Экологическая экспертиза конспект кратко

Обновлено: 02.07.2024

Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля . Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
И, наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.

Виды экологической экспертизы

В соответствии с законодательством в России осуществляются:

  • государственная экологическая экспертиза;
  • общественная экологическая экспертиза.

Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.
В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводятся ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.

Принципы экологической экспертизы

Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" такая экспертиза основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду. Исходя из этой презумпции, перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, не представив материалы на государственную экологическую экспертизу. Для уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы из этого принципа вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, организовать и провести государственную экологическую экспертизы.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы.

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и, в конечном счете, права каждого на благоприятную окружающую среду.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу обязывает заказчика обеспечить представление на экологическую экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы.
Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы указывает на то, что заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключения выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом.
Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что если в процессе проведения государственной экологической экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта; другими словами, комиссия не вправе дать положительное заключение. Если же такое заключение все же дается, то это служит основанием для вывода о нарушении принципа законности при проведении государственной экологической экспертизы.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия о ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы, они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы - важнейшее требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.

Особенности, виды, определение и оценка экологической экспертизы

Экологическая экспертиза – это выявление, исследование и оценка антропологического и другого воздействия на окружающую среду. Проводится по отношению к уже существующим, а также к предлагаемым проектам путем проведения экологических исследований. Задача – обнаружить и смягчить соответствующие негативные последствия, принять взвешенные и соответствующие законодательству решения и обязательства.

Особенности экологической экспертизы

Особенности экологической экспертизы

Экологическая экспертиза направлена ​​на описание состояния природной среды на исследуемой территории. Чаще всего они составляются, когда планируемые инвестиции могут причинить вред окружающей среде или будут иметь место в районах, где встречаются охраняемые виды растений, животных или грибов.

Закон об экологической экспертизе (ст.1) предусматривает, что такое вид исследований проводится по отношению к намечаемым видам деятельности (хозяйственная и иные). Так, кроме экономических показателей производственной цепочки на основе биомассы, необходимо систематически исследовать и оценивать:

  1. Различные нагрузки на окружающую среду;
  2. Потенциальные воздействия сырья, продукта, деятельности, процесса, системы или всей цепочки.

Экологические критерии должны учитываться при разработке и внедрении систем производства на основе биомассы, поскольку крупномасштабное производство негативно отображается на биомассе. Под ней понимается совокупная масса растительных и животных организмов, которые находятся на определенной территории и среде.

Биомасса или биоматерия подвергается разрушительному воздействию вследствие увеличения объемов транспортировки, хранения и производства. Всесторонняя экологическая экспертиза охватывает все параметры окружающей среды, от состояния загрязнения почвы или воды до состояния естественной среды обитания, видов живых организмов и тех, которые могут встречаться. Проведение комплексной экологической экспертизы чаще всего необходимо в рамках отчета о воздействии на окружающую среду крупных инвестиций, таких как ветряные электростанции, скоростные автомагистрали или шахты.

Виды экологической экспертизы

Виды экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза – организуется и проводится Федеральным контролирующим органом. Ее особенности:

Определение и оценка экологической экспертизы

Определение и оценка экологической экспертизы

Экологическая экспертиза включает определение и оценку:

  1. Экологических последствий адаптации проекта конфигурации (с точки зрения количества, мощности и расположения заводов по производству, хранению, предварительной обработке и распределению ресурсов биомассы и биопродуктов);
  2. Операционной стратегии (включая выращивание, планы сбора, хранения, предварительной обработки и транспортировки ресурсов биомассы и биопродуктов);
  3. Альтернативного сырья биомассы или варианта процесса/технологии (для деятельности по конверсии и предварительной обработке).

Однако во многих случаях готовятся упрощенные экспертные заключения, охватывающие только избранные группы организмов. Это имеет место, например, на этапе подготовки к тепловой модернизации или реконструкции здания, в котором могут находиться охраняемые животные. Затем проводится экологическая экспертиза с учетом:

  1. Орнитологического мониторинга – описывает птиц, присутствующих в данном районе, и места их гнездования;
  2. Териологического мониторинга – посвящен летучим мышам, живущим в здании, и другим охраняемым млекопитающим, например, ежам.

Однако в случае инвестиций, связанных с ликвидацией водоема, необходимо будет подготовить герпетологическую экспертизу. Ее цель показать, не окажут ли проведенные работы неблагоприятное воздействие на земноводных, живущих в водохранилище.

Важно знать! Обязанность проведения экспертизы возлагается на инвестора, который обязан поддерживать надлежащее состояние окружающей природной среды и несет ответственность за любой возможный экологический ущерб.

Экологическая экспертиза часто готовится несколькими экспертами, имеющими дело с определенными группами организмов. Она включает, в частности, выводы орнитолога, териолога или ботаника. Важно, чтобы специалисты, выполняющие полевые исследования, обладали соответствующими теоретическими знаниями, а также опытом работы с данной группой организмов.

В дополнение к результатам самой инвентаризации природы, экспертиза включает возможные решения, которые может использовать инвестор для минимизации негативного воздействия работ на окружающую среду. При этом эксперты:

Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор

Ком­мер­чес­кая эко­ло­ги­чес­кая экс­пер­ти­за ча­ще все­го про­во­дит­ся добро­воль­но, но в не­ко­то­рых слу­ча­ях про­вер­ка по­ме­ще­ний – тре­бо­ва­ние за­ко­на. Так, спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да (СО­УТ) про­во­дит­ся на всех пред­при­я­ти­ях лю­бой фор­мы собст­вен­нос­ти. Тру­до­вой Ко­декс РФ пре­дус­мат­ри­ва­ет про­ве­де­ние ат­тес­та­ции ра­бо­чих мест не ре­же, чем один раз в пять лет. На­ру­ше­ние дан­но­го за­ко­на вле­чет за со­бой штраф­ные санк­ции.

Реализация и обеспечение безопасности окружающей природной среды происходит в рамках экологической функции, возложенной на государство и его органы власти. Исполняя данную задачу, уполномоченные органы могут прибегать к различным методам и способам исполнения экологической функции. В этих целях может применяться экологическая экспертиза в качестве превентивной меры, что позволяет избежать причинения экологии значительного вреда. В статье определено само понятие экологической экспертизы, на какие виды она дифференцируется, а также рассмотрены принципы реализации данной деятельности.

Экологическая экспертиза природопользования

Экологическая экспертиза представляет собой соответствия между документацией или документами, которые обосновывают проведение экологической экспертизы, и объектами, занятыми в хозяйственной и иной деятельности, а также теми экологическими требованиями, техническими регламентами и законами об охране окружающей среды.

Данная норма закона содержит цели, для достижения которых осуществляется экспертиза. Под экологической экспертизой понимается предотвращение негативных воздействий и их последствий на окружающую среду в рамках осуществления вышеперечисленных видов деятельности.

С какой целью проводится экологическая экспертиза?

Посредством экологической экспертизы государство способно контролировать и устанавливать следующие моменты:

  • Наличие или отсутствие противоречий между нормами экологического законодательства и планируемой хозяйственной деятельностью;
  • Проверка соответствия деятельности тем требованиям, указанным в НПА в области охраны окружающей среды;
  • Проверка гарантий безопасности, направленных на сохранность окружающей среды;
  • Оценка полноты и всесторонности сведений о воздействии на население и природу в зависимости о той деятельности, которая планируется;
  • Допустимость реализации планируемой деятельности, являющейся объектом исследования;
  • Оценка полноты сведений о мерах предотвращения вреда на окружающую среду и население.

То есть, проведение экспертизы дает возможность ответить на главный вопрос: возможна ли реализация проекта, а также учет соответствия требованиям экологической безопасности деятельности объекта исследования.

Виды экологической экспертизы

Существует несколько разновидностей экологической экспертизы в зависимости от инициатора ее проведения:

  • Государственная: федеральная и региональная;
  • Общественная экологическая экспертиза;
  • Ведомственная экологическая экспертиза;
  • Коммерческая экологическая экспертиза;
  • Научная экологическая экспертиза.

Решение о проведении ведомственной экспертизы инициируется уполномоченным ведомством, в случае если в дальнейшем для проведения процедуры на государственном уровне требуется предоставление документов.

Научная экологическая экспертиза носит информационный характер, а ее назначение инициируется научными учреждениями, ВУЗами или отдельными учеными-исследователями.

О коммерческой экологической экспертизе принимает решение само учреждение или организация, желающая получить предварительный отчет о том, насколько безопасна планируемая деятельность.

Принципы проведения экологической экспертизы

Проведение экологической экспертизы должно соответствовать основным принципам, соблюдение которых позволит получить в наибольшей степени полные, точные и обоснованные выводы. К этим принципам относятся:

  1. Принцип презумпции потенциальной опасности для экологической обстановки. В рамках данного принципа эксперты должны предполагать, что планируемая деятельность способна причинить вред природе. Это обуславливает необходимость выявления разновидностей вредных потенциальных воздействий, а также их масштабы. Сведения, полученные в результаты исследования, позволяют разработать меры, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, результаты экспертизы дают возможность разработать наиболее рациональные способы использования природных ресурсов.
  2. Обязательность проведения экспертизы до того момента, как объект начнет реализовывать свою деятельность (при условии, что ввод объекта в эксплуатацию предусматривает проведение контроля со стороны государства). Предварительность вынесения решения означает, что до того момента, пока отсутствуют результаты исследования, заказчик не вправе заранее решать вопрос об осуществлении деятельности объекта экспертизы и фактически заниматься этой деятельностью. Заказчик вправе обратиться за проведением исследования в уполномоченный орган, а тот не может ему отказать.
  3. Комплексность. Этот принцип подразумевает взаимосвязь между оценкой планируемой деятельности с позиции воздействия на окружающую природную среду и тех последствий, которые потенциально возможны. Поэтому эксперты обязаны исследовать виды и масштабы вредного потенциального воздействия. Этот принцип свойственен для государственных и общественных исследований.
  4. Достоверность и полнота сведений. Реализация данного принципа возложена на заказчика, так как он обязан в полном объеме предоставить экспертам достоверную информацию об исследуемом объекте и его технических особенностях для реализации экологической функции государства. Полными сведениями считаются те данные, которые должны быть известны заказчику и которыми он обязан обладать, если тот планирует заниматься хозяйственной деятельностью с соблюдением требований закона в сфере охраны окружающей среды. В свою очередь эксперт, занимающийся исследованием объекта должен обеспечить конфиденциальность предоставленной ему информации. То насколько достоверно и в полном объеме предоставлены сведения является главным моментов для осуществления данной процедуры. Экспертиза не может быть проведена, если этот принцип не соблюден.
  5. Независимости экспертов. Реализуя свои полномочия с учетом законных требований и технических заданий, эксперт способен получить достоверный результат. Решение по экспертизе не может быть навязано или продиктовано кем-либо. На эксперта не может быть оказано давление, ему предоставляется свобода в его оценочных суждениях.
  6. Научная обоснованность и объективность. Этот принцип предполагает, что выводы исследователей должны подкрепляться научными аргументами, опираться на собственные научные утверждения, а также ссылаться на точку зрения авторитетных ученых. Объективность в этом случае означает, что исследуемый объект должен оцениваться беспристрастно и непредвзято.
  7. Законность – это основополагающий принцип. Соблюдая данный принцип, проведенное исследование обеспечивается юридической силой. На этапе планирования и проектировки объекта на заказчика возложена обязанность по соблюдению норм закона, связанных с вопросами природопользования и охраны природы и окружающей среды. Если все требуемые аспекты были соблюдены, эксперты вынесут положительное решение о допуске проекта к реализации. В противном случае, выявленные нарушения отображаются и разъясняются в заключении экспертизы, где содержится четкая формулировка существующих несоответствий. Данное заключение экспертов служит решающим моментом для принятия решения государственным органом о допуске объекта к осуществлению деятельности. В данных обстоятельствах уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения. Иначе такое нарушение может быть оспорено в судебном порядке. Вынесение положительного решения в таких ситуациях, нарушает базовое право на благоприятную окружающую среду, устанавливаемое Конституцией РФ.
  8. Гласность. При проведение исследования должно учитываться общественное мнение, а также для контроля должны быть допущены общественные объединения. Данный принцип направлен на реализацию права на информированность заинтересованных сторон в учетом требований закона. Если принцип не был соблюден, то это квалифицируется как правонарушение и предусматривает привлечение к ответственности виновных. Гласность выражается в информировании всех заинтересованных физических и юридических лиц о решении и результатах экспертизы. Это направлено на то, чтобы удовлетворить потребности общества и граждан, которым гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
  9. Ответственность за экспертизу и ее качество. Данных принцип направлен на всех, кто участвует в исследовании и гарантирует, что при выявлении нарушений к участникам будут применены соответствующие меры ответственности.

Все эти принципы гарантируют, что эксперты получат достоверные сведения в полном объеме, для того чтобы возможное негативное влияние от планируемой деятельности могло быть обнаружено, или наоборот, при отсутствии нарушений, квалифицировать объект как безопасный. Поэтому строгое соблюдение участниками всех указанных принципов является основополагающим условием для проведения экологической экспертизы.

Читайте также: