Особенности приватизации в россии конспект

Обновлено: 05.07.2024

15.1. Приватизация в России, её этапы, особенности и социально-экономические последствия.

15.2. Либерализация цен в России и необходимость финансовой стабилизации.

15.3. Выбор экономической стратегии и экономический рост. Современный этап развития экономики России.

Собственно приватизация в России, по признанию ведущих отечественных специалистов – транзитологов, проходит три этапа:

1. Массовая или ваучерная (1992-1994)

2. Денежная (1995-1999)

3. Современный этап (2000 по н.в.)

Каждый этап имел свои особенности по формам проведения, по декларируемым и реально достигнутым целям, на каждом этапе принимались свои законодательные акты.




Вся эта схема не могла работать в принципе. Прежде всего потому, что покупать предприятия было некому. Не было платежеспособных покупателей. На счета – деньги? Откуда, кто заплатит? Предполагалось, что у населения есть сбережения, а их не оказалось в достаточном количестве.

Для того, чтобы собственность не распылялась, А.Б.Чубайс и его сторонники настояли на том, чтобы ваучеры можно было продавать и они могли сосредотачиваться в руках тех, кто желал быть эффективным собственником. Поэтому все-таки были выпущены бумажные носители. Их раздавали всем с августа 1992 г.. Всего было выдано 144 млн. ваучеров номинальной стоимостью 10 тыс. рублей. Эта номинальная цена была условностью - так было оценено по балансовой стоимости всё государственное имущество, находящееся в производственном секторе страны.

Буквально параллельным с приватизацией процессом было расширение теневого сектора. Недостатки законодательства, отсутствие рыночной оценки стоимости предприятий способствовали криминализации рыночной экономики с самой её колыбели[6].

Количественные параметры первого этапа приватизации выглядят так:

1991-1992 – приватизировано 46 800 предприятий

1994- 24 000 ( везде примерно)

В итоге первого этапа приватизации примерно 2/3 ВВП стало производиться в негосударственном секторе экономики (это частные предприятия и предприятия с государственным участием).

Доходы от приватизации 1-го периода были ничтожны – 760 млрд. руб. к к. 1993г. Это мизер при тех темпах инфляции, которые тогда были.

Мы уже говорили о жестком противостоянии сторонников и противников рыночных преобразований. Или, точнее говоря, сторонников постепенного, мягкого и быстрого, жесткого перехода к рынку. Оценка первого этапа приватизации в устах тех и других диаметрально противоположна[8].

- народ ограблен, ваучеры оказались бумажками;

-ценнейшие объекты собственности отданы даром, бюджет ничего не получил;

-несмотря на все недостатки, государство избавилось от финансовой опеки над огромным количеством предприятий, что было необходимо не только с точки зрения преобразований базиса, но и с точки зрения выхода из бюджетного кризиса, даже не выхода, а прекращения дальнейшего падения…

Второй этап – денежная приватизация – начинается в середине 1994 г., когда было объявлено о прекращении действия приватизационных чеков.

Самой яркой и самой скандальной страницей второго этапа приватизации стали так называемые залоговые аукционы. Их предложил в марте 1995 г. В.О. Потанин. Суть её заключалась в следующем.

Ряд российских банков после аукциона предоставляет кредит правительству под залог принадлежащих ему акций ряда предприятий. По истечении установленного срока Правительство организует конкурс по продаже заложенных акций и либо возвращает кредит из вырученных денег, либо эти акции переходят в собственность кредиторов.

От залоговых аукционов до конца 1995 г. правительство получило около 1 млрд. долл.. Задание по приватизации было выполнено, финансовая стабилизация состоялась. Всего на залоговых аукционах тогда были выставлены пакеты 12 предприятий (слайд).

Третий этап приватизации принято начинать достаточно условно с 2000 года. Его особенность состоит в том, что продаются главным образом не объекты собственности государства, а государственные пакеты акций. Распродажа муниципальной собственности (продолжающаяся приватизация квартир, продажа первых этажей жилых зданий, где располагались универмаги и гастрономы) позволяет получать дополнительные доходы в муниципальные бюджеты и бюджеты субъектов Федерации. Этот этап сделал более усложненной процедуру оформления прав собственности. Здесь увеличились не только цены приватизируемых объектов, но и трансакционные издержки.

Отечественные транзитологии выделяют более десятка пунктов, когда формулируют особенности российской приватизации. Мы отметим лишь несколько:

- рекордно высокие темпы и сжатые сроки;

- большая значимость политических мотивов и задач;

Эти особенности явились причиной таких последствий, как быстрая концентрация капитала и образование узкого слоя собственников. Интегрированные бизнес – группы составили организационную структуру современной российской экономики. Малый и средний бизнес, не имевший и не имеющий такой мощной поддержки, как крупный капитал, развивался и развивается недостаточно динамично и во влиятельный сектор экономики превратиться так и не смог.

Имущественная дифференциация, явившаяся главным социальным итогом приватизации, представляется самым негативным явлением современности. Такая ситуация, когда значительная часть населения имеет доходы ниже или равные одному прожиточному минимуму, а средний класс России не может приравниваться по уровню жизни к среднему классу развитых стран, требует проведения политики по выравниванию доходов, в частности за счет государственных трансфертов. Это, однако, ведет к срыву политики по таргетированию инфляции. Высокая имущественная и социальная дифференциация может быть преодолена не только на путях модернизации российской экономики, повышения её конкурентоспособности и эффективности, но и изменения хозяйственного механизма, в частности, введения прогрессивной системы налогообложения. Введенный в свое время пропорциональный подоходный налог, когда любые доходы облагаются налогом по одной ставке, сыграл свою положительную роль и, по мнению многих экономистов, пришла пора переходить к прогрессивной системе налогообложения.

Изменив содержание отношений собственности, в корне преобразив структуру форм собственности, приватизация открыла возможность для либерализации экономики, для действия рыночного механизма.

СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА 15.

15.1. Приватизация в России, её этапы, особенности и социально-экономические последствия.

15.2. Либерализация цен в России и необходимость финансовой стабилизации.

15.3. Выбор экономической стратегии и экономический рост. Современный этап развития экономики России.

Собственно приватизация в России, по признанию ведущих отечественных специалистов – транзитологов, проходит три этапа:

1. Массовая или ваучерная (1992-1994)

2. Денежная (1995-1999)

3. Современный этап (2000 по н.в.)

Каждый этап имел свои особенности по формам проведения, по декларируемым и реально достигнутым целям, на каждом этапе принимались свои законодательные акты.

Вся эта схема не могла работать в принципе. Прежде всего потому, что покупать предприятия было некому. Не было платежеспособных покупателей. На счета – деньги? Откуда, кто заплатит? Предполагалось, что у населения есть сбережения, а их не оказалось в достаточном количестве.

Для того, чтобы собственность не распылялась, А.Б.Чубайс и его сторонники настояли на том, чтобы ваучеры можно было продавать и они могли сосредотачиваться в руках тех, кто желал быть эффективным собственником. Поэтому все-таки были выпущены бумажные носители. Их раздавали всем с августа 1992 г.. Всего было выдано 144 млн. ваучеров номинальной стоимостью 10 тыс. рублей. Эта номинальная цена была условностью - так было оценено по балансовой стоимости всё государственное имущество, находящееся в производственном секторе страны.

Буквально параллельным с приватизацией процессом было расширение теневого сектора. Недостатки законодательства, отсутствие рыночной оценки стоимости предприятий способствовали криминализации рыночной экономики с самой её колыбели[6].

Количественные параметры первого этапа приватизации выглядят так:

1991-1992 – приватизировано 46 800 предприятий

1994- 24 000 ( везде примерно)

В итоге первого этапа приватизации примерно 2/3 ВВП стало производиться в негосударственном секторе экономики (это частные предприятия и предприятия с государственным участием).

Доходы от приватизации 1-го периода были ничтожны – 760 млрд. руб. к к. 1993г. Это мизер при тех темпах инфляции, которые тогда были.

Мы уже говорили о жестком противостоянии сторонников и противников рыночных преобразований. Или, точнее говоря, сторонников постепенного, мягкого и быстрого, жесткого перехода к рынку. Оценка первого этапа приватизации в устах тех и других диаметрально противоположна[8].

- народ ограблен, ваучеры оказались бумажками;

-ценнейшие объекты собственности отданы даром, бюджет ничего не получил;

-несмотря на все недостатки, государство избавилось от финансовой опеки над огромным количеством предприятий, что было необходимо не только с точки зрения преобразований базиса, но и с точки зрения выхода из бюджетного кризиса, даже не выхода, а прекращения дальнейшего падения…

Второй этап – денежная приватизация – начинается в середине 1994 г., когда было объявлено о прекращении действия приватизационных чеков.

Самой яркой и самой скандальной страницей второго этапа приватизации стали так называемые залоговые аукционы. Их предложил в марте 1995 г. В.О. Потанин. Суть её заключалась в следующем.

Ряд российских банков после аукциона предоставляет кредит правительству под залог принадлежащих ему акций ряда предприятий. По истечении установленного срока Правительство организует конкурс по продаже заложенных акций и либо возвращает кредит из вырученных денег, либо эти акции переходят в собственность кредиторов.

От залоговых аукционов до конца 1995 г. правительство получило около 1 млрд. долл.. Задание по приватизации было выполнено, финансовая стабилизация состоялась. Всего на залоговых аукционах тогда были выставлены пакеты 12 предприятий (слайд).

Третий этап приватизации принято начинать достаточно условно с 2000 года. Его особенность состоит в том, что продаются главным образом не объекты собственности государства, а государственные пакеты акций. Распродажа муниципальной собственности (продолжающаяся приватизация квартир, продажа первых этажей жилых зданий, где располагались универмаги и гастрономы) позволяет получать дополнительные доходы в муниципальные бюджеты и бюджеты субъектов Федерации. Этот этап сделал более усложненной процедуру оформления прав собственности. Здесь увеличились не только цены приватизируемых объектов, но и трансакционные издержки.

Отечественные транзитологии выделяют более десятка пунктов, когда формулируют особенности российской приватизации. Мы отметим лишь несколько:

- рекордно высокие темпы и сжатые сроки;

- большая значимость политических мотивов и задач;

Эти особенности явились причиной таких последствий, как быстрая концентрация капитала и образование узкого слоя собственников. Интегрированные бизнес – группы составили организационную структуру современной российской экономики. Малый и средний бизнес, не имевший и не имеющий такой мощной поддержки, как крупный капитал, развивался и развивается недостаточно динамично и во влиятельный сектор экономики превратиться так и не смог.

Имущественная дифференциация, явившаяся главным социальным итогом приватизации, представляется самым негативным явлением современности. Такая ситуация, когда значительная часть населения имеет доходы ниже или равные одному прожиточному минимуму, а средний класс России не может приравниваться по уровню жизни к среднему классу развитых стран, требует проведения политики по выравниванию доходов, в частности за счет государственных трансфертов. Это, однако, ведет к срыву политики по таргетированию инфляции. Высокая имущественная и социальная дифференциация может быть преодолена не только на путях модернизации российской экономики, повышения её конкурентоспособности и эффективности, но и изменения хозяйственного механизма, в частности, введения прогрессивной системы налогообложения. Введенный в свое время пропорциональный подоходный налог, когда любые доходы облагаются налогом по одной ставке, сыграл свою положительную роль и, по мнению многих экономистов, пришла пора переходить к прогрессивной системе налогообложения.

Изменив содержание отношений собственности, в корне преобразив структуру форм собственности, приватизация открыла возможность для либерализации экономики, для действия рыночного механизма.

Гост

ГОСТ

Понятие приватизации

Приватизация – это инструмент государственной власти, позволяющий легализовать перевод государственного имущества в частное.

Этот процесс представляет собой полную или частичную передачу муниципального или государственного имущества в частные руки. Для того, чтобы приватизация осуществилась необходимо две стороны, одной из которых является государство. Стоит различать разгосударствление и приватизацию.

Под разгосударствлением понимается процесс упразднения монополии власти. Оно необходимо для формирования многоукладной экономической системы. Приватизация является одним из инструментов разгосударствления, позволяющим легально передать право собственности в частные руки. Обратный разгосударствлению процесс – национализация.

Приватизация не является гарантом экономического прогресса. Она необходима для формирования конкуренции и усиления соперничества между субъектами экономики. Но на экономический рост будут влиять эффективность управления, а не вид собственности. Например, в России переход к рыночным отношениям и частному имуществу не привел к ожидаемому результату. Это было связано с тем, что у субъектов экономики отсутствовали навыки управления в принципиально новых условиях хозяйствования.

Экономический спад в середине семидесятых годов в мире показал, что действующая система экономических отношений не является эффективной. Приватизацию стали проводить многие страны с высокоразвитой экономикой, например, Великобритания. В ней была разработана программа постепенного перевода предприятий государственного сектора в частный. Переход предполагал продажу акций, долей, участие в паях. В России приватизация носила стихийный характер, поэтому она не смогла принести ожидаемого результата. Процесс перевода государственной собственности в частные руки в России еще не завершен. Сегодня большая часть крупных предприятий работает по принципу объединения частной и государственной собственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Приватизация в России

Согласно выработанной в СССР программе приватизация должна была пройти следующие этапы:

  1. Продажа малых предприятий на торгах, либо напрямую частным лицам.
  2. Преобразование крупных предприятий в акционерные общества и последующая продажа их акций.

В стратегических важных отраслях хозяйства приватизация была запрещена. А вот предприятия легкой промышленности и сферы услуг подлежали обязательной приватизации. К концу 1994 года было приватизировано две трети малых предприятий. Часть активов крупных корпораций продавалась за ваучеры населению. Чеки на приобретение ваучеров продавались через Сбербанк. На ваучеры можно было приобрести пакет акций, но стоимость такого пакета могла колебаться в очень большом диапазоне. Итогом ваучерной приватизации стало быстрое обогащение небольшой группы людей. Выгоду получили директора крупных предприятий, которые выкупали акции у сотрудников по минимальной стоимости.

В 1995 году проводились аукционы, которые должны были пополнить государственную казну за счет кредитов, выдаваемых под залог действующих пакетов акций. Результатом этих аукционов стало появление группы олигархов. Аукционы привели к отчуждению государственной собственности по заниженным ценам, что спровоцировало рост общественного недовольства.

Результаты, особенности и проблемы приватизации в России

Основная задача разгосударствления - переход к рыночной модели хозяйствования была решена. Приватизация в России выразилась в следующих итогах:

  1. Переход от социализма к капитализму через формирование частного сектора и частного имущества.
  2. Появление сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены основные богатства страны.
  3. Снижение доверия к власти до минимального уровня.
  4. Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию нечестной.

Эксперты считают, что приватизация нанесла тяжелый удар экономике России. Многие активы перешли в частные руки по сниженным ценам, что не позволило государственному бюджету получить желаемый доход. Барьеры входа на рынок были очень низкими, что спровоцировало невнимание к перспективам экономического развития. Низкая стоимость продажи имущества привела к тому, что инвестиции в предприятия стали нецелесообразными. Следствием этого стало отсутствие строительства промышленных объектов как таковых за последние двадцать лет. Так же произошло ограничение притока иностранных инвестиций, так как большая часть активов была продана внутренним покупателям.

В России сегодня больше миллиардеров, чем в любой другой стране. При этом производство намного уступает даже развивающимся странам по темпам роста и объему выпуска. Основная проблема заключалась в отсутствии стратегии у государства. Сегодняшнее положение так же показывает, что государство мало заинтересовано в управлении своими активами. В ходе приватизации государство самоустранилось от экономической жизни общества, в надежде, что частный сектор повлияет на развитие экономики самостоятельно.

Но существуют и положительные результаты приватизации, среди которых:

  1. Ликвидация абсолютной монополии государственной власти и собственности.
  2. Создание нового класса собственников, имеющих политическое и социальное влияние.
  3. Формирование фондового рынка
  4. Создание предпосылок для привлечения иностранных инвестиций.
  5. Перераспределение имущества обошлось без глубоких социальных потрясений.

Таким образом, приватизация в России привела к обогащению небольшой группы людей. Отсутствие стратегии приватизации лишило государство существенных доходов. Население осталось недовольно итогами разгосударствления, что снизило доверие к политической власти.

Читайте также: