Горе от ума конспект урока 1 действие

Обновлено: 05.07.2024

Анализ второго действия

Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.

Ход урока.

  1. I. Повторение. Проверка домашнего задания.

— С каких событий начинается комедия?

— Как ведут себя герои до появления Чацкого?

(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)

— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?

(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)

Анализ 3, 4 действия

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах мос­ковского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- сформировать первоначальные представления о конфликте,

- продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

СЛАЙД 1. Запись темы урока.

I. Вступительное слово учителя. Беседа о восприятии комедии. СЛАЙД 2

Мы сегодня начинаем разговор о бессмертной комедии А.С.Грибоедова. Однако при её появлении далеко не все были в восторге от произведения драматурга, некоторые критики даже представить себе не могли, что эта пьеса переживёт своего создателя минимум на двести лет.

- А какое впечатление произвела на вас пьеса А.С.Грибоедова?

- Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?

У произведения была сложная дорога к сцене. Об этом пути тоже можно было бы написать книгу.

Существует несколько версий истории создания комедии (кликаю на СЛАЙДЕ 2):

2. В.В.Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

- Каковы жанровые особенности произведения А.С.Грибоедова?

(Комедия - одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но есть список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

- К какому стилю относили комедию классицисты?

(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)

- Каковы особенности классицистической комедии? СЛАЙД 4

(Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта - в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует.)

- Каковы особенности сюжета в классицистической комедии?

(Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)

- Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия? СЛАЙД 5

(Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)

Правила трех единств:

- Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

- Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

- Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

III. Анализ списка действующих лиц. СЛАЙДЫ 6-7.

Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, Загорецкий.

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.

Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

IV. Анализ I действия комедии. СЛАЙД 12.

- Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?

( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).

- Какая интрига завязывается в самом начале?

(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого - завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.) СЛАЙДЫ 13-14 .

- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.

- Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)

- В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий? СЛАЙДЫ 15-16

(Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)

- Что заставило Чацкого уехать из Москвы?

- Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)

- Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?

- Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

- Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого?

(Диалог Чацкого и Софьи - сатирическое обличение Чацким московских нравов)

- Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?

- Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер?

( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма - единство действия, так как в 8 - 10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким.)

V. Подведение итогов.

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

Домашнее задание.

1. Прочитать II действие.

3. Ответить на вопросы: "Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока посвящена анализу 1 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова. Рассматриваются ключевые понятия "конфликт", "классицизм" и т.д.

Конспект урока литературы в 9 классе на тему:

Разработала: магистрант ФЛ – ЛМ-21

1.Обучающие: приступить к анализу комедии по действиям.

2.Развивающие:

3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской классике, формировать такие нравственные качества личности, как уважение к семье, честность, стремление к просвещению.

Универсальные учебные действия: 1) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2) познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 3) регулятивные: оценка, осознание качества и уровня усвоения.

Планируемые результаты:

· личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

· метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

· предметные: уумение представлять развернутый устный ответ на поставленные вопросы; умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Методы: комментированное чтение, анализ текста.

Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ.

I. Проверка домашнего задания.

II.Слово учителя.

Комедия – один из видов драмы. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка). Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь

В системе жанров классицизма комедия относится к низкому жанру. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым финалом.

III. Работа над текстом комедии.

1) Анализ списка действующих лиц:

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

1. Говорящие фамилии.

Фамусов (от лат.Fата молва), Репетилов (от франц. гере1ег повторять), Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух, Скалозуб -…Хрюмина-… Хлестова-…

2. Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

2) Чтение по ролям 1го и 2го явлений I действия.

3) Беседа по содержанию.

Трудно ли читать и слушать комедию? (пьеса в стихах)

Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях песронажей?

Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

Каким этапом являются 1-6 явления в плане развития сюжета? (экспозиция)

С какого явления начинается завязка действия? (с 7го — появляется Чацкий)

4) Чтение по ролям 7го явления.

5) Беседа по содержанию 7го явления.

Как появляется Чацкий? Где он был?

Какие черты его характера сразу бросаются в глаза?

Как Софья встречает Чацкого?

-Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого?

Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

IV. Вывод. Запись в тетрадь.

Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: любовный, с которого начинается пьеса, и социальный, который проявился в противостоянии взглядов Фамусова и Чацкого. Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного, он гораздо шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

2 Проверка домашнего задания

Молчалин – секретарь Фамусова, живущий у него в доме, прилежно исполняет свои обязанности, почтителен.

Московское дворянство – люди богатые, знатные, привыкшие к своей комфортной жизни, преклоняются перед всеи иностранным, не любят новшеств, противятся всему прогрессивному, свежему, молодому. Главное для них богатство и деловые связи, безразличны к своей родной земле и народу.

3) Главные герои и события

1 Что такое комедия? Дайте определение: конфликт, композиция, сюжет.

3 Назовите главных героев пьесы, место, занимаемое ими в комедии.

4 С какой целью приезжает в дом Фамусова Чацкий? Откуда?

5 Как Софья относится к Чацкому в начале 1 действия ? Как и из-за чего её отношение изменяется в конце?

6 Каково положение Молчалина в доме Фамусова? Почему он боится, что о его встречах станет известно?

7 Как относится Фамусов к Чацкому? Почему?

Читайте также: