Игры народов севера конспект

Обновлено: 08.07.2024

Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиций от одного поколения к другому.

Традиция – обряды, привычки и навыки практической и общественной деятельности народа, передаваемых из поколения в поколение.

Физкультура – деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Проживая в экстремальных условиях, народы Севера научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья ребенка. До наших дней дошло множество игр народов севера: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших у коренных сибиряков.

Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, т.к. ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Игры народов Севера


По горизонтали:

1. Какое качество характера воспитывают игры народов Севера?

3. Спортивный инвентарь, используемый в играх на меткость.

4. Какое мероприятие проводят во время массовых народных игр?

По вертикали:

2. Приспособление для перетягивания в одной из спортивных игр народов Севера.

Дети: город Мегион, Ханты-Мансийский Автономный Округ.

Инструктор:А старинное название нашего округа – Югра. Сегодня наш округ отмечает свой юбилей – 85-летие.

На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам. Каким?

Дети: Ханты и Манси.

Инструктор: Как называется жилище коренных жителей Севера? (чум). Правильно, а вы знаете, какими традиционными промыслами занимаются северные народы? (оленеводство, рыболовство, охота).

Дети коренных народов Севера в своих играх подражают взрослым, желая быстрее подрасти и стать ловкими и смелыми охотниками. Сегодня мы отправимся путешествовать по играм народов севера.


Инструктор: Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. И в подвижных играх они подражают животным.


Инструктор: Сейчас мы с вами поиграем в ловких охотников.

Инструктор: Мы же ребята не будем лениться

Попробуем у ханты сейчас поучиться!

Рыбалка – прекрасно! Живо вставай!

В проруби рыбу ловить начинай!

Но до реки путь не близкий. Так как на Севере глубокие снега, то пройти по нему нам помогут снегоступы.

Дети надевают на ноги модели снегоступов и идут между сугробами до Чума и так возвращаются обратно.


Вот мы и дошли до реки.

Очень ловкий я рыбак, на крючке висит червяк,

Без улова мне никак, буду я ловить вот так!

Дети-"рыбки" разбегаются, рыбак ловит. Отмечаются ловкие рыбки.


Инструктор: Молодцы, ребята хорошо поиграли, а теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.

Инструктор:Чтобы оленя поймать за рога

Ханту сноровка и удаль нужна.

Будем аркан здесь мы ловко метать?

Оленя - красавца будем седлать?

В стороне зала ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет лей). Оленеводы стараются накинуть им на рога маут.


Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараютсяпопасть в них мячом.


Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами поиграли в подвижные игры народов Севера. На этом наше путешествие заканчивается.

Праздник народов Севера! (Фотоотчет)

Праздник народов Севера! (Фотоотчет) Праздник народов Севера проходит каждый год в моем любимом городе, в городе, в котором я живу много лет, городе Новый Уренгой. В этом году.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект спортивного развлечения для старшей и подготовительной групп

Подготовила и провела

инструктор по физической культуре

[Введите имя автора]

Г. Петропавловск-Камчатский 2021

Спортивное мероприятие для старшей и подготовительной групп.

Цель : Ознакомление детей с особенностями спортивных игр народов севера.

Задачи: создать условия для активного участия в спортивных сревнованиях;

совершенствовать их двигательные умения и навыки;

прививать любовь к традициям местных коренных народностей.

Предварительная работа: Знакомство с бытом, образом жизни коренных народов Камчатки, чтение литературы, рассматривание картинок, просмотр видеороликов.

Материал: Куклы в национальных одеждах; бубен, мячи резиновые 4 штуки, сетки овощные с пришитыми резинками 4 шт., ориентиры 4 шт., обручи 4 шт., санки 3 шт., надувные резиновые ослики (на головы на скоч приклеить ветки в виде рогов) 3 шт., кольца от кольцеброса 30 шт., палки гимнастические 6 шт., волк из картона ( 100 * 45)(нарисованный, вырезанный, заламинированый), 2 стойки, веревка 20 метров, шарики пластмассовые в корзине 25-50 шт., гуашь (синяя, зеленая, красная), 1.5 литра пластиковые бутылки, крышки с дырочками ( краской на снегу нарисовать разметку), музыкальный центр, музыкальные треки с национальными корякскими песнями и музыкой.

Ход развлечения: Дети выходят на подготовленную площадку на территории сада. Звучит национальная корякская музыка.

Инструктор: Здравствуйте, ребята! Кто мне скажет: как называется край где мы живем? (ответы детей)

Кто коренные жители Камчатки? (ответы детей) (коряки, эвены, чукчи).

Как они живут, чем занимаются? (ответы детей) ( живут в юртах, занимаются оленеводством, ловлей рыбы….

На площадке в стороне от ведущего стоят санки на которых сидят две куклы к национальной одежде.

Обратите внимание на сани! К нам приехали гости! Как вы думаете кто это?

(ответы детей) (коряки, чукчи…)

Совершенно верно – это местные жители. Мальчика зовут КАЙНЫН (в переводе МЕДВЕДЬ), а девочку – ЭТНЭ (в переводе с корякского - пришедшая женщина). Они нам принесли национальные игры и забавы. И хотят посмотреть, как вы справитесь с заданиями. Вы готовы показать какие вы ловкие, сильные и смелые? (ответы детей)

Полярная сова находится в углу площадки. Остальные играющие - ев­рашки.

Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна еврашки становятся столби­ком, не шевелятся. Полярная сова облетает еврашек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Инструктор: А теперь, начнем соревнования! (все задания выполняются под музыкальное сопровождение)

На ногу ребенка цепляется резинкой сетка с мячом (капкан); участник должен пробежать с капканом до ориентира и обратно и не упасть, после чего капкан переодевают другому участнику, Играют все ребята. Одновременно может бежать 4 участника.

Инструктор: Гости сказали, что вы ловкие ребята! Хорошо справились с заданием! А теперь они хотят посмотреть какие вы сильные!

На площадке лежат 4 обруча, дети по двое заходят в обруч, садятся на корточки, вытягивают руки вперед и толкая соперника ладошками в ладошки, стараются вытолкнуть его за круг. Кто остался в кругу, тот и победил. Играют все ребята по парам.

Инструктор: КАЙНЫН и ЭТНЭ сказали, что вы сильные.

Ребята, а на чем ездят коряки? (ответы детей)

Наши гости предлагают вам покататься на натрах.

Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой.

Инструктор: Наши гости предлагают вам покидать ледяные палочки. Хотите посоревноваться, кто дальше сможет кинуть ледяную палочку?

Палочка называется СЮЛЫ, она должна быть выше роста игрока (мы берем гимнастические палки). Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры . Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Инструктор: Ребята, пока мы играли, волки напали на оленье стадо!

Кто смелый? Кто готов прогнать волка? (ответы ребят)

Охотники встают в 4—5 м от волка(линия нарисована краской) (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он дол жен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо. (Можно фигуру волка привязать на веревку и закрепить между двух стоек так, что можно было перетягивать волка от одной стойки к другой)

Правила игры . Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Инструктор: КАЙНЫН и ЭТНЭ говорят, что олени разбежались, пока мы волка гоняли. Они хотят посмотреть, как вы ловко справитесь с оленями.

На оленьи рога надо накинуть аркан.

В стороне на площадке ставится 3 фигуры оленя. Оленеводы располагаются в 3 колонны лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочередно они набрасывают на оленьи рога кольцо, стараясь попасть на них. Каждое накинутое кольцо – это пойманный олень. Выигравшей считается та команда, которая большее число колец накинет на рога оленя.

Инструктор: Молодцы! Замечательно справились с заданием! Все стад оленей собрали.

В заключение наших соревнований гости предлагают станцевать с ними народный корякский танец Солнце (ХЕЙРО)

Играющие встают в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и под корякскую песню ХЕЙРО повторяют слова.

Инструктор : Ребята, вам понравились игры коренных народов Камчатки? (ответы ребят) А какие игры вам понравились больше всего? Но, к сожалению, нам пора прощаться с гостями. Им пора возвращаться домой.

86386 1232916281m.jpg

Подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях Пятнашки на санках


Карельская народная игра

Играют несколько пар. В каждой из них один игрок везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих, которые стремятся догнать любую другую пару игроков и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это простым прикосновением руки. Если в паре один осален, оба становятся водящими. Игра продолжается. Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за ее границы, становится водящей. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была водящей.

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки Сверкают, звенят: Дзинь-дзинь…

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.


Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.


Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.


Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба)

Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжение всей гонки. По сигналу ведущего начинается состязание. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.


Пидлтатак (Прыжки на коленях)

Эта забава проводится в форме состязания. Игру начинают, стоя на коленях, держа руки на поясе и вытянув носки назад. По сигналу ведущего игроки вскакивают с коленей на корточки, а затем снова прыгают на колени. Игра продолжается до тех пор, пока только один игрок сможет продолжать состязание (долго это не продлится!)

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

Еще одно состязание в физической силе для двух человек. Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Начертите линию на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену. Правила игры. Когда к шеренге соперников приближается кто-либо из игроков, они все обязаны вытянуть вперед руки. Преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру. Преследователь, догнавший убегающего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге соперника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру. В остальных случаях преследователи назначаются капитаном тайно. Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается. Пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе. Преследователь может ловить и освободителя, и освобожденного пленника. Остальные игроки не имеют права вмешиваться в игру.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

(для детей старшего школьного возраста) Борьба происходит на специальной площадке, в круге из копий, воткнутых в землю. Раздетые по пояс борцы, соревнуясь в силе и ловкости, должны оторвать противника от земли и поднять его над собой.

(для детей старшего школьного возраста) Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепляются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.


А вот в "Льдинку", русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки", на хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке. В "Льдинку" играют отроки, то есть младшие и средние школьники, от 5 до 10 человек. Играющие, образуя круг, становятся на расстоянии 2 м друг от друга. Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается "зафутболить" льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому, задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок, пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так, чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя, тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.


В игру "Олени" ребята из Республики Коми играют в школе на уроках физкультуры. Спортивный зал — подходящая по размерам площадка для этой игры, но лучше играть на улице. Перед игрой нужно договориться о границах поля, ориентируясь на деревья, кусты или пешеходные дорожки. Выбирается водящий-оленевод. Для этого бегут наперегонки. Или, если игроков немного, то перехватывают палку руками: последний, ухватившийся за кончик палки, — водит. По команде оленевод ловит разбегающихся "оленей", на манер салок. Осаленный игрок должен остановиться. Оленевод подходит к нему и задает вопрос: "Олень или человек?" Если игрок отвечает: "Человек!", то становится помощником "оленевода" и тоже ловит "оленей". Если же он крикнет "Олень!", начинается новая погоня, но уже за "оленем". Осаленный за определенное время "олень" считается пойманным и отправляется в "загон", то есть выходит из игры. Помощники оленевода — "люди" тоже стараются осалить "оленя". Игра заканчивается, когда остается один "олень". Он и становится очередным "оленеводом".


Вот уж где дети почти круглый год играют в зимние игры, так это в зоне "вечной мерзлоты" в Якутии. Вот старинная игра "Прорубь". Оленеводы традиционно охотились и ловили рыбу. В "прорубь" играют дети примерно с 10 лет и взрослые. Играют на площадке с небольшими вырытыми в снегу ямками. Ямки ("проруби") по количеству участников без водящего располагаются на расстоянии друг от друга примерно в двух метрах. Водящий играет роль "мороза", который норовит "ударить" по ногам или заморозить лунку.


Все игроки держат прямые палки, толщиной около 5 см, длиной соответствующие росту игрока. Играют маленьким мячом из кожи, набитым шерстью. Участники опускают палки, каждый в свою "прорубь". Мяч у водящего, который стремится завоевать одну из лунок, попав в нее мячом с помощью своей палки, или осалить игрока мячом по обуви (ниже щиколотки). Если "морозу" удалось попасть в ноги "рыболова", они меняются ролями. Утопив мяч в чужой "проруби", водящий начинает считать громко до десяти. Во время счета он стремится опустить свою палку в "прорубь", а ее владелец пытается выбросить своей палкой мяч из ямки. Каждый игрок может отбивать палкой подгоняемый к его лунке мяч. Чтобы мяч не попал в ноги, игрок подпрыгивает, опираясь о палку. Соседи по "проруби" помогают: они отбрасывают мяч палками. Водящий, не сумевший отвоевать себе "прорубь" в течение условленного времени, считается проигравшим. Основные правила: нельзя бить по мячу руками, ногами, туловищем. Запрещается любое применение силы, нарушитель назначается водящим или выбывает из игры. Если "морозу" удалось занять ямку, ее бывший владелец становится водящим.


Долгой зимой крестьяне занимаются ремеслами. Сплетенные корзины, связанные шали и расписные игрушки рано или поздно нужно везти на ярмарку. Эстонская игра "Ярмарка" иллюстрирует сборы в дорогу ремесленника. Для игры не нужны специальные приспособления. А вот чем больше друзей собирается для игры, тем лучше. Водящий — "ярмарочник" присваивает остальным игрокам названия предметов, необходимых для поездки.

Например: "телега", "упряжка", "дуга", "бубенцы", "мешок", "кошелек". Игроки становятся в круг. "Ярмарочник" начинает рассказывать о своих сборах в дорогу, употребляя названия предметов, присвоенные игрокам. Тот, чей предмет назван, должен обернуться вокруг себя на каблуке одной ноги. А если игрок прозевал и не успел сразу отреагировать, то должен отдать свой "фант": носовой платочек, шнурок или записку со своим именем. Когда "ярмарочник" закончил сборы, "фанты" возвращаются владельцам после выполнения какого-нибудь задания.

Игру можно проводить в закрытом помещении, где есть стулья. В этом случае игроки не стоят в кругу, а сидят на стульях и, услышав свое шуточное "имя", вскакивают и обегают вокруг стула. Водящий заканчивает свой рассказ словами: "Ярмарка закрывается…" В этот момент игроки должны встать и бегать рядом со стульями. А когда "ярмарочник" скажет: "…ярмарка закрыта!" занять любой стул, при этом "ярмарочник", для которого стул не предусмотрен, тоже старается сесть. Тот, кому места не досталось — водит.

Читайте также: