Древняя мудрость изобретения китайцев конспект 5 класс

Обновлено: 03.07.2024

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе.

ВложениеРазмер
otkryt_2.docx 20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Изобретения и открытия Древнего Китая.

Тип урока – виртуальное путешествие.

Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими изобретениями и открытиями Древнего Китая, оценить вклад Древнего Китая в сокровищницу мировой культуры.

I. Вступительное слово учителя.

II. Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках. Физкультминутка.

III. Основная часть урока. Виртуальное путешествие по Древнему Китаю (знакомство с изобретениями и открытиями).

IV . Закрепление изученного материала. Физкультминутка.

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

I.Вступительное слово учителя.

II. Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.

Задание классу: а) покажите на картах положение Древнего Китая и современного Китая; б) опишите местоположение Древнего Китая, назовите и покажите крупнейшие реки Китая; в) кто и когда объединил Китай под своей властью, сколько тысячелетий назад?

Перед самопроверкой – физкультминутка (для снятия мышечной усталости глаз и шеи).

III. Основная часть урока. Виртуальное путешествие по Древнему Китаю.

Пояснения: в процессе путешествия на экран поэтапно выводятся иллюстрации по теме урока.

* На доске зашифровано слово по принципу анаграммы: АГБАМУ (бумага) . Учащиеся отгадывают. О появлении бумаги рассказывает один ученик. - В котле варят бумажную массу, приготовленную из измельчённых тряпок, бамбука и коры деревьев. Работник сеткой черпает слой полужидкой массы, образующий лист бумаги. * Вопросы классу: а) Есть ли преимущества бумаги перед бамбуком? б) Появление бумаги – изобретение или открытие? Учитель: посмотрим на доску. Какие слова могут охарактеризовать изобретения, а какие – открытия? 1. Неожиданность 2. Создание 3. Поиск 4. Озарение 5. Размышление 6. Удивление Физкультминутка для снятия напряжения и усталости для глаз.

* Второй ученик предлагает отгадать классу загадку: Если Вы замёрзли – он согреет Вас, если Вам жарко – он Вас освежит, если Вы расстроены – он Вас подбодрит, если Вы возбуждены – он успокоит Вас. (ЧАЙ). Ученик рассказывает миф о появлении чая. - Самый распространённый миф связан с китайским божеством Шень-нуном. Шень-нун имел змеиное тело и прозрачный живот, благодаря которому он на себе наблюдал действие различных трав и кореньев, описывая их потом в своём трактате. В один из дней он использовал сразу 72 яда и никак не мог найти противоядия. Шень-нун лёг умирать под дерево, но тут капля росы скатилась с листика ему в рот, излечив его. Это было чайное дерево. После этого чайные листья стали употреблять в пищу и для приготовления лекарств.

Учитель: кто из Вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтобы можно было соблюдать правила китайской церемонии чаепития? Белизной он подобен нефриту, Тонкостью – бумаге, Бликом подобен зеркалу, Звонкостью – цимбалам. (ФАРФОР)

* Четвёртый ученик предлагает решить познавательную задачу. … В 1110 году до н.э. послы вьетнамского правителя, посетив китайского императора, заблудились по дороге домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась деревянная фигурка с вытянутой вперёд рукой. На этих колесницах послы благополучно прибыли во Вьетнам, куда указывала фигурка. Вопрос: что это за чудесный предмет, который был придуман в Китае? (КОМПАС) Внутри фигурки находился кусок магнитной железной руды – прообраз современного компаса, поэтому фигурка всегда указывала на юг.

* Учитель: кто может что-либо добавить по теме нашего урока? Учащиеся добавляют или рассказывает учитель: в Китае появляется порох, лак. Вопрос классу: что можно отнести к открытиям, а что – к изобретениям? Дискуссия.

* На партах лежат заранее подготовленные листы с начальными буквами названий изобретений и открытий Китая. Учащимся предлагается дописать необходимые понятия: Б- Ч- Ш- К- М- Л- П-

Учитель формулирует предложения, если учащиеся согласны, то сидят на своих местах; если не согласны, встают:

1. Бумагу изобрели в Египте. 2. Сахар, который мы добавляем в чай, появился в Китае. 3. Лак, порох, компас – изобретения Китая. 4. Финикийский шёлк ценился на вес золота. 5. Чай был завезён в Китай из Вавилонского царства.

На уроках мы знакомимся с историей, культурой, достижениями народов многих государств. Чтобы вспомнить предыдущий материал я подготовила видеозагадку.

ВИДЕО МАТЕРИАЛ о Китае (национальный колорит)

– О какой стране идет речь в сюжете? Какие слова, предметы, явления помогли раскрыть тайну… ( архитектура, Великая китайская стена, одежда, животные, музыка ЭРХУ-старинный китайский струнный смычковый инструмент)

II. Опрос.

– Что мы должны знать о стране, чтобы прослыть людьми культурными, образованными? (географическое положение, природно-климатические особенности, государственное устройство)

Проверим, насколько усвоен материал.

1. Тест (работа с сигнальными карточками (цифровые – 1, 2, 3)

Главной сельскохозяйственной культурой Древнего Китая был:
1. Ячмень
2. Сахарный тростник
3. Рис

Торговый путь связывавший Переднюю Азию, Кавказ, Среднюю Азию и Китай во 2 веке до н.э.:
1. Великий шёлковый путь
2. Большой сахарный транзит

3 .Длинная дорога папируса

2. Тест (работа с сигнальными карточками (цветовые – красная, синяя)

Современной столицей Китая является город Пекин:
1. Да
2. Нет

Климат Древнего Китая ничем не отличался от климата Месопотамии и Египта:
1. Да
2. Нет

Первый император единого Китая провозгласил себя Сыном Солнца, а управляемая им империя получила название Солнечной
1. Да
2. Нет

Когда Цинь Шихуанди умер его похоронили в подземной гробнице, которая по своему великолепию сможет соперничать с самыми богатыми захоронениями египетских фараонов
1. Да
2. Нет

3. Решение исторической задачи на Ленте времени (у доски):

В каком веке образовалось единое государство в Китае? В начале или конце века? Если бы мы посетили Китай за 5 лет до этого события, в каком году бы это произошло?

4. Устный ответ у доски:

III. Мы продолжаем изучать историю Древнего Китая.

Тема урока: Древняя мудрость и изобретения китайцев (запись в рабочей тетради)

Определим задачи урока: 1. Научимся писать по-китайски 2. Поразмышляем с китайскими мудрецами о смысле бытия 3. Узнаем, какой вклад внесли китайцы в общемировую культуру

1. Китайские иероглифы.

До сих пор не известно точно, когда именно возникли китайские иероглифы. Есть сведения, что это произошло во времена династии Инь (1401-1122 гг. до н.э.) Есть предание, что китайские иероглифы изобрел историограф небесного императора Хуанди по имени Цан Цзе в 4 тыс. до н.э. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука. Бамбук – растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получая полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечевкой. Так выглядели древнейшие китайские книги.

Во 2 веке китайцы изобрели бумагу. Бумага до сих пор является лучшим материалом для письма.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Запомнить их было трудно. Обучение чтению и письму занимало многие годы. Учащимся приходилось сдавать много экзаменов, особенно тем, кто хотел занять должность чиновника. В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии – красивого написания иероглифов.

Должность чиновника престижна во всех государствах и в настоящее время. Насколько трудно овладеть искусством написания иероглифов мы узнаем из практической части нашего урока.


Китайский иероглиф обозначал отдельное слово и часто для написания нового слова приходилось соединять несколько уже существовавших.

Практическое задание: соедини линией подходящие по смыслу пары

Женщина+ребенок печаль
Сердце+нож ветер
Огонь+огонь любить
Рот+птица пламя
Женщина+женщина искра
Огонь+огонь+огонь петь
Паук+паутина болтливость

2. Китайские мудрецы.

Древние китайцы почитали ученых людей. В 6 веке до н. э. в одном из китайских государств жил мудрец Лао Цзы. Он создал учение о дао – пути природы и человека. Это учение называют даосизм. Лао Цзы учил, что человек должен жить в соответствии с законами природы, не совершать зла. Он осуждал угнетение одних людей другими, выступал против богатства и роскоши. Мудрец считал, что правители должны заботиться о своих подданных.

Мудрец – человек обладающий большим умом, много знающий, опытный.

Работа в группах с текстами документов

Группа 1.

В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети – родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой. Покойных родителей почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершали жертвоприношения. В семье главный мужчина женщины не были равны мужчинам и не были достойны иметь образования, служили мужьям, не могли поднять ее голос.

Вопрос: Какие советы и наставления дал бы Конфуций, если бы увидел жену, громко бранящую своего мужа и бьющую в гневе горшки?

Группа 2.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги могли только невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Древние китайцы собирали волосы в пучок. Одежда всегда была чистой и опрятной.

Вопрос: Что сказал бы Конфуций школьнику пришедшему на занятия неопрятным, без учебных принадлежностей?

Группа 3.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает, перед теми, кто выше. Он ведет себя хорошо зная свое место со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Главное для человека это труд, благодаря труду достигает процветания. Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало.

Вопрос: Что сказал бы Конфуций школьнику грубо разговаривающему с учителем? А о девизе нашего урока?

Вывод работы в группах:

Конфуций учил, что благородный человек не должен бояться угрожающего ему извне. Самое страшное – это зло и зависть в душе. Особое значение Конфуций придавал образованию. Он открыл школу и записал множество изречений. Своим ученикам он толковал старинные книги, приобщая к мудрости древних.

3. Изобретения и открытия древних китайцев.

Какой вклад в мировую культуру внесли китайцы?

Какими изобретениями мы пользуемся сегодня?

Решение познавательных задач (ответы спрятаны в коробках)

Группа 1.

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

(Ответ: в коробке компас)

Группа 2.

Жена великого вождя Хуанди однажды сидела на балконе своего дворца и пила горячий душистый напиток. И вдруг ей в чашку упал с дерева кокон бабочки. Она поморщилась и захотела выбросить его, но зацепила пальцем ниточку: кокон распарился в чашке и от него стали отделяться нити. И тогда жена вождя бамбуковую палочку и намотала на нее тонкие легкие нити.

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

(Ответ: в коробке шелк)

Группа 3.

Некий китайский врач навещает больного. Тот морщился, не желая пить непривычное лекарство.

– Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…

– Лекарство редко бывает приятным на вкус, – убеждает врач, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни мои слова, за этим питьём большое будущее!

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

(Ответ: в коробке чай)

В рабочей тетради записать изобретения китайцев: шелк, бумагу, порох, древнейший компас, открыли секрет лака, создали прибор, предсказывающий землетрясения, хорошо изучили человеческое тело, открыли в нем точки, воздействие на которые улучшает здоровье человека. С помощью золотых иголок, втыкаемых в такие точки, врачи успешно лечили многие заболевания, вывели новые сорта овощей и плодовых деревьев, научились выращивать чайные кусты, собирать и хранить их листья. Золотистый напиток – чай – считали целебным, придающим человеку силы.

Изобретения и открытия древних китайцев до сих пор успешно служат человечеству.

КИТАЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ (заранее подготовить чайные принадлежности, костюм, музыку)

Домашнее задание: Параграф 24, составьте кроссворд по теме, нарисуйте символ любой страны Востока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к учебнику В.И. Уколовой "История. Древний мир". Просвещение.

Древняя Мудрость. Изобретения китайцев Китайские иероглифы. Китайские мудрецы. Конфуций. Изобретения и открытия древних китайцев.

Древняя Мудрость.

Изобретения китайцев

I. Китайские иероглифы

Около 2000 года до н.э. – изобретение иероглифов в Китае .

Всего насчитывалось 50 тыс. знаков, что делало изучения китайской письменности очень сложным и процесс обучения мог растянуться на долгие годы.

Первоначально иероглифы наносились кисточками или палочками на полосы специально обработанного растения бамбука или на шелковую ткань . Из этих же полос (дощечек) бамбука были сделаны древнейшие китайские книги .

Первоначально иероглифы наносились кисточками или палочками на полосы специально обработанного растения бамбука или на шелковую ткань . Из этих же полос (дощечек) бамбука были сделаны древнейшие китайские книги .

105 год до н.э. – изобретение бумаги китайским чиновником Цай Лунем . Причина – необходимость в более универсальном писчем материале ( бамбук был слишком тяжелым, а шелк слишком дорогим). В этом ему помогли осы , которые умеют изготавливать свои гнезда из бумаги .

105 год до н.э. – изобретение бумаги китайским чиновником Цай Лунем .

Причина – необходимость в более универсальном писчем материале ( бамбук был слишком тяжелым, а шелк слишком дорогим). В этом ему помогли осы , которые умеют изготавливать свои гнезда из бумаги .

1. Кипящая смесь из пеньки , коры тутового дерева , старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу , после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой .

1. Кипящая смесь из пеньки , коры тутового дерева , старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу , после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой .

2. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника , вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы . 3. Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски . Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились.

2. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника , вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы .

3. Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски . Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились.

II. Китайские мудрецы. Конфуций Конфуций ( Кун-Цзы ) – древнекитайский философ и мыслитель, основатель нового учения, получившего названия конфуцианства . Конфуций ( 551 – 479 гг. до н.э.)

II. Китайские мудрецы. Конфуций

Конфуций ( Кун-Цзы ) – древнекитайский философ и мыслитель, основатель нового учения, получившего названия конфуцианства .

( 551 – 479 гг. до н.э.)

Конфуцианство

Конфуций рассматривал государство, как большую семью, где младший должен повиноваться старшему.

Благородному человеку , учил Конфуций , должны быть присущи пять добродетелей – мудрость , гуманность , верность , почитание старших и мужество .

Конфуцианская этика легла в основу китайской культуры и государственности.

Лао-цзы - древнекитайский философ VI-V веков до н. э. , основатель учения Даосизма .

Историчность мудреца спорна, но согласно он служил хранителем императорского архива и библиотекарем в государственной библиотеке во времена династии Чжоу .

Дао дэ цзин

Дао дэ цзин – философский трактат, написанный Лао цзы по просьбе начальника заставы Инь Си .

Дао – Великий Путь.

1). Цель существования в даосизме — это не движение от низшего к высшему, а нечто необъяснимое и непонятное.

3). Отказ от агрессии и воздержание .

4). Принцип У-вэй .

Мудрецы считали, что Гармония в мире достигается соединением двух начал – мужского Ян и женского Инь .

III. Изобретения и открытия древних китайцев 1). Изобретение шелка . 4000 год до н.э. – изобретение шелка в Китае. Китайцы первыми стали разводить шелковичных червей , а из их коконов получать нити . А из этих нитей ткать тончайшую и блестящую ткань – шелк.

III. Изобретения и открытия древних китайцев

1). Изобретение шелка .

4000 год до н.э. – изобретение шелка в Китае. Китайцы первыми стали разводить шелковичных червей , а из их коконов получать нити . А из этих нитей ткать тончайшую и блестящую ткань – шелк.

XII век – проникновение шелководства в Европу (Италия) во времена Крестовых походов . Около 300 года н.э. – появление шелководства в Японии . 522 год – появление этого ремесла в Византии .

XII век – проникновение шелководства в Европу (Италия) во времена Крестовых походов .

Около 300 года н.э. – появление шелководства в Японии .

522 год – появление этого ремесла в Византии .

Шкатулка, черный лак и полихромная роспись 2). Изобретение лака . Лаком китайцы покрывали деревянные изделия , зонтики , обувь , делая их блестящими и водонепроницаемыми.

Шкатулка, черный лак и полихромная роспись

2). Изобретение лака . Лаком китайцы покрывали деревянные изделия , зонтики , обувь , делая их блестящими и водонепроницаемыми.

3). Середина I века н.э. – изобретение пороха . Порох был создан случайно, когда древнекитайские алхимики пытались создать смесь, которая даровала бы им бессмертие. Порох - смесь калиевой селитры , угля и серы. Впервые он был описан в 1044 году в книге Цзэна Голианга . Цзэн описал три различных вида пороха , который китайцы использовали в сигнальных ракетах и в фейерверках. Намного позднее порох стали применять в военных целях.

3). Середина I века н.э. – изобретение пороха .

Порох был создан случайно, когда древнекитайские алхимики пытались создать смесь, которая даровала бы им бессмертие.

Порох - смесь калиевой селитры , угля и серы.

Впервые он был описан в 1044 году в книге Цзэна Голианга . Цзэн описал три различных вида пороха , который китайцы использовали в сигнальных ракетах и в фейерверках. Намного позднее порох стали применять в военных целях.

4). Изобретение компаса во время правления династии Хань ( 202 до н.э. – 220 н.э. ). Китайцы стали использовать магнитный железняк , ориентированный на север-юг. Изобретение более совершенного компаса приписывается принадлежит китайскому ученому Шень Ко . Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. В XI в. китайцы стали использовать не сам магнит , а намагниченную сталь и железо.

4). Изобретение компаса во время правления династии Хань ( 202 до н.э. – 220 н.э. ).

Китайцы стали использовать магнитный железняк , ориентированный на север-юг. Изобретение более совершенного компаса приписывается принадлежит китайскому ученому Шень Ко .

Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. В XI в. китайцы стали использовать не сам магнит , а намагниченную сталь и железо.

6). Совершенствование медицины . Китайцы создавали лекарства от многих болезней и открыли на теле человека особые точки .

Домашнее задание

1). § 25 читать и уметь пересказывать.

могли быть изобретены? (В Китае). Но в Китае были придуманы не только эти изобретения.

Подумайте, о чем мы сегодня с вами поговорим, как звуч ит тема урока?

Тема урока: изобретения китайцев (запись в рабочей тетради)

Скажите, а на какие вопросы мы с вами должны ответить сегодня?

Определим цели урока: 1. Научимся писать по - китайски 2. Поразмышляем с китайскими мудрецами

о смысле бытия 3. Узнаем, какой вклад внесли китайцы в общемировую ку льтуру

Мы узнали о китайских изобретениях, когда расшифровали их письменность .

До сих пор не известно точно, когда именно возникли китайские иероглифы. Есть сведе ния, что это

произошло во времена династии Инь (1401 - 1122 гг. до н.э.) Есть предание, что китайские иероглифы

изобрел историограф небесного императора Ху анди по имени Цан Цз е в 4 тыс. до н.э.

Какая была техника написания иероглифов, может кто - ниб у дь знает?

(УЧЕНИК) Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на

шелковую ткань или полоски бамбука. Бамбук – растение с длинными отвердевшими

стеблями, которые расщепляли, получая полоски для письма. Затем бамбуковые полоски

скрепляли бечевкой. Так выглядели древнейш ие китайские книги.

Процесс подготовки материала к письму был очень долгим и неудобным. Чтобы, облегчить процесс

письма, китайцы придумали еще очень важное изобретение, которым пользуются во всем мире. Что

Во 2 веке китайцы изобрели бумагу. Бумага до сих пор является лу чшим материалом для письма.

В китайской письменности существова ло около 50 тысяч иероглифов. Запомнить и х было трудно.

Насколько трудно овладеть иску сством написания иероглифов мы узнаем из практической части

Китайский иероглиф обозначал отдельное слово и часто для написания нового слова приходилось

Практическое задание: соедини линией подходящ ие по смыслу пары (Работа в группах)

Иероглифы были очень сложные и написанием а бсолютно всех, владели не многие. Людей, которым

Древние китайцы почитали ученых людей. В 6 веке до н. э. в одном из китайских госу дарств жил

мудрец Лао Цзы. Он создал уче ние о дао – п у ти при роды и челове ка. Это учение называют даос изм.

Лао Цзы учил, что человек должен жить в соответствии с законами природы, не совершать зла. Он

осуждал угнетение одних людей другими, высту пал против богатства и роскоши. М у дрец считал, что

Мудрец – человек обладающий большим умом, много знающий, опытный.

На наш урок я пригласила старого китайского му дреца Цин Вэя, ему уже около 200 лет, он многое

Во времена далеких царей великий вождь Хуанди повел молодых воинов на борьбу с разбойником

Чию. Перед боем Чию стал колдовать. Вся земля покрылась таким гус тым туманом, что солдаты

вождя заблудились. И тогда Хуанди придумал инструмент, который и в ту мане всегда указывал

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

Жена великого вождя Хуанди однажды сидела на балконе своего дворца и пила горячий душистый

напиток. И вдруг ей в чашку упал с дерева кокон бабочки. Она поморщилас ь и захотела выбросить

его, но зацепила пальцем ниточку: кокон распарился в чашке и от него стали отделяться нити. И

тогда жена вождя бамбуковую палочку и намотала на нее тонкие легкие нити.

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

Некий китайский врач навещает больного. Тот морщился, не же лая пить непривычное лекарство.

– Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…

– Лекарство редко бывает приятным на вкус, – убеждает врач, но оно вернет тебе силы и

поможет встать на ноги. Его целебные св ойства велики: помни мои слова, за этим питьём большое

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда - то считался в Китае лекарством,

любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

В рабочей тетради записать изобретени я китай цев: шелк, бумагу, порох, древнейший компас,

открыли секрет лака, создали прибор, предсказывающий землетрясения, хорошо изу чили

человеческое тело, открыли в нем точки, воздействие на которые улучшает здоровье человека. С

помощью золотых иголок, втыкаемых в такие точки, врачи успешно лечили многие заболевания,

вывели новые сорта овощей и плодовых деревьев, нау чились выращивать чайные кусты, собирать и

хранить их листья. Золотистый напиток – чай – считали целебным, придающим человеку силы.

Изобретения и открытия древних китайцев до сих пор ус пешно служат человечеству.

КИТАЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ (заранее подготовить чайные принадлежности, костюм,

Спасибо, Цин Вэй! Нам было очень интересно, приходи к нам еще.

Давайте с вами подведем итог. Выполнили ли мы с вами поставленные цели в начале урока?

Почему мудрые советы Конфуция и Лао Цзы не утратили своей значимости до наших дней?


Китайские рисунки и иероглифы. 4 в. до н. э.

1. Китайские иероглифы. Более трёх с половиной тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шёлковую ткань или полоски бамбука.

Бамбук — растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получая полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечёвкой. Так выглядели древнейшие китайские книги.

Во 2 веке китайцы изобрели бумагу.

Бумага до сих пор является лучшим материалом для письма.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Запомнить их было трудно. Обучение чтению и письму занимало многие годы. Учащимся приходилось сдавать много экзаменов, особенно тем, кто хотел занять должность чиновника.

В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии — красивого написания иероглифов.

2. Китайские мудрецы. Древние китайцы почитали учёных людей. Конфуций (по-китайски — Кун Цзы) — самый знаменитый мудрец в истории Китая. До сих пор китайцы следуют его наставлениям. Учение Конфуция называется конфуцианством.


Лао Цзы. Древнее изображение


Конфуций с учениками. Древнее изображение

Конфуций учил почитать старших. Надо следовать тем правилам, которые выработали предки. Дети должны слушаться родителей, уважать их. С особым почтением следует относиться к старикам, помогать им во всём. Долголетие - это благословение небес. Мудрость стариков защищает людей от ошибок. Конфуций настаивал на почитании предков. Каждая семья должна была иметь домашний храм, где размещались таблички, символизирующие предков. Здесь совершались религиозные обряды. Предкам приносились жертвы.

Конфуций учил, что благородный человек не должен бояться угрожающего ему извне. Самое страшное — это зло и зависть в душе. Особое значение Конфуций придавал образованию. Он открыл школу и записал множество изречений. Своим ученикам он толковал старинные книги, приобщая к мудрости древних.

С детства китайцев из состоятельных семей приучали правильно вести себя. Ребёнок должен быть всегда вежливым, слушаться старших, но не заискивать перед ними.


Древнее изображение китайского многоэтажного дома


Лягушка — прибор, предсказывающий землетрясения

Благовоспитанный китаец всегда снимал обувь перед входом в дом. Сидел он, выпрямив спину и опираясь на пятки. Ему следовало быть аккуратно одетым и обязательно хорошо причёсанным. Мужчины собирали длинные волосы в пучок. Женщины сооружали сложные причёски. Ели китайцы с помощью специальных палочек. Этот обычай сохранился до сих пор.

Мудрец Лао Цзы создал учение о дао — пути природы и человека. Это учение называют даосизм. Лао Цзы учил, что человек должен жить в соответствии с законами природы, не совершать зла. Он осуждал угнетение одних людей другими, выступал против богатства и роскоши. Мудрец считал, что правители должны заботиться о своих подданных.

Китайские мудрецы полагали, что гармония в мире удерживается соединением двух начал — Ян и Инь. Ян — мужское начало. Оно символизирует свет, солнце, небо, единицу. Инь — женское начало. Оно символизирует ночь, луну, землю, двоицу. Соединение этих двух начал порождает жизнь. Эти начала стремятся друг к другу, а когда они враждуют, возникает угроза гибели.

3. Изобретения и открытия древних китайцев. Ещё в древности китайцы заметили, что шелковичные черви (гусеницы бабочки шелкопряда) плетут свои коконы из красивых и прочных нитей. Они стали разводить шелковичных червей, разматывать их коконы, а из нитей ткать тончайшую блестящую материю — шёлк.

Изысканные китайские шёлковые ткани мечтали заполучить правители и богатые красавицы во многих странах. Эти ткани стоили очень дорого. Долгими месяцами, а иногда годами везли их из Китая по Великому шёлковому пути.


Древнекитайский компас


Бык с повозкой. Древнекитайская статуэтка

Караваны двигались через Центральную и Среднюю Азию в страны Ближнего Востока, а потом в Средиземноморье. Великий шёлковый путь в течение многих столетий связывал Китай с разными странами и народами.

Китайцы изобрели бумагу. Секрет её производства они хранили в тайне от чужеземцев. Бумага была намного дешевле, чем шёлк. Вскоре бумага стала основным писчим материалом в Китае.

Ещё в середине 1-го тысячелетия до н. э. китайцы использовали для фейерверков удивительное изобретение — порох. Прошло несколько столетий, и люди поняли, что порох может быть страшным оружием. Соединение его с огнём приводило к взрыву. Китайцы изобрели древнейший компас. Они же открыли секрет лака.

В Китае нередко случались землетрясения. Китайцы создали прибор, предсказывающий землетрясения.

Китайские врачи очень хорошо изучили человеческое тело, открыли в нём точки, воздействие на которые улучшает здоровье человека. С помощью золотых иголок, втыкаемых в такие точки, врачи успешно лечили многие заболевания.

Китайские крестьяне были очень трудолюбивы. Они вывели новые сорта овощей и плодовых деревьев, научились выращивать чайные кусты, собирать и хранить их листья. Золотистый напиток — чай — считали целебным, придающим человеку силы.

Изобретения и открытия древних китайцев до сих пор успешно служат человечеству.

Из поучений Конфуция

— Жизнь нравственного человека следует как образцу всеобщему нравственному закону (ян — инь). Жизнь низкого человека, напротив, противоречит всеобщему нравственному закону.

— Любить людей — значит не желать человеку того, чего не желаешь себе.

Что для Конфуция является нравственным законом, а что — безнравственным?

1. Как вы думаете, Цинь Шихуанди правил страной в соответствии с наставлениями Конфуция или нет? Аргументируйте свой ответ. 2. Обсудите в группах: чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги? Чем они отличались от книг древних египтян?

Мы запомнили, что:

• в Древнем Китае была создана могущественная империя Цинь;

• построена Великая Китайская стена;

• возникли даосизм и конфуцианство;

• изобретены шёлк, бумага, лак, компас, порох;

• стали выращивать чай;

• был проложен Великий шёлковый путь в Средиземноморье.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

1. Назовите известных вам современников Цинь Шихуанди, Конфуция. 2. Соотнесите сведения, характерные для Китая и Индии: а) возникновение буддизма: б) объединение страны в 3 веке до н. э.; в) изобретение хлопчатобумажных тканей; г) деление общества на варны; д) уважение старших — основное правило жизни: е) выращивание риса; ж) возведение пограничной стены. 3. Объясните, почему объединение Китая совпало со строительством Великой Китайской стены.

Читайте также: