И з суриков в степи конспект урока

Обновлено: 29.06.2024

Погорелова Марина Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 11 Воро-шиловского района г. Волгограда.
Д анный урок проводится в 5 классе в соответствии с Рабочей программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и даёт возможность обучающимся познакомиться с творчеством поэта, песни на стихи которого многим известны и воспринимаются как народные. В зависимо-сти от подготовки класса данный материал можно использовать в рамках двух уроков. Урок предполагает наличие компьютера, мультимедийного проектора или других ТСО для показа презентации.

Дата публикации: 01.12.2016

Цель урока: знакомство с творчеством И.З. Сурикова.

Задачи урока:

- знакомство учащихся с биографией поэта;

- развитие речи учащихся.

Оборудование урока:

- аудиозаписи стихотворений и песен, написанных на стихи И. Сурикова.

Ход урока.

Слово учителя. Беседа.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова будем читать стихи о любви к родной природе, родной земле. Проверим, внимательно ли вы читали их на прошлом уроке.

- Можно сделать вывод, что природа в стихах русских поэтов совсем как живая. Как называется художественный приём, с помощью которого такой эффект достигается? (олицетворение)

- А каким показывают поэты русского человека? Вспомните, пожалуйста, какой поэт от лица героя стихотворения, обращаясь к зиме, говорит:

Нам не стать привыкать –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

- О чём предупреждает И. Никитин незваных гостей?

- Давайте сделаем вывод о том, как относятся русские поэты к своей Родине.

Объявление темы урока.

- Откройте тетради, запишите тему урока.

Рассказ подготовленного ученика.

Суриков родился в 1841г. в деревне Новосёлово Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Некоторое время жил в деревне, затем в 8 лет вместе с матерью переехал в Моск-ву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, обу-чился грамоте, много читал. Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас — автор их уничтожил.

В середине 1860-х годов Суриков уходит из лавки отца и начинает работать переписчиком бумаг и типографским наборщиком, но не добивается успеха и возвращается к отцу, чтобы сно-ва заняться торговлей.

В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. Спустя не-сколько лет его избирают членом Общества любителей российской словесности. В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого — помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам.

Поэт умер в Москве от туберкулеза 24 апреля (6 мая) 1880 года (39 лет), в бедности.

Слово учителя.

Беседа. Составление плана стихотворения.

- С каким чувством поэт рассказывает о своём детстве?

- На какие части можно разделить стихотворение? Запишем план стихотворения в тетрадь.

- Перечитаем первую часть.

- Какую картину вы представляете? (Слайд 4)

- Какие чувства испытывал мальчик во время игры?

- Какую гору называют крутой?

- Читаем вторую часть. (Слайд 6)

- Как изменилась погода? В каком значении употреблены выражения: солнышко село, воет вью-га?

- Изменилось ли настроение мальчика?

- Почему шубёнку героя автор назвал ветхой?

- Почему мальчик, придя домой, забирается на печь?

- Читаем третью часть.

- Почему мальчику снится, что он Иван-Царевич? О чём мальчик мечтает? (Слайд 7)

- Читаем последнюю часть.

- Озаглавливаем часть. План составлен.

- Итак, главная мысль стихотворения в том, что детство – это прекрасное беззаботное время. Ря-дом дорогие близкие люди, и вся жизнь впереди. И кажется, что, как в сказке, всегда будет по-беждать добро и сбудутся все мечты.

- Благодаря каким выразительным средствам поэт рисует зиму? (Дети анализируют эпитеты, сравнения, олицетворения: снег сравнивается с пеленой на поле и с шапкой на макушках дере-вьев, лес заснул, морозцы пришли и т.д. )

- Каким в стихотворении показан крестьянин? (Это труженик, готовый заранее ко всем трудно-стям зимы.)

- Какое настроение передал нам автор?

Итог урока.

- Понравились ли вам стихи И. Сурикова? Чем?

- Послушайте ещё одну песню, которую многие считают народной. Однако стихи для неё напи-сал не кто иной, как И.З. Суриков. (Слайд 9)

Домашнее задание.

- Выучить одно из стихотворений И. Сурикова наизусть.

Использованные ресурсы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические цели: создать условия для развития внимания к смыслу отдельных слов и словосочетании в поэтическом тексте; способствовать формированию умения рассказывать о зрительных и звуковых впечат­лениях, переданных поэтом; способствовать формированию умений вырази­тельно читать лирическое про­изведение, определять место па­узы, способ выделения слов; содействовать развитию внимания к ритму сти­хотворения; способствовать сопоставлению кар­тин природы в стихотворениях разных поэтов.

Планируемые результаты образования:

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные:

Оценивать свои эмоциональные реак­ции. Соотносить жизненные наблюде­ния с читательскими впечатлениями.

Познавательные:

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.

Коммуникативные:

Внимательно выслушивать собеседни­ка и оценивать его высказывание; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

А сейчас ответьте, дети,

Всё ль лежит у вас на месте?

Всё ль у вас сейчас в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ль проверили осанку?

Все ль вниманьем запаслись?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

III. Постановка учебной задачи

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, давайте поставим цель урока.

Проанализировать… ( это произведение…)

Учиться… (выразительно читать новое произведение).

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Чтение произведения учителем.

Повторное чтения произведения детьми про себя.

Прочитайте стихотворение про себя, расставляя паузы и определяя слова, которые надо выделить, логические ударения.

Чтение учащимися произведения вслух.

Сопоставлени литературных впечатлений, поиск в тексте строк, необходимых для ответа на вопрос. Задание 5.

Работа с иллюстрациями на с. 6.

Какую иллюстрацию к стихотворению нарисовали бы вы. если бы были художниками?

Определение стихотворного размера. Задание 6.

Это двухсложный размер. На какой слог первый или второй падает ударение? (на второй)

Это двухсложный размер. На какой слог первый или второй падает ударение? (на первый)

V. Первичное закрепление

Выполните задание № 1, № 3 на стр. 4-5 рабочей тетради 1.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Выполните задание № 2 на стр. 5 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Привлечение собственного опыта обучающихся, уточнение своих впечатлений, обострение внимания к окружающему миру на будущее. Дифференцированные задания (7) по выбору учащихся.

Вспомните, что слышали утром, днем, вечером в один из запомнившихся дней.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

IX. Домашнее задание


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение.

Цели: Развитие внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте. Формирование умения рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом. Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к ритму стихотворения. Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов.

Характеристика деятельности учащихся :

Воспринимать на слух художественное произведение,

Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию.

Пересказывать произведение выборочно, кратко.

Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос.

Организационный момент.

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек.
Одна - стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой - все необычно, странно, ново.

Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду от слова к слову.

Проверка домашнего задания.

III. Словарная разминка .

- Ребята, как вы думаете, что такое степь? (предположения детей)

- Найдите и прочитайте значение этого слова в словаре.

СТЕПЬ – ровное пространство без леса, покрытое травой.

Степь в физической географии — равнина , поросшая травянистой растительностью

Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др.

Подготовка к получению новых зрительных впечатлений.

Закройте глаза и попробуйте представить озаренную солнцем степь, легкое покачивание высоких трав от летнего ветерка.

Откройте глаза и сравните свои впечатления со зрительным образом, который вы получите, рассмотрев иллюстрации.

hello_html_m3366aff.jpg
hello_html_65795bbd.jpg

VI. Чтение стихотворения.

- Послушайте, как описывает свои впечатления поэт Суриков.

1. Первичное чтение учителем.

- Расскажите, что описывает поэт?

2. Чтение стихотворения учащимися.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, какие строчки могут стать подписью к ней.

- Прочитайте первые четыре. Выделите подчеркнутые слова. Соблюдайте паузы.

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки нагнули, резко встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки

И плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут

Мы тоже покажем

Руки сложили назад.

Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов.

- Послушайте стихотворения других авторов и представьте картины природы, которые в них описываются.

Она прекрасна, словно море,
В сплошном прибое ковылей,
И в этом солнечном просторе
Весь мир становится светлей.
Течет из венчиков ромашек
Поток невидимый, густой,
И сердце пьет из белых чашек
Медовой крепости настой.
Поет пчела неутомимо,
Поет земля. А ты? А ты
Себе назло проходишь мимо,
Не замечая красоты,
И видишь с башмаками вровень
Песок да высохший пырей,
Как будто кем-то обворован
В убогой юности своей.

Между Волгой и Доном чубатым,
Вольной вольницей, ширью хмельной
Простирается щедрый, богатый
Край, что сердцу навеки родной.

Сколько солнца, бездонного неба.
Степь без края. Белёсый ковыль.
Словно горы чистейшего снега –
Солончак средь зелёной травы.

Море красных и жёлтых тюльпанов
Разливается ранней весной.
Свежим утром от запахов пряных
Сердце тает, находит покой.

Ветер лёгкой прохладою манит,
Только волны бегут по степи.
Запах трав перезревших дурманит,
В жилах кровь от простора кипит.

Ширь степная, казачьи мотивы,
Конский топот, гулянья размах.
Сколько прелести, мощи и силы
В этих южных, бескрайних степях!

Ой, ты, степь моя, степь раздольная,
Надо мной кружит птица вольная…

Работа с учебником и тетрадью.

Ответить на вопросы . стр. 7

- Наш урок подходит к концу.
Какое у вас настроение в конце урока?

- Объясните, почему у вас такое настроение?

- Какой момент на уроке вам понравился больше всего?

- Что интересного запомнилось?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 573 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.09.2016 2808
  • DOCX 147.9 кбайт
  • 61 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Колиух Олеся Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: познакомить с стихотворением Сурикова И.З; научить анализировать поэтическое произведение; закреплять навык выразительного чтения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с текстом; развитие самооценки.

Познавательные УУД : развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения.

Коммуникативные УУД : Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Личностные УУД: проявление познавательной активности в области поэзии.

Ресурсы : Учебник 3-го класса Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого; презентация.

Здравствуйте , ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна и я сегодня проведу у вас урок литературного чтения.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Ученики проверяют готовность к уроку.

2 .Речевая разминка.

Проверка домашнего задания.

Постановка учебных задач.



Итак, для начало проведем с вами речевую разминку.

Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей .(3)

(с начало читаю сама;

-Ребят прочитайте про себя следя за указкой;

- О ком эта скороговорка?

-прочитайте в пол голоса.

- Какой звук чаще всего повторяется?

- прочитайте с выделением звука “Щ”

- прочитайте в быстром темпе

Немощный - о чень слабый, беспомощный.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- У вас было задание выучить отрывок .

( - кто попробует оценить это стихотворение?

- Может кто то не согласен? Почему? )

(Опрос 5 человек!)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

В какое время года все это происходит?
( Осень )

-Правильно, ребят на смену осени скоро придет зима.

- А вы любите это время года?

-Какие зимние забавы вам нравятся?

- Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Захаровича Сурикова, где он описывает свое детство.

Я вам расскажу маленько о биографии Сурикова.

Чахотка – это устаревшее название известной всему миру страшной болезни туберкулез.

- Аудиозапись стихотворения “Детство”

- Понравилось ли вам стихотворение?

-Самостоятельно прочитайте произведение про себя.

- Карандашом выделите слова которые вам не понятны.

Ветхую – старая, не совсем целая.

Лапти – крестьянская обувь сплетенная из лыка.

Прялка – приспособление для ручного плетения.

Светец – подставка для лучины освещающая жильё.

Кубарем качусь – стремительно быстро.

- Читают учащиеся первую часть.

-Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

- Как можно её озаглавить?

- С какого слова начинается каждая строка первого четверостишья. ( Вот!)

- Почему автор делает столько повторов? ( Вот..вот..вот..)

( Таким образом он обращает наше внимание на то, что ему было дорого. Автор хочет, чтобы мы лучше представили эту картину.)

-Давайте прочитаем дальше стихотворение.

( 2 )(Каким было для мальчика воспоминание о катании с горке?)

Физминутка: Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и кружимся потом.

(3)- О чем эти строки?

- Когда возвращается домой? В какое это время суток происходит?

( 4 )-Почему зимний вечер длится так долго?( не было развлечений!)

(5) -Как вы думаете о чём речь пойдет дальше?( о сказках )

-А вы любите сказки?

( 6 ) –Как вы думаете какую сказку рассказывала бабушка внуку( Иван царевич и серый волк.)

(7) –Что чувствовал мальчик слушая эту сказку?( найдите строки )

-Почему замерло сердце?

-Как вы думаете для чего автор вставил в текст следующие строки…” А в трубе сердито ветер злой поёт!” ( Он подчеркивает состояние мальчика, что ему страшно!)

( 8 )- О чем эти строки стихотворения?( о сне мальчика)

-Что ему приснилось? (эпизоды)

( 9 )-Найдите в стихотворение строки в которых заключен главный смысл стихотворения.( последние 4 строки.)

- Почему было в детстве хорошо ?

( Потому что рядом были родные люди; поддерживали и т.д )А сейчас во взрослой жизни есть сложные моменты, которые не всегда бывают радостными. В детстве маленькое горе , кажется бедой, но современном оно забывается, и остается только хорошее воспоминание.

Читайте также: