Факторы и стрессоры выживания в природных условиях обж 6 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях

1. Личностные.
2. Природные.
3. Материальные.
4. Постприродные (возникающие от общения с природой).

Личностные факторы

Состояние здоровья
Воля
Решительность
Изобретательность
Собранность
Выносливость
Знания и умения, позволяющие выжить в условиях автономного состояния

Природные факторы

Температура и влажность воздуха

Природные факторы

Атмосферное давление, солнечная радиация, ветер

Природные факторы

Флора и фауна

Природные факторы

Источники воды, рельеф местности

Природные факторы

Полярная ночь

Материальные факторы

Одежда и обувь

Материальные факторы

Средства связи

Материальные факторы

Снаряжение и различные подручные средства, которые можно использовать для строительства временного укрытия

Материальные факторы

Снаряжение и различные подручные средства, которые можно использовать для изготовления или ремонта одежды и обуви

Материальные факторы

Снаряжение и различные подручные средства, которые можно использовать для добывания огня, приготовления пищи, подачи сигналов

Постприродные факторы

Тепловые удары и обморожения

Постприродные факторы

Постприродные факторы

Горная болезнь - болезненное состояние организма человека, поднявшегося на значительную высоту над уровнем моря, которое наступает вследствие гипоксии (недостаточного снабжения тканей кислородом), гипокапнии (недостатка углекислого газа в тканях).

Постприродные факторы

Различные травмы и острые психические состояния

Стрессоры выживания

Страх, одиночество, уныние, голод, холод, жара, жажда, физическая боль, переутомления

Составьте фразу из приведенных фрагментов, поясните, что она означает, и запишите ее полностью:

А) …наступающее после длительного или интенсивного…
Б) …опасное состояние организма…
В) …физического или психического напряжения.

Переутомление - опасное состояние организма, наступающее после длительного или интенсивного физического или психического напряжения.

Выберите из предложенных факторов, факторы выживания в природной среде:

А) моральные;
Б) материальные;
В) постприродные;
Г) личностные;
Д) психологические;
Е) природные;
Ж) финансовые.

Б, В, Г, Е

К стрессорам выживания относятся

А) одиночество, уныние;
Б) голод, жажда;
В) гнев, злоба;
Г) жара, холод;
Д) эйфория, галлюцинации;
Е) физическая боль, переутомления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях

Человек оказался один на один с природой. От чего будут зависеть его здоровье и жизнь?

Существует множество причин, влияющих на поведение человека, на его здоровье, физическое и психологическое состояние. Эти причины называют факторами выживания . Если мы будем знать эти факторы, уметь преодолевать их воздействие или правильно использовать, то можем рассчитывать на положительный результат.

Выделяют четыре группы факторов выживания: личностные, природные, материальные и постприродные (возникающие от общения с природой).

Личностные факторы . Жизнь человека в условиях автономного существования во многом зависит от состояния его здоровья, воли, решительности, изобретательности, собранности, выносливости. Но это не самое главное.

Даже хорошо тренированные люди могут погибнуть от жажды, не сумев найти источник воды, замёрзнуть, не сумев развести костёр. Необходимо ещё обладать знаниями и умениями, позволяющими выжить в условиях автономного существования.

Природные факторы . Несомненно, большое влияние на состояние человека оказывают природные факторы: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, ветер, а также физико-географические особенности района автономного существования: флора и фауна (растительный и животный мир), источники воды, рельеф местности. На состоянии человека довольно сильно может сказаться изменение режима времени (смена часовых поясов, полярная ночь или полярный день).

Материальные факторы — это факторы, обеспечивающие защиту человека от влияния окружающей среды: одежда и обувь; средства связи; снаряжение и различные подручные средства, которые можно использовать для строительства временного укрытия, изготовления или ремонта одежды и обуви, добывания огня, приготовления пищи, подачи сигналов.

Постприродные факторы возникают в результате воздействия на человека климатических особенностей окружающей местности: тепловые удары и обморожения; отравления; горная болезнь; различные травмы и острые психические состояния, вызванные нахождением в экстремальной ситуации. К этой же группе относят так называемые стрессоры выживания : страх, одиночество, уныние, голод, холод, жара, жажда, физическая боль, переутомление. Действие этих стрессоров бывает очень сильным. Они являются основными источниками напряжения человека при вынужденном автономном существовании.

Одиночество — одна из причин возникновения страха. Борются с одиночеством по-разному: вслух разговаривают или читают стихи, рассуждают. Помогает отвлечься и любая физическая работа.

Уныние — чувство, вызываемое одиночеством, разочарованием от неудачных попыток что-то сделать (добыть пищу, построить плот и т. д.). Уныние может овладеть не только одиночкой, но и находящейся в автономном существовании группой. Избежать этого можно, чётко распределив между членами группы обязанности, ставя перед ними конкретные, но выполнимые задачи.

Голод быстро напомнит о себе. Человек может долгое время (до 40 суток) обходиться без пищи, используя внутренние резервы организма и употребляя воду. Но при этом он не может выполнять тяжёлую физическую работу; снижается его устойчивость к воздействию тепла, холода, боли.

Сложнее избавиться от чувства жажды . Уменьшение количества воды в организме человека приводит к нарушению обмена веществ, различным расстройствам в деятельности внутренних органов. Желание выпить хоть глоток воды овладевает сознанием человека, мешает ему сосредоточиться, подавляет его волю.

Жара усиливает чувство жажды. Кроме того, высокая температура воздуха и прямая солнечная радиация вызывают в организме значительные изменения за сравнительно небольшой срок. Нарушаются функции органов и систем организма, ослабляется физическая и психическая деятельность. Облегчить своё положение можно, устроив солнцезащитный тент, ограничив физическую активность, экономно расходуя запасы воды.

Попав в экстремальную ситуацию в холодное время года, выживание надо начинать с мер по защите от холода: строить убежище, разводить костёр, готовить горячую пищу и питьё, одеться теплее (если есть запасные тёплые вещи).

Вот как описывает такую ситуацию Г. Федосеев: «Холод сковывал дыхание, заползал под одежду и окатывал вспотевшее тело. Сопротивляться не было сил, и мы без сговора бросились вниз, вслед за проводниками.

Я останавливаюсь. Но задерживаться нельзя ни на минуту: холод пронизывает насквозь, глаза слипаются, дышать становится всё труднее.

А идти всё труднее, стужа сковывает челюсти, ноздри. Силы слабеют. Движение уже не согревает тело. Пальцы на ногах схвачены болью. Всюду холод и только холод!

Переутомление — опасное состояние организма, наступающее после длительного или интенсивного физического или психического напряжения. При этом наблюдается быстрая утомляемость, нарушения сна и аппетита. При переутомлении у человека ослабевает воля и контроль над своими действиями. Только правильное распределение физических нагрузок и своевременный отдых помогут человеку избежать этого состояния или выйти из него.

Вопросы и задания

Что такое факторы выживания в природных условиях? На какие группы их подразделяют?

На какие факторы выживания в природных условиях человек может повлиять, а на какие — нет? Почему?

Перечислите в порядке уменьшения значимости стрессоры выживания для человека, в одиночку попавшего в экстремальную ситуацию; для группы людей.

Используя различные источники, приведите примеры преодоления людьми, попавшими в экстремальные ситуации, стрессоров выживания.

Сформировать у обучающихся представление о факторах и стрессорах выживания, способах их использования и преодоления.

1. Познакомить учащихся с основными факторами и стрессорами выживания, их влиянии на поведение человека.

2. Научить правильному применению способов и приёмов использования и преодоления факторов и стрессоров выживания.

    Лекция-беседа, проверка знаний учащихся, прослушивание аудиофайла.
    Факторы выживания, стрессоры выживания, стресс, фауна, флора.

Ученикам предлагается выполнить задания.

1. Установите соответствие между стрессорами выживания и способами выживания.

2. Распределите по колонкам факторы, влияющие на состояние и здоровье человека и обеспечивающие его выживание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Психические состояния человека при выживании в природных условиях.

2. Элемент выживания в условиях автономного существования.

Цель: По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности.

Ход урока

Основное содержание урока.

Умение управлять собой и своей психикой в изоляции от общества других людей - главный фактор выживания в сложных условиях автономного существования.

Психические состояния, которые испытывает человек, попавший в чрезвычайную ситуацию. Страх, как главный психологический враг. Переживание страха, испуг, потеря контроля над своим поведением.

Последствия страха: паника и паническое поведение. Их проявление в поведении человека. Попросите учащихся привести примеры панического поведения.

Основные причины страха: внезапное изменение обстановки, одиночество, незнакомость, внезапное приближение кого-то или чего-то, высота, темнота, различные звуки.

Что такое наше внимание? Предложите ученикам выполнить несколько упражнений для развития внимания, приведенных в приложении 1 учебника.

Обратите внимание учеников, что тренируясь постоянно при помощи этих упражнений можно выработать такую черту характера, как наблюдательность.

Предложите ученикам выполнить упражнения 1 и 2 для развития наблюдательности (прилож. 1 в учебнике).

Поясните понятие — объем внимания на примере.

Разложите на столе 20 разных предметов: ручку, тетрадь, ключи, игрушку, фонарик и т.д. Пригласите к столу ученика и попросите разложить эти предметы. Накройте все это скатертью или газетой. Отвлеките ученика на какое-нибудь другое дело. Через 10 минут попросите его вернуться к столу. Снимите ска

Читайте также: