Духовная атмосфера эпохи раннего средневековья в западной европе конспект

Обновлено: 02.07.2024

Периодизация и истоки средневековой культуры. Христианство -фундамент духовной культуры средневековья. Рыцарская культура и карнавал. Создание школьной системы. Первые университеты.

  • раннее средневековье V-Х вв.;
  • зрелое средневековье X-XIII вв.;
  • позднее средневековье XIV-XV вв.

За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась ее неповторимая христианская культура. В ее основу легли два истока:

В столкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой, греко-римским многобожием и варварским язычеством Христианству удалось одержать верх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Духовная культура средневековья формировалась под мощным влиянием христианской религии и церкви, которые отвергали античное миропонимание с его идеей вечности мира и существования человека как его же органической части. Христианство отрицало незыблемость мира и признавало Бога, как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчеркивается двуединое начало человека: тело и душа. Но церковь требовала от верующих, в первую очередь, заботы о душе, стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры. Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества – народом и воинами-рыцарями.

Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционные городские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяют социально-противоположные слои. Низшие, через праздничное зрелище приобщаются к политике, богатству, которые они создают своими руками, но от которых отстранены. Представители высшего сословия демонстрируют идею общественного служения, одновременно являясь воплощением государственного могущества.

В то же время культура проявляла себя и в виде профессионального артельно-цехового способов творчества. По типу торговых и ремесленных цеховых городских организаций создавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов и др. Постепенно цехи и гильдии превращались в закрытые монопольные организации – корпорации. Они вырабатывали трудовую дисциплину, нормы публичного и бытового поведения, обеспечивали защиту своих членов против произвола властей.

Средневековье – это время организации системы западноевропейского образования, включавшего в себя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях и готовившие священнослужителей, предлагали две ступени обучения:

  • trivium – грамматика, риторика и диалектика;
  • quadrivium – арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

С XII века в Европе появляются университеты: Болонский -1200 г., Кембриджский – 1209 г., Парижский – 1215 г., Пражский -1348 г.. В них работают богословский, медицинский и юридический факультеты. Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Единый для всех образованных европейцев латинский язык способствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов: мыслителей, ученых, государственных деятелей, священников, придерживавшихся определенного образа жизни и связанных между собой разнообразными контактами, для которых не существовало ни государственных границ, ни расстояний.

Романский стиль средневековья – это время возникновения и функционирования общеевропейского монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи в эпоху наивысшего расцвета феодализма. Монумент выступает как главная составляющая, прежде всего, архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурными скульптурными композициями, в которых господствовали библейские темы и евангельские сюжеты о страданиях и неизбежной гибели человечества и торжестве христианства над темными силами мироздания.

Готика, готический стиль (итал. gotico – готский, варварский) -происходит от названия германского племени готов – второе общеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая система художественно-образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейском искусстве XII-XVI веков. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается:

Цветные витражи – главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорических фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Продуманная архитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию его Божественного происхождения и оторванности от Земли. Следует заметить, что храм выполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральных спектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которых размещались местные советы самоуправления – ратуши, являвшиеся символом независимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики:

Особый характер стиля носит готическая архитектура Италии. Общественные здания и городские дворцы масштабны и объемны, включают в себя элементы, связанные с исполнением оборонительных функций (палаццо Веккио во Флоренции XIV в., дворец Дожей в Венеции XIV в.). Эпоха готики – это и время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока истории в 6 классе

Подготовила Османова Леся Петровна

Тема : Культура Западной Европы в ранее Средневековье.

1. Используя метапредметную связь истории и искусства продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в 11-15 вв, как частью культуры всей Европы;

2. Продолжить формирования универсальных учебных действий – самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события;

3.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса;

4. Развитие интереса к истории Средних веков;

5. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Методы : словесные, наглядные, поиск информации, систематизация информации.

Тип урока: защита презентаций.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I . Организационный момент. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие у них тетрадей и учебников.

Объявление темы, формулировка цели урока.

II . Изучение нового материала.

Слово учителя: Я предлагаю вам окунуться в эпоху Средневековья, и изучить ее с разных сторон. На прошлом уроке вы разделились на группы, каждая из которых изучала свой вопрос. Сегодня мы поделимся между собой полученными знаниями.

Беседа . В ходе занятия попробуем понять и ответить на вопрос : в чем заключается очарование Средневековья? А для этого ответим в ходе нашей работы на вопросы:

- Каковы истоки средневековой культуры?

- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье ?

- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?

- Что дошло к нам из Средневековья?

- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?

(Культура - это достижения людей в различных областях человеческой жизни)

Хорошо, а что относиться к культуре? (жанры культуры: Литература, живопись, музыка, архитектура, театр, кино)

В эпоху Раннего Средневековья все самое необходимое для своей жизни, человек изготавливал сам. Он строил себе жилище, возводил замки и крепости, многие из которых стоят и поныне, делал оружие и доспехи для воинов, изготовлял орудия труда. Все это является ценнейшим источником наших знаний об этом периоде истории человечества, о ее культуре.

Все что было перечислено, ученые относят к какому виду исторических источников (материальные исторические источники).

По мере развития городов, торговли, в ходе военных предприятий, завоеваний новых территорий люди стали чаще покидать родные насиженные места. На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников, веселых школяров, монахов, паломников, актеров, воинов. человек не просто покидал насиженные места, он покорял мир. Во времена Крестовых походов европейцы убедились, что мир широк и разнообразен, у них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Появляются люди, которые не только путешествуют, но и описывают земли в которых они побывали.

Выступления учащихся с проектами

Путешественники.

Марко Поло – венецианский купец, путешественник, почти 25 лет он провел в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, написал книгу о народах Азии, об их обычаях. Марко Поло, как и другие путешественники привозили с собой трактаты греческих и арабских ученых, на основе новых данных развивались такие науки как: география, астрономия, математика, медицина. Круг знаний европейцев расширяется и обогащается.

Образование.

«Занятия в университетах велись на латинском языке и люди из разных стран могли учится в любом университете. Студенты объединялись в землячества, а преподаватели – объединения по предметам – факультеты.

Обычно в университетах было 3 факультета: богословский, юридический и медицинский.

Со временем расцветает новая религиозная философия - схоластика, которая стремилась познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

Схоласты Ансельм Кентерберийский, а затем Фома Аквинский – логически доказали существование Бога.

« Фома Аквинский - Ангельский доктор

«Роджер Бэкон – Удивительный доктор.

Слово учителя: Образование способствовало развитию литературы

Выступления учащихся: Рыцарская поэзия.

Во Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские поэты – певцы назывались – трубадурами, это были люди образованные. Был создан образ рыцаря – идеального защитника женщин и детей, сирых и убогих. В поэзии трубадуров воспевалось служение прекрасной даме, Мадонне:

И мира нет – и нет нигде врагов;

Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю,

В пыли влачусь – и в небесах витаю;

У нее в плену неволи я не знаю.

Появляются поэты – певцы и в других странах, в Италии, Испании, Германии их называли труверы или миннезингерами.

Слово учителя: В это же время возникают рыцарские романы и повести. Особенно широко отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, история о Тристане и Изольде.

Выступления учеников:

Городская литература.

В XIIв. Начинает расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах, басни на бытовые темы. Их героями были ловкие, хитрые горожане, бюргеры или веселые и находчивые крестьяне. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов. С городской литературой связаны стихи вагантов. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке, прославляли любовь, высмеивали лицемерие. Больше всех прославился своими стихами вагант – Франсуа Вийон, музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.

Данте Алигьери.

В своей книге он описывает путешествие в загробный мир: ад для грешников, рай для проповедников и чистилище.

Слово учителя:

В эту удивительную эпоху, все отрасли культуры развивались, не осталась в стороне от преобразований и архитектура. Именно в Средневековье распространяются два удивительных стиля архитектуры.

Романтизм и готика.

Работа в рабочих тетрадях, заполнение сравнительной таблицы.

Выступление учащихся:

Архитектура. Романтизм и готика Средневековья.

Романский храм- это массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичными украшениями. Везде полукруглые арки. Храмы больше напоминали замки. В плане романский храм имеет форму креста, в центре – башня, завершавшаяся пирамидой.

Готические храмы отличались легким и высоким стрельчатым сводом (потолком), который опирался изнутри на пучки узких, высоких колонн, а с наружи на массивные опорные столбы, и соединительные арки. Они богато украшались живописью, резьбой, барельефами.

Изобретения и открытия.

Слово учителя.

Новый образ мысли, стремление к изменению условий жизни заставляли людей подвергать сомнению устоявшиеся истины и придумывать новые. Поэтому к XVв. В развитии техники появились новшества.

Выступления учащихся:

Открытие водяного двигателя и другие открытия.

Например, сила падающей сверху на колесо воды заставляло сильнее двигаться верхнебойное колесо, которое могло в свою очередь приводить в движение тяжелый молот при ковке металла.

Такой водяной двигатель использовали для откачки воды из шахт. Кроме этого, водяное колесо соединяло с большими мехами, вдувавших воздух в доменную печь, где плавили железную руду и получали чугун. Если чугун переплавляли, получали железо и сталь, а это давало возможность для изготовления новых механизмов и различных станков – токарных, шлифовальных.

Много чугуна и стали нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжелых пушек для осады крепостей и легких орудий для полевых сражений.

Развивалось кораблестроение, у моряков появились компас и астралябия – это приборы для определения места, где находится корабль.

А в XVв. Появился быстрый легкий парусник – каравелла, подвижный и вместительный. Он имел 3 мачты с парусами: косыми и прямыми и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном ветре. На каравеллах отправлялись в далекие путешествия.

Развитие книгопечатания.

Слово учителя:

Развивались государства, города, науки и мореплавание. Возрастал объем знаний, и нужда в образованных людях, в расширении обучения, в книгах и конечно же в учебниках.

Выступления учащихся:

Сначала книги были рукописными и очень дорогими. Переписывали книги монахи и именно в монастырях были самые богатые библиотеки. Затем, после изобретения бумаги, для размножения текста, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами.

А в середине XVв. Немец, Иоган Гутенберг изобрел книгопечатание. Он стал отливать из металла отдельные литеры, из них составлял строки и страницы набора, с которых делал оттиск на бумагу. Он изобрел печатный станок.

В 1456году Гутенберг выпустил первую печатную книгу – Библию.

Изобретение книгопечатания – одно из самых величайших открытий в истории человечества.

- Каковы истоки средневековой культуры? (Это древнегреческие источники, заметки путешественников, труды греческих, римских и арабских ученых.)

- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье?

( в раннее Средневековье человек мало путешествовал, редко бывал за пределами своего поселения, и поэтому мало знал о мире. Считал, что Солнце всходит и заходит по велению Бога и т.д.)

- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?

( Да, изменился. Люди начали путешествовать, узнавать мир, они даже доказывали существование Бога, начали изучать человека, явления природы и т.д.)

- Что дошло к нам из Средневековья? (стихи Петрарки, Алигьери, соборы и замки, и многое другое)

- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?

Вывод: Успехи в распространении информации позволили человеку сделать в позднее Средневековье очередной важный шаг – шаг к Новому времени, к открытию новых горизонтов.


Урок знакомит с представлениями средневековых людей об окружающем мире. Характеризует уровень развития научных знаний и образования Средневековой Европы этого периода. Показывает роль христианства в развитии культуры Раннего Средневековья. Знакомить с примерами европейской литературы и искусства этого периода.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура Западной Европы в раннее Средневековье"

В Средние Века человек представлял окружающий мир совсем не так, как его воспринимают современные люди. Его жизнь была связана с тем местом, где он родился и вырос.

Большинство ни разу не покидало родную деревню или город для дальнего путешествия.

Плохие дороги, опасности долгого пути, наконец, возможность произвести всё нужное своими силами – всё это делало связи с далёкими городами и странами ненужными.

О том, что происходит в соседних землях, знали мало; что творится в соседних государствах – ещё меньше.

О народах за пределами Европы сведения были на уровне домыслов и сказок.

Представления о мире в Средние Века

Но купцы, воины, послы и правители знали гораздо больше. Благодаря их описаниям становится возможным восстановить облик Европы IX–XI веков.

Многие астрономы представляли Землю шаром, который неподвижно находится в центре Вселенной, а вокруг него движутся Солнце, звёзды и известные на тот момент планеты.

Но были и те, кто считал Землю диском, покрытым куполом неба.

Географы раннего Средневековья опирались на труды античных учёных и Библию. Но имели представление в основном о Европе. В меньшей мере – об Африке и Азии.

Им были известны страны Востока, Индия, Китай, которые в воображении людей того времени представлялись земным раем.

Средневековая карта

В Средневековой Европе не было единого счёта времени.

Начало года часто совпадало с религиозными праздниками. Времена года, их смену и продолжительность люди знали хорошо, так как от этого зависел урожай.

Времена года

Определяли их наступление по народным приметам: началу цветения определённых растений, поведению животных, фазам Луны.

Для измерения времени суток использовали древние устройства: песочные, водяные, солнечные часы.

Сами сутки делились на день и ночь. Соответственно, их продолжительность была от рассвета до наступления темноты – день. До следующего рассвета ночь.

Солнечные часы

Расстояние мерили в зависимости от дальности: неделями, днями пути; временем на прочтение определённых молитв, количеством сгоревших свечей.

Особое отношение в ту эпоху было к летоисчислѐнию. Его вели от Рождества̀ Христо̀ва, но точным цифрам значения не предавали.

Важные даты увязывали со значительными событиями: крупным праздником, битвой, эпидемией, избранием правителя.

Не было чёткой границы между прошлым и настоящим. События, описанные, к примеру, в Библии, легенде или античной поэме воспринимались как произошедшие недавно и где-то неподалёку.

Отсюда вера людей в сказочных животных и драконов, в то, что можно поквитаться с обидчиками Христа или встретиться с очевидцами давних событий.

Грамотность в Раннем Средневековье была редкостью.

Исключение составляли служители церкви. Для того, чтобы выступать с проповедями, они должны были читать религиозную литературу, знать молитвы и основы христианского учения.

С появлением империи Карла Великого возникла и необходимость в большом количестве образованных людей для управления страной.

Без грамотных судей, чиновников и наместников не было возможности держать в подчинении такую большую территорию.

Карл Великий носил титул императора, как в прошлом правители Римской империи, поэтому, чтобы показать своё могущество, он старался подчеркнуть преемственность своей страны и Рима.

Не случайно образцом для культуры этого времени послужила античность.

Период культурного подъёма в Западной Европе в конце VIII – середине IX века получил название Каролѝнгского Возрождѐния.

Ей руководил приглашённый учёный, богослов и поэт, важнейший из вдохновителей Каролингского Возрождения – А̀лкуин.

В Академии изучали грамоту, богословие, труды античных учёных. Составляли летописи, жизнеописания современников. Она также готовила сыновей королевских вассалов для государственной службы.

Дворцовая академия

Архитектура этого периода также брала пример с античности. Построенные при Карле Великов храмы и здания были похожи на постройки Рима. Примером может служить сохранившаяся А̀хенская Капѐлла.

При Карле Великом при монастырях и в городах начали создаваться церко̀вные школы. В X–XI веках появились собо̀рные школы.

Трѝвиум – первая ступень обучения: грамматика, риторика и диалектика.

Ква̀дривиум – вторая ступень обучения: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Освоив эти науки, можно было изучать богословие.

Семь свободных искусств

Во времена Карла Великого была проведена реформа письменности. В результате установилось чёткое письмо – каролѝнгский мину̀скул. Он послужил основой для современного начертания букв латинского алфавита.

Это означало, что во всех областях знаний есть образцовые произведения и авторы, чьи идеи и учения – аксиома.

В поэзии – Вергѝлий и Гора̀ций. В прозе – Цицеро̀н. В диалектике – Аристо̀тель.

Образование и наука

Но основой знаний во всех областях была Библия. Образованным в Средние Века считался человек, знающий мнение авторитетов.

В Средние Века производство книг находилось в руках монастырей, где устраивались специальные мастерские – скрипто̀рии, в которых тексты книг переписывались монахами.

Вместо античного папируса стали использовать перга̀мент – материал для письма из недублёной сыромятной кожи. Писать стали чернилами и птичьими перьями.

Создание рукописной книги занимало долгое время и требовало труда множества людей. Рукописная книга была богато украшена.

Она была уникальным произведением искусства и считалась предметом роскоши.

Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.

Литература Раннего Средневековья была в основном религиозной.

Популярными были жития̀, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми, и Ева̀нгелия.

Церковь призывала мирян подражать святым. Главной её целью было наставление верующих на путь истинный.

Получило развитие и устное творчество. Анонимные авторы создавали эпѝческие пѐсни – сказания о великих героях прошлого.

В VI–VIII веках в Западной Европе распространяются хро̀ники –историческое описание событий по годам.

Они начинали своё повествование с основания Мира, заканчивали современными автору событиями.

Историческая литература

В период Каролингского возрождения наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, богословия, началось развитие средневековой латыни. Но после распада Империи Возрождение вскоре прекратилось.

Подведём итог.

Таким образом, культура стран Европы в Средние Века была весьма многогранна.

Наравне с различными домыслами и мифами развивались серьёзная наука, культура, образование.

Люди начали постепенно возрождать античное наследие, прибавляя к нему новые знания.

Доктор исторических наук Наталия Ивановна Басовская расскажет о Западной Европе как арене слияния двух миров: мира западной римской цивилизации и варварского мира германцев.

Смотрим

Academia. Жорес Алферов.

Academia. Владимир Скулачев.

Academia. Владимир Скулачев. "Ноmo Sapiens liberatus: человек, освобожденный от тирании генома". 1-я лекция

Academia. Владимир Скулачев.

Academia. Владимир Скулачев. "Ноmo Sapiens liberatus: человек, освобожденный от тирании генома". 2-я лекция



Какое место занимает средневековая западноевропейская культура в контексте мировой?


Какое культурное явление называют Ранним Возрождением? Кто такие гуманисты? Вспомните выдающиеся произведения литературы и искусства Раннего Возрождения. (История Средних веков, 6 класс)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 11. Культура западноевропейского Средневековья
Напечатано:: Гость
Дата: Среда, 2 Март 2022, 03:34

Оглавление

1. Система образования в Западной Европе

Переход от Античности к Средневековью сопровождался упадком культуры в Западной Европе, который отразился и на состоянии образования, переживавшего кризис.

После нашествия варваров многие города были разрушены или находились в запустении. Следовательно, учебные заведения в них не функционировали. Количество грамотных людей резко сократилось, образованные люди встречались редко даже среди высших слоев общества: многие короли не умели читать и писать.

Долгое время самыми грамотными оставались служители церкви. Это объяснялось тем, что они должны были уметь читать и переписывать церковные книги, которые используются во время богослужений. Очень важно было знание календарной системы, чтобы определять даты церковных праздников.


В начале Средневековья самыми значимыми образовательными центрами были монастырские школы. В VIII в. появились более высокие по уровню епис­копские школы. Обучение письму, чтению и счету в них проходило обычно на латинском языке. Наставники нередко наказывали розгами нерадивых учеников. Такие школы готовили кадры в основном для самой церкви.


Однако и светская власть со временем осознала потребность в грамотных людях: чиновниках, законодателях, судьях. С развитием западноевропейской цивилизации и особенно с ростом городов, где были нужны квалифицированные специалисты, в X в. начали появляться частные школы. Возникла специализация школ на отдельных предметах. Например, школа города Меца славилась преподаванием музыки, школа города Камбре — ​математики, школа города Салерно — ​медицины. Уровень подготовки в них был выше, чем в церковных школах. Церковь утратила монополию на образование, грамотность стала распространяться среди горожан и знати.

Итогом развития образования в Средние века стало появление в конце XI в. в городе Болонья (Италия) первого университета. Вскоре открылись Оксфордский университет в Англии, университет в Париже и десятки других.

Университеты представляли собой объединение учащихся и преподавателей. Первоначально подобные союзы или корпорации были весьма ограничены в своих правах по отношению к властям и жителям города, в котором находился университет. Однако со временем в результате борьбы за свои права они добились самоуправления.

Университет был организован следующим образом. Студенты одной страны, как правило, объединялись в землячества, а преподаватели, в свою очередь, группировались по специальностям в факультеты. Преподаватели и студенты сообща выбирали ректора — ​главу университета.


После первых лет обучения студент сдавал экзамены на звание бакалавра, а еще через несколько лет можно было получить степень магистра. Самые способные ­студенты могли получить самое высокое научное звание — ​доктора. Для этого им требовалось успешно защитить на собрании ученых выдвинутые ими идеи, сформулированные в виде тезисов. Почетное звание доктора давало право занимать управленческие должности в самом университете, а иногда даже принимать участие в городском самоуправлении.

Развитие самих научных знаний долгое время носило книжный, умозрительный характер. И только под конец Высокого средневековья стал зарождаться принципиально новый метод научного исследования — ​экспериментальный. У его истоков стоял английский ученый Роберт Гроссетест (1175–1253).


3. Литература

Продолжало развиваться и устное народное творчество. Крестьяне передавали из поколения в поколение традиционные песни и повествования.


Особое развитие с XII в. получила городская литература. Здесь преобладали короткие анонимные произведения, обычно шуточного, грубоватого характера. Они были написаны простым народным языком, без изящных оборотов. Например, в одном произведении рассказывается о человеке, который после смерти шел в рай, но его остановили апос­толы. Они отказались его пропустить, так как он много грешил. Но человек напомнил, что они также грешили, некоторые даже отрекались от Христа. Пристыженные апостолы пропустили его к праведникам.


На юге Франции, в Провансе, зародилась лирическая поэзия. Авторами таких произведений были поэты-­трубадуры. В своем творчестве они воспевали любовь к благородным дамам и доблестные подвиги отважных рыцарей.

В середине XV в. немецкий ученый Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание, в 1445 г. он издал первую книгу. Это изобретение значительно удешевило выпуск книг, иметь которые ранее могли себе позволить лишь очень богатые люди. Таким образом, литература стала доступной для более широкого круга читателей.

4. Архитектура


В средневековую эпоху самыми многочисленными видами построек были замки и христианские храмы. Первоначально единый архитектурный стиль отсутствовал. Но с началом Высокого средневе­ковья в архитектуре западноевропейских городов утвердился строгий романский стиль.

Для построек в этом стиле были характерны толстые стены с довольно узкими небольшими окнами в виде бойниц. Характерным атрибутом романской ­архитектуры были элементы полукруглой арки. Сами строения, как правило, представляли собой массивные здания с гладкими стенами без пышного декора и крупными башнями. Храмы и монастыри, построенные в таком стиле, вполне могли выполнять оборонительные функции. Своим внешним видом они должны были подчеркивать могущество христианской церкви.


Со временем развитие архитектурных знаний и инженерного дела привело к эволюции зодчества. В XII в. стал набирать популярность новый архитектурный стиль — ​готика, еще более подчеркивавший величие церкви. Преобладание прямых вертикальных линий, легкие колонны, цветные витражи в окнах, стрельчатые арки и своды, а также высокие остроконечные башни (чаще всего две) — ​вот отличительные черты готического стиля. Внешняя видимость легкости строения достигалась за счет внедрения новой каркасной структуры. Стены здания поддерживались внешними контр­форсами. Перераспределение части веса на контр­форсы позволило делать стены более тонкими и высокими.


Классическими примерами готической архитектуры являются знаменитые Собор Парижской Богоматери (Нотр-­Дам де Пари) во Франции и Кёльнский собор в Германии (высота последнего — ​157 м, его строительство шло более трехсот лет).

В представлении современников готический собор был своеобразной моделью христианской вселенной, запечатленной в архитектурно-­художественных образах, и являлся символом устремления человека к Богу.

5. Раннее Возрождение и ранний гуманизм


Культурные достижения Средневековья сделали возможным дальнейшее развитие европейской духовной жизни.

В Позднем средневековье на севере Италии, где было много независимых городов и феодальные связи в обществе стали разрушаться раньше, начал формироваться принципиально новый тип культуры. В его основе лежали поиск и отражение новых отношений в обществе вместо отживавших феодальных. Пример таких отношений был найден в полисах Древней Греции и Римской республике.



В Раннем средневековье грамотность была распространена практически исключительно в среде духовенства, что было связано с необходимостью проведения церковной службы и ведения календаря христианских праздников. Возрождение образования началось в Высоком средневековье и сопровождалось появлением университетов. Потребности развивающегося общества в образованных людях были велики (прежде всего в области юриспруденции, медицины, богословия). Наряду с богословскими книгами появилось большое количество светских рукописных книг. Главной составляющей культуры Средневековья была архитектура. Массивный романский стиль уступил место величественной готике, что стало символом инженерных достижений европейцев. В конце Средневековья именно в искусстве проявился интерес к внутреннему миру человека. Это ознаменовало отход от замкнутости религиозного сознания и стало началом гуманизма.

Вопросы

1. Какое влияние христианство оказало на культуру Средневековья?
2. Выделите периоды в развитии образования в средневековой Европе и охарактеризуйте каждый из них.
3. Расскажите о системе обучения в средневековых университетах. С помощью ­ресурсов сети интернет найдите различия между ними и современными университетами.


3-1. Как вы думаете, какие проблемы изучали ученые Средневековья? По каким вопросам могла развернуться ученая дискуссия?

4. Как вы думаете, какие проблемы исследовали ученые Средневековья? По каким вопросам могла развернуться ученая дискуссия?


4-1. С помощью дополнительных источников найдите информацию о произведениях литературы и искусства Раннего Возрождения. Проведите в классе виртуальную выставку этих произведений. Выскажите свою точку зрения, какие из произведений искусства Раннего Возрождения вы отнесли бы к шедеврам. Объясните, почему именно эти произведения.

5. Чем различались произведения церковной, рыцарской литературы и фольклора? Приведите примеры таких произведений.

6. С помощью дополнительных источников найдите информацию о произведениях литературы и искусства Раннего Возрождения. Проведите в классе виртуальную выставку этих произведений. Какие из произведений искусства Раннего Возрождения вы отнесли бы к шедеврам? Объясните, почему именно их.
7. Изобразите схематично романский и готический храмы в разрезе. Объясните, почему вы показали их именно так.
8. Назовите главное отличие культуры Раннего Возрождения от средневековой.
9. С помощью дополнительных источников информации и учебного материала составьте облако слов, характеризующее готический стиль. Используя его, подготовьте описание собора Нотр-Дам.
10. Представьте, что вы пишете книгу (составляете каталог) о западноевропейской архитектуре (искусстве) эпохи Средневековья. Разработайте развернутый план книги и ее обложку. Какую фотографию вы сделаете основной на обложке? ­Почему?

Читайте также: