Конспект урока загадки слов 1 класс перспектива

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Слова, противоположные по значению.

Цель: углубить представления о словах, противоположных по значению.

образовательная: активизировать употребление слов-антонимов, формировать знания о русском языке как родном языке, отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания. развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения анализировать, делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку.

Предметные: Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные : формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.

Регулятивные : освоение способов речевого общения. Познавательные : систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.

Коммуникативные : формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

Оборудование: учебник, мет. пособие, оформление на доске, карточки.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

- Давайте вспомним правила посадки во время письма.

(Тетрадь наклонно положу, ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь).

Дд с соединениями.

- Подчеркните самую красивую букву.

III . Самоопределение к деятельности.

-Откройте учебник на с.33 и прочитайте тему урока с доски. Сформулируйте цель.

IV . Работа по теме урока(с.33-34).

Упр. №64 Творческая переменка

Творческая переменка позволяет решать целый ряд задач. Исправляя неточности, которые допустил Ваня, заполняя в библиотеке читательскую заявку на книги, учащиеся прежде всего обнаруживают свою читательскую культуру: знают ли они сами правильные названия этих книг. Наряду с этим первоклассники развивают умение подбирать слова, близкие по значению, и соотносить их по смысловым, эмоциональным, стилистическим оттенкам. Не менее важно, что учащиеся на примере мастеров искусства слова учатся творческому обращению со словом.

— Издавна народ наделял черный цвет и само слово черный значением плохой , связывал с понятием зла. Слышали ли вы такие выражения: задумал черное дело , возникли черные мысли , настал черный день ? Как вы их понимаете?

Наоборот, белый цвет означал чистоту, красоту, доброту. Какие девушки в сказках обычно сравнивались с белыми лебедушками? (Красивые, добрые, хорошие.)

Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества (загадки, пословицы); прививать интерес к произведениям фольклора: упражнять в выразительном чтении загадок и пословиц; обучать сочинению загадок; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; выразительно читать фольклорные произведения; отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объединять их по темам.

Оборудование: карточки с загадками, текст речевой разминки, творческая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение песенок наизусть.)

III. Речевая разминка

Паровоз без колес —

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

— Что вы прочитали? (Загадку.)

— Назовите отгадку. (Пароход.)

— Как вы догадались?

— Прочитайте загадку еще раз. Подумайте над тем, как надо читать каждую строчку.

— Как прочитаем первую строчку? (С удивлением.)

— Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.)

— Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливо.)

— Как прочитаем четвертую строчку? (С восхищением и удивлением одновременно.)

— Прочитайте загадку выразительно, не забывая о том, с какой интонацией нужно читать каждую строчку.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, а знаете ли вы, кто автор этой загадки?

Ее написал Корней Иванович Чуковский. Загадки, как и сказки, бывают народными и авторскими. Сегодня на уроке мы будем читать и отгадывать загадки, учиться составлять их, а еще познакомимся с пословицами и поговорками разных народов.

V. Работа по теме урока

— Как бы вы объяснили, что такое загадка? (Ответы детей.)

Материал для учителя

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.

Загадка — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

— Для чего нужны загадки?

— Прочитайте загадки на с. 36. Отгадайте их.

— Найдите и сравните загадки с одинаковыми отгадками. Прочитайте их парами.

— Какие группы получились?

— Прочитайте загадки о моркови, потом о дереве.

— Как описан предмет в загадке, на какие признаки предмета в ней указывается?

— А сейчас попробуем сами придумать загадку о зайчике или кошечке. Поможет нам в этом наша знакомая писательница Татьяна Юрьевна Коти. Откройте творческую тетрадь на с. 25—26.

(Дети читают рекомендации писательницы, выполняют их. Проверка.)

VI. Физкультминутка

Вороны

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Только к ночи умолкают

И псе вместе засыпают:

(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и произносят стихотворение вместе с учителем. На двух последних строчках садятся на корточки, кладут руки под щеку — засыпают.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте творческую тетрадь на с. 22—23. Прочитайте задание. Выполните его.

— Проверим, что у вас получилось. Прочитайте выразительно загадки, назовите отгадки.

— Какие слова в загадках помогли вам разгадать их? (Слова, употребленные для описания предмета в переносном значении. Они прямо указывают на признаки и свойства предмета.)

— Откройте учебник на с. 38. Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)

— Прочитайте пословицы разных народов на с. 38. Попробуйте объяснить их смысл.

(Учитель помогает детям объяснить, почему гак говорят.)

Материал для учителя

Поговорка — образное выражение, оборот речи. Это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами — замерзать, заморить червячка — перекусить, за двумя зайцами погнался — делаешь два дела сразу.

Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

VIII. Закрепление изученного

— Соберите пословицы на с. 39. Придумайте ситуацию, когда можно было бы использовать одну из них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - создание условий для усвоения обучающимися понятия "загадка" как жанр стного народного творчества.

Планируемые результаты: научатся опредлять типы загадок; составлять загадки. Применять полученные знания при выполнении нестандартных ситуаций.

Конспект открытого урока

литературного чтения в 1 классе

Учитель: Елисеева О. Н.

Технологическая карта урока литературного чтения.

1 класс. Секреты загадки.

Елисеева Оксана Николаевна

Авторы учебника:

Секреты загадки.

Урок изучения нового материала.

Планируемый результат

Научить определять типы загадок; составлять загадки.

Применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Личностные.

Формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.

Метапредметные.

Регулятивные:

- освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

Умение сочинять и отгадывать загадки; анализировать объекты с целью выделения признаков; формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные:

Уметь взаимодействовать в парах, распределять роли; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу прочитанного; конструировать монологическое высказывание.

Предметные:

Способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества; обогащение словаря; развитие умения описывать объект в устной речи.

Оборудование

Слайдовая презентация к уроку.

Карточки для работы в парах.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(личностные, познавательные, коммуникативные,

предметные)

Мотивирование (самоопределение) к деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим… (подхожу к столу и обнаруживаю под столом сундучок)

- Ой, что это? Откуда-то появился сундучок. Вы случайно не знаете?

- А на замочке загадка. Послушайте:

Как не знаешь –

Думаешь, гадаешь.

Как узнаешь,

Гордиться собой начинаешь.

- А знаете почему у вас разные отгадки? Я вам открою тайну… У загадки есть секреты…. Хотите их узнать?

- А как вы думаете, если узнаете секреты загадки, то чему научитесь?

- Правильно, вы научитесь не только отгадывать, но и придумывать загадки.

- отгадывают загадку и высказывают своё мнение.

Погружение в проблемную ситуацию, ставят цели, формулируют и уточняют тему урока.

Личностные- самоопределение;

Регулятивные – целеполагание;

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов;

Познавательные–общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Подумайте, какой общий смысл у этих слов? (все относятся к слову загадка)

- А что такое загадка?

- Когда мы что-то не знаем, то куда или к кому обращаемся за помощью?

- Давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение со значением слова в литературном словарике, что такое загадка, шёпотом?

-Кто желает прочитать, что такое загадка?

Загадка – короткий рассказ, который описывает предмет, но не называет его.

- Обратите внимание! Загадка рассказывает о предмете, но не называет его.

- они все относятся к загадке.

- Библиотека, Интернет, толковый словарь, спросить у взрослых.

- работа со словарём

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого

Выявление места и причины затруднения (Постановка проблемы)

- Надо поработать в учебнике на с. 114


Личностные: формирование позитивного отношения к чтению.

Предметные: научиться сочинять и отгадывать загадки.

Метапредметные:

Регулятивные: освоение способов работы с различными источниками информации

Познавательные: сочинять и отгадывать загадки, формирование навыков выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать с учителем, конструировать монологическое высказывание

Оборудование: презентация, учебник, материал для рефлексии

План урока:

1.Организационно- мотивационный этап

2.Деятельностно-операционный этап

1 Чтение исторической справки загадок

2.Первичное чтение загадок учителем

3.Вторичное чтение загадок учащимся

5.Закрепление изученного материала(придумывание загадок)

3.Оценочно- рефлексивный этап

1.Подведение итогов урока

2.Рефлексия- оценка своей деятельности

Содержимое разработки

Конспект урока литературного чтения

-Ознакомить учащихся с загадками их происхождением;

-Учить сочинять загадки;

Планируемые результаты:

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению.

Предметные: научиться сочинять и отгадывать загадки.

Метапредметные:

Регулятивные: освоение способов работы с различными источниками информации

Познавательные: сочинять и отгадывать загадки, формирование навыков выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать с учителем, конструировать монологическое высказывание

Оборудование: презентация, учебник, материал для рефлексии

1.Организационно- мотивационный этап

2.Деятельностно-операционный этап

1 Чтение исторической справки загадок

2..Первичное чтение загадок учителем

3.Вторичное чтение загадок учащимся

5.Закрепление изученного материала(придумывание загадок)

3.Оценочно- рефлексивный этап

1.Подведение итогов урока

2.Рефлексия- оценка своей деятельности

1.Приветствие

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного

чтения проведу я зовут меня Надежда Генриховна.

-Ребята, послушайте меня внимательно.

1.Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило.(мышка)

2.Вот иголки и булавки

Вылезают из- под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят(еж)

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане .(берёза)

4.Что же за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год

-Ребята, что мы сейчас с вами делали? Каким видом деятельности мы занимались?

Верно, а вы любите разгадывать загадки?

Знаете ли вы загадки

А вы можете загадать мне загадки?( -молодцы мне приятно, что вы знаете загадки.)

3.Словарная разминка

-Ребята, давайте проведем словарную разминку.

У меня на слайде записаны слова. Читаем их хором так как они записаны по слогам. Читаем первое слова хором, второе и т.д

Что общего в этих словах?

(во всех этих словах корень гадать)

Ребята, посмотрите на слайд, что за слова написаны?

-Что такое описание? (это рассказ о каких-то предметах, событиях)

-Что такое сообразительность?

(это догадливость, способность быстро найти решение)

-А вы сообразительные?

4.Целеполагание

-Давайте, ребята вспомним наших старых друзей

Фюсь и Каркузябра

Они поспорили, кто из них умнее, сообразительнее. Чуть совсем не поссорились. Наконец, решили загадывать друг другу загадки. Кто больше загадает и кто больше отгадает- тот и выиграет.

Что ж такое загадка?

Откройте учебник на стр. 48 и найдите в рамочке определение и прочитайте его

Отвечают на вопросы

Читают хором слова

Дают определения словам

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Открывают учебник. Читают определение

1.Чтение исторической справки загадок

Прослушайте, дети историю появления загадок.

Загадки появились в народе очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека,- они требовали наблюдательности, умения видеть в самых сходных предметах их свойства и различия.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящение мальчиков в полноправные члены ряда- охотники. Чтобы выдержать свою силу, ловкость, мужество – нужно было убить огромного хищника, и выдержать боль .( это не так, ребята просто убить животного)

А чтобы доказать свой ум, знания, сообразительность он должен отгадать загадки

Получается, что в далёкие времена загадка была основной проверка знаний и сведений человека о внешнем мире.

Ребята, а знаете ли вы, что обозначает Слово

Решето и Сомбреро?

-Что такое решето?

( приспособление для просеивание муки)

-Что такое сомбреро?

(это испанская широкополая шляпа)

Найди эти слова в словарике.

2.Первичное чтение загадок

-Ребята, у каждого народа существуют свои загадки.

Сейчас мы с вами прочитаем

Народные русские загадки.

Что значит, дети народные загадки? ( загадки придуманные народом, у них нет автора. В роли автора выступает народ)

Читаю первую загадку, которая написана внизу страницы, вы следите пальчиком.

1)Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешком,

Не человек, а с разумом.

(книга) что это? А как вы догадались? ( не человек, с разумом)

Переворачиваем страницу следим пальчиком я читаю следующую загадку

А читать помогает. (очки)

Ребята, ответы можно найти в учебнике на иллюстрации

3) Новая посудина,

Что это? (дуршлаг)

Что такое дуршлаг?

(это кухонная посуда, который используют для отцеживания жидкости, например при приготовлении макаронных изделий )

4) Черненькая собачка,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает ( замок)

А как вы догадались?

5)Не зверь, не птица,

А нос как спица.

Кто это? Как вы догадались?

6) Золотое решето

Чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домов,

Столько беленьких жильцов

Что это такое? Как вы догадались?

-А сейчас мы прослушаем испанские загадки

Кто такие испанцы?

(это народ, который имеет свой язык и проживающий на Пиренейском полуострове)

Особенность испанских загадок……..

Давайте, прочитаем испанские загадки

1)Есть в саду фруктовом чудо:

Листья ярче изумруда,

( апельсин) Что это? Как вы догадались?

2) У малютки- кавалера

Очень- очень важный вид:

Он в огромном сомбреро

На одной ноге стоит.

Что это? Что такое сомбреро? Мы с вами в начале урока говорили о этом слове, вспомните.

Читайте также: