Дружба и взаимопомощь 4 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель: формирование у детей дружеского отношения.

Ход занятия

1.Определение темы классного часа

На доске вывешены буквы Д, Р, У, Ж, Б, А

Детям предлагается из этих букв составить слово.

- Ребята, как увы уже догадались, темой сегодняшнего классного часа будет тема "Дружба"

- А что такое дружбы вы знаете? Как вы понимаете значение этого слово

- А кто такой друг? Каким должен быть друг?

- У вас есть друзья?

- А вы себя считаете хорошим другом?

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность.

Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, уступить место в автобусе, прийти на помощь старшему человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

- Сегодня мы с вами разберемся, что такое дружба. Что значит быть другом

3.Анализ текста В. Осеева "Синие листья"

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зеленый карандаш.

А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси еще у брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, – говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зеленого нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берет.

Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

-Ребята, понравился вам рассказ?

- О ком идет речь в рассказе? (две подружки Катя и Лена)

- Что происходит между детьми?

- Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?

-Почему Катя так себя ведет?

- Как бы вы поступили на ее месте.

- Как надо было поступить?

-Почему Лена не взяла карандаш?

-Почему Катя покраснела?

- Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прочитав это произведение? (Истинные друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким . )

- Каковы главные слова всего произведения? (Надо так давать, чтобы можно было взять)

- Как вы их понимаете?

4.Решение ситуативных задач

- Для того, чтобы узнать, хороший ли вы друг (подруга), мы решим несколько ситуативных задач.

1.Если друг предложил прогулять уроки, то я.

2.Если я справился с заданием, а друг затрудняется с решением, то я.

3.Если друг забыл пенал и ему нечем писать в тетради, то я.

4. Если я подшутил над другом, а он обиделся, то я.

5. Если бы у меня были конфеты, то я.

6. Если бы мне друг рассказал секрет, то я.

7. Если друг получил двойку, то я.

5.Игра "Мой друг"

- Ребята, сейчас мы с вами вырастим цветок. Для этого к середине цветка будем крепить лепестки. На лепестках написаны качества характера. Вы будете крепить те качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать хороший друг.

- А теперь, используя отмеченные положительные качества, расскажите хорошее о своих одноклассниках (Дети по цепочке называют положительные качества одноклассников).

6. О дружбе есть много пословиц.

Я говорю начало пословицы, а вы продолжаете:

- Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

- Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

- Старый друг лучше … … /новых двух/.

- Человек без друзей … … /что дерево без корней/.

- Дружба – как стекло … … /разобьешь – не склеишь/.

7. Законы дружного коллектива:

Выведем основные законы коллективной жизни.

Один за всех и все за одного.

С хорошим другом веселее при удаче, легче в беде.

Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

Не ябедничай, лучше сам поправь.

Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получается. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.

Потренируемся в их выполнении.

III Итог урока

Сегодня мы с вами поговорили что такое дружба, что значит быть другом.

- И помните, чтобы дружба была крепкая, нужно придерживаться нескольких очень важных правил:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 21. Дружба и взаимопомощь

Виды и формы деятельности учащихся: комментированное чтение, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Задачи урока:

Способствовать осознанию данной нравственной категории для человеческой жизни;

Дать представление о ценности дружбы и взаимопомощи в исламской культуре.

Ожидаемые результаты. Учащиеся получат возможность поразмышлять над тем, в чем проявляется дружба между людьми, кого можно назвать другом; узнают, какие традиции крепкой дружбы существуют (куначество), что такое дружелюбие, как научится ценить дружбу. Содержание урока поможет учащимся в формировании такого личностного качества, как дружелюбие.

Основные термины и понятия: Бескорыстие, взаимопомощь, дружелюбие, кунак, куначество, побратимство, побратимы.

Средства наглядности: иллюстрации учебника (с. 77- 78), фотографии и презентация, подготовленные учителем

Ход урока

Вводный (мотивационно-организационный) этап урока

Организация деятельности учащихся

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний и подготовка к усвоению нового материала. Беседа с учащимися о том, что предстоит узнать на уроке. Примерные вопросы для беседы:

Прочитайте название урока. Понятно ли вам его название?

Запись темы урока в тетрадь.

Основной (информационно-аналитический) этап урока

Чтение текста из учебника для учащихся (с. 77-79).

Беседа по прочитанному тексту. Примерные вопросы:

Кого называют кунаками, побратимами?

Работа над основными понятиями: найдите в тексте объяснение понятий бескорыстие, взаимопомощь, дружелюбие, кунак, куначество, побратимство, побратимы

III . Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Закрепление основных понятий урока.

Подведение итогов урока.

Заключительная беседа. Примерные вопросы:

Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего?

Дополнительные материалы к уроку

ВЫБОР ХОРОШЕГО ДРУГА

Подобное изречение передал Абу Дауд.

Поэтому каждый человек должен обратить внимание на то, с кем он дружит, на то, в каком обществе он проводит время. Истинно благочестивый друг тот, который соблюдает порядочность в жизни и в получении знаний и в их соблюдении. Он должен отличаться умом, высокой моралью, тем, что не совершает больших грехов и в своих действиях не противоречит Шари'ату.

Сердце вашего друга не должно быть связано с земной жизнью. Мусульманин должен проводить свою жизнь рядом с теми, кто занят защитой интересов справедливости и сторониться тех, чья жизнь связана с грехом, - ибо общение с грешником может разрушить мораль человека, может отклонить от истинного пути и тем самым погубит его собственную жизнь. Пусть рядом с вами будут только добрые люди, стремящиеся очистить себя от греха. Общайтесь с мудрыми и избегайте глупцов и тех, кто причиняет людям вред.

Вредно дружить с глупым человеком, который толкает своего друга к совершению зла. То же самое, если дружить с хулиганами или с теми, кто не признает нашу веру и не относится к ней с уважением.

Почему не советуют дружить с такими? Потому, что это может испортить другого и плохие качества от такого знакомого могут перейти к нему, в результате он может прекратить выполнение своих религиозных обязательств.

Если разногласия возникли на религиозной почве 1 , то перед нами стоит задача - защитить Религию, и иногда нужно даже предупреждать других об ожидаемом вреде от этого человека.

С помощью искренних друзей строится здоровое общество.

О КУЛЬТУРЕ ДРУЖБЫ И ОБЩЕНИЯ

Подобно этому изречению передал ибн Маджа h .

Ты должен знать, что люди делятся для тебя на три категории: чужих, знакомых и друзей.

При встрече с чужими людьми не вмешивайся в их разговор, не слушай их пустую беседу, особенно при употреблении плохих слов. Старайся по реже встречаться с ними, а при встречах доброжелательным советом обращай их внимание на их плохие поступки.

По отношению к малознакомым людям, будь осторожен и аккуратен с ними насколько сможешь. Не смотри на них с высокомерием, потому что среди них могут оказаться те, кто лучше тебя. Не смотри на них с подобострастием из-за их материального богатства, потому что это отрицательно скажется на тебе самом. Не используй свою веру ради того, чтобы добиться от них какой-либо выгоды. В таком случае они не будут тебя уважать. Если они враждуют с тобой, то не отвечай им таким же образом. Не тешь себя иллюзиями, если они тебя возвеличивают. Не удивляйся, если люди будут на стороне говорить о тебе что-то плохое. Если попросишь у знакомых помощи, и они помогут тебе, то не забудь поблагодарить их за это и благодари Алла h а Всевышнего. В том случае, если твою просьбу не выполнят, не обижайся. Принимай оправдания и не будь обманщиком сам. Не следи за недостатками других. Если знакомые проявляют к тебе щедрость, уважение и любовь, то поблагодари Алла h а, Который создал у них такое отношение к тебе. Если получаешь какой- либо вред от них, то постарайся остановить их и попроси у Алла h а защиты от их вреда и зла. Не надо порицать их, так как большинство людей, сеющих вред, постараются рассчитаться с тобой даже за малое осуждение их поступков. Многие из них по виду доброжелательны, а в душе, как волки. Не надейся на дружбу тех, кого не испытал как следует. И пусть твое мнение о людях будет добрым.

Что касается твоих друзей, то они должны иметь пять достоинств: разум, высокую нравственность, благочестие, правдивость, равнодушие к наслаждениям в этой жизни. Не дружи с глупыми людьми, так как они могут навредить тебе, думая при этом, что оказывают помощь.

Помни, что умный враг иногда менее опасен, чем глупый друг. Не дружи с теми, у кого низкая нравственность. Такие люди не могут сдерживать себя ни в гневе, ни в своих наслаждениях. Не дружи с теми, кто стремится совершать грехи, так как тому, кто не боится Алла h а Всевышнего, ты не сможешь полностью довериться, потому что он меняется в зависимости от обстоятельств.

Не дружи с теми, кто крепко держится за мирскую жизнь, так как его дружба - смертельный яд. Он научит тебя недовольству имеющимся у тебя достатком. Не дружи с обманщиком, так как его дружба подобна миражу, который отдаляет от тебя близкое и приближает далекое. Если среди своих друзей не нашел такого, который обладает этими достоинствами, то следуй по одному из двух путей:

либо изолируйся от всех, так как в этом есть спасение и сохранение;

либо общайся с ними в зависимости от их качеств и от твоей нужды в них.

Друзья бывают трех видов:

Друг для жизни на Том Свете, и ты заботишься о нем, повышая духовный уровень, укрепляясь в соблюдении Религии;

Друг для этой жизни и ты заботишься о нем в проявлении высокой нравственности;

Друг для общения, совместного времяпровождения, и ты заботишься, чтобы не было вреда от него.

Люди же бывают следующими:

Один подобен пище - без него не обойтись;

Второй подобен лекарству - нуждаешься в нем время от времени;

Третий подобен болезни - в нем не нуждаешься и не увлекаешься им, но иногда приходится общаться с подобными людьми. В этом случае необходимо осторожно общаться с ним, чтобы избежать вреда с его стороны. Поэтому пользу мы можем получить даже в том случае, когда, видя плохие поступки, мы стараемся их избегать.

О ПРАВАХ ДРУЖБЫ

Жертвуйте своими средствами, временем, делами ради друга еще до того, как он расскажет о своей нужде.

Храните секреты. Скрывайте недостатки друга. Не говорите о нем то, что может вызвать осуждение людей и их возмущение.

Внимательно слушайте говорящего человека и находите компромисс в решении общих вопросов. Обращайтесь к человеку так, чтобы ему было приятно.

Хвалите друга перед людьми и благодарите его за хорошие дела. Защищайте друга в его отсутствии, как самого себя. Давайте ему полезные советы и прощайте недостатки. Не упрекайте его. Читайте ду'а своему другу в его отсутствии, при его жизни или после его смерти.

Заботьтесь о родителях и родственниках своего друга после его смерти. Не обременяйте друга своими проблемами. Делите радость и горе со своим другом, независимо от вашего настроения.

Будьте искренними со своим другом. Первым приветствуйте его и уступайте ему место. При беседе с ним выслушайте его мысль и затем выскажите свое мнение. Относитесь к своему другу так, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами. Любите и уважайте друга только ради Алла h а Всевышнего.

ДРУЖБА РАДИ АЛЛА h А

Людей, которые подружились ради Алла h а, как передал нам Пророк Мухаммад, мир Ему, Алла h Всевышний даст им до вхождения в Рай сидеть на трибунах из света под тенью Аль-'Арша. И это понравится людям и Пророкам. Те, кто подружились ради Алла h а объединяются во благе и богобоязненности, и не объединяются в грехе и зле. Их объединяет покорность Алла h у и они далеки от жизненных и личных выгод. Они не обманывают и не предают друг друга. Не указывают друзьям путь ко злу, заблуждению или к угнетению. Они дружат между собой, чтобы быть покорными Алла h у.

Будьте одними из них.

1 например, один нарушает Шари'ат и не хочет улучшить себя и покаяться или старается делать еще хуже, не обращая внимания на свои обязанности по религии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся получат возможность поразмышлять над тем, в чем проявляется дружба между людьми, кого можно назвать другом; узнают, какие традиции крепкой дружбы существуют (куначество), что такое дружелюбие, как научится ценить дружбу. Содержание урока поможет учащимся в формировании такого личностного качества, как дружелюбие.

Урок 21. Дружба и взаимопомощь

Виды и формы деятельности учащихся: комментированное чтение, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Задачи урока:

Способствовать осознанию данной нравственной категории для человеческой жизни;

Дать представление о ценности дружбы и взаимопомощи в исламской культуре.

Ожидаемые результаты. Учащиеся получат возможность поразмышлять над тем, в чем проявляется дружба между людьми, кого можно назвать другом; узнают, какие традиции крепкой дружбы существуют (куначество), что такое дружелюбие, как научится ценить дружбу. Содержание урока поможет учащимся в формировании такого личностного качества, как дружелюбие.

Основные термины и понятия: Бескорыстие, взаимопомощь, дружелюбие, кунак, куначество, побратимство, побратимы.

Средства наглядности: иллюстрации учебника (с. 77- 78), фотографии и презентация, подготовленные учителем

Ход урока

Вводный (мотивационно-организационный) этап урока

Организация деятельности учащихся

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний и подготовка к усвоению нового материала. Беседа с учащимися о том, что предстоит узнать на уроке. Примерные вопросы для беседы:

Прочитайте название урока. Понятно ли вам его название?

Запись темы урока в тетрадь.

Основной (информационно-аналитический) этап урока

Чтение текста из учебника для учащихся (с. 77-79).

Беседа по прочитанному тексту. Примерные вопросы:

Кого называют кунаками, побратимами?

Работа над основными понятиями: найдите в тексте объяснение понятий бескорыстие, взаимопомощь, дружелюбие, кунак, куначество, побратимство, побратимы

III. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Закрепление основных понятий урока.

Подведение итогов урока.

Заключительная беседа. Примерные вопросы:

Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего?

Дополнительные материалы к уроку

ВЫБОР ХОРОШЕГО ДРУГА

Подобное изречение передал Абу Дауд.

Поэтому каждый человек должен обратить внимание на то, с кем он дружит, на то, в каком обществе он проводит время. Истинно благочестивый друг тот, который соблюдает порядочность в жизни и в получении знаний и в их соблюдении. Он должен отличаться умом, высокой моралью, тем, что не совершает больших грехов и в своих действиях не противоречит Шари'ату.

Сердце вашего друга не должно быть связано с земной жизнью. Мусульманин должен проводить свою жизнь рядом с теми, кто занят защитой интересов справедливости и сторониться тех, чья жизнь связана с грехом, - ибо общение с грешником может разрушить мораль человека, может отклонить от истинного пути и тем самым погубит его собственную жизнь. Пусть рядом с вами будут только добрые люди, стремящиеся очистить себя от греха. Общайтесь с мудрыми и избегайте глупцов и тех, кто причиняет людям вред.

Вредно дружить с глупым человеком, который толкает своего друга к совершению зла. То же самое, если дружить с хулиганами или с теми, кто не признает нашу веру и не относится к ней с уважением.

Почему не советуют дружить с такими? Потому, что это может испортить другого и плохие качества от такого знакомого могут перейти к нему, в результате он может прекратить выполнение своих религиозных обязательств.

Если разногласия возникли на религиозной почве 1 , то перед нами стоит задача - защитить Религию, и иногда нужно даже предупреждать других об ожидаемом вреде от этого человека.

С помощью искренних друзей строится здоровое общество.

О КУЛЬТУРЕ ДРУЖБЫ И ОБЩЕНИЯ

Подобно этому изречению передал ибн Маджаh.

Ты должен знать, что люди делятся для тебя на три категории: чужих, знакомых и друзей.

При встрече с чужими людьми не вмешивайся в их разговор, не слушай их пустую беседу, особенно при употреблении плохих слов. Старайся по реже встречаться с ними, а при встречах доброжелательным советом обращай их внимание на их плохие поступки.

По отношению к малознакомым людям, будь осторожен и аккуратен с ними насколько сможешь. Не смотри на них с высокомерием, потому что среди них могут оказаться те, кто лучше тебя. Не смотри на них с подобострастием из-за их материального богатства, потому что это отрицательно скажется на тебе самом. Не используй свою веру ради того, чтобы добиться от них какой-либо выгоды. В таком случае они не будут тебя уважать. Если они враждуют с тобой, то не отвечай им таким же образом. Не тешь себя иллюзиями, если они тебя возвеличивают. Не удивляйся, если люди будут на стороне говорить о тебе что-то плохое. Если попросишь у знакомых помощи, и они помогут тебе, то не забудь поблагодарить их за это и благодари Аллаhа Всевышнего. В том случае, если твою просьбу не выполнят, не обижайся. Принимай оправдания и не будь обманщиком сам. Не следи за недостатками других. Если знакомые проявляют к тебе щедрость, уважение и любовь, то поблагодари Аллаhа, Который создал у них такое отношение к тебе. Если получаешь какой- либо вред от них, то постарайся остановить их и попроси у Аллаhа защиты от их вреда и зла. Не надо порицать их, так как большинство людей, сеющих вред, постараются рассчитаться с тобой даже за малое осуждение их поступков. Многие из них по виду доброжелательны, а в душе, как волки. Не надейся на дружбу тех, кого не испытал как следует. И пусть твое мнение о людях будет добрым.

Что касается твоих друзей, то они должны иметь пять достоинств: разум, высокую нравственность, благочестие, правдивость, равнодушие к наслаждениям в этой жизни. Не дружи с глупыми людьми, так как они могут навредить тебе, думая при этом, что оказывают помощь.

Помни, что умный враг иногда менее опасен, чем глупый друг. Не дружи с теми, у кого низкая нравственность. Такие люди не могут сдерживать себя ни в гневе, ни в своих наслаждениях. Не дружи с теми, кто стремится совершать грехи, так как тому, кто не боится Аллаhа Всевышнего, ты не сможешь полностью довериться, потому что он меняется в зависимости от обстоятельств.

Не дружи с теми, кто крепко держится за мирскую жизнь, так как его дружба - смертельный яд. Он научит тебя недовольству имеющимся у тебя достатком. Не дружи с обманщиком, так как его дружба подобна миражу, который отдаляет от тебя близкое и приближает далекое. Если среди своих друзей не нашел такого, который обладает этими достоинствами, то следуй по одному из двух путей:

либо изолируйся от всех, так как в этом есть спасение и сохранение;

либо общайся с ними в зависимости от их качеств и от твоей нужды в них.

Друзья бывают трех видов:

Друг для жизни на Том Свете, и ты заботишься о нем, повышая духовный уровень, укрепляясь в соблюдении Религии;

Друг для этой жизни и ты заботишься о нем в проявлении высокой нравственности;

Друг для общения, совместного времяпровождения, и ты заботишься, чтобы не было вреда от него.

Люди же бывают следующими:

Один подобен пище - без него не обойтись;

Второй подобен лекарству - нуждаешься в нем время от времени;

Третий подобен болезни - в нем не нуждаешься и не увлекаешься им, но иногда приходится общаться с подобными людьми. В этом случае необходимо осторожно общаться с ним, чтобы избежать вреда с его стороны. Поэтому пользу мы можем получить даже в том случае, когда, видя плохие поступки, мы стараемся их избегать.

О ПРАВАХ ДРУЖБЫ

Жертвуйте своими средствами, временем, делами ради друга еще до того, как он расскажет о своей нужде.

Храните секреты. Скрывайте недостатки друга. Не говорите о нем то, что может вызвать осуждение людей и их возмущение.

Внимательно слушайте говорящего человека и находите компромисс в решении общих вопросов. Обращайтесь к человеку так, чтобы ему было приятно.

Хвалите друга перед людьми и благодарите его за хорошие дела. Защищайте друга в его отсутствии, как самого себя. Давайте ему полезные советы и прощайте недостатки. Не упрекайте его. Читайте ду'а своему другу в его отсутствии, при его жизни или после его смерти.

Заботьтесь о родителях и родственниках своего друга после его смерти. Не обременяйте друга своими проблемами. Делите радость и горе со своим другом, независимо от вашего настроения.

Будьте искренними со своим другом. Первым приветствуйте его и уступайте ему место. При беседе с ним выслушайте его мысль и затем выскажите свое мнение. Относитесь к своему другу так, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами. Любите и уважайте друга только ради Аллаhа Всевышнего.

ДРУЖБА РАДИ АЛЛАhА

Людей, которые подружились ради Аллаhа, как передал нам Пророк Мухаммад, мир Ему, Аллаh Всевышний даст им до вхождения в Рай сидеть на трибунах из света под тенью Аль-'Арша. И это понравится людям и Пророкам. Те, кто подружились ради Аллаhа объединяются во благе и богобоязненности, и не объединяются в грехе и зле. Их объединяет покорность Аллаhу и они далеки от жизненных и личных выгод. Они не обманывают и не предают друг друга. Не указывают друзьям путь ко злу, заблуждению или к угнетению. Они дружат между собой, чтобы быть покорными Аллаhу.

Будьте одними из них.

1  например, один нарушает Шари'ат и не хочет улучшить себя и покаяться или старается делать еще хуже, не обращая внимания на свои обязанности по религии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с темой "Дружба", в ходе которого дети знакомятся с законами и секретами дружбы.

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), 4 класс

Цель:формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, добродетельности в дружеских отношениях и их отличие от других отношений.

- показать значимость, необходимость и ценность дружбы в жизни каждого человека;

- развивать эмоционально-нравственные качества, умение оценивать свои поступки и поступки других людей, соотносить их с общими человеческими ценностями;

- воспитывать у школьников чувство толерантности, сочувствия, доброжелательности, готовности помочь другому.

Планируемые результаты:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;

- умение определять успешность своего задания;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- формировать умение отбирать главное, синтезировать;

- оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Ι. Организационный момент и мотивация учебной деятельности.

Поговорим о разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Поговорим. Вдруг будет интересно…

- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

II. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

… Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:

— Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!

Медвежонок кивнул.

— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.

— Так не бывает, — сказал Медвежонок.

— Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать.

— Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!

— Нет меня, нигде нет.

— Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?

— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…

- О чем же размышляли главные герои этого рассказа?

- Сформулируйте тему урока.

- Действительно, мы сегодня будем говорить о дружбе.

III. Изучение нового материала.

- Человек находится в разных отношениях с людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителем и учеником, отношения между одноклассниками, соседские отношения и др. Но человек может быть одинок, если у него нет друга.

- Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.

- Какое определение дружбы дадите вы? (копилка идей)

Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.

- Как называют людей, которых связывает между собой дружба?

- Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека.

- Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Друг – это твой одноклассник, с которым ты вместе познаёшь окружающий мир, каждый день делаешь новые открытия.

1.Избирательность

2.Бескорыстность

3.Взаимная симпатия и общность интересов

- Кто бы мог стать вашим другом?

- Если бы твой лучший друг сказал о том, что ему больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он сказал бы?

- Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить. Напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом.

- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

- Что может помешать дружбе?

- Послушайте притчу о дружбе, которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

- Вернемся к народной мудрости.

- Пословица разделена на две части. Каждый ученик получает одну часть пословицы. Ему надо найти свою вторую половинку и объединиться в новую пару.

Нет друга – ищи, … …а нашел - береги

Не имей сто рублей - … … а имей сто друзей.

Человек без друзей … … что дерево, без корней.

Дружба – как стекло . … разобьёшь – не сложишь

Старый друг … … лучше новых двух.

Скажи мне, кто твой друг, … … и я скажу, кто ты.

Дружбу помни,… … а злобу забывай.

Будь с другом и в горе,… … и в радости.

Дружба крепка не лестью,…. а правдой и честью.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, ….. а тот, кто в беде помогает.

Друг спорит,…. а враг поддакивает.

Дружба не гриб, ….в лесу не найдёшь.

Друг лучше старый,…. а платье новое.

V. Закрепление изученного материала.

- Какие отличительные черты дружбы проявились в этих пословицах?

- Сейчас мы говорили о народной мудрости, а вот с какими размышлениями о дружбе делится с нами современный писатель Феликс Кривин:

- Часто дружба проверяется на прочность в различных ситуациях. Некоторые из них мы сейчас разберем, чтобы понять, как лучше поступить в той или иной ситуации.

- Выберите и обсудите в парах предложенную ситуацию.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

- Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

1. Какой урок у него любимый?

2. Какое время года у него любимое?

3. Кем хочет стать, когда вырастет?

4. Какое животное он любит?

5. В какие игры любит играть?

- Ну что ж, как видим, ребята хорошо знают, чем живет каждый из друзей, какие у них интересы и мечты.

- А для тех, кто еще не нашел себе друга в классе, предлагаю поиграть в игру

- Я буду называть особенности характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать.

…кто любит конфеты;

…кто помогает одноклассникам;

…кто любит рисовать;

…кто никогда не обманывает;

…кому нравится класс, в котором он учится…

- Ребята, чем больше общего вы нашли между собой, тем легче вам будет стать настоящими друзьями.

VI. Творческое задание.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Сближает, связывает, помогает.

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.

VIΙ. Итог урока.

Мне было сегодня интересно.

Я сегодня был активен.

Тема разговора для меня была важна.

- Как на уроке работал класс:

Читайте также: