Грибы съедобные и несъедобные 3 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Тема урока : В царстве грибов Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги России. Съедобные, несъедобные, ядовитые грибы.

Цель: формирование ценностного отношения к окружающей природе через осмысление роли царства грибов в природе и в жизни людей.

Задачи: - систематизировать знания учащихся о грибах (строение шляпочных грибов, размножение,

-показать учащимся разнообразие грибов,

- уточнить представления учащихся о съедобных и несъедобных грибах, учить правильно собирать грибы.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.

Ребята, отгадайте загадки:

Весной одевается, осенью раздевается. (лес)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб)

- Мы совершим путешествие в царство грибов

Приветствуют учителя, отгадывают загадки. Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний. Актуализацию знаний по ранее изученной теме.

-Скажите, для чего нам необходимо охранять животных?

-Как называется книга, где находятся исчезающие виды животных?

-Какие животные находятся в Красной книге?

-А знаете ли вы, что в Красной книге находятся не только животные, но и растения и грибы.

Мы с вами в царстве грибов.

-На поляне нас ожидает грибной король. (на доске картинка грибного короля)

-Он нас приглашает к себе в гости познакомиться со своими друзьями. Слушают, отвечают на вопросы. Воспроизводят и фиксируют знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действий. Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

3. Постановка темы и цели Активизирую знания учащихся. Создаю проблемную ситуацию.

Оказывается, у грибов есть общие признаки и с растениями и с животными, но им выделили своё собственное отдельное царство. Какое? Сформулируйте мне тему сегодняшнего урока.

Что бы вы хотели сегодня узнать о грибах? Все ваши вопросы мы поместим на полянку и в течение урока, ответив на них, будем снимать с доски. Договорились? Какую же цель мы поставим на сегодняшний урок?

Какие задачи будем решать на уроке? Составим план изучения темы.

Формулируют тему урока, задачи и цель. Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

4. Организация познавательной деятельности. -А кто такие грибы?

-Грибы — особое царство живых организмов, насчитывающее 100 000 видов. Строение грибов разнообразно — от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм. Грибы совмещают черты растений и животных.

-Грибной король, предлагает нам узнать о строении гриба. (картинка гриба)

-Из чего же состоит гриб?

Организую рассказ о строении гриба.

-Верно! Гриб состоит из : шляпки, ножки и грибницы. (показываю)

-Грибница-это подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Грибы поглощают питательные вещества из почвы.

-Многие грибы в лесу связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями дерева и помогают им всасывать воду и соли. Взамен грибы получают от деревьев питательные вещества, которые растения производят на свету.

-Некоторые грибы получили своё название из-за того, что они произрастают рядом с деревьями. Это грибы : подберёзовик и подосиновик. (картинки грибов)

Организую беседу по рассказу.

-Из чего состоит гриб?

-Что такое грибница?

-Почему грибы растут рядом с деревьями?

-Грибами питаются многие лесные животные, а также грибами питается человек.

-Грибы - богатство леса. И поэтому к ним нужно относится бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России и нуждаются в охране.

Организую рассказ о съедобных и несъедобных грибах.

-Есть грибы, которые человек употребляет в пищу. Такие грибы называют-съедобные. А есть ядовитые грибы, которые нельзя есть. Такие грибы называют- несъедобные или ядовитые.

-Нужно обязательно знать различие этих грибов!

Организую работу с учебником.

-Откройте стр. 114. Король грибов предлагает нам прочитать описание грибов двойников и найти их на рисунке.

Организую беседу по отличительным признакам грибов.

-Чем отличается белый гриб от желчного гриба?

-Чем отличается опёнок от ложноопёнка?

Организую работу с иллюстрацией.

-Посмотрите, это шампиньон. У шампиньона шляпка снизу розовая или фиолетовая, а на ножке отсутствует мешочек.

-Посмотрите, а это бледная поганка. Шляпка у гриба снизу белая, а на ножке разорванный мешочек. Этот гриб смертельно ядовитый.

Организую, чтение правил, как правильно собирать грибы.

-Король грибов, предлагает нам прочитать правила на стр. 115 и запомнить, как правильно собирать грибы.

Слушают рассказ учителя.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Слушают рассказ о строении гриба.

Читают описание грибов

Высказывают свои предположения

Читают правила и запоминают их Познавательные

поиск и выделение необходимой информации

- построение логической цепи рассуждения.

- умение проводить сравнение и классифицировать, фиксировать затруднения

- умение на основании наблюдений делать умозаключения, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; работать с информацией, представленной в разных форматах;

- умение составлять план решения проблемы совместнос учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5. Физминутка А теперь всем детям встать.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку. Выполняют физминутку Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

6. Закрепление изученного материала -Какие грибы можно собирать?

-Что нельзя делать, когда ищешь грибы?

-Почему грибы нужно срезать ножом?

-Почему нельзя собирать грибы возле дорог и предприятий?

Организую самостоятельную работу в виде теста.

1.…у гриба отсутствует корень.

2.…грибница производит питательные вещества.

3…несъедобные грибы надо уничтожать.

4…собирать надо те грибы, которые хорошо знаешь.

5…нельзя собирать грибы у дорог и в городе.

6…желчный гриб является ядовитым.

7… в красную книгу России занесен гриб Грифола курчавая.

Выполнение самостоятельной работы.

Отвечают на вопросы

Оценивают работу друг друга. Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

- поиск и выделение необходимой информации

- построение логической цепи рассуждения.

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

7. Подвидение итогов

-Какая была тема урока?

-Какие бывают грибы?

-Почему нельзя собирать грибы возле дороги?

-Из каких частей состоит гриб?

В природе нет ничего лишнего. Люди- не единственные обитатели Земли и не всё создано исключительно для нас. Ведь мы же не убиваем ежей и воробьёв только потому, что они не годятся нам в пищу. Каждое живое творение выполняет свою функцию. И уничтожить хоть один вид – это значит нарушить природное равновесие. Даже ядовитые грибы приносят пользу природе, а значит и человеку.

Отвечают на вопросы

Слушают учителя Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Организую рефлексию учебной деятельности.

-Король гриб очень рад, что вы узнали много нового. Он предлагает вам оценить свою деятельность на уроке.

-Белый гриб-мне было все понятно, мне всё удалось.

-Мухомор - мне было непонятно, я затруднялся отвечать на вопросы.

Самооценивание своей деятельности на уроке.

Домашнее задание: Найти и рассказать интересные факты о грибах.

Спасибо за урок.

Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения; выражают своё отношение к теме, к своей работе на уроке и эмоциональный настрой. Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности


Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через знакомство с царством грибов.

образовательные:\

приводить примеры съедобных и несъедобных грибов

актуализировать знания детей о грибах;

сформулировать правила сбора грибов;

создать условия для усвоения знаний о съедобных н несъедобных грибах

различать части гриба;.

развивающие:

содействовать формированию критического мышления;

развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;

развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;

создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

воспитывать умение дружить и взаимодействовать;

создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;

способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

- научить узнавать и отличать съедобные грибы от несъедобных;

- знать правила сбора грибов.

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

Регулятивные умения:

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе

- формировать умение слушать и понимать других.

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия: открытие нового знания

Организация образовательного процесса

Оборудование:

Мотивация к учебной деятельности

Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

Новый день предлагаю начать с улыбки.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2 Минутка развития речи Начнём урок с минутки развития речи

1. По дорожке шли –
Боровик нашли.

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли

Мы с друзьями в лес пошли,

Много там грибов нашли,


Белых, рыженьких, лисичек,


И волнушечек- сестричек.


Мухоморы нам кивали,

Мы в корзинки их не брали,


Нам такие не нужны,

3 Актуализация знаний

Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
все загадки разгадать-
надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.

А что такое природа?

Природа-это всё, что нас окружает, но не сделано нашими руками.

Какая бывает природа?

Живая и неживая.

Какие признаки живой природы вам известны?

Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает.

(Сова, солнце, ручей, дуб, воздух, море, тигр, берёза, рысь, ястреб)

Давайте повторим признаки живой природы.

4 Изучение нового материала

А сегодня мы с вами поговорим ещё об одном объекте природы. А о каком вы мне скажете, отгадав загадку.

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (гриб)

О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о грибах)

О каких, узнаем из сценки.

Однажды красный мухомор

Расхвастался перед грибами:

- Ведь я один лишь украшаю бор,

И это все отлично знают сами.

Как я наряден, как умён!

А шапочка моя, ну, просто сон!

И тут лисичка отвечала:

- В твоём наряде проку мало!

Ты, батюшка, хорош на вид,

Но очень уж ты ядовит!

Как называются грибы, которые вели разговор? (мухомор и лисичка), а какие это грибы? Съедобные и несъедобные.

Прочитайте тему нашего урока (по бегущей строке)

Какие задачи поставим на урок?

- узнать что такое грибы?

- какие грибы бывают?

- правила сбора грибов

Молодцы! Ребята, вы справились с этим заданием. Теперь вы знаете, о каких грибах мы сегодня поговорим.

Давайте сначала поговорим о съедобных грибах: где они растут, чем питаются, какую пользу приносят, как их правильно нужно собирать.

Лев – царь зверей, орёл – царь птиц, а белый гриб – боровик – царь гриб. Ножка у него толстая, светлая, плотная, шляпка бархатная. Этот гриб такой солидный, пузатенький, тяжеленький, сразу видно барин!

Ножка у него не такая высокая, как у подберёзовика, сам он будто прижат к земле. Шляпка – коричневая, и главное – покрыта маслянистой плёнкой, к которой прилипают еловые иголки и прочий лесной мусор.

Жёлто-коричневой шапкой покрывают опята старый пень или ствол дерева. Опят всегда много – целая семейка. Ножки тоненькие, длинненькие, шапки аккуратненькие, кругленькие. Цветом грибочки с осенней листвой сливаются, глаз радуют, в корзинку просятся.

Груздь – мякоть беловатая. На срезе выделяется сок, жгучий на вкус. Ножка короткая, внутри пустая. Шляпка напоминает воронку с завёрнутым краем.

6) Грибная лапша
Плодовые тела гриба округлые, сидячие, без ножки, белые. Мякоть у грибной лапши белая, мясистая, при высыхании слегка желтеющая

Используется в пищу напоминает вкус мяса креветок и в лечении пищевода, гастрита и повышает иммунитет. Внесен в Красную книгу

7)Ежовик коралловидный или дождевик игольчатый.

Редкий вид. Внесен в Красную книгу встречается в лесах Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: Растет на пнях в смешанных и лиственных лесах. Встречается не часто.

Гриб похож на хрупкий белоснежный коралл имеет упругую, мясистую, белую мякоть с приятным грибным ароматом. В Китае активно применяется для профилактики и лечения желудка, нервной и дыхательных систем, а также для повышения иммунитета

Вывод: что мы узнали о съедобных грибах?

Проблемный вопрос А когда и как появились грибы? (из истории)

Встречая в лесу гриб, мы сталкиваемся с опасностью и восхищением. Съедая гриб мы можем получить отравление, а можем насладится приятным вкусом грибов. Гриб это древнейший житель леса. Издавна люди охотились за грибами, а грибы прятались от людей под листьями опавшими с деревьев. Но ранее большая часть удачной грибной охоты, оборачивалась смертельным исходом для человека. Что такое грибы в целом? Грибы - группа организмов, растущая на всем континенте.

Грибов насчитывается около ста тысяч видов. Грибы состоят из очень тонких нитей. Как появились грибы на земле, долгое время оставалось загадкой. Их появление связывали с различными природными явлениями, такими как удар молнии, испарение росы и испарение сгнивших органических веществ.

Еще были версии, что грибы это дети богов, а другие говорили, что грибы это дети дьявола. Но, в конце концов, ученые вписали грибы в класс растений. Немного позже, эти же ученые определили, что грибы обладают характеристиками, характерными для животных. Затем их выделили в отдельное царство – царство грибов.

Учитель: грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Они имеют большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу, так как грибы содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Многие грибы дружат с деревьями и кустарниками, под которыми селятся (подосиновики под осинами, подберёзовики – под берёзами, рыжики – под соснами и елками). Такая дружба выгодна и грибу и дереву. Гриб оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же отдаёт дереву питательные вещества, которые берёт из почвы.

Грибы быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки- эти грибы лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.

-Ребята, как вы думаете, из каких частей состоит гриб (ответы детей)

Шляпка – ножка – грибница (показ в презентации)

-Что такое грибница? – подземная часть гриба

-Для чего она нужна? – она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами

Вывод из каких частей состоит гриб?

А какую пользу приносят грибы нам расскажет - Егор.

Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь, охранять и собирать аккуратно

Некоторые грибы помогают растениям впитывать из почвы воду и соли.

Грибами питаются многие животные

Из некоторых грибов человек готовит еду

Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя.

Есть грибы лекарства.

Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов.

Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик).

На берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение.

Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.

А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов?

Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей. А сегодня мы познакомимся с растущими в лесу несъедобными грибами.

ФИЗМИНУТКА

Давайте поговорим о несъедобных грибах

2)Бледная поганка.

Самый ядовитый гриб! Съешь даже маленький кусочек бледной поганки – прощайся с белым светом. Ножка у поганки тоненькая, под шляпкой – колечко из лохмотьев кожицы. Бледная поганка действительно бледная. Некоторые считают, что если грибы отваришь, а воду слить, то яд уйдёт. Нечего подобного.

3) Клавария бледно-бурая

Гриб имеет фиолетовое или сиреневое тело. Существует около 1200 видов грибов, которые отличаются цветом. Этот гриб растёт в основном в тропических лесах и считается несъедобным. Внесён в Красную книгу

Он имеет горький вкус, поэтому несъедобен. Растет на земле в смешанных лесах.

Шляпка неровная, вдавленная, окрашена у молодых грибов в белые тона, постепенно приобретает красный или фиолетовый цвет.

Вывод: что вы узнали о несъедобных грибах?

5 Закрепление изученного

А сейчас я проверю, как вы усвоили, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.

Я называю грибы, если гриб не является съедобным, то вы поднимаете зелёную карточку, а если несъедобный – красную карточку.

Маслёнок, груздь, Бледная поганка, подосиновик, боровик, подберёзовик, Мухомор, рыжик , волнушка, Ложный опёнок, шампиньон, опята.

Давайте подведём итог: назовите съедобные грибы, которые встретились в игре.

Прежде, чем мы с вами приступим к следующему заданию, давайте подготовим глазки.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

А сейчас мы с вами попробуем решить несколько задач о правильном сборе грибов.

Работать будете в группах (выступление детей) правила работы в группах

Решение экологических задач

Нашёл грибник один белый гриб, а разрыл вокруг весь мох и траву, выискивая

мелкие грибочки. Какой вред он принёс природе?


Костя и Миша пошли в лес за грибами.

Миша набрал полную корзину мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша?

Вывод нужно бережно относиться к дарам природы и соблюдать правила:

Не собирай неизвестные грибы

Гриб срезай ножом

Не пробуй грибы на вкус

Придя домой ещё раз вместе со взрослыми пересмотри грибы.

6.Этап рефлексии

- Кому было интересно на уроке?

- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

- А что вы уже знали раньше? - Что понравилось делать?

- Что было трудно?

На столе перед вами лежат сигнальные карточки.

- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.

Сформировать представление об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов.

Сформулировать правила сбора грибов и недопустимости определения вида грибов на вкус.

Формировать знания по оказанию первой медицинской помощи при отравлениях грибами.

Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Встреча с лесом. - 2 мин.

Проверка домашнего задания. Сети и пирамиды питания.-7 мин.

Строение и роль грибов в природе. - 4 мин

Физминутка. - 1 мин.

Несъедобные грибы. Работа в группах. - 10 мин.

Правила сбора грибов. - 4 мин.

Первая помощь при отравлении грибами. - 5 мин.

Сбор съедобных грибов в корзинку. - 5 мин.

Работа с тестом. - 2 мин.

Итог. Ответ на контрольный вопрос урока. - 3 мин.

- Тему урока узнаем, разгадав загадку: “Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком”. (Гриб мухомор)

Тема урока “Грибы съедобные и несъедобные ”. СЛАЙД 1

  • Изучим строение гриба;
  • Найдем различия между съедобными и несъедобными грибами;
  • Сформулируем правила сбора грибов;
  • Изучим правила первой медицинской помощи при отравлении грибами.

- В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос: “Грибы - враги или друзья?”

- Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.

2. Встреча с лесом.

Поможет нам в изучении темы зеленый друг: Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Что называют словом лес? (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)

Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)

Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.

(Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).

Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Лес пускает нас к себе в гости.

3. Проверка домашнего задания. СЛАЙД 3

- На прошлом уроке мы изучили сети и пирамиды питания. Проверим ваши знания по этой теме.

- 1 ученик самостоятельно составлит на магнитной доске возможные сети питания из картинок: дуб, белка, ястреб, кабан, волк, мышь, сова, лиса.)

- В это время мы Выполним самостоятельную работу. Составьте и запишите на маркерной доске пирамиду питания из слов: мышь, орел, клевер, змея.

- Что записали в нижней строчке? Обоснуйте свою запись.

- Почему мышь записали во 2 строчке снизу?

- Что записали в верхней строчке?

- Почему ниже орла записали змею?

- Кто из этих животных связан прямой связью?

- Кто связан косвенной связью?

- Есть ли связь между количеством клевера и орлов? (Хищников меньше растительноядных, а растительноядных меньше, чем растений)

- Почему экологи говорят: “Лес – единое целое?”

ВЫВОД: В природе мы видим множество примеров взаимосвязей животного и растения, при котором оба приносят друг другу пользу.

4. Строение и значение грибов. СЛАЙД 4

- Сейчас мы узнаем, есть ли взаимосвязь между растениями.

- Наши леса славятся грибами.

- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

- Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.

- Что находится в земле? Грибница.

- Проверим верность наших знаний, прочитав стр.118, 1 абзац.

- Что называют грибницей? (Грибница- это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3-7 дней.)

- Какие названия грибов вы знаете?

- Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева? СЛАЙД 5

- Прочитаем об этом во 2 абзаце текста.

- Что грибница всасывает из почвы? (Влагу с солями и отдает ее деревьям)

- Что грибница не может производить? (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)

- Где гриб берет эти питательные вещества? (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве. Грибница “выращивает” дерево.)

- Есть ли дружба между растениями? (Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)

ВЫВОД: Растения дружат друг с другом.

- Прочитаем 3 абзац.

- Каково значение грибов в природе?

  • Их любит собирать и есть человек
  • В них насекомые откладывают личинки
  • Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
  • Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
  • Ими питаются животные. СЛАЙД 7

- Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.

Вывод: В природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

6. Несъедобные грибы. Работа в группах. СЛАЙД 8

- Как понимаете народную поговорку: “Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут”?

- Прочитаем 1 абзац на стр.120.

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

- Нам сейчас предстоит работа в группах. В учебнике на с.120 прочитайте памятки, рассмотрите рисунки на стр. 121. “Рисунок1” Найдите и запишите в таблицу отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами.

(Групповая работа. Заполнение таблицы.) СЛАЙДЫ 9-12

- Поделимся выводами о различии сходных грибов. (Дети зачитывают сравнительную характеристику грибов, а учитель обобщает ответы групп детей)

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

7. Правила сбора грибов.

- Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы?

- В тетрадях на печатной основе на стр. 31 во 2 задании отметьте знаком плюс верные высказывания.

- Перефразируйте неправильные высказывания в правильные.

- Обоснуйте каждый пункт памятки лесника.

  • Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
  • Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
  • Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
  • Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

8. Первая помощь при отравлении грибами.

- Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами.

Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.

Случай 2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой.

- Назовите признаки отравления грибами?

- Что нужно предпринять при отравлении грибами?

- Сверьте свои ответы с верными ответами.

  1. Немедленно вызвать врача.
  2. Промыть желудок.
  3. Выпить активированный уголь

9. Сбор съедобных грибов в корзинку. СЛАЙД 15

  • Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик- 2)
  • Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята-5)
  • Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички-4)
  • Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик-1)
  • Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой…
  • Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка-3)
  • Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый-7)
  • Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок-6)
  • Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик-8)

- Как называются все эти грибы?

- Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

9. Работа с тестом.

  1. Ядовитые грибы лесу не нужны.
  2. Ядовитые грибы надо уничтожать.
  3. В лесу нужны все только съедобные грибы.
  4. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

- Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему выбрали 4 высказывание?

Вывод: В природе лишних растений нет!

9. Итог СЛАЙД 16

- Какая была тема урока?

- Какой вид работы понравился?

- Что узнали нового о грибах?

- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

образовательные:

актуализировать знания детей о грибах;

сформулировать правила сбора грибов;

создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;

различать части гриба;

приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

расширить знания о ядовитых грибах

развивающие:

содействовать формированию критического мышления;

развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;

развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;

создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

воспитывать умение дружить и взаимодействовать;

создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;

способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;

- знать правила сбора грибов.

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Организация образовательного процесса

Оборудование:

- телевизор; доска; ноутбук учителя; научные статьи о грибах.

Учебные пособия:

- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- При каких условиях урок будет удачным? (Урок будет удачным тогда, когда …)

- А сейчас угадайте, на какой урок я приглашаю вас. Послушайте:

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорее все за дело.

(на контрольную, урок новых знаний, урок повторение)

- Как вы определили?

- Сформулируйте цели урока?

(получить новые знания)

3.Актуализация знаний. Тема урока.

-Определите, что это за звуки? (звуки природы)

- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

-Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы.

- На какие 2 группы вы их распределили? (Растения и животные).

- Как ученые договорились их называть? (Царство растений, царство животных,).

- По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?

- Найдите карточку с признаками царства растений:

1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

2. Питаются растворенными минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

(дети подходят и прикрепляют карточки).

-Найдем карточку с характерными признаками для царства животных:

1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4. Могут жить и развиваться в различных условиях.

3. Создание проблемной ситуации.

- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?(покажите)

- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?

Вывод: грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство. Тема нашего урока В царстве грибов.

4. Первичное усвоение новых знаний.

4.1. Исследование в малых группах

- Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах. (по 4 человека)

- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.

- Инструкцию будет читать один человек, и задавать вопросы группе – это мои консультанты.

- Они же будет отвечать.

- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

- Для правильного ответа используйте карточку

Работа в группах. Обмен информацией.

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.

Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

План – ответ.

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества грибы и почему?

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: чем питаются грибы.

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем. Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно. Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

План - ответ:

Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..

Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия. Грибы бывают трубчатые (белый, масленок, подберезовик); если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) – у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.


Грибы бывают ……… и …….. .

Бледная поганка. Я стройная бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Меня не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой. А признаки мои: шляпка зеленовато-голубоватая или белая, с белыми пластинками. Ножка, будто вылезает из горшочка, а верх горшочка бахромой отделан. В верхней части ножки – кольцо, точно мини-юбочка. Меня часто путают с шампиньоном.

• А этот красавец на беленькой ножке,

он в красненькой шляпке, на шляпке – горошки. (Мухомор.)

Мухомор. Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наградила меня необыкновенной красотой. Но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Но я приношу и пользу: для оленей и лосей я служу лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости эти крупные животные легко находят меня и с удовольствием съедают. для лечения больных суставов используют мухоморы. И не вздумайте сбивать меня ногой в лесу! Я нужный!

• Царь грибов на толстой ножке, самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело, потому что гриб он… (белый).

В нижней части шляпки у меня слой трубочек жёлтого цвета. Верхняя часть шляпки – коричневая, так как я родился в сосновом лесу. А вот мой братец вырос в берёзовом лесу, и поэтому он в светлой шапочке. А ножка у меня солидная, толстая. Расту я с июня по октябрь.

Какие бывают грибы?

1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.

2.Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

3. Питаются останками живых существ.

4. Питаются солями из почвы.

5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

6. Самостоятельно не передвигаются.

8. Бывают трубчатые и пластинчатые

9. Съедобные и несъедобные.

V. Закрепление изученного материала.

Физкультминутка

Дима шел, шел, шел, Берём? Берём!

Белый гриб нашел. И дальше идем.

– А теперь я буду произносить названия грибов. Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб, – разводите руки в стороны.

белый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички.

– Да, действительно, не все грибы можно собирать.

7. Работа по учебнику. Грибы - двойники. Чтение текста с пометками. (Прием инсерт)

V- информация мне известна

+- узнал что-то новое

- -думал иначе

- Ребята, а вы знаете, что у грибов так же, как и у людей есть двойники?

С некоторыми мы сейчас познакомимся.

Первая пара: Желчный белый гриб

- Различить очень трудно. Желчный гриб имеет трубочки и поры розового цвета. А белый- зеленовато – желтые.

Вторая пара: Ложные опята Опенок осенний

- Что общего у этих грибов?

- Чем они отличаются? ( отличаются цветом шляпки и гладкостью шляпки)

Третья пара: Бледная поганка шампиньон

-Как отличить эти грибы?(Отсутствие клубневидного утолщения у основания ножки).

8.Составление правил сбора грибов

- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?

-Прочитайте статью на стр. 115 и сформулируйте эти правила.

Презентация на экране:

Правила сбора грибов

Собирай только хорошо знакомые грибы!

Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!

Не бери старые грибы – в них яд.

Грибы срезай ножом или выкручивай!

Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!

- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)

Вывод: в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

9.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы

1. Чем размножаются шляпочные грибы?

а) семечками; б) отростками; в) спорами.

2. Какая часть у грибов самая важная?

а) грибница; б) шляпка; в) ножка.

3. Можно ли собирать все грибы подряд?

а) да, все пригодятся для питания;

б) нет, только знакомые съедобные грибы.

4. Только ли дикорастущие грибы на нашем столе?

а) одни лесные грибы у нас на столе;

б) употребляем в пищу не только лесные грибы.

5. Как правильно собирать грибы?

а) раскидать листву, разрыть мох;

б) собирать только самые крупные грибы;

в) срезать грибы ножиком.

10.Рефлексия

Итак, верите ли вы, что…:

грибы относятся к живой природе? Да

грибы относятся к царству растений? Нет

шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да

плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да

грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.

что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет

грибы – это богатство леса? Да

13) что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет

На уроке мне было …

11 .Домашнее задание


-75%

Читайте также: