Имя прилагательное как часть речи конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6- А КЛАССЕ

ДАТА: 20.12.2018 г.

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи.

Цель урока : повторить изученное об имени прилагательном как части речи.

Задачи урока:

образовательные:

- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;

- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;

- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

развивающие:

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте

воспитательные:

- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи

Планируемые результаты:

найти данную часть речи в тексте,

определить род, число, падеж прилагательного и его синтаксическую роль в предложении,

ученики умеют употреблять прилагательные в своей речи с учётом речевой ситуации.

I . 1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа).

2. Мобилизирующий этап.

Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям !

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

3.Откройте тетради и запишите число, классная работа. (1 мин.)

Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! ( Это имя прилагательное !)

4. Постановка целей и задач урока по опорным словам (1 мин.)

Актуализация опорных знаний .

1.Мини-сценка .( 4 мин.) Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.

Правдин: (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: …Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан : Потому что она приложена к своему месту.

- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное?

- Дайте точное о пределение имени прилагательному как части речи.

- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным?

Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой

2.Фронтальная работа. (4 мин.)

Мне бы хотелось продолжить урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.

Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста пропали слова. Помогите восстановить их.

………… . осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша.

Как прекрасна ……… роща!

Особые приметы:

Отзываются на вопросы какой? чей?

Легко приспосабливаются к любому предмету .

Объявляется розыск! Пропали слова!

Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)

Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Сделаем вывод. Что такое имя прилагательное? Какова роль прилагательных в речи? (делает нашу речь ярче и выразительнее).

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветье дивных слов легко определю я!

Ученики приходят к выводу , что прилагательные описывают, характеризуют предмет, значит, делают речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.

Понятие об имени прилагательном

тёмное небо, бабушкин платок.

По падежам, числам, родам (в ед.ч.): золотому кольцу – Д.п., ед.ч., ср.род.

Определение или сказуемое: Дом был светлым. В саду росли красные розы.

Мотивация учебной деятельности .

Вопрос учителя к детям: Какой была бы наша речь, если бы в ней не было имён прилагательных? Предполагаемый ответ: Прилагательные помогают нарисовать живую, яркую картину действительности, в полной мере представить предметы и детали событий.

Практикум .

Работа с текстом.

Чтение текста вслух учителем .

Соловей – красивая и грациозная птица. Он стройный, у него высокие лапки, тонкий клюв и большие глаза. Хвост достаточно длинный, рыжий. Спинка рыжевато-бурая, шейка и грудка светло-серые с едва заметными зелёными пятнышками, животик белый. Перья мягкие, плотно прилегают к телу. Соловей очень быстрый, проворный, передвигается по земле прыжками.

Анализ текста (3 минуты). Вопросы и задания.

Какое настроение передаёт текст?

О чём/ком этот текст? Какова тема текста?

Прокомментируйте написание следующих слов: с оло вей, дли нн ый, светло - серые, жи вотик, передвигае тс я (на слайде).

Подберите антонимы к таким словам: высокие (лапки) - …, тонкий (клюв) - …, длинный (хвост) - …, мягкие (перья) - …, большие (глаза) - … (на слайде).

Каких частей речи больше всего в этом тексте? Почему?

Интерактивное упражнение (8 минут) (дети объединяются в малые группы по 5-6 человек). Задание: выписать из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определить род, число, падеж прилагательных. Сделать вывод.

Красивая, грациозная птица – ж.р.,ед.число,Им.падеж.

Он стройный – м.р.,ед.число,Им.падеж.

Высокие лапки – мн.число,Им.падеж.

Тонкий клюв – м.р.,ед.число,Им.падеж.

Большие глаза – мн.число,Им.падеж.

Хвост длинный, рыжий – м.р.,ед.число,Им.падеж

Спинка рыжевато-бурая – ж.р.,ед.число,Им.падеж.

Зелёными пятнышками – мн.число,Тв.падеж.

Животик белый – м.р.,ед.число,Им.падеж.

Перья мягкие – мн.число,им падеж.

Соловей быстрый, проворный – м.р.,ед.число,Им.падеж

Вывод : дети должны сказать, что прилагательное зависит в предложении от существительного или местоимения. Род, число и падеж прилагательного будут такими же, как и у существительного/местоимения, от которого зависит прилагательное.

Группы читают миниатюру С.Сахарнова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”.( 4 мин.)

Восстановите пропущенное имя прилагательное.

Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.

Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная

Розовое озеро

Когда наш самолёт пролетал над границей Уганды и Танзании, я увидел, что под крылом лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, розовое озеро.
– Смотрите, смотрите, – сказал я соседу, – розовая вода!
– Не может быть. – Он пожал плечами и потянулся к окну.
И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, поднялось в воздух и рассыпалось вихрем розовых искр. Тысячи птиц – розовые фламинго. Они до того стояли в воде – испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко!
А впрочем, ничего. Улетит самолёт, успокоятся птицы, вернётся стая, и снова замерцает, закипит бледно-красное замечательное озеро.( С. Сахарнов )
Вопросы и задания:

Какое удивительное зрелище наблюдали пассажиры самолёта?Приходилось ли тебе видеть розовых фламинго? Расскажи, какие это птицы. Прочитай отрывок, как розовое озеро превратилось в серое.

Не случайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Имя прилагательное означает:

А) действие предмета

Б) признак предмета

В) количество предметов.

2. В предложении имя прилагательное может выступать:

Г) только определением

Д) только сказуемым

Е) и определением, и сказуемым.

3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:

Л) какой? чей?

4. Найти имя прилагательное:

Р) пятнадцать

5. В каком предложении есть прилагательное:

Й) Мне купили красивое платье.

У) Идёт дождь.

Я) Мне весело с друзьями.

Ключ к тесту для самопроверки: 1-б, 2-е, 3-л, 4-ы, 5-й.

Итоги урока. Рефлексия (2 минуты).

Что сегодня на уроке мы повторили?

Что нового узнали?

- Что вам понравилось?

- Ребята, оцените себя (детям разрешается оценивать себя по 5-балльной шкале или написать небольшой комментарий по поводу работы на уроке).

Карточка самооценивания Фамилия , имя

Как работал на уроке. Допускал ли ошибки?

Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?

Понял ли я материал? Узнал ли я больше?

Оценивание учащихся (1 минута).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - знакомство с частью речи - имя прилагательное. Содержится элемент игры и итоговое тестирование на уровень усвоения изученного материала.

Учитель. Сотникова С.В., МБОУ СШ №1 г. Сычевки Смоленской области.

Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.

Задачи урока:

Планируемые образовательные результаты:

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: конспект урока, дидактический материал, учебник ( Русский язык: учебник для 5 кл.)

Организационный момент. Приветствие.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно Записываем дату.

Наш урок - первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами.

Целеполагание и постановка учебных задач.

Вот приметы пропавшей части речи:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я. (имя прилагательное). (слайд № 2)

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

Дети: Прилагается к чему-то.

Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

К имени существительному.

– Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

Актуализация знаний, умений.

Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.

Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.

Учитель: Понравилось вам стихотворение?

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

Дети: Использование эпитетов.

Слово учителя:

Ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе (ее происхождение) – Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности. Для этого вспомним:

- Какой раздел науки о языке изучает прилагательное?

Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами?

Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам расставить цифры- в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал.

Роль прилагательного в речи.

Общее значение имени прилагательного

Морфологические признаки имени прилагательного

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
– Что нам нужно вспомнить об имени прилагательном? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль)
– А зачем нам нужно это знать? (Чтобы уметь отличать прилагательные от других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была красивая, точная…)

– По опорным фразам сформулируйте цель урока:
Опорные фразы:

Повторить изученное об … (имени прилагательном)

Учиться … речи (использовать прилагательные в устной и письменной речи)

Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)

Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.

Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы.

Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?

Дети: Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

Учитель: Запомните имя прилагательно - это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного.

Учитель: Давайте хором повторим, имя прилагательное - обозначает признак предмета.

Анализ изученного содержания.

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).

А может и не нужно нам сегодня разыскивать прилагательное.

Зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

Дети: Чтобы наша речь была красивой, красочной, яркой.

Перед вами 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Учитель: Все слова вам понятны?

Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых

Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.

Учитель: Сравните по объему. Где больше слов? Где описание дятла более точное?

Дети: Во втором.

Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.

Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.

(показывается слайд с выделенными прилагательными)

Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?

Дети: К прилагательному

Учитель: К какому выводу вы пришли, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.

Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.

На какой вопрос они отвечают?

Прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? чей?

Прилагательные не только дарят признаки, но и сами имеют свои характеристики и отличительные свойства.

Учитель: Посмотрите, ребята на экран. Выполните следующее задание:

Вставьте окончания в имена прилагательные, определите род, число и падеж.

Глух. ритмичн.. стук (м.р., ед.ч., И.п.), лесн. царь (м.р., ед.ч., И.п.), лесн. птица (ж.р., ед.ч., И.п), длинн. клюв(м.р., ед.ч., И.п.), голуб. небо (ср.р., ед.ч., И.п.), ярк , красн (какие?) перышки (мн.ч., И.п.), вредн (какие?) (мн.ч., И.п.) насекомые, больн (какие?) (мн.ч., И.п.) деревья.

-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?

Учитель: А почему?

Дети: Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоять в ж.р.

Учитель: Какой это признак прилагательного?

Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук- определяемое существительное - какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.

А какая форма прилагательного считается начальной (И.п., ед.ч, м.р)

Выделение главного в изученном.

Вывод: Прилагательное - самостоятельная часть речи, Которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей7

Прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам.

Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Мы сейчас сформулировали морфологические признаки имени прилагательного.

Физкультминутка. Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Я буду называть слова, а вы будете выбирать из этих слов не только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные. Все слова аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали:

Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, веселых, деревянное, красивым, красить.

Улики отобраны. Молодцы, ребята!

Слово учителя.

Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении.

Работа со взаимопроверкой.

Внимательно посмотрите на предложения.

Распустился красивый цветок.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.

Вывод: имена прилагательные в предложении являются определением или сказуемым.

Систематизация и обобщение.

-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?

- Какое значение имеет прилагательное?

- На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы………………………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные . с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………

Ну вот и подошел к концу наш урок. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами повторяли? Вы убедились в том, что прилагательные занимают важное место в русском языке?

Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест.

Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное;

Б) Имя прилагательное;

2. Имя прилагательное обозначает:

А) признак предмета;

Б) признак признака;

В) признак действия.

3. Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок);

Б) о книжной (полке);

В) отцовского (участка).

5. Имя прилагательное не изменяется:

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

Б) дружелюбный от природы.

Ключ к тесту.

Выполняют тест. Самопроверка. Выставление оценок.

Установление межпредметных и внутрипредметных связей.

А теперь вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?

Домашнее задание: правило на стр. 195 выучить. Упр. 11 с.197.

Рефлексия: Слово учителя.

Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него.

- Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.

На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________.

И сейчас у меня ____________ настроение.

- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!

Учитель: Молодцы! Теперь давайте разделимся на 3 команды для выполнения следующего задания. Но оно посложней, ребята! При его выполнении вам необходима внимательность и смекалка.

(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)

Образец: 1 команда. (1 ряд)

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 команда. (2 ряд)

1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи.

2.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.

Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный.

Образец: 3 команда. (3 ряд)

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи.

Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.

Список использованной литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Ларионов Л.Л /Сборник упражнений по орфографии: 5 класс. Пособие для учителя. – М,: Просвещение, 2001.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина. – М,: Просвещение, 1995.

Ссылки на источники:

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

3. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Эпитет – это художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.2// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 177.

Дополнительная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016. – 177 с.

2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте попробуем определить роль имени прилагательного в тексте.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные отметины на голове. Череп отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.

О какой птице идёт речь? Конечно же, все узнали дятла. Но как? С помощью каких языковых средств нам это удалось? Именно с помощью имён прилагательных мы можем дать точное и выразительное описание предмета или явления. Характеризовать, описывать предмет, назвать его отличительные признаки – вот главная роль имени прилагательного в речи.

Прочитайте миниатюру А. С. Пушкина, написанную в 1825 г. Найдите прилагательные.

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

Последние, роскошных, унылые, сладкого.

Эти слова являются эпитетами.

Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Как и любая изменяемая часть речи, имя прилагательное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

К постоянным морфологическим признакам относится разряд по значению: имена прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.

2. Относительные прилагательные отвечают на те же вопросы, но обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению (городской житель – относящийся к городу, каменный дом – сделанный из камня). Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ан-, -ян-, -ск-, -ов- (песчаный берег, серебряное кольцо, ученический билет, лавровый венок).

Попробуем определить разряд по значению предложенных имён прилагательных, распределив их на три группы: качественные, относительные и притяжательные.

Оловянный солдатик, мышиный хвостик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, синицыно гнездо, глупый вопрос, волчья пасть, сердечная мышца, каменный дом, московский метрополитен, детская литература, дедов кабинет, Машина работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели 1.Повторить сведения об имени прилагательном.

2. Знать определение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки.

3.Учить умению распознавать имя прилагательное среди других частей речи, согласовывать с существительными, употреблять в речи.

4.Учить комплексному анализу текста.

5.Воспитывать любовь к слову, к родному языку.

Оборудование: Интерактивная доска, задания для комплексного анализа текста, индивидуальные карточки.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Семилукского муниципального района Воронежской области

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе.

Учитель русского языка и литературы Ягодкина Мария Ивановна

Тема Имя прилагательное как часть речи

Цели 1.Повторить сведения об имени прилагательном.

2. Знать определение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки.

3.Учить умению распознавать имя прилагательное среди других частей речи, согласовывать с существительными, употреблять в речи.

4.Учить комплексному анализу текста.

5.Воспитывать любовь к слову, к родному языку.

Оборудование: Интерактивная доска, задания для комплексного анализа текста, индивидуальные карточки.

Этапы и ход занятия

Вступительное слово учителя.

Начинаем наш урок -путешествие на планету Русский язык, а конкретно – на один из его материков Морфология. На этом материке расположено много стран – различных частей речи. И одну из них мы на предыдущих уроках изучали. Что это за часть речи? (Имя существительное)

Да, очень важной частью речью является существительное, дающее имена всем предметам и явлениям окружающего мира. Но так ли оно всесильно?

Давайте проведем наблюдение.

На доску проецируется текст.

Живет у нас в лесу птица. Это птица с пестринками, а на затылке у нее перышки. У птицы клюв

- Понятно ли вам, о какой птице идет речь?

А теперь прочитайте следующий текст:

Живет у нас в лесу птица. Это черная птица с белыми пестринками, а на затылке у нее яркие, красные перышки. У птицы сильный острый прямой клюв.

- Какое описание отличается большей полнотой?

- А теперь понятно, какая это птица? (Дятел)

- К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?(Имя прилагательное)

II. Итак , тема нашего урока “Имя прилагательное как часть речи.”

Мы пересекли границу государства ”Имя прилагательное”.

Постарайтесь быть внимательными, чуткими к слову путешественниками, давайте будем соблюдать правила и законы этого государства.

1. Словарный диктант.

Запишите в одну колонку слова с корнем –лаг-, в другую –лож-.

Располагать, расположиться, излагать, предложение, изложение, прилагательное.

(В корне лаг- лож в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а)

2. Произведите морфемный разбор слова-термина прилагательное, запомните его написание.

Сейчас мы приблизились к первой станции нашего путешествия.

I станция “Значение имени прилагательного”

Беседа о значении имении прилагательного.

- Почему у этой части речи такое странное название? К чему оно “прилагается”?

(В самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то прилагаться, присоединяться.)

- Кто же его вечный спутник? С какой частью речи связано прилагательное? (Имя существительное, которое обозначает предмет)

- А для какой же цели прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы в речи? Можно ли без них обойтись?

(Мы ничего бы не знали о предмете, кроме его названия. Прилагательные помогают выделить предметы из ряда ему подобных, например, птиц).

- Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом предложения бывает обычно?)

Покидая станцию “Значение имени прилагательного”, постарайтесь запомнить грамматические признаки этой части речи.(Правило)

II станция “Роль прилагательных в текстах художественной литературы”

В произведениях русской литературы мы найдем огромное количество великолепных описаний лесов, рек, озер. Каждый писатель, поэт делает это по-своему. Но едва ли не постоянным во всех этих разнообразных описаниях является присутствие прилагательных.

Выполните упражнение 567.

1. Выразительное чтение

2. Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать березу. А как называется это художественное определение (Эпитет)

(Эпитет – это самое меткое, нужное слово, которое выбирает поэт, писатель каждый раз, изображая известный нам предмет.)

3. Найдите прилагательные, с помощью которых береза описана как живое существо? Как называется это средство выразительности? (Олицетворение, метафора)

4. Списать, подчеркнув прилагательные.

5. Обозначьте их род, число, падеж.

Индивид, задание (сарафанчике 3 , карманчиках 2 )

6. Разобрать по составу прилагательное грустную

7. Подобрать синонимы к прилагательному грустная (безрадостная, печальная, тоскливая.) и антонимы(веселая, беззаботная).

- Что нового вы узнали о роли прилагательных в речи? (Оно может использоваться не только для обозначения признака предмета по цвету, форме запаху, материалу, но и для передачи настроения, чувств, впечатлений человека от предмета, отношение его к увиденному)

Да, именно прилагательное делают нашу роль живописной, выразительной

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 е место (после существительных и глаголов) Из 9 тысяч самых частых слов на долю прилагательных приходится около полутора тысяч, то есть они составляют 1/6 часть всего количества слов русского языка.

Используются имя прилагательные в названиях художественных произведений.

- В названиях каких известных вам литературных сказок встречаются имена прилагательные?

- Какие из этих прилагательных характеризуют героев сказок?

- Запишите 2 названия в тетрадь, укажите автора произведения. Как вы напишите название? (С большой буквы и в кавычках)

Народ создал много фольклорных жанров, где используются прилагательные. Один из них- загадки. В них отразились народная житейская мудрость. Прилагательные, обозначая признаки предмета, оказываются очень удобным средством, чтобы описать предмет не назвав его, а именно это и нужно для загадок.

Читайте также: