Пространственные отношения геометрические фигуры конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: повторить и обобщить знания по теме “Геометрические фигуры”; проверить умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Задачи урока:

• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование внутренней позиции школьника, развитие мотива и смысла учебы, развитие личностных качеств.

Метапредметные результаты: развивать

способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

умение планировать свою деятельность, искать средства ее осуществления

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

умение использовать знаково-символические средства

логические операции сравнения. анализа, обобщения, классификации по признакам, установление аналогий.

Уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных проблем, принимать ответственность за результаты своих действий.

• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Оборудование: интерактивная приставка Мимио, компьютер, проектор.

Организационный этап.

- Добрый день! Ребята, подарите свою улыбку нашим уважаемым гостям. Улыбка – это добро, а человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Вы у меня талантливы, любознательны, и поэтому спокойны и уверены в себе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности

Удивительная страна - Геометрия!

Фигуры и линии в ней живут,

Меряют, чертят и узнают:

Периметр, площадь, длину, ширину,

Диаметр, радиус и высоту.

Скорей собирай своих знаний багаж!

Готовь поскорее простой карандаш!

- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Какие вопросы можно задать по этой теме?

- Какие бывают геометрические фигуры? Почему в окружающем мире много простых геометрических фигур? Какие фигуры наиболее часто встречаются в жизни? Использовали ли их до нашего времени? Как геометрические фигуры могут помочь современному человеку в жизни? Как нам в повседневной жизни помогают свойства фигур?

3 . Актуализация знаний

Древнегреческий философ Платон одним из девизов своей школы провозгласил: "Не знающие геометрии не допускаются!". Было это приблизительно 2400 лет назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

- Какие геометрические фигуры мы знаем? (плоские и объемные)

- Людям, каких профессий необходимо знать геометрию? (Конструкторам, изобретателям, инженерам, строителям, дизайнерам, летчикам, морякам, поварам, кондитерам. механикам, врачам, учителям, архитекторам, художникам. Этот список можно продолжать бесконечно.)

- Не случайно геометрические фигуры изучают в школе с 1 класса. А это значит, что каждому эти знания необходимы.

4.Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений

Назовите геометрические фигуры

Расскажите стихи о геометрических фигурах.

Точка
Пуст сегодня дворик наш,
за окошком хмуро.
Я взял фломастер,
карандаш,
решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист.
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь
посредине листочка,
и на листе получается точка.
Линия
Пусть точек будет
очень много,
я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой,
я начертил
дорожку-строчку.
Дорожка,
изгибаясь, вьётся.
Дорожка ЛИНИЕЙ зовётся
Прямая линия
Мне посоветовала мама
Вести свою дорогу прямо.
Как сделать линию прямой?
Никак не получается.
Фломастер у меня хромой
Или рука сбивается?
А вот с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Смотрите, ровная какая -
Это линия - ПРЯМАЯ.
Углы
Мама мой взяла листок,
и загнула уголок.
Угол вот такой
у взрослых
называется ПРЯМЫМ.
Если угол уже –
ОСТРЫМ,
если шире, то - ТУПЫМ.

Треугольник
Самолёт летит по небу-
треугольное крыло,
на моём велосипеде -
треугольное седло.
Есть такой предмет
- угольник,
и всё это –
ТРЕУГОЛЬНИК.
Квадрат
Доска, где шахматы стоят,
и клетка каждая – квадрат.
Стоят там кони и слоны,
фигуры боевые.
КВАДРАТ –
четыре стороны,
все стороны его равны,
и все углы прямые.
Овал
А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
мне овал нарисовал:
ты слегка окружность сплюсни,
получается ОВАЛ.
Окружность
Мы живём с братишкой
дружно.
Нам так весело вдвоём.
Мы на лист поставим
кружку,
обведём карандашом.
Получилось то,
что нужно –
называется ОКРУЖНОСТЬ
Круг
Мой брат по рисованию
Себя считает мастером.
Всё, что внутри окружности,
закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
по краю синий ободок.

2. Задание в тетради. Какие фигуры имеют прямой угол? Запишите в тетради номера этих фигур. Взаимопроверка. Чем можно измерить прямой угол? Докажите.

3. Придумайте задание к этому рисунку. Какие вопросы можно задать? (Распредели предметы на группы. Как называется каждая группа предметов? Что у них общего, в чем различие?)

4 . Нарисуйте квадрат, прямоугольник, треугольник, ломаную линию, отрезок. (на компьютере и в тетради)

5. Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см. Найдите его периметр и площадь.

6. Работа в парах. Начертите прямоугольник, у которого длина одной стороны в два раза меньше длины другой стороны.

7. Работа в группах. На столах геометрические фигуры. Составьте из них предметы из жизни.

- С какими геометрическими фигурами мы работали? В чем особенность плоских фигур?

-Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.

-А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.

-Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.

-Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!

8. Назовите геометрические тела. Расскажите стихи. Работа в группах. Составьте из объемных фигур предметы из жизни.

9. Сформулируйте задание. Что можно сделать с геометрическими фигурами?

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проведем небольшой тест. Запишите ответы.

Все углы прямые, противоположные стороны равны. (Прямоугольник).

Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат).

Прямая, у которой есть начало и конец. (Отрезок).

А это получается прикосновением пера или мела к чему – то. (Точка).

Эта фигура может быть прямой, тупой и острой. (Угол)

У этой фигуры всего по три. (Треугольник).

Прямая, квадрат, треугольник, отрезок, угол – все это … (Геометрические фигуры).

6. Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

- Чем понравился урок?

- Какие знания и умения можете показать учителю математики в 5 классе?

- Как думаете, в начальной школе мы изучили всю геометрию? Хотелось бы вам узнать еще больше о геометрических телах и фигурах? Зачем вам эти знания?

В заключение я хочу сказать вам, что открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет нам удивительный, волшебный предмет – геометрия.

Цель: Развитие пространственных ориентировок в пространстве и на плоскости.

• Развивать ориентировку по плану, умение соотносить предметы на схеме и в реальной обстановке.

• Развивать умение планировать.

• Вырабатывать умение ориентироваться по заданному направлению;

• Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, желания помочь друг другу.

Материалы и оборудование:

Карта мира, города, план кабинета, изображение гнома, кукла, четверть круга, полукруг, схема построения ряда, схема волшебного фонарика

Содержание занятия.

Педагог: Вы знаете, кто такой следопыт? (рассуждения детей) Следопыт – это человек, который с помощью следов, подсказок, примет может найти пропавшего человека, животного или предмет.

К нам на занятие пришёл Гном, у него сломался волшебный фонарик. Он раскололся на четыре части, эти части потерялись в нашей группе. Что нам может помочь в поисках?

Воспитатель: Перед вами три карты: мира, нашего посёлка, группы. Какая из них нужна нам?

Дети: Карта группы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на план группы. Что обозначает геометрическая фигура – трапеция?

Воспитатель: Что обозначает прямоугольник?

Воспитатель: Как нам узнать где искать части фонарика? Где подсказки?

Дети: Круги с цифрами.

Воспитатель: С какого места мы начнём поиски?

Воспитатель: Найдите, кто там спрятался.

Дети находят куклу.

Воспитатель: Посмотрите, кукла Катя сидит к вам лицом, справа и слева от неё геометрические фигуры. Как они называются?

Дети: Четверть круга и половина круга.

Воспитатель: Какая фигура находится справа от куклы? Как мы определяем где справа, а где слева?

Дети: Надо встать точно также как и кукла.

Воспитатель: Сейчас мы с вами встанем как кукла. Покажите, где теперь у вас правая рука, что вы видите справа от себя? Теперь сядьте на свои места и назовите, какая фигура слева от куклы?

Дети: Четвертинка круга.

Воспитатель: Правильно, мы с вами нашли первую часть фонарика. (Раздаю детям по четвертинке круга) На этом закончились наши поиски?

Дети: Нет, надо найти ещё три части.

Воспитатель: Где находится значок под номером два?

Дети садятся за столы.

Упражнение на листе бумаги в клетку.

Воспитатель: Что вы видите на этом листе.

Дети: Клеточки и красные линии – поля – и две точки.

Дети: Две клеточки вверх.

Воспитатель: Продолжите узор самостоятельно.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Значит, какой формы вторая часть фонарика?

Воспитатель: Третью часть фонарика мы получим в том случае, если правильно выполним задание. Постройтесь в ряд так, чтобы каждый мальчик стоял между двумя девочками. Посмотрите на схему, что могут обозначать фигуры круг и квадрат?

Дети: Так схематично изображё н наш ряд: круги – это девочки, а квадраты – это мальчики.

Воспитатель: Теперь постройтесь так, как показано на этой схеме.

Воспитатель: Сколько частей фонарика мы уже обнаружили? Сколько нам ещё осталось найти?

Воспитатель: Какую игру вы видите?

Воспитатель: Где получился треугольник? (в правом верхнем углу) Возьмите синюю резинку и сделайте точно такой же треугольник в левом нижнем углу. Какой формы четвёртая часть фонарика? (Треугольной)

Собери волшебный фонарик.

Воспитатель: Возьмите все четыре части и сконструируйте волшебный фонарик, как вы его представляете. (Дети выполняют задание) Какие интересные фигуры у вас получились, но они больше похожи на роботов. У Гнома фонарик выглядел иначе. (показываю схему) Соберите фонарик по образцу.

Дети выполняют задание.

Конспект занятия по Познание ФЭМП. Тема: Представления об арифметической задаче (подготовительная группа) Цель: Формирование начальных математических знаний, развитие элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные - Упражнять.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии успеха

Привитие

ценностей

Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание, музыка.

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют ИКТ

Предварительные

знания

Учащиеся могут различать некоторые пространственные фигуры окружающего мира

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Доброе утро, ребята. Рада приветствовать вас.

Доброе утро!
Радужного дня!
Пусть осени печаль не коснётся тебя!

В окно светит яркое солнышко, как будто своими лучиками пытается согреть нас в этот осенний денек, пожелать добра и удачи нам сегодня на уроке.

Давайте и мы сейчас пожелаем с вами добра друг другу и улыбнёмся.

Постановка проблемного вопроса и создание проблемной ситуации

Практическая работа (И)

- А теперь положите перед собой доску для пластилина и кусочек пластилина. И вылепите одну из фигур (шар, куб, цилиндр)

- Попробуйте сплющить вашу фигуру не изменив ёё? (не получается)

- Какой вывод можем сделать?

- Это подтверждение того, что фигуры разные.

Какие бывают фигуры? На какие группы мы можем разделить фигуры? Как назвать эти группы? (на доске под словом фигуры появляется знак вопроса)?

– Первая группа фигур полностью разместилась на листе бумаги, они нам хорошо знакомы.

– А вторая группа фигур на листе полностью не разместилась, у этих фигур есть часть, которая не помещается на листе бумаги, возвышается над поверхностью, (мешает их прижать).
– Как же назвать вторую группу фигур?

Середина урока

Работа в группах

Разделить детей на группы и раздать им объёмные фигуры. Предложить детям вспомнить какие предметы похожи на эти объёмные фигуры

1 группа -цилиндр (изображение стволов деревьев, домов с колоннами, заводских труб и т. п.

2 группа-конус (шишки, сосульки, детские пирамидки и т. п.)

3 группа –шар (изображение мячей, елочных шаров, бусинок и т. п.)

4 группа –пирамида (изображения тетрапакетов для молока, чайных пакетиков в виде пирамиды, египетских пирамид, крыш старинных зданий и т. п.

Выслушайте ответы подопечных. Попросите их определить, какой формы предметы на иллюстрациях. Если учащиеся не знают названия данной формы, попросите их подобрать из набора геометрических тел фигуру похожей формы и продемонстрировать классу.

Сообщите о том, что эти фигуры называются цилиндром, конусом, шаром и пирамидой.

Дать детям название объёмных фигур

- Давайте попробуем догадаться какие объемные фигуры спрятались в окружающих нас предметах: коробка, Кубик, Стакан, Пирамидка, Луна

- А как вы думаете можем ли мы изобразить Луну на листе бумаге? А какая фигура нам для этого понадобиться. (круг) Ребята обратите внимание на то, как по разному изображены плоские и объемные фигуры. Объёмные фигуры изображены с помощью светотени, иначе невозможно показать что они возвышаются над листом бумаги.

Но, оказывается, современные технологии шагнули так далеко что достаточно одеть специальные очки, и предметы, изображённые на листе кажутся объемными (3D очки)

- Глазки немного устали. Давайте сделаем физкультминутку для глаз.

Не крутя головы, только глазками наблюдаем за солнышком.

Физкультминутка для глаз.

Найди на картинке здания в форме простран­ственных фигур.

Предложите первоклассникам рассмотреть в учебнике изображение города Астаны и найти на иллюстрации здания, имею­щие очертания изученных форм. Используя интерактивную доску, покажите, как выглядят данные здания в реальности. Проведите мини- викторину: тот, кто найдет на иллюстрации объект определенной формы, поднимает вверх аналогичную геометрическую фигуру из набора или фигуру, которую сам вылепил из пластилина.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- На какие группы можно разбить фигуры. (объемные и плоские)

- Обведи на доске в одну группу объемные плоские фигуры. Назови их.

(И) - Подберите нужные предметы в каждую строку в таблице.

- Стрелочкой покажи какие предметы ты добавишь в таблицу.

Закрепление изученного

Но чтобы выйти на этой станции и размяться нам необходимо потренироваться в решении задач

На рисунке есть прямоугольник, куб, круг, треугольник, квадрат, параллелепипед и цилиндр. Каких фигур больше - плоских или объёмных?

- О каких фигурах говорится в задаче? (ученик подходит к доске, выбирает нужную фигуру и вывешивает на доску.)

- На какие две группы можно разделить фигуры? (плоские и объёмные)

- Разделим фигуры по группам.

- Сколько плоских фигур?

- Каких фигур больше?

- Ну теперь мы можем выйти на станции и размяться!

Групповая работа.

– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры? (в строительстве)
– Попробуем и мы поработать строителями. На этой станции построим интересное здание или что-то другое.
На первых партах каждого ряда лежат объемные детали конструктора (и дети с мест свои фигуры приносят).
– По группам-рядам организованно, дружно создайте постройку.
Взаимооценивание.

Работа с учебником и тетрадью на печатной основе.

Учебник:

Пространственные фигуры, с. 52—53. Рабочая тетрадь:

Ресурсы:

для каждой группы из четырех человек:

• наборы пространственных геометрических фигур;

Просмотр мультфильма про паровозик

Карточка для индивидуальной работы

конструктор

Критерии успеха

Конец урока

5. Итог урока. Рефлексия деятельности. Получение обратной связи.

- Ну, а нам пора возвращаться обратно. А пока будем ехать, обсудим, что нового мы узнали на уроке, чему научились? (повторили знания о плоских фигурах, познакомились с понятиями объёмные фигуры; научились различать плоские и объёмные фигуры)

- Давайте вспомним какие задания мы сегодня выполняли пока путешествовали с Паровозиком.

- Какое задание вам показалось сложным?

- И вот мы вернулись домой. Пришло время прощаться. У вас в конверте остались 3 паровозика (красный, зелёный, жёлтый), перед выходом из класса прикрепите паровозик красного цвета – пока ничего не понятно, вы не усвоили знания об объёмных геометрических фигурах, зелёного – если на уроке чувствовали себя уверенно, и жёлтого, если были затруднения,

- Спасибо за урок! Вы отлично поработали!

Я хочу наградить вас объемными телами-параллелепипедами. Догадались, что за награда? (раздаю маленькие шоколадки). Спасибо за активную работу!
Урок закончен.

Паровозики трех цветов

Критерии успеха

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

К концу урока учащиеся смогут:

• распознавать пространственные фигуры: шар, цилиндр, конус, пирамиду.

Для проверки полученных знаний продемонстри­руйте школьникам объемные фигуры и задайте вопросы:

• Как называются эти фигуры?

• Какие пространственные фигуры вы знаете?

• Какие пространственные фигуры могут перека­тываться? Почему?

Одолела вас дремота… Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною упражнение такое:

Вверх, вниз потянись, окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре – и на месте поскакать.

На носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку.

Мы считали – и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, раз, два, три.

Ножками потопали, раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

Краткосрочный план урока по математике № 25

*В контексте тем:

Дата: «21.10.16г.

ФИО учителя: Османова Д.А.

Пространственные фигуры

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.3.1.2 различать пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира

Критерии успеха

Межпредметные

Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание, музыка.

использования

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

Учащиеся могут различать некоторые пространственные фигуры окружающего мира

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Доброе утро, ребята. Рада приветствовать вас.

Доброе утро!
Радужного дня!
Пусть осени печаль не коснётся тебя!

В окно светит яркое солнышко, как будто своими лучиками пытается согреть нас в этот осенний денек, пожелать добра и удачи нам сегодня на уроке.

Давайте и мы сейчас пожелаем с вами добра друг другу и улыбнёмся.

Постановка проблемного вопроса и создание проблемной ситуации

Практическая работа (И)

- А теперь положите перед собой доску для пластилина и кусочек пластилина. И вылепите одну из фигур (шар, куб, цилиндр)

- Попробуйте сплющить вашу фигуру не изменив ёё? (не получается)

- Какой вывод можем сделать?

- Это подтверждение того, что фигуры разные.

Какие бывают фигуры? На какие группы мы можем разделить фигуры? Как назвать эти группы? (на доске под словом фигуры появляется знак вопроса)?

– Первая группа фигур полностью разместилась на листе бумаги, они нам хорошо знакомы.

– А вторая группа фигур на листе полностью не разместилась, у этих фигур есть часть, которая не помещается на листе бумаги, возвышается над поверхностью, (мешает их прижать).
– Как же назвать вторую группу фигур?

Середина урока

Работа в группах

Разделить детей на группы и раздать им объёмные фигуры. Предложить детям вспомнить какие предметы похожи на эти объёмные фигуры

1 группа -цилиндр (изображение стволов деревьев, домов с колоннами, заводских труб и т. п.

2 группа-конус (шишки, сосульки, детские пирамидки и т. п.)

3 группа –шар (изображение мячей, елочных шаров, бусинок и т. п.)

4 группа –пирамида (изображения тетрапакетов для молока, чайных пакетиков в виде пирамиды, египетских пирамид, крыш старинных зданий и т. п.

Выслушайте ответы подопечных. Попросите их определить, какой формы предметы на иллюстрациях. Если учащиеся не знают названия данной формы, попросите их подобрать из набора геометрических тел фигуру похожей формы и продемонстрировать классу.

Сообщите о том, что эти фигуры называются цилиндром, конусом, шаром и пирамидой.

Дать детям название объёмных фигур

- Давайте попробуем догадаться какие объемные фигуры спрятались в окружающих нас предметах: коробка, Кубик, Стакан, Пирамидка, Луна

- А как вы думаете можем ли мы изобразить Луну на листе бумаге? А какая фигура нам для этого понадобиться. (круг) Ребята обратите внимание на то, как по разному изображены плоские и объемные фигуры. Объёмные фигуры изображены с помощью светотени, иначе невозможно показать что они возвышаются над листом бумаги.

Но, оказывается, современные технологии шагнули так далеко что достаточно одеть специальные очки, и предметы, изображённые на листе кажутся объемными (3D очки)

- Глазки немного устали. Давайте сделаем физкультминутку для глаз.

Не крутя головы, только глазками наблюдаем за солнышком.

Физкультминутка для глаз.

Найди на картинке здания в форме простран­ственных фигур.

Предложите первоклассникам рассмотреть в учебнике изображение города Астаны и найти на иллюстрации здания, имею­щие очертания изученных форм. Используя интерактивную доску, покажите, как выглядят данные здания в реальности. Проведите мини- викторину: тот, кто найдет на иллюстрации объект определенной формы, поднимает вверх аналогичную геометрическую фигуру из набора или фигуру, которую сам вылепил из пластилина.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- На какие группы можно разбить фигуры. (объемные и плоские)

- Обведи на доске в одну группу объемные плоские фигуры. Назови их.

(И) - Подберите нужные предметы в каждую строку в таблице.

- Стрелочкой покажи какие предметы ты добавишь в таблицу.


Закрепление изученного

Но чтобы выйти на этой станции и размяться нам необходимо потренироваться в решении задач

На рисунке есть прямоугольник, куб, круг, треугольник, квадрат, параллелепипед и цилиндр. Каких фигур больше - плоских или объёмных?

- О каких фигурах говорится в задаче? (ученик подходит к доске, выбирает нужную фигуру и вывешивает на доску.)

- На какие две группы можно разделить фигуры? (плоские и объёмные)

- Разделим фигуры по группам.

- Сколько плоских фигур?

- Каких фигур больше?

- Ну теперь мы можем выйти на станции и размяться!

Групповая работа.

– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры? (в строительстве)
– Попробуем и мы поработать строителями. На этой станции построим интересное здание или что-то другое.
На первых партах каждого ряда лежат объемные детали конструктора (и дети с мест свои фигуры приносят).
– По группам-рядам организованно, дружно создайте постройку.
Взаимооценивание.

Работа с учебником и тетрадью на печатной основе.

Пространственные фигуры, с. 52—53. Рабочая тетрадь:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для развития умения детей ориентироваться в пространстве.

Образовательные задачи: продолжать создавать условия для обучения детей пространственным отношениям: выше – ниже,различать и называть геометрические фигуры, их основные признаки; цвет, форму, величину;определять равенство двух групп предметов; определять отношения предметов по длине: длиннее – короче.

Развивающие задачи:создать условия для развития у детей умения классифицировать и обобщать, развития внимания, наблюдательности, памяти, воображения, логического мышления, сообразительности.

Воспитательные задачи:воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, развивать доброжелательные отношения. Помогать детям учитьсяобщаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.

Технологии:обучающие, игровые, художественно - эстетические (продуктивные), здоровье сберегающие.

Методы и приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация игрушек, игр, изображений.

Практические - действия с дидактическим материалом.

Демонстрационный материал: стульчики с геометрическими фигурами, магнитофон, мячи большие и маленькие, три куклы разной высоты, шкатулка, три ленты разной длины и разного цвета, изображение комнаты, картинки с изображением игрушек, волшебная палочка, мягкая игрушка жираф.

Раздаточный материал: билеты с геометрическими фигурами – круг, квадрат.треугольник разного цвета.

Словарная работа: красный, синий, жёлтый, оранжевый, зеленый, круг, квадрат, треугольник, большой, маленький, поезд, билет, длинный, короткий, выше, ниже, назад, вперед, далеко, близко.

Предварительная работа: игры на закрепление знаний о цветах, геометрических фигурах; чтение художественной литературы – считалочки, математические сказки; музыкальные игры на ориентировку в пространстве.

Организационный момент: дети собираются рядом с воспитателем.

Воспитатель:

- Давайте все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

И играть опять начнем.

- Какие у вас любимые игрушки (машинки, куклы, кубики и другие).

- Если эта страна далеко, на чём же можно туда поехать? (ответы детей)

- Дети, на чём мы поедем мы узнаем, когда отгадаете загадку:

«Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой,

- Да, мы поедем на поезде, он нас уже ждёт, берите билеты, по этим билетам мы можем найти своё место (Детям раздаются билеты с геометрическими фигурами разного цвета – треугольник, круг, квадрат).

- ……., у тебя какая фигура изображена на билете? (красный круг)

- Значит твоё место, где изображён красный круг.

- …… а у тебя? (синий треугольник)

- Иди, садись на своё место.

(Дети проверяют и сравнивают билет с местом, рассаживаются).

- ……. а почему ты сел на это место? (потому что на моём билете изображён зелёный квадрат)

- Я буду машинистом. Итак, отправляемся (Звучит музыка).

- Ребята, посмотрите, как много игрушек. Здесь и куклы, и мячи.

-Маленькие мячики где лежат? ( на столе - вверху);

-Большие мячи где лежат? ( на полу – внизу).

Давайте сравним маленькие мячи с большими мячами и узнаем- каких больше, а каких меньше или поровну. А как мы это сделаем? Мячи можно положить рядышком друг с другом. (парами).

- посмотрите, как много грузовик кубиков привез? Берите все по кубику, давайте с ними поиграем.

Подарим кубики Жирафику : сначала зеленые, потом красные, желтые, синие.

- Ой, а посмотрите, какой у Жирафика в комнате беспорядок, игрушки все разбросаны. Поможем ему убрать их на свои места. Куклу и мишку на диван, пирамидку и машинку на полку, мячи в корзину.

Дети приклеивают изображения предметов.

- А теперь садитесь на ковер.


На кресле сидят три куклы.

2) Игра с куклами.

Этих кукол кто не знает?
Лучше кукол не найдешь.
Сразу глазки открывают,
Только на руки берешь.

- А сейчас куклы хотят с нами поиграть. Давайте посмотрим на кукол.

(показываю трех кукол разного размера)

- Сколько их? Давайте посчитаем (Один, два, три, всего три куклы).

- Эту куклу зовут Таня, она какая? (большая).

- А эта Оля? (поменьше).

- Эту куклу зовут Катя, она какая? (маленькая).

- Посмотрите, я привезла с собой шкатулку.

- Давайте посмотрим, что в ней. (2 ленты). Скажите ленты разные или одинаковые? (разные, одна синяя, другая – красная). А по длине они разные или одинаковые? Как проверить? (надо приложить или наложить одну ленту на другую).

- возьми ленты и наложи одну ленту на другую, подравнивая с одной стороны края.

- Ребята, что мы видим? (синяя лента длиннее красной, а красная лента короче синей).

- проверит другим способом, иди и приложи ленты друг к другу.

- И мы снова видим, что красная лента короче синей, а синяя лента длиннее красной.

- Давайте подарим ленты куклам.

- какую ленту надо подарить кукле Тане? (синюю длинную ленту).

- А красную, короткую, кому подарим? (кукле Оле).

- чего больше, кукол или лент? (кукол больше, чем лент).

- А как сделать, чтобы и кукол и лент стало одинаково? (надо добавить одну ленту или убрать одну куклу).

- Ну конечно мы не будем убирать одну куклу, давайте добавим одну ленту.

- иди и возьми её в шкатулке и подари кукле Кате.

- Давайте посчитаем ленты (один, два, три, всего три ленты)

-А как мы получили три ленты? (мы добавили одну ленту)

- Что же стало? (кукол и лент стало поровну или одинаково; сколько кукол, столько и лент).

- Молодцы, все куклы очень рады, что вы с ними поиграли, говорят вам спасибо за подарки.

- Нам пора возвращаться в детский сад. А обратно мы вернёмся при помощи волшебной палочки, выходите ко мне (звучит музыка).

Читайте также: