Форма слова конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цели: создать условия для формирования представлений об окончании как изменяемой части слова и его ролью в словосочетании и предложении; формировать умение образовывать и распознавать формы одного и того же слова, развивать умение находить однокоренные слова и выделять корень; наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

  • Формирование мотивации к учебной деятельности, к сотрудничеству, успеху.
  • Постановка учебной задачи, сформулированной вместе с учителем;

овладение способами решения учебной задачи

  • Развивать внимание, способности к наблюдению.
  • Навыки работы с учебной информацией.
  • Развитие коммуникативных умений.
  • Планирование учебного сотрудничества в группах.
  • Формирование знаний о окончании как изменяемой части слова
  • Отработка умения образовывать формы одного и того же слова и обозначать его графически

- Узнать, что такое окончание;

- Для чего оно служит;

- Научиться обозначать окончание в словах графически;

- Согласовывать слова в предложении и словосочетании.

- Прозвенел и смолк звонок,

Будем вместе мы писать,

Больше знаний получать!

- Как вы понимаете это выражение?

- Желаю вам маленьких удач, которые приведут к большим успехам в изучении русского языка!

Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

Читают девиз вместе с учителем. Объясняют смысл выражения.

II. Актуализация знаний

-Какой раздел мы с вами изучаем?

- Какие части слова вы знаете?

- Какую часть слова мы изучали на предыдущем уроке?

- Что такое корень?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова и выделить одинаковую часть слов)

- Прочитайте слова, найдите лишнее слово.

Гористый, гора, горчица, горная.

- Почему вы считаете, что оно лишнее? Докажите.

- А остальные слова как называются? Почему? Докажите.

- Спишите однокоренные слова, диктует …Выдели корень (-гор-), поставь ударение. Какие это слова? (однокоренные)

Записывают все слова

- Какую орфограмму увидели? (проверяемая безударная гл в корне слова).

- Какие слова требуют проверки? Какое слово является проверочным? Обозначим орфограмму.

Вывод: Однокоренные слова те, которые близки по лексическому значению и имеют одинаковую часть – корень.

C:\Users\Администратор\Downloads\img19.jpg

(схема

Слова гористый, гора – проверяемые, а слово горная является проверочным. (соответственно правильно обозначь орфограмму)

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

(у которых одинаковый корень и близкое лексическое значение)

- Лишнее слово горчица.

- У него другое лексическое значение.

- Остальные слова однокоренные; имеют общий корень и близки по лексическому значению.

- Проверяемая безударная гласная в корне слова

III. Самоопре-деление к деятельности, формулировка темы и цели урока.

Улица, улицы, на улице, улицей, улицу.

- Что вы можете сказать об их лексическом значении?

Что такое улица?

(Улица-пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для прохода и проезда.)- из толкового словаря.

- Это однокоренные слова?

- Чем эти слова различаются?

- Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется?

- Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.

- Поставим цели на урок:

  • узнать, что такое окончание;
  • для чего оно служит;
  • научиться обозначать окончание в словах графически;
  • согласовывать слова в предложении и словосочетании.


Ребята, часть слова ,которая изменяется в слове и называется –окончанием. Окончание обозначается

- Выделим окончания в словах: улица, улицы, на улице, улицей, улицу.

(списываем и выделяем окончание + орфограмма непроверяемая безударная гласная)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Формы слова. Окончания.

Цели: создавать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования представлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании и предложении;

Планируемые результаты

Предметные: знают признаки и роль окончания; умеют выделять окончания в словах; образуют формы одного и того же слова;

Личностные: развивают навыки сотрудничества со сверстниками в группе; уважительное отношение к иному мнению;

Метапредметные:

познавательные: строить несложные рассуждения, анализировать, обобщать и делать выводы;

регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способами решения учебной задачи;

коммуникативные: строят монологическое высказывание, участвуют в диалоге, общей беседе.

Использование деятельностного метода.

Актуализация опорных знаний.

А) Блиц-опрос:

-Какую тему мы с вами изучаем? ( состав слова)

- Какие части слова вы знаете? ( приставка, корень, суффикс, окончание и основа слова)

- Какую часть слова мы изучали на предыдущем уроке? ( Корень)

- Что такое корень?( общая часть однокоренных ( родственных слов))

- Какие слова мы называем однокоренными?( у которых одинаковый корень и общее лексическое значение)

- Как найти в слове корень? ( подобрать однокоренные слова и выделить одинаковую часть слов)

- Какие орфограммы встречающиеся в корне слова вы знаете?

( безударный гласный проверяемый и непроверяемый и сомнительный согласный)

Б) Объяснительный диктант

О с и нка ( непроверяемый безударный гласный в корне слова, словарное слово), оси нн ик ( корень заканчивается на н , суффикс начинается на н) , р о са (проверяемый безударный гласный о в корне слова, проверочное слово – р о сы), дож дь ( сомнительный согласный д в корне слова, проверочное слово дож ди ).

Прочитайте на доске предложение.

Маша вышел из лес.

- Что вы можете сказать об этом предложении? ( Оно некрасивое, непонятное и неграмотное)

- Как сделать, чтоб предложение было написано грамотно и красиво звучало? ( Изменить слова вышел- на вышла, а лес на леса)

- Какую часть слова вы изменили? ( окончание)

- Скажите, какую часть слова будем сегодня изучать? ( окончание)

Задание в упражнении:

Лексическое значение слов одинаково или разное? Объясните лексическое значение выделенных слов. Что менялось в этом слове?

Выписать выделенные слова и обозначить изменяемую часть ( окончание )

А)Работа в группах самостоятельно

Рекомендации для работы в группах. ( написаны на доске)

Прочитать задание в упражнении.

Командир выясняет, что надо сделать в упражнении.

Выполняют устное задание в упражнении.

Выполняют письменное задание в упражнении, по очереди объясняя. Командир контролирует выполнение задания и объяснение.

Читают и разбирают правило после упражнения.

Б) Проверка фронтально.

В) Вывод : когда в словах меняется только окончание, то это формы одного и того же слова.=>окончание образует формы слова.

Окончание

Изменяемая часть слова.

Образует формы слова.

Выполнить упражнение 144 ( с. 80)

Задание в упражнении:

Пары слов – это словосочетания? Докажите. Образуйте

словосочетания. Что поменялось? Для чего служат окончания?

Записать составленные словосочетания и выделить окончания.

А) Работа в группах по рекомендациям

Б) Проверка фронтально

В) Вывод: окончание связывает слова по смыслу.

Окончание

1.Изменяемая часть слова.

2.Образует формы слова.

3. Служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомить с окончанием, развить умение находить окончания .

Планируемые результаты

Метапредметные:

- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока,

- умение работать по плану и корректировать свою деятельность,

- умение оценивать свою работу.

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, ключевые слова),

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему),

- умение анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать,

- умение строить рассуждения.

- Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

- умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других,

- стремиться к совершенствованию собственной речи,

- интерес к изучению языка,

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

- умение находить основу в словах,

- умение устанавливать связь слов в предложении,

- умение определять род, число и падеж имён существительных,

- умение отличать сходные формы именительного и винительного падежей имён существительных в предложении.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: иллюстрации к уроку,карточки с заданиями для групповой работы и работы в паре, ноутбук

Организационный момент. Мотивация .

- Прочитайте пословицу: Делу – время, потехе - час.

- Значение каких слов вам непонятно? (Потеха – веселье, развлечение…)

- Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)

- Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)

- Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!

2. Актуализация знаний.

А сейчас мы с вами проведем минутку чистописания. Сегодня нам предстоит прописать заглавную и строчную букву Гг. Что вы знаете про эту букву?

А сейчас послушай загадку

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

( При рассказе показываются картинки)

- Запишите слово осина, подчеркните букву, написание которой вы должны запомнить. Почему? (Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением)

- Подберите к слову осина однокоренные слова и запишите их в столбик.

- Какие слова вы записали?

- Почему эти слова однокоренные? (Имеют одинаковый корень, в котором заключено общее лексическое значение слов)

-. Давайте объясним лексическое значение каждого слова (На доске: Осина – лиственное дерево, осинка – ласковое название осины, осинник - осиновый лес, осиновый - растущий на осине, сделанный из осины, подосиновик – гриб, растущий под осиной).

- Значит однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, но при этом имеют свое лексическое значение.

3.Постановка учебной проблемы. Формулировка цели урока

1) Работа по учебнику

Откройте свои учебники на стр.79, упр 142

Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова.

- Запишите их во второй столбик, выделите корень. Являются ли слова осина, осины, осине, осину, однокоренными? (Нет, имеют одно лексическое значение)

- Какая часть слова меняется? (Последняя буква, конец слова)

- Как бы вы назвали эту изменяемую часть слова? (ответы детей)

- Значит, тема нашего урока…

- Какова цель урока?

Знакомство с новой частью слова

- Что мы для этого должны сделать? Каковы задачи урока?

1.Узнать, как называется новая часть слова.

2. Как выделять в слове.

3.Какова ее роль.

4. Учиться находить ее в словах.

- Какая из задач урока уже решена? (Как называется новая часть слова?)

4. Открытие нового знания

- Как же называется изменяемая часть слова осина? (Окончание)

- Выделим окончание в словах осина, осины, осину, осине, осиной. (Учащиеся работают на карточках)


- Как будем выделять окончание? (Предположения детей)

- В русском языке принято выделять окончание окошечком (Показываю на доске в слове осина. В остальных словах выделяют учащихся.)

- Какая задача урока решена? (Узнали, как выделяют окончание?)

-Мы видим, что окончание изменяется. Меняется ли при этом лексическое значение слова? (Лексическое значение слова не меняется)

- А что изменяется? (Форма слова)

-Давайте сверим правильно ли мы рассуждали прочитайте правило на стр 79

- Значит, меняя окончание, мы меняем … (форму слова)

- Для чего мы меняли форму слова? (Чтобы слова в словосочетании были связаны по смыслу)

- Какова роль окончания? (Образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании)

Работа по учебнику стр.80 упр 144

-Что нужно сделать, чтобы слова в словосочетании были связаны по смыслу? (Надо изменить форму слова, т.е. изменить окончания).

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в словосочетании)

- Только ли в словосочетании слова должны быть связаны по смыслу? (В предложении)

- Какая задача нами решена? (Узнали о роли окончания)

- Давайте попробуем сформулировать определение, что же такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание выделяется окошечком. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании)

- Прочитайте определение, данное мудрой совой на стр. 80. Все ли вы определили верно? Что необходимо добавить или уточнить? (Окончание не значимая часть слова, т.к. она не вносит нового значения в слово)

Проговаривание нового знания. Работа в парах.

- Какая задача урока осталась нерешенной? (Учиться находить окончание слова)

У вас на столе лежат карточки. Возьмите их и выполните следующие задания

Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание;

2) Выделите корень;

3) Обозначьте окончания.

Пушистый хвост у ….. дупло ……………..

Долго выслеживал … увидел……………..

Любовался…… грустил о ………………..

- Какое окончание вы выделили? Что вы делали, чтобы найти окончание?

-Давайте проверим все ли выполнили правильно задание.

СВЕРЯЮТ с ЗАПИСЬЮ НА ДОСКЕ

Поднимите руку у кого все правильно.

Поднимите руку кто допустил ошибку

- Прочитайте совет мудрой совы на стр. 81.

- Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание? (Изменить форму слова)

Проговаривание нового знания (хором в полголоса)

5. Закрепление нового материала – 3 мин

Работа в группе

-А сейчас ребята объединитесь в группы

У каждой группы на листочках записаны предложения. Измените в словах окончания, что бы оно стало связано по смыслу.

- Какая задача урока решена? (Учились находить в словах окончание)

6. Рефлексия – 2 мин

- Все задачи урока решены. Достигли ли мы цели урока? Пришло время оценить работу на уроке. Вы знаете, что сейчас у нас осень и на деревьях начали опадать листья. Из за сильного ветра у нашей осинки не осталось листьев и она теперь мерзнет. У вас на парте лежат листочки приклейте на осину листочек

зеленого цвета-если вы полностью поняли материал

Оранжевого цвета- если вы не полностью запомнили информацию по теме урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать со словарем, учебником, опорами-схемами.

развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся;

развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.

развивать навыки самоконтроля и самопроверки.

воспитывать навыки сотрудничества;

формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку.

  • осознание значимости отобранного материала;
  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • устанавливать аналогии;
  • решать языковые задачи моделированием;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • формировать умение находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
  • формирование умений различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • создание условий для практической деятельности учащихся;
  • Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.
  • Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок (может быть с использованием мультимедийной презентации.)

Используемые методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий, карточки.

Урок русского языка в 3 классе

совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать со словарем, учебником, опорами-схемами.

развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся;

развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.

развивать навыки самоконтроля и самопроверки.

воспитывать навыки сотрудничества;

формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку.

осознание значимости отобранного материала;

формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;

формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

готовность к преодолению трудностей;

развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

решать языковые задачи моделированием;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

формировать умение находить общее решение;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

формирование умений различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

создание условий для практической деятельности учащихся;

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок (может быть с использованием мультимедийной презентации.)

Используемые методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий, карточки.

ПК, проектор, презентация

Мотивация учебной деятельности. (Самоопределение к деятельности.)

Цель: включить учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

III.Словарная работа. Слайд 3

Цель: вспомнить написание слов с непроверяемой орфограммой.

IV.Актуализация знаний, пробное действие.

Цель: активизировать имеющиеся знания мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

VI. Постановка учебной задачи

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий

V. Открытие нового знания

Цель: организовать построение новой схемы.

Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление

VII. Первичное закрепление знаний

Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий.

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий, организовать самопроверку работ.

IX.Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД

XI. Домашнее задание

Настрой на урок (работа с девизом урока слайд2). -Сегодня на уроке мы будем работать в парах, группах, а оценивать свою работу вы будите на листах самооценки.

Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа

- На минутке чистописания повторим написание гласных о, е.

-Что вы узнали вчера про эти буквы? (слайд3)

-Запишите по одному сложному слову с этими соединительными гласными.

Оцените свою работу в листах самооценки.

-Внимание на экран, рассмотрите иллюстрацию и запишите название предметов.

- Как можно назвать их одним словом.

Оцените свою работу в листах самооценки.

- У вас на столах даны карточки. Прочитайте текст. Что необычного заметили?

-Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

-Поработайте в парах и вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, что у вас получилось

-Кто заметил, что в этом слове менялось?

-Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце?

- Кто из вас знает, как эта часть слова называется?

Сформулируйте тему урока.

- Что мы должны сегодня узнать на уроке?

Давайте составим план работы по теме.

- А также вы научитесь различать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

-Выпишите те слова, в которые вы вставляли пропущенные буквы. Какая орфограмма встретилась в слове капуста? Проверяем.

- Назовите, какие окончания встретились в этих словах?

-Оцените свою работу.

-Скажите, выписанные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Назовите фразеологизмы с этим словом.

- Что в нём менялось?

-В одном и том же слове у нас менялась одна часть -окончание. -Давайте прочитаем вывод на с. учебника

-Что вы можете сказать про окончание? (Слайд7)

Работа с учебником с. (устно разобрать) (Слайд8)

Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?

Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.

- Что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? Для чего служат окончания?

-Как вы думаете будут ли эти слова однокоренные или это формы одного и того же слова? (Слайд9)

-Запишем однокоренные слова к слову лиса.

-Оцените свою работу.

-Ребята я вам предлагаю поработать в группах. Выделить красным карандашом однокоренные слова и выделить корень. А формы одного и того же слова выделить синим карандашом и тоже выделить корень.

Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока (Если дети затрудняются, можно обратиться к учебнику)

- Где можно применить новое знание?

- Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы?

- Над чем ещё надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

- Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов?

-Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и отметьте значком в своем листе самооценки.


    форма слова, изменение формы слова, окончание, окончание как часть слова, нулевое окончание, предложение, состав слова, словообразование, совершенствование графического навыка, словарные слова

(над) Невой синевой

Запись форм слов в столбик позволяет ученикам лучше увидеть часть слова, которая не изменяется, и, соответственно, правильно выделить окончание.

• определить, что записано на строке — формы одного и того же слова или разные слова;

• подчеркнуть часть слова, которая не изменяется;

• вспомнить, как называется часть слова, которая изменяется, и назвать окончания представленных форм слов.

Дополнительная работа. Подобрать недостающие окончания к формам слова жёлтый.

Проанализировать сходство и различие между строчными буквами ч, ъ, а также особенности их написания. Прописать строчку ч, ъ.

Записать слово октябрь. Составить предложения с этим словом, одно из предложений записать под диктовку учителя в тетради.

Читайте также: