Государства доколумбовой америки 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Па́года – это высокие храмы в виде многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенные искусной резьбой.

Раджа – это индийский титул влиятельной особы, государя, князя или царя.

Касты – это слои средневекового общества в Индии, которые различались не только в имущественном и правовом отношении, но и по месту в обществе. Принадлежность к касте была наследственной.

Сёгун – это титул военных правителей Японии в 1192 – 1867 годах, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Опору сёгуна составляло сословие самураев.

Буддизм – это религиозное учение, возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, нетеистическая религия, то есть отрицающая существование Бога – творца и вечной души.

Ацтеки – индейский народ, создатели государств в Центральной Мексике в XIII – XVI веках.

Инки – это индейский народ, создавший обширную империю с центром в перуанских Андах.

Майя – индейский народ, создавший высокоразвитую цивилизацию в Центральной Америке, просуществовавшую около двух тысяч лет.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в Средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.

В VI в. Под ударами кочевников пала империя Гуптов. Закончился золотой век Древней Индии. Индия распалась на множество княжеств. Начался долгий период раздробленности и междоусобиц. Несмотря на это, устройство общества и хозяйственная жизнь во всех частях Индии в течение столетий оставались почти такими же, как в поздней древности.

Китай в Средние века был огромной страной, сравнимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. С севера на страну постоянно нападали кочевники, но Китай каждый раз возрождал было могущество.

Расположенная на островах, а потому защищённая от кочевников и достаточно изолированная от других стран, Япония тем не менее находилась под огромным влиянием Китая. И всё же развитие её общества, государства и культуры отличалось большим разнообразием.

В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки. Но здесь тоже возникли государства, расцвели цивилизации майя, ацтеков и инков, достигшие значительных успехов в ремёслах, науках, архитектуре и искусстве.

На сегодняшнем уроке вы узнаете, каковы были основные достижения народов Азии и Америки в эпоху Средневековья.

Средневековая Индия подвергалась нашествиям мусульман, но сохранила религиозное и культурное разнообразие. Устройство власти и общества диктовала кастовая система. После падения империи Гуптов, завоеватели, смешавшись с верхушкой местного населения, образовали касту раджпутов. Их правители – раджи – создали более 200 княжеств.

В XIII в. из владений мусульман на севере Индии образовалось государство со столицей в Дели – Делийский султанат. Вторжение войск Тимура в 1398 году окончательно ослабило это государство.

Индия была чрезвычайно богатой страной. Индийские мастера делали изящные золотые и серебряные сосуды с тонкой чеканкой, умели хорошо шлифовать драгоценные камни, обрабатывать слоновую кость, делать тонкие ткани из хлопка; процветала торговля; архитектура отличалась удивительным разнообразием; врачи умели делать операции; существовали обсерватории.

В 1211 году войско Чингисхана вторглось в Северный Китай. С конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пекине. В 168 году после восстания Красных повязок Китай добился независимости.

Изобретения средневекового Китая уникальны: книгопечатание, порох, фарфор.

Главным видом искусства была живопись. Культура Китая оказала большое влияние на культуру соседних Кореи, Индокитая, Японии.

Культура Китая в период Средневековья развивала традиции древности и оказала огромное воздействие на сопредельные страны, прежде всего на Японию.

Островное положение Японии определили особенности её культуры, хозяйства, политического устройства. В VII - VIII веках в Японии возникла монархия во главе с императором. К X – XII векам сложились крупные земельные владения знати, которая превратилась в дворян – в Европе их называли самураями. С XII века реальным правителем страны стал вождь – сёгун. Сёгунат существовал в Японии до XIX века.

Большое влияние на духовную культуру, обычаи и мораль Японии оказал буддизм. Буддийские монахи были носителями знаний.

В XIV – XV веках возник японский театр, пьесы для которого создавались на основе храмовых и народных легенд и с сказаний.

Главной темой искусства были природа и единение человека с ней.

Цивилизации доколумбовой Америки – майя, ацтеки и инки – создали уникальную культуру и имели своеобразное политическое и общественное устройство. В этих государствах использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, большим влиянием пользовались жрецы. Золото и серебро не считались драгоценными, а скапливались как культовые ценности племени.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между именами известных людей средневекового Востока и сферой их деятельности.

Территория расселения

а) японский поэт, создатель особого жанра театрального представления

б) Правитель Самарканда, нанёсший удар по ослабевшему Делийскому султанату

в) хан монголов, не сумевший разбить японское войско

г) хан монголов, завоевавший китайские земли

Правильный вариант:

Территория расселения

б) Правитель Самарканда, нанёсший удар по ослабевшему Делийскому султанату

г) хан монголов, завоевавший китайские земли

в) хан монголов, не сумевший разбить японское войско

а) японский поэт, создатель особого жанра театрального представления

Задание 2. Зачеркните название сельскохозяйственных культур, которые не выращивали индейцы Латинской Америки в средние века.

Картофель, сахар, помидоры, кукуруза, табак, рис, хлопок.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Картофель, сахар, помидоры, кукуруза, табак, рис, хлопок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Волкова Екатерина Григорьевна, учитель истории, обществознания

Урок всеобщей истории в 6 классе

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века.

Цель урока: 1. Способствовать формированию у учащихся

представлений об особенностях хозяйственного и культурного развития,

общественных отношений цивилизаций инков, майя и ацтеков.

2.развивать навыки работы с текстом, умение ставить и разрешать

проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное,

сравнительная таблица, домашнее задание

Оформление доски: тема урока, новые слова (майя,ацтеки,инки)

Цель урока: 1. Способствовать формированию у учащихся

представлений об особенностях хозяйственного и культурного развития,

общественных отношений цивилизаций инков, майя и ацтеков.

2.развивать навыки работы с текстом, умение ставить и разрешать

проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное,

сравнительная таблица, домашнее задание

Оформление доски: тема урока, новые слова (майя,ацтеки,инки)

Цель урока: 1. Способствовать формированию у учащихся

представлений об особенностях хозяйственного и культурного развития,

общественных отношений цивилизаций инков, майя и ацтеков.

2.развивать навыки работы с текстом, умение ставить и разрешать

проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное,

сравнительная таблица, домашнее задание

Оформление доски: тема урока, новые слова (майя,ацтеки,инки)

Цель : Знакомство с народами и государствами доколумбовой Америки

Познакомить учащихся с основными занятиями народов Америки;

Проследить процесс организации государств коренных народов до открытия Америки европейцами.

Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;

Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;

Формировать умение прослеживать причинно-следственные связи, умение работать с картой.

Развивать эстетические взгляды учащихся, уважение к культурному наследию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения урока: словесный, иллюстративно-демонстрационный.

Е. В. Агибалова, Г. М. Донской История средних веков М.: Просвещение, 2019 § 33;

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины:

майя, ацтеки, инки

План и этапы урока:

I. Организационный момент;

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Центральную и Южную Америку. Мы познакомимся с первыми поселенцами, узнаем о цивилизациях индейских племен майя, ацтеков и инков.

II. Изучение нового материала

Рассказ учителя – сопровождается презентацией.

На американском континенте проживало большое количество различных племён и народов. После открытия Америки европейцами они получили общее название – индѐйцы .

Большая их часть жила родоплеменными порядками. Индейцам были не известны железо, плуг, колесо, огнестрельное оружие.

Большинство племён жило за счёт охоты, рыбной ловли и собирательства.

На юге Северной, в Центральной и Южной Америке было известно земледелие.

Население Америки

Индейцы выращивали кукурузу, картофель, подсолнечник, томаты, какао, табак.

В этих регионах проживали ма̀йя, ѝнки и ацтѐки . Они стояли на порядок выше в развитии, чем остальные индейцы. Им удалось создать собственные государства и культуру.

Ма̀йя жили на полуострове Юката̀н . Расцвет их городов-государств приходится на вторую половину первого тысячелетия новой эры.

В каждом городе правила собственная династия. Правителя считали богоподобным.

Он управлял при помощи чиновников. В каждом поселении был наместник правителя. Он собирал налоги, следил за выполнением повинностей, был судьёй, во время войны командовал местным войском.

Общество майя делилось на знать (чиновники, управляющие, военачальники).

Жречество (контролировали общественную жизнь майя, указывали время посева и сбора урожая, отправляли религиозные обряды).

Крестьян-общинников (в их пользовании находилась земля, они приносили основной доход казне).

Рабов (выполняли тяжёлые работы, были слугами).

У майя была собственная письменность, похожая на иероглифы.

Астрономы майя составили один из самых точных на тот момент календарей в мире.

Значимые постройки майя возводили из огромных тёсаных блоков.

Культовые строения (храмы, дворцы, гробницы правителей) имели вид ступенчатых пирамид.

В XIV веке в центральной Мексике образовалось государство Ацтѐков .

К началу XVI века им удалось подчинить почти всю центральную Америку и создать собственную империю.

Столицей государства ацтеков был город Теночтитла̀н . В нём проживало около 200 тысяч жителей.

Главой государства был наследственный правитель.

В его руках находились светская, военная власть. Он исполнял высшие религиозные функции.

Правитель ацтеков

Среднее положение занимали купцы (занимались не только торговлей, но и военной разведкой) и ремесленники.

Основой общества были свободные общинники . Они обрабатывали землю. Платили налоги и выполняли повинности.

На высоком уровне находилось образование. В обычных школах изучались земледелие, ремесло и военное дело. Детей знати и наиболее способных среди простых детей обучали государственному управлению, основам религии, истории.

Особенными были верования ацтеков. Верховным божеством они считали Солнце . Ацтеки были уверены, что если не поддерживать Солнце постоянными жертвоприношениями пленников, то наступит конец света.

Жертвоприношение

В XVI веке государство ацтеков было уничтожено европейцами. В тот момент оно находилось на пике своего могущества.

В XII веке на Западе Южной Америки возникло государство Ѝнков .

К XIV–XV векам инкам удалось создать огромную империю с центром в городе Ку̀ск о.

Государство инков было подчинено интересам войны, поэтому

их общество делилось на воинов и не-воинов.

Воины разделялись на отряды: десятки и сотни во главе с военачальниками. В армии существовала строгая дисциплина.

Не-воины (в основном земледельцы) были объединены в общины.

Община содержала семьи воинов, снабжала государство необходимыми продуктами.

Земледелие у инков

Обрабатываемая земля делилась на три части. Урожай с одной шёл Верховному Инке, с другой – жрецам. Третья часть оставалась общиннику.

Государство контролировало перемещение людей, потребление и производство продуктов, снабжение нуждающихся (вдов, сирот, стариков, пострадавших от природных бедствий).

Для контроля над огромной страной была построена сеть дорог . Налажена почтовая служба. Создан обширный аппарат чиновников.

Для передачи данных инки использовали узелковое письмо – кипу –

верёвочные сплетения различного цвета и узелки. При помощи кипу контролировались все стороны жизни империи Инков.

Народы доколумбовой Америки создали уникальное общество и культуру. Они резко отличались от таковых в Европы и Азии.

Долгое время считалось, что народы Африки были неразвиты. Что они не достигли успехов в культурном и общественном развитии.

Но постепенно было доказано обратное и такие идеи были опровергнуты.

Африканские народы различались по уровню развития в зависимости от региона проживания.

В Центральной Африке основой хозяйства были охота и собирательство. На Юге Сахары – кочевое скотоводство.

Другим народам было известно земледелие. В таких землях раньше появились и развились африканские государства.

Земледелие в Африке

В VIII веке новой эры в междуречье Нѝгера и Сенега̀ла появилось государство Га̀на . Через её земли проходили важные караванные пути к Средиземноморью и к Гвинейскому заливу.

Через Саха̀ру, на Север, везли рабов, медь, золото, слоновую кость. На Юг – соль, предметы роскоши. Гана разбогатела за счёт таможенных сборов с торговцев.

В XI веке, в ходе войны, Гана на время попала под управление султана Марокко. Со временем марокканцы были изгнаны, но торговле был нанесён большой урон.

За время усобиц на территории Ганы образовалось государство Малѝ .

К XIV веку оно достигло своего расцвета.

Правители Мали также разбогатели за счёт караванной торговли. Кроме того, в Мали добывали золото и соль.

В IV–V веках переживало расцвет единственное на то время христианское государство Африки – Аксу̀м . Оно находилось на севере Эфиопии.

Правители Аксума контролировали торговые пути в своём регионе. Выгодно торговали с Римской империей, а после – с Византией.

Но в VII веке арабы напали на Аксум и захватили часть земель государства. Потеря контроля над караванными путями и внутренние неурядицы привели к распаду страны.

В VIII–IX веках на восточном побережье Африки появились первые арабские торговые колонии. XII–XIV века стали временем их наивысшего подъёма.

Города Восточной Африки

В этих городах селились представители многих народов.

Купцы городов контролировали торговлю в Индийском океане.

Их упадок связан с приходом европейцев в XV веке.

Каждый народ Африки обладал своей самобытной культурой. Культурные традиции менялись в зависимости от региона континента.

На культуру Западной и Восточной Африки большое влияние оказал ислам.

Культура народов Африки

В регионах, где существовали традиционные верования, больше развивалась местная народная культура.

Культура Эфиопии ощутила сильное влияние христианства.

Подведём итоги.

За период Средних Веков на Американском континенте образовались государства Инков, Ацтеков и Майя.

В Африке – Гана, Мали, Аксум, города-государства Восточного побережья.

В странах Африки и Америки развились феодальные отношения.

Были созданы уникальные культуры американских и африканских цивилизаций.

III. Закрепление изученного материала;

Цель: Познакомить учащихся с государствами и народами доколумбовой Америки.

Задачи:

  1. Каждый ученик к концу урока должен иметь представление о занятиях, нравах и быте народов Америки до прибытия европейцев;
  2. Научить работать с текстом учебника, выделять главную информацию, перерабатывать её и переносить в таблицу;
  3. Воспитывать умение работать в группе, в том числе воспитывать взаимопомощь, коллективизм.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1. Индивидуальные задания:

а) Используя иллюстрации, картины из альбома по истории средних веков описать индийские архитектурные сооружения, указать их особенность;

2. Фронтальный опрос класса:

– Какие вторжения в Индию совершались в средние века? Как вы думаете, почему они происходили в основном с северо-запада? (Работа с картой);

– В чём вы видите особенности экономического и политического развития Индии в средние века по сравнению со странами Востока и Европы?

– Почему Делийский султанат распался? В чём вы видите сходство с причинами распада Арабского халифата?

– Какие достижения Индийской культуры были восприняты другими народами?

II. Подготовка к изучению нового материала:

III. Самостоятельные выводы учащихся о теме и целях урока:

IV. Изучение нового материала (в группах).

1. Учащиеся самостоятельно изучают материал параграфа, затем в группах заполняют таблицу, показывающую особенности племён, форма таблицы выводится на экран.

Название племени

Место проживания

Управление и общественный строй

Религия

Успехи в культуре

Наука

П-ов Юкатан и область в Центральной Америке

Общины, города-государства, Правитель

  • Знали письменность,
  • Составили календарь,
  • Строили дворцы и храмы, изготавливали статуэтки богов и рельефы
  • Математика,
  • Астрономия,
  • Литература

Во главе государства наследственный правитель

Украшения из золота и серебра, гранили драгоценные камни и делали мозаику, изготавливали глиняные сосуды, фигурки людей и животных, ткали и вышивали

В горах Андах на западе Южной Америки

Почтовая связь, школы для детей, храмы и дворцы

2. По мере подготовки информации каждая группа защищает свой проект и на экран выводится информация о племени (по порядку о каждом племени);

3. В итоге на экран выводится сводная таблица по всем изучаемым племенам и по ней даётся дополнительное задание для анализа всему классу: сравните особенности государств индейцев Америки.


Урок формирует представление об истории государств и народов доколумбовой Америки (майя, инков, ацтеков) и Африки (Гана, Мали, Аксум, города-государства Восточного побережья Африки) в Средние Века. Об отдельных моментах и особенностях их культуры, устройства, общества. Знакомит с достижениями науки и культуры этих регионов мира в период Средних Веков.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Государства и народы доколумбовой Америки. Африка"

На американском континенте проживало большое количество различных племён и народов. После открытия Америки европейцами они получили общее название – индѐйцы.

Большая их часть жила родоплеменными порядками. Индейцам были не известны железо, плуг, колесо, огнестрельное оружие.

Большинство племён жило за счёт охоты, рыбной ловли и собирательства.

На юге Северной, в Центральной и Южной Америке было известно земледелие.

Население Америки

Индейцы выращивали кукурузу, картофель, подсолнечник, томаты, какао, табак.

В этих регионах проживали ма̀йя, ѝнки и ацтѐки. Они стояли на порядок выше в развитии, чем остальные индейцы. Им удалось создать собственные государства и культуру.

Ма̀йя жили на полуострове Юката̀н. Расцвет их городов-государств приходится на вторую половину первого тысячелетия новой эры.

В каждом городе правила собственная династия. Правителя считали богоподобным.

Он управлял при помощи чиновников. В каждом поселении был наместник правителя. Он собирал налоги, следил за выполнением повинностей, был судьёй, во время войны командовал местным войском.

Общество майя делилось на знать (чиновники, управляющие, военачальники).

Жречество (контролировали общественную жизнь майя, указывали время посева и сбора урожая, отправляли религиозные обряды).

Крестьян-общинников (в их пользовании находилась земля, они приносили основной доход казне).

Рабов (выполняли тяжёлые работы, были слугами).

У майя была собственная письменность, похожая на иероглифы.

Астрономы майя составили один из самых точных на тот момент календарей в мире.

Значимые постройки майя возводили из огромных тёсаных блоков.

Культовые строения (храмы, дворцы, гробницы правителей) имели вид ступенчатых пирамид.

В XIV веке в центральной Мексике образовалось государство Ацтѐков.

К началу XVI века им удалось подчинить почти всю центральную Америку и создать собственную империю.

Столицей государства ацтеков был город Теночтитла̀н. В нём проживало около 200 тысяч жителей.

Главой государства был наследственный правитель.

В его руках находились светская, военная власть. Он исполнял высшие религиозные функции.

Правитель ацтеков

Среднее положение занимали купцы (занимались не только торговлей, но и военной разведкой) и ремесленники.

Основой общества были свободные общинники. Они обрабатывали землю. Платили налоги и выполняли повинности.

На высоком уровне находилось образование. В обычных школах изучались земледелие, ремесло и военное дело. Детей знати и наиболее способных среди простых детей обучали государственному управлению, основам религии, истории.

Особенными были верования ацтеков. Верховным божеством они считали Солнце. Ацтеки были уверены, что если не поддерживать Солнце постоянными жертвоприношениями пленников, то наступит конец света.

Жертвоприношение

В XVI веке государство ацтеков было уничтожено европейцами. В тот момент оно находилось на пике своего могущества.

В XII веке на Западе Южной Америки возникло государство Ѝнков.

К XIV–XV векам инкам удалось создать огромную империю с центром в городе Ку̀ско.

Государство инков было подчинено интересам войны, поэтому

их общество делилось на воинов и не-воинов.

Воины разделялись на отряды: десятки и сотни во главе с военачальниками. В армии существовала строгая дисциплина.

Не-воины (в основном земледельцы) были объединены в общины.

Община содержала семьи воинов, снабжала государство необходимыми продуктами.

Земледелие у инков

Обрабатываемая земля делилась на три части. Урожай с одной шёл Верховному Инке, с другой – жрецам. Третья часть оставалась общиннику.

Государство контролировало перемещение людей, потребление и производство продуктов, снабжение нуждающихся (вдов, сирот, стариков, пострадавших от природных бедствий).

Для контроля над огромной страной была построена сеть дорог. Налажена почтовая служба. Создан обширный аппарат чиновников.

Для передачи данных инки использовали узелковое письмо – кипу –

верёвочные сплетения различного цвета и узелки. При помощи кипу контролировались все стороны жизни империи Инков.

Народы доколумбовой Америки создали уникальное общество и культуру. Они резко отличались от таковых в Европы и Азии.

Долгое время считалось, что народы Африки были неразвиты. Что они не достигли успехов в культурном и общественном развитии.

Но постепенно было доказано обратное и такие идеи были опровергнуты.

Африканские народы различались по уровню развития в зависимости от региона проживания.

В Центральной Африке основой хозяйства были охота и собирательство. На Юге Сахары – кочевое скотоводство.

Другим народам было известно земледелие. В таких землях раньше появились и развились африканские государства.

Земледелие в Африке

В VIII веке новой эры в междуречье Нѝгера и Сенега̀ла появилось государство Га̀на. Через её земли проходили важные караванные пути к Средиземноморью и к Гвинейскому заливу.

Через Саха̀ру, на Север, везли рабов, медь, золото, слоновую кость. На Юг – соль, предметы роскоши. Гана разбогатела за счёт таможенных сборов с торговцев.

В XI веке, в ходе войны, Гана на время попала под управление султана Марокко. Со временем марокканцы были изгнаны, но торговле был нанесён большой урон.

За время усобиц на территории Ганы образовалось государство Малѝ.

К XIV веку оно достигло своего расцвета.

Правители Мали также разбогатели за счёт караванной торговли. Кроме того, в Мали добывали золото и соль.

В IV–V веках переживало расцвет единственное на то время христианское государство Африки – Аксу̀м. Оно находилось на севере Эфиопии.

Правители Аксума контролировали торговые пути в своём регионе. Выгодно торговали с Римской империей, а после – с Византией.

Но в VII веке арабы напали на Аксум и захватили часть земель государства. Потеря контроля над караванными путями и внутренние неурядицы привели к распаду страны.

В VIII–IX веках на восточном побережье Африки появились первые арабские торговые колонии. XII–XIV века стали временем их наивысшего подъёма.

Города Восточной Африки

В этих городах селились представители многих народов.

Купцы городов контролировали торговлю в Индийском океане.

Их упадок связан с приходом европейцев в XV веке.

Каждый народ Африки обладал своей самобытной культурой. Культурные традиции менялись в зависимости от региона континента.

На культуру Западной и Восточной Африки большое влияние оказал ислам.

Культура народов Африки

В регионах, где существовали традиционные верования, больше развивалась местная народная культура.

Культура Эфиопии ощутила сильное влияние христианства.

Подведём итоги.

За период Средних Веков на Американском континенте образовались государства Инков, Ацтеков и Майя.

В Африке – Гана, Мали, Аксум, города-государства Восточного побережья.

В странах Африки и Америки развились феодальные отношения.

Были созданы уникальные культуры американских и африканских цивилизаций.

Читайте также: