Конспект нод по речевому развитию в старшей группе путешествие по сказкам

Обновлено: 05.07.2024

Предварительная работа: чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Вы знаете, уже много сказок? Вот сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам.

- Ребята, а где находиться эта страна сказок? (Ответ детей).

- И как нам туда добраться, кто же нам поможет её найти, кто укажет нам путь? (Ответ детей).

- Вспомните сказки, кто указывает путь? (Ответ детей).

- Правильно волшебный клубок!

- У меня в корзинке как раз есть такой, мне его подарила добрая фея!

- Ой, ребята, посмотрите, Баба яга постаралась, размотала, запутала его.

- Чтобы нам его смотать и вернуть ему волшебную силу, нужно назвать сказки, которые вы знаете. Я буду наматывать нить,а вы называйте сказку. (Ответ детей).

- Ну, клубок, покажи правильный путь нашим ребятам!

- Ребята, клубок привел нас к волшебному сундуку! Ой ребята здесь какое- то письмо?

Письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Лиса Алиса и кот Базилио спрятали мой золотой ключик, чтобы его найти нужно выполнить задания. Мне нужна ваша помощь! Помогите выполнить задания и волшебный ключик будет найден. Задания находятся в этом сундучке. Важно выполнить задания по порядку. Заранее спасибо. Буратино.

Воспитатель: Ребята, поможем Буратино найти ключик? (Ответы детей)

1. «Как выскочу, как выпрыгну пойдут клочки по закаулочкам! (Лиса. Заюшкина избушка)

2. «Съешь моего лесного яблочка (Яблонька. Гуси-лебеди)

5. «Кто сидел на моём стуле и сломал его? (Мишутка. Три медведя)

Воспитатель. Молодцы ребята первое задание выполнили. Следующее задание.

В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.

4. Золотое яйцо (курочке Рябе из сказки "Курочка Ряба")

6. Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

8. Три ложки (Трем медведям из сказки"Три медведя")

Воспитатель. Молодцы ребята справились и с этим заданием, слушаем следующее задание. Внимание на экран.

3. Задание на экране "Путаница"

Воспитатель. Молодцы ребята и с этим заданием справились. А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка "Буратино"

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

Воспитатель. Ребята давайте посмотрим следующее задание.

Молодцы, ребята. Вот конверт со следующим заданием.

6. Назовите сказочного героя, название которого начинается на звуки:

[З]

(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)

[К]

(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)

[М]

(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).

[Б] Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, баба-Яга, Барабашка, Балда

Воспитатель: Вот и все задания выполнены! Ой, ребята, кто-то к нам стучит. Да это же почтальон он прислал нам посылку. Давайте посмотрим что в ней. (открывают посылку там письмо от Буратино). Письмо: "Спасибо вам, ребята, большое за то, что помогли мне вернуть мой ключик. Я бы без вас один не справился. А это от меня вам подарок за помощь")

II. Заключительная часть

Итог: Ребята, сложно было вам выполнять задания Буратино? Какое задание было самое сложное? А самоё лёгкое?

Цель: обобщить представления детей о сказках.

• Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

• Упражнять в словообразовании и словоизменении.

• Формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.

• Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.

• Развивать мелкую моторику рук и движений.

• Развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

• Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.

• Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (Да.)

- Сказки рассказывают о небывалом и чудесном. Сказки бывают народными.

- А как вы думаете, почему сказки называют народными? (Ответы детей.) Правильно потому что их сочинил народ. Вы знаете уже много сказок. Какие сказки вы знаете?

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она?

Ига с мячом. Если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то. волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то. загадочная; есть мудрость, то… мудрая и т. д.

- Если сказка в дверь стучится

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка- птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами оказались в сказке.

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Этих сказочных друзей!

Отвечайте на вопрос

Кто в корзине Машу нес,

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (Медведь)

Дед и баба вместе жили,

дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кроватки и подушки

Угадайте без подсказки

Кто хозяева этой сказки? (Три медведя)

Что за сказка : кошка, внучка,

Мышь, еще собачка Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался. (Колобок)

- Молодцы все загадки угадали.

А сможете ли вы угадать сказку по иллюстрации?

(На доске развешаны иллюстрации к сказкам "Волк и семеро козлят", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Лисичка - сестричка и волк", Лиса и журавль", "Курочка Ряба"). Дети угадывают.

- И с этим заданием вы отлично справились.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала, репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Воспитатель: Молодцы, ребята! Скажите, а какие герои нам встретились?

"Игровая ситуация - составь предложение".

- Я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать из какой он сказки и составить небольшой рассказ о нем (1-2 предложения).

Воспитатель. Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались.

Пазлы вы должны собрать

И героев сказки назвать!

Дети собирают пазлы, называют сказку и пересказывают сказку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Серышево

Воспитатель старшей группы Каракон Екатерина Анатольевна

пгт Серышево, 2016 г.

Цель НОД : Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Образовательные:

учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам , эпизодам;

р асширить словарный запас;

закрепить названия русских народных сказок.

развивать речевую и познавательную активность детей, умение обобщать, делать выводы и умозаключения;

развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

воспитывать интерес к русским народным сказкам;

формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Тип занятия: типовое

Форма занятия: фронтальная

Продолжительность: 25 минут.

Участники: Воспитатель, дети старшей группы.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Оборудование и материалы:

Видеопроектор, карта (пустая), записка, две разрезные картинки, сундучок со сказками, иллюстрации к сказкам.

Предварительная подготовка:

Восприятие художественной литературы (чтение русских народных сказок);

Викторина по сказкам;

Игры-инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядный (иллюстрации на интерактивной доске, иллюстрации к сказкам, карта (пустая), записка)

Словесный (беседа, объяснение, рассказ, художественное слово)

Практический (работа с разрезными картинками)

Игровой (физминутка «Баба Яга).

Организационный момент:

Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за Тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.

Хорошо, я вас выслушала, но сегодня предлагаю добраться в эту страну по волшебной карте, где указан нам путь.

(Воспитатель разворачивает карту, а то не карта, а пустой лист)

Что это?! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Ничего не понимаю, кто это так пошутил. Как же нам быть, что делать?

А вот какая-то записка. Сейчас узнаем, от кого она и о чем в ней говорится.

Ну что, ребята, выполним задания Бабы-яги, не испугаемся трудностей? Тогда вперед!

Основная часть:

Ребята, посмотрите, вот эта книга. Много в ней страниц? (много). Значит, заданий будет много! Готовы ли вы их выполнять? Отправляемся в страну Сказок!

1.Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей.

2.Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

3.Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то.

4. На окошке он студился

На съедение лисе.

Унесли братишку птицы.

Показ иллюстраций - эпизоды из русских народных сказок. Дети должны назвать название сказки.

1.Какую песенку пел Колобок?

2.Что пела коза своим козлятам?

3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

6. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Старик поймал Колобка.

Буратино и золотое яичко

Коза и семь цыплят.

В темном лесу есть избушка (шагают на месте)

Стоит задом наперед (поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет (грозят другим пальцем)

Нос крючком (показывают пальцем)

Глаза большие (показывают)

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух, сердитая такая (бег на месте)

Дыбом волосы стоят (руки вверх).

Дети делятся на 2 подгруппы и собирают разрезные картинки с эпизодами из сказок. Они должны сказать название этой сказки.

Ура! Задания пройдены. Посмотрите, в книге появилось заклинание: Лорики, скорики, бумс.

Давайте вместе повторим это заклинание.

Заключительная часть:

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в какие игры мы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания?

Что было интересно и запомнилось больше всего?

Ребята, вы большие молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень смелые, не чего не боитесь. А за ваши старания и смелость страна Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками. Сказочная страна дарит вам книжки, на страницах которых вы встретитесь со сказочными героями.

Рефлексия: детям раздаются грустный и веселый смайлик . Если путешествие понравилось, поднимают веселый смайлик, если нет, грустный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Задачи:

  • учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам;
  • активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев;
  • воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Участники: ведущая- воспитатель Шайганова А.В.

Сказочница-учитель-логопед Шишмакова М.А.

Кощей: педагог-психолог Бакланова Ю.А.

Родители и дети старшей группы.

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам;

активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев;

воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Ход занятия

Ход занятия. ( Звучит спокойная сказочная музыка, воспитатель заводит детей в круг).

Звучит негромкая музыка

«Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке - заходи.

Это присказка ребята,

-Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказочница Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Сказочница. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Сказочница. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

(Дети отгадывают загадки, воспитатель достает иллюстрации к сказкам и вывешиваются на мольберт).

- Средь болот жила царевна,

но зелёною была.

Вы же знаете наверно -

Я скажу тебе на ушко,

что царевна та… (Лягушка)

- Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.

- Братишка ей не подчинился

И вот в козлёнка превратился,

Когда водицы из копытца

Он в знойный день решил напиться.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

- По лесу медведь идёт,
Кроху в коробе несёт.
У медведя пожила,
К бабе с дедом ей пора.

(Маша и медведь).

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка).

В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
(Баба-Яга).

Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
(Репка).

На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
(Колобок).

Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
(Козлята).

Сказочница. Вы загадки отгадали и героев всех назвали.

Вчера Кощей в гостях был -Ах!
Что наделал, просто страх!
Все картинки перепутал
Ребятишек он запутал!
Пазлы вы должны собрать-
Сказку русскую назвать!

Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

(Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка).

Воспитатель.

Молодцы! Справились с заданием. Проделки Кощея преодолели!

Кощей. А сейчас вы разделитесь на две команды- будем сказки вспоминать. Сказку"Репка" посмотрите и героям помогите.

Репку надо им достать, Кто за кем здесь должен встать?

Это сказка "Теремок".Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет. Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок "Теремок" и "Репка")

Сказочница. Вот еще одно задание

Угадай по предмету.

Звериные герои.

Воспитатель: Ура! Вот и справились мы со всеми заданиями Бабы Яги.

Кощей. А теперь детишки вы должны переодеть своих мам в сказочных героев! (Дети помогают мамам переодеться).

Воспитатель. Молодцы сказки вы знаете и любите а сейчас вы вместе с родителями выполните коллаж по сказкам .

Читайте также: