Хімічні властивості спиртів конспект уроку

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Ознакомление учащихся со строением, изомерией, номенклатурой и свойствами спиртов.

образовательные: изучить состав, физические и химические свойства, номенклатуру и изомерию спиртов; выявить причины токсичности этилового спирта; обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; применить полученные знания и умения для безопасного использования веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

развивающие: создавать условия для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы; развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитательные: воспитывать убеждённость в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, практический,

Оборудование и реактивы: технологические карты, учебники, проектор, экран, компьютер, презентации.

Структура урока:

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний при выполнении заданий.

Задание 1.Тест волна.

1. Углеводороды - органические соединения, состоящие их атомов углерода и водорода? (да)

2. Алкены в своих названиях имеют суффикс –ан? (нет)

3. У Алкинов в молекулах имеется одна двойная связь? (нет)

4. Диены являются обладателями двух двойных связей? (да)

5. В молекуле метана атомы углерода имеют sp 3 гибридизацию? (да)

6. Из бутина-1 можно получить синтетический каучук? (нет)

7. Арены – ароматические углеводороды? (да)

8. Арены представляют собой правильный пятиугольник? (нет)

9. Алканы способны к реакциям замещения? (да)

10. Общая формула алканов С nH 2 n -2? (нет)

Задание 2. Распределить данные вещества по классам органических соединений. (Слайд 1)

Распределить данные вещества по уже изученным классам органических соединений:

С H 4 , C 3 H 6 , C 5 H 12 , C 4 H 6 , C 6 H 6 , C 3 H 8 , C 2 H 4 , C 5 H 10 , C 2 H 2 , C 2 H 5 OH , C 2 H 4 ( OH ) 2

А) Какие соединения вам незнакомы? Прочитайте их формулы..

Б) Чем отличаются формулы незнакомых соединений от ранее изученных?

III . Формулировка наименования изучаемого раздела органической химии, темы и цели занятия.

Выполнение задания 2 готовит учащихся к самостоятельной формулировке наименования изучаемого раздела органической химии (кислородсодержащие органические соединения). Тему урока они сформулируют, выполняя познавательную задачу в виде загадки. (Слайд 3)

Вещества мы не простые
И известны с древних пор.
В медицине применимы:
Дать инфекции отпор.
По свойствам мы не так просты,
А называемся … (спирты).

Итак, тема нашего урока сегодня – “ Спирты”.

Сегодня мы с вами познакомимся с составом, строением, изомерией, номенклатурой и свойствами этих соединений. А также узнаем, какие бывают спирты, какие опасности могут быть скрыты в их свойствах. Эти вещества известны человеку с глубокой древности. Название одного из них (этанола) означает в переводе с арабского языка “одурманивающий”. Он широко применяется в различных производствах и синтезах. Обладает дезинфицирующими свойствами . (Слайд 4)

IV . Демонстрация технологической карты. Объяснение порядка работы с картой и презентацией. Требование – составить краткий конспект, выполняя задания.

V . Работа по технологической карте.

VI. Закрепление. Для закрепления гомологии и номенклатуры используются задания 1 – 2 учебного элемента УЭ – 2. Строение и свойства закрепляем, выбирая верные утверждения о спиртах УЭ- 6..

VII. Рефлексия и подведение итогов по УЭ-7. Способствовал ли данный урок формированию убеждения в необходимости и важности этанола и метанола для медицины, производства каучуков и т.д., но пагубности влияния спиртов на организм человека?

VIII. Домашнее задание пар.20. Выполнить мини – плакат или презентацию по данной теме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение химических свойств предельных одноатомных спиртов. Рассмотрение отрицательного влияния спиртов в жизни человека.

План-конспект урока по теме:

- изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов;

- отработать навыки составления уравнений химических реакций;

- рассмотреть отрицательное влияние спиртов в жизни человека.

- обеспечить усвоение знаний о химических свойствах спиртов;

- обобщить и систематизировать знания о механизмах химических реакций.

- развивать умения применять знания на практике;

-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и выделять главное;

-продолжить формирование умений самостоятельной работы учащихся.

- воспитание мотивов обучения, положительного отношения к знаниям;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Оборудование: дидактический материал: тестовые задания, проверочная работа; презентация к уроку; компьютер; экран.

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент (1мин )

2. Актуализация опорных знаний (7 мин.)

4. Изучение нового материала (20 мин.)

5. Закрепление изученного материала. (8 мин.)

6. Итог урока.(1 мин.)

7. Домашнее задание (1 мин.)

8.Рефлексия (1 мин)

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация опорных знаний

Мы с вами начали изучать класс кислородосодержащих органических соединений - спирты. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Что такое спирты?

Какую они имеют общую формулу?

Задание: даны вещества

С6Н6, С2Н2, СН3ОН, С3Н8, С2Н5ОН, СН4, С2Н4, С3Н7ОН

Выбрать вещества, относящиеся к классу спиртов.

Как дают названия спиртам? Назвать выбранные спирты.

Что такое гомологи?

Задание: для спирта, формула которого СН3 СН2 - ОН,

назвать предыдущий и последующий гомологи.

Что такое изомеры?

Задание: для вещества, формула которого СН3-СН2-СН2-СН-СН2-ОН

составить формулы 3-х изомеров. Все вещества назвать.

Все спирты ядовиты. Самый сильный яд-это метанол. Небольшие количества вызывают потерю зрения и смерть.

Этанол -наркотическое вещество.

При употреблении этилового спирта возможна тошнота и рвота. При употреблении большого количества этанола возможен летальный исход.

Проблемный вопрос: почему при употреблении этилового спирта возможна тошнота и рвота? А при употреблении большого количества этанола возможен летальный исход?

На этот вопрос вы сможете ответить, изучив химические свойства спиртов.

Сегодня мы с вами будем рассматривать химические свойства спиртов.

Какие цели поставим перед собой?

- изучить: химические свойства предельных одноатомных спиртов;

- научиться составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства предельных одноатомных спиртов.

4. Изучение нового материала (химические свойства)

1) Взаимодействие спиртов с активными металлами (щелочные и щелочноземельные металлы)

этиловый спирт этилат натрия

Видео-опыт

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция взаимодействия этанола с металлическим натрием.

Задание: самостоятельно составить уравнения реакций:(у доски и в тетради)

СН3-ОН + Na

С3Н7 ─ ОН + Na

Назовите вещества.

2)Взаимодействие с галогеноводородами.

этиловый спирт бромэтан

Видео-опыт

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция получения бромэтана из этанола.

Задание: самостоятельно составить уравнения реакций: (у доски и в тетради)

СН3-ОН + HBr

С3Н7 ─ ОН + HCI

Назовите вещества.

3)Реакция дегидратации (отщепление воды)

- к какому классу относится вещество, полученное при дегидратации этанола? Назовите вещество.

- для чего используют реакцию дегидратации этилового спирта в лаборатории?

4) Горение спиртов (полное окисление)

Вопрос: какие продукты образуются при горении спиртов?

Видео-опыт

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция горения спиртов.

Задание: самостоятельно составить уравнения реакций: (у доски и в тетради)

СН3 - ОН + О2

С3Н7 - ОН + О2

5) Взаимодействие этанола с оксидом меди (II) (неполное окисление спиртов)

Качественная реакция на предельные одноатомные спирты

этиловый спирт уксусный альдегид (ядовитое вещество)

Аналогичная реакция происходит в организме человека при употреблении алкоголя. Окисление спирта происходит под действием ферментов.

Задание: ответьте на проблемный вопрос: почему при употреблении алкоголя возможна тошнота, рвота, а при употреблении большого количества возможен летальный исход.

5. Закрепление изученного материала.

Задание: выполните тест:

1). Общая формула предельных одноатомных спиртов:

2).Функциональная группа -ОН называется:

а). карбонильной б). гидроксильной

в). карбоксильной г). аминогруппой

а).молекулярная б).сокращенная структурная

в). полная структурная г). нет правильного ответа

4). Название вещества, формула которого

а).бутанол-1 б). пропанол-2 в). бутаналь г). бутанол-2

5).Среди предельных одноатомных спиртов самым ядовитым является:

а). этиловый б). метиловый

в). пропиловый г). бутиловый

6). Вещество, вступающее в реакцию с этанолом:

а). водород б). гидроксид натрия

в). гидроксид калия г). натрий

7).Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:

8). При полном сгорании этилового спирта образуется:

а). углерод и вода б). углекислый газ и вода

в). спирт и вода г). кислород и вода

6. Итог урока.

Какими же свойствами обладают спирты? (горение, дегидратация, реакция этерификации, окисление оксидом меди, с металлическим натрием)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2

Тогидний Максим Леонидович,

Спиртами называются производные углеводородов, содержащие группу (или несколько групп) – ОН, которая называется гидроксильной группой или гидроксилом.

Общая формула спиртов: R-(OH) n

Классификация спиртов:

а) по органическому радикалу ( R ) , связанному с гидроксилом: предельные ациклические спирты, предельные циклические, непредельные ациклические, непредельные циклические, ароматические спирты и т.д.;

б) по количеству гидроксильных групп ( n ) в молекуле, то есть по атомности: одноатомные спирты n =1 (с одним гидроксилом) – алкоголи , двухатомные спирты n =2 – гликоли , трехатомные n =3 – глицерины и многоатомные спирты n >3 :

этандиол- 1,2 пропантриол-1,2,3

в) по характеру атома углерода, с которым связан гидроксил , спирты бывают первичные, вторичные и третичные

CH 3 - CH 2 OH первичный спирт

CH 3 - CH - CH 2 OH вторичный спирт

H 3 C –* C – CH 3 третичный спирт

Одноатомные предельные спирты

Наибольшее значение имеют предельные одноатомные спирты. Состав членов ряда предельных одноатомных спиртов может быть выражен общей формулой – С n H 2n+1 ОН или R-OH, где R - любая алкильная или замещенная алкильная группа.

Изомерия В спиртах те же виды изомерии, которые были отмечены для углеводородов (изомерия цепи, пространственная и др.) и, кроме того, здесь имеет место:

изомерия положения гидроксильной группы

межклассовая изомерия. Спирты изомерны другому классу соединений – простым эфирам, например состава:

пропанол - С 3 Н 7 ОН и метилэтиловый эфир – СН 3 – О – С 2 Н 5

Номенклатура

б) по рациональной номенклатуре спирты рассматриваются как производные простейшего спирта – метилового, названного карбинолом , в котором атомы водорода алкила замещены на те или иные радикалы:

СН 3 СН 2 OH H 3 C – C Н – CH 3 H 3 C – C Н – CH – CH 3

OH OH CH 3

метилкарбинол диметилкарбинол метилизопропилкарбинол


Ведущая идея: Реализации деятельностного подхода к обучению химии на примере решения экспериментальных задач проблемного содержания, как средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Форма урока: Лабораторная работа с элементами исследовательской деятельности.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока химии.

Разработчик: Ивонинская Лидия Ивановна, учитель химии МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново Подосиновского района, высшая квалификационная категория

Тема: Химические свойства спиртов.
Тип урока: Урок изучения нового материала.

Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Образовательные задачи: Создать условия для формирования понятий о свойствах предельных одноатомных спиртов.

Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением предельных одноатомных спиртов.

Развивающие задачи: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе экспериментального решения задач проблемного содержания.

Воспитательные задачи: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.

Ведущая идея: Реализации деятельностного подхода к обучению химии на примере решения экспериментальных задач проблемного содержания, как средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Форма урока: Лабораторная работа с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения: Объяснительно- иллюстративный, исследовательский.

Оборудование и реактивы:

Стол № 1 Метанол, этанол, пропанол, бутанол, пентанол, фарфоровые чашки, лучинка, спички,
стеклянные пластинки.

Стол № 2 Этанол, медная проволочка, спиртовка, набор пробирок, пробиркодержатель, раствор
бихромата калия, раствор серной кислоты.

Стол № 3 Этанол, пропанол, бутанол, вода, кусочки натрия, запаянные в стеклянных ампулах,
индикатор метилоранж, набор пробирок, спички.

Стол № 4 Смесь этилового спирта с концентрированной серной кислотой, бромид калия, смесь
воды со льдом, круглодонная колба, штатив, делительная воронка, спиртовка, спички.

Стол № 5 Этанол, белок куриного яйца, кусочек сырого мяса, кровь, физиологический раствор,
вода, растительное масло. Набор пробирок.

Интеграционные связи: Внутрипредметные - единство закономерностей проявления химических свойств. Межпредметные - связь с биологическими и экологическими знаниями, связь химии с историей, литературой, экономикой.

Читайте также: