Древнейшая песнь материнства 3 класс музыка конспект

Обновлено: 09.07.2024

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие.

Читаю эпиграф к уроку:

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребенком на руках.

Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем с вами говорить?

А как же называется наш урок сегодня? Откройте страницу 44 учебника. Прочитайте! (ответы детей)

Слайд№2

Введение в тему урока.

В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, и сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, о самом близком для каждого из нас человеке- о матери. Композиторы, художники, писатели всего мира воспевали женщину-мать. Тема материнства для многих вечная тема. Она волновала и будет волновать многие и многие века. Эта тема близка каждому человеку.

Изучение нового материала.

Слайд №3

Давайте послушаем эти произведения, постараемся выявить интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность. Почувствуем красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы.

Слайд №4,5

У.- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?

Д.-такая музыка звучит в церкви, в соборе

Слайд №6

У.- Как можно назвать это музыкальное произведение, которое исполнялось в церкви, храме.

Д.-молитва

У. Кто из вас когда-то посещал собор или церковь, кто был на службе? Ваше впечатление?

(технология педагогики сотрудничества)

Есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, а есть музыка, которая отражает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром, музыка, которая очищает душу, просветляет ее. Это музыка – духовная.

В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения, называется Тропарь.

Тропари составлены и написаны ко всем иконам Божией Матери много лет назад (а их в церковном календаре более ста). Существует тропарь и к иконе Владимирской Божией Матери. В нём частично рассказана история иконы.

(личностное УУД: понимание музыкально-эстетического чувства, его функций в жизни человека)

Слайд №8

У.- Кто исполняет эту музыкальную молитву?

У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

Д.- нет, звучали только голоса

У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

У.- К кому она обращена?

Д.- к Божьей матери

(познавательное УУД: восприятие музыки, размышление о ней).

(монолог композитора)

Сергей Рахманинов, в детстве любил слушать колокольный звон, старинные русские песни, древние былины. Он родился в Новгородском крае, в живописном месте у озера Ильмень недалеко от речки Волхова. Его отец был дворянин, а мама – генеральская дочь, профессиональный историк. Но бабушка была самым дорогим ему человеком. К ней в дом приходили звонари и исполнители, русские песен.

(технология педагогики сотрудничества)

У. А как еще называют Божью Матерь?

Д.- Богородица, Царица небесная, Всепетая, Дева Мария, Мадонна

У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).

Образ Божьей Матери это пример великой любви ко всему человечеству. Богородица – это, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах, как вечный символ страдающей матери.

У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду.

При рождении Марии - Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру.

Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу.

Слайд №9

Слайд№10

У. Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию?

У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за кроткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

(Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя).

У. Как нужно исполнять молитву? В жанре песни, танца или марша?

Д.- Песенная

У.-А почему?

Д.-Лучше передает лирические чувства, простая и одновременно величественная

(познавательные УУД: эмоциональный отклик, оценка музыкального произведения)

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Ей посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.

слайд№11

(интегральная технология)

(информационное УУД: картины Рафаэля, В. Васнецова)

У.- Что вы видите на картине? (ответы детей)

Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Виктора Васнецова. Эту великолепное произведение можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

(технология ИКТ).

У.- (читает стихотворение) Одной картины я желал быть вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая наш Божественный Спаситель- Она с величием, Он с разумом в очах- Взирали, кроткие, во славе и в лучах: (А.С.Пушкин) (учебник страница 43 )

Как вы думаете, что хотел передать нам А.С. Пушкин этими строками?

У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. На Руси Божью Матерь называют Богородицей.

Скажите, ребята, а без чего мы себе не можем представить храм?

У.- А что такое икона?

Образы святых людей сопровождали человека повсюду – в храме, в доме, в дороге…

Что зажигают перед иконой?

Физкультминутка

-Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи. Представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя. Но так, чтобы оно не погасло. (упражнение повторить 2 раза).

Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза)

(технология арт-терапии и здоровье сбережения)

Слайд №12

У.- А сейчас ребята откройте страницу 41 и прочитайте стих Данте.

Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Образ Марии- величественна, благородна, спокойна.

Давайте сравним эти два произведения

Слайд №13

У.- Скажите, откуда Дева Мария спускается к людям?

У.- Какой цвет преобладает?

(белый цвет у Рафаэля)

У.- Посмотрите на картину Васнецова. Какой цвет преобладает?

У.- Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый - божественный.

Почему женщина с младенцем без короны, богатой одежды, а весь мир называет Ее Царицей Небесной? (ответы детей)

У.- Ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта. Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? используя средства музыкальной выразительности.

Чем похожи эти музыкальные молитвы двух композиторов?

  1. Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.
  2. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.
  3. Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.
  4. Созвучны ли картины В. Васнецова и Рафаэля музыке, которая прозвучала на уроке?

(технология ассоциативно-образного мышления)

Итог урока: Слайд №14

Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Духовные произведения всегда песенные. Найдите еще раз слова, которые передают наши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвященные Богоматери.

(доброта, любовь, спокойствие, умиротворенность, благородство, сердечность)

Слайд №15

У.- Образ Богородицы близок образу матери, тема материнства для многих композиторов, художников, поэтов – вечная тема. Она волновала, и будет волновать многие и многие века. Эта тема близка каждому человеку, потому, что самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Любите и берегите своих матерей!

Исполнение песни о маме.

Слайд №16

Домашнее задание:-Нарисуйте свою маму или образ Божьей матери.

Попробуйте сочинить стихи о маме.

Рефлексия: оцените свою активность на уроке с помощью смайликов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №331

РАЙОННЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ КЕРБУНОВА И.И.

ТИП УРОКА: УРОК-ОЗНАКОМЛЕНИЕ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

Формировать позитивное отношение к обучающим ценностям.

Познакомить с образом Богоматери в русском искусстве.

Познакомить с образом Мадонны в Западно-Европейском искусстве.

Познакомить с образом матери в искусстве 19-20 вв., и в современном искусстве.

Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери.

Учить внимательному, заботливому отношению к ней.

Содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию сплоченности и ответственности за порученное дело.

Народная колыбельная песня.

Словесный (рассказ, беседа, анализ).

Наглядный (слуховой, зрительный).

Метод эмоциональной драматургии.

В ХОДЕ УРОКА ИСПОЛЬЗОВАНЫ:

Технические средства обучения (магнитола, мультимедийная техника);

Икона Владимирской Божией Матери;

Гамзатов Р. Стихи. – М.,1980.

Музыка 1-4 классы. Методическое пособие. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.,2004.

Музыка. Учебник для 3 класса. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.,2007.

Островой С. Избранные стихи. Л.,1985.

Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Начальная школа. –М.,2009.

Православные святые. Ионина Н.А. РООССА. 2010.

Плещеев А.Н. Стихи.- Л.,1987.

Эрмитаж. Альбом Альфа-Колор.,2003.

1. Настроить учащихся на эмоциональное восприятие темы урока.

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем исток всего, ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: МАМА!

Раскрыть смысл темы урока;

Дать представление о разных образах Матери в искусстве.

- Ребята, кому будет посвящен наш сегодняшний урок?

- Правильно. В последнее воскресенье ноября в России с 1998 года по указу Президента отмечается День Матери.

- Кто из вас слышал об этом празднике?

- Какую самую первую песню слышит ребенок от своей мамы, бабушки?

Подготовить голосовой аппарат к работе;

Учить брать дыхание по руке дирижера;

Отработать пение в унисон;

Учить петь без музыкального сопровождения;

Развить навык игры на треугольнике.

- Кто может напеть колыбельную песенку?

- А как вы думаете, современные композиторы могут сочинять колыбельные песни ? Они могут быть похожи на народные?

-Такие песни называют композиторскими в народном духе.

Разучиваем 1-2 куплета.

В процессе пропевания могут встретиться следующие трудности:

Интонационные: чистое пропевание кварты, терции, поступенное движение мелодии вверх и вниз.

Вот уже более 2000 лет посвящают Деве Марии свои творения художники, скульпторы, поэты и композиторы.

1. Настроить на эмоциональное восприятие произведений музыки и живописи.

3. Какие инструменты вы услышали; какой голос исполнял?

- Какие инструменты исполняли музыкальное произведение? Какой голос? Какой темп, какой регистр, динамика?

- Орган и труба. Женский голос. Темп медленный, регистр менялся от низкого к высокому, звук от усиливался, то затихал.

- Найдите слова, которые передают ваши чувства.

- Величие, радость, красота, спокойствие, мир, достоинство, благородство, простота, свет.

- Ребята, а эти слова подходят к образу вашей мамы?

- Наша ученица подготовила стихотворение о маме.

Выразительно прочитать стихотворение;

Нет никого моей мамы дороже.

Нет никого справедливей и строже.

Нет никого моей мамы добрей,

Ласковой мамочки милой моей!

Как я люблю ее теплые руки!

Тихого голоса нежные звуки.

С мамой и солнце нам светит сильней

Холодно в мире без мамы моей!

Кто пожалеет и кто обогреет?

Ночи не спит, когда мы заболеем.

Нет никого в целом мире родней.

Мамы единственной милой моей!

- Ребята, а вы заботитесь о своей маме как она о вас? Давайте покажем как можно помочь маме месить тесто для пирога, наливать чай из чайника (физминутка).

- В народе живет много пословиц о маме. Они передаются из поколения в поколение. Какие вы знаете пословицы?

- Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает. Птица рада весне, а младенец матери. Нет милее дружка, чем родимая матушка. При солнышке тепло, при матери – добро. Родную мать никем не заменишь. Что материнской рукой дано, то впрок пойдет. Материнская ласка конца не знает. Жалей мать родную – не найдешь другую. Для матери ребенок – до ста лет дитенок.

Бедный мальчик! Весь в огне,

Все ему неловко!

Ляг на плечико ко мне,

Я с тобою похожу…

Подремли, мой мальчик,

Хочешь, сказочку скажу:

Зашумел сыр-темен бор,

Лис лисичку будит.

Во сыром-темном бору…

Словно птенчик, весь в жару

Мать и ходит, ходит…

Тихо, долго ночь идет…

Ночь уж день выводит –

Мать поет…Рука у ней

И не раз слезу с очей

И едва дитя, в жару,

- Какой образ мамы нарисовал поэт?

- Заботливая, добрая, готовая отдать все силы своему больному малышу.

Отработать пение в унисон;

Обратить внимание на распевы;

Настроить на эмоциональное исполнение.

Краткий анализ художественного произведения.

- Откуда явилась Мария?

- Где происходит действие?

- Куда устремила взгляд?

- Какого цвета больше?

Воспитывать чувство любви, глубокого уважения к матери.

Развивать эрудицию детей.

- Где можно увидеть такой памятник?

- На Пискаревском мемориальном кладбище.

- Дубовая гирлянда в руках матери – символ скорби и вечной памяти.

- Пройдет 10, 20, 30 лет, забудутся в вашей памяти люди, события, встречи. Но что бы не пережил ты, твои воспоминания всегда будут возвращать тебя к образу твоей матери, к ее рукам.

Учить внимательному, заботливому отношению к маме.

Помню руки матери моей…

Хоть нет ее, давно уж нет на свете,

Я рук не знал нежнее и добрей,

Чем жесткие, мозолистые эти.

Я помню руки матери моей,

Что утирали слезы мне когда-то,

В пригоршнях приносили мне с полей

Все, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого ее прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

Широкие, шершавые ладони.

Они – что ковш. Приникни к ним и пей,

И не сыскать источника бездонней.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

- Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная,

(Ей-то уж добра не занимать!)

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать!

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребёнком на руках!

Все на свете метится следами,

Сколько бы не вышагал путей,

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

- Что особенно запомнилось?

- Что нового узнали на уроке?

- О ком шла речь на уроке?

- Какие музыкальные произведения звучали на уроке?

- Нарисуйте дома мамин портрет. Пожелайте своим мамам и бабушкам здоровья, любви, добра и счастья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- по достижению личностных результатов: воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Пресвятой Богородицы и образ матери, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью; оценивать усваиваемое содержание; развивать стремление к речевому самосовершенствованию; формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.

- по достижению метапредметных результатов: выражать свои мысли; развитие навыков речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов: изучить, как представлен духовный образ матери в различных видах искусства, совершенствовать умение воспринимать и анализировать предлагаемые фрагменты музыкальных произведений; наблюдать в жизни примеры содружества нескольких видов искусств (поэзии, музыки, живописи); развивать творческие и исполнительские способности, эмоционально воспринимать музыку русских и зарубежных композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Музыкальный материал:

Тропарь Владимирский иконе Божией матери;

Ход урока:

I Организационный момент. Актуализация знаний.

II Этап мотивации:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас жанром духовной музыки. Для того чтобы узнать и запомнить название этого жанра – заполним кроссворд.

Заполнение кроссворда (применение игровых технологий).

Учащиеся узнают по слуху тембры звучащих инструментов и записывают их названия, по горизонтали получается слово – тропарь.

III Этап изложения нового материала:

Демонстрация компьютерной презентации.

Тропарь – жанр древнерусской духовной музыки (гимнографии), небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери. Мы прослушаем на уроке тропарь Владимирской иконе Пресвятой Богородицы.

Ребята, внимательно посмотрите на эту икону.

«Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой! (Максимилиан Волошин)

3. Краткий рассказ учителя о Владимирской иконе пресвятой Богородицы.

4. Слушание Тропаря Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Определение особенности мелодии, смысла текста.

Днесь светло красуется славнейший град Москва,

яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,

чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы

притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:

о пречудная Владычице Богородице!

Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Потому что она давно написана. Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь, которая, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения о самом дорогом.

IV. Динамическая пауза. (Применение здоровьесберегающих технологий)

Прослушивание музыкального фрагмента и выполнение задания по пластической импровизации.

V. Первичное закрепление нового материала.

1. Задание: подобрать из двух столбцов слова, соответствующие друг другу по значению.

- Ребята, посмотрите внимательно, взаимосвязаны ли эти слова?

- Что хотел изобразить художник?

Образ матери остается чистым, возвышенным, даже в самое тяжёлое время.

- Какую атмосферу хотел передать художник?

Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей, и даже собаки полны покоя и умиротворения.

Подвести учащихся к выводу:

Мамы, представленные на картинах заботливые, любящие своих детей.

VI. Слушание музыки и определение её характера:

В песне русского композитора В.Гаврилина спокойная, благородная мелодия.

В итальянской песне о маме - чувствуется национальный колорит, музыка страстная.

VII. Развитие вокально-хоровых навыков.

  1. Вокальная импровизация на слова стихотворения о маме.

Задание повышенной сложности (применение игровых технологий)

Мама приласкает,
Мама подбодрит.
Если поругает,
То всегда простит.

С нею мне не страшен
Никакой злодей!
Нет добрей и краше
Мамочки моей.

- Давайте с вами споем ее красиво, с чувством, каждый постарается петь так, как будто дарит песню в подарок своей маме.

VIII. Итог урока. Рефлексия:

Что нового узнали на уроке? Каким является образ матери в разных видах искусства?

В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия.

Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.


Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.

Задачи урока:

Образовательная: обучать умению на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными;

Развивающая: развивать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения;

Воспитательная: воспитание художественно-эстетического вкуса, любви к самому близкому человеку, как мама.

Тип урока: углубление знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Музыкальный материал:

Тропарь Владимирский иконе Божией матери. Протоиерей о. Борис Писарев.

1. Организационный момент.

2. Углубление темы урока. Слайд №2 (стих)

1. Чтение стихотворения М. Волошина.

Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует…
…Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты.
М. А. Волошин.

Кто главный герой этого стихотворения, про кого идет речь? (про маму, Богоматерь Владимирскую или про особого человека.) Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно подчеркивает величие иконы.

Слайд №3 (Богоматерь Владимирская)

2. Работа по учебники стр.44.

Слайд№4 (Тропарь)

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. В нем частично рассказана история иконы.

Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией матери.

3. Слушание Тропаря.

• Определить особенности мелодии. Разбор. Подвести к тому, что тропарь поется на определенный глас, т.е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию.

• О чем поется в тропаре. Разбор текста. (Хрестоматия музыкального материала)

• Каковы значения слов в столбцах.

• Взаимосвязаны ли эти слова. Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

5. Работа по учебнику стр.46.

Вывод: название картины перекликается с названиями икон Божьей Матери. Общая интонация картины тревожная: жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.

•Что хотел изобразить художник образ матери остается чистым, возвышенным.

7.Работа с учебником стр.47.

Слайд №7 (Мадам Шарпантье с детьми)

Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей собаки полны покоя и умиротворения.

Вывод(с двух картин): мамы на картинах, заботливые, любящие своих детей.

Игровой момент:

Нужно выйти к доске и построиться в алфавитном порядке по именам своих мам. Каждый называет имя мамы и говорит, какая она.

Называем имя прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя вашей мамы.

Анна — Аккуратная, активная…

В — Величавая, весёлая, верная…

Г — Грамотная, грациозная…

Д — Душевная, добрая, добросовестная…

Ж — Жизнерадостная, желанная, жалостливая…

З — Заветная, Задушевная…

И — Интересная, известная…

К — Красивая, кроткая…

Л -Любимая, ласковая…

М — Милая, мудрая, мировая…

Н — Нежная, надёжная…

О — Обаятельная, общительная, оригинальная…

П — Прекрасная, премудрая, приветливая…

Р — радостная, робкая, родная…

С — Славная, сильная, смелая, счастливая, солнечная…

Т — Талантливая, терпеливая, требовательная, творческая, толковая…

У — Уважаемая, уверенная, удачливая, умная…

Ф - Фантастическая, фиерическая…

Х — Храбрая, хрупкая…

Э — Элегантная, эффектная…

Ю — Юная, юморная, юркая…

Слайд №8 (Мама)

Каков характер песен? (У Гаврилина песня (стр.45) по характеру спокойная, с благородно спокойными скачками. Итальянская песня про маму - чувствуется национальный колорит, музыка страстная)

В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Стих по слайду №9.

8. Слайд № 10.

9. Мне бы хотелось закончить наш урок пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии.

- Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех.
- Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь. Я вам её напечатала на золотом фоне – символе святости и раздам её каждому.
На этом наш урок закончен. Спасибо вам ребята за работу!

Домашнее задание: вспомнить песню про маму.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – Просвещение, 2009 г.

Сидорова Е.В. Музыка в начальной школе. Методические рекомендации по тематическому и поурочному планированию. – Вологодский институт развития образования, 2005 г.

3 класс

Цель урока: познакомить учащихся с историей русской земли и церковной музыкой, показать как музыка и живопись создают образ матери.

I . Обучающие:

1. Дать первоначальные представления об иконе.

2. Дать первоначальные представления о тропаре.

3. Дать первоначальные представления о песенности как об одном из основных качеств музыки.

4. Закрепление, повторение, систематизация знаний учащихся.

5. Разучивание песни.

II . Воспитывающие: формирование эстетического вкуса учеников; воспитание любви и интереса к прошлому.

III . Развивающие: развитие речи учащихся, их кругозора, наблюдательности.

Методы: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, фортепиано.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас познавательным и интересным.

Слайд 1

Звучит колокольный звон, видеоролик Аве Мария Шуберта (с этим произведением учащиеся знакомились на прошлом уроке)

1. Введение в тему урока

Актуализация знаний учащихся

УУД:

· Формируется эстетическое отношения к миру, образу матери, приобщаются к вершинным достижениям мировой музыкальной культуры.

· Учатся определять цель урока, отталкиваясь от увиденного и услышанного.

(вопросы после просмотра и прослушивания)

· Знакома ли вам прозвучавшая музыка?

· Кто автор данного музыкального произведения? (Ф.Шуберт)

· Как оно называется? (Молитва Аве Мария)

· Кому посвящена? (Богородице, Деве Марии)

· Как переводится Аве Мария? (Радуйся, Мария)

· Чему она должна радоваться? (рождению Сына Божьего)

Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о матери)

Слайд № 2

2.Постановка цели урока.

Как вы понимаете, выражение древнейшая песнь материнства?

3. Новый материал.

3.1 Организация первичного восприятия.

Образ Божьей Матери в произведениях искусства

  • Знакомятся с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери.
  • Формируется уважительное отношение к матери в русской семье.
  • Учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Слайд № 3,4,5

Рассмотрим ряд картин, на которых изображена женщина с младенцем:

1. Как вы думаете, кто изображен на этих картинах?

2. Кто такая Богоматерь?

3. Как она показана на картинах?

4. Она без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Ее Царицей Небесной. Почему?

Слайд 6

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая.

Когда художник пишет деву Марию, то у него получается не обычная картина, а икона. На Руси существует различные иконы, но особенно близка икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

Информация для учителя.

Слайд 7

  • Учатся определять на слух средства музыкальной выразительности.
  • Учатся проводить интонационно- образный анализ произведений искусства.
  • Знакомятся жанрами церковной музыки(тропарь, молитва.)

Слайд 8

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Согласно словарю церковных терминов , тропарь - жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более 100.

Слайд 9

Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нем частично рассказана история иконы.

Слайд 10

Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и иконы Богоматерь Владимирская.

Не на троне – на Её руке, Левой

Ручкой, обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит…

В мире нет слепительнее чуда

Откровенья вечной Красоты!

Максим Волошин

· Какие чувства вызывают у вас эти строчки?

· С чем схожи они?

Сейчас вы познакомитесь с авторской мелодией тропаря. Его композитором является московский священнослужитель, протоиерей Борис Писарев. Внимательно вслушайтесь в музыку, определите её характер, средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки.

Прослушивание Тропарь к Владимирской иконе Божией Матери

1. Какой характер музыки? (характер спокойны, тихий, красивый, задумчивый, тонкая, нежная, мягкая, радостная, величественная, простая, единство чувств, мыслей)

2. Кто исполнял? (Хор смешанный (мужские и женские голоса).

Было ли инструментальное сопровождение? (Исполнение без сопровождения, а капелла).

3. Средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки? (темп медленный, спокойный; регистр мужские голоса- низкий регистр, женские- высокий; мелодия певучая, напевная, как песня, на одном дыхании; динамика ровное звучание: меццо пиано, меццо форте ).

Итог прослушивания.

Тропарь поётся на определенный глас, т.е имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Песенная основе тропаря, наличие распевов, роднят его с народными напевами.

Это пример подлинной церковной музыки в соединении с церковным текстом.

Богородица – прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращённое к ней несёт характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

Физкультминутка

3.3 Интонационно - образный анализ произведений искусства.

· Учатся держать цель урока

· Учатся сравнивать и сопоставлять образы в музыке и живописи.

· Учатся сравнивать, отстаивать свою точку зрения, работать в группе.

Слайд 11

Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

1. Какие образы передали художники? (образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе.)

3. Что роднит Петроградскую Мадонну и иконы Божией Матери, жесты, взгляд? (Жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.)

4. Схожи картины Петрова - Водкина и Ренуара по настроению или различны? (различны)

4. Какова атмосфера в картине Ренуара? (Картина Ренуара передает атмосферу уюта, любви, счастья.)

5. Что это подтверждает? (Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.)

Образ матери является символом всего самого дорого, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, родина-мать.

Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

Мы посмотрели, как художники умело передают образ матери при помощи красок. И сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных произведения и определить :

1. Композиторская или народная это музыка и почему?

2. Русская или зарубежная?

3. О чем поется в этих песнях?

4. Какие чувства выражены? Какая песня соответствует какому живописному полотну и почему?

Итог интонационно-образного анализа.

Учитель: Мама - это первое слово ребёнка. А сколько тепла, заботы и любви наполняют это слово. Мама дала нам жизнь! Нелёгкий труд ложится на мамины плечи: работа, хлопоты по дому, а главное - воспитание детей. Любая мать хочет, чтобы её ребёнок стал настоящим человеком. Все препятствия в жизни мы преодолеваем вместе с мамой. Мама о нас заботится всю свою жизнь. В первый класс мы идем за руку вместе с нашими мамами. Вся домашняя работа ложится на маму.

4.Развитие вокально-хоровых навыков.

· Учатся проявлять свою эмоциональную отзывчивость, сопереживать герою музыкального произведения.

Слайд 15

Игра мама

Кто пpишёл ко мне с yтpа?

Кто сказал: "Вставать поpа"?

Кашy кто yспел сваpить?

Чаю - в пиалy налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в садy наpвал?

Мамочка .

Кто меня поцеловал?

Кто pебячий любит смех?

Кто на свете лyчше всех?

Совсем скоро праздник мам. Для каждого мама – это что-то особенное. И сейчас я вам предлагаю воссоздать образ мамы при помощи тех рисунков-ассоциаций, которые вы приготовили к уроку. Дети прикрепляют к слову мама свои ассоциации с мамой, делаем вывод, что мама – согреет (солнышко, лучик), красивая (цветочек), добрая (улыбка), сердечная (сердце и т д.)

А сейчас давайте с вами споем песню о маме, красиво, с чувством, каждый постарается петь так, как будто вы дарите песню в подарок своей МАМЕ. А в день праздника вы сможете подарить эту песню вашим мамам.

5.Подведение итогов. Рефлексия .

1. Учащиеся выполняют проверочный тест.

2. Домашнее задание.

Найдите и выучите стихотворение о маме и подарите маме в день праздника.

2. (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и В.Васнецов Богоматерь с младенцем)

Поднимите глаза на доску, кто это перед вами? ( образы богоматери, о которых говорили на уроке.)

Читайте также: