День науки конспект старшая группа

Обновлено: 20.05.2024

учебно - календа рного графика дополнительн ой общеобразовательно й

Дополнитель ная общеобразователь ная общеразвивающа я программа

на пересечени и двух н аправлен ностей: социально - педагог ической и

художественно й, что создает условия для формирования и развития

функционально грамотной личности, обладающей определенным и

качествами и ключевыми компетенциями, такими как лидерские качества,

умение доводить дело до конца, не бояться трудносте й, необходимыми для

В п рограмму включены разделы «Виды техник декоративно -

сегодня воспитание рассматрива ется как управление процессом развития

личности – личност и психи чески и физ ически зд оровой, г уманной, духовной

Цель: продолжить знакомить детей с профессиями.

Задачи:

• уточнить знание детей о деятельности ученых из разных областей знаний;

• воспитывать уважительное отношение детей к представителям разных профессий;

• способствовать развитию речи и логического мышления.

1-я половина дня

Воспитатель: Ребята, 8 февраля отмечается День российской науки. Как вы понимаете, кто такой ученый? Чем занимаются ученые? (Ответы детей.)

Ученые всего мира объединены стремлением к новым знаниям, открытиям, достижениям. Эти люди умственного руда работают в самых разных областях знаний: в химии, физике, математике, биологии, астрономии, геологии, географии… Есть ученые-литературоведы, археологи, генетики.

Давайте подумаем, чем занимается каждый из названных ученых? Так, (Слайд 2) химики превращают одно вещество в другое, умеют получать новые вещества с новыми свойствами; (Слайд 3) физики изучают явления природы - электричество, магнетизм, оптику; (Слайд 4) математики изучают числовые отношения, создают новые теории и теоремы; (Слайд 5) биологи изучают живую природу - животный и растительный мир нашей планеты; (Слайд 6) астрономы - звездное небо, Солнечную систему, космос, и его влияние на человеческую жизнь; (Слайд 7) геологи исследуют землю, ищут полезные ископаемые; (Слайд 8) географы исследуют неизведанные уголки нашей планеты; (Слайд 9) литературоведы заняты изучением литературного творчества писателей, влияния их жизни на их творчество; (Слайд 10) археологи погружены в изучение старины; а (Слайд 11) генетики заняты изучением генов человека и их влиянием на наследственность.

Профессий ученых очень много! Все эти люди работают, чтобы наша жизнь стала еще лучше.

(Слайд 12) Ученый

Ученый изучает мир.

Географ - море и Памир.

И о созвездьях знает он.

И математик увлечен,

Все теоремы помнит он.

Историк знает старину

И нашу древнюю страну.

Ученым я хотел бы стать

И много нового узнать!

Воспитатель: (Слайд 13) Ребята, вспомните некоторые из профессий ученых.

-Чем занимаются химики?

-А биологи (географы, геологии др. ?

-Вы хотели бы стать учеными? В какой области и почему?

2-я половина дня

Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам превратиться на несколько минут в астрономов. Вспомните чем занимаются эти ученые. (Ответы детей.)

Воспитатель: Первые путешественники и астрономы не имели карт и компасов, они ориентировались по звездам. Для удобства они разделили небо на участки – созвездия, напоминающие очертаниями характерные фигуры, и дали им название богов и героев, птиц и животных. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Возьмите простые карандаши и соедините звездочки в соответствии с цифрой, которая стоит рядом (в порядке увеличения).

Информация для воспитателя

История возникновения праздника

Ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник - День российской науки, учрежденный указом Президента РФ в 1999 году.

(28 января) 8 февраля 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году - в Российскую Академию наук.

Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев, Андрей Дмитриевич Сахаров - вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку.

Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Нобелевские лауреаты

Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик Иван Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, - Илья Мечников за труды по иммунитету, известный советский физик Петр Капица - в 1978 году за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия. Последним российским лауреатом из ученых стал физик К. С. Новоселов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

Российская академия наук

В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят тринадцать отделений по областям и направлениям науки, три региональных отделения, 15 региональных научных центров, а также многочисленные институты. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.

Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. В рамках программы мегагрантов создано более 200 лабораторий мирового уровня, которые возглавляют ученые, определяющие тенденции глобального научного развития.

Всего в Академии насчитывается более тысячи научных учреждений, более 48 тысяч научных сотрудников, в том числе, около 800 академиков и более 1000 членов-корреспондентов.

Основной целью деятельности РАН является проведение и развитие фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.

Современность и наука

Как известно, наука является основной движущей силой прогресса, важнейшим ресурсом развития национальной экономики, медицины, образования и социальной сферы. Поэтому от достижений ученых напрямую зависят не только экономический рост и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, но и качество жизни миллионов людей.

Список использованной литературы

2. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. - М. : ТЦ Сфера, 2020. - С. 43-44.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.

- Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды и воздухе;

- Продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения;

- Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом;

- Приучать детей к самостоятельности суждений.

- Развивать любознательность, память, познавательный интерес.

- Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.

Оборудование и материалы:

Одноразовые шапочки, белые халаты, стаканчики с водой, стакан с молоком, марганец, пипетка, тарелки , 2 пол-литровые банки, литровая банка, коктейльные трубочки, йод медицинский, крахмал, 2 яйца, поваренная соль, мятные капли, картофель, яблоко, колбаса, разведенная гуашь, куб, шар.

Рассматривание объектов живой, неживой природы, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, знакомство со свойствами воздуха.

Воспитатель: Ежегодно 8 февраля российские учёные отмечают свой профессиональный праздник – День Науки.

Ребята, что вы понимаете под словом наука? (Ответы детей).

Воспитатель: Наука – это то, что поучает, даёт нам получить опыт, урок. Наука нужна обществу для того, чтобы объяснить сложные, порой загадочные явления. Благодаря науке человек способен лучше понимать мир, в котором живёт.

Сегодня мы с вами прикоснемся к науке и узнаем много интересного как настоящие ученые – исследователи.

Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Воспитатель: вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Воспитатель: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать.

Воспитатель: итак начнем наши опыты.

Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.

Воспитатель: Ребята давайте определим, есть ли у воды запах. (Ответы детей).

Давайте добавим в воду мятные капли (Ответы детей). У воды появился запах мяты.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. У воды нет собственного запаха.

Опыт 2. Какого цвета вода?

Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. У меня на столе два стакана: с водой и молоком.

Я отпускаю ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой.

Что вы заметили? (ложку в воде видно, а в молоке – нет). В молоке ложку не видно, а в воде – видно. Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Посмотрите дальше : добавляю в воду марганцовку, вода стала розовой. Какой вывод?

Вывод: марганцовка растворяется в воде, вода принимает цвет красителя.

Опыт 3. Какой формы вода? (На столе лежат кубик и шар).

Воспитатель: Какой формы эти предметы? (Ответы детей).

А имеет ли форму вода? (Ответы детей).

Если кубиком постучать по столу, а шар прокатить, изменят они свою форму. (Ответы детей).

Воспитатель: Нет. А вода? Если мы нальем воду в куб, что с ней произойдёт? (Она примет форму куба).

А если налить воду в банку? (Ответы детей). Да, она примет форму банки. А сейчас возьмем широкий стакан с водой и перельем воду в узкий стакан. Вода приняла форму узкого стакана.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

Возьмем 2 банки пол-литровые. Одну банку наполним чистой водой и отпустим в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли. Опустим туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положим на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Для этого опыта у нас есть крахмал и стаканчик с водой.

Рассмотрите крахмал, что вы можете о нем сказать?

Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль. Крахмал используется при приготовлении киселя.

А это – йод. Что такое йод?

Йод – лечебный препарат, им обрабатывают раны.

Возьмем ложку крахмала и добавим в воду, размешаем. Что вы наблюдаете?

Вода окрасилась в белый цвет.

Теперь возьмем пипетку и аккуратно наберем капельку йода, и добавим йод в воду с крахмалом, что вы видите.

Вода окрасилась в синий цвет. Йод при взаимодействии с крахмалом окрашивает разные вещества в синий цвет.

Возьмем яблоко, картофель, колбасу.

Наша задача: Выяснить, где содержится крахмал, а где нет.

Давайте, выдвинем свои версии. (Дети отвечают).

Сейчас проверим это опытным путем.

Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится крахмал, а где нет.

Сейчас пипеткой капнем йод на дольки картофеля и яблока.

Посмотрим, что происходит.

Йод на картофеле стал темно-синим, а на яблоке и на колбасе не изменил свой цвет.

Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках и колбасе крахмала нет.

Поэтому йод не изменил свой цвет. При присутствии в веществе крахмала, йод всегда становится синим.

Опыт 6. Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Посмотрите, как это сделаю я.

Капаю каплю гуаши на бумагу и раздуваю ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

На сегодня ребята наша работа в лаборатории закончилась.

Воспитатель: Мы сегодня провели множество опытов. Скажите, вам понравилось проводить опыты (Ответы детей).

Автор: Пономарева Ирина Владимировна
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

- Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

Автор: Пономарева Ирина Владимировна

ЯНАО г. Ноябрьск

К вест-игр а для старших дошкольников

Составитель : Пономарева Ирина Владимировна

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

- Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

- Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;

- Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;

- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

В результате участия в игре у ребенка появится интерес к исследованиям, он получит первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.

Материалы и оборудование:

- музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения;

- костюмы для героев;

-т рубочки для сока.

- три банки с водой (в одной банке вода соленая), яйцо;

- моющее средство для посуды;

Пробиркин : Здравствуйте ! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные. Давайте познакомимся! Я - профессор Пробиркин . А сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

- Саши, Юли и Кириллы– покажись! (ручки выше)

- Юли, Даши и Полины - улыбнись!

- Киры, Софьи и Никиты – поклонись!

- Кати, Оли и Настёны – Ну-ка помяукайте!

- А Артемы и Алеши – Ну-ка все похрюкайте!

Пробиркин : Теперь и я знаю ваши имена. Сегодня я жду в гости свою давнюю знакомую – королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним.

(звонит по телефону)

Пробиркин : Алло! Добрый вечер, королева Наука. Ты где?

Королева Наука: Здравствуй, Пробиркин . Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не мог бы ты мне помочь?

Пробиркин : Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем.

- Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны? Давайте отправимся на поиски Королевы Науки.

Пробиркин : Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!

Пробиркин : Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать ( Пробиркин все делает наоборот, чтобы запутать детей)

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Пробиркин : Какие молодцы. Придется всех брать на поиски Королевы Науки. Путь нам предстоит неблизкий, поэтому давайте разомнем наши мышцы.

Музыкальная физ. минутка

I. Основная часть.

Командам раздаются маршрутные листы и они отправляются по маршруту. Время посещения каждой остановки – 10 минут. После выполнения заданий на каждой остановке руководитель дает командам карточку со слогом.

Самоделкин. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Самоделкин, и я очень рад встрече с вами. Мы с моей командой очень любим изобретать разные полезные конструкции. Изобретательство – целая наука. Чтобы что нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. А вы что знаете и умеете? Мы хотим проверить, умеете ли вы конструировать.

Самоделкин. Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь и кое-что оставила для вас.

(ребята получают карточку со слогом НА )

Поваренок. Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? А вы помогаете мамам готовить? Что именно? А вы знаете, что кулинария – это наука? Сейчас я вам это докажу.

Материал: 1 стакан лимонада, виноградина.

Поваренок. Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад? Хотите проверить? Бросьте в стакан с лимонадом виноградину.

( виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется.

Вывод: под действием пузырьков объём виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка.

Опыт 2. Секретное письмо.

Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка.

Поваренок. Можно ли прочесть письмо, написанное молоком? Хотите узнать? В стаканах у вас налито молоко. Возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и напишите что-то или нарисуйте. Молоку нужно дать высохнуть. Теперь прочесть написанное стало невозможным. А теперь нужно прогладить лист утюгом. Буквы и рисунок проявятся на бумаге!

Вывод: под действием тепла молоко темнеет и буквы проявляются.

Материал: 3 непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.

Поваренок. А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.

(соленая вода удерживает предметы на поверхности. Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет)

Поваренок. Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.

(ребята получают карточку со слогом У)

Веселый Карандаш. Добрый вечер, ребята. Приветствую вас в моей мастерской. Вы любите рисовать? А чем вы обычно рисуете? Рисование – целая наука. И сейчас я вам это докажу.

Веселый Карандаш. Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим?

1.Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Веселый Карандаш. Что вы видите на своих картинах?

Вывод: моющее средство соединяется с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

Веселый Карандаш. Ребята, а что вы знаете о воздухе?

- Оказывается, с помощью воздуха можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать разноцветный фейерверк. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы феерверк .

- Задание команде: Дети должны смешать краски, получить новый цвет воды и придумать, где такую воду можно использовать.

Веселый Карандаш. Молодцы. Перед вами ко мне заглядывала Королева Наука, и оставила для вас вот эту карточку. (ребята получают карточку со слогом КА )

II. Заключительная часть.

После прохождения маршрута команды собираются в актовом зале.

Пробиркин : Что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Нет? А попробуйте собрать слово из карточек, которые вам дали во время пути. Прочитайте его:

Пробиркин : Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она….

Выходит Королева Наука (звучит 1 куплет гимна науке)

Королева Наука: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Я - Королева Наука. Спасибо, что помогли мне добраться до моего друга Пробиркина . Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я считаю, что вы достойны быть моими помощниками.

Пробиркин : Приглашаем всех вас, ребята, на сцену.

(дети выходят на сцену)

Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:

Звучит гимн науке, Королева Наука и Пробиркин вручают детям удостоверения

Королева Наука: Дорогие ребята! Вот и стали вы моими помощниками и я открываю вам путь в мою волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться. Но мы с моим другом Пробиркиным всегда будем рады видеть вас.

Читайте также: