Экологические проблемы мира конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

ЦЕЛИ: углубить знания учащихся по проблеме промышленного загрязнения; разъяснять сложность глобальных экологических проблем; помогать осознавать необходимость ведения здорового образа жизни; приводить примеры сбалансированности из практики хозяйствования; доказывать важную роль каждой личности.

Развивать чувство личной ответственности, творческие способности учащихся. Повышать сознание учащихся, понимание ими ценности окружающей среды, формировать активную жизненную позицию.

ТИП УРОКА: формирование новых знаний.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: устный журнал.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1) политическая карта мира с красными кружками( районы загрязнения).

3) рисунки по экологии

4) презентация к уроку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ,Создание рабочего настроения у учащихся. Учащиеся сидят по группам соответственно карточек и заданий, которые они выполняли, готовясь к уроку.

2)МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тихо звучит аудиозапись набата- тревожного звона. Ученик вполголоса( держа в руках свечу):

---- Слушайте все! Человечество на грани исчезновения. Как сгорает вот эта свеча, так и время нашего пребывания на планете угаснет, если мы не будем решать назревших проблем.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,Сегодня на нашем бинарном уроке мы поговорим об экологических проблемах человечества. К сожалению, на протяжении тысячелетий человек настойчиво вмешивался в природу, не заботясь о поддержании в ней равновесия.

Хозяйственные нагрузки стали превышать способность экосистем к самоочищению и возобновлению. В отношениях человека и природы настал кризис, который вызвал экологические проблемы глобального характера. Есть ли острова спасения от этой беды? Таких островов нет. Всё человечество в одной лодке. И пересесть из неё некуда. Земля- маленький шар во вселенной . и это единственное место , глее человечество может выжить или погибнуть.

А ведь наша Земля- уникальна…( Под музыку и СЛАЙДЫ №3-4 стихотворение):

Ты посмотри вокруг,

Как всё прекрасно.

Мы ходим в шаге

От большой любви и счастья,

А стоит только лишь

На голубое небо,

На солнце, озеро,

Деревья и цветы.

Как любит нас Природа ,

А мы не замечаем этой красоты.

Это пророчество, леденящее душу, принадлежит великому итальянцу эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Причины возникновения и сущность глобальных экологических проблем.А) Экоцид

Б) Экологические проблемы атмосферы:

- проблема озонового слоя СЛАЙД №6

В) Экологические проблемы литосферы и биосферы:

- химические удобрения, нитраты

Г) Экологические проблемы гидросферы:

- загрязнение Мирового океана

- проблемы Чёрного и Азовского морей.

Д) Радиационное загрязнение.

Е) Экологическая ситуация в Украине.

2. Пути решения экологических проблем.

Вы по ходу урока будете заполнять таблицу. СЛАЙД № 7

« Смешное, слабенькое существо

а для него уже припасено СЛАЙД№8

15 тонн взрывчатки.

15 тонн на слабеньких плечах!

Вот почему все дети

Экоцид - разрушение природной среды во время военных действий, для оказания давления на противника.С этой целью американскими войсками использовалась тактика “выжженной земли” - уничтожение всего живого самыми различными способами: бульдозерами (20-ти тонными), авиабомбами, напалмом, вызывающим пожары, опыление джунглей ядовитыми веществами. В результате во Вьетнаме повреждено 2,5 млн. га леса. Раны, нанесенные войной больно отразились, на сельском хозяйстве. СЛАЙД №10

Океан находится под угрозой радиоактивного загрязнения от испытаний и транспортировки ядерного оружия, захоронения ядерных отходов на дне. Велика опасность от аварий атомных подводных лодок - на дне океана находится 8 подводных лодок, 7 самолетов с ядерными боеголовками и тысячи контейнеров с радиоактивными отходами. СЛАЙД № 11

Наибольшее влияние на загрязнение атмосферы оказывают :

- химическая и нефтехимическая промышленность

-стройиндустрия СЛАЙД № 13

Выхлопные газы автомобилей

содержат около 200 компонентов

из которых одним из опаснейших ( Группа рассчитывала количество

является оксид углерода. Каждый вредных выбросов(л) автотранспортом

грузовой автомобиль за 1 часпо пр. Ленина в г.Николаев)

выбрасывает в воздух 6 куб.м

этого газа, а легковой- 3 куб.м.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты.СЛАЙД № 16

В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы:СЛАЙД №17-18

таяние льдовподнятие уровня мирового океана на один метрзатопление многих прибрежных районовизменение влагообмена на поверхности Землисокращение количества осадковизменение направления ветраСЛАЙД № 19(карта Украины)

На карте, основываясь на мнениях украинских ученых, мы попытались показать, что ожидает Украину в ближайшие 50 лет в связи с климатическими изменениями. Затопление и изменение береговой линии грозит побережью мелководного Азовского моря, кстати, в тех местах пока никто не говорит о строительстве дамб и укреплении существующих. Его средняя глубина составляет порядка 6,5 м, уровень может подняться до 12—13 метров, вода продвинется вперед на расстояние до 10 км. Уже сейчас часть курортов серьезно подтапливает, заверяют климатологи. Кроме того, на нашу территорию забредают невиданные доселе животные - шакалы. Усиливающаяся летняя жара будет приводить к лесным пожарам, а влажные леса Полесья и Карпат высохнут и могут превратиться в степи, а южно-украинская степь — в сухую полупустыню по типу казахской.СЛАЙД №20-22

ЛИЧНАЯ БОРЬБА ЗА КЛИМАТ. По мнению ученых, работающих над проблемами глобального изменения климата, человечество в состоянии уменьшить количество испускаемых в атмосферу парниковых г.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Глобальные экологические проблемы − это проблемы, негативное воздействие которых ощущается в любой точке земного шара и влияет на всю структуру, строение и части биосферы.

Урбанизация — это процесс роста городов вследствие перемещения населения из сельских районов в поисках лучшей работы и лучших условий для жизни и распространения городского образа жизни на поселения.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

2. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.

3. Введение в экологию: Учебное пособие / О.А. Макаров, И.З. Каманина. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 292 с.

4. От Стокгольма до Йоханнесбурга. Информационный обзор / О.Д. Доронина, О.Л. Кузнецов, Ю.А. Рахманин; под ред. Н. Ф. Измерова, М. : Информ. центр ВНИИ геосистем, 2005. - 247 с.

5. Мифы и заблуждения в экологии / К.С. Лосев. – М.: Научный мир, 2010. – 224с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Одной из причин снижения устойчивости биосферы является стремительный рост населения Земли. Численность людей непрерывно растет, что свидетельствует о неустойчивом, неравновесном состоянии человечества, как биологического вида.

Непрерывный рост производства и потребления вместе с демографическим взрывом привели к развитию глобального экологического кризиса. Спасение человечества от последствий глобального кризиса возможно только при консолидации усилий всего мирового сообщества.

- Борьба с бедностью;

-Изменение структур потребления;

-Население и устойчивость;

-Защита и улучшение здоровья людей;

-Устойчивые поселения (урбанизация);

-Рациональное использование земельных ресурсов;

- Борьба с уничтожением лесов;

-Борьба с опустыниванием и засухой;

-Сохранение биологического разнообразия;

-Защита и рациональное использование океанов;

- Охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды;

-Повышение безопасности использования токсичных химических веществ;

- Сокращение и удаление твёрдых отходов и очистка сточных вод;

- Захоронение радиоактивных отходов;

-Роль детей и молодёжи в обеспечении устойчивого развития.

Модель неподдерживаемого развития с неустойчивым использованием ресурсов биосферы реализованная на острове Пасхи в Тихом океане. Остров Пасхи был заселен небольшой группой полинезийцев около 400 г. В это время остров был покрыт богатой лесной растительностью. Население стало возделывать сельскохозяйственные культуры, замещая часть леса полями, разводило кур и ловило рыбу. Население росло, развивалась хозяйственная деятельность. Лес, который был одним из основных ресурсов на острове шел на постройку жилищ, лодок. Использовался в виде топлива и для перемещения к побережью огромных каменных идолов, которых насчитывается на острове более 1000. К 1500 г. население острова выросло до 7000 человек. Но к этому времени лес был вырублен, изменился микроклимат, почвы деградировали, в том числе за счет процессов эрозии, урожаи резко упали. Не из чего стало строить лодки для рыбной ловли, возникла нехватка топлива. Произошла экологическая катастрофа. Это сопровождалось разделением населения на кланы, войнами за ресурсы, и даже людоедством. Когда в 1722 году Я. Роггевен открыл остров Пасхи, то обнаружил там всего около 500 жителей, влачивших жалкое существование. Они не помнили своей истории и не знали зачем на берегу были установлены каменные идолы.

Любой материк можно представить как гигантский остров, на котором идут процессы аналогичные тем, что шли на острове Пасхи. Беспечное отношение человечества к процессам, происходящим в современном мире неизбежно приведут к одичанию и гибели. (К.С. Лосев, 2010)

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Разнообразие жизни во всех её проявлениях.

2.Рост городов вследствие перемещения населения из сельских районов в поисках лучшей работы и лучших условий для жизни.

3.Процесс ухудшения почвы, вызванный изменениями климата и деятельностью человека.

4.Поступление в окружающую среду любых твёрдых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем.


Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):


2. Текст задания: Вставьте элементы в пропуски в тексте.

________ — это процесс ухудшения ____, вызванный изменениями климата и деятельностью человека. _____ и опустынивание — одна из причин _____. Одним из главных способов борьбы с опустыниванием является посадка деревьев, кустарников и трав, способных ____ воду и _____ качество почвы.

продолжительность, измерению, деятельности, образованность, валовой, устойчивом, человеческого, человеческого.

Опустынивание — это процесс ухудшения почвы, вызванный изменениями климата и деятельностью человека. Засуха и опустынивание — одна из причин голода. Одним из главных способов борьбы с опустыниванием является посадка деревьев, кустарников и трав, способных задерживать воду и поддерживать качество почвы.


Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий, совместных действий всех государств, образуют треугольник: население – социальное и экономическое развитие – окружающая среда.

Содержимое разработки

Конспект урока по географии (10 класс)

Дата ________

Тема урока: Понятие про глобальные проблемы человечества (войны и мира, экологическую).

образовательная – обобщить и систематизировать знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем;

развивающая – развить умение характеризовать глобальные проблемы человечества.

воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Тип урока: изучение новых знаний.

Форма урока: стандартная.

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий, совместных действий всех государств, образуют треугольник: население – социальное и экономическое развитие – окружающая среда.

Мы не унаследовали землю от наших предков, Мы взяли ее взаймы у наших потомков. Каковы формы и факторы воздействия на окружающую среду? В какой мере решение проблемы окружающей среды зависит от каждого жителя нашей планеты?

III. Изучение нового материала.

Глобальными проблемами называют проблемы, которые касаются всего человечества, всех стран, народов и социальных слоев и приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их решения могут угрожать существованию человеческой цивилизации; для их решения необходимо сотрудничество в общепланетарном масштабе, совместные действия правительств и народов.


Рис. 1 Глобальные проблемы человечества

Глобалистика – область экономической науки, изучающая ключевые планетарные проблемы современности и будущего человеческой цивилизации.

Причины глобальных проблем:

Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

Привить людям новые нравственно-этические ценности;

Сплотиться всему человечеству;

Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Проблема войны и мира

Причины возникновения

Наличие оружия массового поражения.

Объединение в пределах одной страны нескольких народов, не учитывая их этнических черт.

Пути решения

Сокращение производства и торговли оружием;

Создание международных организация для борьбы за мирное урегулирование конфликтов (Совет Безопасности ООН)

Экологическая проблема

Причины возникновения

Среди глобальных экологических проблем выделяют:

- нарушение озонового слоя

- загрязнение водных систем

Быстрые темпы роста производства;

Неусовершенствованные технологии производства;

Загрязнение окружающей среды.

Пути решения

Усовершенствование очистных сооружений;

Переход к малоотходным производствам;

Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

- Националистический — преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

- Религиозный — может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (Исламистский терроризм, Христианский терроризм);

Созданная человеком искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью. Не надо забывать, что человек - один из биологических видов и как биологический вид он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях (которые он активно уничтожает).

Экономический прогресс достигался и достигается за счет экологического регресса. Главная причина противоречия между экономикой и экологией - установка человека на потребительское отношение к природе. Экологическую катастрофу можно предотвратить только через осознание обществом своей ответственности за состояние среды своего обитания и выработку четких правовых норм, ограничивающих антропогенное воздействие на природу, обязательных для всех стран.

IV. Закрепление изученного материала.

Проблемное задание.

Приведите примеры наиболее экологически опасных районов мира и покажите их на карте.

Приведите примеры военных конфликтов на карте мира.

V. Итог урока.


-75%

Б) на основе сравнительного анализа рассмотреть масштабы природопользования.

1. Мотивационный блок.

- Какую проблему поднимает автор этих строк?

- Каким был мир до появления человека?

- Под воздействием каких факторов шло изменение планеты?

- В какую историческую эпоху, по вашему мнению, человек впервые задумался о сложных экологических проблемах?

Мир определенно изменился. Он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек.

В тяжелой борьбе с природой, пройдя через пороги немыслимых испытаний, человек выжил, вырос, обрел могущество, сравнимое с силами самой природы, раскрыл ее самые сокровенные тайны. Он не просто сегодня облетает свою планету за 90 минут. Он охватывает ее разумом мгновенно.

Что же, история, природа еще раз испытывают нас на разумность? Нет, не они. Это сам человек ежедневно и ежечасно испытывает себя, свой ум, нескончаемый экзамен на человечность. Всяким своим поступком, любым действием мы отвечаем на вопрос: достойно ли человека его отношение к другому человеку? А в последние десятилетия оказалось, что у этого вопроса есть продолжение: достойно ли человека его отношение к своей праматери – природе?

- В какой мир входит человек ХХ I века?

- Человек 21 века. Какой он? Какие качества ему должны быть присуще в первую очередь?

2. Содержательно-процессуальный блок.

- Природная, хозяйственная и экологическая оценка лесных, водных и земельных ресурсов по плану (анализ тематических карт, текст учебника, дополнительных источников географических знаний):

А) соотношение данных ресурсов, их структура, размещение,

Б) ресурсообеспеченность стран и регионов мира,

В) экологическое состояние,

1) Земельные ресурсы.

Мировой земельный фонд – степень обеспеченности человечества земельными ресурсами. Структура земельного фонда: пашни, сады, плантации (обрабатываемые земли) – 11%, луга и пастбища – 23%, леса и кустарники – 30%, антропогенные ландшафты – 3%, малопродуктивные земли – 33%. Ученые утверждают, что почва устает, истощается, изнашивается так же, как человеческое тело, - надо иметь возможность и желание помочь ей. Пока эта помощь во многих странах осуществляется больше на словах. Так, лишь за последнее столетие эрозия и дефляция, вызванные хищнической эксплуатацией земельных угодий, вывели из сельскохозяйственного оборота 20 млн. квадратных километров, то есть площадь, большую территории России. Это составляет 15% всей поверхности суши Земли, или 28% обрабатываемых земель. Причем дефицит в основном на азиатском Востоке и в Африке, где потребность в продуктах питания особенно велика. Эрозия престает перед людьми как самое опасное последствие их вмешательства в ход природных процессов, самая страшная на современном этапе месть природы человеку. Это фактически вопрос о самом существовании Хомо сапиенс на планете Земля.

Почва, этот сложнейший, почти живой организм, неразрывно связано с водой и воздухом, образует вместе с ними триединую систему. И правы те, кто считает, что, когда человек слишком сильно нарушает естественные место обитания и почвы, он приводит в ход поистине адский механизм, действие которого отражается на всем, даже на слое атмосферы, необходимой для существования людей на Земле. И не случайно дефицит почвы связан с дефицитом воды.

2) Водные ресурсы.

Столь острая недостача воды вызвана не тем, что ее стало меньше. Меньше стало чистой воды.

Гидроэнергетический потенциал – речные воды, пригодные для использования их в целях выработки электроэнергии. Более 50% этого потенциала приходится на Китай, Россию, США, Заир, Канаду и Бразилию.

3) Лесные ресурсы.

Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади (Южная Америка – 36%, Европа – 34%, Северная Америка – 29%, Азия – 23%, Африка – 22%, Австралия и Океания – 10%). На земном шаре по размерам лесных площадей и запасам древесины выделяют северный лесной пояс и южный лесной пояс.

Г) Пути решения экологических проблем.

3. Подведение итогов.

- Какие цели преследует человек, осваивая новые территории и ресурсы Земли?

- У Э. Межелайтиса есть такие строки:

Что земля без меня?

Сплюснутый и морщинистый шар

Заблудился в бескрайних просторах

И в луне, словно в зеркале, видел

Я был создан землею - с тоски.

А в минуту печали земля

Подарила мне шар головы,

Так похожий на землю и солнце.

Подчинилась земля мне, и я,

Одарил ее красотой.

Я же землю пересотворил –

Новой, лучшей, прекрасной, - такой

Никогда она не была!

- С чем можно не согласиться? Почему?

- Какие мероприятия проводит человек в целях улучшения состояния окружающей среды?

- Какие районы Земли в настоящее время требуют особого к себе отношения?

Более поразительным был случай с кактусом опунцией. Сегодня трудно сказать, кто завез в Австралию этот кактус. Известно только, что в 1839 году в Новый Южный Уэльс попал только один экземпляр. И этого оказалось достаточно, чтобы к концу XIX века опунцией заросло 4 млн. га, а к 1920 году – 24 млн. га. Кактус неудержимо наступал на пастбища. Лишь в 1925 году в Аргентине нашли естественного врага этого зловредного растения – маленькую бабочку кактусовую огневку, завезли ее в Австралию, и она справилась с кактусом с той же стремительностью, с какой он размножился.

И таких примеров история знает множество.

- Какие цели преследовал человек, осваивая новые Земли?

4. Самооценка работы учащихся на уроке.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: