Хвойные и цветковые растения 3 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить с основной классификацией растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с заданиями; распечатки таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы). разрушаются. Из. (камней). (песка). (глины). (растений), . (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения.

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва — это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва — это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

— Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие — это свойство почвы, способность давать высокий урожай. Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

— Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина. Растения, животные — перегной.)

2. Фронтальный опрос

— Что такое почва?

— Из чего состоит почва?

— Как образуется почва? (За счет разрушения горных пород.)

— Какие живые существа обитают в почве?

— Как они влияют на ее плодородие?

III. Самоопределение к деятельности

Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, другое — от тьмы свет, третье — дряхлых пеленание, а четвертое — людям колодец. (Дерево — береза; четыре угодья: банный веник, лучина, связывание берестой битых горшков, березовый сок.)

Красно, а не кумач;

Кругло, а не мяч;

Кисло, а не квас;

С болот, а не бекас. (Клюква.)

Цветок - как бубенчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли — не слышно. (Подснежник.)

— Что общего между отгадками? (Относятся к царству растении.)

— Назовите еще представителей царства растений.

Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Разнообразие растений

— Рассмотрите схему на доске.


— На какие три группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

— Дополните схему. Напишите названия растений в каждой группе.

— Из каких частей состоят все растения? (Из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.)

• Орган находится в почве, растет вниз. (Корень.)

• Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья.)

• Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок.)

• Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена. (Плод.)

• Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель.)

• Органы находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 69. Сравните растения, то есть найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки — видоизмененные листья, у других листья. Одни растения живут в воде, другие на суше. И т. д.)

— Прочитайте текст на с. 70.

— На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

— Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

— Где растут водоросли? (В воде.)

— Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

— Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

— Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и т. д.)

— Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Расскажите о разнообразии растений.

— Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте ответ. (В первом ряду лишнее — морская капуста. Она относится к водорослям, остальные — цветковые. Во втором ряду лишнее — липа. Она относится к цветковым растениям, остальные — к хвойным.)

(Учитель может предложить детям усложненное задание — по аналогии -составить свое задание и предложить выполнить его другим ученикам.)

4. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 72.

— К какой группе относятся растения, изображенные на иллюстрации? (Кгруппе цветковых.)

— Сколько видов растений на иллюстрации? (Три: одуванчик, подорожник, клевер.)

— Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение — плоды с семенами. Различия: разные по форме листья, цветки.)

Ученым сейчас известно около 500 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. цветковые. Мхов на свете около 27 тыс. видов, папоротников — более 10 тыс. А вот хвойных всего около 600 видов.

5. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Запишите, сколько растений каждого вида показано на рисунке в учебнике (с. 72).

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Запишите по три примера различных видов растений.

(После выполнения задания проводится проверка.)

— К каким группам они относятся?

— Что интересного вы о них знаете?

— К какой группе растений относятся яблоня и дуб? (К группе цветковых растений.)

— Но яблоня и дуб — это растения разных . (видов).

(После выполнения задания проводится проверка.)

V. Физкультминутка

Мы клееной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал —

Не споткнулся, не упал.

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок.

Положу их в кузовок.

VI. Закрепление изученного материала

Практическая работа

(Учитель раздает детям распечатки таблицы.)

Разнообразие растений

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Ответ.

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размноже ние

Особенности жизнедеятельности

Живут в основном в воде

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Стержневая или мочковатая система

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

VII. Рефлексия

(Работа проводится в группах.)

— К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?

— Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

— Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

VIII. Подведение итогов урока

— На какие группы делятся растения?

— Приведите примеры растений разных групп.

— Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

— Что особенно вам понравилось на уроке?

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 7—8 (с. 31).

Дополнительный материал

Много интересного рассказывают о себе лесные обитатели. Послушайте их рассказы, определите, кто эти герои, к какой группе растений относятся.

У самой дороги расту, у всех на виду красуюсь. Интересно, сорвет меня кто-нибудь?

Сейчас погадаю: сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут, сорвут - не сорвут. Теперь ясно — не сорвут: ни лепестка не осталось! (Ромашка.)

2. Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься — отчего, дескать, медленно расту? Невдомек тебе, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз — становой корень уходит, землю буравит. И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжелая — землю раздвигать, до глубокой воды добираться. А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать — тогда и я пойду в рост. Будет у меня веток — сотни, листьев — тысячи, желудей — тьма-тьмущая. И стоять буду крепко. (Дуб.)

3. Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. Аты нас все равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной - нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озеро — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые — опять нас вспомнишь. (Незабудки.)

4. Далеко-далеко внизу, у корней моих, ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом березки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись. А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе. Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть — свет люблю, ясное небушко. Я бы еще не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растем. Вот только два весенних месяца кверху тянусь, а там — стоп! Все. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца — будто подпрыгиваю. (Сосна.)

5. Считается, что мое научное название — кампанула — связано с появлением колокола у первых христиан в итальянской провинции Кампании. Об этом повествует старинная легенда.

Жил некогда епископ Паулиний, любивший по вечерам прогуливаться среди полей, отдыхая от земных дел. В один из летних вечеров, когда воздух был напоен запахом полевых трав и они тихо шелестели, раскачиваясь от легкого дуновения ветерка, епископ был так очарован красотой окружающей его природы, что опустился на колени и стал читать молитву, вознося хвалу Богу за ниспосланную ему благодать. Вдруг откуда-то донесся мелодичный звон. Епископ посмотрел вокруг и увидел недалеко плавно раскачивающийся лиловый цветок. Божественное совершенство формы этого цветка так поразило его, что, придя домой, Паулиний велел изготовить гигантское подобие цветка — колокол, который подняли на башню местного собора. Назови мое имя. (Колокольчик.)

7. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи вставляли прослойку из моей коры. Она не пропускала внутрь сапога влагу. И в сырую погоду воины редко простужались и редко болели. В наше время таблетки, изготовленные из моей древесины, применяются при отравлениях, так как очищают весь организм. А деготь входит в состав мази Вишневского и лечит даже страшные ожоги. Но самая приятная польза от меня заключается в том, чтобы попариться веником в бане и выпить сока после банной процедуры. Назови мое имя. (Береза.)

А еще я украшаю лес и служу лекарством для лосей. Люди тоже научились делать из меня лечебные препараты. Но я украшаю не только лес. Фигурки, изображающие меня, можно встретить на новогодней елке и детской площадке. Ты узнал меня? (Мухомор.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока : урок открытия нового знания

Форма урока : урок - дискуссия

Цель : создание условий на уроке для организации деятельности учащихся, способствующих формированию знаний о хвойных и цветковых растениях.

Предметные задачи : научить называть группы растений по их характерным признакам (цветковые и хвойные растения); использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию); развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления; воспитание любви к природе, воспитание познавательного интереса.

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности; представление о причинах успеха в учебе.

Личностные результаты: иметь представление о целостности окружающего мира; развивать первичные исследовательские умения в работе с дополнительными источниками информации ; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; актуализация своего опыта.

Метапредметные задачи : способствовать формированию УУД:

А) регулятивных - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать свои предположения;

Б) познавательных - добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.);

В) коммуникативных - оформлять свои мысли в устной форме, учиться слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения.

Автор: Дорофеева Светлана Анатольевна

Организация: МБОУ СОШ №45 г. Белгорода

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Тип урока: получение новых знаний.

Цель: сформировать представление о цветковых и хвойных растениях.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, кратко пересказывать прочитанное; классифицировать, сравнивать и группировать предметы; наблюдать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место, определять цель учебной деятельности, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, умение отличать верно выполненное задание от неверного, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, корректировать выполнение заданий.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе.

Личностные УУД: принимать учебные цели, проявлять желание учиться, внимательно и бережно относиться к природе.

Оборудование:

2.Красная книга Белгородской области.

3.Карточки для самостоятельной работы с дифференцированными заданиями.

4. Таблички с названиями растений.

7. Цветы, выражающие настроение ребят на уроке.

8. Компьютер, презентация.I. Мотивация к учебной деятельности.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Придумано кем-то

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II. Актуализация знаний.
1. Отгадай загадки.

- Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные.

- Ребята, отгадайте загадки.

Стоит над горой. (Берёза)

2.Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина.)

3. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

4. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

5. Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего. (Одуванчик)

6.Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки. (Орешник)

Как огонь. (Крапива)

В процессе разгадывания на доску крепятся карточки с изображениями соответствующих растений.

III. Формулировка темы урока, постановка цели

- Посмотрите на слова и скажите, как их можно назвать одним словом? (Растения.)

-Как можно разделить эти растения на группы по ярусам?

(Ответы детей: деревья, кустарники, травы.)

1. береза сосна ель

2. малина орешник

3. одуванчик крапива

Вывешиваются таблички на доске. Ученики делят картинки на две группы.

-Почему я принесла на урок сегодня эти картинки? Какая будет тема нашего урока? Кто догадался? (Ответы детей.)

Цель нашего урока - узнать о том, какие растения относятся к хвойным, какие к цветковым и по каким признакам их так подразделяют. А также мы научимся различать их в природе.

- Что-то маленькая группа получилась у хвойных деревьев. Сегодня мы попробуем узнать больше и ее дополнить.

IV. Открытие учащимися новых знаний.

1). Работа по учебнику (с.136).

Задание №1

Цель: установить различия между хвойными и цветковыми растениями.

-Рассмотрите на рисунке хвойные и цветковые растения. Давайте выясним, чем они различаются?

Шишка – цветок и плод

-Что образуется у цветковых растений на месте цветка? (Плод)

- А где же спрятались семена? (Внутри плода.)

Можжевельник.

Растение можжевельник относится к хвойным вечнозеленым кустарникам.

Шишечки шаровидные, темно-синие с сизым налетом. Веточки очень хорошо пахнут, а древесина отличается очень красивым рисунком и используется для изготовления сувениров.

Задание №2

Цель: выяснить какие изменения происходят с хвойными и цветковыми растениями в течение года.

- Что вы знаете о лиственнице?

Лиственница

Каждую осень лиственница сбрасывает свои мягкие иголочки, как лиственные деревья – листочки. А хвойным деревом её называют потому, что вместо листьев у неё хвоинки.

- Что же особенного в хвойных растениях? (Ответы детей.) Как они изменяются в течение года?

- У них не листья, а хвоя. Хвойные деревья всегда зеленые.

Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, не все сразу. Каждый год на дереве появляется новая хвоя, и дерево стоит круглый год зеленым.

Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.

- Еще к хвойным деревьям относят пихту и кедр.

Пихта

Пихта относится к роду хвойных деревьев семейства сосновых, похожа на ёлочку. Из хвои и веток получают душистое пихтовое масло.

Кедр

Дерево вырастает высотой 45 м и живёт до 500 лет. Кроны густые, многовершинные, так как хрупкие побеги часто обламываются под тяжестью урожая шишек.

(Добавить на доску названия этих деревьев.)

Вывод: Какие деревья называют хвойными?

Многие хвойные деревья произрастают в Сибири и образуют непроходимый лес, который называется тайга.

2). Краеведческий материал.

- А какие деревья растут в нашей местности? (Ответы детей.)

- Верно. Все-таки в нашем краю большее пространство занимают лиственные леса.

-Ребята, подумайте, для чего создаются заповедники? (Для того, чтобы сохранить и размножить редкие виды растений и животных.)

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

А над нами весело шелестит листва.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

- Кроме деревьев в группу цветковых входят также кустарники, цветы и травы.

Берёза – любимое дерево русского народа, раскрывающее русскую душу.

Берёза - дерево стройное, с густой кроной, широко растущей вверх.

Берёза зацветает на исходе апреля. Цветки берёзы - "серёжки". Плоды берёзы легко разносятся ветром. Растёт берёза очень быстро, за двадцать пять лет вырастает на высоту пятиэтажного дома.

Всё в берёзе идёт в производство: из листьев и почек берёзы готовят веники для бани, отвары и настои, из бересты мастера и ремесленники народных промыслов мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод. Из древесины берёзы добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Встало однажды Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: и леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки – одуванчики! А сердитая Зима неподалеку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы – одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

Шипо́вник— род дикорастущих растений семейства Розовые. Его побеги покрыты колючками. Цветки бледно-розовые. А плод красного или оранжевого цвета, с орешками внутри. Плоды созревают в октябре.

Плоды шиповника можно употреблять в свежем виде, в виде чая (отвара из сушёных плодов), сиропа и сока.

В плодах шиповника аскорбиновой кислоты примерно в 10 раз больше, чем в ягодах чёрной смородины, и в 50 раз больше, чем в лимоне.

Плоды шиповника содержат большое количество витамина С, что делает их ценными для медицины и здорового питания.

-Вы когда-нибудь задумывались, почему так красивы цветки и почему они пахнут? (Яркая окраска, приятный запах, сладкий нектар привлекают насекомых, которые помогают опылять растения.)

- Очень разнообразны не только цветки, но и листья цветковых растений. Они разнообразны по форме, по величине и по окраске. Лист состоит из листовой пластины и черешка, которым он прикрепляется к стеблю. Рассмотрите внимательно.

-Что такое цветковое растение? (Растение, у которого есть листья, цветки и плоды.)

V. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированные задания).

Работа по учебнику. Стр. 138

Определите, цветки каких растений изображены на рисунке. Какие плоды созревают на их месте?

Назовите, какие плоды сочные, а какие – сухие.

Запишите в два столбика. Дополните каждую группу.

Работа по учебнику. Стр. 139

Рассмотрите рисунок. По форме и окраске листа определите, какому растению он принадлежит: осине, клену, дубу, орешнику или рябине.

Работа на листах.

Рассмотрите рисунок и определите, какие деревья изображены.

Соедините стрелками дерево и его веточку.

1.Устные ответы детей: мак, огурец, ландыш, липа.

2. Устные ответы детей: клён, осина, орешник, дуб.

3. Проверка по слайду.

Соедини стрелками растение и его веточку.


- Мы с вами на прошлых уроках говорили о частях растений. Сейчас я хочу вам предложить задание для работы в группах.

Я вам даю карточки с названием частей растений, но они у меня рассыпались. Вам нужно собрать из частей два дерева: хвойное - ель и цветковое - рябину. Кто быстрей?

Хвойное: ель

Цветковое: рябина

-Чем отличаются хвойные растения от цветковых?

1.У хвойных – хвоя, у цветковых – листья.

2. У хвойных – шишки, а у цветковых – цветы и плоды.

3. Краеведческий материал. Игра (резерв)

-А в нашей области встречаются хвойные растения?

Назовите их (сосна, ель)

- В нашей местности есть разные леса. А какие у них названия, мы сейчас узнаем. Отвечаем дружно вместе.

Для ответа воспользуйтесь словами (записаны на доске).

березняк, осинник, ельник, бор, дубрава, кедровник.

В нашем краю растут берёзы. Такой лес называется______________

В нашем краю растут осины. Такой лес называется_______________

В нашем краю растут дубы. Такой лес называется________________

В нашем краю растут ели. Такой лес называется_________________

В нашем краю растут сосны. Такой лес называется_______________

(Березняк. Осинник. Дубрава. Ельник. Бор.)

Девочка идёт и читает стихотворение, показывая на дерево с прикрепленными ветками и цветочками черемухи.

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Проходят две девочки, любуясь черемухой.

– Это чья черёмуха?

Около ручья. (Обламывают ветки)

Мимо бабка ехала.

Сразу от черёмухи

(Идет бабка и тоже обламывает ветки.)

Шли в далёкий путь.

Стали ветки гнуть.

(Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, стали обламывать ветки.)

Лишь в пыли валяется

А была черемуха

Чистая, как снег,

Мы любим лес в любое время года,

Цветов и листьев медленную речь.

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

-Чему учит эта сценка? Как вы поступите, когда встретите красиво цветущие растения? (Ответы детей).

5. Рассказ о Красной книге.

- Если растение погибло, сможем ли мы вырастить новое? Да, сможем, если где-то, у кого-то сохранилось растение того же вида и оно даст нам отросток или семена. Если представить, что такое растение не сохранилось и наше было последним, то никто никогда на Земле больше его не увидит: оно исчезнет. Так бывает в природе. Вспомните об этом, если захотите сорвать цветок, сломать куст или веточку.

Сейчас многих растений становится на Земле все меньше и меньше. Редкие виды растений занесены в Красную книгу. Есть такая Красная книга и в нашей Белгородской области (показать Красную книгу Белгородской области).

(На доске экологические знаки, нарисованные детьми.)


VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Давайте подведем итог урока:

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Сделайте вывод, чем они различаются?

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что было трудным на уроке?

- О чем расскажете дома?

- После долгой зимы к нам пожаловала яркая, цветущая весна. Мне очень хотелось, чтобы вы выразили свое настроение на сегодняшнем уроке. У вас на парте лежат цветы.

Если вы считаете, что вам было очень интересно на уроке и вы хорошо потрудились, то добавьте свои цветы на полянку, на которой растет наша черёмуха (на доску), а если вы довольны уроком, но вам было немножко скучно и не очень интересно, то можно оставить цветок себе, быть может он зацветет на другом уроке. Спасибо вам за хорошую работу. Урок закончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации, познакомить с основной классификацией растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, таблицы, учебник, атлас-определитель.

1 Организационный момент(слайд 2)

Долгожданный дан звонок –

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

– Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Я желаю всем нам хорошего урока.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы)… разрушаются. Из … (камней), … (песка), … (глины), … (растений), … (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения. (слайд 3)

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва – это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва – это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

- Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие – это свойство почвы, способность давать высокий урожай.Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

- Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина.Растения, животные – перегной.)

2. Фронтальный опрос.

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие живые существа обитают в почве?

- Как они влияют на ее плодородие?

3. Самоопределение к деятельности.

- Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.

- На какие 2 большие группы делится природа? (слайд 4)

- Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?

- Как называется наука, которая изучает живую природу? (слайд 5)

- На какие большие группы делится живая природа? (слайд 6)

- Как называются эти группы?

- А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.

Во все стороны иголки. (Репей)

Из- под снега расцветает,

Весну встречает. (Подснежник)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

- Что между ними общего? К какому царству они относятся?

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.

4. Работа по теме урока.

1. Беседа. (слайд 7-10)

На слайде картинки с разнообразными растениями.

- На какие группы можно распределить эти растения?

- Какие части растения вы знаете?

- Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.

Р астения

низшие высшие

водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые

- Как вы думаете, почему водоросли – это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые – это высшие растения?

- Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.

Физминутка для глаз.

* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.

* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.

* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

2. Работа в группе.

- Работать будем в группах.

- Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас, в результате чего мы заполним наши таблицы.

1 группа – водоросли

3 группа – папоротники

4 группа – хвойные растения

5 группа – цветковые растения

А) -Задания для самостоятельной работы,

- Задание № 1– для 1 группыДать краткую характеристику водорослям:

- Задание № 2 – для 2 группы –Дать краткую характеристику мхам.

- Задание № 3 – для 3 группы – Дать краткую характеристику папоротникам.

- Задание № 4 – для 4 группы – Дать краткую характеристику хвойным растениям.

- Задание № 5 – для 5 группы – Дать краткую характеристику цветковым растениям.

- У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.

Инструкция для группы 1.

1. Рассмотрите рисунок на с.72 учебника.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 2.

2. Используйте материал атласа на с.81, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 3.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 4.

2. Используйте материал атласа на с.83, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 5.

1. Рассмотрите рисунок на с.74 учебника.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Б) Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

В) Обмен информацией.

Физминутка.Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

5. Закрепление изученного материала.(слайд 11-22)

Группа растений

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Группа растений

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Живут в основном в воде

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Живут в сырых местах жизнеспособны, не имеют цветков

Стержневая или мочковатая система

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

6. Итог урока. Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Давайте подведем итог.

- Какое новое открытие сделали на уроке?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Кому работать в группе было легко?

- Кто испытывал трудности?

- Кто остался доволен своей работой на уроке?

- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

А теперь скажи, дружок

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.

Водоросли - это растения, живущие в воде. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.

По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.

Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.

Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.

Папоротники

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры, которые можно увидеть только под микроскопом.

Папоротники бывают травянистые или древовидные.

В тропиках растут папоротники – гиганты – это деревья, высотой до 200метров.

Есть водные папоротники. Сальвиния плавающая – у неё нет корней. Её разводят в аквариумах и парковых прудах.

Многие папоротники декоративны, другие лекарственные, некоторые съедобны, некоторые ядовиты.

Цветковые растения

Цветковые растения – это растения, у которых есть цветки.

Эти растения наиболее разнообразны. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья.

Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие – летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека.

Всем нам знаком – подорожник большой. Он растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты.

Широко распространён – одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе.

Клевер луговой, или красный – увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено – хороший корм для скота в зимнее время.

Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.

Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.

Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров. И ещё до 12сантиметров – ножка с коробочкой, в которой созревают споры.

Хвойные растения

Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Ель обыкновенная и сосна обыкновенная – наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые. На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая.

Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.

Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.

Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.

Читайте также: