Географические открытия и исследования в 16 19 веках 6 класс летягин конспект

Обновлено: 02.07.2024

Плавания в открытом океане и географические открытия стали возможны благодаря высокому уровню судостроения и навигации: к тому времени в Средиземноморье и на Балтике строили вместительные килевые суда с навесным рулем, системой косых и прямых парусов, позволявших двигаться вперед даже при встречном ветре, способны нести тяжелое артиллерийское вооружение. Мореходы использовали заимствованные у арабов компас, секстант, астролябию. Усовершенствовались марские карты, самыми точными среди которых были портоланы, детально изображавшие побережье и снабженные компасными сетками.

2. Как зародилась современная география? Что этому способствовало?

Современная география зародилась в 19 - начале 20 в., когда возникли новейшие методы и приборы для исследований. После череды важных путешествий, исследований и открытий современная география теперь в силах не только описывать факты и теоретические данные, но и может с научной точки зрения объяснить их. География приобретает более важное значение. Повсюду начинают формироваться различные географические школы и сообщества, которые очень сильно повлияли на развитие не только географии, но и других всевозможных наук.

3. Какие выдающиеся географические открытия были сделаны исследователями в конце 16-18 в.?

Без русских первооткрывателей карта мира была бы совсем другой. Наши соотечественники - петушественники и мореплаватели - совершили открытия, обогатившие мировую науку.

4. Какой метод географической науки стали часто использовать начиная с эпохи Великих географических открытий и продолжают использовать в наши дни?

Тысячелетия тому назад появился экспедиционный метод изучения мира. Все, что узнавали о новых землях, они получали во время путешествий, военных экспедиций. С помощью этого метода приумножались знания о разнообразии природных и социальных компонентах мира. Морские путешествия и экспедиции на суше и теперь остаются одним из основных источников географической информации. Значение географических экспедиций в истории человечества настолько велико, что даже целая эпоха развития общества названо эпохой Великих географических открытий. В ходе экспедиций наблюдаются и описываются различные природные явления, хозяйство, население территорий. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется особый (географический) способ отражения и систематизации знаний об изучаемой территории.

Мы научимся планировать и проводить географические исследования своей местности (своего края), а также подводить итоги этих исследований.

Первые научные географические экспедиции.


  • На контурной карте Антарктиды соедините точки так, чтобы получились маршруты плавания Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в 1819-1822 гг.


  • Заполните таблицу, сравнив три метода географической науки.

Подготовьте свою первую научную экспедицию. Заполните таблицу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ГЕОГР, ОТКРЫТИЯ 16-19 в..pptx

Повторение Найдите соответствие: Васко да Гама Улугбек Аль-Бируни Х. Колумб А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторение Найдите соответствие: Васко да Гама Улугбек Аль-Бируни Х. Колумб А.

Географические открытия и исследования в XVI-XIX веках

Географические открытия и исследования в XVI-XIX веках

Какие материки были известны европейцам после первого кругосветного плавания.

Какие материки были известны европейцам после первого кругосветного плавания? Какие остались не открытыми? Сравните с современной картой в атласе.

С какой целью английские, голландские и французские мореплаватели осваивали м.

С какой целью английские, голландские и французские мореплаватели осваивали маршруты к Северной Америке, островам Вест-Индии, в Индию и страны Юго-Восточной Азии? Кто совершил второе кругосветное плавание? Стр. 29

Френсис Дрейк (около 1540 — 28 января 1596) — английский мореплаватель, корса.

Френсис Дрейк (около 1540 — 28 января 1596) — английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал (1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577—1580 гг.). Имя Фрэнсиса Дрейка увековечено в географии: пролив между Огненной Землей и Антарктидой носит название пролив Дрейка.

Джеймс Кук Английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыва.

Джеймс Кук Английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции по исследованию Мирового океана. Обследовал и нанёс на карту малоизвестные и редко посещаемые до него части Ньюфаундленда и восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Найдите и покажите на карте перечисленные географические объекты

Маршруты экспедиций Д. Кука Место гибели Кука Вечером 14 февраля 1779 года 5.

Маршруты экспедиций Д. Кука Место гибели Кука Вечером 14 февраля 1779 года 50-летний капитан Джеймс Кук был убит жителями Гавайских островов

Вернувшись в Англию после второго кругосветного путешествия, Кук писал: « Я.

16 июля 1819 года из Кронштадта к Южному полюсу были отправлены два корабля –.

Открытие Антарктиды

Открытие Южного полюса Р.Амундсен 14 декабря 1911 г. Р.Скотт 18 января 1912 г.

Открытие Южного полюса Р.Амундсен 14 декабря 1911 г. Р.Скотт 18 января 1912 г.

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока географии.doc

Технологическая карта урока географии

Тема урока: Географические открытия и исследования в XVI-XIX веках

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Создать условия для расширения и углубления знаний о географических открытиях.

Предметные: Изучить Эпоху Великих Географических открытий в XVI-XIX веках. Познакомиться с экспедициями Ф. Дрейка, Д.Кука, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Сформировать представление об экспедиционном методе в географии

Метапредметные: Находить в различных источниках географическую информацию, анализировать, формулировать и задавать вопросы. Организовывать учебное сотрудничество с учителем и учениками.

Личностные: Формирование целостного мировоззрения, уважительного отношения к личности путешественника в средние века. Выявление личных качеств путешественников для совершения географических открытий.

Проводит проверку пройденного материала.

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (прил. 1)

Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Включаются в беседу, отвечают на вопросы.

Повторение материков и частей света

Презентация, слайд 4

3. Постановка учебных целей и задач

Создание проблемной ситуации: «Перед вами карта после эпохи Великих географических открытий. Сравните с современной картой.

Анализируют, рассуждают, решают проблемную ситуацию, высказывают свои предположения, слушают ответы

Презентация, слайд 5, атласы, стр. 10-11

4. Открытие нового знания

Заполняют в тетрадях таблицу, используя различные источники информации (прил.2)

Называют черты характера, рассуждают, отвечают на вопрос, слушают ответы других.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Экспедиции Ф.Дрейка, Д.Кука, Беллинсгаузена и Лазарева, открытие Южного полюса Амундсеном и Скоттом, экспедиционный метод исследования

5. Первичное закрепление знаний

Организует проверку усвоенных знаний

Используя записи в таблице, придумывают и задают вопросы друг другу

Таблица в тетради

Организует самооценку результатов учащихся, предлагает ответить на вопрос

Определяют уровень достижения своих результатов, отвечают на вопрос

7.Рекомендации по домашнему заданию

Д\З обязательное для всех : §5.

Творческое задание на выбор:

2. Найти 5 интересных фактов о любом путешественнике (интернет, энциклопедии)

Выбирают д/з и записывают его в дневник

Вводное слово учителя

Плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф Магеллана закончились в начале XVI века и проложили морские торговые пути в Атлантическом океане. В это время на море господствовали испанские и португальские корабли, но постепенно Великобритания, Франция и Нидерланды стали теснить Испанию и Португалию на морских просторах. Об успехах этих стран свидетельствует несколько фактов: в конце XVI – начале XVII века голландцы добрались до о. Ява, в Северной Америке обосновали колонию Новый Амстердам, отобрали у Португалии колонии в Азии, плавали к берегам Австралии. Еще больших успехов добились англичане – Ф.Дрейк, Д.Кук.

После первого кругосветного плавания европейцам были известны все материки, кроме Австралии и Антарктиды. Их откроют чуть позже.

Части света: Европа, Азия, Африка, Америка.

2. Можно ли определить высоту звезд с помощью гномона? Почему?

Гномон — приспособление, которое может помочь вам определить высоту небесных тел, но никак не звезд. Для того, чтобы вам все стало понятно, достаточно просто рассказать, что же это такое: фактически любая палка, которая на горизонтальной поверхности воткнута в землю, является гномоном. По длине тени, которую она отбросит, вы можете определить высоту Солнца. Но это невозможно сделать для звезд, хотя бы потому, что света, отражаемого ими, недостаточно, чтобы создать тень.

Гномон предназначен для определения положения Солнца по его тени.

3. Что позволило мореходам эпохи Великих географических открытий ориентироваться в открытом океане?

Несмотря на то, что ориентирование по небесным телам было разработано много тысяч лет назад, в период Великих Географических открытий к этому методу также часто прибегали, а основной причиной этому служило незнание своего точного места нахождения во время первых экспедиций.

При помощи звезд и таблиц перемещения планет достаточно точно можно было определить не только направление и маршрут дальнейшего следования, но и координаты.

Также уже были разработаны первые примитивные компасы и астролябии.

Довольно большой прогресс был достигнут в картографии звездных тел южного и северного полушария.

Вопросы и задания

1. Как изменились морские торговые дороги после плаваний Х. Колумба, В. да Гамы, Ф. Магеллана и других мореходов эпохи Великих географических открытий?

На протяжении всей истории человечества происходили многочисленные географические открытия, но только те из них, которые были сделаны в конце XV— первой половине XVI в., получили названия Великих. Действительно, никогда больше ни до, ни после этого исторического момента не совершались открытия таких масштабов, имевшие такое громадное значение для человечества. Европейские мореплаватели открывали целые континенты и океаны, огромные неизведанные земли, населённые совершенно незнакомыми им народами. Открытия того времени поражали воображение и раскрывали перед европейским миром совершенно новые перспективы развития, о которых раньше нельзя было даже мечтать. Плавания Христофора Колумба, Васко да Гаммы, Фернана Магеллана проложили морские торговые пути в Атлантическом океане.

2. Кто совершил второе кругосветное плавание?

3. С какой целью английские, голландские и французские мореплаватели осваивали маршруты к Северной Америке, островам Вест-Индии, в Индию и в страны Юго-Восточной Азии?

Мореплаватели и путешественники многих стран прокладывали пути к указанным регионам по нескольким целям:

• открытие новых земель;

• выявление новых месторождений драгоценных металлов и сырья;

• основание колоний и порабощение местного населения.

4. Какие материки были открыты в XVI–XVIII вв. Кто был их первооткрывателями?

Северная и Южная Америки — Колумб, Австралия — Абель Тасман и Антарктида — русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

5. Когда начался расцвет экспедиционного метода географической науки? Какие мореплаватели руководили научными экспедициями?

6. Почему Антарктида была открыта и исследована позже других материков? Какие экспедиции впервые достигли Южного полюса в начале XX в.?

В первую очередь — это ее территориальное расположение, она достаточно далеко находилась от других материков и цивилизаций, и в то время на такие дальние расстояние было практически невозможно добраться. Вторая важная причина — это суровый климат. Даже в более современное время не все смогли доплыть до этого материка, а многие, даже, погибли в этом трудном путешествии. Открыли этот материк русские в 1820 году (Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев).

7. Закончилась ли, по вашему мнению, эпоха Великих географических открытий?

Несмотря на то, что практически все великие географические открытия известны миру, я считаю, что эпоха не закончилась. На нашей огромной Земле еще есть множество разнообразных мест, неизведанных людьми. Много тайн хранит в себе необычайная и таинственная Антарктика, а также многое скрывается в землях Африки и других материков. Мне кажется, что еще много открытий будет сделано при исследованиях морей и океанов, а также бороздя космическое пространство.

1. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI – XIX вв.

Александр Маккензи
Британский путешественникисследователь
Он впервые прошёл Северную
Америку от Атлантического
океана до Тихого.
В честь него назвали реку на
севере материка.

Витус Беринг
офицер русского
флота, командор,
исследовал северовосточное побережье
Азии.
В честь него назвали
море, пролив,
Командорские острова.

Алексей Чириков
исследователь северозападного побережья
Северной Америки, северной
части Тихого океана и северовосточного побережья Азии.
Помощник В. Беринга в 1-й и
2-й Камчатских экспедициях.
В честь него назвали
мыс в Анадырском заливе,
остров в Тихом океане.

Миклухо-Маклай
Николай Николаевич
изучал коренное население
Юго-Восточной Азии,
Австралии и Океании, в том
числе папуасов северовосточного берега Новой
Гвинеи.

Пржевальский
Николай Михайлович̆
Исследовал горы Кунь-Лунь,
Северный Тибет, открыл ряд
новых животных: дикий
верблюд, лошадь
Пржевальского и др.

Фритьоф Нансен
Исследовал горы Кунь-Лунь,
Северный Тибет, открыл ряд
новых животных: дикий
верблюд, лошадь
Пржевальского и др.

Читайте также: