Конспект урока окончание 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.

Морфема – значимая часть слова.

Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.

Нулевое окончание – окончание, которое не выражено звуками.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс: в 2 ч. Ч. 1 // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – с. 176.

Материал для самостоятельного изучения

Каждая часть слова имеет своё смысловое значение. Но это не те части слов, которые мы выделяем для переноса по слогам. Слово подснежники по слогам можно перенести так: под-снеж-ни-ки.

Значимые части слова называются морфемами. К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание. Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.

Рассмотрите слова в таблице. В первой колонке записаны однокоренные слова, а во второй – формы одного и того же слова. Новые слова образуются с помощью приставки и суффикса, например, -н- в словах речной и комнатный, -ость- в слове новость, приставки по- в слове поехать.

Форму одного и того же слова можно определить с помощью окончания, например, для указания множественного числа используется окончание -и: реки, ехали, и окончание -ые в слове новые. Окончание для определения падежа слова комната.

При изменении слова получаются формы этого слова, а лексическое значение остается тем же, например, река – реку.

При изменении формы слова изменяются окончания слов.

Как Вы думаете, какая часть слова изменяется в этих словах? В них изменяется окончание. Окончание – значимая часть слова, с помощью которой образуются формы слова.

Не во всех словах можно выделить окончание, например, в союзах а, но, да окончания нет. В словах пальто, кино, метро также нельзя выделить окончание. Окончание можно выделить только у изменяемых слов, например, река, солнце, праздничный, а союзы, предлоги, частицы и неизменяемые слова окончаний не имеют.

Портфель, стол, топор, карандаш, пенал, стул, циркуль.

Прочитайте слова. Что необычного Вы заметили? У этих слов нет окончания, точнее оно не выражено звуками. Такое окончание называют нулевым и обозначается оно так.

Нулевое окончание также имеет грамматическое значение. Его можно обнаружить при сравнении форм слова, например, рояль – рояля – роялю. В первом случае – нулевое окончание, оно обозначает форму именительного падежа единственного числа существительного 2 склонения.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Выберите строку, в которой все слова однокоренные.

1. рука, ручной, рукав, подручный

2. рука, руки, рукой, рукав

3. рука, ручка, рукой, ручной

4. рука, руке, руку, руки

Правильный ответ: 1. рука, ручной, рукав, подручный

2. Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Правильный ответ:

Над диваном висит картина. На балконе стоят цветы. По телевизору показывают документальный фильм.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

научить определять/ выделять окончание слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков; графически обозначают окончание ; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, эвристический метод / индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Оборудование – интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал – презентация по теме урока, маршрутный лист, карточка.

Основные понятия – морфема, однокоренные слова, форма слова, окончание, нулевое окончание.

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать Вас сегодня на нашем уроке русского языка.

- Меня зовут Гулсанам Мавлутовна. Я надеюсь, что сегодняшний наш урок пройдёт благотворно, понравится и вам, и мне, и гостям.

И начать наш урок сегодня хочется с притчи.

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал.

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

2. Целеполагание .

-А сейчас я хочу обратить ваше внимание на доску. На доске слова: корень, суффикс, приставка, окончание

- Скажите, пожалуйста, чем объединены эти слова? (МОРФЕМЫ).

-А что такое Морфема? (наименьшая значимая часть слова)

- А какие морфемы служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

-А в какой морфеме скрывается лексическое значение слова? (в корне)

- А какое слово осталось?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Окончание)

- Ребята, запишите тему урока на листках, которые лежат у вас на столах.

- У каждого урока есть свои цели. Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока. На доске есть подсказки…

- Ну что, ребята, готовы достичь своих целей? Тогда я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание 1. Четвёртое лишнее (у доски).

1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.

2) Водичка, водитель, водный, водица.

3) Сгорел, горный, горка, пригорок.

- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

– Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе.

Лесной – лесная, лесное, лесные.

Водичка – водичке, водички, водичкой.

Сгорел – сгореть, сгорят, сгорим.

– Как образуются формы одного и того же слова?

С помощью окончания.

– Выделите в записанных формах окончания.

– Ребята, а давайте с вами сделаем вывод, что такое окончание?

Работа по теме урока (Работа с материалом учебника). Вывод и сравнение с учебником. Стр. 6

– А сейчас я хочу, чтоб вы поработали самостоятельно. Посмотрите внимательно на доску.

– Имеет ли смысл предложение?

– Постарайтесь дописать слова так, чтобы получилось связное предложение.

Мам_ слушает дочк_.

(Мам а слушает дочку. Маму слушает дочка.)

- Почему получились разные предложения? (В ставили разные буквы в конце слов.)

- Изменился ли смысл предложений? Объясните. (В первом предложении говорит дочка, а мама слушает, во втором предложении мама говорит, а дочка слушает).

мама её слушает, а во втором предложении наоборот – говорит мама, а дочка её слушает.)

- Так для чего служит окончание?

НЕ ЗАБУДЬТЕ, РЕБЯТА, ОЦЕНИТЬ СЕБЯ.

Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод. Обратимся к учебнику на стр. 7 .

- Правильно ли мы сделали вывод?

Задание 3. Ребята, сегодня утром мне передали письма, которые адресованы вам. Давайте откроем их и прочитаем. Ой, я ничего не поняла. Может, вы мне поможете?

- Вам понятен смысл данного текста?

- А чего в этом письме не хватает? ( Окончания).

- Так давайте правильно отредактируем текст. Ребята, я предлагаю вам поработать в парах.

Много забот летом у (белка). Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда (белка) пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые (белка). С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы (белка). (По И. Соколову - Микитову)

-Ребята, давайте озаглавим с вами этот текст.

- Ой, ребята, вы так хорошо справились, молодцы!

Задание 4. Работа со словарными словами

- Ребята, давайте откроем учебники на стр 8. Что вы видите в правом верхнем углу в рамочке? Давайте поработаем с ними.

Диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон.

Расставляем ударение и подчеркиваем буквы, которые мы должны запомнить в этих словах.

Давайте выделим в этих словах окончание.

- Расскажите, что такое нулевое окончание?

- Не забываем оценить себя.

А давайте проверим наш вывод, совпадает ли он с определением в учебнике?

Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мяч, ворота, орехи, белка, дерево, острова, корабли, гости, морфема.

– А игра заключается в следующем. Если окончание есть, то вы в клеточке ставите Х, если окончание нулевое- 0 .

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок на ваших листочках с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.

– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

– У кого одна ошибка?

– У кого две ошибки?

Не забудьте оценить себя.

- Ребята, подведем итоги нашего урока. Какие цели мы ставили с вами в начале урока?

- Что мы сегодня нового узнали и чему научились? Ребята, вы отлично поработали, молодцы.

- Ребята, у нас есть возможность вспомнить все, что вы знаете о морфемах и составить мини-проект. Для этого мне нужна группа учеников. Остальные работают в парах.

Слово учителя : Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось . Поднимите вверх ваши мини-проекты.

А чтоб все смогли увидеть наш мини-проект, я попрошу вас прикрепить ваш проект на доску. Надеюсь, что наш мини-проект пригодится вам в дальнейшем при изучении и повторении морфемики.

– Ребята, вы сегодня отлично работали на уроке, молодцы !

Мои дорогие, маленькие друзья, вот и подошел к концу наш урок. Блеснули искорки и у меня в глазах. Я точно знаю, вы держите знания в своих руках.

Цель урока: углубление знаний о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развитие умений работать со схемой, моделью.

Тип урока - урок актуализации изученного в начальной школе.

Планируемые образовательные результат ы:

Предметные – осознают способы словоизменения, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные : проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Методы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод

1) Лесной, перелесок, колесо , лесник.

2) Водопровод, водитель , водный, наводнение.

3 ) Сгорел , горный, горка, пригорок.

4) Светить, светлячок, просвет, святой,

- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

- Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе.

Лесной – лесная, лесное, лесные.

Водопровод – водопроводы, водопроводу, водопровода.

Сгорел – сгореть, сгорят, сгорим.

- Как образуются формы одного и того же слова?

С помощью окончания.

- Выделите в записанных формах окончания.

- Как называется оставшаяся часть слова без окончания?

- Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.

2.Формулирование темы урока.

- Каковы будут цели нашей работы?

3.Определение целей урока.

4.Работа по теме урока.

Был у кошки сын приёмный –

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Языком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

Шею, спинку и бочок.

- Выразительно прочитайте стихотворение вслух. Какова тема и основная мысль данного стихотворения?

Тема – кошкин сынок, основная мысль – кошка-мать - животное очень чистоплотное.

- Выпишите из стихотворения формы одного и того же слова, выделите в них основу и окончание.

У кошки (Р.п.) – кошка (И.п.), сын (И.п.) – сына (В.п.), язычком (Т.п.) – язычок (И.п.)

- Вспомните, какое окончание называется нулевым?

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

- Вернёмся к стихотворению Валентина Берестова. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:

За доской 1) _____ - ый ( приёмный, милый, скромный, ласковый)


2) _____ (сынок, котёнок, щенок, язычок, бочок, мать)

3) ______ л -а (умывала, мыла)

- Найдите среди выписанных слов однокоренные, выделите в них корень.

1) Окончание – это словообразующая морфема. (0)

2) Основа – это часть слова без окончания. (1)

3) Основа – это формообразующая морфема. (0)

4) Окончание, пропадающее при изменении слова в какой-то его форме, называется нулевым. (1)

5. Д/З: упражнения 85, 90.

Использованная литература

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ]. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-127 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков; графически обозначают окончание ; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, эвристический метод / индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование – интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, фоторисунки на заданную тему, карточки самоконтроля.

Демонстрационный материал – презентация по теме урока, выполненная подготовленной группой обучающихся.

Основные понятия – окончание.

I. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Организационный момент. Приветствие учителя.

Откройте тетради, запишите число.

II. Повторение учебного материала предыдущего урока. Актуализация знаний: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока; изучение нового о частях слова; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата.

1.Почему морфема значимая часть слова? ( С помощью морфемы образуем новые слова)

2.Что такое морфема? ( наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)

3.Как вы понимаете лексическое значение слова?

4.Что такое грамматическое значение слова?

5.Какие морфемы вы знаете?

6.Как называются слова, имеющие одно значение корня?

Молодцы, страна морфем с радостью открывает двери перед вами.

III. Изучение темы. Целеполагание. Что вы можете сказать про окончание?
– Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Для чего служит окончание?
– Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.

Ребята, сегодня утром мне передали письмо, которое адресовано вам. Давайте откроем его и прочитаем. Ой, я ничего не поняла. Может быть вы мне поможете?

Много забот летом у (белка). Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда (белка) пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые (белка). С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы (белка). (По И. Соколову - Микитову)

А чего в этом письме не хватает? ( Окончания).давайте исправим ошибки.

А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. ( дети отвечают).

Чему вы должны сегодня научиться? ( Выделять окончания) Что вызвало затруднение? Почему?
– Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться. ).
– Сформулируйте тему урока.
– Какая часть слов не изменяется? (Корень-).
– В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
– Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

А что вы знаете об окончани?

Как вы думаете, если букву на конце слова можно изменить, а слово при этом не меняет смысла, то как называется эта изменяемая часть слова?Например: вода, водный, подводник.( Окончанием) Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на стр.8.(Окончанием слова называется его изменяемая часть.)

Вы знаете, что при помощи приставки и суффикса образуются новые слова. А какую же роль играет окончание? (Окончание помогает связать слова и объединить их в предложение.)

Обратите внимание на слайд (№2)

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения

слайд – деформированный текст

Ночь, выпал, первый, снег.

Дети, ,санки,катаются, , горка.

- Прочитайте слова первой строчки. Понятен смысл каждого из них? (Понятен.)

- Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Обоснуйте свой ответ. (Нет, слова никак не связаны друг с другом.)

- Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение? (Надо изменить окончания слов; во второй строке добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

Работаем коллективно у доски. Составляем предложение, выделяем окончание , разбираем предложение по членам и даём характеристику предложениям.

Ночью выпал первый снег.( повеств., невоскл, двусоставное, …)

Дети на санках катаются с горки.

Так для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова.)

Физкультминутка. ( слайд № 4)

IY.Первичное закрепление материала. Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий.

1.Работа с учебником. Стр.6, упр.379

Какой можно сделать вывод? Среди окончаний может быть нулевое окончание, т.е. такое, которое звуками не выражено. Нулевое окончание тоже имеет гамматическое значение.

2. Самостоятельная работа обучающихся.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.

А теперь мы с вами разделимся на группы и выполним задания.

КАРТОЧКА 1 ( первый ряд)

Темнеет, хмурится неб. Набежала мрачная туч. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветр.. закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капл.. дожд. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнц.

КАРТОЧКА 2 ( второй ряд)

1.Выделите окончания и основу у слов с пропущенными орфограммами, определите их грамматическое значение.

Карточка 3 ( третий ряд)
Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесная поляна наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли ,ложилась у наших ног на растения. Птиц. постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. . Знакомые тропинки стал пропадать в трясине туман., но сквозь него еще виднелись лучи солнц.. (По К. Паустовскому)

1.Выделите окончания и основу у слов с пропущенными орфограммами, определите их грамматическое значение.

2.разделите на морфемы( по составу) все имена существительные среднего рода;

YI.Повторение полученных знаний

1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.

Задание на слайде.

Измени слово белка, используя предлоги про, к, с, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу.

Слайд №5.
– Проверьте свою работу.Слайд№6

– Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения – “-”.
– У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?
– Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?
–Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Как найти в слове окончание? Что такое основа слова?

- Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.

1. для чего служит окончание;

2. какое значение заключено

3. как выделить окончание в слове;

4. как определить основу слова.

1. определять, что называется окончанием;

2. указывать значения, выраженные окончанием;

3. выделять окончание (в изменяемых словах);

4. выделять основу слова (в изменяемых и неизменяемых словах).

YII.Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание.
Ребята, скажите,Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова.)

Какую цель мы ставили?
– Достигли цели?
– К какому выводу пришли? ( Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа.
– Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
– Над чем еще надо поработать?
– У кого не было затруднений по новой теме?

YIII.Домашнее задание Упражнение 9.

Оценка за урок

.– Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.

Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

Читайте также: