Химические элементы 8 класс рудзитис конспект

Обновлено: 05.07.2024

Урок-праздник в форме игры с коллективными технологиями позволит проверить знания учащихся, легко и с интересом вспомнить основные химические понятия, символы химических элементов. Этот материал можно использовать во внеклассных мероприятиях и в проведении предметных дней.

ВложениеРазмер
himicheskie_elementy.docx 226.85 КБ
himicheskie_elementy.pptx 2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : урок проверки и оценки знаний.

личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками и с взрослыми в группе; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

уметь: по формуле отличать простое вещество от сложного; химический элемент отличать от простого вещества; анализировать и объективно оценивать навыки безопасного обращения с веществами; устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами , происходящими в микромире; использовать различные методы изучения веществ;

Оборудование: презентация, листочки из тетради, половинки листочков; периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; реактивы и приборы – конц. соляная кислота, конц. раствор аммиака, 2 стакана, колба с водой, носовой платочек, этиловый спирт, спички, щипцы, бихромат аммония, ватка, спиртовка, асбестовая сетка; стаканы с растворами соляной разбавленной кислоты, разбавленного гидроксида калия, хлорида бария, разбавленного гидроксида натрия -2 стакана, лакмус, фенолфталеин, сульфат калия, сульфат меди (II), хлорид железа (III);

Добрый день. Прошу всех садиться. И мы с вами продолжаем творить волшебство на уроках химии.

2. Актуализация знаний и мотивация

Вспомните, о чём мы вели речь на прошлых уроках?

Ответ: мы изучали основные химические понятия, явления физические и химические, их отличия, роль химии, простые и сложные вещества, химические элементы, знаки химических элементов.

А много ли знаков элементов вы знаете?

Ответ: мы выучили 30 знаков элементов.

А хорошо ли вы их выучили? Как вы думаете, чем мы сегодня должны заняться на уроке?

Ответ: Мы должны вспомнить все основные понятия, их различия, знаки элементов, их значение в химии, научиться работать с ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Вы правильно определили цель нашего урока. И займёмся делом.

Вам придётся работать в тетради, поэтому открываем рабочую тетрадь, записываем число, месяц, год (на полях), а далее тему урока

3. Всесторонняя проверка знаний

1) Я буду на карточках показывать знаки элементов, а вы будете отвечать, что это за элемент, поднимая руку.

H, N, Fe, Au, Hg, Ag,…(знаки изученных элементов).

2) Отгадайте элемент в стихотворных строках

«На рукомойнике моём

«А за окошком в первом инее

«Сколько майских луж

Ответы: радий, аргон, барий, натрий, водород, фосфор, самарий, иттрий, цирконий, франций, родий (ответы также проверяются по слайду на экране для тех, кто не сможет определить элементы).

Все вопросы по одному на слайдах презентации.

1. Как превратить город Ростовской области в химический элемент?

Выплесни напиток, останется химический элемент.

4. Название, какой бабочки связано с названием химического элемента?

5. Убери первую букву в названии пресмыкающегося, чтобы получилось название химического элемента.

6. Какое название фазана связано с названием химического элемента?

7. В слове ГОЛОВОЛОМКА найдите название химического элемента, не переставляя буквы.

9. Химический элемент и город Мурманской области имеют одинаковое название. Какой?

10. Название какого паука связано с названием химического элемента?

(ответ может быть только один - вопросы на слайдах)

Отвечают письменно в тетрадях, затем взаимопроверка (ставят + правильно и – неправильно). Проверяют по ответам на слайде и выставляют набранные баллы (потом суммируют баллы за несколько работ вместе).

1. Как называется простое вещество, не разлагающееся при использовании обычных химических методов?

2. Как называется элемент, относящийся к явлениям и процессам, изучаемым химией?

3. Как называется определённый вид атомов?

4. Как называются вещества, состоящие из атомов одного химического элемента?

5. Как называется цифра, стоящая перед химической формулой?

6. Как называется изображение элемента с помощью букв латинского алфавита?

(символ – химический знак)

7. Как называются вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов?

8. Как называется химический элемент, который добавляют к золоту, чтобы получить сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле?

Укажите правильный ответ (задания по одному на слайдах).

1. Какое из приведённых ниже веществ является простым веществом:

а) алмаз, б) вода, в) поваренная соль?

2. В каком из перечисленных ниже случаев кислород выступает как химический элемент:

а) поддерживает дыхание и горение, б) является одним из компонентов воздуха, в) входит в состав воды и оксида углерода, г) взаимодействует со многими простыми и сложными веществами?

3. Сложные вещества состоят из разных:

а) химических элементов, б) простых веществ, в) сложных веществ.

Ответы вновь проверяют друг у друга за столом, затем сверяются с ответами на экране и подсчитывают баллы.

Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – а

Вместо многоточия вставьте название соответствующего элемента.

1. Химический элемент, который применяется в спичечной промышленности, для получения сплавов, полупроводниковых материалов, называется…

2. Химический элемент, открытый в 1772 г. Д.Резерфордом, который входит в состав белков и хлорофилла, называется…

3. Химический элемент, открытый в 1894 г. Д.Ж.Релеем и У.Рамзаем, называется… Аргон

4. Элемент, открытый К.Шееле в 1771 г. и независимо от него Дж.Пристли в 1774 г., называется… Кислород

В нём даны русские названия химических элементов, которые вы должны разгадать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс 8 Б Дата:05.10.20г

Тема урока: Химические элементы.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о химическом элементе и их обозначении.

Дать понятия о знаках химических элементов; Познакомить учащихся с этимологическими началами названий химических элементов; Рассмотреть способы обозначения числа атомов химических элементов с помощью символов.

Развивать познавательную деятельность учащихся. Способствовать развитию интереса к изучению предмета.

Планируемые результаты:

личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками и с взрослыми в группе; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

уметь: по формуле отличать простое вещество от сложного; химический элемент отличать от простого вещества; анализировать и объективно оценивать навыки безопасного обращения с веществами; устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами , происходящими в микромире; использовать различные методы изучения веществ;

Используемое оборудование и литература: интерактивная доска, слайды к уроку, учебник химии 8 кл.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Вопросы к каждой схеме:

Что изображено: смесь или чистое вещество?

Какие по составу вещества изображены?

Сколько молекул изображено на схеме?

Сколько химических элементов участвует в образовании этих веществ?

Сколько атомов показано на схеме?

Сколько веществ показано на схеме?

Изучение нового материала.

Например, железо и сера свои свойства в смеси сохраняют. Поэтому можно утверждать, что смесь порошка железа с порошком серы состоит из двух простых веществ — железа и серы. Так как химическое соединение сульфид железа образуется из простых веществ — железа и серы, то хочется утверждать, что сульфид железа тоже состоит из железа и серы. Но познакомившись со свойствами сульфида железа, мы понимаем, что этого утверждать нельзя. Это сложное вещество, образовавшееся в результате химического взаимодействия, обладает совершенно другими свойствами, нежели исходные вещества. Потому что в состав сложных веществ входят не простые вещества, а атомы определённого вида.

ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ — это определённый вид атомов.

Так, например, все атомы кислорода независимо от того, входят ли они в состав молекул кислорода или в состав молекул воды, — это химический элемент кислород. Все атомы водорода, железа, серы — это соответственно химические элементы водород, железо, сера и т. д.

Химические элементы и образуемые ими простые вещества можно разделить на две большие группы: металлы и неметаллы . Примерами металлов служат железо, алюминий, медь, золото, серебро и др. Металлы пластичны, имеют металлический блеск, хорошо проводят электрический ток. Примерами неметаллов служат сера, фосфор, водород, кислород, азот и др. Свойства неметаллов разнообразны.

Закрепление урока.

1.Выберите два высказывания, в которых говорится о хлоре как о химическом элементе:

1) Хлор — жёлто-зелёный удушающий газ

2) Атомная масса хлора составляет 35,453 а. е. м.

3) Молекула соляной кислоты содержит один атом хлора

4) Хлор использовался как боевое отравляющее вещество

5) Хлор при попадании в лёгкие вызывает ожог лёгочной ткани

Запишите в поле ответа номера выбранных высказываний.

В предложениях 2 и 3 о хлоре говорится как о химическом элементе, а в остальных — как о простом веществе.

2. Выберите два высказывания, в которых говорится о броме как о химическом элементе:

1) Бром принадлежит к главной подгруппе VII группы — галогенам

2) Бром ядовит, при соприкосновении с кожей образуются ожоги

3) При обычных условиях бром — красно-бурая летучая жидкость с резким неприятным запахом

4) Бром используется для производства боевых отравляющих веществ

5) Препараты брома имеют солёный вкус и оказывают седативный и снотворный эффект

Запишите в поле ответа номера выбранных высказываний.

В предложения 1 и 5 о броме говорится как о химическом элементе, а в остальных — как о простом веществе5

3. Выберите два высказывания, в которых говорится о кадмии как о химическом элементе:

1) Кадмий — мягкий ковкий серебристо-серый металл

2) На воздухе кадмий устойчив и не утрачивает металлического блеска

3) Кадмий существует в виде шести природных изотопов

Запишите в поле ответа номера выбранных высказываний.

В предложениях 3 и 4 о кадмии говорится как о химическом элементе, а в остальных — как о простом веществе.

4. Выберите два высказывания, в которых говорится о железе как о химическом элементе.

1) Железо реагирует с хлором.

2) Железо быстро ржавеет во влажном воздухе.

3) Пирит является сырьём для получения железа.

4) Гемоглобин, содержащий железо, переносит кислород.

5) В состав ржавчины входит железо.

О железе как о химическом элементе говорится в высказываниях 4 и 5.

5. Выберите два утверждения, в которых говорится о хлоре как о простом веществе.

1) Хлор при нормальных условиях — ядовитый газ желтовато-зелёного цвета.

2) Самые большие запасы хлора содержатся в воде морей и океанов.

3) Газообразный хлор относительно легко сжижается.

4) Мышечная ткань человека содержит 0,20-0,52 % хлора.

5) Ежедневно с пищей человек получает 3 – 6 г хлора.

О хлоре как о простом веществе говорится в высказываниях 1 и 3.

6. Выберите два высказывания, в которых говорится о кальции как о химическом элементе.

1) Молочные продукты являются богатым источником кальция для организма человека.

2) Ядро атома кальция содержит 20 протонов.

1. Организационный момент урока.
Проведение вводного инструктажа с записью в специальный журнал.
2. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Основные понятия:
Полный текст материала Опорные конспекты уроков химии в 8 классе (УМК Рудзитис, 67 уроков) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.


Разработка посвящена изучению химических элементов и их знаков. Это тема изучается в 8 классе. В ходе урока обеспечить усвоения учащимися новых понятий.

Содержимое разработки

Изучение нового материала

Химические элементы и их знаки

Изучить химические элементы и их знаки

Обеспечить усвоение учащимися понятий: химический элемент, атом, металлы, неметаллы.

Уметь различать простые и сложные вещества.

Воспитание положительной мотивации к обучению и культуры поведения, общения и умственного труда;

Воспитание умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля;

Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком;

Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения разно-уровневых и посильных заданий, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы;

Учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

Методы и методические приемы:

Словесные: беседа, рассказ, объяснение

Приемы: анализ, сравнение, обобщение

Демонстрационный материал: ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории. М.: Дрофа, 2005. 187 с.

Леенсон И.А. Удивительная химия. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. 176 с.

Организационный момент (1-2 мин.)

Изучение нового материала (35 мин.)

Понятие о химическом элементе и химическом знаке.

Простые и сложные вещества.

3 Металлы и неметаллы.

Закрепление и обобщение знаний (6 мин.)

Домашнее задание (2 мин.)

Запись в тетрадь:

Запись в тетрадь:

Запись в тетрадь:

Запись в тетрадь:

Организационный момент

Изучение нового матерала

1. Понятие о химическом элементе и химическом знаке.

Впервые ввел понятие химический элемент английский ученый Р. Бойль. Он назвал химическим элементом составную часть вещества. Дж. Дальтон связал между собой понятия химический элемент и атом вещества. Он считал, что у одного элемента атомы одинаковые, а атомы различных элементов – разные. В природе известно 89 химических элементов, не считая элементы, полученные искусственным путем. Для обозначения хим. Элементов используют международные символы или знаки. Каждый элемент имеет свой химический знак. По предложению известного химика Й. Берцелиуса, элемент принято символичеки обозначать одной или двумя начальными буквами их латинских названий. Химический символ обозначает химический элемент, один его атом.

Таблица 2. Названия, химические символы и относительные атомные массы.

2. Простые и сложные вещества.

Чтобы различать их , рассмотрим два предложения. Человек дышит кислородом и В состав воды входит кислород. В первом случает кислород простое вещество, а во втором химический элемент.

3.Металлы и неметаллы.

Химические элементы делятся на две большие группы: метакллы и неметаллы.

Свойства металлов: металлический блеск, теплопроводность, электропроводность,ковкость,пластичность.

Свойства неметаллов: не имеют металлического блеска, плохо проводят тепло и электричество, не обладают ковкостью.

Читайте также: