Психическое благополучие и неблагополучие ребенка в доу конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно - ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Ход семинара

1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и настроем на тему.

Я надеюсь, что вы получите полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.

А начнем мы с короткой притчи (психологический настрой) :

Вот так и в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло, уютно и комфортно.

-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

-Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, весел и здоров.

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

Дети выражают жалость

Дети выражают грусть (печаль).

Дети выражают мимикой лица – радость.

Дети выражают удивление.

Дети выражают восторг.

Дети выражают испуг.

Дети выражают радость.

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают приспособиться ребенку к той или иной ситуации.

Так, если с точки зрения норм данного общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, удивление, злость и страх.

В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым. Это свидетельствует о том, что потребность его неудовлетворенна. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникнуть в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха, в каком либо виде деятельности, особенно в спортивных соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, в виде различных переживаний разочарования или обиды, гнева, страха.

Положение ребенка в группе, его взаимоотношения со сверстниками влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников:

Эмоциональное неблагополучие может приводить к различным типам поведения:

• Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

• Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром.

Одна из задач, которая стоит перед педагогом для создания эмоционального благополучия, это формирование у детей чувства уверенности в окружающем мире. Создание условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людям и самоуважения. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей; создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении и по возможности в семье; организация специальной игровой комнаты в детском саду для проведения психокоррекционной работы.

Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит и от созданных условий :

• организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.

• контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;

• учёт и использование привычек и стереотипов поведения ребёнка;

организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;

установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ.

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.

• поддержка индивидуальности и инициативы детей через :

-свободный выбор ребенком деятельности,

-свободное выражение своих чувств и мыслей,

- самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)

• формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,

• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Задача: формировать профессиональную компетентность.

Кто из вас назовет больше ласковых слов. Воспитатели обращаются к кукле, передавая ее по кругу. За каждое названное ласковое слово дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются.

Итог: самым внимательным, добрым и ласковым становится…

А сейчас воспитатели старших и подготовительных групп поиграют в

Анализ педагогических ситуаций :

указать причину эмоционального дискомфорта ребенка, наиболее адекватную тактику поведения воспитателя.

Ситуация № 1. Мальчики строят из больших кубиков и брусочков многоэтажные гаражи. Коля плохо владеет навыками конструирования, и его гараж разрушается. Он смущен и огорчен, но снова принимается за дело - и снова неудача. Теперь на лице его досада. Другие мальчики начинают смеяться над ним. Коля опускает голову, собирает рассыпавшиеся кубики. Воспитатель подходит к ребенку и, улыбаясь, говорит: ``У тебя сегодня что-то не получается? Попробуй еще раз''. Коля, уже с опаской, вновь берется за постройку, но через несколько минут она опять рассыпается. Мальчики громко смеются. Коля, плача, ломает их гаражи. Начинается драка. Воспитатель, выслушав объяснения мальчиков, раздраженно говорит Коле, что недовольна им и сажает его на стул. Коля явно недоброжелательно смотрит на воспитателя и детей,и до конца дня остается агрессивным.

Как должен поступить воспитатель?

Ситуация № 2. Воспитатель предложил детям послушать сказку. Ваня, симпатизирующий Сереже, захотел сесть рядом с ним, но тот не пустил его. Ваня попытался поставить свой стул рядом с Сережиным с другой стороны, тот опять оттолкнул его. Воспитатель, строго глядя на обоих, потребовал объяснений. Ваня со слезами на глазах сказал, что хочет сесть рядом с Сережей, а тот его не пускает. Сережа с раздражением ответил, что хочет, чтобы рядом с ним сел Миша. Воспитатель предложил Ване сесть на другое место, но тут его позвал кто-то из детей, он отвлекся, и Ваня вновь попытался поставить свой стул рядом с Сережей. Началась драка, Ваня заплакал. Воспитатель силком посадил его на другое место. До конца дня мальчик был неспокоен и агрессивно настроен по отношению ко всем детям.

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой усвоению моральных норм и правил поведения.

Снятие психо-эмоционального напряжения, агрессивных действий, сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия.

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик- восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный – бодрое, активное настроение –

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый – веселое настроение –

хочется радоваться всему;

зеленый – общительное настроение –

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий – спокойное настроение –

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый – скучное настроение –

не знаю чем заняться;

коричневый – сердитое настроение –

я злюсь, я обижен;

черный – грустное настроение –

мне грустно, я расстроен

Каждый из вас возьмет лепесток и скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

Дети по порядку выбирают, на какой коврик они хотят встать. Встают на черный сильно топают, оставляя на нем все плохое и неприятное, что они чувствуют, например: злость, обиду, страх. Наступая на белый коврик забирают с собой доброту, нежность, радость. Дети проговаривают, что они при этом чувствуют.

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у волны?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Усаживайтесь поудобнее (поза лотоса). Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Лягте на спину. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите.

И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое - на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду.

Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше.

Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке.

Надеюсь, что прогулка вам понравилась.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий в ДОУ для всестороннего развития детей в соответствии с требованиями ФГОС до Создание условий в ДОУ для всестороннего развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО Педагоги, психологи утверждают, что на развитие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоционального благополучия ребенка в детском дошкольном учреждении - очень сложная и ответственная задача, поскольку отдельные психологи, да и некоторые родители дошкольников считают, что детский сад и эмоциональное благополучие несовместимы.

Тем не менее, большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых и менее значимых людей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Одним словом, детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большой степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Утверждая это, мы опираемся на те исследования, где эмоции рассматриваются, прежде всего, как процессы, осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.В. Витт, А.Д. Кошелева).

(Слайд 5) (Слайд 6)

Как показатель оптимальности общего развития ребенка и психического здоровья расценивается эмоциональное благополучие в работах Г.Г. Филипповой, которая раскрывает его структуру. Эмоциональное благополучие ребенка, согласно этому автору, представлено следующими компонентами:

- эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

- переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта;

- переживание успеха - неуспеха в достижении целей;

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

- переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Если все эти составляющие соотнести с периодом посещения ребенком детского сада, то можно утверждать, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

Конечно, это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка. Однако помочь ребенку быть таким могут и должны окружающие его взрослые.оровье ребенок детский сад

От чего же зависит эмоциональное благополучие ребенка в детском саду? Практический опыт по изучению эмоционального развития детей в детском саду позволили определить несколько условий эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников. Среди них мы выделяем:

- состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

- эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;

- особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);

- обстановка в семье ребенка;

- особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает.

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду. Рассмотрим каждый из них.

Чтобы утверждать, как тесно связано здоровье человека с его эмоциональным состоянием, попробуем соотнести между собой определение этих двух понятий.

Эмоциональное состояние, как мы уже отмечали ранее, - это особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта - дискомфорта (мне хорошо или мне плохо), как интегральные ощущения благополучия - неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Врач-психотерапевт Э.Кублер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг здоровья.

Данное определение, с одной стороны, свидетельствует о некой тождественности здоровья и эмоционального состояния, с другой - эмоциональная сфера рассматривается в нем как неотъемлемая составная часть здоровья. Это подтверждается существованием всем нам известных словосочетаний: эмоциональное самочувствие, физическое и психическое здоровье и др.

Если попытаться представить портрет здорового ребенка, то получатся следующие характеристики: активный, веселый, с хорошим настроением. У него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться, работать без отвлечений. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания, головную боль или боли в животе. В понятие здоровья входят также оценка его поведения и соответствующее возрасту ребенка физическое и психическое развитие.

Как правило, дети не в состоянии адекватно оценить свое болезненное состояние, а родители зачастую недостаточно внимательны, и в результате больной ребенок приходит в детский сад. Естественно, ни о каком эмоциональном комфорте не может идти речь, если ребенок болен. Он страдает сам, доставляет неудобства окружающим. В последнее время мы имеем дело с таким явлением, как психосоматические расстройства, проявляющиеся у детей на фоне нежелания ходить в детский сад. Психосоматические заболевания - это психические нарушения, которые проявляются как болезнь внутренних органов. Это могут быть нарушения желудочно-кишечного тракта, кожи, эндокринной системы, головные боли и т. п.

Подобные нарушения функций органов возникают в ответ на любые значимые для ребенка ситуации, которые вызывают эмоциональное напряжение (стресс). Общее для всех психосоматических расстройств у детей - различной степени депрессивные состояния, проявляющиеся в вялости, апатии, малоподвижности, жалобах на усталость и скуку. Эти дети редко улыбаются, сон у них поверхностный, просыпаются они рано.

Особо остановимся на детях с нарушениями нервно-психического здоровья. Они сильно выделяются в группе; их поведение основывается на эмоциях. Этих детей отличают сильное беспокойство, суетливость, драчливость. Они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейших неудачах обижаются, плачут, пускают в ход кулаки. Или, напротив, они склонны к тормозным реакциям - застенчивы до пугливости, нерешительны, робки. Если такой ребенок не справляется с заданием, то всегда кто-то другой виноват в его неудачах. В этом случае ребенок отказывается выполнять задание, ссылаясь на то, что болит голова.

(Слайды 13, 14, 15)

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Высокая адаптивная способность, которая свойственна человеку, не является врожденной, а формируется постепенно, и если основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, социальная адаптация, понимаемая как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведения, принятых в обществе, начинается с рождения ребенка.

Адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, происходит перестройка его отношений с людьми.

Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. В работах физиологов, в психологических и педагогических исследованиях приводятся разные цифры: 7 - 10 дней, две недели, месяц, два месяцы, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью, которая прослеживается во всех работах, является удлинение адаптации по мере взросления детей.

Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Действительно, ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.

Опираясь на концепцию М.И. Лисиной, в которой общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений, мы рассматриваем отношения как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.

На первом из них (младший дошкольный возраст) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.

На втором этапе (средний дошкольный возраст) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в положительном отношении и признании сверстника.

Список использованной литературы

1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.И. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000.

4. Константинова Т.И. Индивидуальные особенности в формировании поведения детей от 4 мес. до 3 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1975.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1993.

7. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. - М.; Воронеж, 2001.

8. Психологические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей / Г. Ю. Окунева, А.А. Белошеева, В.А. Голышева и др. - Пермь, 1999.

9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М., 1989.

10. Смирнова Е.О., Калягина Е.Н. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. - 1996. - № 3.

11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Ранний онтогенез. - М., 1999.

12. Цвейг С. Врачевание и психика. - СПб. 1992.

13. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.

14. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. 1985.

15. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М, 1999.

вы пришли в детский сад!

Кунакова Гульназ Ильдаровна

Эмоциональное благополучие ребенка в детском дошкольном учреждении – очень сложная и ответственная задача перед воспитателем и дошкольным учреждением в целом!

Эмоциональное благополучие ребенка в детском дошкольном учреждении – очень сложная и ответственная задача перед воспитателем и дошкольным учреждением в целом!

Тем не менее большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Ведь именно тут для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых для него людей, осваиваются новые социальные отношения.

Тем не менее большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Ведь именно тут для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых для него людей, осваиваются новые социальные отношения.

Основные понятия эмоционального благополучия ребенка в детском саду Эмоциональный комфорт (дискомфорт) Эмоциональное состояние Эмоциональное самочувствие

Основные понятия эмоционального благополучия ребенка в детском саду

Эмоциональный комфорт (дискомфорт)

Эмоциональное состояние

Эмоциональное самочувствие


Эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения Переживание успеха – неуспеха в достижении целей Компоненты эмоционального благополучия ребенка Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта Переживание оценки другими результатов активности ребенка

Эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения

Переживание успеха – неуспеха в достижении целей

Компоненты эмоционального благополучия ребенка

Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними

Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта

Переживание оценки другими результатов активности ребенка

Идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка

Идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка

Адаптация ребенка к детскому саду

Условия эмоционального благополучия

детей дошкольного возраста

(условия комфорта или дискомфорта )

Состояние здоровья

Взаимодействие ребенка с детьми в группе

Обстановка в семье ребенка






В среднем адаптация у ребенка к садику проходит по истечении 2-6 месяцев

В среднем адаптация у ребенка к садику проходит по истечении 2-6 месяцев

Очень важно ребенку принятие его другими детьми, создаваемый ими общий эмоциональный фон, общая продуктивная деятельность (игра) и т.п.

Очень важно ребенку принятие его другими детьми, создаваемый ими общий эмоциональный фон, общая продуктивная деятельность (игра) и т.п.


Список использованной литературы

1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.И. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000.

4. Константинова Т.И. Индивидуальные особенности в формировании поведения детей от 4 мес. до 3 лет: Автореф. дис. канд.

пед. наук. - М., 1975.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1993.

7. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. - М.; Воронеж, 2001.

8. Психологические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей / Г. Ю. Окунева, А.А. Белошеева, В.А. Голышева и др. - Пермь, 1999.

9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М., 1989.

10. Смирнова Е.О., Калягина Е.Н. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. - 1996. - № 3.

11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Ранний онтогенез. - М., 1999.

12. Цвейг С. Врачевание и психика. - СПб. 1992.

13. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.

14. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. 1985.

15. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М, 1999.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приложение №1 Руководство и Лидерство.ppt

Руководство и Лидерство

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Руководство и Лидерство

Руководство и Лидерство

Наша задача: Определить лучший стиль руководства Определить факторы, от котор.

Наша задача: Определить лучший стиль руководства Определить факторы, от которых зависит выбор стиля

Основные подходы к исследованию лидерства К. Левин (1930 – 1940 гг) описа.

Основные подходы к исследованию лидерства К. Левин (1930 – 1940 гг) описал три классических стиля лидерства: демократический (коллегиальный) авторитарный (директивный) либеральный (попустительский)

Характеристика стилей Стиль управления Основные ХАРАКТЕРИСТИКИ стиля Авторита.

Характеристика стилей Стиль управления НЕДОСТАТКИ стиля Авторитарный (диктато.

Характеристика стилей Стиль управления ДОСТОИНСТВА стиля Авторитарный (диктат.

Характеристика стилей Стиль управленияДОСТОИНСТВА стиля Авторитарный (диктаторский) Способность руководителя взять на себя персональную ответственность, особенно в критической ситуации Демократический (коллегиальный)высока вероятность правильных взвешенных решений высокие результаты труда удовлетворенность людей своей работой благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива Либеральный (попустительский) Инициатива подчиненных не подавляется

Характеристика стилей Стиль управления ЭФФЕКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ стиля Авторитар.

Характеристика стилей Стиль управленияЭФФЕКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ стиля Авторитарный (диктаторский) 1. Оправдан в критических ситуациях 2. На первых этапах работы во вновь формируемом коллективе Демократический (коллегиальный) 1. Оправдан при высоком уровне сформированности коллектива 2. При высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя Либеральный (попустительский) ________________

Лучший стиль управления: Адаптивный! – стиль, ориентированный на реальность!

Лучший стиль управления: Адаптивный! – стиль, ориентированный на реальность!

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ Приложение №2. Игра - слон, сова, дельфин и бык.ppt

Модель родительского авторитета (Арье Тивон) Слон Сова Дельфин Бык

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Модель родительского авторитета (Арье Тивон) Слон Сова Дельфин Бык

Модель родительского авторитета (Арье Тивон) Слон Сова ДельфинБык

1. Исследование стилей родительства (самостоятельная работа – 5 минут) Если.

1. Исследование стилей родительства (самостоятельная работа – 5 минут) Если СЛОН (СОВА, ДЕЛЬФИН, БЫК) символ родительства, то каков он?! Записываем результаты на доске Сравниваем с описанием Арье Тивона (раздать карточки)

2. Задание №1 1. Определите свой преимущественный тип родителя, воспитат.

Хотели бы попробовать для себя другую модель и почему? Предоставляется возмо.

Хотели бы попробовать для себя другую модель и почему? Предоставляется возможность пересесть в другую желаемую группу

4. Задание №2 1. Обсудите ОПАСНОСТИ подобного стиля поведения (Обсуждени.

5. Можем ли мы говорить об эффективном воспитании, если будем использовать к.

5. Можем ли мы говорить об эффективном воспитании, если будем использовать какую-то одну модель поведения ? Что может нам помочь гармонизировать подходы к воспитанию?

Выводы: Избегайте крайностей Стремитесь к максимальной гибкости Привлекайте «.

Подводим итоги: Что запомнилось? Что заставило задуматься? Что показалось нов.

Подводим итоги: Что запомнилось? Что заставило задуматься? Что показалось новым, интересным?

Спасибо за внимание! Слон Сова Дельфин Бык

Спасибо за внимание! Слон Сова ДельфинБык

Выбранный для просмотра документ Приложение №3 Карточки животных.docx

hello_html_m52419950.jpg
hello_html_m73ced091.jpg
hello_html_m46dc639d.jpg
hello_html_47b45eba.jpg

Выбранный для просмотра документ Семинар-практикум.doc

Семинар-практикум для педагогов

1. Выступление по результатам диагностики тревожности детей (презентация).

2. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия.

О физическом здоровье мы часто говорим и много сделали для его сохранения у наших воспитанников. Мы знаем, как правильно организовать прогулку, НОД, режимные моменты, что бы сохранить физическое здоровье ребенка.

Но давайте задумаемся, как часто мы поднимаем тему психологического здоровья воспитанников. Например, проводя занятие мы обязательно включим физкульт. минутку, для того что бы ребенок смог снять накопившуюся физическую усталость. А какой пункт на нашем с вами занятии будет отвечать за психологическую безопасность, что бы ребенок, посетив занятие не получил психологический стресс?

Сегодня мы будем говорить об эмоциональном здоровье дошкольника. Ребенок находится в детском саду восемь-десять часов. Исключая время дневного сна, это не менее шести часов активного взаимодействия с окружающим миром в лице детей и воспитателей. Авторитет последних неизмеримо выше авторитета любого ребенка в этом возрасте. Отношения дошкольника с конкретным воспитателем будут определять его психическое самочувствие в детском саду, поэтому эмоции от общения со взрослым выступают важным фактором его психического благополучия.

Развивающаяся личность ребенка дошкольника крайне уязвима, так как не обладает механизмами психологической защиты. В результате зачастую у детей возникают различные нарушения психологического здоровья.

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей:

уверенность в себе и своих силах.

Наша задача сделать все необходимое, что бы в стенах детского сада, в стенах группы ребенок чувствовал себя в безопасности.

Очень радует, когда ребенок с высоким уровнем тревожности рисует красочный детский сад, воспитателя, себя, детей. То есть, анализируя данный рисунок я делаю вывод, что тревожность ребенка никак не связана с детским садом.

И наоборот, ребенок с невысоким уровнем тревожности не хочет рисовать детский сад, либо себя в стенах детского сада, группы. Такой рисунок заставляет задуматься: ПОЧЕМУ?

Мы с вами должны создать условия для безопасной психологической среды в ДОУ для каждого ребенка.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

равенство в отношениях между взрослым и ребенком, диалог.

позитивность окружающей детей обстановки: создание поддерживающей, доброжелательной, искренней атмосферы. З апретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

создание домашней атмосферы в группах

обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками, ходить друг другу в гости.

гибкий, личностно ориентированный подход, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;

сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками.

создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, --поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

3. Практическая часть.

И еще одно очень важное условие: это стиль общения, который вы выберете, для общения с детьми.

Мы все с вами так или иначе являемся руководителями коллективов: педагогов, родителей, детских коллективов.

Какие стили руководства, управления вы знаете? (Три классических стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный)

Основные характеристики стилей;

Эффективная реализация стилей.

Вывод: лучший стиль управления – адаптивный, стиль, ориентированный на реальность.

Модель родительского авторитета.

1.Педагоги делятся на 4 группы, получают карточки с изображением животных (приложение №3) и описывают предложенный стиль родительства, записывают характеристики стиля на ватман. Раздать листы, сравнить с описанием Арье Тивона. (приложение №2)

2.Определите свой преимущественный тип родителя, воспитателя.

3. Разделиться на группы вокруг выбранного символа.

4.Положительный пример из своей практики воспитателя.

5.Опасности подобного стиля поведения (отрицательные качества каждого стиля; например, дельфин может уходить от конфликтных ситуаций, тем самым теряет свой авторитет)

Гост

ГОСТ

Эмоциональное благополучие — это основной позитивный показатель качества человеческой жизни, фундамент которого закладывается в детстве. Следовательно, этот показатель полностью зависит от окружающих людей, их отношений и реакций на поведение ребенка.

Особенности благополучия и неблагополучия ребенка

С точки зрения психологической науки благополучие представляет собой необходимое условие для полноценной работы и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Категория психологического благополучия рассматривается в качестве комфортного эмоционального состояния.

Для ребенка, который обладает психологическим благополучием, характерны следующие черты поведения и чувств:

  • Доверие к миру и людям;
  • Проявление гуманных чувств;
  • Сопереживание и чувствование состояния других;
  • Присутствие позитивных эмоций и наличие чувства юмора;
  • Потребность в телесном контакте;
  • Чувство удивления;
  • Присутствие вариативности поведения;
  • Способность к произвольному усилию с целью преодоления препятствий или исключения дискомфорта, включая ситуации соревнования и соперничества;
  • Наличие положительного подкрепления самого себя и собственных действий;
  • Осознание аспектов собственного поведения в зависимости от возраста.

Для поведения эмоционально благополучного ребенка характерна улыбчивость, непосредственность, разговорчивость, доброжелательность. Он умеет слушать других, может преодолевать эгоцентрическую позицию, не позволяет грубости с родителями, не ворует, не дерется, наделен чувством юмора, не кричит и не обижает других.

Эмоциональное благополучие в детском периоде показывает на то, что представления взрослых о необходимости и интересах ребенка полностью соответствует реальным потребностям. Противоположно этому эмоциональное неблагополучие отражает дисбаланс этих факторов. Оно может возникать по нескольким причинам: биологические (связаны с особенностями психофизического развития ребенка, особенностями темперамента и характера), психосоциальные (зависят от воспитания в семье, ценностных ориентаций матери и отца, возникновения конфликтов в семье).

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование эмоционального неблагополучия ребенка происходит постепенно. Оно проявляется в качестве личностных реакций на поведение окружающих людей.

Поведение ребенка при психологическом благополучии и неблагополучии

Психологически благополучный ребенок – это, в первую очередь, спонтанный и творческий ребенок. Для него характерны радость от жизни и веселое настроение. Он познает себя и окружающий мир не только с помощью разума, но и через чувства и интуицию. Он в полной мере принимает самого себя, при этом принимая ценность и уникальность других.

Психологическое благополучие в детском возрасте предполагает наличие высокой самооценки, сформированного самоконтроля. Ребенок ориентирован на успех в достижении цели, эмоциональный комфорт. Именно показатель эмоционального благополучия представляет собой наиболее емкое понятие для определения успеха детского развития.

В качестве основных условий эффективности собственного поведения взрослых, которое дает возможность свести к минимуму возможность проявления эмоционального неблагополучия в детском возрасте, выступают:

  • Принятие детей, воспринимая в единстве его позитивные и негативные качества;
  • Формирование атмосферы положительных эмоций в семье;
  • Формирование атмосферы безопасности для ребенка в семье;
  • Использование поощрения и стимуляции развития всех проявленных способностей ребенка, включая эмоционально-волевые, интеллектуальные, психомоторные качества.

Например, родители могут часто совершать ошибку в процессе воспитания. Она заключается в том, что они не придают должного значения эмоциональному благополучию ребенка. Родители предполагают, что эффективность и успешность обучения представляет собой более важный показатель детского развития. В дальнейшем такие действия могут негативно отразиться на психическом здоровье ребенка.

В соответствии с возрастом и поведением ребенка варьирование взрослыми людьми определенных поведенческих стратегий, в том числе разных форм поощрений и ограничений (например, похвала за реальные результаты и игнорирование демонстративных реакций ребенка в соответствии со степенью их выраженности и места проявления), помогает обеспечить психологическое благополучие.

Любые действия, которые предназначены для внедрения психологического благополучия в жизнь ребенка, можно включать в его детскую жизнь через игровую деятельность.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей разного возраста

Для ребенка в возрасте от четырех до шести лет при психологическом благополучии характерны следующие особенности поведения: поиск конструктивного выхода эмоциональному напряжению в спокойных и осмысленных форм (например, в процессе рисования или игры); наличие высказываний суждений о причинах и проявлениях эмоций; наличие самостоятельности в плане получения удовольствия и разрешение эмоциональных затруднений.

Психологически благополучный ребенок способен проявлять все большее сочувствие, он испытывает интерес к другим людям (особенно к сверстникам), осуществляет поиск и признание справедливости в эмоциональных конфликтах.

Среди симптомов эмоциональных проблем детей в возрасте от трех до шести лет можно выделить частые случаи самонаказания и нанесения травм самому себе, частоту и тяжесть конфликтов с другими детьми, постоянное желание побыть одному, избегание контактов с окружающими.

Эмоционально неблагополучные дети имеют общую неспособность следовать правилам и указаниям, не желают разговаривать и договариваться. Для них характерны внезапные, заметные и длительные этапы снижения общей уверенности в себе, невнимание или утрата интереса к окружающему миру, постоянная меланхолия.

Читайте также: