Конспект дифференциация твердых и мягких согласных 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [Мь].

3. Совершенствовать навыки грамматически правильного согласования имён прилагательных с именами существительными.

4. Использовать тактильные ощущения для формирования понятия твёрдый-мягкий.

5. Формировать навыки звуко-буквенного анализа.

6. Развивать мелкую моторику.

1. Развитие коммуникативных свойств речи.

2. Развитие функций слухового и зрительного анализаторов.

3. Развитие произвольного внимания.

Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, мягкие мешочки из флиса, мелкие камешки, пластиковые коробочки, небольшие жетоны из мягкого вспененного полиэтилена, мяч, жетоны и медальки для поощрения активности учащихся.

Перечень картинок с изображением цветов и цветущих кустарников : ромашка, маргаритка, камелия, медуница, примула, жасмин, мак, хризантема, мимоза.

- Первым сегодня жетон получит тот ученик, который назовёт больше всех предметов, которые бывают мягкими или твёрдыми.

Дети перечисляют разные предметы, например, подушка мягкая, кирпич твёрдый и т.д .

За правильные ответы во время занятия дети получают наградные жетончики.

Повторение пройденного материала.

- На какие 2 группы делятся все звуки?

- Гласные и согласные.

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.

Молодцы! Перед вами на столах лежат карточки-головоломки. Если вы на них найдёте и соедините только те буквы, которые обозначают гласные звуки, то узнаете, что спрятано на рисунке. (Приложение)

- Правильно, но вы уже знаете, что и согласные звуки тоже можно разделить на группы. Какие это могут быть группы?

- - Звонкие и глухие.

- - Твёрдые и мягкие.

Объяснение нового материала.

- Ребята, вы уже знаете, что все согласные звуки делятся на группы.

- Звонкие и глухие. Твёрдые и мягкие.

- Вспомните вопрос, который я задала сегодня первым и попробуйте угадать, про какую группу согласных мы сегодня будем говорить?

- Про твёрдые и мягкие согласные.

- Правильно, но прежде я хочу убедиться, что вы умеете различать звучание твёрдых и мягких согласных, поэтому мы с вами немножко поиграем.

Игра в мяч. Логопед называет звук и одновременно бросает мяч одному из детей, ребёнок определяет твёрдый или мягкий звук он услышал и называет его на пару по твёрдости-мягкости. После этого бросает мяч обратно.

Твёрдый-мягкий . Каждый ребёнок получает мягкий мешочек, коробочку, камешки и мягкие жетоны.

Возьмите в руки камешек, какой он на ощупь?

- А какой на ощупь жетончик?

Аналогично дети определяют на ощупь что твёрже коробочка или мешочек.

- Я сейчас буду произносить слоги. Если в нём вы услышите звук твёрдый, то вы положите твёрдый камешек в твёрдую коробочку, если звук мягкий, то мягкий жетон в мягкий мешочек.

- Послушайте сказку и помогите её героям.

Сказка про двух гномов

Жили-были на свете по соседству друг от друга гномы. (На доске выставляются картинки с изображением гномов). Один из них был взрослый гном с бородой и фонариком. А второй был ещё маленький гномик, борода у него ещё не выросла и собственного фонарика ещё не было.

При выполнении этого задания, логопед требует от детей отвечать на вопросы полным предложением.

- Какой звук мы с вами слышим в слове Гном [М] или [Мь] ?

- В слове Гном мы слышим твёрдый звук [М].

- Верно. Характер у Гнома тоже был сильный, твёрдый и имя тоже.

- Придумайте имя для Гнома с твёрдым звуком [М]

- А какой из этих звуков мы слышим в слове Гномик?

-Правильно, поэтому и характер у него был мягкий, добрый и имя тоже.

- Придумайте имя для Гномика с мягким звуком [Мь].

- Определите место звука [М] или [Мь] в именах гномов

- Молодцы! Как Вы думаете, у кого из них был дом из твёрдого камня, а у кого домик мягкой древесины? Объясните.

На доску выставляются изображения домов.

- у кого из них был дом, а у кого домик? (Дети располагают изображения Гнома и Гномика возле домов).

- Они были добрые соседи и во всё помогали друг другу. Потому что один из них был мудрый. Как вы думаете, кто?

- А второй ловкий и умелый. Кто?

- Помогите гномам разобрать и посадить цветы на клумбе.

Выставляются на доску изображения клумб возле домов.

- У кого будут расти цветы со звуком [М]? А у кого со звуком [Мь]?

Дети помогают посадить цветы Гному и Гномику. По очереди выходят к доске и располагают изображения цветов возле соответствующей клумбы.

Обратить внимание детей на то, что мимоза и жасмин - это не цветы, а кустарники. Мимозу дети могут расположить между домиками, т.к. там есть и звук [М] и звук [Мь].

- А какой буквой мы обозначим звуки [М] и [Мь]? Напишите эту букву пальчиком на столе?

Дети выкладывают букву М из ниток.

Выполнить звуко-буквенный анализ слова мимоза. Один ребёнок выкладывает схему слова на доске, остальные работают на местах.

Вопросы по составу слова:

- Глядя на схему, определите, сколько всего звуков в слове мимоза?

- Сколько среди них гласных?

- Назовите гласные звуки из этого слова.

- Если 3 гласных звука, сколько в слове слогов?

- Произнесите слово, разделяя его на слоги.

Один ребёнок выполняет задание, отхлопывая в ладоши ритм, остальные дети выполняют вместе с ним.

- Сколько в этом слове твёрдых согласных звуков?

- Сколько мягких согласных?

- В какой части слова стоит твёрдый звук [М] (начало, середина, конец)?

- В какой части слова находится мягкий звук [Мь] (начало, середина, конец)7

- При произнесении слова какой из звуков мы произнесем раньше?

- Назовите звук, который стоит после мягкого согласного.

- Назовите звук, который стоит между твёрдыми согласными.

- Назовите звук, который стоит перед звуком [М], но после звука [Мь].

- Назовите звук, который стоит после звука [О], но перед звуком [А].

- Про какие звуки мы с вами сегодня говорили на занятии?

- Назовите, как звучит мягкий звук?

- Назовите, как звучит твёрдый звук?

- Наше занятие подходит к концу. Но прежде чем вы пойдёте отдыхать, подумайте, у кого из Вас в именах близких или друзей есть звуки [М] или [Мь]. Определите, какой это звук, твёрдый или мягкий?

- Молодцы! Подведение итогов, подсчет набранных жетонов, вручение медалек.

1. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя.- М.: Владос, 1997.-256 с.

2. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика : Как эффективно подготовить ребенка к шк. : Обучение чтению, предупреждающее появление дисграф. ошибок / Н. Алтухова 123,[2] с. ил. 20 см СПб.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с

4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов . - М.: Просвещение, 1991.— 224

5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

6. Калиниченко С. А., Гудкова М.С., Лиханова И.П. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР. Лексико-грамматические занятия. - Владос, 2015 г.

7. Козырева О.А., Борисова Н.Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Библиотека логопеда. – М.: Владос, 2016 г. – 119 с.

8. Козырева Л.М. Программно-методический материал для занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006 г. - 128 стр.

Цель: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Учить различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах, учить обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных второго ряда.

- развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, зрительное восприятие, фонематическое восприятие

- совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог,

умение использовать в речи слова- приветствия и слова-прощания, выражать свое мнение.

- повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность.

- воспитывать чувство сплоченности группы.

- картинки героев: Мастер Том и мастер Тим

- буквы, написанные зеленым и синим цветом

- веера гласных букв

Цель: настрой на работу

- Ребята, встаньте все в круг. Посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости.

Начнем наше занятие.

-Ребята, возьмемся за руки. Мы с вами один большой цветок. Соединим руки в центре круга, тихо постоим и передадим тепло своих рук друг другу. Цветок наш открывается, занятье начинается.

Цель: развитие умения употреблять слова-приветствия, ориентироваться в собственном теле

- Поздороваемся плечами друг с другом.

- Садимся на свои места.

Говорят разные слова приветствия.

Цель: развитие кругозора, сукцессивных способностей

- Какое сейчас время года?

- Какое время года будет после весны?

А какое было перед весной?

- Назовите весенние месяца.

- Назовите основные признаки весны.

Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Цель: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания

Послушаем весеннюю сказку, сделаем упражнения для языка и губ.

Проснулся язычок. Открыл домик. Вышел на крылечко. А на улице солнышко ярко светит, вот и весна пришла. Обрадовался язычок. Лег на крылечко, греется на солнышке, ему тепло, приятно.

- Чем так пахнет? - удивился язычок

(покажем, как он удивился)

Зимой ветер был холодный, неласковый . Вот такой: с-с-с. А теперь ветерок стал теплым, ласковым: ш-ш-ш. Посмотрел язычок вверх, а на крыше сосулька тает, лужи кругом (сосулька-лужи) (напряжение-расслабление языка). Капель стучит по крыше: д-д-д.

Пригрело солнышко, снег растаял и попала вода медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, понял, что весна пришла.

Хорошо гулять весной, но пора идти домой.

Письмо на ладошке.

Цель: развитие тактильного восприятия.

- На какие 2 группы можно поделить речевые звуки?

-Назовите основные признаки гласных звуков, согласных.

- назовите гласные первого ряда, гласные второго ряда.

Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу.

Гласные и согласные

Ребята, а чтобы научиться правильно писать подобные слова, необходимо научиться различать твердые и мягкие согласные, правильно обозначать мягкость согласного на письме.

Сегодня мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные.

А помогут нам в этом два мастера –Том и Тим.

Оба мастера любят петь песни-звуки.

Мастер Том строгий. Он поет грубым , твердым голосом: м,н, л,р, д,в…

А мастер Тим добрый, улыбается и поет ласковым, мягким голосом: мь, нь, ль, рь…

Возьмем зеркала и произнесем звук М вместе с мастером Томом: м-м-м.

А теперь с мастером Тимом : мь-мь-мь.

-Одинаково ли произносятся эти звуки?

- При каком звуке губы больше растянуты?

- какой звук произноситься с большим усилием , напряжение губ?

- Какая разница в звучании этих звуков? Какой звук звучит твердо? А какой мягко?

На схеме твердые согласные обозначаем синим цветом (синий –твердый лед), как одежда у Мастера Тома, а мягкие согласные обозначаем зеленым цветом (зеленая мягкая трава)

- Произнесем твердый звук Л. А теперь мягкий ЛЬ.

- Какой звук произносится с большим усилие, напряжение губ, языка?

Мы можем сделать вывод: мягкие звуки произносятся с большим напряжением органов артикуляции, чем твердые.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое групповое логопедическое занятие в 1 классе на тему:

Подготовила и провела:

Лобачева Инна Николаевна,

2017-2018 учебный год

Класс: 1 класс. Логопедическое заключение: ФФНР.

Тип занятия: групповое логопедическое занятие.

Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая, поисковая.

Цель занятия : закрепить понятие о твёрдых и мягких согласных в устной и письменной речи

1. Закрепить понятие о твёрдых и мягких согласных, о гласных 1 и 2 ряда в устной и письменной речи.

2. Упражнять детей в различении твёрдых и мягких согласных .

5. Формировать у детей коммуникативные умения и навыки, умение работать в паре

Коррекционно – развивающие: развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений и фонематического слуха.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать уважительное и вежливое отношение детей друг к другу, умение общаться.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать.

2. Звуковой анализ слов.

-Сегодня к нам на занятие ещё пришли гости. Вам нужно отгадать кто это?:соберите слово ,начиная с самой большой буквы

Кто догадался какое это слово(слон) (СЛАЙД 2-одно нажатие),

А собрать следующее слово –поможет радуга. Вспомним, каким предложением определяем последовательность цветов в радуге?(Каждый охотник желает знать где сидит фазан).(БЕГЕМОТ)(СЛАЙД 2-второе нажатие)

Вы догадались как зовут наших сказочных гостей?(Тима и Тома)

- А вот их домики. Угадайте, кто в каком домике живёт?(Слайд 2)

(предлагаю звуковые схемы слов Тима и Тома на домиках.)

- Что мы можем рассказать о слове по его звуковой схеме?

(в нём 4 звука, 2 гласный, 2 согласных , 2 слога.)

-Чем отличаются звуковые схемы слов?

(в схеме для слова Тима первый согласный звучит мягко , а в слове Тома– твёрдо)

-Попробуйте предположить, чему нас сегодня будут учить друзья Тима и Тома

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные )

-Сегодня на занятии друзья будут помогать: Тома будет следит за тем, чтобы твёрдые согласные правильно звучали и записывались. А Тима отвечает за мягкое звучание согласных и их написание.

-А какие звуки могут обозначать согласные буквы? (тв. и мяг.).

4. Развитие фонематического слуха.

- Сейчас Тима будет показывать вам согласные буквы ,а вы должны назвать мягкие согласные звуки, которые эта буква обозначает и позвонить в дверь Тиму. Какого цвета кнопку мы нажмём: синюю или зелёную?

(Слайд 4-анимация на каждую букву)

Ть-ть-ть, дь-дь-дь, вь-вь-вь.

У двери Томы лежит синяя твёрдая кнопка. Тома будет тоже показывать буквы и мы произнесём звуки твё рдо : (Слайд 5-анимация на каждую букву))( б-б-б, з-з-з, м-м-м.

(дети выполняют задание, прикасаясь к своим подушечкам, лежащим на партах.)

Тима и Тома отправились в зимний лес. В зимнем лесу они будут встречать лесных жителей и чтоб не забыть ,кого они встретили, взяли с собой подсказки(раздаю листы): если название начинается с твердого согласного звука, то закрасьте синим цветом квадрат с соответствующей буквой, если с мягкого согласного, то зеленым цветом.

Зимой в лесу темнеет рано, потому возьмём с собой фонарик. А теперь отгадаем: кого увидит Тима и Тома за зимним кустом?(подсвечиваю фонариком куст и синхронно появляется животное на слайде)

1.Лиса; 2. Лось; 3. Сипуха ; 4. Рысь; 5.Суслик; 6. Рябчик; 7. Мышка; 8. Медведь.

Слова: лиса, лось, сипуха, суслик, рысь, рябчик, мышка, мишка. (Слайд 6)

Ребята, подумайте и скажите,какие картинки лишние(сипуха и рябчик)?Почему(это птицы)?Как одним словом можно назвать остальных животных(дикие животные)?Скажите мне, пожалуйста, а всех этих животных можно встретить в лесу зимой?(медведь и суслик-впадают в спячку,медведь,который не спит зимой называется шатун)

Выключить экран.

Тихо в лесу - спит всё кругом,только бельчата веселятся. Покажем гостям, как играют бельчата.

В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)

Молодцы !Присаживайтесь за свои парты.

Открываем конверты. Смотрим и делам вывод.

– Что вы видите в конвертах? (Геометрические фигуры, а на них написаны слоги)

- Что мы можем составить из слогов?

- Какие фигуры вы узнали?

(квадрат, овал, треугольник и т. д.)

Для того, что продолжить выполнять задания в конвертах сделаем пальчиковую гимнастику. Расскажем про Тому.

Пальчиковая гимнатика.

Динь - дон, динь – дон!

К нам приехал добрый слон.

Расслабляем кисти рук и качаем ими из стороны в сторону.

Он шагает, словно робот.

Сжимаем руки в кулаки и легонько стучим по столу, изображая поступь слона.

Динь - дон, динь – дон!

Головой качает слон.

Ставим локти на стол и выполняем вращательные движения обеими кистями.

- Помогать Тиме и Томе мы будем парами. Прочитайте слоги, послушайте звучание согласного и подчеркните цветным карандашом слог: если согласный звучит твёрдо – синим, а если мягко – зелёным цветом .

ЛИ СА МЫ ЛО РУ КА НЕ БО

Соедините одинаковые фигуры и сложите слово.

Проверка : чтение слов по цепочке.

- Положите посередине парты слово, слоги которого записаны на квадратах.

-Справа положите слово из овалов.

-Между ними расположите слово на ромбах.

-Слева от квадратов поместите слово в прямоугольниках.

-Назовите слова, в которых все слоги читаются твёрдо (мыло, рука)

А теперь такие слова, в которых все согласные звучат мягко (люди, тётя) .

- Какие гласные буквы помогают Томе прочитать согласные твёрдо ?

(а-о-у-ы-э).Гласные 1 ряда.

6. Речевая гимнастика.

-Я показываю вам артикуляцию гласных звуков , а вы отгадываете какие звуки я сказала.(а-о-у ,у-ы-а и т.д.)

- Какие гласные буквы помогают Тиму прочитать согласные мягко ?

(я-ё-ю-и-е) Гласные 2 ряда.

6. Работа с индивидуальными карточками.

-Давайте впишем эти слова в предложения.

(раздаю индивид. карточки)

Мы купили для рук душистое …

В гости приехала любимая….

Итог занятия

Друзья сегодня очень устали. Изобразите, как устали Тима и Тома, расслабьте тело, руки, голову.

Им пора возвращаться домой. Завтра они расскажут своим друзьям о том, что многому вас сегодня научили.

- А чему вы у них сегодня учились?

-Что было интересным?

- В чём испытывали затруднения?

Я думаю, что Тима и Тома ещё не раз придут к нам на занятия , чтобы помочь нам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конскпект можно использовать на фронтальном занятии в детьми ОНР III уровня, учащимися в 1классе.

Тема: Твердые и мягкие согласные.

Цель: Дифференциация твердых и мягких согласных.

к-о: дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные фонемы

к-р: упражнять детей в чтении и печатании слов с мягкими согласными

к-в: воспитывать стремление к овладению правильной речью

Оборудование: слоговая таблица, карточки с картинками (мельница, картина, лимон, шарики)

Речевой материал: сказка про двух медведей; пары слов (угол — уголь ел — ель мел — мель

брат — брать топ — топь хор — хорь); слова с мягким знаком (сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь).

I. Организационный момент.

Ребята, здравствуйте! К нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать на уроке, отвечать полными ответами на вопросы и красиво, аккуратно писать.

II. Основная часть.

1.Повторение изученного материала.

С чем мы с вами знакомились на прошлом занятии? (со слогами)

2.Введение в тему.

- Ребята, какие звуки существуют в русском языке? (гласные и согласные)

- Перечислите мне все гласные звуки. (а, о, у, и, ы, э)

- Сколько их всего? (шесть)

- Как произносятся гласные звуки? (гласные звуки произносятся с голосом; при их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту)

- А согласных звуков намного больше, правда? Как мы их произносим? Чувствуем ли мы преграду?

3.Л: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку про двух медведей.

Вспомните, как пел большой медведь и как пел маленький.

Песенки похожи, но медведи их пели по-разному.

Чем отличались эти песенки?

(Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький — ласковым, мягким голоском.)

Логопед. В песенке большого медведя согласный звук [т] звучал твердо, а в песенке маленького медведя звук [т’] звучал мягко.

4. Л: Ребята, а давайте сейчас вместе с вами подумаем, какие гласные буквы могут делать согласные мягкими? (И, Е Ё, Я, Ю.)

Давайте прочитаем вот эти волшебные слова и проверим, в каком случае согласная Л подобреет, станет мягкой.

Дети читают слоговую таблицу и определяют, когда согласная звучит мягко, а когда - твердо.

5.Пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

6. Игра “Подпиши картинку”.

Дети получают карточки с картинками, подписывают их и находят в своих словах мягкие согласные.

(диван, картина, лимон, шарики)

7.Динамическая пауза.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

8. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

(Мягкий согласный в конце слова.)

Л: Ребята, как вы думаете, кроме гласных букв И, Е, Ё, Я, Ю, может ли еще что-нибудь сделать согласный звук мягким? Давайте посмотрим.

Я вам буду читать пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова при написании?

угол — уголь ел — ель мел — мель

брат — брать топ — топь хор — хорь (во втором слове есть мягкий знак)

А сейчас сами прочитайте эти пары слов. Сравните их по написанию.

Л: Согласный в конце слова звучит мягко потому, что его смягчает мягкий знак.

И затем спрашиваю учеников:

Л: Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак?

9. Л: А теперь последнее задание. Прослушайте слова. Назовите в слове согласный, который звучит мягко. Объясните, почему этот согласный звучит мягко.

(сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь)

III. Итог занятия.

Л: Как могут звучать согласные? Что влияет на их смягчение?
Что понравилось на занятии? Что было сложным? Молодцы, спасибо!

Читайте также: