Формы речи монолог и диалог 5 класс конспект урока по родному языку
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок родного языка в 5 классе
Тип урока: комбинированный (повторение, получение новых знаний, развитие речи)
развитие речи и мышления, коммуникативных навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в различных сферах и речевых ситуациях;
совершенствование знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях, стилистических ресурсах и основных нормах русского языка и речевого этикета; обогащение лексикона и расширение круга используемых языковых средств;
формирование анализаторских способностей, умения разделять языковые факты по различным признакам, оценивать их с точки зрения соответствия языковой и литературной норме, сфере и ситуации общения;
совершенствование навыка осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
использование полученных знаний и умений в ежедневной речевой практике.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме;
2. Формировать речеведческие умения.
Развивающие:
1. Развивать устную и письменную речь учащихся.
2. Развивать дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.
3. Развивать память и внимание.
Воспитательные:
1. Формировать интерес и любовь к русскому языку, к общению, к окружающему миру.
2. Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.
Методы: словарная работа, фронтальный опрос, слово учителя, анализ текстов, заполнение таблицы
Проверка домашнего задания
Запишите слова вместе со мной в 2 столбика (точно также, как и на доске):
Д ирижер Маршрутный
И нженер Очевидный
А ллея Независимый
Л егенда Огуречный
О блако Лагерный
Г алерея Образный
Гигантский
Эти слова вы должны выучить к следующему уроку на словарный диктант (записываем домашнее задание
Определение темы урока
Что объединяет слова первого и второго столбиков? (они все словарные)
А что их различает? (в первом столбике существительные, во втором – прилагательные).
Вспоминаем понятия существительного и прилагательного
Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)
Что такое монолог? (Вид речи, в котором говорит лишь один человек)
А что такое диалог? (Вид речи, в котором говорят два человека попеременно).
Запишите тему в тетради.
Актуализация знаний, объяснение нового материала
На прошлом уроке мы выяснили, что для того, чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим свою речь.
Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.
Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …
И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.
- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?
- Нет, Ивашка, - ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.
РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда речь произносится одним человеком.
Данный материал поможет учителю на уроке интересно построить общение с учащимися, понять разницу между типами речи.Представленные художественные тесты дадут возможность учащимся расширить их кругозор, а также научиться определять особенности монологичной и диалогичной речи, подготовит их к творческой домашней работе.
Урок развития речи в 5 классе 1
Учитель русского языка Криворожской
общеобразовательной школы І-ІІІ степеней № 102
Лысякова Тамара Николаевна, старший учитель,
специалист высшей категории
Тема урока: Формы речи: устная и письменная, диалог и монолог.
Образовательная:
- учить пользоваться формулами речевого этикета при работе с текстом
учебника и создание собственных диалогов
Развивающая:
- Дать учащимся понятие об устной и письменной речи, диалоге
и монологе, показать разницу между ними;
- содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной
- формировать умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию учебной
Воспитательная:
- создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения,
умения работать в паре.
Опорный материал:
Учебник 5 класса. П. 2 стр.13, П. 8 стр. 44
Тип урока: Интерактивный, работа в группах, в паре. Развитие речи
І. Актуализация опорных знаний
1. Выборочная проверка домашнего задания – упр. 18.
Какие виды речи вы знаете?
Чем они различаются?
Сколько человек участвуют в монологе? 2
Достаточно ли для диалога участие только одного человека?
ІІ. Постановка цели и задач урока
ІІІ. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом как
будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света.
Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся т изумрудно-зелёными, то совсем золотистыми.
Светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле…
От этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая на из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу-погляжу.
Вопросы для анализа текста:
- как вы думаете, этот отрывок, который я вам прочитала, является текстом?
- Как вы это определили?
- Какие бывают тексты?
- Диалог отличается от монолога тем, что говорят по очереди два человека. Говорящий и слушающий в диалоге то и дело меняются ролями. Реплики в нём связаны между собой: за вопросом должен следовать ответ; на побуждение можно ответить согласием или несогласием совершить 3 действие; на приветствие – также приветствовать.
* Как можно приветствовать друг друга? (Жестами, словами)
* Какие слова для приветствия вы знаете?
* Прочитайте диалог в лицах – упр. 112.
* Вспомните основные условия общения в диалоге и назовите их.
* Выпишите из текста упражнения выделенные слова, обозначьте в них
* Придумайте и запишите разговор Подсолнуха и Воробья,
которые увидели друг друга ясным солнечным утром.
ІV. Ознакомление со схемой оформления диалога (опережающее
Схема оформления диалога:
- Р,- слова автора (а)
V. Закрепление изученного
1. Графический диктант.
Задание: Прослушайте и запишите (только знаками по образцу схемы оформления диалога) диалог двух героев.
Беседы с солнечным лучом
- Солнечный лучик, у нас в лесу иногда такие злые дела творятся, просто ужас! Почему ты не помешаешь этому?
- Как я могу помешать тому, что делается без меня, мышонок?
- Но разве эти ужасы не помешают тебе светить?
- Разве может кто-нибудь помешать мне приносить на землю свет, мышонок?
- Но кто же может остановить всё это зло?
- Ты, Рыжая Свинка. Ты можешь помешать этому злу, потому что ты 4 слышишь меня, думаешь обо мне и учишься жить по небесным законам.
- Где уж мне? Я такой маленький, никто не станет меня слушать, и тогда никому не нужен будет твой свет.
_ Мой свет всегда и всем нужен. Разве может кто-нибудь на земле существовать без него? Просто многие этого пока не понимают.
Тема. Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог.
Цель: выяснить что такое речь, адресат и адресант речи, ситуация общения, условия её возникновения; функциональные разновидности языка, сфера их употребления.
Планируемый результат: знать стили и типы речи; уметь различать стили и типы речи; знать условия возникновения речевой ситуации.
? Беседа с учащимися:
Назовите функциональные разновидности языка? Сферу их применения?
Что такое речь? В чём отличие языка и речи?
Новый материал.
РЕЧЬ
речевая деятельность продукт речевой деятельности
Виды речевой деятельности
2. ? Когда и при каких условиях возникает ситуация общения?
с одним человеком (1-1)
с кем говорим?
со многими (1 — много)
в неофициальной обстановке (НО)
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ где?
в официальной обстановке (ОО)
общение
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ.
Цель общения Тема и основная мысль
(зачем?) (о чём? что?)
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Говорящий, Место общения Адресат речи
Здороваться, разъяснять правила поведения, давать сведения о городе, отвечать урок, делиться впечатлениями с друзьями, обсуждать маршрут с другом, делать доклад в кружке, делать замечание нарушителю, приглашать ребят в поход, рассказать сказку малышу, объяснить задачу однокласснику.
делиться впечатлениями с друзьями
обсуждать маршрут с другом
рассказать сказку малышу
делать доклад в кружке
приглашать ребят в поход
давать сведения о городе
Делать замечание нарушителю
объяснить задачу однокласснику
разъяснять правила поведения
Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.
Итак, что же такое монолог и диалог?
Монолог - от греч. monos один и logos слово, речь) - это устное или письменное высказывание одного человека. М. - это значительный по размеру отрезок речи. 2. Речь действующего лица пьесы, в отличие от диалога, обращённая к самому себе или к зрителям.
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.
? Где и когда в нашей жизни используется диалог, а где монолог?
Почему в нашей речи используются эти формы речевой деятельности?
? Что такое речь?
Что такое речевая ситуация?
При каких условиях она возникает?
Назовите формы речи?
Виды речевой деятельности?
Что такое диалог? Монолог?
Я сегодня на уроке узнал.
Мне сегодня на уроке.
Д/з. 1. Из художественного произведения (по выбору) найдите монолог и диалог.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Учитель : Стрюкова Н.Г.
Тип урока. Урок развития речи.
Цель как деятельность учеников:
- договариваться о совместной деятельности, оказывать друг другу необходимую помощь, составлять план и работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме.
-характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать устные речевые высказывания в учебнонаучном стиле.
-различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.
Учитель собирает листочки с предложениями для языковой разминки, чтобы в дальнейшем использовать их на уроках.
Один из учеников предлагает свой вариант языковой разминки (предложение с прямой речью) и задания к этому предложению всему классу.
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Задавать вопросы, формулировать задания.
III. Словарный диктант.
– Записать слова в столбики:
– Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает?
– Подчеркните орфограммы непроверяемые буквы гласных.
– Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)
Проводится словарная работа с этими словами.
Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.
IV. Формулирование темы и целей урока.
– Сегодня на уроке слова диалог и монолог являются ключевыми. Дополните группу ключевых слов словами: речь, знаки препинания . Сформулируйте тему и цели урока.
1. Формулировать тему урока.
2. Определять характер деятельности.
V. Обобщение и углубление изученного.
1. Работа с учебником – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.
Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, читают справку из словаря иностранных слов в рамке в конце упр341. , затем представляют связный ответ по плану.
– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?
– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?
– Каковы особенности оформления диалога на письме?
Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?
3. Чтение определения диалога в рамке .
– Что такое реплика?
– Сколько реплик в тексте упр341. ? (Одна.)
– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)
4. Упр.345 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.
– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).
– Сравните их с правилом в рамке после упр. 326 .
– Изобразите диалог в виде схемы.
5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.
– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)
– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)
– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?
б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания .
1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.
4. Слушать и слышать друг друга.
– Задайте вопросы по теме урока.
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Читайте также: