Труд самовоспитания чехова конспект
Обновлено: 05.07.2024
Два писателя, имевшие возможность наблюдать его ближе и дольше других, Щеглов и Потапенко, оба отметили в своих мемуарах, что к Чехову не с неба свалилось его благородство.
Переберите все его письма, — ни в одном не найдете ни единой строки, где бы он хоть на йоту унизился перед другими людьми или ради каких бы то ни было выгод сказал хоть одно подобострастное слово. Уже в одном из самых ранних, полудетских своих писем он учит самоуважению своего младшего брата:
Видно было, что Чехов в совершенстве усвоил науку быть уступчивым, не будучи кротким. При всей своей деликатности он никогда не боялся обидеть другого, если тот хоть в микроскопической степени задевал его чувство уважения к себе.
В 1888 году один бездарный, но довольно влиятельный критик, много писавший о Чехове, пригласил его заочно к себе в гости, уверенный, что юный беллетрист будет рад завязать с ним знакомство и тем обеспечить себе благожелательство его будущих критических отзывов в самой авторитетной московской газете. Но Чехов наотрез отказался приехать. Тот обиделся. Чехов тогда же написал одному из их общих знакомых, что эта обида кажется ему вздорной претензией:
Чувство, продиктовавшее это письмо, вряд ли кто-нибудь решится назвать кротостью. Это чувство боевое, воинственное. Оно всегда возникало у Чехова, когда ему приходилось становиться на страже своей писательской чести.
Здесь он не разрешал себе никаких компромиссов. И от всей души презирал тех писателей, которые не умели воспитать в себе такую же гордость. Даже своей жене, только что повенчавшись с нею, он пишет в любовном письме:
Так как с двадцатилетнего возраста он сделался кормильцем и главой всей своей обширной семьи, воспитанников у него оказалось немало: четыре брата, да сестра, да отец.
Чехов пытается спасти и его и пишет ему письмо за письмом, и среди этих писем есть одно, наиболее подробное, где Антон Павлович дает в развернутой форме весь кодекс своей антимещанской морали. Хотя это письмо приводилось не раз, мы не можем не воспроизвести его здесь в наиболее существенных выдержках, так как здесь четко вскрывается та дисциплина, которую применял Чехов к себе самому.
Как и всякий педагог по призванию, жаждущий облагородить себя и других, Чехов оптимистически верил в чудотворную власть педагогики. Его брат Михаил вспоминает, что в споре с В.А. Вагнером, известным зоологом, послужившим прототипом фон-Корена, Чехов горячо утверждал, что воспитание сильнее наследственности, что воспитанием мы можем победить даже самые трудные качества человеческой психики.
Потому-то в 1886 году он и обратился к гибнущему Николаю с этим суровым письмом, которое и теперь может служить как бы курсом практической морали для многих шатких и валких людей:
«Недостаток же у тебя только один, — говорится в письме. — Это — твоя крайняя невоспитанность… Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы: они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.
6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями: истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…
7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.
8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки…
И т. д… Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог Фауста.
Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал… самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький… 30 лет скоро! Пора!
В этом письме освещен, как прожектором, тот изумительный педагогический метод, при помощи которого Чехов воспитывал себя самого. И если чудом представляется нам этот юношеский кодекс морали, в тысячу раз чудеснее то, что Чехову удалось подчинить этому кодексу всю свою жизнь, что каждое правило, которое изложено им в этом письме, не осталось на бумаге, как часто бывает со всеми подобными правилами, но было выполнено им до конца. Предъявить к себе труднейшие правила может, конечно, каждый, но неукоснительно выполнять их в течение всей своей жизни мог в ту эпоху лишь один из миллиона, тот, у кого самый твердый характер, могучая воля.
Ещё в гимназическую пору Антон молчаливо и упрямо отстаивал себя, сопротивляясь деспотизму отца, устраивавшего в доме скандалы из-за пересоленного супа и склонного, как ему представлялось, из самых благих побуждений к подавлению всякого независимого голоса. Павла Егоровича надломило лишь банкротство.
В 1877-1879 годах Антон оказался в положении худшем, чем братья: после разорения семьи и бегства отца в Москву он остался в Таганроге один , чтобы кончить гимназию. Живя среди чужих людей в положении нахлебника, черпая полной мерой житейские унижения, он осознал, что надо воспитать в себе железную волю к труду. Он понял, что никогда нельзя лгать, а начинать надо с того, чтобы не лгать себе. Не обольщаться понапрасну химерами богатства и успеха, как на его глазах много раз обольщался ими отец. Жить своим умом. Не унижаться перед людьми и обстоятельствами, и, если нужно, всё претерпеть. Это была поразительная школа самовоспитания. На ней возросла потом мужественная, жесткая, смягченная порой иронией и лирикой, но лишенная всякой слащавости и обольщений проза Чехова.
Скорее всего, вы знаете Чуковского как детского писателя (Тараканище, Муха-Цокотуха и так далее), но это отчасти специализация вынужденная — в сталинском СССР выбор был невелик. Но свою карьеру он начинал как блестящий литературовед, специалист по Некрасову и горячий поклонник Чехова.
1. Воспитывать себя
Как именно дрессировать? В письме брату Николаю Чехов перечисляет и подробно разъясняет восемь правил воспитанного человека (от уважения к человеческой личности и собственности до сострадания не только к котам).
2. Выдавливать из себя по каплям раба
Об этом повествует сам Чехов в знаменитом письме к издателю Суворину (приведу пространную цитату из-за ее важности):
3. Много трудиться, но не кричать об этом
По словам Чуковского, Чехов работал как фабрика, а молодым авторам помогал с рукописями как целое литературное агентство. Кроме этого, он работал земским врачом на холере; оказывал поддержку голодающим крестьянам; в одиночку провел перепись населения на Сахалине; помогал строить школы (на свои деньги), детально вникая в процесс; в Таганроге поставил памятник Петру Первому и закупил для городской библиотеки 319 томов во Франции и т. д.
Когда же у самого Чехова в начале девяностых годов XIX века случился недолгий период равнодушия и житейской усталости (мы бы сегодня назвали это, наверное, выгоранием), он почувствовал к себе самому отвращение, словно он болен постыдной болезнью.
4. Быть скромным, но сохранять свое достоинство
5. Давать много, брать очень мало
Все отношения с людьми складывались у Чехова так, что он брал у них очень мало, а чаще не брал ничего, но давал им без конца и без счету, пишет Чуковский.
Можно, наверное, на это возразить, что именно эта стратегия (невероятно много давать миру и людям) и привела к ранней смерти Чехова в 44 года. Вполне возможно, но это был его осознанный выбор и в том числе для этого он себя дрессировал.
Самовоспитание… Что это такое? Какую роль оно играет в нашей жизни?
На эти вопросы отвечает К. Чуковский на примере биографии известного русского писателя А. П. Чехова.
Автор поднимает интересную проблему самовоспитания человека. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте рассказывается о показательной биографии А. П. Чехова. Он писал: “Надо дрессировать себя”, – в данной цитате отражена жизненная позиция русского писателя.
Это подтверждает и рассказчик: “… он добыл нравственную красоту – путем упорного
Позиция автора однозначна, и выражается довольно четко. С восторгом и восхищением он пишет о качествах А. П. Чехова, которыми обладал только он один из писателей своего поколения. Что является, по мнению автора: “… не только инстинктом, но и результатом дрессировки”.
Я не раз задумывалась о проблеме самовоспитания, поэтому данная тема мне близка и понятна. Действительно, данное качество ценно в человеке, так как это делает его лучше. Постоянное самосовершенство – есть прогрессивное развитие человеческой личности. Что является одной из главных целей человеческой жизни.
позицию я готова подтвердить аргументами из художественной литературы. Во-первых, роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. В данном произведении Печорин не является положительным героем, но факт его самовоспитания присутствует в романе.
Главный герой ведет дневник, в котором он дает анализ своему поведению, а так же делает соответствующие выводы. Во-вторых роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Раскольников так же не является примером для подражания, но путь самовоспитания прослеживается на протяжении всего романа.
И в конце концов, после долгих душевных терзаний, герой становится на путь исправления, и самовоспитания в себе лучших качеств.
Прочтенный текст помог мне утвердиться в том, что человек достойный должен воспитывать себя на протяжении всей своей жизни. А так же призывать к этому других людей, и непременно воспитывать данное качество у своих детей.
Помогите ответить на эти вопросы!
Как повлияла на мироощущение Чехова эпоха 80-х
годов? Каковы существенные особенности реализма Чехова? Как относился Чехов
к труду самовоспитания? Какие впечатления детских лет оказали влияние на
формирование его личности и художественного таланта? Что отличало Чехова от
его братьев? Какое влияние на творчество Чехова оказала учеба на медицинском
факультете Московского университета и последующая практика врача? Чем
отличаются ранние чеховские рассказы от юмористической беллетристики его
современников? Каковы особенности юмора раннего Чехова? Как переосмысливает
Чехов традиционные темы русской классической литературы? Что изменяется в
творчестве Чехова второй половины 80-х годов? Объясните, почему Чехову не
удалось написать роман. В чем своеобразие народной темы в творчестве Чехова
второй половины 80-х годов?
Почитай рассказы Чехова, там найдёшь все ответы на свои вопросы. Самое удивительное, что всё, о чём он писал, актуально и в наши дни. Чехова можно читать и перечитывать много раз. . между прочим, сейчас у меня на столе рядом лежит томик Чехова:))
Эпоха 80-х годов существенно повлияла на мироощущение Чехова. Блок писал об этом времени: "Победоносцев над Россией простёр совиные крыла". Атмосфера была довольно-таки суровая. Не случайно один из сборников рассказов Чехова назывался "Хмурые люди".
Хорошо известен основной художественный принцип Чехова: "Краткость - сестра таланта". Дело не в краткости самой по себе, а в том, что писатель умел в нескольких словах нарисовать целый образ, целую картину, охарактеризовать то или иное явление во всей его полноте. Удивительно, но это, пожалуй, единственный великий русский писатель, который не писал романы - только рассказы. Я не думаю, что Чехову "не удалось" написать роман. У него другой подход к изображению жизни. Он так её описывает, что зрительно видишь всю картину. Длинные описания просто ни к чему. А философствовать и рефлектировать он предоставляет читателю. Он пошёл по другому пути: сжимая до предела авторский поясняющий текст в своих рассказах, Чехов доводит его практически до ремарок, какие бывают в пьесах. Следующим логическим шагом был его переход к водевилям - коротким, в одно действие, пьесам с шутливым содержанием. Но опять же, в отличие от современников, Чехов смеётся не над ситуациями, в которые попадают его герои. Смеясь над недостатками их характеров, Чехов обращает внимание зрителя на то, что эти недостатки малозаметны и вроде безобидны, но они не дают персонажам полноценно общаться, их отношения ведут закономерно к скандалам, к выпячиванию всего самого плохого в человеке. Нужно не на себе зацикливаться, а обращать внимание на другого. Эти важные мысли он облекает в смешную и гротесковую форму фарса. А от одноактовок Чехов перешёл уже к большим пьесам, потому что идейное содержание его драматургии перешагнуло жанровые рамки фарса.
К труду самовоспитания Чехов относился ответственно. Пожалуй, он сам себя воспитал. Рано приучился к труду, к зарабатыванию денег, к ответственности не только за себя, но и за свою семью. Известны многие его высказывания на тему самовоспитания. Он и для старших по возрасту братьев рано стал старшим по уму и умению воспитывать себя. Судя по прочитанным книгам, я могу сделать вывод, что от братьев Антона Павловича отличал талант самодисциплины, отсутствие ссылок на среду, жалоб на обстоятельства, неустанная работа над собой. Братья его были талантливые - художник, писатель. Но у них не было того внутреннего стержня, который постоянно подкреплял в себе Антон Павлович. Время было тяжёлое, более слабые личности, чем Чехов, поддавались давлению среды, обстоятельств. В этом была ошибка братьев.
Ранние чеховские рассказы отличаются от юмористической беллетристики его современников тем, что он не просто рассказывал смешные случаи для забавы публики, но в каждой ситуации находил общечеловеческий смысл, повод показать человеку, каков он есть, что в нём есть хорошего, над чем в себе нужно поработать. Поскольку он получил медицинское образование, он и в рассказах показывает себя как знаток человеческой психологии, связи физического состояния человека с его поведением, реакциями. Он умел коротко и смешно говорить о длинных и серьёзных вещах.
Читайте также: