Философская лирика пушкина 10 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Конспект урока по литературе: "Философская лирика А. С. Пушкина". Все лирические произведения А. С. Пушкина мож¬но считать философскими, если под философией понимать попытку осмыслить мир и себя в нем. И действительно, все творчество велико¬го поэта — это осмысление жизни средствами поэзии:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Оценить 1089 1

Философская лирика А. С. Пушкина

В общем все лирические произведения А. С. Пушкина мож­но считать философскими, если под философией понимать попытку осмыслить мир и себя в нем. И действительно, все творчество велико­го поэта — это осмысление жизни средствами поэзии:

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Но в 30-е годы поэтом предпринята попытка создания собственной философии, через осмысление житейского и нравственного опыта со­здание целостной мировоззренческой системы. О ее составляющих вам предстоит поговорить на уроке-семинаре, а подготовиться к нему (определить круг вопросов, выбрать и осмыслить стихотворения, со­поставить разные точки зрения) вам помогут приводимые ниже мате­риалы и задания к ним.

«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.

Это — предсмертные вздохи Пушкина, и также — вздохи культу­ры пушкинской поры.

На свете счастья нет, а есть покой и воля.

Ура. куда ж нам плыть. какие берега

Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,

Иль опаленные Молдавии луга,

Иль скалы дикие Шотландии печальной,

Или Нормандии блестящие снега,

Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?

«В заглавии этом есть явный оттенок извинения:поэт словно оп­равдывает им свое стихотворение, запечатлевшее бездейственное, пассивное и сугубо личное, ничем, кажется, не связанное с жизнью других людей переживание. Чего, мол, не сочинишь в томящем оди­ночестве бессонной ночи! — вот что, в сущности, подразумевает это заглавие.

Мысли и чувства, выраженные в слове, — или, что в принципе то же самое, слово, речь, выражающая мысли и чувства, — это именно материал,из которого творит поэт. Подлинная суть и ценность пуш­кинского стихотворения заключена в поэтическом мире,созданном из слов, выражающих мысли и чувства.

Все во мраке ночи, все спит, ясно воспринимается лишь ход часов, а кроме того, слышатся или же только мерещатся неясные, неведо­мые звуки, которые и обозначить-то можно, наверное, лишь самими пушкинскими строками.

Но в поэтическом мире стихотворения эти вроде бы ничтожные проявления жизни, существующие для нас лишь в часы ночной бес­сонницы, меряются, так сказать, самой высокой и ответственной ме­рой. Они представляют здесь всю жизнь в ее целостной сущности. И быть может, именно в этих смутных, невнятных звуках вдруг от­кроется тайна жизни?

Столь же многозначна идущая затем цепь вопрошаний:

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

Мной утраченного дня?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.

Список литературы:

Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.

Курдюмова, Демидова, Леонов: Литература. 10 класс. Методическое пособие к учебнику под ред. Т.Ф. Курдюмовой. ВЕРТИКАЛЬ

1.Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, присаживайтесь, готовимся к уроку, открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Кто сегодня отсутствует?

2.Основная часть

Давайте вспомним, что вам было задано на сегодня?

Что такое философская лирика? Это, прежде всего, попытка сложившегося поэта, зрелой личности осмыслить те вопросы, на которые в юности так легко находились ответы или о которых не было времени и желания думать вовсе. Философия вообще и философская лирика в частности решает вопросы, которые неразрешимы по своей сути, вопросы вечные: что такое человек и что такое жизнь человека? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? Что есть смерть и что наступит после нее? Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая множество ошибок? Вопросов много. Они мучительны. Они неразрешимы.

На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.

Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?

Текст молитвы:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Шмеман А. Великий пост. — М., 1993. — С. 28.)

Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольского. В чем преимущества пушкинского текста?

Господь жизневластитель,
Будь грешника хранитель
И немощному друг!
Да праздности недуг
С томящею печалью
Меня не отягчит,
И зов к любоначалью
Души не совратит.
Да ввек непраздно слово
Пребудет лишь готово
На истину одну!

Страстей всех тишину,
Любовью и терпеньем,
Дай грешнику, молю.
Ей Господи Царю!
Дай зреть мне прегрешенье!
Дел братних осужденье
От уст моих отринь!
Да, сердца в умиленьи,
На мне Отца Святынь
Узрю благословенье
Во век веков! Аминь.

Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему?

Как меняется настроение и поэтические интонации в частях стихотворения, рисующих два разных кладбища?

Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми?

Какую стилистическую окраску имеют определения-эпитеты в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Докажите, что первое кладбище поэт рисует с иронией.

Проанализируйте глагольную лексику. Почему в первой части почти нет глаголов?

Какие синтаксические конструкции преобладают в каждой части? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?

Какова цветовая и звуковая гамма каждой части? Что показывает это наблюдение?

Каков смысл открытого финала текста? Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения?

В период Южной ссылки Пушкин раскрывает тему свободолюбия по-новому. В стихотворении "Свободы сеятель пустынный. " отразился кризис мировоззрения поэта, связанный с поражением освободительных движений в Европе. Поэтому сквозная тема свободы и рабства приобретает в этом стихотворении в биографическом, политическом, социально-психологическом и философском аспектах.

"Свободы сеятель пустынный. " (1823)

1. Определите общий эмоциональный настрой стихотворения.

2. Какой смысл придает тексту эпиграф из Евангелия?

3. Почему слова свободы, обращенные сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности?

4. Как помогает постижению смысла композиция стихотворения?

5. Какую характеристику личности лирического "я" дает автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?

6. Как характеризуются "мирные народы"? Что звучит в авторских оценках: осуждение или жалость? Аргументируйте свою позицию.

7. Какие атрибуты рабства сопутствуют угнетенным и непросвещенным народам? Какой смысл эти образы придают тексту?

8. Как помогает понять авторскую позицию синтаксические конструкции стихотворения?

Элегическим восприятием жизни и ее подчинением непреодолимым законам времени проникнуто стихотворение "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье. "), написанное в Болдинскую осень. В нем поэт подводит итоги прожитой жизни, воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям, которое облегчает трагизм человеческого бытия.

"Элегия" (1830)

1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?

2. Какой смысл тексту придает парная его рифмовка?

3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?

4. Почему желание "мыслить и страдать" является жизненным стимулом для лирического "я"?

5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?

6. Как лексика и синтаксис стихотворения помогают сделать эмоции отдельного человека всеобщими, воспринять человеческую жизнь в "бытийном" аспекте?

Еще одним посланием, итожащим жизненный и творческий путь поэта, становится стихотворение "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит. " Лирический герой стихотворения всю жизнь искал душевного покоя и творческого уединения, но ни в обществе, ни в свете его не нашел. Он принимает неумолимый бег времени и понимает скоротечность жизни. Поэтому остаток дней своих он мечтает провести в уединении, убежав "в обитель дальнюю трудов и чистых нег".

"Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит. " (1834)

1. Докажите, что в первой строфе стихотворения преобладают лексика и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи.

2. Какие отношения связывают лирического героя с его воображаемым собеседником (собеседницей)?

3. Выявите особенности торжественного, книжного стиля второй строфы? Почему так меняются поэтические интонации текста?

4. Зачем лирическому "я" нужен "побег в обитель дальнюю"?

5. Какие ценности жизни он может там приобрести?

Летом 1835 года он смог уехать в Михайловское, где он отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение ". Вновь я посетил. ", в котором поэт опять рассуждает о времени и о себе.

". Вновь я посетил. " (1835)

1. В чем, по Пушкину, заключается "общий закон" жизни?

2. Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Как они связаны с обликом лирического "я"?

3. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?

4. Как соотнесены в стихотворении картины минувшего и настоящего?

5. Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?

6. Как поэт решает проблему преемственности поколений?

7. Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих?

8. Какой смысл выявляется при исследовании в тексте стихотворных переносов?

9. Проанализируйте поэтическую лексику и синтаксис стихотворения. Докажите, что они придают тесту философское звучание.

III. Итоги урока, выставление оценок

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти.

Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х гг. он уже не хочет умирать, ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее и обреченнее.

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь.

1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Какое чувство является в стихотворении доминантным?

3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.

5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

7. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?

2. Какой смысл тексту придает парная его рифмовка?

3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?

5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?

1. Докажите, что в первой строфе стихотворения преобладают лексика и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи.

2. Какие отношения связывают лирического героя с его воображаемым собеседником (собеседницей)?

3. Выявите особенности торжественного, книжного стиля второй строфы. Почему так меняются поэтические интонации текста?

5. Какие ценности жизни он может там приобрести?

3. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?

4. Как соотнесены в стихотворении картины минувшего и настоящего?

5. Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?

6. Как поэт решает проблему преемственности поколений?

7. Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих?

8. Какой смысл выявляется при исследовании в тексте стихотворных переносов?

9. Проанализируйте поэтическую лексику и синтаксис стихотворения. Докажите, что они придают тексту философское звучание.

10. Индивидуальное задание.
Найдите и прокомментируйте реалии стихотворения, связанные с жизнью Пушкина в Михайловском.

Стихотворение представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая, по обычаю, повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.

1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

6. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему?

8. Дайте к стихотворению лексический и историко-культурный комментарий.

9. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение Пушкина с поэтическим переложением молитвы И. Великопольским. В чем преимущества пушкинского текста?

Господь жизневластитель,
Будь грешника хранитель
И немощному друг!
Да праздности недуг
С томящею печалью
Меня не отягчит,
И зов к любоначалью
Души не совратит.
Да ввек непраздно слово
Пребудет лишь готово
На истину одну!
Страстей всех тишину
Любовью и терпеньем
Дай грешнику, молю.
Ей, Господи, Царю!
Дай зреть мне прегрешенье!
Дел братних осужденье
От уст моих отринь!
Да, сердца в умиленьи
На мне Отца Святынь
Узрю благословенье
Во век веков! Аминь.

Итог уроков.

Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник останется после.

Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями — любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми треволнениями и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

Интегрированный урок (литература+право) проводится на материале философской лирики А.С.Пушкина , в центре которой Человек. Вопрос "Сущность Человека как проблема философии" созвучна поднимаемым проблемам.

ВложениеРазмер
integrirovannyy_urok_literatura_pravo.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литература +право)

Тема урока : Философская лирика А.С. Пушкина. Сущность Человека как проблема философии.

Цели и задачи: - объяснить понятия и термины;

- познакомить с социальной сущностью деятельности человека;

- выяснить роль и значение мышления в жизни человека;

- выявить философские проблемы, над которыми размышлял А.С. Пушкин;

- развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные задачи;

- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

Способствовать выработки гражданской позиции учащихся.

Учитель литературы. Этот урок познакомит вас с историей возникновения философской лирики в русской литературе, с основными философскими направлениями в культуре 19 века, поможет проанализировать философские искания, проследить, как эти искания отразились в его поэзии, и как менялось мировоззрение поэта на протяжении всей его жизни.

Учитель права. Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть Человек должен познавать в течении всей земной жизни, а после ее смерти – за ее пределами, в мире ином.

И действительно, все попытки научным методом познать сущность, глубину Человека, его внутреннего мира оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для точных наук.

Может быть, поэтому разговор о Человеке никогда не потеряет актуальности. И тому подтверждение – наш с вами урок.

Учитель права. п.1 Великая тайна Человека

Прочитайте эпиграф к уроку.

Как вы это понимаете? Что за мера? В чем проявляется?

Почему существует много характеристик человека?

Минута философской мысли

Учитель литературы. Пушкин удивительно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и замечательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека.

В этот период Пушкин наполняет свои стихи языческими символами, заимствованными из античной мифологии: Венере, Марс, Купидон – это символы стихий страстей , которым поклоняется молодой поэт. Мысли о смысле и цели жизни, о смерти и бессмертии, о добре и зле посещают юношу, но ответы на них он ищет в философии античных мудрецов.

Давайте обратимся к определениям, которые помогут нам сегодня на уроке понять сущность человека. (Разбор понятий )

Итак, мы с вами открываем завесу проблемы Человека.

Учитель литературы. Несмотря на непрерывные призывы к веселью и наслаждению, тоска, печаль, тяжелые думы о быстротечности жизни часто посещали Пушкина.

Период Южной ссылки – время переоценки ценностей в жизни Пушкина. Поэт понимает, что жизнь , как непрестанное наслаждение не насыщает , а перенасыщает , а за перенасыщением идет хандра.

Недуг, которому причину

Уж отыскать давно пора,

Подобно ангицкому сплину,

Короче русская хандра

Им овладела понемногу.

Почему власть Дарителя названа враждебной? (потому что жизнь осуждена на казнь)

Для чего же тогда сердце, наполненное страстью? Взволнованный сомненьем ум?

Какова тема этого стихотворения? В чем его суть?

И сегодня, через столетия, то, о чем писали эти два человека, на мой взгляд, очень важно для нас.

Учитель права. Скажите, что вас волнует на сегодняшний день? /микро дискуссия/

В 9 классе вы встречались с этим именем. Кто вспомнит? /золооте правило нравственности/

Какие вечные вопросы?

Кто я? Зачем я? Что делать? Что будет после меня?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы /микро дискуссия/

На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Каким настроение проникнута каждая часть?

/Три части: Вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы/.

От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва?

Как здесь использован прием градации?

Сопоставьте предложения ……….. текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным?

Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие – приобретать? Почему?

Но философский смысл стихотворения заключается и в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности? Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.

Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражено его понимание вечных, непреложных ценностей бытия

Учитель права. Сегодня мы хорошо осознаем, что Сущность Человека познать до конца нельзя.

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начала.

Какая наука изучает сущность Человека? Чем она отличается от антропологии? К каким выводам пришла сегодня?

Главное родовое отличие Человека – орудийная ….

Втрое отличие – способность абстрактной мысли

Человек способен осваивать культуру

(т.е. происходит социализация Человека)

Давайте, попробуем, пользуясь учебником создать концепцию философской антропологии (стр.82-83).

В чем сущность Человека? /В единстве Природного и социального/

Кто является представителями философской антропологии?

Человек – универсальный и высший

Человек – цель, а не

средство для другого человека

Сущность Человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела, души.

Учитель литературы. Несмотря на шум и разнообразие светских удовольствии, которым предавался поэт со всей страстностью своей натуры, мысль о кончине не раз овладевала им. Поэт довольно рано начал тяготиться окружающей его действительностью, собою, и подчас он переходил к горьким упрекам самому себе.

Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни и природы? Какой смысл преобретают здесь образы-символы?

Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Неотвязчивая дума о близкой смерти разрешается светлым аккордом неумирающей природы.

Учитель права. Итак, подошло время остановиться еще на одном важном аспекте:

Человек – биосоциальная система

Давайте вспомним, что такое Человек?

Человек – биосоциальное существо, стр.84 п.2 (читают 2-3 минуты, потом микродискуссия).

Докажите, что человек – сложный, многоуровневый?

Какие два начала начинаются в Человеке?

Таким образом мы выяснили, что

Субъект Биосоциальное существо

деятельности и культуры

Обладает Членораздельной Нравственными Способен изучать

сознанием речью качествами орудия труда

Что останется от Человека после смерти?

п.3 Социальная сущность Человека

Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно. Почему?

Нельзя муравьям и другим представителям животного мира приписывать то, что свойственно лишь Человеку.

Ибо только Человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой как деятельность! Деятельность.

Что такое деятельность?

(обращаемся к поколениям)

Что предполагает деятельность?

а) активность, которая может быть механической, физической, биологической.

б) деятельность – это взаимодействие Человека или группы людей с окружающей средой, с окружающем миром.

в) деятельность – процесс созидательного, целенаправленного изменения мира и самого себя.

В чем его сущность?

Созидатель Разрушитель Творец

Человек – ты, как в зеркале,

И все же, безмерно велик!

Так, из глубины веков о Человеке говорил Амарх – Хаям.

Почему поездка в Михайловское послужило созданием философского стихотворения? Что значит Михайловское в жизни Пушкина?

/это точка опоры, обращение к истоку, к детству, к началу/.

Какой образ, образы занимают центральное место?

Сосны, поросль – символический смысл образа. Какой? /идея семьи/

/Идея вечного обновления природы, идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек как часть ее бессмертны, т.к. в природе все диалектически меняется: на смену старому вырастает новое. Эта философская идея выражена в образе неизменно обновляющегося леса /.

Какой образ помогает поэту передать раздумья о смысле бытия?

Образ Времени, как философской категории (прошлое, настоящее, будущее).

В чем смысл жизни по Пушкину?

В этой памяти. Мы все – часть друг друга. Мы все едины. Человек с человеком. Человек с природой. И поэтому время не разрывается в сознании, не распадется связь времен. Жизнь человека имеет смысл.

Учитель права. И от того, чем вы наполните свою жизнь, какие ценности будут для вас превыше всего, зависит, какое понятие вы вкладываете в слово Человек.

Нет иного способа проявить способности стремления, силы, возможности, кроме деятельности.

Если вы хотите лучше узнать человека посмотрите, каков он в деятельности, что и как делает? Как относится к себе, к другим?

Социологическая группа в нашей школе провела исследования, что ценят в Человеке Ваши учителя? (анализ интервью).

Спасибо нашим социологам за проведенный труд.

Через усилие, терпение, милосердие, через сомнение, через самого себя – мы находим богатство истины.

Учитель литературы. Философская лирика Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души.

Любовь как состояние души спасет человека от одиночества. Человек не один в мире, он в гармонии с ним.

Учитель права. Так в чем же тайна Человека?

Учитель литературы. Как на этот вопрос отвечает Пушкин?

Человек в пушкинской лирике принимает мир таким, какой он есть, не пытаясь что-либо изменить в нем. Единственная возможность изменения мира – это изменить самого человека, его ума и души.

Пушкин не поддается унынию и отчаянию, не падает духом и ищет утешения в самой жизни

Вывод : Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслаждениями – любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми тревогами, волнениями, и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия.

Читайте также: