Экскурсия по селу конспект

Обновлено: 02.07.2024

Данная разработка по краеведению включает в себя заочную экскурсию по селу Косолапово Мари-Турекского района Республики Марий Эл. Раскрывает историю малой родины, знакомит с достопримечательностями родного села, подчёркивает красоту природы родного края. Будет полезна классным руководителям, учителям истории и краеведения, библиотекарям, педагогам дополнительного образования Мари-Турекского района для знакомства с селом Косолапово. Педагогам других школ как образец для составления своих экскурсий.

Список использованных источников, в том числе интернет-ресурсы …………… 11

Приложения на диске:

Тема изучения истории родного края - очень увлекательное занятие! Сколько интересного можно узнать благодаря краеведению. Привлекая школьников к изучению истории родного края, мы открываем для них новый мир. Ребятам особенно интересно узнавать историю своей глубинки: села, улиц, зданий, которые хранят память о их предках. А с историей глубинки напрямую связана история страны. Краеведение стимулирует интерес к изучению прошлого и несёт в себе большой воспитательный потенциал.

Актуальность. Краеведение помогает практически представить значительную часть материалов школьной программы истории, географии, краеведения и других предметов. Воспитание гражданственности, патриотизма также начинается с изучения истории малой Родины, поэтому краеведение должно стать важным компонентом школьного образования, на конкретных примерах изучения природы и истории родного края, знакомства с жизнью близких людей, учащиеся могут осознать себя, свою малую родину, как частицу большой страны.

Цель : воспитание интереса к изучению истории и природы родного края.

  1. Познакомить с историей появления села, с легендой о происхождении названия села Косолапово.
  2. Познакомить с историческими и природными достопримечательностями села.

Механизм . Электронная экскурсия может быть проведена в любом помещении (в школьном музее, в кабинете, в компьютерном классе, в библиотеке) при наличии компьютера и медиапроектора.

Продолжительность реализации разработки – 1 урок (45 минут).

Ожидаемые результаты – пополнение знаний детей о истории и природе родного села.

Для проверки полученных знаний и их закрепления в заключении урока школьникам предлагается ответить на вопросы викторины.

Разработка будет полезна классным руководителям, учителям истории и краеведения, педагогам дополнительного образования, библиотекарям Мари-Турекского района для знакомства с селом Косолапово (полностью или фрагментарно). Педагогам других школ может быть полезна, как образец для составления своих экскурсий.

Перспектива дальнейшего развития . Составление дополнительных приложений с углублённым знакомством достопримечательностей села. Подключение к презентации видеороликов. Онлайн - экскурсии.

Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша Земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. В детстве нам снятся невиданные страны. Потом мы вырастаем, и далекие земли все сильнее притягивают наше воображение. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. И тогда красота родного края станет полной удивительнейших загадок. А когда мы попытаемся узнать о нем хоть чуточку больше, чем знали раньше, он станет нам еще родней

Наша малая родина – село Косолапово. Средь сел России оно ничем не отличается о других. Но это большое село, красивое село, овеянное славой, оно прочно вписалось в ритм современной жизни, люди ценят и любят свое село, вечно красивое, ведь оно дало миру столько умных и славных людей.

За последнее время село выросло как по размерам, так и в культурном отношении. А ведь когда-то на месте Косолапова росли непроходимые леса, а в них водилось много дичи, особенно на болотах, которых было много в лесах. Буй был широкой и глубокой рекой, в ней водилось много рыбы. Леса сохраняли влагу, поэтому местность отличалась сыростью. О существовании многих деревень и не знали, потому что они прятались в глуши лесов.

Сегодня я предлагаю вам совершить заочное путешествие по селу Косолапово, Мари-Турекского района Республики Марий Эл.

Наше село возникло в начале ХIХ века, а может быть и еще раньше. Раньше село Косолапово называлось Верхобуевское, затем - Большие Тошкемы. Быстрый рост его зависел от того, что оно лежало на пути следования обозов из Казани в Вятку.

Откуда же произошло новое название села?

Совершить путешествие нам поможет карта-схема села.

Основная магистраль нашего села – это улица Советская. Она одна из старейших, самая длинная, самая оживлённая. По ней проходят маршруты автотранспорта. На этой улице прекрасно уживаются и старинные постройки, и современные дома. На улице Советской располагается Косолаповская СОШ, Косолаповская школа-интернат, Храм святителя Николая Чудотворца, аптека, магазины, Дом Культуры.

Отметим на карте основные точки нашего маршрута и отправляемся в путь. Поможет нам совершить заочное путешествие маленькая любознательная путешественница.

Есть на этой улице САД ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СЕРГЕЯ РОМАНОВИЧА СУВОРОВА

Заложен он в приблизительно в 40 –е годы, площадь – 9393кв.м., из них под деревьями 300кв.м., под кустарниками – 1580 кв.м.. Тополей было посажено – 63 шт., акации – 663 куста, сирени – 46 штук. Посреди сада им. С.Р.Суворова стоит два памятника: первый - на могиле видного марийского прозаика Дмитрия Федоровича Орая-Богословского (1901-1950).

Сергей Романович Суворов был призван в армию Косолаповским райвоенкоматом в августе 1941 года. Командир 774-го стрелкового полка 222-й стрелковой дивизии приказал провести разведку боем переднего края обороны противника около села Агафьино Калужской области. 13 июня 1942 года группа автоматчиков во главе с командиром взвода младшим лейтенантом Шандриковым, политруком Лапшиным, преодолев два пояса проволочным заграждений, вступила в бой. Бойцы вместе с комсоргом Сергеем Суворовым, преследуя отходящего противника, вырвались вперёд. Они оказались отрезанными от своего подразделения заградительным миномётным огнём. Погиб командир группы и другие бойцы. Оставшись один, несколько раз раненый, С.Р.Суворов в течение двух часов отражал натиск врага. За это время он уничтожил десять немецких солдат и многих ранил. Тогда рассвирепевшие фашисты открыли по Суворову миномётный и пулемётный огонь.

Считая его убитым, они пошли вперёд, но снова были встречены огнём. Целый день шёл неравный бой. Истекая кровью, С.Р.Суворов продолжал истреблять гитлеровцев из своего автомата.

Ночью санитары вытащили его из-под фашистского огня. Около его окопа лежало 22 трупа немецких солдат. На четвёртые сутки он умер в госпитале от ран.

Звание Героя Советского Союза С.Р.Суворову было присвоено посмертно 31 марта 1943 года. После войны из места захоронения (д. Мусино) останки героя перенесены в поселок Износки Калужской области.

Продолжая экскурсию, подходим к ХРАМУ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Косолапово раньше принадлежало Вятской губернии Уржумского уезда. До октябрьской революции Косолапово имело совсем другой вид, красовалась белокаменная церковь с железным куполом среди больших тополей и огороженная каменной оградой и железной решеткой. В 1838 году в селе была построена церковь святителя Николая Чудотворца. Храм был деревянный. А в 1880 году на том же месте, вместо деревянной церкви был построен каменный храм длиной 37 саженей, шириной 10 саженей, высота колокольни составляла 18,5 саженей. По периметру церковь была окружена железной оградой с решетками и каменными столбами. Церковный притч состоял из настоятеля, его помощников, дьякона, трех иподьяконов и псаломщика. Престолов в каменной церкви было три: теплый правый – во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен в 1880 году), левый - во имя преподобного Сергия Радонежского (освещен в 1884 году) и холодный придел – во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящен 23 октября 1905 года). При церкви имелась библиотека , в которой кроме богослужебных книг имелась литература догматического и исторического содержания, всего около 300 томов. В своем владении церковь имела земли 11 десятин 45 сажене1 (около 12 га.) умерших жителей хоронили на погосте, который находился за версту от села, на высоком месте.

В 1935 году в Косолапове был запрещен колокольный звон, колокола сняты, колокольня разрушена, а затем храм был передан Отделу Культуры. В 1939 году в храм перевели библиотеку. Долгое время в храме работали Дом культуры и две библиотеки. Лишь в 2000 году храм был передан верующим и началось его восстановление. В субботние и воскресные дни службу в храме проводит священник храма Александр Милютин. Местные жители считают, что от храма есть подземный ход, но найти его пока никому не удалось. Вот вам первая загадка нашего села.

Заровняев Анатолий родился в деревне Сюдумарь Косолаповского сельсовета. В Великой Отечественной войне участвовал с апреля 1944 года. За его плечами 40 подбитых танков, 8 сожженных самолетов, большое количество автомашин, орудий и живой силы – таков боевой баланс гвардейца Заровняева. Он также участник легендарного парада войск в честь Победы над фашистской Германией. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками старшему лейтенанту Заровняеву А.И. присвоено звание Героя Советского Союза.

Центральным место села и улицы Советская является памятник- обелиск, посвящённый погибшим воинам Великой Отечественной войны, нашим односельчанам.

Памятник построен в 1991 году.

Каждый год 9 мая в день великой Победы собираются здесь участники ВОВ, оставшиеся в живых, а так же все жители села, чтобы вспомнить тех, кто ценой своей жизни завоевал для нас свободу.

За памятником и территорией вокруг него ухаживают учащиеся нашей школы.

А сейчас давайте окинем взглядом село. В Косолапове 5 улиц. Имеется 3 учреждения образования, 3 учреждения культуры, 1 здравоохранения, аптека, 7 магазинов.

За последнее время село выросло как по размерам, так и в культурном отношении

Выглянув из школьного окна мы можем увидеть, располагающуюся по улице Пушкина больницу и хоспис, где проходят лечение одинокие престарелые жители Мари-Турекского района

Вдали за домами протекает речка Буй. На неё тоже можно взглянуть из школьного окна.

Буй питается подземными, дождевыми и талыми водами. Льдом речушка покрывается в конце октября, а если осень теплая, то в середине и даже в конце ноября. Толщина льда до 30 см. Часть речки не замерзает даже в самые сильные морозы.

В последнее время весной ледохода не наблюдается, он просто тает. Уровень воды повышается на 5-6 метров за счет обильного таяния снегов Обычно подъем воды начинается в конце апреля – начале мая. К началу мая в реке - наблюдается наивысший подъем воды, а затем постепенно, в течение недели речка заходит в свое русло.

Говорят, что в 20-е годы на реке Буй стояло несколько мельниц, но потом они были разрушены. А в 1946 году на реке была построена гидроэлектростанция, и было свое электричество. В 1951 году осенью были сильные дожди и ее унесла вода. Попытки восстановить были неудавшимися.

В 1980 годы на реке Буй была построена плотина с двумя цельнокорпусными водосбросами, по проекту инженера-механика, кандидата технических наук, поэта, члена Союза писателей, автора поэтических сборников - Смоленцева Ивана Ивановича.

В 1994 году вода вновь вырвалась из под контроля и плотину прорвало. Больше ее не восстановили.

Интересные исторические факты.

В 1935 г. в Марийской автономной области происходило новое административно – территориальное деление. Согласно Постановлению ВЦИК от 25 января 1935 г. был вновь образован Косолаповский район с центром в селе Косолапове. Трудящиеся с энтузиазмом встретили этот шаг советской власти, так как в дореволюционный период Косолапово уже было центром, но не района, а волости. На почтовых штемпелях писем и поздравительных открыток, приходивших сюда из разных уголков Российской империи, стоял адрес: с. Косолапово Косолаповской волости Уржумского уезда Вятской губернии.

В Государственном архиве Республики Марий Эл сохранились любопытные документы, освещающие один интересный эпизод следующего, 1936 года.

Президиум Марийского областного исполнительного комитета постановлением 13 апреля 1936 г. утвердил данные переименования и просил Горьковский краевой исполнительный комитет войти с ходатайством в Президиум ВЦИК с просьбой поддержать данное постановление.

Однако не суждено было жителям и труженикам Косолаповского района, села Косолапова и МТС стать ждановцами по очень простой причине. Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета СССР не поддержал инициативу из глубинки. Славному селу Косолапову оставили древнее его название, которое носит оно уже не одну сотню лет.

Это не все интересные места нашего села, и много еще интересного можно рассказать. Мы надеемся, вы многое узнали, пройдя еще раз по нашему селу. И убедились, как прекрасна наша природа, она одаривает своей красотой тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами. А нашу жизнь она делает ярче, богаче, прекрасней.

Сегодня на этом наша заочная экскурсия по селу заканчивается.

Конечно же, многое вы уже знали, с чем-то познакомились вновь. Чтобы закрепить наши знания, предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

1.От какого имени произошло по легенде название нашего села?

2.К какому году относится первое упоминание о селе?

3.Сколько улиц в нашем селе?

4.Численность населения села Косолапово?

5.Как называется самая длинная улица?

6.На какой улице располагается самое большое количество организаций и заведений?

7. В каком году построен памятник воинам ВОВ на центральной площади села?

9. Назовите знаменитых людей села.

Педагог: Молодцы ребята, и в завершении занятия предлагаю посмотреть видеоролик на песню о селе Косолапово.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеклассное занятие

Тема: Экскурсия по селу.

Расширять представления о жизни людей в селе.

Закреплять знания о неразрывной связи города и села.

Воспитывать уважительное отношение к сельской местности.

Ход занятия.

-Скажите что мы с вами узнавали на прошлых занятиях о селе и о городе?

-А скажите мне ребята может ли город существовать без села, село без города? Почему?

Объявление темы:

-А сегодня мы продолжим узнавать все больше нового и интересного. А вот что именно вы мне скажите, ответив на вопрос:

- Небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных. О чем я говорю?

-Правильно ребята о селе, мы сегодня с вами не просто узнаем много нового и интересного, и отправимся в виртуальную экскурсию по селу.

Основная часть.

-скажите как называются улицы на селе? (проселочные)

-Мы с вами отправляемся по проселочной улице на экскурсию. Что мы видим в первую очередь?

-Правильно дома, и сейчас мы с вами заглянем, а что есть интересного во дворе дома и в доме сельских жителей.

-вот мы с вами попали во двор дома, и что мы видим впервую очередь?

-Правильно, колодец. (слово на доску)А для чего он нужен?

-Для того чтобы люди могли пить воду, поить животных, топить баню.

-мы с вами видим Дровницу. (Закрепляем слово на доске), посмотрите какие творческие люди живут на селе и какие дровницы делают.

-Как вы думаете что это такое? И для чего это нужно.

-Это загон для содержания животных, Называется он Хлев (на доску слово) -крытый загон для крупных домашних животных, таких как…..

-А каких домашних животных живущих во дворах вы знаете? крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные. Давайте внимательно рассмотрим хлев. Слайд.

-А сейчас немного отдохнем и продолжим нашу экскурсию.

Физминутка. (воспитатель читает сам 1 раз, потом проговаривает и дети вместе с ним. )

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

-А сейчас заглянем в сельский дом. И посмотрим отличается ли сельский дом от городской квартиры в наше время.

-Давайте сначала посмотрим, а потом вы мне ответите на вопрос.

-Какой вопрос я вам задавала перед просмотром?

- Чем же отличается дом сельский от квартиры? (ответы детей)

-Правильно печкой. В наше время убранство сельского дома, почти ничем не отличается. А в старину отличалось или нет?

-Кто вспомнит и скажет чем?

-Чем освещали дом?(лучина) А сейчас? Слайд

-А все ли столовые приборы были ложки, вилки? А что помните про ложки? Слайд

-Молодцы все помните.

-Скажите ребята, что за слова я закрепляла на доске во время занятия?

-Кто скажет что обозначают эти слова. Отвечаем полным ответом. Сначала подумайте и потом отвечайте.

Составление рассказа

-Что запомнили сегодня на занятии?

Что вам понравилось?

Что не понравилось?

Домашнее задание.

-У меня в руках есть несколько коробочек. Ваша задача к следующему понедельнику собрать в них природный материал.

- Какой природный материал можем использовать мы при изготовлении поделок?

- С каких деревьев можно брать кору, веточки, сучки? (Поваленных или спиленных.)

-Вот и подошла к концу наша экскурсия, вы сегодня молодцы. Особенно ………………..

Данная разработка НОД построена в форме виртуальной экскурсии, в ходе которой дети закрепляют название села, улиц, домашний адрес, интересные места.

Содержимое публикации

Конспект непрерывной образовательной деятельности по

Автор: Щербинская Елена Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории.

Цель: расширить и уточнить знания детей о родном селе, природе и достопримечательностях.

уточнить знания детей о названии села, его улицах, достопримечательностях;

обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;

развивать умение поддерживать беседу высказывать свою точку зрения;

развивать умение согласовывать движения с текстом хоровода;

развивать интерес к изучению родного края;

способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, речевой активности, положительных эмоций, творческого воображения;

активизировать словарь по теме;

Воспитывать умение активно и доброжелательно взаимодействовать с детьми и педагогом, любовь к малой Родине.

Методы и приемы:

Организационный момент.

Перед началом занятия воспитатель нацеливает детей на положительный настрой:

- Чтобы было хорошее настроение, проведём игру.

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (выставляют большие пальцы)

Мотивация и целеполагание.

В.: Ребята я сегодня пришла на работу в детский сад не одна, со мной пришли девочки Маша и Даша. Давайте поздороваемся с ними. Это внучки моей соседки – старенькой бабушки. Они приехали из Тульской области попроведовать бабушку, но им скучно сидеть дома, и их бабушка обратилась ко мне с просьбой, погулять с девочками, познакомить их с селом. Но у меня, ребята, очень мало свободного времени, и я решила их взять с собой на работу, может, мы вместе придумаем, как развлечь Машу и Дашу.

- Ребята, что вы можете предложить? (Ответы)

- Как мы их можем познакомить с нашим селом? (Ответы)

Основная часть.

В.: Ребята, для поездки на автобусе нам нужен водитель и нужны билеты. Водителем станет тот, кто первым правильно скажет, как называется село, в котором мы живём, и как называемся мы – жители.

В.:А чтобы получить билеты, нужно назвать свой домашний адрес. Кто улицу называет, тот билетик получает. Заодно и расскажем нашим гостьям о том, какие улицы есть в нашем селе.

Дети по очереди разматывают клубок, на нитки которого наклеены билетики (фотографии села). Называют домашний адрес, берут билет и проходят на свои места.

В.: Наше село Знаменское – это наша малая Родина, место, где мы родились и живём. Во время экскурсии мы будем совершать остановки в различных интересных местах нашего села. Посмотрите вперёд, я уже вижу знакомое здание. Давайте остановимся и посмотрим, что это.

На мольберте фотография здания музея.

В.: Что это? (Ответы)

- А вы любите ходить в музей? (Ответы)

На мольберте размещены картинки животных, необходимо назвать и убрать лишних, не обитающих в наших краях, объяснить свой выбор.

В.: А сейчас я предлагаю немного прогуляться, подышать свежим воздухом.

Дети идут, на экране проектора дети видят фотографию районного сквера.

В.: Ребята, обратите внимание, куда мы с вами пришли? (Ответы)

Не хотите ли прогуляться по скверу, послушать голоса птиц и рассказать Маше и Даше, какие деревья растут в нашей местности.

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

Лесовичок хвалит детей и предлагает поводить хоровод вокруг берёз.

Л.: Знаете ли вы, ребята, что берёза является символом нашей страны. В старину , когда наступала весна, русские девушки водили хороводы вокруг этого дерева, прославляя весну и любимую берёзку. Давайте и мы с вами заведём хоровод.

В.: Спасибо, Лесовичок, за прекрасную экскурсию по скверу, а нам пора дальше.

Дети с педагогом и куклами возвращаются в автобус.

В.: Очень интересные фотографии! Ребята, я предлагаю вам сделать из них какой-нибудь памятный подарок для наших новых друзей, чтобы они никогда не забыли наше путешествие.

Дети высказывают свои предложения, приходят к выводу сделать открытку-коллаж.

Куклы благодарят детей и дарят им тульские пряники – символ их области.

В.: Ну вот наше путешествие подходит к концу. Нам предстоит вернуться в детский сад. Давайте пройдём в автобус.

Все рассаживаются в автобус.

В.: Ребята, наши девочки, уже учатся в школе, в будущем они хотят стать журналистами и сейчас они хотели бы у вас взять интервью и узнать, понравилось ли вам проводить для них экскурсию?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Уточнить знания детей о названии родного села. Познакомить с главной улицей села. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного села. Воспитывать любовь к родному селу и чувство гордости за него. Желание сделать его еще красивее.

/Беседа в группе/

- Дети, скажите, как называется наше село, в котором мы живем? (Шемурша)

- Как называется наш детский садик? (Ромашка)

- На какой улице расположен наш детский садик (Карло Маркса)

-Сейчас мы с вами пойдем на главную улицу нашего села. /По дороге/

Обратить внимание на табличку здания детского сада. Уточнить номер дома. Спросить по дороге, кто знает свой домашний адрес; сказать, что не у все) одинаковые названия улиц и номер дома.

Наблюдение на улице

- Мы пришли с Вами на главную улицу села.

- У каждой улицы свое название.

- Эта улица называется улица Космовского.

- Давайте внимательно рассмотрим ее. (даю возможность рассмотреть)

- Что вы здесь видите? (улицу, дома, машину)

конспект экскурсии по главной улице села.

Экскурсия на главную улицу села

Цель: Уточнить знания детей о названии родного села. Познакомить с главной улицей села. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного села. Воспитывать любовь к родному селу и чувство гордости за него. Желание сделать его еще красивее.

/Беседа в группе/

- Дети, скажите, как называется наше село, в котором мы живем? (Шемурша)

- Как называется наш детский садик? (Ромашка)

- На какой улице расположен наш детский садик (Карло Маркса)

-Сейчас мы с вами пойдем на главную улицу нашего села. /По дороге/

Обратить внимание на табличку здания детского сада. Уточнить номер дома. Спросить по дороге, кто знает свой домашний адрес; сказать, что не у все) одинаковые названия улиц и номер дома.

Наблюдение на улице

- Мы пришли с Вами на главную улицу села.

- У каждой улицы свое название.

- Эта улица называется улица Космовского.

- Давайте внимательно рассмотрим ее. (даю возможность рассмотреть)

- Что вы здесь видите? (улицу, дома, машину)

- Да, на улице много домов, в домах живут люди, дома разные: новые красивые. Дома расположены с двух сторон улицы, а середине дороги ездя автобусы, автомобили, а люди ходят по пешеходной дорожке, по тротуару.

На улице Космовского много домов жилых и учреждения, (перечислить).

У каждого дома есть свой номер.

Сейчас я вам загадаю загадки.

Дом по улице идет,

На работу всех ведет

на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Не летает, не жужжит;

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

/В конце подчеркнуть/

- Обратите внимание, что улицы чистые, по ним приятно ходить.

Чтобы всегда на улице было чисто думайте, что нужно делать? (Не бросать мусор на улице)

Люди, которые живут на этой улице, всегда поддерживают чистоту, не бросают мусор.

- Что нужно делать жителям села, чтобы улицы были еще красивее? (Сажать цвет убирать мусор, ухаживать за цветником)

Читайте также: