Европа в эпоху раннего средневековья конспект урока 10 класс

Обновлено: 30.06.2024

Конспект урока по теме "Средневековые цивилизации Европы" по истории 10 класс. Данный урок возможно также успешно провести и в 6 классах в ходе курса Всеобщей истории.

Содержимое разработки

Класс: 10 И (успешно использовано и в 6 классе в курсе Всеобщей истории)

Тип урока: комбинированный;

Формы и метод обучения: фронтальный, объяснительно-иллюстративный метод, эвристическая беседа.

Литература для учителя:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 351 с.: ил. карт.

Историко культурный стандарт.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Литература для учащихся:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -351 с.: ил. карт.

Педагогическая цель урока: создание необходимых условий для приобретения учащимися знаний о Средневековой Европе, познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: вызвать интерес к событиям истории Средневековой Европы и сохранить мотивацию по изучению истории.

Предметные: овладение целостным представлением о начальном периоде становления западноевропейской цивилизации ; разобраться в основных терминах и выяснить, что представляет Средние века;

Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, уметь грамотно аргументировать свои ответы.

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма организации

Формы контроля

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, показывают готовность к уроку

- Добрый день, ребята, сегодня нам предстоит изучить тему “Средневековой цивилизации Европы”. Для этого нам необходимо выяснить, что тако средневековье и его этапах, его особенности для будущих европейских стран. Средневековье расположилось между двумя великолепными периодами: между Античностью и между эпохой Западно-Европейского Возрождения.

Ученики слушают учителя и записывают тему урока.

Устный опрос учителем

3. подготовка учащихся к восприятию темы

В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет разобраться в основных прецессах, протекавших в IV – XV вв. и выяснить ее значение для дальнейшего развития Европы. Учитель рассказывает о последнем императоре Западной Римской империи и о последних событиях падения великой империи, давшей толчок, называемый Средними веками. Одоакр совершил переворот , сняв порфиру с малолетнего императора Рима.

-Когда произошло падение Западной Римкой Империи?

- Кто был последним императором?

Ученики внимательно слушают рассказ учителя.

- последний император Западной Римской империи – Ромул Августул.

4.Изучение нового материала

- Давайте перенесемся в далекую Флоренцию, где по улице бродил мрачный Микеланджело Буонароти и встретил жизнерадостного Рафаэля Санти, окруженного молодыми людьми. Первый спросил второго: Почему ты так весел? А почему ты так мрачен как палач? Оказалось, что Буанароти и Да Винчи получили одно задание: расписать две стены здания городской сеньории, а наблюдать за ними поручили Макиавелли. Микеланджело и Леонардо да Винчи ревновали друг друга: Кто более генеален? Кто более талантлив? Это трудно оценить, эта история о великом времени. Это время выброса духовности, выброса гениальности. Этот период называется Возрождением, когда люди жили в период расцвета, в золотое время – люди решили заняться изучением истории той самой эпохи Античности. Стали возрождать все то, что было в культуре Древней Греции и Рима, той архитектуры, литературы и науки.

Затем учитель представляет вниманию класса учебный фильм, просит учеников внимательно посмотреть фильм и записать периоды Средневековья.

Вопросы к классу по фильму:

Назовите хронологическую дату Средневековья V - XV вв.

Когда произошел расцвет культурного Возрождения?

Дайте определение Средневековью?

На какие 3 периода делится эпоха Средневековья?

Когда пала Западная Римская Империя?

Какие существуют точки зрения о конце Средневековья (какова датировка)?

Докажите, что Средние века это время культурного упадка? Дайте характеристику Средневековья.

Когда начинается Новое время, по мнению людей XV - XVI вв.?

Каков социальный состав Средневековых городов?

Где еще существовало Средневековье?

Когда наступает Расцвет Средневековья?

Откуда мы знаем о Средневековье?

Что такое исторические источники?

Какие виды исторических источников существуют?

Назовите один из самых известных изобразительных источников?

Какова длина ковра?

Что изображено на ковре?

Что такое вещественные источники?

Назовите не менее 3-х таких источников?

Какое сокровище хранится в Британском музее?

Где была найдена эта ладья?

Что было найдено в ладье?

К какому веку относится найденное погребение?

Где проводились подводные раскопки поселения?

Назовите основные виды деятельности средневекового населения?

Какие можно назвать вспомогательные исторические источники?

После опроса по фильму учитель рассказал о переходе к Средневековью.

- В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей.

Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.

Далее учитель раскрыл основные понятия и дал характеристику серьориального строя, с помощью слайдов наглядной презентации:

- В XI - XII вв. землевладелец имел свой домен, земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. Что такое домен?

Учитель подводит детей к выводу, что главной ценностью считалась земля. Докажите, что это было так на самом деле?

Учитель раскрыл особенности и понятие “феодальной лестницы”.

1)Как вы понимаете понятие “феодальной лестницы”?

2)Что такое вассалитет?

-По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока. Велико было политическое и экономическое значение городов.

Задание классу: с помощью учебника пункта №5 §9 назвать, каково было политическое и экономическое значение средневекового города.

3)Что такое бюргерства?

В XI - XIII вв. городское население развернуло борьбу з освобождение от всех форм зависимость, так, начали создаваться коммуны, фактически это были города-государства.

4)Что такое средневековая коммуна? Где они располагались?

Ученики слушают рассказ и сами стараются сформулировать опредение терминов Возрождение, Средневековье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Европа в Эпоху средневековья" предназначена для 10 класса. В данной презентации расматривается периодизация Средних веков, образование государства франков при Хлодвиге, деятельность майордомов и прежде всего Карла Мартелла, зарождение феодальных отношений и феодальная лестница, расматриваются причины феодальной раздробленности. Создание империи Карла Великого и рост территорий франков при нем, есть схема управления империей. Имеется карта распада Империи Карла Великого. Отдельно расматривается вопрос о Христианской Церкви, её структуре и разделении на две ветви - католическую и православную, их сравнениею Также в презентации указываются причины крестовых походов. В целом данную презентацию можно использовать на уроках по всемироной истории в 10 классе.

Европа в эпоху раннего Средневековья

Европа в эпоху раннего Средневековья

Первобытность Древний мир (Египет, Вавилон) Античность (Греция, Рим) Средние века Востанавливали XV век V век Возрождение (гуманисты) Забыли Начало – Падение Западной Римской империи (476 г.). Окончание – Споры: - Великие географические открытия (конец XV в.).

Первобытность

Древний мир

(Египет, Вавилон)

Востанавливали

Возрождение

Начало – Падение Западной Римской империи (476 г.).

- Великие географические открытия (конец XV в.).

Периодизация

Конец V – пер. половина XI вв. – раннее Средневековье. (Зарождение феодальных отношений, становление ранне-феодальных государств).

Сер. XI – XV вв. – развитое Средневековье (господство феодальных отношений, период феодальной раздробленности.)

К. XV – XVII вв. – Позднее Средневековье (кризис феодализма, зарождение капиталистических отношений).

В конце IV в . к германским племенам, против которых боролись римляне, присоединились другие варварские народы началось Великое переселение народов (гунны – Атилла). 395 г. – распад Римской империи. Западная римская империя, Восточная Римская империя, столица Равенна, столица Константинополь, 476 г. 1453 г. видео

В конце IV в . к германским племенам, против которых боролись римляне, присоединились другие варварские народы началось Великое переселение народов (гунны – Атилла).

395 г. – распад Римской империи.

Западная римская империя,

Восточная Римская империя,

столица Равенна,

столица Константинополь,

Государства варваров Вестготы – юго-восточная часть Галлии и Испании Франки – северо-западная Галлия Вандалы – Северная Африка Италия - остготы Англы и саксы – Британские острова

Вестготы – юго-восточная часть Галлии и Испании

Франки – северо-западная Галлия

Вандалы – Северная Африка

Англы и саксы – Британские острова

Образование Франкского государства. В 486 г. король салических (приморских) франков Хлодвиг (486-509) из рода Меровингов возглавил их переселение в Северную Галлию, позднее франки подчинили себе соседние германские племена (алеманы, тюринги) и отвоевали у вестготов Южную Галлию.

Образование Франкского государства.

В 486 г. король салических (приморских) франков Хлодвиг (486-509) из рода Меровингов возглавил их переселение в Северную Галлию, позднее франки подчинили себе соседние германские племена (алеманы, тюринги) и отвоевали у вестготов Южную Галлию.

После смерти Хлодвига между его потомками начались междоусобные войны. Со временем реальную власть в государстве захватили управляющие королевским двором – майордомы.

В начале VIII в . майордом Карл Мартелл сумел подчинить крупных землевладельцев и провел военную реформу для борьбы с арабами: Создание тяжеловооруженной конницы Раздача воинам земель при условии несения военной службы ( феод или лен) 732 г. - разгром арабов в битве при Пуатье

В начале VIII в . майордом Карл Мартелл сумел подчинить крупных землевладельцев и провел военную реформу для борьбы с арабами:

  • Создание тяжеловооруженной конницы
  • Раздача воинам земель при условии несения военной службы ( феод или лен)

732 г. - разгром арабов в битве при Пуатье

Феоды – земельные владения, которые жаловались конным воинам за службу и могли передаваться по наследству. Феодалы – владелецы земельного владения Сеньор (господин) Вассал (слуга)

Феоды – земельные владения, которые жаловались конным воинам за службу и могли передаваться по наследству. Феодалы – владелецы земельного владения

Империя Карла Великого.

После смерти Карла Мартелла государство возглавил его сын Пипин Короткий, который сверг последнего ленивого короля и сам стал королем при поддержке римского папы.

  • Разгром лангобардов и присоединение Северной Италии
  • Покорение Баварии
  • Отвоевание земель на севере Испании
  • Разгром аваров
  • Войны с саксами

Восстановление империи - 25 декабря 800 г.

папа римский возложил

на голову короля императорскую корону и

провозгласил его императором римлян


Королевский Совет (2 раза в год, утверждали законы короля) Император епископы герцоги Графы Доверенные лица, осуществлявшие контроль, суд, сбор налогов) Рыцарское войско (защита интересов империи)

Королевский

(2 раза в год, утверждали законы короля)

Император

Графы Доверенные лица, осуществлявшие контроль, суд, сбор налогов)

Рыцарское войско (защита интересов империи)

1. Возродить Римскую империю

В 800 г. стал императором

2. Возродить античную культуру

Открытие школ, рост грамотности по всей стране, Придворной школы и Академии (ученого кружка)

Изменился этнический состав населения,

столица - г. Аахен, крупных городов было мало, система управления не развита.

После смерти Карла Великого (817 г.) при его сыне Людовике началась новая полоса усобиц. В 843 г. внуки Карла Великого заключили между собой соглашение – Верденский раздел. Империя Карла Великого Западно-Франкское королевство Восточно-Франкское Королевство Лотарингия –

После смерти Карла Великого (817 г.) при его сыне Людовике началась новая полоса усобиц.

В 843 г. внуки Карла Великого заключили между собой соглашение – Верденский раздел.

Империя Карла Великого

С IX в. в Европе началась эпоха феодальной раздробленности.

С IX в. в Европе началась эпоха феодальной раздробленности.

Другие европейские государства. На территории Британии объединились англосаксонские королевства. В 1066 г. эти земли завоевал герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель, ставший королем Англии. К востоку от Германии сложились славянские государства – Польша, Чех ия, на среднем Дунае возникло Венгерское королевство. На севере Европы к этому времени сложились королевства Дания, Норвегия и Швеция.

Другие европейские государства.

На территории Британии объединились англосаксонские королевства. В 1066 г. эти земли завоевал герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель, ставший королем Англии.

К востоку от Германии сложились славянские государства – Польша, Чех ия, на среднем Дунае возникло Венгерское королевство.

На севере Европы к этому времени сложились королевства Дания, Норвегия и Швеция.

Причины феодальной раздробленности:

Причины феодальной раздробленности:

Католическая церковь в Средние века.

Церковная организация во главе с папой римским играла огромную роль. Первоначально большинство христиан не признавали власть епископа Рима – папы . Большим влиянием обладал епископ Константинополя – патриарх , ему и подчинялись папы.

Тема: Народы и государства Западной и Восточной Европы в раннее Средневековье.

Вопросы по теме:

1. Средневековое европейское общество: природа и хозяйство.

2 Феодальная собственность и вассальные отношения.

3. Варварские королевства.

4. Империя Карла Великого и его распад.

5. Богословский спор между Церквями Востока и Запада.

Варварские королевства – это государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях её распада в V веке.

Салическая правда – это правовой кодекс салических франков, правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса.

Вассалитет – это система иерархических отношений между феодалами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Основным фактором благополучия человека и общества в раннее Средневековье по-прежнему оставалось плодородие почв. Постепенно сокращались пространства, занятые лесами. В глухих чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы. Совершенствовались методы обработки земли. Произошел переход к трехполью. Теперь одно поле засевалось озимыми, второе – яровыми, третье оставалось под паром.

Важную роль в хозяйстве играло скотоводство, большим подспорьем была охота и собирательство. В Европе сохранялось натуральное хозяйство, при котором все, что было необходимо для жизни человека, он создавал сам. Торговля была развита слабо. Крупные землевладельцы были заинтересованы в прикреплении к земле тех, кто её обрабатывает. За пользование землей крестьяне несли ряд повинностей: отрабатывали барщину, платили оброк, служили в ополчении.

Согласно иерархии рыцарь должен был обладать владениями, позволяющими ему создать боевой отряд (копье). Он включал: самого рыцаря, его оруженосца и З-4 вооруженных всадников-слуг. Барон должен был иметь в качестве вассалов как минимум шесть рыцарей. Владения виконтов, графов, маркизов включали от трех до шести баронств. Герцогство – это, по крайней мере, четыре графства. Королевством могло называться владение, объединявшее земли самое меньшее четырех герцогств (или 16 графств, или 64 баронств).

Для периода Средних веков характерно особое устройство общества, которое делилось на три сословия. Принадлежность к одному из них означала наличие определенных привилегий и обязанностей, передающихся по наследству. Первым двум сословиям (духовенству и феодалам) были присущи в большом количестве особые привилегии: они не платили налоги, имели преимущества при замещении государственной должности. К третьему же сословию, которое платило налоги, относились крестьяне.

Наибольшего могущества Франкское государство достигло при Карле Великом. Всю жизнь он провел в войнах и снискал славу непобедимого полководца. Ему удалось значительно расширить границы государства, включив в него земли Италии, северо-востока Испании, подчинить непокорные племена саксов. Итогом завоевательной политики Карла стало воссоздание империи – эта идея поддерживалась церковью, выступавшей за единство христианского мира. В 800 г. в соборе Святого Петра в Риме Папа Римский надел на голову Карла корону и объявил его императором римлян. Вскоре Византия, считавшая себя единственной законной наследницей Рима, была вынуждена признать нового императора.

Созданная Карлом Великим империя распалась при его внуках, заключивших после длительных усобиц в 843 г. в Вердене соглашение о её разделе. Так возникли королевства, положившие начало существованию современных государств – Франции, Италии и Германии. К началу X в. в ходе дальнейшего распада крупных государств в Европе появилось до полутора десятков независимых государств. Началась эпоха феодальной раздробленности. Стоит подробнее остановиться на ее причинах.

Натуральное хозяйство ослабляло связи внутри феодального государства. Развитие частной собственности на землю делало знать независимой от центральной власти. Росла зависимость крестьян от феодалов. К тому же народы, входившие в состав империи Каролингов, говорили на разных языках, имели различные обычаи и традиции. В IX–X веках Западная Европа пережила одну из последних волн переселения народов. Начавшийся рост численности населения в Скандинавии при нехватке свободных земель вызвал бурную экспансию северных народов.

Наиболее сильным натиск норманнов был на Восточно-Франкское королевство, включавшее в основном германские земли. Отбить наступление на свои земли смог Оттон I Великий. В 962 г. Папа провозгласил Оттона I императором, созданная им империя получила название Священная Римская империя германской нации. И, хотя, империя просуществовала более 800 лет, осталась аморфным образованием, так и не стала реальной военно-политической силой.

Наибольшим успехом викингов было завоевание Англии. Частые усобицы местных феодалов позволили датскому военному вождю Кнуту захватить английский престол, затем он стал также королем Дании и Норвегии и вошел в историю как Кнут Великий. Однако после его смерти созданная им держава распалась, Англия также освободилась от власти конунгов. Наступление конунгов Дании, Норвегии, Швеции на страны Западной Европы постепенно выдохлось. В странах Скандинавии, как и в остальной Европе, начали развиваться феодальные отношения, распространялось христианство.

Еще одной чертой европейских стран периода Средневековья было господство христианской церкви. Церковь была крупнейшим землевладельцем. Она оказывала значительное влияние на политику и государственное управление. В 1054 году произошел распад христианской церкви на Католическую и Православную.

В отличие от константинопольских патриархов, Римские Папы сохраняли независимость от византийских императоров, не подчинялись им, а иногда и открыто выступали против них. Вскоре они стали претендовать на особую роль во всей Церкви, которая не признавалась патриархом.

Главным пунктом богословского спора между Церквями Востока и Запада было латинское учение о нисхождении Святого Духа от Отца и Сына. На Востоке признавалось, что источником Святого Духа может быть только Бог Отец. Римская церковь вела богослужения только на латыни, византийская – на местных языках. Латеранский собор 1059 года окончательно закрепил принцип независимости Римской католической церкви от светской власти. Традиция, установившаяся в Византии, была другой – там император являлся главой не только светской, но и церковной власти.

Между тем, именно в период раннего Средневековья закладывался фундамент быстрого изменения облика Европы в Новое время, стремительной экспансии европейской цивилизации.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Цель: сформировать знания особенностей культуры Средневековья, добиться понимания значения христианской веры в средние века.

Задачи: раскрыть понятие культуры средневековья, добиться усвоения знаний особенностей основных периодов Средневековья, подвести к выводу о мировоззренческом значении и характере христианской веры в эпоху Средних веков, выделить место и образ человека в средневековье; воспитывать у студентов интерес к особенностям культуры Средних веков, способствовать повышению общего культурного уровня студентов; развивать аналитическое мышление: формировать умение выделять существенные признаки при характеристике периодов средневековья, развивать умение сравнивать и делать выводы при сопоставлении романского и готического стилей в художественной культуре Средних веков.

Основные понятия : схоластика, романтический и готический стили, секуляризация.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.

1) Работа по карточкам (термины: домен, абсолютизм, выход, ярлык).

2) Фронтальный опрос.

- Перечислите предпосылки усиления королевской власти в 13-14 вв.?

- Как изменилось управление в европейских государствах в 13-14 вв.?

- Охарактеризуйте сословно-представительские органы европейских государств.

- Расскажите о столетней войне в Европе.

  1. Актуализация изученного.
  2. Изучение нового материала.
  1. Религиозная культура европейского Средневековья.
  2. Еретические учения и политика.
  3. Развитие светской культуры в Европе.
  4. Ремесло эпохи Средневековья.

Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире,

Поя целебно мутный мрак веков.

Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов,

Пусть меч звенел в бою и на турнире, -

Искал алхимик камень мудрецов,

Ум утончался в преньях о вампире,

Познать творца пытался богослов, -

И мысль качала мировые гири.

В. Брюсов. Средние века.

Беседа с классом.

- Вспомните, что свидетельствовало о формировании светской культуры в Западной Европе на исходе Средневековья.

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Преподаватель: Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

– Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X – XI веков);

– Высокое (Классическое) Средневековье. От X – XI веков до примерно XIV века;

– Позднее Средневековье, XIV и XV века (запись в тетради. ).

Раннее средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это – вторжения так называемых варваров.

- Кто такие варвары? (от латинского barba – борода), которые уже со 2 века нашей эры постоянно нападали на римскую империю и селились на землях ее провинции. Эти вторжения закончилось падением Рима.

- Какая религия была государственной в Римской империи к этому времени? (христианство).

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создавшихся теми же “варварами”. Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т.д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.

Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период классического или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться с Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление.

Прочитайте текст учебника п. 1 стр. 163-165.

- Охарактеризуйте религиозную культуру европейского Средневековья.

- Перечислите особенности духовного, культурного развития стран Западной Европы в Средние века?

- Каким было соотношение религиозных и светских начал?

(комментарии учителя стр. 10-12).

Рассказ учителя о еретических учениях.

Познакомьтесь с текстом учебника п. 3 стр. 166-167.

- Выпишите в тетрадь представителей светской культуры средневековой Европы, охарактеризуйте их деятельность.

- Устно сделайте вывод о значении этих трудов для современной культуры.

- Расскажите о развитии ремесла в эпоху Средневековья.

(комментарии учителя слайд 24-25).

Вопросы на стр. 169-170

  1. Подведение итогов, выставление оценок.
  2. Задание на дом.

Пар. 23, ответить на вопросы на стр. 169-170 устно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го.


Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч.


конспект урока по истории и культуре родного края

Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа.


План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе.
конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга

Цели урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию. ЗадачиРазвивать языковые и речевые уменияФормировать навыки.


Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."

На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии.

План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Читайте также: