Экосистема болота 3 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

1 Разработка урока по окружающему миру в 3 классе Тема: Экосистема болота Урок нацелен на формирование представления учащихся о болоте как об экосистеме. Данная разработка урока интересна тем, что деятельностный подход реализуется на каждом этапе урока. Учитель руководит, направляет, задает наводящие вопросы, ставит учащихся в проблемные ситуации, демонстрирует необходимые объекты, а ученики занимаются поиском новых знаний. Учитель не дает знания в готовом виде. В начале урока он организует работу так, чтобы дети самостоятельно вышли на тему урока и с помощью вопросительных слов сформулировали задачи урока. На протяжении всего урока дети последовательно будут решать данные задачи, постепенно делая выводы о том, что все в экосистеме взаимосвязано, как и в природе. Наблюдая за взаимосвязями между растительным и животным миром болота, понимают что такое экосистема в целом. Здесь представлен один из способов реализации проектной деятельности это создание макета и презентации по теме урока. Также представлена работа в парах, в группах по 4 ученика. Изучая большое количество представителей животного мира болота, ребята активно работают с текстом, со словарем, выделяют главную мысль текста и озвучивают презентацию. В результате такой работы ученики узнают много познавательного и интересного, прослушав своих одноклассников. На уроке представлены представители растительного мира натурально, что позволяет ученикам понаблюдать, потрогать, рассмотреть, сделать выводы об особенности приспособления растений к условиям болот. В конце урока ребята смогут самостоятельно ответить на все вопросы, которые стояли перед ними в начале урока. Урок имеет практическую ценность для учителей начальных классов как фрагментарно, так и весь. Урок опробирован, получил высокую оценку у коллег, а самое главное у ребят.

6 определения. - Обратите внимание, где самое большое скопление болот? -А почему на равнине и на севере? Ваши предположения? - Знаю, что Сережа накануне прочитал много интересных статей о болоте, может он прояснит ситуацию? - Спасибо, внимание на экран -вот это болото. Оно больше Швейцарии.( площадь 41 кв.км) - Итак, кто сможет сам сформулировать определение этой экосистеме? - Спасибо, сравним с точными определениями, слова нашим искателям. Итак, на какие вопросы мы нашли - В Западно- Сибирской равнине, где мы живем и на севере их много - На равнине, потому что вода стоит. А на севере там вечная мерзлота - вода не просачивается в землю и застаивается. Выступление Сережи (индивидуальное домашнее задание) Я узнал, что Россия занимает по площади заболоченых территорий одно из первых мест в мире. У нас более 30% всех болот. Самое большое болото в мире Васюганское площадью 53 квадратных километра. Это между реками Объю и Иртышом. И ребята правы, что в основном образуются на равнинах, так как вода не стекает, а на севере вечная мерзлота. Предположения ребят- болото это участки суши, заполненные водой.

7 ответы? Ставим 2 плюса. Мы на пол пути. Зачитывают из словаря. Болото - это участки суши, на которых скапливается или застаивается вода. - На вопросы ЧТО? И ГДЕ? - Следующий вопрос? -Сейчас немного подвигаемся (физминутка), работа в четверках. - Соотнесите изображение с текстом и расположите их в правильном порядке. Приготовьте ответ на этот вопрос. (Приложение 4) - Отвечаем у доски. На доске увеличенные изображения этапов образования болот. Желающая группа. - Остальные группы, вы согласны с таким мнением? - Проверим по видео. -Как образуются болота? Ребята двигаются по классу, находят свои четверки по цвету жетонов, которые в начале урока им были выданы. Соотносят этапы образования болота. - Наша группа считает, что 1 этап образования болота - Озеро. Остатки отмерзших растений и микроорганизмов откладываются на дно озера. Накапливается ил. И подходит сюда рисунок 3. 2 этап образования болота Растения покрывают берега и дно, а также поверхность озера. Подходит рисунок 1 3 этап- Корнями растения прочно сплетают друг друга,

9 отщипните. нежный. - Еще одна особенность мха сфагнума названа в стихотворении В.Рождественского. Послушайте его. Мох Меж клюквы и морошки Срелди лесных болот На кочке мох без ножки Куда ни глянь растет. Он снизу беловатый, Повыше зеленей, Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей. На кустиках поляны, Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. - Что эта за особенность? - Вывод? Как мох приспособился к жизни в болоте? - Он лечебный, убивает микроорганизмы, в годы Великой Отечественной войны его использовали как вату, сушили, он впитывал кровь. В нем есть лечебные свойства. - Он впитывает в себя воду всей поверхностью. У него корней даже нет. 2. Представляю вашему вниманию второй экспонат. Что это? ( В колбочках -пух от рогоза) Это рогоз. Его путают часто с камышом. Посмотрите на картинке, - Пух. Рогоз или камыш?

10 Проектная деятельно сть. запомните это рогоз, а это камыш. - Рассмотрите пух рогоза, потрогайте, отщипните. Что в нем интересного? - Почему природа такое приспособление придумала для рогоза? 3. А это что? (В блюдечках с водой на поверхности воды плавает ряска) Возьмите пинцеты и рассмотрите ее Вывод? - Сделайте один большой вывод, как растения приспособились к условиям болот? - Теперь рассмотрим животный мир болота. (потребители) Озвучка фильма.каждому из вас я раздам карточку с интересными фактами о - Рогоз размножается с помощью семян, которые прикреплены к пуху, ветер пушинки сдувает и он летит во все стороны и закрепляется на почве. -Так как кругом вода, а семечко должно найти почву, чтобы прорасти. Так это растение приспособилось к жизни в болотах. - Ряска. - У ряски есть волосок- это корешок. Она пьет воду с минеральными веществами через него и ей почва не нужна. Поэтому она плавает. - По- разному, одни растения имеют семена с пухом, чтобы разлетались и зацепились за почву, другие- впитывают воду с мин. веществами всем своим телом или корешком и для этого им не нужна почва. - Ребята читают интересные факты о своем животном и выделяют главную мысль.

12 почве. Там нет кислорода, сфагнум убивает микроорганизмы, останки скапливаются и превращаются в торф. -Что это значит? Какие будут последствия для болота? -Можете предположить во что? - Узнаем об этом на следующем уроке. - Посмотрите на торф через лупу. Какой он? Торф это полезное ископаемое, он прекрасно горит. - Кто-нибудь может ответить на последний вопрос нашего урока. Чем важны болота для человека? -Это значит, что экосистема болота незамкнута и оно превратится во что-то другое. - предполагают. - Он коричневый, видны остатки растений. - Для добычи торфа, для сбора лекарственных трав, полезных ягод, источник чистой воды, климат мягче.

13 5.Итог урока. -Итак, в конце урока предоставляем слово нашей творческой группе, которые создали проект болота и заполнили карточку. - Макет получился замечательный, всем спасибо за плодотворную работу. (все ребята подходят, рассматривают мини-болото) - Мы создали проект болота, где в центре коробки поместили озерко, там мы расположили ряску, вокруг воды мы выложили мох сфагнум, рассыпали клюкву и бруснику, На стенки коробки наклеили изображение растений таких как осока, рогоз, камыш, росянка. А также приклеили на палочки изображения животных и воткнули в мох. Это и кулик, и лунь болотный, бекас,, выпь, жукплавунец, журавль, лягушка, грызуны и т.д. Они поддерживают круговорот веществ, но он не замкнут, так как разрушителей в болотистой местности мало. - Ребята, какие вопросы мы задали в начале урока, на все из них мы ответили? Смотрят на доску и кратко отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (Экосистемой озера)

Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?

(Есть свои представители “профессий” и между ними происходит круговорот веществ.)

- Представители какой “профессии” не справляются в экосистеме озера со своей работой?

- Почему? С чем это связано?

(Экосистема не разрушится полностью, так как разрушители выполняют часть работы, но превратится в другую).

- А вот в какую экосистему превратится озеро, вы узнаете, если разгадаете загадку:

Не море, не земля –
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

– Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте, и не просто о нём, а о том, что … (Болото – это экосистема.)

Как же озеро превратилось в болото? Задание на с. 50 к рисунку.

Рассказы детей по рисунку.

– Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них неизбежно превратится со временем в болото? Почему? (Бессточное озеро со временем неизбежно превратится в болото, потому что в нём накапливаются вещества, не используемые организмами озера и принесённые водами рек.)

– Чтобы доказать, что болото – экосистема, что необходимо сделать? С чего начнём?

– Давайте составим план урока.

  1. Производители болота.
  2. Потребители болота.
  3. Мох сфагнум
  4. Торф и его использование

Будем работать в группах. (4 группы)

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в группах

Задание для 1 группы

Производители болота. ( растения )

  1. Рассмотри рисунки растений на стр. 51.
  2. Прочитай текст.
  3. Ответь на вопросы.
  4. Выберите из представленных растений растения болота.

Багульник- лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.

  1. КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.
  2. БРУСНИКА – вечнозеленое растение. Даже зимой под снегом видны зелёные листики . В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.
  3. МОРОШКА – Ягоды по форме похожи на ягоды малины, жёлто-оранжевого цвета. Целебное свойство этой ягоды помогает лечить заболевания десен.
  4. ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название. Помогает улучшить память.
  5. РОСЯНКА - хищное растение, питается мошками, комарами, мухами.

Листья покрыты чувствительными волосками, на кончиках которых блестящая головка-капелька. Волоски захватывают насекомое и покрывают слизью. Когда насекомое пере

6. Багульник- лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое .

Отгадай и запиши названия растений болота

  1. Вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из ягод делают кисель, варенье, компот, морс.
  1. Ягоды по форме похожи на ягоды малины, жёлто-оранжевого цвета. Целебное свойство этой ягоды помогает лечить заболевания десен.
  1. Ягоды голубого цвета, отсюда и название. Помогает улучшить память.
  1. Вечнозеленое растение. Даже зимой под снегом видны зелёные листики . В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.
  2. Лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.
  1. Хищное растение, питается мошками, комарами, мухами.

Задания для 2 группы

Потребители болота ( животные )

Подумай почему у птиц длинные ноги и длинный клюв.

Вставь названия животных.

2. Живёт эта птица в моховых болотах, питается ягодами черники, брусники, морошки, голубики, клюквы, нежными листьями, травой, а порой и насекомыми. Это- ______________________________________.

3. Это большая, высокая на ногах птица. Размах его крыльев более двух метров. Эти птицы очень хорошо помнят свое родное болото и каждую весну прилетают в родные места. Питается лягушками, рыбой, насекомыми, ягодами. В качестве материала для гнезда используются кусочки влажного мха , торфа , стебли и листья осоки. Это- ______________________________.

4.Эта птица обитает на болотах . Длинный острый клюв помогает отыскивать добычу во влажном, мягком дне болота. Питаются мелкими беспозвоночными моллюсками, червями иногда ягодами и семенами.

5. Это земноводное животное. Питается комарами, мошками, дождевыми червями, улитками. Это- _________________________.

6. Это животное –великан. Питается молодыми побегами и листьями деревьев и кустарников, а также мхами, лишайниками и грибами. Это- _________________.

Задание в группе. Обсудить вставленные названия животных, выбрать картинки.

  • Познакомить учащихся с растениями и животными, их “профессиями” в экосистеме, ролью болот в жизни человека;
  • Проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы озера;
  • Развивать логическое мышление через равнение и установление причинно-следственных связей;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • схема экосистемы озера, болота; · иллюстрации обитателей болот (животные и растения);
  • учебник для 3 класса “Обитатели Земли” часть 1 (авторский коллектив А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
  • медиапроектор;
  • презентация;
  • карточки с текстом.

1. Орг. момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку “пять”!

2. Проверка знаний учащихся.

Ребята, посмотрите внимательно на слайд и ответьте на вопрос:

- Для определения какого понятия эти слова являются опорными?

единство живая и неживая природа сообщество живые организмы

разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ

(Это опорные слова для определения экосистемы)

- Что такое экосистема?

(Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных "профессий" способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

- Назовите составные части экосистемы.

(Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители.

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (Экосистемой озера)

- Повторим, как вы усвоили материал прошлого урока.

1. Выполним тест “Экосистема озера”.

1). Озера располагаются.

а) на ровной поверхности суши;

б) в углублениях суши.

2). Растения озера – это.

а) кувшинка, элодея, хара;

б) одуванчик, вьюнок, осот.

3). Обитатели озера -

а) плотва, щука, дафнии;

б) кит, крот, майский жук.

4). Экосистема озера –

а) цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним

и тем же веществом;

б) цепь из поедающих друг друга живых организмов.

- Проверка теста.(Самопроверка). Оценивание.

2. Блиц-опрос.

- Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?

(Есть свои представители “профессий” и между ними происходит круговорот веществ.)

- Представители какой “профессии” не справляются в экосистеме озера со своей работой?

- Почему? С чем это связано?

(Экосистема не разрушится полностью, так как разрушители выполняют часть работы, но превратится в другую).

- А вот в какую экосистему превратится озеро, вы узнаете, если разгадаете загадку:

Не море, не земля –
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

3. Объяснение нового материала.

- Тема урока: “Экосистема болота”

- Давайте рассмотрим, как же происходит превращение озера в болото и попробуем сделать вывод

(Слайд 7-22. Образование болота).

Вывод: бессточное озеро со временем неизбежно превратится в болото, потому что в нем накапливаются вещества, которые не используют организмы озера и приносят воды рек.

- Как мы можем проверить ваши предположения?

(Чтение на странице 50-51 3-х абзацев)

- Читаем 3 абзаца учебника с карандашом в руках и подчеркиваем основные признаки экосистемы болота.

- Читаем первый абзац. Подчеркиваем.

Читаем второй абзац. Подчеркиваем

Читаем третий абзац. Подчеркиваем.

- Каковы основные признаки экосистемы болота?

1. Избыточное увлажнение земли.

2. Дно постепенно поднимается.

3. Сплавина смыкается.

4. Поселяются болотные растения.

- Подтвердились ли ваши выводы? Что еще нового для себя вы узнали?

(Из корней растений на дне озера образуется сплошной плавучий ковер-сплавина; из-за него дно озера поднимается и покрывается мхом-сфагнумом. И по прошествии многих лет озеро превращается в экосистему болота)

Физкультурная минутка (гимнастика для глаз)

- Кто же живет в такой экосистеме? (Растения и животные)

Учитель: Один из самых интересных болотных обитателей – мох сфагнум. О нем нам расскажет. (один из учеников)

У сфагнума длинный стебелек с множеством боковых веточек. Вдоль стебелька они растопырены, а у верхушки собраны кучкой. Сфагнум может быть зеленым, бурым, белым и даже красным.

А слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, мох способен впитывать невероятно много воды – в 30-40 раз больше, чем весит сам! Так обитатель переувлажненных болот приспособился бороться с избытком воды, путем впитывания ее внутрь самого растения

Люди пользуются этим свойством сфагнума. Его издавна применяют при перевязке ран.

Растет он всю свою жизнь. Точнее растет его верхняя часть. А нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох называют еще торфяным.

- Еще одно интересное растение, растущее на болоте, росянка.

Росянка - хищное растение. Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока. Так росянка получает необходимые минеральные вещества. Растение находится под охраной. Растительность на болотах получает из дождей воду, лишенную минеральных солей. К тому же в холодной воде болот корни, лишенные кислорода, не всегда в состоянии ее всасывать. Вот и приходится росянке добывать соли с помощью такого хитрого способа.

Рогоз — многолетнее травянистое болотное растение высотой до 2 метров, образующее густые заросли у берегов водоема. Один из представителей — рогоз широколистный, или камыш. Растет рогоз по болотам, топким берегам рек, прудов, озер и водохранилищ, по канавам. Срезанное растение долго сохраняется и используется в декоративных целях. Пух из початков идет для изготовления фетра, подушек, отепления домов. Из стеблей готовят силос, плетут ковры, циновки, вьют канаты, делают бумагу и кровлю домов. Корневища рогоза съедобны и довольно вкусны, при необходимости их мелют в муку и пекут лепёшки. У рогоза на лекарство идёт все: и корневища, и листья, и початки с пыльцой. К примеру, пух початков с топлёным маслом – прекрасное средство от обморожений и ожогов. Пыльца цветков в восточной медицине используется для остановки сильных кровотечений, а также при туберкулёзе, омертвении тканей, при груднице. Отвар листьев полезен при сахарном диабете. Отвар корневищ принимают внутрь при гастритах, энтеритах, дизентерии, лихорадке. Измельчённые листья рогоза прикладывают к ранам, ожогам, порезам, ссадинам, нередко пользуются в походах.

Багульник - невысокий кустарник с мелкими жесткими листьями, выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Используется, как средство, предохраняющее одежду от моли, а помещение от насекомых – паразитов.

Это растение лекарственное.

- А какие вкусные и полезные ягоды растут на болотах!

Лягушка озерная - жительница озер и болот - достигает в длину 18 см. Вес до 1.6 кг. Прыжок до 1.5 м в высоту. Зимуют лягушки в илу или на дне обычно в проточных или глубоких, непромерзающих водоемах. После зимовки лягушки появляются в середине мая. Пищей служат водные, прибрежные беспозвоночные животные (как правило, насекомые и в основном жуки, реже паукообразные и дождевые черви), также мелкие позвоночные - различные земноводные и их икра, птенцы камышевок, ящерицы, мыши, полевки, бурозубки. К врагам лягушки относят ужей, гадюк. Лягушками питаются вороны, аисты, цапли, выпь, поганки, утки, выхухоль, крысы, водяная полевка, ондатра, кошка, лисица. Продолжительность жизни лягушек до 12 лет.

Голубика – многолетнее растение. В ягодах голубики содержатся витамины С, А, Р, железо и еще много полезных веществ. Сок плодов костяники убивает бактерии. Отвар листьев этого растения очень полезен при диабете, болезнях сердца и малокровии.

Морошка - Травянистое или полукустарниковое растение. Высота до 30 см. Морошка растет по моховым болотам, болотистым местам. Испокон веков на Руси свежую и моченую морошку подавали к царскому столу как самую ценную ягоду Севера. Плоды едят при кашле и простуде. Морошка – это кладезь полезных качеств и целебных свойств.

Много интересных растений можно увидеть на болоте.

- Как вы думаете, какую роль выполняют растения на болоте?

(Пища и дом для животных. Из углекислого газа и воды создают органические вещества.

- Что же влияет на растения болота? Почему многие растения слабенькие, тоненькие; листики маленькие и жесткие, с восковым налетом?

(Вода холодная, лишенная минеральных веществ. Нехватка кислорода для корней. Изобилие воды. Недостаточность света)

4. Физкультминутка.

Игра: “Лес, кустарник, трава”. (Учащиеся встают из-за парт и по команде учителя показывают лес, вытянув руки вверх, кустарники – наклоняясь вправо и влево, травы – приседая. Во время выполнения физкультминутки, учитель расширяет кругозор уч-ся, используя однокоренные слова типа лесок, травушка, травинки, кустики, кустарники и т.д.)

- А какие животные там живут?

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)

Лягушка озерная - жительница озер и болот - достигает в длину 18 см. Вес до 1.6 кг. Прыжок до 1.5 м в высоту. Зимуют лягушки в илу или на дне обычно в проточных или глубоких, непромерзающих водоемах. После зимовки лягушки появляются в середине мая. Пищей служат водные, прибрежные беспозвоночные животные (как правило, насекомые и в основном жуки, реже паукообразные и дождевые черви), также мелкие позвоночные - различные земноводные и их икра, птенцы камышевок, ящерицы, мыши, полевки, бурозубки. К врагам лягушки относят ужей, гадюк. Лягушками питаются вороны, аисты, цапли, выпь, поганки, утки, выхухоль, крысы, водяная полевка, ондатра, кошка, лисица. Продолжительность жизни лягушек до 12 лет.

Трав копытами касаясь,
Ходит по полю красавец,
Ходит смело и легко
Рога, раскинув широко.

Лось - самый крупный из оленей. Это мощный и сильный зверь. Взрослые лоси имеют длину тела до 3 м, высоту до 2,5 м и массу до 580—600 кг. Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, кормятся водными и околоводными растениями, а осенью они гложут кору. За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а зимой — 12—15 кг; за год — около 7 т. Летом, особенно в месяцы повышенной активности насекомых, они находят спасение в прохладной воде, проводя там по нескольку часов в день. Лоси чувствуют себя в воде, как дома. Они способны нырять на глубину 5,5 м и более в поисках растений, произрастающих на дне озера или пруда, а также проплывать до 19 км. В неволе доживают до 20—22 лет.

Журавль серый - это как раз тот самый журавль, чьи звонкие крики мы слышим высоко в небе весной и осенью. Это крупная птица ростом около 125 см и массой 4—5,5 кг. Он обитает на сфагновых болотах, заболоченных, поросших ольшаником, осокой и тростником долинах рек, на болотистых приозерных лугах. Пища серых журавлей разнообразна. Они питаются в основном крупными насекомыми, водными беспозвоночными, лягушками, мелкой рыбой, мышевидными грызунами, поедают птенцов и яйца воробьиных птиц. Ранней весной главным кормом является оставшаяся с зимы клюква и другие ягоды. Охота на журавля запрещена

Бека'с - небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом. Небольшой кулик размером примерно с большого пёстрого дятла. У бекаса есть еще второе, народное название — “барашек”. Так его стали называть из-за “блеянья”, которое он издает во время тока. Гнездо устраивает на земле в небольшом углублении. Питается рыбой и водными беспозвоночными, которых находит с помощью длинного клюва в сырой почве.

- Угадайте, кто еще живет на болоте?

Всем известный комар. Каждый знает, как больно и неприятно кусает комар. Но, оказывается, кусает только самка, а самец совсем безобидный. Питается он соком растений и сладким нектаром. Некоторые комары передают с укусом опасные болезни, например, малярию.

- Познакомиться со всеми обитателями болот сегодня мы просто не успеем.

Это вы сможете сделать дома или в библиотеке если прочитаете интересные рассказы в книгах “Великан на поляне”, “Зеленые страницы”, то получите ответы на вопросы:

1. У всех ли лосей есть рога?

2. Почему стебли подводных растений мягки и слабы?

3. Можно ли пить воду на сфагновом болоте без кипячения?

4. Какие ягоды можно встретить на болоте?

5. Какую” профессию” выполняют личинки комаров – мотыли?

6. Что за огни появляются над болотом в темные осенние ночи?

7. Почему болота называют кладезь добра?

8. Можно ли полностью осушать все болота?

9. Чем питается лось зимой?

10. Сколько веточек лось съедает за сутки?

11. Почему мох сфагнум называют белым?

12. Почему болота надо охранять?

- Представителями какой профессии являются все эти животные? (Потребители)

- Представители какой профессии нужны, чтобы происходил обмен веществ? (разрушители)

- О том, как живется представителям этой профессии на болоте, мы узнаем, если прочитаем материал учебника на с. 52

- Как же живется разрушителям на болоте? Почему?( Потому что под слоем мха сыро,

холодно, даже жарким летом, не хватает кислорода, а сфагнум убивает микроорганизмы)

- Что же происходит с отмершими остатками? (Они не разрушаются).

- Правильно, отмершие остатки не разрушаются, а постепенно накапливаются, уплотняются и превращаются в торф. (Учитель показывает ребятам коллекцию сфагнума и торфа)

- Торф - это топливо. Он очень хорошо горит. На некоторых электростанциях, сжигая торф, вырабатывают электричество. Торф – прекрасное удобрение.

– Подумайте, полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?

- В болоте вода стоячая, поэтому оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.

- А раз там так опасно, зачем же люди ходят на болото? А вы знаете, что нужно взять с собой и как правильно одеться?

5. Закрепление изученного.

1. Перед вами лежат карточки с названиями обитателей болота. Составьте возможные пищевые цепи.

2. Работа в группах.

6. Итог урока. Рефлексия.

– Подумайте, полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?

– Правы ли те, кто относится к болотам как к бросовой земле, обоснуйте. (Выслушиваются мнения детей.)

– Какой главный вывод можем сделать? (Болото – кладовая Солнца, кладовая жизни).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Окружающий мир 3 класс Программа 2100

Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

Называть, из чего состоит экосистема.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре и в группах.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
- Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Актуализация знаний.

* Какой раздел мы изучаем?

* Что такое экосистема?

*Назовите составные части экосистемы.

*С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?

Как Вы считаете, что больше страдает от загрязнения: озеро или река?

Почему озеро может зарастать?

Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае?

Если круговорот не замкнут, как это может повлиять на условия в экосистеме?

Воздух, вода, почва, горные порода, производители, потребители, разрушители.

Озеро сильнее боится загрязнения, так как вода из него не вытекает, поэтому ядовитые вещества накапливаются.

.Потому что мусорщики не справляются со своей работой

Круговорот веществ не замкнут.

Превратится в другую экосистему.

Определение проблемы урока

О какой экосистеме говорит Миша?

Что сегодня нового узнаете на уроке?

Тема нашего урока:

Дети читают диалог Лены и Миши

Как озеро превращается в болото?

Поиск решения проблемы.

Где на поверхности Земли расположены болота?

Что было прежде на месте болота?

Что происходит с экосистемой, в которой круговорот

замкнут не полностью?

Они расположены в понижениях, где скапливается вода

Происходит смена экосистемы.

Совместное открытие знаний

1)Учебник стр.50 С помощью рисунков самостоятельно разберитесь как озеро превращается в болото.

Что нового узнали о том как озеро превращается в болото?

В озёрах течения нет, поэтому все попадающие в них твёрдые частицы оседают на дно и заполняют озёрную котловину . Частицы горных пород, перемешиваясь с остатками организмов озера и принесёнными с суши, образуют ил. В результате мусорщикам приходится выполнять двойную работу. Они должны перерабатывать не только отходы озёрной экосистемы, но и соседних с ней экосистем суши. С этой двойной работой разрушители обычно не справляются. Отходы накапливаются в виде ила. Озеро зарастает и со временем превращается в болото.

Учащиеся самостоятельно читают статью учебника стр. 50- 51

2)Учащимся раздаются карточки со словами (белая куропатка, кулик, клюква, багульник, журавль, микробы, лягушка, голубика, осока, лось, комар, морошка, сфагнум)

Задание: разделить предметы на группы.

Почему я именно эти названия животных и растений написала на карточках?

1.багульник, клюква, голубика, морошка

2.Белая куропатка, кулик, журавль, лягушка, лось, комар.

читают статью «Что охраняет болотную воду от высыхания?

Рассказывают, что узнали о мхе сфагнуме

Выявление понимания текста

Что узнали о торфе?

Читают статью о торфе самостоятельно.

Выполняют тестовую работу.

Из остатков сфагнума.

Хорошо горит, на электростанциях используют как топливо и вырабатывают электричество.

Применение новых знаний.

-Как возникает болото?

-Почему болотная система переувлажнена?

-Почему вода летом в озере согревается, а под болотным мхом всегда холодно?

6-7 вопросы учебника

Мусорщики не справляются с работой, озеро постепенно зарастает .

Влага продолжает скапливаться в понижениях мох впитывает в себя воду, препятствуя высыханию.

В озере вода нагревается от солнечных лучей, а в болоте водная гладь закрыта мхом, который создаёт тень и солнечные лучи не прогревают воду.

Болота поддерживают влажные условия, обеспечивая воду для ручья, а когда их осушают,

Как озеро превращается в болото?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 966 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.01.2017 684
  • DOCX 19.4 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Глещинская Галина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор: Кузьмина Светлана Зотиковна

Населенный пункт: Чувашская Республика, город Чебоксары

Задачи:

  • выявить знания о природных сообществах;
  • расширить и систематизировать знания о болоте, как экосистеме;
  • развивать умение наблюдать за жизнью болота, устанавливать причинно – следственные связи;
  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
  • развивать умение находить информацию в тексте (познавательные УУД)
  • воспитание экологической, информационной культуры.

Предметные результаты.

Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться: формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Характеристика деятельности обучающихся:

  • ставить учебную задачу урока;
  • извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о природном сообществе и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества;
  • анализировать влияние современного человека на природу

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.

Настрой на урок.

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Покажите умные глазки, ровные спинки.

Повернитесь, поздоровайтесь с гостями.

  • Я желаю, чтобы на уроке вы помогали друг другу.
  • Желаю, чтобы возникающие проблемы всегда решали вместе.
  • Чтобы сегодня вы на уроке открыли что-то новое и интересное.
  • И самое главное, чтобы на уроках всегда присутствовало хорошее настроение.

Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым к новым открытиям. Готовы?

Смотрят на учителя, выравниваются.

Поворачиваются к гостям,

приветствуют гостей, улыбаются.

II. Актуализация

знаний

(На доске опорные слова) - Прочитайте:

  • единство живой и неживой природы
  • разных профессий
  • способно совместными усилиями
  • сообщество живых организмов
  • поддерживать круговорот веществ

Читают, располагают слова в правильном порядке.

- Для определения какого понятия эти слова являются опорными? Расположите в правильном порядке.

- Для определения понятия “Экосистема”, т.к. экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных “профессий” способно совместными усилиями поддержать круговорот веществ.

- Назовите составные части экосистемы

III. Постановка

учебной проблемы.

- С какой экосистемой уже знакомы?

- Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?
Задание на проверку домашнего задания

6. Хвостатая озерная хищница: ящерица

7. Мелкие организмы, плавающие в толще воды: кувшинки

Проверка по эталону. СЛАЙД 6

- Знакомы с экосистемой озера.

5. да
6. нет
7. нет
8. да
9. да

Задание 2.

Работа в парах. Карточки для работы на партах.

- Но для успешного выполнения работы объясните, что в этом круговороте обозначают разноцветные стрелки?

(На слайде дублируется задание, только вместо слов фото) СЛАЙД 7

Слова для справок: рак, плотва, дафния, водоросли, щука, багульник.

Зелёная стрелка – передача органических веществ.

Коричневая – передача минеральных веществ.

В парах восстанавливают круговорот веществ и встречаются с проблемой.

- Какая возникла проблема?

Не знаем куда отнести слово багульник, так как не знаем, что это?

- Действительно это так, а вот из какой экосистемы, вы узнаете, прослушав аудиозапись.

Включается аудиозапись со звуками болота. Приложение1

- Думаем, что это “пришелец” из другой экосистемы, потому что при изучении озера мы не слышали о нем.

Читайте также: