Формы речи монолог и диалог 5 класс конспект урока по родному языку

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок родного языка в 5 классе

Тип урока: комбинированный (повторение, получение новых знаний, развитие речи)

развитие речи и мышления, коммуникативных навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в различных сферах и речевых ситуациях;

совершенствование знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях, стилистических ресурсах и основных нормах русского языка и речевого этикета; обогащение лексикона и расширение круга используемых языковых средств;

формирование анализаторских способностей, умения разделять языковые факты по различным признакам, оценивать их с точки зрения соответствия языковой и литературной норме, сфере и ситуации общения;

совершенствование навыка осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

использование полученных знаний и умений в ежедневной речевой практике.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме;

2. Формировать речеведческие умения.

Развивающие:

1. Развивать устную и письменную речь учащихся.

2. Развивать дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные:

1. Формировать интерес и любовь к русскому языку, к общению, к окружающему миру.

2. Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Методы: словарная работа, фронтальный опрос, слово учителя, анализ текстов, заполнение таблицы

Проверка домашнего задания

Запишите слова вместе со мной в 2 столбика (точно также, как и на доске):

Д ирижер Маршрутный

И нженер Очевидный

А ллея Независимый

Л егенда Огуречный

О блако Лагерный

Г алерея Образный

Гигантский

Эти слова вы должны выучить к следующему уроку на словарный диктант (записываем домашнее задание

Определение темы урока

Что объединяет слова первого и второго столбиков? (они все словарные)

А что их различает? (в первом столбике существительные, во втором – прилагательные).

Вспоминаем понятия существительного и прилагательного

Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)

Что такое монолог? (Вид речи, в котором говорит лишь один человек)

А что такое диалог? (Вид речи, в котором говорят два человека попеременно).

Запишите тему в тетради.

Актуализация знаний, объяснение нового материала

На прошлом уроке мы выяснили, что для того, чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим свою речь.

Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.

Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?

- Нет, Ивашка, - ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда речь произносится одним человеком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учителю на уроке интересно построить общение с учащимися, понять разницу между типами речи.Представленные художественные тесты дадут возможность учащимся расширить их кругозор, а также научиться определять особенности монологичной и диалогичной речи, подготовит их к творческой домашней работе.

Урок развития речи в 5 классе 1

Учитель русского языка Криворожской

общеобразовательной школы І-ІІІ степеней № 102

Лысякова Тамара Николаевна, старший учитель,

специалист высшей категории

Тема урока: Формы речи: устная и письменная, диалог и монолог.

Образовательная:

- учить пользоваться формулами речевого этикета при работе с текстом

учебника и создание собственных диалогов

Развивающая:

- Дать учащимся понятие об устной и письменной речи, диалоге

и монологе, показать разницу между ними;

- содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной

- формировать умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию учебной

Воспитательная:

- создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения,

умения работать в паре.

Опорный материал:

Учебник 5 класса. П. 2 стр.13, П. 8 стр. 44

Тип урока: Интерактивный, работа в группах, в паре. Развитие речи

І. Актуализация опорных знаний

1. Выборочная проверка домашнего задания – упр. 18.

Какие виды речи вы знаете?

Чем они различаются?

Сколько человек участвуют в монологе? 2

Достаточно ли для диалога участие только одного человека?

ІІ. Постановка цели и задач урока

ІІІ. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом как

будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света.

Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся т изумрудно-зелёными, то совсем золотистыми.

Светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле…

От этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая на из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу-погляжу.

Вопросы для анализа текста:

- как вы думаете, этот отрывок, который я вам прочитала, является текстом?

- Как вы это определили?

- Какие бывают тексты?

- Диалог отличается от монолога тем, что говорят по очереди два человека. Говорящий и слушающий в диалоге то и дело меняются ролями. Реплики в нём связаны между собой: за вопросом должен следовать ответ; на побуждение можно ответить согласием или несогласием совершить 3 действие; на приветствие – также приветствовать.

* Как можно приветствовать друг друга? (Жестами, словами)

* Какие слова для приветствия вы знаете?

* Прочитайте диалог в лицах – упр. 112.

* Вспомните основные условия общения в диалоге и назовите их.

* Выпишите из текста упражнения выделенные слова, обозначьте в них

* Придумайте и запишите разговор Подсолнуха и Воробья,

которые увидели друг друга ясным солнечным утром.

ІV. Ознакомление со схемой оформления диалога (опережающее

Схема оформления диалога:

- Р,- слова автора (а)

V. Закрепление изученного

1. Графический диктант.

Задание: Прослушайте и запишите (только знаками по образцу схемы оформления диалога) диалог двух героев.

Беседы с солнечным лучом

- Солнечный лучик, у нас в лесу иногда такие злые дела творятся, просто ужас! Почему ты не помешаешь этому?

- Как я могу помешать тому, что делается без меня, мышонок?

- Но разве эти ужасы не помешают тебе светить?

- Разве может кто-нибудь помешать мне приносить на землю свет, мышонок?

- Но кто же может остановить всё это зло?

- Ты, Рыжая Свинка. Ты можешь помешать этому злу, потому что ты 4 слышишь меня, думаешь обо мне и учишься жить по небесным законам.

- Где уж мне? Я такой маленький, никто не станет меня слушать, и тогда никому не нужен будет твой свет.

_ Мой свет всегда и всем нужен. Разве может кто-нибудь на земле существовать без него? Просто многие этого пока не понимают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог.

Цель: выяснить что такое речь, адресат и адресант речи, ситуация общения, условия её возникновения; функциональные разновидности языка, сфера их употребления.

Планируемый результат: знать стили и типы речи; уметь различать стили и типы речи; знать условия возникновения речевой ситуации.

? Беседа с учащимися:

Назовите функциональные разновидности языка? Сферу их применения?

Что такое речь? В чём отличие языка и речи?

Новый материал.

РЕЧЬ

речевая деятельность продукт речевой деятельности

Виды речевой деятельности

2. ? Когда и при каких условиях возникает ситуация общения?


с одним человеком (1-1)

с кем говорим?

со многими (1 — много)


в неофициальной обстановке (НО)

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ где?

в официальной обстановке (ОО)


общение

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ.

Цель общения Тема и основная мысль

(зачем?) (о чём? что?)



ВЫСКАЗЫВАНИЕ


Говорящий, Место общения Адресат речи

Здороваться, разъяснять правила поведения, давать сведения о городе, отвечать урок, делиться впечатлениями с друзьями, обсуждать маршрут с другом, делать доклад в кружке, делать замечание нарушителю, приглашать ребят в поход, рассказать сказку малышу, объяснить задачу однокласснику.

делиться впечатлениями с друзьями

обсуждать маршрут с другом

рассказать сказку малышу

делать доклад в кружке

приглашать ребят в поход

давать сведения о городе

Делать замечание нарушителю

объяснить задачу однокласснику

разъяснять правила поведения

Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.

Итак, что же такое монолог и диалог?

Монолог - от греч. monos один и logos слово, речь) - это устное или письменное высказывание одного человека. М. - это значительный по размеру отрезок речи. 2. Речь действующего лица пьесы, в отличие от диалога, обращённая к самому себе или к зрителям.

Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.

? Где и когда в нашей жизни используется диалог, а где монолог?

Почему в нашей речи используются эти формы речевой деятельности?

? Что такое речь?

Что такое речевая ситуация?

При каких условиях она возникает?

Назовите формы речи?

Виды речевой деятельности?

Что такое диалог? Монолог?

Я сегодня на уроке узнал.

Мне сегодня на уроке.

Д/з. 1. Из художественного произведения (по выбору) найдите монолог и диалог.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Учитель : Стрюкова Н.Г.

Тип урока. Урок развития речи.

Цель как деятельность учеников:

- договариваться о совместной деятельности, оказывать друг другу необходимую помощь, составлять план и работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме.

-характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать устные речевые высказывания в учебнонаучном стиле.

-различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

Учитель собирает листочки с предложениями для языковой разминки, чтобы в дальнейшем использовать их на уроках.

Один из учеников предлагает свой вариант языковой разминки (предложение с прямой речью) и задания к этому предложению всему классу.

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Задавать вопросы, формулировать задания.

III. Словарный диктант.

– Записать слова в столбики:

– Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает?

– Подчеркните орфограммы непроверяемые буквы гласных.

– Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)

Проводится словарная работа с этими словами.

Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.

IV. Формулирование темы и целей урока.

– Сегодня на уроке слова диалог и монолог являются ключевыми. Дополните группу ключевых слов словами: речь, знаки препинания . Сформулируйте тему и цели урока.

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.

V. Обобщение и углубление изученного.

1. Работа с учебником – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.

Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, читают справку из словаря иностранных слов в рамке в конце упр341. , затем представляют связный ответ по плану.

– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?

– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?

– Каковы особенности оформления диалога на письме?

Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?

3. Чтение определения диалога в рамке .

– Что такое реплика?

– Сколько реплик в тексте упр341. ? (Одна.)

– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)

4. Упр.345 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.

– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).

– Сравните их с правилом в рамке после упр. 326 .

– Изобразите диалог в виде схемы.

5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.

– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)

– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)

– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?

б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания .

1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.

4. Слушать и слышать друг друга.

– Задайте вопросы по теме урока.

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Читайте также: