Духовный мир человека обществознание 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

"дух, духовная жизнь о тличают человека от других жи вых существ.

Человек, его дух и его культура - венец и цель миро здания. Человек

становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на

её вершинах находя т своё выражение самые выс окие стремления и

Только по этим достижениям можно судить о природе или назначени и

Я думаю, что фил ософ пытается понят ь, в чём заключ ается духовны й мир

И как человек может сделать его богаче, красочнее . Он з адумыв ается от

На мой взгляд, в этом выск азывании з аключается мысль о том, что т олько

человеку с бог атым духовным м иром присущ и высокие с тремления и

Есть такие люди, д ля которых д арить добро д ругим людя м - жизненная

Величие человек а заключается в у мении признав ать и разв ивать

1. КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СДЕЛАТЬ МИР БОГАЧЕ И КРАСОЧНЕЕ

На мой взгляд, д ля того, чтобы сде лать мир бо гаче и красочн ее в первую

очередь необх одимо разв ивать в себе лучшие к ачества и искоренять

отрицательные, с овершенствовать себя, научиться цен ить т акие "вещи",

как Истина, Крас ота, Добро и Сп раведливость. А уже пот ом человек

сможет внести в окружающ ий мир, что - то своё, сдел ать его богаче, чище

Я считаю, что ст ановление личност и про исходит в процессе

СКАЖИТЕ , В ЧЁМ ПРОЯВЛЯ ЮТСЯ ВЫСО КИЕ СТРЕ МЛЕНИЯ И ВОЗМОЖ НОСТИ

ВЫСОКИЕ С ТРЕМЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНО СТИ ЧЕЛОВЕ КА ЗАКЛЮЧАЮТ СЯ В ТОМ, ЧТО БЫ

УВИДЕТЬ И ПРИ ЗНАТЬ ТАЛАН Т, СПОС ОБНОСТИ И УДАЧИ ДРУГО ГО.

В чём заключ аются высокие стре млени я и возможнос ти человека?

Ярким приме ром этого могу т служить су дьбы великих людей. Приоткр оем

Известный предпринимател ь Савва Тимофеевич Морозов ворочал

большими капиталами, о днако богатст во не радовало, ег о влекла другая

жизнь, дру гие люди - творческие, о держимые выс окой целью .

Известно такое высказыва ние Станиславского: "Савва Тим офеевич Морозов

не т олько поддерж ал нас материаль но, но и согрел нас теплотой своего

отзывчивого сер дца и обо дрил энергие й своей жизне радостной натуры ".

Станиславский и Немирович - Данченко с их фанатическо й

преданностью иску сству, огромным интеллектуальным пот енциалом,

смелым художественным новаторств ом поразили воображен ие Саввы

Тимофеевича. Это произошло не сразу, поначалу Морозов прост о

откликнулся на просьбу о благотворитель ном пожертвовании на новое

куль турное н ачинание, таких пожертвований он делал в жизн и очень много,

в самых разнообразны х областях. Решено было создать То варищество для

учреждения в Москве Общедосту пного театра и обратиться за по мощью к

благотворител ям. В их числе был и Савва Тимо феевич.

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛИСЬ ЕГО ВЫСОКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ?

С АВВА ТЕМОФЕЕВИЧ БЫЛ ОДНИМ ИЗ ТЕХ, КТО ВНЁС ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА

ДАВАЙТЕ ПРИОТКРОЕМ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

В России конца XIX века С.А. Ра чинский был известен как

педагог, создатель уникальной школы для крестьянских детей.

Культурное значение его деятельности было велико - крупный у ченый -

ботаник, п рофессор, ф илософ, литератор, музыкант, по эт.

Большой уд ачей для детей села Т атево и окрестных деревень

оказалось то, что дело их школьн ого о бразования попало в руки

человека, которы й как никто другой был к нему предназначен, о

котором все знавш ие его вспоминаю т как о подви жнике, как о челов еке

удивительно выс оких нравств енных ус тоев, как о духовн ом деятеле.

Крестьянские дети стали его семьей, он заботился об их

Рачинский любил своих учеников, любовался ими, восхищ ался их

способнос тями, тяготением к высокому нр авственному идеалу.

Я считаю, что вел ичие С.А.Рач инского заключает ся в том, чт о он смог

увидеть способно сти, величие и т яготение к знаниям св оих учеников.

Помог им раскрыться. И видя их успех и, получал от эт ого огромн ое

Был кру пным промышленни ком, но с воим исти нным п ризванием считал

театральное искусство. Покровитель ствовал художникам.

Познакомивши сь в 1873 году с худо жниками В. Д. Поленовым, И. Е.

Репиным, скуль птором М. М. Антокольским, он организовал в своем

имении в Абрамцеве мастерские живопис и, резьбы по дереву, керамики,

скульпту ры. Так образовался т ак называемый "Абрамцевский

художествен ный кружок". Там жили и р аботали братья Васнецовы,

Антокольский, Пол енов, Головин, Репин, Суриков, Коровин, Левитан,

Серов, Ри мский - Ко рсаков, а также Врубель, которого открыл и под держал

Савва Иванович. Ху дожники жили там подолгу , зачастую с семьями. Здесь

было создано большое количество шедевров мировой живописи. Абрам цево

при Мамонтов ых стало очагом возрождения л учших традиц ий

Именно Мамонтов о ткрыл и поддер жал Шаляп ина как оперного

певца. Савве Ива новичу у далось путем постоянн ых поисков соз дать

сильный оперный коллект ив. Именно из Частной опер ы вышли многие

певцы, с большим успехом высту павшие в дальнейшем н а столичных

Шаляпин, в ыступая по случаю победы на конкурсе оперного

искусства в Лондоне в 1933 году, произнес речь, посвященну ю Мамонтову:

". ..Я хочу вспомнить о своем друге и учителе, Савве Ивановиче

Мамонтове. Прекрасный певец, он не ожиданно бросил этот заманчивый

путь и отдал свою жизнь, все знания, весь б ольшой капитал бескорыстному

С.И. НЕ ПОШЁЛ П О ЗАМАНЧИВО МУ ПУТИ СО БСТВЕННО ГО УСПЕХ А, А ОТДАЛ СВОЮ

НА БЛАГО ДРУГИХ И ТЕМ САМЫ М РЕАЛИЗОВ АЛ СЕБЯ И ВЫПОЛ НИЛ СВОЁ

В этом они видел и своё предна значение. Они просто не м огли жить без

человек не может прожить без в оздуха и солнечн ого света.

Учитель: Казал ось бы, в их порывах, стремлениях не т ничего особенн ого

- увиде т ь великое в других лю дях. Э то как аксиома. Одн ако в жизни не

Я предлагаю ваш ему вниманию неб ольш ое стихо творение - притчу:

- Какие искры свое й души пы тался зажечь в душ ах своих ученик ов

Я думаю, что в этой притче учитель старается развить в своих учениках

чувство сострадания к сво ему ближнему, он учит их чу вствовать чуж ую

собственную, р адоваться чужим ус пехам как св оим собст венным.

Есть знаменит ая русская п ословица: " Друг позн аётся в беде."

всегда найдётся че ловек, кот орый тебе поможет, а вот к огда чело век

близких и верных ем у людей остаёт ся немного. Чу жие радость и успех

людей зависть, злость, а ино гда и ненав исть. Я думаю, что по -

человек - это тот, кто может рад оваться и п ринимать чужую радость

сможет похвал ить не" себя любим ого" , а своего тов арища или дру га и,

наконец, тот , кто с может поддерж ать в трудную м инуту юный

нераскрытый т алант, сказав жизненн о необходи мые слова: "Иди. Ты

Есть такие люди, д ля которых д арить добро д ругим людя м - жизненная

Величие человек а заключается в у мении признавать и развивать

находящихся рядом. Так, наприме р, учит еля. Велик тот уч итель, которы й

к тому, чтобы в оспитать б олее достойных учеников, че м он сам. И велик

тот учитель, к оторый гордиться т акими вос питанник ами.

Борису Пасте рнаку прин адлежат замеч ательные сл ова :

Приложение : Если останется время мо жно обсудить высокие стремления

и возможнос ти Ека терины Романовны ВОРОНЦО ВОЙ - ДАШКОВОЙ.

Екатерина Романо вна Воронцова родилась в 1743 году в Петербурге в

семье генерал - аншефа Воронцова, старшего брата канцлера М ихаила

Илларионовича Воронцова - покровителя Ломоносова. С мо лодости была

знакома с будущей императрицей Екатериной Великой, сыграла р ешающую

роль в дворцовом п еревороте, приведшем ее к вл асти.

Е.Р. Воронц ова (по мужу Даш кова) - одна из самых образованных людей

своего времени, фактически одна из п ервых русских учены х. 24 января 1783

года назначена директором Санкт - Петербургской Академии наук, при

поддержке вели кого Леонард а Эйлера провел а ее первое зас едание.

Дашкова организовала и систематизировал а разнооб разные направления

академическо й работы. Ее ус илиями был ра сширен состав Академии,

увеличено числ о обучающихся в гимназии, организов аны публичные лекции

академиков, налажена работа а кадемическ ой типографи и, организов ано

несколько пер иодических издан ий, расш ирены картог рафическ ие работы

По предлож ению Дашковой 21 октября 1783 года основана Российс кая

Академия для изучения русского языка и литерату ры, первым президентом

которой она становится. По инициативе и при непосредс твенном участии

Дашковой создан выдающийся научный труд XVIII века - первый толковы й

словарь русского языка (изд ан в 1789 и 1794 гг.). " Полны й словарь, изданный

Академиею, п ринадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет

внимательных иноземцев: наша, без сомнения, счастливая судьба во всех

отношениях есть какая - то необыкновенная скорость; мы зреем не веками,

Е.Р.Дашков а была членом Стокгольмской, Дублинск ой, Эрлангенской

академий, Филадельфи йского философского общества, Берлинско го

общества люб ителей природы. Составленные ею уникальная библиотек а и

минералогиче ский музе й были переданы ею же в дар Московском у

университету. Е.Р. Дашкова была лично знаком а и состояла в пер еписке

(заменявшей в те времена ученым научные журналы) с Дидро, Вольтером,

Последние годы жизни Дашкова провела в своем имении у села Троицкое

(ныне Жуковского рай она Ка лужской област и). Тро ицкое было любимым

имением Дашковой. Екатерина Романовна называл а его "истинным ра ем".

Впервые она приех ала сюда в 1765 году чере з год после смерти мужа,

чтобы участвоват ь в освящен ии Троицкой церкви. С 1795 года Дашкова

после отстранения от должности президента Академии наук поселил ась в

Тр оицком, где с неб ольшими пе рерывами п рожила до к онца жизни.

Именно здесь, в Троицк ом, ею были написаны з намен итые "Записки",

ставшие одним и з лучших мемуарны х источников по истории России

второй половины XVIII века. "Записки" написаны прекрасным

литературным языком, содержат богатый факт ический материал, что

делает их неоцен имым литературн ым источником для всех, кто

интересуется историей О течеств а. Б удучи в Т роицком, она зан ималась

библиотекой, писала пьесы для свое го театр а, п убликовала статьи в

В Троицком при ее непосредствен ном участии были выстроены дома,

разведены сад и бо льшой парк, устроены театр и манеж. О деятельности

Дашковой вспомин ала ее гостья: "Она учит каменщик ов класт ь стены,

помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет муз ыку, пишет

статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет

священника, если о н не так мо лится, знает д о конца театр и п оправляет

своих домашних а ктеров, когда он и сбиваются с роли: она докто р,

О своей жизни лучше всего сказала сама княгиня Дашкова, заканчивая свои

"Записки ": "В заключение могу ск азать со спокойн ой совестью , что сделала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию

сформировать представление учащихся о духовном мире личности как важнейшей ценности;

актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы;

создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся критического мышления.

Задачи урока:

познакомить учащихся с понятием духовного мира личности, показать его связь с формированием пирамиды ценностей;

воспитывать гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию активной жизненной позиции;

развивать умение выполнять тесты, анализировать статистический материал, вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.

Основные понятия: духовный мир, духовность, мировоззрение, категорический императив.

Тип урока: комбинированный.

Методическое оснащение урока: высказывания о духовном мире личности, учебник обществознания для 10 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова, раздаточный материал.

Организационный момент (мотивация).

Проверка знаний по пройденной теме (тестирование)

Актуализация знаний и целеполагание.

Изучение нового материала.

Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов.

Организация домашнего задания.

Организационный момент

Вступительная беседа: - На данном учебном занятии нам предстоят серьезные разговоры по теме, к которой мы все имеем отношение, но для начала вспомните: Какую сферу жизни общества вы изучали на последних уроках? (духовную)

- Что включает в себя духовная сфера жизни общества? (науку, образование, религию. искусство)

Проверка знаний по пройденной теме

Давайте вспомним более подробно, что мы изучали на прошлом занятии и ответим на вопросы:

Что такое духовная культура и какие компоненты она включает?

Какие ценности включает духовная культура современного общества?

Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Что какое субкультура? Приведите конкретный пример.

Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

Актуализация знаний и целеполагание

Нам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

Чем духовный человек отличается от бездуховного?

Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

Эпиграфом нашего занятия станут слова Л.Н. Толстого

Изучение нового материала

Человек как духовное существо.

- Как вы понимаете слова писателя?

Мы только что пришли к выводу о том, что всю свою жизнь человек неустанно работает над своим духовным миром.

- Что же включает в себя духовный мир человека?

БЕЗДУХОВНОСТЬ

Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Давайте с вами запишем определение ДУХОВНОСТЬ

Духовные ориентиры личности

Работа с материалом учебника (Духовные ориентиры личности)

Составление блок-схемы на доске


Духовные ориентиры личности сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Мировоззрение и его роль в жизни человека

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение

Как вы понимаете, что такое мировоззрение?

- Давайте запишем определение.

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

- А сейчас нам предстоит разобраться с типами мировоззрения.

1) Обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) Научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

3) Религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

Составление блок-схемы на доске


- В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека? (обсуждение вопроса)

Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.

Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.

Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

Первичное закрепление

1. Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности.

- Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?

2. Прочитайте притчу и определите: лёгок или труден путь к духовности?

«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведении я спросил у философа:

-Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

На что Сократ ответил:

3. Используя слова, дополните модель духовной личности: способности, мировоззрение, убеждение, потребности, ценностные ориентации, характер, темперамент, задатки, культурный диапазон.

4. От чего зависит формирование духовного мира человека?

(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)

Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов

Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Организация домашнего задания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: обществознание

Тема урока: Духовный мир человека

Учитель: Фишар Ульвие Решатовна

Тип урока: урок новых знаний

  1. Сфокусировать внимание учащихся на новой теме духовной жизни человека и вызвать интерес к изучению нового материала.
  2. Подвести учащихся к пониманию важности значения данной темы в жизни человека и общества.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательная.

  • Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества;
  • узнать чем духовный человек отличается от бездуховного;
  • дать характеристику моральным ценностям;
  • выделить основные типы мировоззрения.

2. Развивающая.

Формировать умения и навыки:

  • высказывать мнение о собственном понимании по данной теме;
  • уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку;
  • использовать информацию, полученную в сети Интернет.

3. Воспитательная.

  • Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека;
  • способствовать выбору верных ориентиров в жизни;
  • убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

1. Организационный момент (приветствие, отметка по отсутствующим)

План изучения нового материала:

  1. Духовный мир человека.
  2. Духовные ориентиры личности.
  3. Мировоззрение и его роль в жизни человека

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу.

Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику.

Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

ВОПРОС: Как вы думаете, есть ли связь между духовной и материальной культурой? (обсуждение вопроса)

ВОПРОС: Как вы думаете, от чего или от кого зависит духовный мир человека? (обсуждение вопроса)

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ЛИЧНОСТИ?

МОРАЛЬ – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

ЦЕННОСТИ – это, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

ИДЕАЛ – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

РАБОТА В ГРУППАХ С МАТЕРИАЛАМИ УЧЕБНИКА

Класс делится на группы, каждая группа получает задание.

  • Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества;
  • Определите, какие моральные установки личности сформулировал немецкий философ Иммануил Кант.
  • Перечислите виды ценностей.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ:

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры которые на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности.

Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ТАК УЖ ЛИ НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ САМОВОСПИТАНИЕ? ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? ВЕДЬ У ВАС ТАК МНОГО ВОСПИТАТЕЛЕЙ: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ… (обсуждение вопроса)

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, опирается на жизненный опыт, поэтому его ещё называют житейским.

Его основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, Талмуд, священные книги буддистов и ряд других.

Опирается на достижения науки, включает в себя научную картину мира.

Подводим итог изучения 3-его вопроса плана урока.

ВОПРОС: В ЧЁМ СОСТОИТ ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? (обсуждение вопроса)

  1. Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.
  2. Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.
  3. Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

В учебном пособии представлен отрывок из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова. Читаем документ, разбираем вопросы и задания к документу.

Урок разработан для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Базовый уровень.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Сфокусировать внимание учащихся на новой теме духовной жизни человека и вызвать интерес к изучению нового материала.
  2. Подвести учащихся к пониманию важности значения данной темы в жизни человека и общества.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества;
  • узнать чем духовный человек отличается от бездуховного;
  • дать характеристику моральным ценностям;
  • выделить основные типы мировоззрения.

Формировать умения и навыки:

  • высказывать мнение о собственном понимании по данной теме;
  • уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку;
  • использовать информацию, полученную в сети Интернет.
  • Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека;
  • способствовать выбору верных ориентиров в жизни;
  • убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

МЕТОД: ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ УСТАНОВКА, КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

Ход урока

СЛАЙД 1.

Тема урока: Духовная жизнь человека.

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3.

Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека.

План изучения нового материала:

  1. Духовный мир человека.
  2. Духовные ориентиры личности.
  3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

СЛАЙД 4.

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу.

Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

СЛАЙД 5.

Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику.

Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

ВОПРОС: Как вы думаете, есть ли связь между духовной и материальной культурой? (обсуждение вопроса)

СЛАЙД 6.

ВОПРОС: Как вы думаете, от чего или от кого зависит духовный мир человека? (обсуждение вопроса)

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

СЛАЙД 7.

ДУХОВНОСТЬ БЕЗДУХОВНОСТЬ
Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

СЛАЙД 8.

Переходим ко 2-ому вопросу плана урока.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ЛИЧНОСТИ?

МОРАЛЬ – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

ЦЕННОСТИ – это, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

ИДЕАЛ – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

СЛАЙД 9.

РАБОТА В ГРУППАХ С МАТЕРИАЛАМИ УЧЕБНИКА

Класс делится на группы, каждая группа получает задание.

  • Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества;
  • Определите, какие моральные установки личности сформулировал немецкий философ Иммануил Кант.
  • Перечислите виды ценностей.

СЛАЙД 10.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ:

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры которые на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности.

Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ТАК УЖ ЛИ НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ САМОВОСПИТАНИЕ? ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? ВЕДЬ У ВАС ТАК МНОГО ВОСПИТАТЕЛЕЙ: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ… (обсуждение вопроса)

СЛАЙД 11.

Переходим к 3-ему вопросу плана урока.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

СЛАЙД 12.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ОБЫДЕННОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ НАУЧНОЕ
Возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, опирается на жизненный опыт, поэтому его ещё называют житейским. Его основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, Талмуд, священные книги буддистов и ряд других. Опирается на достижения науки, включает в себя научную картину мира.

СЛАЙД 13.

Подводим итог изучения 3-его вопроса плана урока.

ВОПРОС: В ЧЁМ СОСТОИТ ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? (обсуждение вопроса)

ВЫВОДЫ:

  1. Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.
  2. Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.
  3. Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

СЛАЙД 14.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

В учебном пособии представлен отрывок из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова. Читаем документ, разбираем вопросы и задания к документу.

СЛАЙД 15.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

  1. Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров.
  2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности человека.
  3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Читайте также: