Экскурсия по третьяковской галерее конспект

Обновлено: 02.07.2024

Урок в форме виртуальной экскурсии в Третьяковскую галерею, знакомство с отдельными картинами галереи.

Оценить 2886 1

Цель урока: создание условий для формирования представления о виртуальных экскурсиях.

образовательная – познакомить учащихся с историей создания и экспозициями Третьяковской галереи; сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского искусства; формирование коммуникативных и познавательных компетенций, учащихся через применение информационно – коммуникативных технологий на уроках искусства; показать связь Третьякова с Тамбовщиной.

воспитательная – воспитать чувство гордости за российскую художественную культуру; продолжить формирование эстетического восприятия произведений искусства;

развивающая – развивать интерес учащихся к изобразительному искусству; развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать, сравнивать.

Форма урока: виртуальная экскурсия.

Методы и приемы: погружение в Третьяковскую галерею, вопросно-ответный метод, беседа, демонстрация, иллюстрация, мастер-класс

Оборудование: буклеты, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран.

I. Оргмомент.

Самоопределение к деятельности.

II. Основная часть.

Мотивация учебной деятельности

Друзья, сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в один из интереснейших музеев, не выходя за пределы класса.

Актуализация знаний учащихся.

Но прежде чем мы начнем нашу экскурсию нам необходимо вспомнить, как называется…Учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе

Изучение нового материала.

3.1 Мы живем в такое время, когда наблюдается утрата связей с духовной культурой народа, поэтому для нас весьма важно воспитать человека культуры. А что же является ядром культуры? Это, прежде всего, язык, традиции, обычаи, материальные памятники и духовное наследие нации. И именно эту всю информацию хранит, как вы уже сказали музей.

Сегодня в рамках нашего урока Виртуального музея предлагаю вашему вниманию экскурсию в Москву в Третьяковскую галерею. А я буду вашим экскурсоводом.

Для начало напомню как надо себя вести в музее?

(Любой поход в музей - неважно в какой - серьезная нагрузка для вас. Мы должны ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками.

Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут, иначе экскурсия покажется вам не интересной и затяжной).

1 кадр.

Тихий Лаврушинский переулок, где за оградой стоит сказочный дом-теремок Третьяковской галереи, который знают не только москвичи. Сейчас в этом здании размещена основная часть собрания, включающая в себя экспонаты XI-XIX веков.

Посмотрите на этот необыкновенный дом.

Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под зелёной крышей. По эскизам Виктора Васнецова был построен этот главный вход знаменитой картинной галереи, где собраны произведения русского искусства. Фасад здания стал визитной карточкой Третьяковской галереи.

Перед нами парадная лестница и мы проходим в залы. Ребята по карте (в левом углу) мы открываем залы, которые нам потребуются.

3.3 Следующий зал № 16 (2 этаж)

В этом зале находятся жанровые работы 60-х годов и он очень активно покупал жанровую живопись 60-х годов. Третьяков хотел чтобы галерея была народной, и он очень активно покупал жанровую живопись 60-х годов. Это те картины которые привлекали поначалу внимание публики, а Третьяков выстраивал свою галерею для публики, как я уже ранее отметила.

Оказалось, что молодая девушка, вышедшая замуж за богатого старика, 44 года спустя закончила свои дни в нищете.

Белое платье, Слёзы в глазах. Полдень уже На настенных часах.Хрупкая девушка В свадебном платье, Её звали просто По имени, Настя.Сжимается сердце У Анастасии. Так принято было Когда-то в России.

Предлагаю остановиться нам перед двумя небольшими картинами, скромно притаившихся среди великих сокровищ русской живописи.

3.4Зал № 15

Именно с них начиналась Третьяковская галерея. Третьяков был купец. Свое богатство он решил употребить на пользу народа. Живопись Павел Михайлович глубоко чувствовал. В 1856 году П М Третьяков купил две первые картины.

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. 1893года состоялось официальное открытие музея под названием “Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых”. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и518 графических произведений русской школы, 83 работы европейской школы, 15 скульптур иколлекция икон.

За этот дар царь хотел даровать Третьякову титул дворянства, - Я купцом родился, купцом и умру, — ответил Павел Михайлович.

Единственное звание, принятое им с гордостью, - Почётный гражданин города Москвы.

Павел Третьяков умер 27 (4) декабря 1898.

Экспозиция музея неуклонно растет…Хотя в заявлении Петр Михайлович которое направил в городскую думу в 1892 году было сказано, что нужно сделать так, чтобы развеска картин сохранилась в будущем. А еще, чтобы художественная галерея более не пополнялась, т к собрание и так велико.

Сейчас в галерее множество картин, которых Третьяков никогда бы не приобрел, так как он щепетильно относился к их качеству. И если Павел Михайлович появился бы в галереи сейчас что бы он сказал нам по поводу тех авангардистских выставок и странных биеннале которые проходят в стенах в Третьяковской галереи. Собрание Третьяковской галереи сейчас насчитывает около 150 тысяч произведений.

Вельяминов не мог устоять перед итальянскими шедеврами на приобретении которых он не жалел ни своих ни чужих денег. Итальянская живопись заворожила его своей романтичностью. На закате жизни ему удалось собрать небольшую коллекцию картин.

3.6 Свои картины, а их свыше 100 и произведения из бронзы он передал Третьякову. Тогда Третьяков выделил зал для итальянской живописи собранной Петром Лукичом.

Пройдем в зал № 8

К сожалению, мы посмотрели очень лишь малую часть собрание третьяк галереи.

Третьяковская галерея сегодня – это не только хранилище сокровищ отечественного культурного наследия, но и крупный научный центр, занимающийся реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.

Обобщение и выводы.

Сегодня мы с вами побывали в Третьяковской галерее, узнали с чего начаналась знаменитая Третьяковка

Закрепление и углубление уч-ся.

Мы посмотрели ряд картин, хотелось бы, чтобы вы их озвучили, рассказали

- Какие произведения и их авторы вам уже известны? А какие для вас стали открытием?

Экскурсия по музею закончена, виртуальный музей закрыт. Хотелось бы чтобы на этом ваша экскурсия в галерею не заканчивалась, а продолжалась уже реально в стенах галереи и ее филиалов., но мне хотелось бы чтобы о сегодняшнем уроке у вас осталась память поэтому перейдем к практической но очень увлекательной части.

Как состарить рамку для картины и фото, что потребуется для состаривания деревянной рамки:

— простая деревянная рамка;

— акриловая краска,используемая в качестве основы;

— акриловый кракелюрный лак;

7. Домашнее задание

Стр. 48 – 53, а также предлагаю выполнить работу по созданию буклета Третьяковской галереи, или афиши выставки современного вам художника

Литература и информационные источники.

2. И.И. Пикулев – Русское изобразительное искусство, Просвещение 1977г.

3. Детская энциклопедия в вопросах и ответах “Мир культуры”, Смоленск “Русич”, 2001г.

4. Г.И.Данилова – мировая художественная культура 10, 11класс, Дрофа, 2010г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема внеурочного занятия

Цель: показать учащимся возможность посещения культурных, спортивных, развлекательных мероприятий с целью расширения кругозора и обогащения знаний в период сложных условий посредством интернет ресурсов на примере виртуальной экскурсии по Третьяковской галерее.

учебная – познакомить учащихся с историей создания и экспозициями Третьяковской галереи; провести научное исследование картины; познакомить с работой представителей музейных профессий.

воспитательная – воспитать чувство любви к прекрасному, чувство гордости за российскую художественную культуру, за свою страну, которую прославляли в своих произведениях художники; формирование художественно-эстетического отношения к изобразительному искусству. Воспитание художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

развивающая – развивать познавательный интерес учащихся к великим произведениям отечественного искусства; развитие художественного восприятия и вкуса, ассоциативно-образного мышления, памяти, способности анализировать, сравнивать формирования представления о виртуальных экскурсиях.

Вид занятия : урок – путешествие с применением интернет ресурсов.

Форма занятия: виртуальная экскурсия

Тип занятия: комбинированный, урок – экскурсия

Виды деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы: погружение в Третьяковскую галерею, вопросно-ответный метод, беседа, демонстрация, иллюстрация, игровой.

План занятия:

2. Введение в тему

5. Закрепление и контроль знаний

6. Подведение итога. Рефлексия.

Ход занятия.

1.Организационный.

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемая комиссия и коллеги.

2. Введение в тему.

Возможности интернета безграничны. Он позволяет людям, оказавшимся в сложных условиях, совершать удивительные путешествия в разные уголки мира.

Сегодня я предлагаю Вам совершить виртуальную экскурсию в один из интереснейших музеев русского искусства - Третьяковскую галерею.

(фото фасада здания Третьяковской галереи)

Третьяковская галерея хранит в себе шедевры живописи, графики и скульптуры от XI века до наших дней.

Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков - коллекционер и великий меценат России 19 века.

В 1892 году он передал коллекцию и здание в дар Москве.

(заходим внутрь здания, ходим по коридору)

Сейчас, мы находимся с вами в одном из залов галереи. Как мы видим, здание музея прекрасно как снаружи, так и внутри, чтобы встреча с искусством была незабываемой.

На данный момент коллекция насчитывает более 180 000 произведений разных эпох и направлений и регулярно пополняется.

Основную часть коллекции составили работы Перова, Крамского, Шишкина, Сурикова, Васнецова, Репина.

3. Мотивация учебной деятельности.

(показываю картины)

В начальной школе вас знакомили с этой картиной (Девочка с персиками). Кто помнит автора? (Серов). Конечно, Валентин Серов.

Также мы можем увидеть портрет знаменитого писателя … А.С. Пушкин. Помните строчки? …У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…

А кто помнит картину Виктора Васнецова, где он изобразил главных героев русских былин? Три богатыря. А как их звали? Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Автор работал над этой картиной около 20 лет.

(последний слайд, находим картину Рокотова)

А знаете ли вы что происходит с картиной, до того, как ее представят зрителю? (пауза)

Я открою вам эту тайну!

4. Онлайн-игра

5. Закрепление и контроль знаний.

Ребята, вы внимательно слушали, поучаствовали в исследовании. Ответьте на мой вопрос: что происходит с картиной или другим произведением искусства, до того, как его представят зрителю? Вы запомнили в каких отделах мы побывали?

- отдел учета (все сведения: размер, год поступления, откуда поступила…записывают в журнал учета)

- хранилище (место для хранения экспоната в спец условиях)

- отдел исследований (макрофотографии элементов, рентгеновский снимок, чтобы увидеть все изменения)

- реставрационная мастерская (изучают состояние, реставрируют)

- научный отдел (изучают все документы, относящиеся к экспонату)

6. Подведение итогов.

Сегодня, я показала вам, как, не выходя из дома можно провести время с пользой. Расширить и углубить знания в разных областях: будь-то наука, культура, спорт и другое.

Какие впечатления у вас от сегодняшнего занятия? (Вам понравилось?)

На этом наше путешествие в Третьяковскую галерею заканчивается. Спасибо за внимание, до свидания!

Самоанализ внеурочного занятия по ФГОС

Подготовила: Волкова Г.В.

Цель : показать учащимся возможность посещения культурных, спортивных, развлекательных мероприятий с целью расширения кругозора и обогащения знаний в период сложных условий посредством интернет ресурсов на примере виртуальной экскурсии по Третьяковской галерее.

учебная – познакомить учащихся с историей создания и экспозициями Третьяковской галереи; провести научное исследование картины; познакомить с работой представителей музейных профессий.

воспитательная – воспитать чувство любви к прекрасному, чувство гордости за российскую художественную культуру, за свою страну, которую прославляли в своих произведениях художники; формирование художественно-эстетического отношения к изобразительному искусству. Воспитание художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

развивающая – развивать познавательный интерес учащихся к великим произведениям отечественного искусства; развитие художественного восприятия и вкуса, ассоциативно-образного мышления, памяти, способности анализировать, сравнивать; формирование представления о виртуальных экскурсиях.

Внеурочную деятельность я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативную, игровую, здоровьесберегающую технологии.

На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.

На данном занятии применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и практической.

Я тщательно продумывала каждый этап занятия, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего занятия работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Во время занятия давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на занятии.

Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 5 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на занятии.

Интеграция видов деятельности: игровая, продуктивная, социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

— познакомить детей с историей создания Третьяковской галереи.

— познакомить детей с тврчеством В. М. Васнецова.

— учить краткому описанию картин, сопровождая их просмотром слайдов на экране.

— формировать познавательный интерес детей к изобразительному искусству.

— воспитывать чувство любви к прекрасному; чувство гордости за свою страну, которую прославлял в своих произведениях В. М. Васнецов.

Образовательные: познакомить с картинами художника.

Развивающие : развивать познавательные процессы у детей, способность анализировать, умение подводить итоги, развивать речь, умение правильно строить предложения.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к прекрасному, чувство гордости за свою страну, которую прославлял в своих произведениях В. М. Васнецов.

Планируемые результаты: вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие. Способствовать умению соотношения увиденного с собственными чувствами и переживаниями. Воспитывать чувство гордости и любви за свой город, который прославлял в своих произведениях В. М. Васнецова.

Материалы и оборудование: разрезные картинки, четыре подноса, основа для четырех картин, рамки для четырех картин, плоскостные макеты двух комнат, готовые заготовки мебели на двух подносах, клеящие карандаши по количеству детей, клеенки, салфетки. Проектор, ноутбук, экран, электронная презентация, две доски, обтянутые тканью для выставки картин, две доски, музыкальные фрагменты.

• Экскурсия в картинную галерею В. М. Васнецова.

• Беседы о жизни и творчестве В. М. Васнецова.

• Чтение художественной литературы о великом художнике.

• Рассматривание иллюстраций, открыток, репродукций с картин.

• Рисование на заданную тему.

Ход образовательной деятельности:

Но Москва находится очень далеко, за тысячи километров от нас. Как же нам поступить? (рассуждения детей).

Воспитатель: Как сейчас, в данный момент мы можем посетить картинную галерею? Или это нереально? (ответы детей).

Конечно, можем! Я предлагаю, вам отправится в виртуальное путешествие с помощью информационных технологий. Согласны?

Государственная Третьяковская галерея является гордостью России и всемирно известным и почитаемым музеем. В галерее много залов, в залах много картин. Чтобы увидеть их все, одного дня будет мало.

Сегодня мы с вами посетим только некоторые из них.

Мы пришли в картинную галерею, значит мы посетители и должны соблюдать правила, напомните ребята, какие?

Дети: - Ходить тихо.

- Нельзя громко разговаривать, тем более шуметь.

- Нельзя ничего трогать руками.

(На экране внутренний вид залов картинной галереи).

Вот один из многих залов картинной галереи, где мы можем полюбоваться пейзажами. (На экране пейзажи). Путешествуя по залам галереи, мы с вами видим не только природу, но и портреты. (На экране портретный зал). А вот зал великого русского художника – Виктора Михайловича Васнецова.

Мы уже знакомились с творчеством Васнецова, может кто-то желает о нём рассказать.

Дети: Виктор Михайлович родился в многодетной семье 100 лет назад. С детства проявлял интерес к рисованию, а учила его рисовать бабушка. Учиться Виктор Михайлович пошёл на священника, по стопам отца, но обучение не помешало ему усердно заниматься живописью. И он стал художником.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать экскурсоводами и рассказать о любой понравившейся картине Васнецова.

Богатыри на картине Васнецова наделены огромной силой, уверенностью, надежностью. Несмотря на то, что внешне богатыри похожи друг на друга, их образы различны. Главная фигура – сильный и смелый Илья Муромец, самый старший из богатырей. По правую руку Ильи – Добрыня Никитич, сильный и грозный. По левую руку Ильи – лукавый и смекалистый Алёша Попович – самый младший из богатырей.

Ребята кому ещё, какая картина понравилась, кто хочет рассказать?

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы попробовали себя в роли экскурсовода и по-моему все справились с этой ролью.

А сейчас после такой познавательной экскурсии нужно отдохнуть:

В нашей стране горы - высокие,

А мы – ребята вот такие!

Вы знаете, в Третьяковской галерее великое множество картин. И сразу все картины невозможно выставить в залах. Поэтому некоторые из них находятся в хранилищах. Где всё возможно, и картины могут отсыреть, где то может отлететь краска, они могут испортиться и потерять свой первоначальный вид, то есть картины могут заболеть. И тогда им на помощь приходят люди. Как называется профессия у этих людей? (Реставраторы). Конечно, реставраторы — это люди, которые подлечат картину и придадут ей первоначальный вид. И картины станут, как новые и будут жить ещё долго, долго.

Давайте и мы с вами сегодня побудем в роли реставраторов. Полечим картины.

Вот, посмотрите у нас на подносах фрагменты от картин, которые надо собрать в одно целое, то есть отреставрировать. У нас четыре картины. Сейчас вы распределитесь по два человека и начнете лечить свои картины. Вам нужно собрать их в одно целое, затем перенести на основу, далее оформить в рамку и разместить на этом стенде — выставки. (Фоновая музыка).

Воспитатель: Посмотрим, какие картины вы отреставрировали:

Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествуя по залам Третьяковской галереи побывали и в роли экскурсоводов и в роли реставраторов. А вот в какой роли мы с вами сегодня ещё не были? (Ответы). Да, в роли художников. Давайте попробуем.

Воспитатель: Сегодня мы с вами прикоснулись к прекрасному. Популярность Третьяковской галереи растет год от года. Более миллиона человек ежегодно посещают этот знаменитый музей. И мы с вами тоже не остались в стороне. Благодаря современным технологиям мы смогли побывать в Третьяковской галерее и даже попробовали освоить некоторые профессии. Какие? (ответы детей). Я была искренне рада такому сотрудничеству с вами. И хочу сказать вам спасибо за прекрасное путешествие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Павел Михайлович Третьяков, крупный предприниматель, владелец льняной мануфактурой в Костроме, патриот и любитель искусства, в 1850-х годах задумал создать первый в России музей национального русского искусства. Стремясь создать в своей коллекции лучшие произведения русских художников, П.М.Третьяков приобретал лучшее, что появлялось тогда на выставках. Основное ядро его коллекции составили работы В.Г.Перова, И.Н.Крамского, И.И.Шишкина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, И.Е.Репина. П.М.Третьяков- один из первых русских коллекционеров- поддержал новые течения в искусстве 19 века, покупая картины еще неизвестных тогда художников И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина. Через всю свою жизнь Павел Михайлович пронес непоколебимую веру в торжество русской школы живописи. Эта вера и любовь к русскому искусству побудили его в 1860 году определить свой капитал на устройство в Москве общественной картинной галереи.

ЭКСКУРСИЯ ПО ТРЕТЬЯКОВКЕ.

Увы, земной недолог путь,

И все ж во власти человека –

Великое творя, шагнуть

За рамки собственного века.

1. Итак, в 1856 году, 22 мая, П.М.Третьяков приобретает первые две картины. Эту дату и принято считать днем основания Третьяковской галереи.

Вопрос: какие две картины появились первыми в частной коллекции П.М.Третьякова?

Какой поэт так увидел Александру Петровну Струйскую на портрете художника?

Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И близится гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

3. Колорит работы О.А.Кипренского портрета поэта А.С.Пушкина, связывающий воедино черный, белый, красный, оливковый, зеленый тона, подкрепляет то впечатление благородства и возвышенности, которое рождается при взгляде на руки и лицо поэта

.Образ исторически конкретен и вместе с тем несет в себе черты идеальной творчески одаренной личности. Портрет был нарисован по заказу.

Кто заказал О.А.Кипренскому портрет поэта?

2.Мать поэта Н.О.Пушкина,

3.Друг поэта А.Дельвиг.

4. Как вы думаете, о какой исторической картине К.П.Брюлова А.С.Пушкин написал такие строки?

Везувий зев открыл –

дым хлынул клубом – пламя

как боевое знамя.

с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ

Под каменным дождем,

под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон.

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея – старинный римский город, расположенный у подножия Везувия. В результате сильнейшего вулканического извержения 24 августа 79 г.н.э. был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Две тысячи жителей, которых всего было около тридцати тысяч, погибли на улицах города во время панического бегства.

5. Первые картины Айвазовского увидел А.С.Пушкин. Поэт высоко оценил опыты юного живописца, который уже тогда обнаружил высокое мастерство в изображении вечно изменчивого моря. Этой теме художник остался верен до конца жизни. Возможно, на выбор И.К.Айвазовского повлияло то, что он родился на берегу моря.

В каком городе родился художник?

О какой картине идет речь?

Слава великого пейзажиста И.И.Шишкине началась тменно с этой картины. Это была первая картина художника, которую приобрел П.М.Третьяков. Шишкин получил за нее 300 рублей.

Назовите эту картину.

Какой роман подтолкнул художника к написанию этой картины?

10. А.Е.Архипов продолжил в новых условиях традиции передвижничества. На одной из лучших картин художника изображены женщины, работающие в глубоком подвале среди душных, влажных испарений. Усталые позы, измученные лица, натруженные руки изображены правдиво и сочувственно. По профессии этих женщин и названа картина.

Как она называется?

Эта картина В.М.Васнецова была последней, которую приобрел в свою коллекцию лично П.М.Третьяков. Несмотря на то , что она была еще не закончена, П.М.Третьяков вручил художнику 16 тысяч рублей.

Что это была за картина?

Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, - В.М.Васнецов стремился на пороге 20 века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил Русской земли. Прибегая к изобразительной гиперболе, художник наделяет своих героев исконными чертами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алексея Поповича нашли отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.

И.И.Левитан – выдающийся мастер лирического пейзажа. Художник не любил изображать зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но однажды он написал картину, которая произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо.

О какой картине идет речь?

На этой картине В.И.Сурикова изображена известная противница реформ Никона.

О какой картине идет речь?

Феодосия Прокофьевна Морозова принадлежала к московской знати, была родственницей царицы. В 1662 году она приняла тайный постриг. Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия сохранили верность протопопу Аввакуму в период жестоких гонений. Обличая реформу, Феодосия Морозова открыто обвиняла в еретичестве царя Алексея Михайловича. Сюжетом картины В.И.Суриков избрал эпизод, когда Ф.П.Морозову увозят к месту заточения. Посаженная в простые дровни, она, по мысли царя, должна испытать позор и унижение. Но, поднимая руку с двуперстным знамением, отмененным по церковной реформе, боярыня показывает, что не стыдится этого поругания, и призывает весь народ следовать древнему благочестию.

Чье творчество навеяло художнику образ Демона?

Ю.И.Пименов как художник сформировался в годы Советской власти. С середины 1930-х годов он работал над серией картин о Москве, среди которых эта картина стала особенно популярной. Композиция ее решена как кадр, выхваченный объективом фотоаппарата. Художник акцентирует внимание на фигуре женщины за рулем автомобиля. Изображая ее со спины, он тем самым вовлекает зрителя в пространство картины и приглашает его посмотреть на утренний город глазами героини – стройные силуэты новых домов, широкие просторы улиц и площадей.

Читайте также: