Экология 9 класс кратко конспект

Обновлено: 05.07.2024

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 42 материала

5782079 5752282 5685833 5675075 5670283 5670270 5670207 5608144 5531533 5361862 5328596 5237367 5195329 5189248 5067097 4977807 4431870 4366266 4363988 4329309

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и c окружающей средой.
Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселенные организмами. Это водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная и, наконец, среда, образуемая самими живыми организмами.
Условия среды оказывают определенное влияние на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы. Условно все факторы подразделяют на 3 группы: абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы – это компоненты и явления неживой природы. Среди них выделяют две группы: климатические факторы, например, солнечный свет, влажность и местные факторы, например рельеф и ветер. Абиотические факторы могут быть прямыми и косвенными.
Биотические факторы – это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга и на среду. Биотические факторы также могут быть прямыми и косвенными.
Антропогенные факторы – это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.
Естественно, что у организмов, живущих в определенной среде, вырабатываются специфические приспособления к экологическим условиям именно этой среды. Однако разные организмы обладают разной толерантностью – то есть способностью выдерживать изменения условий жизни. ПАУЗА
Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организмы. На графике толерантность обычно представлена симметричной кривой, которую называют кривой толерантности. Положение вершины указывает оптимальные условия по этому фактору для особей данного вида.
Установлено, что успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество или качество которого близки к минимуму или чрезвычайно высоки для данного организма. Такие факторы называются лимитирующими.
Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды называют адаптацией.
Рассмотрим влияние циклических изменений внешних условий, которые приводят к циклическим особенностям образа жизни. Например, ежегодное сбрасывание листвы листопадными деревьями, зимняя спячка мелких млекопитающих, изменение окраса заяца-беляка, миграции птиц.
Особым приспособлением к неблагоприятным условиям является анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют видимые признаки жизни.
В природе на одной и той же территории обитают сотни групп организмов разных видов. Экологическая ниша определяется совокупностью всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его ролью в биологическом сообществе. Так, кенгуру, зебра и бизон обитают на разных континентах, но занимают сходные ниши на просторах степей.
Подведем итог.
Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Среда обитания – это все то, что окружает живое существо в природе.
Выделяют четыре основных среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, живой организм как среды.
Экологические факторы – это влияние, оказываемое условиями среды обитания на существование и географическое распространение живых существ. Выделяют 3 группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.
Толерантность – это способность организмов выдерживать изменения условий жизни.
Лимитирующий фактор – это фактор, сдерживающий развитие организмов из-за недостатка или избытка по сравнению с потребностями.
Адаптация – это процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.
Экологическая ниша – это совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его роль в биологическом сообществе.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : расширение и углубление биологических знаний и умений; повышение интереса к предмету; реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению; формирование экологической культуры.

Задачи урока:

· образовательная: создать условия для освоения информации о предмете изучения экологии, её задачах, влиянии на организмы абиотических факторов, приспособленности организмов к их воздействию; содействовать становлению процесса определения принадлежности факторов к определённой группе; обеспечить наличие необходимых условий для формирования умений работать с изображениями, текстами.

· воспитательная: формировать экологические представления;

· развивающая: развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, презентация .

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы для повторения

1.Как вы думаете, на основании, каких причин методы селекции растений и животных отличны?

Селекционная работа с животными имеет свои особенности, вытекающие из самой природы организма животного: животные имеют более продолжительную жизнь, у животных существует только половое размножение; они имеют немногочисленное по­томство и каждая отдельная особь представляет значительную ценность, множество этических норм ограничивает генетические эксперименты над животными. При получении гибридов животных важно учитывать экстерьерные признаки животных- телосложе­ние, соотношение частей тела, окрас и т. п.

2.Основные методы селекции? являются гибридизация и отбор. Различают две основные формы отбора: массовый и индивидуальный.

3.Объясните явление гетерозис. При скрещивании разных пород (а также при межвидовых скрещиваниях) иногда в первом поколении гибридов наблюдается особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности, затухающее в последующих поколениях. Например, для получения скороспелых свиней (на мясо и сало) скрещивают дюрокджерсейскую и беркширскую породы. Академиком М. Ф. Ивановым получена высокопродуктивная порода свиней - белая степная украинская свинья, а также порода овец с высоким настригом шерсти -асканийский рамбулье.

4. Типы скрещивания животных. Применяют два типа скрещивания: неродственное и родственное. Неродственное скре­щивание между особями одной породы или между особями разных пород (при наличии строгого отбора) приводит к поддержанию свойств или улучшению их в ряду следующих поколений гибридов. При близкородственном скрещивании (между братьями и сестрами или родителями и потомством) получаются гибриды, гены которых находятся в гомозиготном состоянии. При этом происходит закре­пление хозяйственно-ценных признаков, которые сохраняются у потомства

1. Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? (Обучающиеся выдвигают предположения).

Ответ. Клевер не давал семена, так как в Австралии не было шмелей, опыляющих это растение. Когда люди завезли насекомых, то проблема размножения клевера была решена.

Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером?

Ответ. Связи взаимовыгодны: шмели опыляют клевер, и он размножается, а шмель получает нектар клевера для питания.

2. Вспомните и объясните, как кактусы приспосабливаются к перенесению засухи?

Ответ. У кактусов длинные корни, позволяющие достать воду из глубинных горизонтов почвы, листья – колючки имеют малую поверхность и испаряют небольшое количество воды, стебель содержит водозапасающую ткань.

3. После вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Объясните, почему?

Ответ. Мхи и папоротники растут в тенистых влажных местах под пологом деревьев. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания

Все решённые нами задачи являются экологическими.

3. Изучение новых знаний.

Эти и многие другие задачи решает наука экология.

Однако лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, чисто экологические исследования получили огромный размах. И это, конечно, не случайно.

Развитие человеческого общества характеризуется интенсивным ростом численности населения, а следовательно, и возрастанием потребностей человечества в пище и сырье. В условиях научно-технического прогресса воздействия людей на природу приобрели поистине планетарный характер. Огромные пространства на Земле подверглись коренным преобразованиям в результате хозяйственной деятельности человека. Это выразилось и в истощении природных ресурсов, и в разрушении природных комплексов, и в загрязнении внешней среды.

Человек вступил в острый конфликт с природой, углубление которого грозит глобальной экологической катастрофой. В результате могут погибнуть многие виды организмов, и в первую очередь сам человек. Чтобы предотвратить это, нам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с окружающим миром. Существование и развитие человеческого общества должно строиться на глубоком понимании законов существования и развития живой природы, природных комплексов и систем.

Научной основой для решения вышеназванных проблем послужит именно экология. Сегодня она стремительно накапливает данные и оказывает все усиливающееся влияние на естествознание, науку в целом, а также на все сферы деятельности человека — сельское хозяйство, промышленность, экономику и политику, образование, здравоохранение и культуру. Только на базе экологических знаний могут быть построены эффективная система охраны природы и рациональное природопользование.

· изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;

· изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;

· искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;

· создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;

· решение проблем охраны природы.

Экологические факторы – компоненты внешней среды, воздействующие на организмы.

Демонстрация слайда (Слайд 5).

Экологические факторы подразделяют на три группы:

1) абиотические (факторы неживой природы: свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон и др.);

2) биотические (факторы, обусловленные деятельностью других организмов);

3) антропогенные (факторы, обусловленные деятельностью человека).

Запишите в тетрадях представленную классификацию экологических факторов в удобной для вас форме (схема, текст).

Абиотические факторы среды.

Свет обеспечивает все жизненные процессы на Земле. Ультрафиолетовые лучи (10% лучистой энергии, падающей на Землю) отличаются длиной волны и ролью в жизни организмов: длинноволновые необходимы для образования витамина D и ориентации насекомых, коротковолновые – губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Видимый свет (45% лучистой энергии) обеспечивает протекание фотосинтеза у растений и ориентацию на местности у животных. По требовательности к свету растения делятся на: светолюбивые (живут на хорошо освещённых местах) – сосна, тюльпан, гусиный лук, пшеница, рожь; тенелюбивые (растут только в тенистых местах, не переносят сильного освещения)– кислица, мхи, лишайники, вороний глаз, ветреница, многие папоротники;и теневыносливые (растут на свету, но могут расти и в затенённых местах – липа, осина, дуб, ель, земляника). Инфракрасное излучение (45% лучистой энергии) – тепловое, повышает температуру растений и животных.

Различают организмы с непостоянной температурой тела (холоднокровные) и организмы с постоянной температурой (теплокровные). Температура тела холоднокровных существ зависит от температуры окружающей среды. Её повышение вызывает ускорение жизненных процессов. Это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, беспозвоночные животные, растения. Температура тела теплокровных животных – птиц и млекопитающих, постоянная, не зависит от температуры окружающей среды. Постоянство температуры тела у таких животных обеспечивается целым рядом приспособлений. Это четырёхкамерное сердце, разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ вследствие снабжения органов артериальной кровью, перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, регуляция теплоотдачи кожными сосудами. Большое количество тепла может выводиться из организма через ушные раковины млекопитающих. Именно поэтому у африканского слона уши достигают больших размеров.

Холоднокровные организмы выработали много приспособлений для борьбы с охлаждением или перегревом. С наступлением зимы они впадают в состояние зимнего покоя. При этом снижается интенсивность обмена веществ, в клетках запасаются сахара и глицерин, препятствующие замерзанию, уменьшается количество воды. В жаркое время года включаются механизмы, защищающие от перегрева. Так усиливается испарение воды: у растений – через листья, у животных – через кожу и дыхательные пути.

Вода – необходимый компонент клетки, поэтому количество её в местах обитания определяет характер флоры и фауны в данной местности. В условиях засухи у растений развита корневая система, повышено осмотическое давление клеточного сока, способствующего удержанию воды в тканях, утолщена кутикула листа, сильно уменьшена или превращена в колючки листовая пластинка. Корни верблюжьей колючки распространяются в почве на глубину до 15 метров. У некоторых растений, например, у саксаула, листья утрачиваются, а фотосинтез осуществляется зелёными стеблями. Кактусы способны запасать большие количества воды в тканях стебля и экономно её расходовать. Обитающие в пустыне грызуны, пресмыкающиеся, членистоногие –извлекают воду из пищи. Источником воды служит и жир, накапливающийся у некоторых животных в больших количествах (горб у верблюдов). В жаркое время года многие животные (грызуны, черепахи) впадают в спячку, продолжающуюся несколько месяцев. К началу лета растения-эфемеры после кратковременного периода цветения сбрасывают листья, сохраняют луковицы и корневища до следующего вегетационного периода.

Таким образом, организмы обладают целым рядом приспособлений к окружающим их природным условиям.

Биотическими факторами среды называется совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов .Эти влияния носят самый разнообразный характер. Живые существа могут служить источником пищи для других организмов, являться средой обитания, способствовать их размножению, оказывать химическое (токсины бактерий), механическое и др. воздействия. Действие биотических факторов проявляется в форме взаимовлияния живых организмов разных видов друг на друга. Например, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных, а животные обеспечивают поступление в атмосферу углекислого газа, который используется растениями в процессе фотосинтеза. Действие биотических факторов среды может быть не только непосредственным, но и косвенным, выражаясь в изменении условий окружающей неживой природы (например, изменение состава почвы бактериями или изменение микроклимата под пологом леса)

Экология человека — комплексная наука, изучающая закономерности взаимоотношений человека с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека.

Среда обитания человека по сравнению со средой обитания других живых существ — очень сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных факторов, причем этот набор в разных местах резко различается.

В отличие от всех других существ человек имеет двойственный характер с точки зрения экологии: с одной стороны, человек является объектом различных факторов среды (солнечный свет, другие существа), с другой — человек сам является экологическим (антропогенным) фактором.

Вопрос 1. Какие лучи согревают живые организмы? (Согревают организмы инфракрасные лучи.)

Вопрос 2. На какие группы делят экологические факторы? (Факторы делят на: абиотические, биотические, антропогенные.)

Вопрос 3. К какой экологической группе по отношению к свету следует отнести ель? (Ель – теневыносливое растение.)

Вопрос 4. Каково значение видимого света? (Он необходим для фотосинтеза растений и ориентации на местности животных.)

Вопрос 5. Чем холоднокровные животные отличаются от теплокровных?

(Температура тела холоднокровных животных, в отличие от теплокровных, зависит от температуры окружающей среды.)

Вопрос 6. Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (Температура тела воробья одинакова по сезонам года, поскольку он является теплокровным животным).

Вопрос 7. Какой экологический фактор вызывает образование в коже витамина D? Дайте развёрнутый ответ. (Витамин D образуется под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.)

Вопрос 8. Укажите приспособление верблюжьей колючки к недостатку влаги. (У верблюжьей колючки очень длинные корни, распространяющиеся на глубину до 15 метров.)

Вопрос 9. Как грызуны в пустыне приспосабливаются к недостатку влаги? (Пустынные грызуны получают влагу вместе с пищей и в засушливый период впадают в спячку.)

Вопрос 10. Почему верблюд может долгое время обходиться без воды? (Жир, накапливающийся у верблюда в 1-2 горбах, служит источником воды.)

Вопрос 11. Перечислите известные вам абиотические факторы. (Свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон).

Вопрос 13. Чем тенелюбивые растения отличаются от теневыносливых? (Тенелюбивые растения, в отличие от теневыносливых, вообще не выносят сильного освещения.)

Вопрос 14. К какой экологической группе по отношению к свету относятся растения открытых пространств: полей, лугов? (Растения открытых пространств относятся к группе светолюбивых растений.)

Вопрос 15. Какой экологический фактор возник с появлением человечества? (С появлением человечества возник антропогенный фактор).

Вопрос 16. Что такое экология? (Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.)

5.Подведение итогов игры и урока в целом. Выставление отметок за работу на уроке. Домашнее задание п.46

Экология: основные понятия

Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный — здоровый — образ жизни.

Экология: что это такое и что она изучает

Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

Виды экологии

Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

Различают такие виды экологии:

  • экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
  • промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
  • экология отрасли — каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
  • сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
  • эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
  • валеология — наука о качестве жизни и здоровье человека;
  • геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;
  • экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
  • социальная экология — наука о чистоте социальной области;
  • экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

экология

Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

Термин и понятие экологии

Что означает экология

Экотоп — отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.

Экосистема — среда взаимодействия группы живых организмов.

экология

Где и кому нужна экология

Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

Экологические проблемы и их решение

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.

В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

Читайте также: