образцу, затем самостоятельно. Только помните, что каллиграфия это искусство красивого письма, поэтому ваши иероглифы должны быть аккуратными, красивыми, изящными. Начинаем работать.

-Закончили работу, поднимите карточку вверх, покажите мне, что у вас получилось. Повернитесь покажите одноклассникам. Вы все молодцы, но особенно аккуратно…

На своих листочках постарайтесь как можно точнее передать аккуратность написания и линии каждой буквы. Начинаем работать.

-Итак закончили, давайте откроем небольшой музей каллиграфии 4Б класса, сначала первый ряд выйдет покажет свои работы, затем второй, третий.

История каллиграфии - искусства красивого и чёткого письма (греч. kalligraphía — красивый почерк, от kallós — красота и grápho — пишу) - насчитывает не одно столетие.

развивает мелкую моторику,

воспитывает терпение и усидчивость,

оказывает успокоительный эффект на гиперактивного ребёнка,

дисциплинирует мысль во время письма,

раскрывает творческие способности.

К тому же, каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность.

А п ока в высших сферах образования обсуждается вопрос нужности и важности внимания к каллиграфии на уроках, в лицее № 159 г. Новосибирска проводится ежегодный Праздник каллиграфии.

Цель мероприятия – показать, что каллиграфия - это не просто умение красиво писать, но это настоящее искусство, способ творческого самовыражения.

Достижению поставленной цели способствует реализация частных задач :

привлечение старшеклассников к работе с учащимися младших классов,

пробуждение интереса учащихся лицея к каллиграфии,

помощь в раскрытии творческого и этетического потенциала школьников посредством вовлечения в конкурсы,

вовлечение учителей в работу по отработке красивого почерка у детей.

(для учащихся 1-4 классов)

1 этап – проводится в каждом классе начальной школы. Текст для конкурсной работы подбирает учитель. Победители – 1 мальчик и 1 девочка – проходят во 2-й тур.

Конкурсы для всех лицеистов:

Читайте также: